Организация контроля за состоянием охраны труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация контроля за состоянием охраны труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основное условие для организации трехступенчатого контроля – это наличие профсоюза или другого представительного органа работников в организации. От председателя профсоюза многое зависит в вопросах охраны труда. Он должен организовать общественный контроль, руководить работой уполномоченных по охране труда, вести переговоры с руководителем организации.

Для организации службы охраны труда оформляются:

— положение о службе охраны труда, если создано отдельное структурное подразделение;

— приказ о назначении специалиста по охране труда либо о назначении лица, ответственного за осуществление функций специалиста по охране труда;

— должностная инструкция специалиста по охране труда (лица, ответственного за осуществление функций специалиста по охране труда);

— договор на оказание услуг в области охраны труда, в случае привлечения аккредитованной организации, оказывающей услуги в области охраны труда, или специалиста по охране труда.

Проверяются документы:

· положение о службе охраны труда, если создано отдельное структурное подразделение;

· приказ о назначении специалиста по охране труда, либо о назначении лица, ответственного за осуществление функций специалиста по охране труда;

· должностная инструкция специалиста по охране труда (лица, ответственного за осуществление функций специалиста по охране труда);

· договор на оказание услуг в области охраны труда, в случае привлечения аккредитованной организации, оказывающей услуги в области охраны труда, или специалиста по охране труда.

Для организации системы управления охраной труда разрабатывается положение о системе управления охраной труда (далее — СУОТ) на основании типового положения, утвержденного приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н, которое утверждается приказом руководителя. Утверждается политика по охране труда, являющаяся частью положения о СУОТ, и программа действий по улучшению условий и охраны труда.

При проверке эффективности СУОТ оформляется приказ о проведении внутреннего аудита СУОТ и план аудита. По итогам проверки эффективности СУОТ оформляется отчет о результатах внутреннего аудита СУОТ и регистрируется в специальном журнале (в случае, если таковой имеется на предприятии).

Для оценки эффективности СУОТ может привлекаться сторонняя организация по договору на проведение внешнего аудита.

Проверяются документы:

· приказ об утверждении положения о системе управления охраной труда;

· положение о системе управления охраной труда;

· программа действий по улучшению условий и охраны труда;

· приказ о проведении внутреннего аудита СУОТ;

· план проведения внутреннего аудита СУОТ;

· отчет о результатах внутреннего аудита СУОТ;

· журнал регистрации отчетов по внутренним аудитам СУОТ.

Несчастные случаи на производстве регистрируются в специальном журнале регистрации несчастных случаев на производстве.

В ходе расследования несчастного случая формирующийся комплект документов, включая акты расследования, подлежит хранению в организации в течение 45 лет.

Проверяются документы:

· приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая;

· акт о несчастном случае на производстве по установленной форме;

· журнал регистрации несчастных случаев на производстве.

Сюда же можно отнести такие нарушения, как отсутствие стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда, а также допущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда (ст. 212 ТК РФ).

Указанные нарушения грозят:

  • неосознанным нарушением работником требований охраны труда, невыполнением требований техники безопасности;
  • несчастным случаем на производстве;
  • предписанием государственного инспектора труда об устранении нарушения;
  • административной ответственностью по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда;
  • судебным спором с пострадавшим и/или наказанным за нарушение охраны труда работником.
Читайте также:  Оформление и получение гражданства РФ для новорожденного в 2023 году

Чаще всего подобные нарушения выявляются на промышленных предприятиях.

Обратите внимание: с 01.01.2014 вместо аттестации рабочих мест по условиям труда нужно проводить специальную оценку условий труда работников (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. По результатам аттестации может быть изменено санитарно-бытовое и медицинское обеспечение работников, обоснованно установлены ограничения труда для отдельных категорий работников, определены вредные факторы рабочих мест и, соответственно, работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, предоставлены льготы, предусмотренные ТК РФ (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная оплата труда и т.д.). Кроме того, результатами аттестации рабочих мест работодатель сможет подтвердить соответствие организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Аттестации подлежат все рабочие места работодателя, за исключением рабочих мест, на которых работники заняты исключительно на персональных компьютерах и/или эксплуатируют копиры настольного типа для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства (ст. 212 ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»).

Нарушения работодателей грозят:

  • предписанием контролирующего органа;
  • административной ответственностью при установлении нарушения государственным инспектором труда или прокуратурой;
  • иском в суд по инициативе контролирующего органа.

Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ. Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок. Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.

Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ. В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации. Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.

Из этой статьи вы узнали, как организован контроль за охраной труда в России, какие органы его выполняют, какими полномочиями они наделены, как проходят проверки инспекторов и какие задачи перед ними стоят.

Нормативное регулирование и документы

Создание безопасных условий труда, системы охраны труда в организации – одна из основных обязанностей работодателя (ТК РФ, ст. 212). Эта же мысль содержится и в Положении о СУОТ (Пр. №438н от 19/08/16, издан Минтрудом). При разработке отдельного положения о трехступенчатом контроле, входящего в общую систему локальных актов по ОТ организации, используются также отраслевые, ведомственные нормативные документы, такие как уже упомянутый Приказ №336н в строительстве, Приказ №237 МПТР.

Читайте также:  Имеет ли право охранник досмотреть рюкзак ?

Положение о трехступенчатом контроле базируется на указанных документах и содержит информацию:

  • о распределении ответственности;
  • об организации контрольных мероприятий;
  • об образцах локальной документации в сфере контроля.

Организация 3-ступенчатого контроля сопровождается изданием соответствующего приказа по предприятию, с утверждением полномочий спецкомиссии по ОТ. Кроме того, необходимо утвердить образец контрольного журнала и образец акта, которым будут оформляться заключения комиссии на третьей ступени контроля.

Плановая проверка по охране труда

По плану проверки проводятся каждые три года. Исследуется правильность ведения кадровой документации; внутренние нормативные акты – это если проверка комплексная. Если тематическая – то объектом исследований является только охрана труда.

Работодателю присылается запрос, где перечисляются все те документы, которые подлежат проверке. Работодатель обязан их предоставить. Непосредственно проверка документов проводится в контрольном ведомстве, такая форма проверки называется «документарная проверка по охране труда». На крупных предприятиях проверка может занимать до 20 суток, если организация маленькая, весь комплекс мероприятий проведут за 50 часов. Микро- компании вправе проверять лишь 15 часов в год. Если в установленные сроки проверить документы невозможно, то мероприятие становится выездным. Выездная проверка проводится на территории предприятия.

Сущность действия периодического контроля

С помощью услуг нанятого со стороны представителя профсоюзной организации и самим нанимателем все сотрудникам объясняются основные правила и действия, которые будут необходимо к выполнению время от времени. Также посредством проведения согласованных организованных выборов избираются конкретные уполномоченные лица, которые с момента назначения становятся ответственными за определенный вопрос и область деятельности.

Некоторые виды контролирующих мероприятий следует проводить каждый день, другим будет достаточно одного раз в месяц, третьи подлежат выполнению минимум ежеквартально.

Объектами такого надзора по усмотрению совета и уполномоченных лиц могут быть:

  • Состояние каждого рабочего места в отдельности, коридорных частей, переходов по корпусам и прочих проходов на территории предприятия.
  • Имеющееся техническое и профессиональное оборудование, проверяющееся на предмет безопасности и соответствия всем установленным требованиям.
  • Вентиляционные и канализационные системы.
  • Соблюдение сотрудниками установленных мер и средств персональной защиты.
  • Соответствие кабинет и прочих помещений общеустановленным мерам противопожарной безопасности.

По возникшему желанию и личному усмотрению лица, назначенные ответственными за выделенную область, могут добавлять и другие объекты охраны и периодического контроля. После осуществления каждого акта проверки все его результаты обязательно фиксируются в журнал ежемесячного контроля по охране труда, который находится в оговоренном месте на территории предприятия в открытом для сотрудников доступе.

Если в ходе проверки какого-либо из указанных мест будут выявлены минимальные или серьезные нарушения, любая деятельность на проверочном участке приостанавливается на оговоренный срок, достаточный для того, чтобы устранить возникшие проблемы. Обо всех результатах прошедших проверок сотрудники при желании или необходимости могут быть уведомлены руководителем или представителем, пришедшим из профсоюзной организации на определенный срок.

Плановые проверки проводятся в соответствии с утверждённым сводным графиком на год, который размещается на сайте Генпрокуратуры. В этом графике указывается вид проверки (документарная или выездная), область проверки (или несколько) и принимающие в ней участия надзорные органы.

Плановые проверки могут проводиться не раньше 3 лет с даты государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или уведомления соответствующего органа исполнительной власти о начале отдельного вида деятельности. Плановые проверки не могут проводиться чаще, чем 1 раз в 3 года, за исключением некоторых сфер деятельности (например: здравоохранение, образование, теплоснабжение, электроэнергетика и т.д.).

Проверяющие органы обязаны уведомить о начале проверки минимум за 3 рабочих дня.

Читайте также:  Официальный сайт Роспотребнадзора

Правила проведения проверки

Проверки соблюдения ТК РФ, ратифицированных конвенций Международной организации труда и других нормативных актов по охране труда проводятся на основании вышеупомянутого Положения и Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ.

Нюансы, о которых необходимо знать при проверке по ОТ:

  • основанием для проведения проверки является приказ (распоряжение) руководителя ГИТ;
  • срок проведения проверки не может составлять более 20 рабочих дней (для малых предприятий – 50 часов, для микропредприятий – 15 часов), но в особых условиях (при проведении сложных исследований и экспертиз) может быть продлён на этот же срок;
  • при проверке обязательно должен присутствовать уполномоченный представитель работодателя;
  • во время проведения проверки инспектору должен быть предоставлен беспрепятственный доступ на территорию, в помещения предприятия, к оборудованию и запрашиваемой документации в рамках предмета проверки.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Вторая ступень контроля

На второй ступени – на предприятии, в организации, на закрепленных участках членами комиссии (комитета) по охране труда, как правило, еженедельно, но не реже двух раз в месяц на закрепленных за членами комиссии участках.

Вторая ступень контроля реализуется начальником цеха (участка), руководителем структурного подразделения высшего звена по установленному графику совместно с представителем трудового коллектива.

Вторая ступень предусматривает проверку:

• организацию и результаты работы первой ступени контроля;
• устранения нарушений, выявленных первой ступенью контроля, а также предыдущими проверками;
• своевременного исполнения приказов, распоряжений, других нормативно-правовых актов в части вопросов охраны труда;
• состояния защищенности рабочих мест от влияния вредных производственных факторов;
• правильности ведения технологического процесса;
• санитарного состояния бытовых и производственных помещений;
• соблюдения графиков планово-предупредительных ремонтов оборудования;
• состояния уголков по охране труда, наличие и состояние плакатов, стендов наглядной агитации по охране труда;
• правильности выдачи наряда-задания на производство работ, проведения в установленные сроки всех видов инструктажей по охране труда;
• наличия и правильности установки на рабочих местах предупредительных знаков безопасности;
• бесперебойной выдачи работникам лечебно-профилактического питания, прочих установленных средств профилактики профессиональных заболеваний;
• соблюдения установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины работниками;
• выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям органов надзора и контроля;
• исправность и соответствие учебного и производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям стандартов безопасности труда и другой нормативно – технической документации по охране труда;
• наличие и состояние защитных, специальных и противопожарных средств и устройств, контрольно – измерительных приборов;

Результаты проведенных проверок фиксируются лицом, проводившим проверку, в журнале установленной формы. При этом комиссия намечает мероприятия и представляет руководителю предприятия, организации, который определяет исполнителей и сроки исполнения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *