Объединение ПФР и ФСС с 2023 года: что это значит для бизнеса

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Объединение ПФР и ФСС с 2023 года: что это значит для бизнеса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Помимо незначительного изменения в ставках, в 2023 году кардинально изменится порядок уплаты страховых отчислений. Это связано не только с объединением фондов, но и с обязательным для всех налогоплательщиков переходом на систему Единого налогового счета.

  • В 2023 году страхователи будут перечислять взносы за работников и исполнителей по единому тарифу: 30% до достижения предельной величины базы и 15,1% после её достижения. Единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов устанавливается в размере 1 917 000 рублей.
  • Работодатели из категории субъектов МСП продолжат платить страховые взносы на прежних условиях: 30% с выплат в пределах МРОТ и 15% с суммы свыше МРОТ. Минимальная зарплата на 1 января 2023 года установлена в размере 16 242 рубля.
  • Остальные категории страхователей с льготными тарифами перечислены в статье 427 НК РФ.
  • Взносы по единому тарифу надо перечислить не позже 28-го числа следующего календарного месяца. Перед этим, не позже 25-го числа, необходимо направить уведомление об исчисленных суммах.
  • Фиксированные взносы в 2023 году для ИП за себя, а также за глав и участников КФХ составляют 45 842 рублей.
  • Изменится отчётность по взносам: формы СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД и 4-ФСС отменяются, вместо них будут сдавать новый отчёт ЕФС-1. Отчёт СЗВ-М будет заменён Персонифицированными сведениями по физлицам.

Общие изменения в отчетности

С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:

  • расчет по страховым взносам (РСВ) и
  • единый отчет по сотрудникам.

Единый отчет заменит сразу четыре формы – ​СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:

  • часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
  • если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
  • часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.

Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:

  • ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
  • а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.

Как изменятся страховые взносы

Начиная с 2023 года перечисление всех бюджетных платежей будет производиться по единому реквизиту казначейства на налоговый счет организации или ИП, и с него автоматически распределяться по разным ведомствам.

Подробнее рассмотрим начисление и уплату страховых взносов.

Для значительного количества страхователей тарифы на СТВ уменьшены:

Страхователи ПФР ФСС ФОМС
Компании, фирмы, ИП на УСН. Обязательное условие – максимальный доход 79 млн. руб. 20,0
Учреждения аптечные, ИП, получившие лицензию на продажу лекарственных форм на ЕНВД.

Уменьшенные ставки – только для трудящихся, занятых в аптечной деятельности

20,0
ИП на ПСО 20,0
IT-компании и фирмы 8,0 2,0 4,0
Участники проекта «Сколково» 14,0
Предприятия, задействованные в свободной эконом. зоне в Крыму 6,0 1,5 0,1

Важно! В этом перечне содержится неполная информация. Чтобы ее дополнить, нужно ознакомиться со ст. 427 НК.

Как будет работать Социальный фонд России

В пресс-службе сообщили, что принципиальной новацией является создание нового органа управления, и деятельность фонда будет подотчетна наблюдательному совету, состоящему из 7 человек, которые представляют профсоюзы, работодателей, Госдуму, Совет Федерации, правительства и председателя объединенного фонда.

«Бюджет внебюджетного фонда формируется за счет страховых взносов, вне федерального бюджета и бюджетов субъектов. Эти средства расходуются исключительно на страховые цели. При этом внебюджетный фонд обеспечивает выполнение социальных обязательств государства. Для этого из федерального бюджета внебюджетный фонд получает трансферты», — уточнили в пресс-службе.

Читайте также:  Как получить налоговый вычет после покупки квартиры в ипотеку

В качестве учредителя фонда будет выступать правительство РФ, в качестве собственника имущества фонда — Российская Федерация. При этом Российская Федерация несет ответственность по публичным обязательствам фонда, таким как выплата пенсий, пособий и других социальных выплат.

Особенности счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Счет 69 обладает развернутым сальдо, которое включает сальдо и по дебету, и по кредиту. При этом кредитовое сальдо должно быть включено по строке бухгалтерского баланса «Задолженность перед государственными внебюджетными фондами», а сальдо по дебету фиксируется в активе баланса по статье «Прочие дебиторы». Оба сальдо находятся в составе краткосрочной дебиторской задолженности.

Отражение начисления страховых взносов в данные фонды происходит по кредиту 69 счета на предназначенных для этого субсчетах (в качестве задолженности перед фондами). По дебету отражены счета учета издержек на выпуск продукции, на которых формируется начисленная оплата труда (счет 20 «Основное производство», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Общехозяйственные расходы»). Перечисляя взносы в фонды в срок, происходит уменьшение задолженности перед фондами (по дебету счета 69), при этом происходит и уменьшение денежных средств компании (на кредите сч. 51 «Расчетный счет»).

Определенная доля сумм, которые были начислены в ФСС РФ, может быть использована с целью выплатить сотрудникам пособия по временной нетрудоспособности. Данную хозяйственную операцию отражают по дебету сч. 69, включая субсчет 1 «Расчеты по социальному страхованию» и кредиту сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Когда предприятия выплатили сотрудникам пособия по временной нетрудоспособности, их задолженность перед ФСС РФ должны быть уменьшена на сумму пособия.

Рассмотрим основной перечень основных бухгалтерских проводок, назначение которых состоит в начислении и перечислении страховых взносов. Для этого следует обратиться к таблице 1.

Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области создано 1 апреля 1991 года по решению Правления Пенсионного фонда РФ для осуществления государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования и организации пенсионного обеспечения в Архангельской области. В состав ГУ-ОПФР по Архангельской области входит 13 управлений и 2 отдела ПФР, работает 23 клиентских службы.

В составе ГУ-ОПФР по Архангельской области находится и Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пинежском районе Архангельской области.

В соответствии с Положением об Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Пинежском районе Архангельской области, данное Государственное учреждение в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, решениями Правления ПФР, Исполнительной дирекции ПФР и Отделения ПФР по Архангельской области, Кодексом профессиональной этики работников системы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Основные задачи и функции Государственного учреждения — Управление Пенсионного фонда России в Пинежском районе Архангельской области:

— осуществляет правильное и своевременное назначение пенсий, в том числе с учетом данных персонифицированного учета, перерасчет и выплату пенсий, пособия на погребение, ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и других социальных выплат;

— поизводит подготовку и оформление документов на выплату пенсий, пособия на погребение, ЕДВ и других социальных выплат;

— составляет и доводит до экономической группы сведения для
формирования заявок на финансирование выплаты пенсий, пособия на
погребение, ЕДВ и других социальных выплат;

— ведет прием населения по вопросам, касающимся назначения, перерасчета и выплаты пенсий, ЕДВ, ДЕМО, ДМО, компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам к месту отдыха и обратно и другим, входящим в компетенцию Пенсионного фонда РФ вопросам;

— оказывает помощь предприятиям, организациям, учреждениям Пинежского района в работе по подготовке документов для назначения пенсий застрахованным лицам, служащим и их семьям;

— изучает и кодифицирует законодательство о пенсиях, пособиях и других социальных выплатах;

— осуществляет взаимодействие с Главпочтамтом Архангельской области, Сбербанком РФ, иными кредитными учреждениями по вопросам выплаты и доставки пенсий, пособий, ЕДВ, ДЕМО, ДМО и других выплат;

— осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти, социальной защиты населения, судебными органами, органами прокуратуры, общественными организациями по вопросам пенсионного обеспечения населения:

— обеспечивает ведение и сохранность базы данных получателей пенсий, пособий и других выплат;

— составляет необходимую статистическую отчетность по пенсиям, пособиям и другим выплатам;

— проводит разъяснительную работу с населением и СМИ по вопросам действующего пенсионного законодательства;

— рассматривает, анализирует предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам применения пенсионного законодательства, обобщает и принимает по ним меры в соответствии с действующим законодательством;

— вносит предложения по совершенствованию и улучшению форм и методов работы;

— при необходимости привлекается к участию в судебных заседаниях по пенсионным вопросам.

— выполняет разовые поручения руководства ГУ-Управления ОПФР по Архангельской области;

— обеспечивает сохранность имущества и документации в Управлении, а также защиту конфиденциальной информации в соответствии с нормативными документами и указаниями Правления ПФР, Исполнительной дирекции ПФР и Отделения ПФР по Архангельской области;

— решает задачи в области гражданской обороны и мобилизационной подготовки в соответствии с действующим законодательством.

Читайте также:  Как правильно оформить временную регистрацию в РФ для иностранного гражданина ?!

Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пинежском районе Архангельской области расположено по адресу: 164600, Архангельская область, с. Карпогоры, ул. Победы, д. 51а.

Основной вид деятельности Государственного учреждения — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пинежском районе Архангельской области – это деятельность в области обязательного социального страхования.

Организации присвоен идентификационный номер 2919005009.

Учет расчетов по налогам и сборам

Предназначен для того, чтобы отразить расчеты по налогам и сборам, счет 68 Плана счетов бухучета, утвержденного Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Счет 68 является активно-пассивным. Начисление налогового платежа отражается по кредиту. Его уплата или применение налогового вычета — по дебету. Кредитового сальдо демонстрирует наличие задолженности по фискальным сборам перед бюджетом, дебетовое показывает сумму переплаты.
К счету 68 для учета расчетов по разным видам фискальных сборов открываются отдельные субсчета. Кроме того, в разрезе каждого субсчета удобно обеспечить аналитический учет в разрезе непосредственно налоговых платежей, а также налоговых санкций: пеней и штрафов.

Кроме того, при формировании проводок применяются следующие синтетические счета:

  • 19 — при отражении входящего НДС;
  • 76 — для учета НДС с авансовых платежей;
  • 99 — при расчете платежей в бюджет с прибыли;
  • 09 и 77 — для отражения отложенных налоговых активов и обязательств.

Порядок учета расчетов по налогу на имущество

Налог на имущество организаций установлен главой 30 Налогового кодекса РФ.

Предприятие платит налог на имущество с остаточной стоимости основных средств.

Остаточную стоимость имущества рассчитывают так:

Первоначальная стоимость основных средств, отраженная на счете 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств».

Виды имущества, которые не облагают налогом, установлены пунктом 4 статьи 374 Налогового кодекса. К ним относят:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (например, водные ресурсы), принадлежащие организации;

2) государственное имущество, используемое исполнительной властью для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в стране.

Чтобы рассчитать сумму налога, которую нужно уплатить в бюджет за отчетный или налоговый период (I квартал, полугодие, 9 месяцев, год), предприятие определяет среднегодовую стоимость налогооблагаемого имущества за этот период.

Ставку налога устанавливают региональные власти.

Предприятие ежеквартально подает в налоговую инспекцию налоговые расчеты, а по итогам года – декларацию по налогу.

Налоговый расчет по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев подается в течение 30 дней по окончании каждого квартала. Налоговую декларацию по итогам года представляют не позднее 30 марта следующего за отчетным года.

Порядок учета расчетов по земельному налогу

Земельный налог установлен Главой 31 НК РФ.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая ставка устанавливается согласно ст. 394 НК РФ актами представительных органов муниципальных образований и не может превышать 0,3% или 1,5% в зависимости от типа земельного участка.

Начисление налогов оформляется следующими записями:

Д 91-2 К 68 Начислен налог на имущество.

Д 26 К 68 Начислен транспортный налог.

Д 26 К 68 Начислен налог на землю.

Уплата налогов оформляется соответствующими записями:

Д 68 К 51 Уплачен налог (по видам налога).

Специальные ВБФ используются для конкретных целей, которые обычно указываются в его названии.

В основе ВБФ РФ лежат акты, подписанные законодательными органами власти, органами субъектов государства и местного самоуправления. В этих актах утверждается его деятельность, а также то, куда будут направлены его средства.

Отчисления во внебюджетные фонды:

  • налоги;
  • субсидии;
  • налог на доход от юридических лиц;
  • коммерческие фонды и добровольные пожертвования;
  • неиспользованные средства бюджета;
  • займы и кредиты банков;
  • иные виды доходов.

ВБФ выполняют две основные функции:

  1. Распределительная функция заключается в перераспределении доходов и направлении их на нужды общества.
  2. Контрольная функция осуществляет информирование граждан об изменениях в социальных сферах.

Страховые тарифы и база для расчета взносов

Для каждого физического лица организация или ИП рассчитывают взносы индивидуально в зависимости от получаемого дохода. База для обложения взносами считается нарастающим итогом в течение календарного года. По некоторым видам дохода облагаемая база лимитируется. Действующие в 2020 году лимиты смотрите здесь.

Итоговая величина взносов — это облагаемая база, умноженная на соответствующий страховой тариф (ставку).

На данный момент действуют следующие ставки:

Облагаемая база

ПФР

ФСС

ФФОМС

Итого

Не превышает установленную предельную величину, %

22

2,9

5,1

30

Больше установленного предела, %

10

5,1

15,1

Тарифы по взносам «на травматизм» зависят от класса профессионального риска, присвоенного организации или предприятию.

Страховые тарифы и база для расчета взносов

Для каждого физического лица организация или ИП рассчитывают взносы индивидуально в зависимости от получаемого дохода. База для обложения взносами считается нарастающим итогом в течение календарного года. По некоторым видам дохода облагаемая база лимитируется. Действующие в 2021 году лимиты смотрите здесь.

Итоговая величина взносов — это облагаемая база, умноженная на соответствующий страховой тариф (ставку).

На данный момент действуют следующие ставки:

Облагаемая база ПФР ФСС ФФОМС Итого
Не превышает установленную предельную величину, % 22 2,9 5,1 30
Больше установленного предела, % 10 0 5,1 15,1
Читайте также:  Могут ли уволить сотрудницу в декретном отпуске

Остальные тарифы см. в материале «Тарифы страховых взносов в таблице».

ВНИМАНИЕ! С 01.04.2020 Президент РФ В.В. Путин снизл вдове ставки по страховым взносам для субъектов малого предпринимательства. Подробности см. здесь.

Тарифы по взносам «на травматизм» зависят от класса профессионального риска, присвоенного организации или предприятию.

Учет расчетов по страховым взносам: особенности проводок

Социальные отчисления в фонды страхования производятся из зарплаты работников. При этом взносами не облагаются льготы, социальные пособия, материальная помощь и т. п. На сегодня действуют следующие установленные тарифные ставки:

  • 22% для ПФР;
  • 5,1% для ФФОМС;
  • 9% для ФСС.

Проводки (контировки) формируют в то время, к которому относятся расчёты по соцстрахованию и обеспечению. Типовые проводки для зачисления страховых сборов выглядят так:

Вид перечислений Дебет Кредит
Взносы в ПФР 20 (25, 26, 29, 44) 69.2
Уплата в ПФС 20 (25, 26, 29, 44) 69.1
Начисления в ФОМС 20 (25, 26, 29, 44) 69.3
Пеня за просрочку 91 69
Перечислены фиксированные суммы в фонды 69 51

Как платить страховые взносы по общим тарифам с 2023 года

Законом № 239-ФЗ изменен порядок применения общих тарифов для исчисления и уплаты взносов, а также изменены сами тарифы. Предусматривается установление и единого тарифа для всех видов взносов. Согласно новой редакции статьи 425 НК РФ, взносы (на ОПС, ОМС, ОСС на ВНиМ) по общим тарифам необходимо рассчитывать с выплат (п. 10 ст. 2 Закона № 239-ФЗ):

  • не превышающих единую предельную величину базы — по тарифу 30 %;

  • превышающих единую предельную величину базы — по тарифу 15,1 %.

Отдельные тарифы страховых взносов установлены поправками для тех страхователей, которые производят выплаты следующим категориям физлиц (п. 10 ст. 2 Закона № 239-ФЗ): прокурорам, сотрудникам Следственного комитета РФ, судьям федеральных судов, мировым судьям. Взносами на ОПС выплаты названным категориям граждан не облагаются. Тариф взносов на ОМС составляет 5,1 %. Тарифы взносов на ОСС на ВНиМ следующие:

  • с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, — 2,9 %;

  • с выплат, превышающих единую предельную величину базы, — 0 %.

Взносы с доходов предпринимателей и других «индивидуалов»

Для тех, кто работает «на себя» установлены отдельные правила.

«Индивидуалы» в обязательном порядке платят пенсионные и медицинские взносы в фиксированном размере, который не зависит от доходов предпринимателя.

Платеж в пенсионный фонд для предпринимателей и прочих «частников» (за исключением глав крестьянских хозяйств) рассчитывается следующим образом. Если доходы в расчетном периоде не превысили 300 000 руб., то платеж равен минимальному размеру оплаты труда на начало года, за который платятся взносы, умноженному на тариф взносов в ПФР и умноженному на 12 месяцев. Если доходы превысили 300 000 руб., то платеж равен МРОТ на начало года, умноженному на тариф и умноженному на 12 месяцев плюс 1% от суммы доходов, превышающих 300 000 руб. При этом сумма не должна превышать максимальную величину МРОТ на начало года, последовательно умноженную на 8, на 12 и на тариф.

Для глав крестьянских (фермерских) хозяйств размер платежа в ПФР не зависит от величины доходов. Платеж равен МРОТ, умноженному на тариф и умноженному на 12 месяцев. Данная величина умножается на количество всех членов хозяйства, включая его главу.

Значение платежа в ПФР, установленное на 2015 год, составляет: для ИП и прочих «индивидуалов» (за исключением глав крестьянских хозяйств), 18 610,80 руб. плюс 1% от доходов свыше 300 000 руб.. Для глав крестьянских (фермерских) хозяйств значение платежа в ПФР равно 18 610,80 руб. вне зависимости от величины доходов.

Фиксированные платежи в медицинский фонд для всех, включая глав крестьянских хозяйств, рассчитываются по следующей формуле: минимальный размер оплаты труда на начало года, за который платятся взносы, умноженный на тариф взносов в ФОМС и умноженный на 12 месяцев.

Значение фиксированного платежа в ФФОМС, установленное на 2015 год, составляет 3650, 58 руб.

Если календарный год отработан не полностью, размер фиксированных платежей пересчитывается исходя из фактически отработанного времени.

Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уплачиваются только на добровольной основе. Это значит, что «индивидуал» по собственному выбору может отказаться от данного вида страхования и не платить взносы. Но при желании он вправе застраховаться, и тогда ему придется перечислять фиксированные платежи в ФСС. В 2015 году их величина равна 2075,82 руб.

Взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний «за себя» не платятся.

Если деятельность временно приостановлена из-за отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, за инвалидом или пожилым человеком, из-за военной службы по призыву или из-за пребывания за границей супругом военнослужащим или дипломатом, то фиксированные платежи за время приостановки не платятся.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *