Срок исковой давности по административным нарушениям

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок исковой давности по административным нарушениям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Зачастую в течение 2 месяцев нарушителя могут привлечь к ответственности. Для некоторых ситуаций установлены более длительные временные промежутки. По делам об административных правонарушениях, которые рассматривает судья, срок исковой давности, по КоАП РФ, установлен в 3 месяца.

Исковая давность при подаче прочих исковых требований по КАС РФ

Рассмотреть все нюансы сроков исковой давности по КАС РФ в рамках одной статьи не представляется возможным, поэтому приведем ниже единым списком общие правила определения сроков по прочим видам АИЗ:

  • АИЗ о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок подается до истечения 6 месяцев с момента обретения юридической силы последним нормативным актом, изданным с указанным нарушением (п. 2 ст. 250 КАС РФ);
  • АИЗ о размещении лица с иностранным гражданством, подлежащего депортации или реадмиссии, в спецучреждении, — в течение 48 часов с момента его размещения в таком спецучреждении по решению уполномоченного лица (п. 1 ст. 267 КАС РФ);
  • АИЗ об установлении административного надзора в отношении лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, — не позднее чем за 2 месяца до их освобождения, в отношении лиц, отбывающих наказание в форме ограничения свободы, — не позднее чем за 1 месяц до окончания срока наказания (пп. 7–8 ст. 270 КАС РФ);
  • АИЗ о помещении гражданина в медучреждение, оказывающее психиатрическую помощь, в недобровольном порядке — не позднее 48 часов с момента, когда были выявлены обстоятельства, требующие помещения данного гражданина в такое учреждение (п. 2 ст. 276 КАС РФ).

Исчисление сроков для отдельных категорий лиц

У компаний начало исковой давности обусловлено, кроме прочего, наличием органов, действующих от их имени (п. 3 Постановления № 43). Пленум ВС РФ отметил, что изменение состава органов компании (например, смена директора) не влияет на определение начала течения срока исковой давности.

Когда иск к должникам фирмы предъявляет ликвидационная комиссия, исковая давность исчисляется с момента, когда о нарушенном праве стало известно обладателю этого права – организации, а не ­ликвидационной комиссии или ликвидатору (ст. 61–63 ГК РФ).

Если в суд обращается уполномоченное лицо (например, прокурор) в защиту иных субъектов, то срок давности следует исчислять с того момента, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком, узнало (должно было узнать) лицо, в интересах ­которого ­подано такое заявление (п. 5 Постановления № 43).

При перемене лиц в обязательстве начало течения и порядок исчисления срока давности не меняются (ст. 201 ГК РФ, п. 6 Постановления № 43). Срок отсчитывается со дня, когда первоначальный обладатель права узнал (должен был узнать) о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком (ст. 201 ГК РФ).

Если первоначальный ответчик заявил о пропуске срока, повторное заявление от его правопреемника не требуется, т.к. для него обязательны все действия, совершенные в процессе до его вступления в дело (ч. 2 ст. 44 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), ч. 3 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса ­РФ (далее – АПК РФ), п. 13 ­Постановления № 43).

Суды единодушно отказали в удовлетворении требований гражданки Мельниковой. Первая инстанция также отвергла довод о вынесении постановления за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, сославшись на разъяснения Верховного Суда о том, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.

Заявительница же полагает, что срок давности привлечения к административной ответственности подлежит, как это непосредственно следует из части 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, исчислению со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, гражданка Мельникова просит признать указанное положение не соответствующим Конституции, поскольку оно содержит неопределенность в вопросе об исчислении срока давности привлечения к административной ответственности, не позволяющую однозначно установить, с какого дня должно начинаться исчисление данного срока.

Комментарий к ст. 31.9 КоАП

1. На стадии исполнения постановления применяется положение о прекращении производства по делу, если истек срок давности исполнения постановлений.

С целью обеспечения оперативного принудительного воздействия на лицо, привлеченное к ответственности, установлен годичный срок давности приведения в исполнение постановления о наложении административного наказания.

Кроме того, важно правильно исчислять срок давности, который начинает течь со дня вступления постановления в силу, а не со дня вынесения постановления.

Течение этого срока давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. При этом составляется акт об уклонении, в связи с чем срок давности исполнения постановления перестает течь.

При уклонении лица от добровольного исполнения постановления о наложении административного штрафа указанное постановление подлежит принудительному исполнению в соответствии с ч. 5 ст. 32.2, ч. 3 ст. 32.3 КоАП (см. комментарии). Уклонение лица от исполнения постановления (решения) о назначении административного наказания подразумевает неисполнение лицом обязанностей, предписанных вынесенным постановлением, либо их ненадлежащее исполнение, в том числе просрочка предусмотренных сроков добровольного исполнения постановления (решения) лицом, привлеченным к административной ответственности.

Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его имущества, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное наказание, т.е. со дня, когда появляется реальная возможность исполнить назначенное лицу наказание. Непосредственно факт обнаружения виновного, его имущества, доходов необходимо оформлять документально.

В срок давности исполнения взыскания не включается время, на которое была предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, а также время, на которое исполнение было приостановлено в связи с принесением протеста прокурором (см. комментарий к статье 31.5 КоАП РФ).

Приостановление исполнения вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания в случае принесения протеста на указанное постановление предусмотрено ст. 31.6 КоАП (см. комментарий). Срок давности исполнения постановления, на которое был принесен протест, приостанавливается до рассмотрения протеста.

Правовые последствия при уклонении лица, лишенного специального права, от исполнения постановления (решения) о назначении указанного административного наказания наступают на основании ч. 2 ст. 32.7 КоАП РФ (см. комментарий).

2. Сроки предъявления исполнительного листа к исполнению, установленные в статье 321 Арбитражного процессуального кодекса РФ, отличаются от соответствующих положений КоАП РФ:

— в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта;

— в течение трех месяцев со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению в соответствии со ст. 322 АПК РФ, то есть при восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению.

В случае если исполнение судебного акта было приостановлено, время, на которое исполнение приостанавливалось, не засчитывается в срок, установленный для предъявления исполнительного листа к исполнению.

Срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное, частичным исполнением судебного акта.

В случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.

Согласно пункту 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 при определении в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 320 АПК РФ в исполнительном листе срока предъявления его к исполнению судам необходимо учитывать положения части 1 статьи 31.9 КоАП РФ, согласно которым постановление о назначении административного наказания (в данном случае таковым является судебный акт арбитражного суда о привлечении к административной ответственности) может быть приведено в исполнение лишь в течение года со дня его вступления в законную силу.

Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» (Вестник ВАС РФ. 2006. N 9 (сентябрь)) в частности регулирует, что заявление уполномоченного органа о включении в реестр сумм штрафов, назначенных за административные правонарушения, должно быть подано в арбитражный суд в течение срока давности исполнения решения суда о привлечении к административной ответственности (постановления о назначении административного наказания), определенного частью 1 комментируемой статьи. Подача указанного заявления приостанавливает течение срока давности исполнения, поскольку после введения процедуры наблюдения существует юридическая невозможность принудительного исполнения соответствующего решения суда о привлечении к административной ответственности (постановления о назначении административного наказания).

Комментарий к статье 219 Кодекса Административного Судопроизводства РФ

Комментируемой статьей установлены общие и специальные сроки обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Общий срок обращения с административным исковым заявлением в суд составляет три месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Комментируемой статьей установлен сокращенный десятидневный срок обращения в суд с административным исковым заявлением со следующими требованиями:

Читайте также:  Налог с продажи квартиры в 2023 году: налогообложение при продаже недвижимости

— об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования — срок исчисляется со дня принятия соответствующего решения;

— о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя — срок исчисляется со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов;

— об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, — срок исчисляется со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В ч. ч. 5 — 8 комментируемой статьи установлены правовые последствия пропуска срока обращения в суд по данной категории административных дел, порядок восстановления этого срока.

Отметим, что ранее действовавшей ст. 256 ГПК РФ устанавливался только общий срок обращения в суд с аналогичными заявлениями, который также составлял три месяца.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.06.2015 N 14-П ч. 1 ст. 256 ГПК РФ признана не соответствующей ст. ст. 45, 46 (ч. ч. 1 и 2), 52 и 53 Конституции РФ в той мере, в какой данная норма в системе действующего правового регулирования выступает в судебном истолковании в качестве основания для отказа в связи с пропуском трехмесячного срока обращения в суд в иске о компенсации морального вреда, причиненного гражданину незаконными решениями, действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в тех случаях, когда сам факт нарушения прав и свобод гражданина установлен другим решением суда, вступившим в законную силу .

———————————
СЗ РФ. 2015. N 25. Ст. 3736.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 24 Постановления от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что, принимая во внимание положения ст. 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

При этом необходимо учитывать, что, помимо указанного в ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения с заявлением в суд, действующим законодательством предусмотрены специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий или бездействия (например, ч. 2 ст. 441 ГПК РФ, ст. 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», ст. 357 ТК РФ, п. 3 ст. 10 Федерального закона «О беженцах», п. 4 ст. 7 и п. 7 ст. 13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п. 3 ст. 8 Федерального закона «О вынужденных переселенцах»).

Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 и ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства .

———————————
БВС РФ. N 4. 2009.

Особенности административного судопроизводства: отличия, специфика / Правоведус

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца.

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Как подать заявление о восстановлении срока по административным делам

Наиболее оптимальным способом подать заявление о восстановлении срока по административным делам является предоставление его на отдельном документе одновременно с административным иском. Заявление подается в тот же суд, который рассматривает административное дело, и определен по правилам .

Заявление о восстановлении срока по административным делам должно быть подано и при пропуске срока (любой его стадии).

1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

2. Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Скачать PDF

Печать страницы

Предлагаем ознакомиться со статьей 219 КАС РФ Главы 22 «Срок обращения с административным исковым заявлением в суд». Информация актуальна на 2016 год. Если Вы считаете, что статья 219 КАС РФ устарела и не является актуальной, просим Вас написать об этом в редакцию сайта через форму

1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

2. Административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Читайте также:  Расселение коммунальных квартир

Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд

[Кодекс административного судопроизводства РФ] [Глава 22] [Статья 219]

1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

2. Административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

КАС РФ Статья 95. Восстановление пропущенного процессуального срока / КонсультантПлюс

1. Лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

2. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин. Заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле. С учетом характера и сложности процессуального вопроса суд вправе вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте его проведения.

3. Одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие (поданы жалоба, заявление, представлены документы).

4. На определение суда о восстановлении пропущенного процессуального срока или об отказе в его восстановлении может быть подана частная жалоба.

Срок на подачу заявления о взыскании судебных расходов по ГПК, АПК, КАС РФ

Как и прежде, АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ содержат положения о возмещении судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда.

Однако с 01.10.2019 года сокращены сроки на взыскание судебных расходов, введены по сути единые требования к указанным срокам в ГПК, АПК и КАС РФ. Теперь заявление по вопросу о судебных расходах может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела:

— по ГПК РФ срок на взыскание судебных расходов составляет 3 месяца со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела (статья 103.1 ГПК РФ).

Ранее, в ГПК РФ не был установлен специальный срок для подачи в суд заявления о взыскании судебных расходов. В этой связи, применялись по аналогии нормы ст. 196 ГК РФ об исковой давности.

Таким образом, заявление о возмещении расходов могло быть подано в течение 3 лет.

— По КАС РФ срок на взыскание судебных расходов составляет 3 месяца со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела (статья 114.1 КАС РФ).

Так же, и в ГПК РФ, в КАС РФ не содержалось норм права, устанавливающих специальный срок для подачи в суд заявления о взыскании судебных расходов.

Таким образом, заявление о возмещении расходов (применяя по аналогии статью 196 ГК РФ) могло быть подано в течение 3 лет.

— по АПК РФ срок на взыскание судебных расходов составляет 3 месяца со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу (статья 112 АПК РФ). До 01.10.2019 года заявление о возмещении расходов могло быть подано в течение 6 месяцев.

Как и прежде, заявление о взыскании судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела в судах разных инстанций, подается в суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции.

Исковая давность при подаче прочих исковых требований по КАС РФ

Рассмотреть все нюансы сроков исковой давности по КАС РФ в рамках одной статьи не представляется возможным, поэтому приведем ниже единым списком общие правила определения сроков по прочим видам АИЗ:

  • АИЗ о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок подается до истечения 6 месяцев с момента обретения юридической силы последним нормативным актом, изданным с указанным нарушением (п. 2 ст. 250 КАС РФ);
  • АИЗ о размещении лица с иностранным гражданством, подлежащего депортации или реадмиссии, в спецучреждении, — в течение 48 часов с момента его размещения в таком спецучреждении по решению уполномоченного лица (п. 1 ст. 267 КАС РФ);
  • АИЗ об установлении административного надзора в отношении лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, — не позднее чем за 2 месяца до их освобождения, в отношении лиц, отбывающих наказание в форме ограничения свободы, — не позднее чем за 1 месяц до окончания срока наказания (пп. 7–8 ст. 270 КАС РФ);
  • АИЗ о помещении гражданина в медучреждение, оказывающее психиатрическую помощь, в недобровольном порядке — не позднее 48 часов с момента, когда были выявлены обстоятельства, требующие помещения данного гражданина в такое учреждение (п. 2 ст. 276 КАС РФ).

Длящееся правонарушение

Как определить начало срока исковой давности по административным делам? Нужно уделить особое внимание такому понятию, как длящееся правонарушение.

Важно! Длящимся является правонарушение, которое продолжается в течение некоторого времени без перерыва (длительное непрекращающееся нарушение, см. п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).

Например, длящимся правонарушением считается установка рекламной конструкции без разрешения либо с нарушением действующих правил (ст. 14.27 КоАП РФ) или размещение рекламы на дорожных знаках (ст. 14.28 КоАП РФ). Самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ) также относится к длящимся правонарушениям.

А вот просрочка оплаты штрафа не является длящимся правонарушением. К моменту истечения срока на оплату штрафа такое правонарушение считается совершенным и оконченным.

Обратите внимание! В соответствии с п. 2 ст. 4.5 КоАП РФ начало течения срока привлечения к ответственности при длящемся правонарушении начинает исчисляться с момента его выявления, а не совершения. Истечение срока исковой давности является безусловным основанием для прекращения производства по административному делу (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Итак, если срок исковой давности истек, привлечь к административной ответственности невозможно, даже если факт правонарушения установлен. Но при длящемся правонарушении срок не истечет, пока правонарушение совершается.

Срок подачи административного искового заявления в суд

Назначение наказания за неисполнение определенной обязанности не освобождает лицо от ее исполнения. Повторное совершение одного и того же нарушения является отягчающим обстоятельством при рассмотрении дела.

Если лицо уже подверглось наказанию, то дважды за это же нарушение его наказать нельзя.

Административные наказания бывают следующих видов (ст. 3.2 КоАП РФ):

  • предупреждение;
  • штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • арест;
  • выдворение за пределы РФ гражданина другой страны или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Рассмотрим конкретный пример. Водитель проехал на запрещающий сигнал светофора 14.09.2018, в связи с чем на него был составлен протокол. Постановление по делу было вынесено 27.09.2018, наложен штраф. 08.10.2018 постановление вступило в законную силу (обжаловано не было), с этого дня начал исчисляться срок добровольной уплаты штрафа (60 дней).По истечении этого срока (07.11.2018) дело передается к судебным приставам для обеспечения исполнения постановления.

Если в течение 2-х лет нарушителя не потревожат и не напомнят про необходимость оплатить штраф, назначенный в 2018 году, постановление утратит свою силу 09.10.2020.

Далеко не каждый водитель знает, что штрафы, пришедшие давно, можно вовсе не оплачивать на вполне законных основаниях.

Через какое время снимается административное правонарушение

Евгений Дмитрий Маслов, Ваш вопрос очень «интересный» )))) Как это понять-сколько действуют административные штрафы? )))) На один из вариантов понимания данного вопроса уже ответили ))))) Второй вариант, если Вы имеете ввиду в течение какого времени штраф необходимо оплатить ))) С момента получения Вами постановления у Вас есть 10 дней на его обжалование, после чего постановление вступает в законную силу и у Вас есть 30 дней на оплату штрафа. И, наконец, третий вариант, если Вы имеете ввиду срок в течении которого лицо считается подвергнутым административному наказанию ))) Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Дмитрий Меня интересуют сроки по штрафам за нарушение ПДД.

Читайте также:  Получить справку об отсутствии судимости в 2023 году

Возможность применения сроков давности увеличенного размера по отношению к отдельным видам административных правонарушений прямо предусматривается положениями ст. 4.5 КоАП РФ. При этом перечень возможных ситуаций, в которых применяется увеличенная длительность ответственности, крайне широк. В целом, в общих случаях исключений, рассматриваемых частью первой вышеупомянутой статьи, срок давности по означенным административным правонарушениям составляет год с момента совершения проступка.

В качестве примера таковых исключений можно привести нарушения, касающиеся:

  • Географических, картографических и иных сходных ошибок или неправильных действий с соответствующими реестрами;
  • Иммиграционного законодательства;
  • Защиты прав потребителей;
  • Страхового законодательства;
  • Порядка проведения выборов и референдума;
  • Инвестиций и деятельности иных фондов и некоммерческих организаций;
  • Ряда коррупционных действий;
  • Реализации подакцизных товаров и иных четко означенных веществ;
  • Соблюдения нормативов безопасности;
  • Проведения массовых мероприятий и митингов.

Двухгодичный срок давности устанавливается для правонарушений, которые касаются ведения бухгалтерского учёта, бюджетных мероприятий, таможенных правоотношений и валютного регулирования. К проступкам, связанным с деятельностью и управлением политических партий предусматривается применение трёхлетнего норматива о сроках давности, а в делах, касающихся финансирования террористической деятельности или нарушения антикоррупционных нормативов, применяются сроки давности размером в шесть лет с момента исполнения правонарушения.

Порядок расчета сроков давности для длящихся административных проступков является иным, чем для длящихся уголовных преступлений. Вне зависимости от того, было ли завершено течение длящегося проступка, либо он продолжает иметь место, сроки давности высчитываются с момента начала совершения такового правонарушения.

Монеты это денежный металлический знак. Изредка, монеты изготавливают из других материалов. Монета это древнейший денежный знак, они появились уже очень давно. У древних греков было принято считать, что монеты были изобретены героями их мифологии. У римлян была своя альтернативная версия. Иными словами, монеты появились еще до новой эры, это древнейшее платёжное средство. Естественно, у монет был свой прообраз:

  1. Слитки.
  2. Металлические полоски и т.п.

Сами монеты поначалу просто вырубались из естественных сплавов, и вместе с тем, как только человечество научилось плавить металл, технология заметно поменялась. Сегодня же их изготавливают методом чеканки (чаще всего), в виде круглого жетона, вырубленного или высеченного из металлической пластины.

Классификация для монет может быть абсолютно разной, начиная от государства и эпохи, заканчивая целевым назначением. Да, монеты выпускаются для разных целей, обычные разменные вы прямо сейчас можете обнаружить у себя в кошельке. Тогда как коллекционные монеты обычно посвящены каким-либо событиям, историческим эпохам, или мероприятиям. Одной из разновидностей коллекционных монет, считаются юбилейные. Кроме того, они могут быть инвестиционными. Правда с инвестиционными монетами не всё так просто, сразу вас предупредим. Потому что это один из банковских продуктов, и заработать на таких монетах на порядок (или даже на несколько порядков) сложнее, чем на обычных ценных бумагах.

Прежде чем мы расскажем о том, какие монеты ценятся и сколько стоят, надо разобраться с вопросом их происхождения. Ведь далеко не все монеты несут какую-либо ценность. Через 100 лет, коллекционеры может быть и будут охотиться за обычными советскими монетами, коих у граждан сегодня на руках достаточно много. Но на данный момент лишь самые редкие советские денежные знаки могут претендовать на звание «редких». Спрос на рынке коллекционных денег формируется точно таким же образом, как и в любой другой сфере. Но и складывается цена из огромного количества факторов, одной редкостью всё не ограничивается. Отдельно представлен рынок новоделов. Это не подлинные деньги, а выпущенные позднее или различные подделки. Вот только по некоторым экземплярам, даже на новодел возникает спрос. По причине того, что оригинальных денег ни у кого не осталось, и приходится наполнять коллекцию тем, что есть на рынке.

Стандартной формой для этого денежного знака является круг, впрочем, история знает немало других вариантов:

  1. Правильные многоугольники.
  2. Квадраты или прямоугольники.

Изначально монеты были только двусторонними, и делятся они на реверс (обратная сторона) и аверс (лицевая). Впрочем, история помнит и односторонние брактеаты.

Интересно и то, что никакого общепринятого стандарта для аверса и реверса никогда не было. Если мы говорим о старинных монетах, то на лицевой стороне обычно чеканили силуэт правителя. Тогда как сегодня эта ситуация поменялась, и не всегда лицевой стороной (аверсом) является зона чеканки «легенды». Тут надо дать еще одно пояснение, ведь легендой монеты называют целую группу различных надписей на поверхности. Так вот, легенда, позволяющая определить принадлежность денежного знака конкретному государству, и будет обозначать аверс. Но не всегда, что мы можем наблюдать на российских денежных знаках. Ребро монеты у нумизматов называется гуртом. Это поверхность монеты, которая защищена специальным рифлением по краям и ободком. Сделано это было для того, чтобы исключить возможность обрезки денег, чем любили заниматься фальшивомонетчики.

Существовали и уникальные деньги с двойным номиналом. Они были не во всех государствах, но игнорировать этот прецедент пожалуй не стоит. Такие монеты были в ходу на территориях Российской Империи, их можно было использовать как в России, так и:

  1. В Польше.
  2. Во Франции (ограниченный подарочный тираж).
  3. В Молдавии (изготавливались из меди).

Стоит понимать, что денежные средства с двойным номиналом могли появляться лишь в определенный период. Потому что их выпуск был обычно инициирован какими-либо серьезными союзническими договорами или войнами, как в случае с Молдавией.

Сегодня же никаких денег двойного номинала на территории России нет.

Ну а теперь поговорим о том, кто покупает монеты дорого. Естественно, речь о коллекционерах и различного рода нумизматах. А также о перекупщиках, которые уже лет 10 активно «прочёсывают» население в не очень крупных городах, на предмет:

  1. Наличия старых монет.
  2. Наличия антиквариата и т.п.

Наверняка вы видели объявления, в которых упоминают о скупке денежных знаков СССР или дореволюционной России. Предпочтение отдается естественно не купюрам, так как на них спроса практически нет. А вот металлическим деньгам всегда находится покупатель, при условии, что экземпляр действительно редкий.

Давайте разберемся с рынком современных монет, а потом уже поговорим о старинных. Потому что вы можете начать охоту за непримечательной мелочью в своём кошельке уже сегодня. И при удачном стечении обстоятельств, удастся даже немного заработать.

Итак, в России чеканкой металлических денежных знаков сегодня занимается Центробанк. Они выпускают все монеты, так или иначе связанные с Россией и оборотом. Они выпускают разные серии:

  1. Памятные (юбилейные).
  2. Регулярные.

Если мы говорим о регулярных номиналах, то это:

  1. 1 копейка.
  2. 5 копеек.
  3. 10 копеек
  4. 50 копеек.

Ныне, чеканка копеек не осуществляется Центробанком. Однако, они до сих пор находятся в обороте. Сегодня выпускают только металлический рубль это номинал в 1, 2, 5 и 10. Это регулярный номинал, и такие монеты почти не представляют ценности для коллекционеров. Но и тут есть несколько исключений из правил, о которых мы расскажем чуть позже.

А вот юбилейная мелочь выпускается ограниченными партиями. Обычно они приурочены к каким-то историческим событиям или датам. Они представляют ценность, но их тоже достаточно много. Естественно, не все монеты юбилейного тиража выпускаются большим тиражом, за счет этого их ценность увеличивается. Если на обычном рубле вы можете наблюдать стандартный герб России, то на юбилейном может быть город, герб какого-либо региона или что-нибудь ещё. Наверняка вы видели в обороте 10 рублей с металлической вставкой посередине, и золотистой обводкой по краю. Вот это и есть юбилейная монета.

Мелочь из регулярного тиража России, определяется редкостью и сохранностью. А основной спрос формируется нумизматами и коллекционерами. Именно они готовы платить хорошие деньги за обычный металлический рубль, ограниченного тиража. Сохранность наверное у новичка вопросов дополнительных не вызовет. Если надписи повреждены, или отсутствует часть гурта, то стоимость будет ниже, чем у цельного экземпляра в хорошем качестве. А вот редкость будет определяться тиражом. Иными словами, чем сложнее достать определенный рубль, тем выше его редкость, а значит тираж был весьма ограниченным.

Естественно, для оценки редкости определенного экземпляра, нужно учитывать:

  1. Наличие дефектов.
  2. Монетный двор.
  3. Год выпуска и т.п.

Не будем сильно углубляться, пробежимся по основным критериям. И для начала разберемся с браком. Да, даже Центробанк на своих производственных дворах, может допустить брак. Изделие с ошибкой обычно попадает в выбраковку, и не проникает в оборот. Но бывают и исключения из правил. Браком называют огромный список нарушений: это перевернутые обратные стороны, нарушение формы, отсутствие знаков, плохая чеканка и т.п. Иногда встречаются рубли со следами раскола штемпеля и т.п. Вообще, ошибкам при чеканке можно при желании посвятить отдельную публикацию. Сегодня заниматься этим не будем, скажем лишь о том, что такая мелочь встречается крайне редко. И стоит соответственно дорого. Потому что одна из основных задач монетного двора: исключение бракованных денежных знаков из общего оборота.

Поэтому, если у себя в карманах вы вдруг обнаружили довольно странный рубль, не спешите его тратить или выбрасывать. Возможно он стоит очень дорого.

Теперь поговорим о монетном дворе. Это место, где и чеканятся монеты. На металлических рублях знак двора есть рядом с гербом (это ММД/М) в случае с Московским монетным двором. Или СПМД/СП, в случае с Санкт-Петербургским монетным двором. Найти соответствующий знак можно под лапой орла (справа). Если знак отсутствует, возможно вам попался бракованный экземпляр. Но учтите, разглядеть знак двора без лупы будет довольно проблематично. Поэтому убедитесь в том, что знак отсутствует. Потому что сокращения чеканятся немного по-другому, и вы можете просто не разглядеть знак двора невооруженным взглядом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *