ОСАГО 2023: какие изменения стоит ждать водителям
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСАГО 2023: какие изменения стоит ждать водителям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
Почему нужны изменения
По словам председателя комитета автострахования Союза страховщиков Санкт-Петерубрга и Северо-Запада Александра Баклушина, в России давно существует проблема низких выплат по полису ОСАГО.
— Например, если человек погибнет в самолете, выплаты составят несколько миллионов рублей, а если в автомобильной аварии — выплата будет равна 500 тысячам рублей. Конечно, заметен характерный перекос, — обратил внимание Баклушин.
Он обратил внимание на то, что система выплат по жизни и здоровью однажды уже изменялась. Тогда изменения были позитивными, потому что конкретные телесные повреждения привязали к процентам страховых выплат (в зависимости от того, какую часть тела повредил человек — прим. «ВМ»).
— Я считаю, что главное изменение, которое надо реализовать в ОСАГО, — это лимит выплат по жизни и здоровью, который необходимо поднять до двух миллионов, — сказал эксперт.
В свою очередь, автоюрист Лев Воропаев заметил, что страхование ОСАГО в большинстве своем не относится к здоровью, а касается возмещения вреда, причиненного имуществу:
— Закон предусматривал возмещение последствий в натуральной форме, то есть путем ремонта авто. Но эта система работает неэффективно.
Страховые компании понимают, что для них экономически выгоднее выплатить денежные средства, а не отправить машину на ремонт. Поэтому более 80 процентов компаний склоняют клиентов к получению денежного возмещения, а не к ремонту.
— Эти выплаты производятся с учетом износа автомобиля, а для страховых компаний это гораздо выгоднее, чем произвести ремонт, — пояснил Воропаев.
Он обратил внимание, что за 2022 год уже несколько раз поднимались тарифы по ОСАГО (покупка самого страхового документа — прим «ВМ»), а сами страховые выплаты не повышались:
— В принципе, я считаю, что можно поднять планку выплат по здоровью до двух миллионов рублей, но тогда и стоимость самого ОСАГО увеличится в разы.
Правила получения диагностической карты
Оформить страховку в профильной компании невозможно без подтверждения прохождения технического осмотра транспортного средства. Существенным изменением в порядке проведения технического осмотра является подорожание услуг сервисных центров. Если на сегодня по различным регионам стоимость проверки технического состояния авто составляет порядка 450-1200 рублей, то с 2023 года автовладельцы перед оформлением страховки могут выложить гораздо больше средств.
Проходить технический осмотр станет сложнее. В некоторых сервисах уже введен обязательный режим видео фиксации процесса. Сведения по проверке закачиваются в общую базу РСА.
Отсутствие прохождения технического осмотра теперь будет не только основанием в отказе в оформлении страхового полиса, но и станет поводом для начисления штрафа при проезде в зоне работы дорожных камер.
С 2023 года меняется формат диагностической карты. Теперь цифр в номере станет меньше, — 15 вместо прежних 21. Есть и приятные новости: возить подтверждение технического осмотра на бумаге не обязательно. При оформлении страховки понадобится только номер. Предъявлять документ сотрудникам дорожной инспекции также не обязательно, поскольку будет достаточно действующей страховки.
Еще изменения: как будет работать ОСАГО
Согласно первым подсчетам, стоимость обязательного полиса в некоторых регионах может возрасти до 55 тысячи рублей. Сумма действительно приличная, поскольку за такие деньги можно приобрести комплексное страхование со скидкой по франшизе. Взамен законодатель предлагает следующие изменения:
- Компенсировать ущерб, полученные в результате аварии, должны будут всем водителям. Процедура будет работать вне зависимости от количества участников и транспортных средств;
- Если после дорожно-транспортного происшествия владельцы машин предпочитают оформить евро протокол, это никак не умаляет их права в получении компенсации. На сегодня таким способом оформления ДТП без сотрудников дорожной инспекции, комиссаров предпочитают пользоваться свыше 32 процентов водителей. Размер выплаты по евро протоколу будет увеличен до 100000 рублей (в 2017 году – 50000 рублей). Правда, это не повод расслабляться: страховые компании будут тщательно проверять материалы с места аварии;
- Центральный Банк планирует упростить процедуру взаимодействия по выплатам и восстановительным работам.
После вступления в силу нововведений, правом обратиться в страховую смогут воспользоваться все участники ДТП, пострадавшие в ходе столкновения машин. Конечно, это вряд ли понравится компаниям, но в любом случае каждый водитель именно за это и будет платить деньги.
Зависимость от запчастей
Средняя выплата по ОСАГО также регулярно увеличивается. По итогам 9 месяцев 2022 года она составила 74 тыс. руб. Это на 7% больше показателей прошлого года. При этом в РСА обращают внимание, что динамика средней выплаты по страховке зависит от роста цен на автозапчасти.
Рост стоимости запчастей, по словам Евгения Уфимцева, отражается в справочниках запчастей, которые регулярно обновляются. Соответственно, растут и выплаты по ОСАГО. При этом средняя стоимость ОСАГО за 9 месяцев этого года выросла всего на несколько сотен рублей и составила 6 472 руб.
Отметим, что в этом году средняя стоимость запчастей на некоторые марки автомобилей превысила планку в 50%. Автоэксперты ожидают, что они станут дешевле после того, как наладится параллельный импорт запчастей ряда иностранных производителей.
Каким будет размер новых детских выплат
Для детей. Сумма универсального пособия для детей составит 50%, 75% или 100% от регионального прожиточного минимума на ребенка. В Волгоградской области 1 июня 2022 года они составляют 5 957 руб., 8 935,5 руб., и 11 914 руб., соответственно.
С января 2023 года эти суммы будут увеличены, по прогнозам, на 3,3% и составят, соответственно, 6 152 руб., 9 228 руб. и 12 304 руб., соответственно. Точный размер будет известен после принятия соответствующего документа руководством Волгоградской области.
Для беременных. При этом размер нового пособия для беременных женщин, вставшим на учет в ранние сроки, будет составлять 50%, 75% или 100% от регионального прожиточного минимума трудоспособного населения.
Будущие мамы, которые получают пособие по старым правилам (в размере 50% регионального ПМ для трудоспособного населения), с 1 января 2023 года смогут подать заявление и перейти на универсальное пособие. Размер универсального пособия определяется после комплексной оценки нуждаемости.
Выплата из маткапитала. Кроме того, сохраняется возможность получения семьями выплат из материнского капитала на детей до 3 лет. Оно назначается без комплексной оценки нуждаемости семьям со среднедушевым доходом не выше 2 величин прожиточных минимумом на душу населения в регионе проживания. Эту выплату можно будет получать и на первого ребенка, а не только на второго.
Информирование страховой о получении номеров
Рассмотрим обновленный пункт 1.3 Правил страхования:
1.3. После государственной регистрации транспортного средства и получения государственного регистрационного знака страхователь обязан сообщить номер государственного регистрационного знака в течение трех рабочих дней страховщику, который на основании полученных данных делает соответствующую запись в бланк страхового полиса обязательного страхования, а также вносит соответствующие сведения в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — автоматизированная информационная система обязательного страхования).
1.3. Страхователь обязан сообщить страховщику номер государственного регистрационного знака в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем государственной регистрации транспортного средства и получения государственного регистрационного знака, за исключением случая получения в указанный срок страхователем от страховщика информации о том, что сведения о номере государственного регистрационного знака получены страховщиком самостоятельно из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2021, N 50, ст. 8416) (далее — автоматизированная информационная система обязательного страхования). Страховщик на основании полученных от страхователя сведений о номере государственного регистрационного знака вносит соответствующую запись в бланк страхового полиса обязательного страхования, а также вносит соответствующие сведения в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (за исключением случая получения страховщиком сведений о номере государственного регистрационного знака из автоматизированной информационной системы обязательного страхования). Страхователь, получивший от страховщика информацию о том, что сведения о номере государственного регистрационного знака получены страховщиком самостоятельно, вправе обратиться к страховщику для внесения соответствующей записи в бланк страхового полиса обязательного страхования.
Итак, в данном пункте речь идет о ситуации, когда страховка ОСАГО куплена до момента регистрации автомобиля в ГИБДД.
Например, речь идет о покупке нового автомобиля без номеров.
При этом собственник автомобиля сначала покупает ОСАГО, в котором не указан номер автомобиля, а лишь затем обращается в ГИБДД для получения номеров.
До 1 октября 2022 года в описанной ситуации автовладелец должен был самостоятельно обратиться в страховую компанию в течение 3-х дней. Страховая при этом обновляла информацию в базе данных (вносила туда номер) и обновляла бланк полиса.
С 1 октября порядок взаимодействия будет иным. Автовладелец все также должен проинформировать страховую компанию о получении номеров. За исключением одного случая. Если в течение этих 3-х дней страховая проинформировала автовладельца, что она самостоятельно получила информацию о выданном номере, то обращение в страховую не является обязательным. При этом водитель все равно может сходить в страховую, чтобы новый номер автомобиля внесли в его полис.
В рассмотренном выше пункте 1.3 не указано, как именно страховые будут сообщать автовладельцам о том, что информация о новом номере получена. Можно предположить, что это будет происходить в автоматическом режиме (через СМС рассылку или через личные кабинеты на сайтах страховых компаний).
В общем, нововведение полезное и оно позволит сэкономить время на лишнем обращении в страховую компанию. Остается надеяться, что страховые компании начнут внедрять его в самое ближайшее время.
На текущий же момент ситуация выглядит так. Если Вы купили ОСАГО до момента регистрации в ГИБДД, то в течение 3-х дней после регистрации нужно обратиться в страховую для обновления полиса. При этом не имеет смысла идти в страховую в первый же день, лучше подождать подольше. В том случае, если страховая в течение 3-х дней получит информацию о номере, то она уведомит Вас об этом. И идти в страховую вообще не придется.
Отмена обязанности информировать страховую о ДТП
После заполнения извещения о дорожно-транспортном происшествии на бумажном носителе, составления электронного извещения водители причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств ставят в известность страхователей о дорожно-транспортном происшествии и заполнении (составлении) извещения о дорожно-транспортном происшествии любым доступным способом не позднее пяти рабочих дней.
Указанный выше абзац исключается из пункта 3.8 Правил страхования. И на первый взгляд кажется, что с 1 октября 2022 года не нужно будет сообщать в страховую о заполнении европротокола (в бумажном или электронном виде). Однако это не совсем так.
Если извещение заполняется в бумажном виде, то водитель обязан передать свой экземпляр в страховую в течение тех же самых 5 рабочих дней.
Если же документ оформляется в электронном виде, то он передается в страховую автоматически сразу же после оформления.
Так что получается, что из пункта 3.8 просто исключили абзац, который потерял актуальность.
Какие правки в законопроект ОСАГО 2023 не попали?
Есть целый ряд поправок, которые после активного обсуждения все же в 2020г. не были приняты. Есть вероятность, что они после доработок будут реализованы в 2023г. и даже позднее.
Среди таких изменений в действующее законодательство следует выделить:
- Возможность заключения договора ОСАГО на 3 года;
- Создание единого для всех регионального коэффициента. К примеру, это касается случая, когда водитель официально прописан в Москве, а реально проживает и эксплуатирует свое авто в МО. В соответствии с законом он обязан платить за полис повышенную цену (не для области, а для города).
- Вариант внедрения сразу нескольких лимитов по ОСПГО (к примеру, премиум, стандарт, эконом);
- Возможность отмены коэффициента по мощности автотранспортного средства.
Штраф за нарушение тишины готовятся поднять с 500 руб. до 5 тыс. и более руб.
В Госдуму уже внесен законопроект об увеличении штрафов для автомобилистов, которые нарушают тишину своими шумными машинами, мотоциклами и другими видами транспорта. Документ разработали в Мосгордуме, но именно с прицелом на его принятие на федеральном уровне.
Сейчас санкция за нарушение тишины составляет 500 руб., и авторы законопроекта уверены, что ее недостаточно. Как указали разработчики, недобросовестные водители нередко используют неисправные или специально модифицированные системы выпуска отработанных газов двигателей либо умышленно на большой громкости воспроизводят музыку, что приводит к нарушению тишины и покоя окружающих как в местах общего пользования, так и в жилищах граждан, мешает комфортному сну и отдыху и может причинять прямой вред здоровью людей.
В связи с этим законопроектом предлагается прямо наделить субъекты Российской Федерации правом устанавливать административную ответственность за такие нарушения. Документ предполагает возможность регионам самим устанавливать размер штрафа в зависимости от категории транспортного средства и мощности его двигателя: при этом для граждан размер штрафа может превышать 5 тыс. руб.
Итоговая стоимость полиса ОСАГО зависит от множества факторов и определяется по такой формуле:
С=БТ*РК*МК*КВС*КМБ*КО*КН, где С – это стоимость оформления полиса, БТ – базовый применяемый страховщиком в качестве основы тариф, РК – региональный коэффициент (зависит от субъекта регистрации авто), МК – мощностной коэффициент (определяется по мощности двигателя ТС), КВС – коэффициент возраста и водительского стажа автовладельца, КМБ – так называемый бонус-малус (увеличивается при авариях, наступлении страховых случаев), КО – коэффициент ограничения по управлению (растет при неограниченном количестве водителей страхуемой машины), а КН – коэффициент несоответствия, применяемый при указании неверных понижающих цену ОСАГО данных или намеренной организации ДТП с целью получения выплат от страховой компании.
Изучая последние новости, можно прийти к выводу, что реформирование системы ОСАГО уже началось. Появляются новые инициативы, составляются законопроекты, некоторые нормативно-правовые акты утверждаются. Но не все так гладко, как хотелось бы. Так, некоторые коэффициенты должны были отменяться уже с текущего 2023-го года, но их отмена пока откладывается на неопределенный срок: поправки не утверждены действующим правительством. И все же есть существенные изменения в оформлении и стандартах полисов, что, конечно, не может не радовать автовладельцев.
Но обстановка в России может стремительно меняться, поэтому вполне возможны изменения, причем как в будущем 2023-ом году, так и в нынешнем 2023-ом. Отслеживайте актуальную информацию, чтобы быть в курсе всех официальных нововведений, затрагивающих страхование автогражданской ответственности.
Подорожала ли стоимость полиса ОСАГО?
И да, и нет. Дело в том, что изменились как базовые ставки цены на полис, так и коэффициенты, которые, складываясь по порядку, влияют на конечную стоимость страховки в бóльшую или меньшую сторону.
То есть конечная сумма, которую вы заплатите при покупке страховки ОСАГО, рассчитывается по определённой формуле: базовый тариф поочерёдно умножается на коэффициенты (сначала территориальный, затем мощности, возраста и стажа, КБМ и другие). Если коэффициент больше единицы, то он увеличивает стоимость полиса, если меньше, соответственно, уменьшает.
Так вот, сам базовый тариф как база для дальнейшего расчёта тоже не является фиксированной суммой. Страховым компаниям предоставлен выбор определять для расчёта для своих клиентов из тарифного коридора определённую сумму. Однако, не стоит думать, что все страховщики берут максимально возможную базовую ставку – конкуренцию никто не отменял.
Но сам этот тарифный коридор базовых ставок значительно расширился 24 августа прошедшего года, и в 2021 году, грубо говоря, стоимость полиса ОСАГО может варьироваться для конечного потребителя гораздо шире.
Давайте в сравнительной таблице рассмотрим, как это было и как стало!
Категория транспорта | Базовая ставка в рублях | |
---|---|---|
Было | Стало в 2021 году | |
Мототранспорт | 694-1407 | 625-1548 |
Легковые, в том числе с прицепом (категории «В», «ВЕ»), по следующим критериям: | ||
организаций | 2058-2911 | 1646-3493 |
физлиц и ИП | 2746-4942 | 2471-5436 |
на которых работают в такси | 4 110-7399 | 2877-9619 |
Грузовые автомобили (категории «С» и «СЕ»), по следующим критериям: | ||
массой до 16 тонн включительно | 2807-5053 | 2246-6064 |
массой более 16 тонн | 4227-7609 | 3382-9131 |
Автобусы (категории «D» и «DE»), по следующим критериям: | ||
с количеством пассажирских мест до 16 включительно | 2246-4044 | 2134-4165 |
с количеством пассажирских мест более 16 | 2807-5053 | 2667-5205 |
Тракторы и самоходные машины | 899-1895 | 872-1952 |
Таким образом, в таблице базовых ставок мы можем увидеть, что минимальный тариф стал ниже, а максимальный – выше. Соответственно, и конечная стоимость страхового полиса ОСАГО может быть в зависимости от притязаний страховой компании как дешевле, так и подорожать.
Последние изменения в законодательстве об ОСАГО (за 2020 — 2023 год)
Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40 — ФЗ об ОСАГО с последними изменениями от 13.09.2023 г. расширил коридор БТ на 26% в обе стороны. Увеличены КТ в регионах.
В 2023 г. вернули классы водителей и изменили размеры КБМ.
Повышен КО для полисов без ограничения водителей (1,94 вместо 1,87). Изменены КВС.
В 2020 г. также были изменения.
Страховщикам дано право устанавливать индивидуальные тарифы с учётом допущенных водителем грубых нарушений ПДД.
Коридор БТ расширили на 10%.
Отменён коэффициент прицепа.
Заполняя форму и нажимая кнопку «Рассчитать», вы принимаете условия Пользовательского соглашения и даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.
ВНИМАНИЕ! Внимательно перепроверьте все введённые данные перед оплатой полиса.
Где получить информацию о состоянии страховой компании в системе ОСАГО
ОСАГО представляет собой систему обязательного страхования, действующую в России и ряде других стран. Эта мера обеспечивает защиту транспортных средств, здоровья водителей и пассажиров после аварии, спровоцированной другим участником дорожного движения.
- 5% — для трамваев, троллейбусов и автобусов, используемых для регулярных перевозок пассажиров;
- 10% — для личных автомобилей категории B;
- 30% — для всех остальных транспортных средств.
- Повышение базового тарифа на 40% и расширение тарифного коридора до 20 п.п., таким образом повышение составило 40-60%.
- Изменение территориальных коэффициентов как в большую так и в меньшую сторону.