2023. Изменения в сфере недвижимости, вступающие в силу в новом году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2023. Изменения в сфере недвижимости, вступающие в силу в новом году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С января 2023 года меняется состав сведений о назначении объекта, которые вносятся в кадастр недвижимости. Исключаются такие назначения как: жилое строение и жилое. Добавляется «жилой дом». Теперь назначение объекта необходимо указывать из списка: нежилое, многоквартирный дом, садовый дом, жилой дом.
Расширение состава сведений ЕГРН
Кроме того, дополняются сведения о земельных участках для государственных или муниципальных нужд: образован ли участок путем перераспределения земель; решение о изъятии земельного участка или расположенного на нем объекта; о расположении земельного участка или расположенного на нем недвижимого объекта в границах территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель.
Появится новый раздел в ЕГРН «перечень координат пунктов геодезической основы в местных системах координат кадастровых округов».
Основные документы для кадастрового учета помещений
С 2022 года участок земли, который не был измерен, не может быть продан, обменен или унаследован, даже если владелец ранее оформил документы на право собственности.
Еще одним новшеством данной редакции закона, является возможность формирования заявления о кадастровой стоимости без участия правообладателя.
Следует также отметить, что любая сделка с недвижимостью, как и регистрация наследования такой недвижимости, должна отражать полный объем изменений в государственной базе данных, как того требует процедура. Кроме того, после каждой смены собственника необходимо вносить изменения в кадастровый паспорт.
ONLINE: дистанционное участие в заседаниях мероприятия (просмотр на одном устройстве), раздаточный материал, электронный сертификат участника и электронные презентации спикеров, возможность просмотра конспектов лекций в течение 30 календарных дней после мероприятия.
Необходимость и структура государственного кадастра недвижимости в 2021 году
В адрес Роснедвижимости поступают многочисленные обращения от юридических лиц, заинтересованных в кадастровом учете земельных участков, на которых расположены отдельные типы сооружений линейных объектов, такие как опоры воздушных линий связи и электропередачи, наземные сооружения кабельных линий связи и электропередачи, трубопроводного транспорта и другие подобные сооружения и объекты (далее — земельные участки, на которых расположены отдельные типы сооружений).
Необходимо поставить на кадастровый учет надземный газопровод, под строительство которого были выделены земельные участки отделу капитального строительства. В настоящее время газопровод пересекает несколько частных земельных участков. Как в данном случае поставить данный газопровод на государственный кадастровый учет, если установления сервитута отсутствует.
Надо отметить, что межевой план линейных объектов составляется на многоконтурный земельный участок, то есть это множество замкнутых контуров, не имеющих общих точек соприкосновения, объединенных одним владельцем и назначением земельных участков. Кроме того, в межевой план должны быть включены сведения о местоположении границ частей многоконтурного земельного участка, занятого опорами линии электропередач. В новую редакцию Требований к оформлению межевого плана добавлена глава V «Особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в ч.10 ст. 25 Закона о кадастре» об особенностях подготовки межевого плана в отношении земельных участков:
При необходимости поставить на кадастровый учет недвижимость с большими трудностями сталкиваются владельцы линейных объектов, таких как линии электропередач, линии газификации и т.п. Межевые планы, представленные для кадастрового учета земельных участков под такими объектами, в объеме порой достигают тысячи страниц. Это большой труд и для изготовителя такого межевого плана, и для специалистов, которые впоследствии будут осуществлять процедуру кадастрового учета. А если учет с первого раза не удалось осуществить, то есть были обнаружены причины для отказа в проведении учета, то документы возвращаются на доработку заявителю. А при следующем обращении данные вносятся в базу по новой — и снова тысячи страниц информации вбиваются терпеливыми руками сотрудников отдела ввода данных, проверяются и анализируются в отделе кадастрового учета и так каждый раз пока не будет принято положительное решение. Так что, самый идеальный исход дела — и для заявителя, и для специалистов кадастровой палаты — это кадастровый учет на основании грамотных и в соответствии с законодательством составленных документов, в том числе межевого плана, и, как результат, — получение кадастрового паспорта земельного участка при первом же обращении с заявлением.
Процесс составления технического плана не допускает никаких погрешностей, требует внимательного подхода и обладания определенной базой знаний. Без участия квалифицированного специалиста здесь не обойтись.
До начала 2021 года оформлением технических планов занимались, в основном, государственные органы, ведущие учет недвижимости. Сейчас эта функция возложена на кадастровых инженеров. Остается только выбирать приемлемые цены и оптимальные условия обслуживания.
Если же, газопровод проходит по землям, правообладателями которых являются физические лица, то необходимо заключить договора аренды с каждым из них, на части земельных участков, по которым проходит линейный объект.
Если, земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, то следует опираться на Постановление Правительства РФ от 03.12.2021 г. №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».
При необходимости поставить на кадастровый учет недвижимость с большими трудностями сталкиваются владельцы линейных объектов, таких как линии электропередач, линии газификации и т.п. Межевые планы, представленные для кадастрового учета земельных участков под такими объектами, в объеме порой достигают тысячи страниц. Это большой труд и для изготовителя такого межевого плана, и для.
При необходимости поставить на кадастровый учет недвижимость с большими трудностями сталкиваются владельцы линейных объектов, таких как линии электропередач, линии газификации и т.п. Межевые планы, представленные для кадастрового учета земельных участков под такими объектами, в объеме порой достигают тысячи страниц. Это большой труд и для изготовителя такого межевого плана, и для специалистов, которые впоследствии будут осуществлять процедуру кадастрового учета. А если учет с первого раза не удалось осуществить, то есть были обнаружены причины для отказа в проведении учета, то документы возвращаются на доработку заявителю. А при следующем обращении данные вносятся в базу по новой — и снова тысячи страниц информации вбиваются терпеливыми руками сотрудников отдела ввода данных, проверяются и анализируются в отделе кадастрового учета — и так каждый раз, пока не будет принято положительное решение. Так что самый идеальный исход дела — и для заявителя, и для специалистов кадастровой палаты — это кадастровый учет на основании грамотных и в соответствии с законодательством составленных документов, в том числе межевого плана, и, как результат, — получение кадастрового паспорта земельного участка при первом же обращении с заявлением.
Кадастровый учет линейного объекта 2021
В законодательных актах предусмотрены ситуации проведения госучета здания без оформления прав собственности. В этом случае процедура длится до 5 дней. Процесс кадастрового учета здания включает следующие действия:
- Регистрация объекта в Кадастре;
- Снятие недвижимости с учета;
- Внесение изменений в основные параметры имущества.
Отдельно оформить имущественные права на недвижимость (без постановки на кадастровый учет) можно, если регистрационные действия уже проводились. Срок регистрации права собственности зависят от статуса заявителя и особенностей объекта:
- До семи дней — регистрация в общем порядке;
- До пяти дней — по постановлению суда, а также если проходит оформление жилья, приобретенного по ипотечному договору;
- До трех рабочих дней — если заявку подает нотариус;
- Один день — при онлайн обращении.
Если госрегистратор обнаружил ошибки в предоставленных документах, он имеет право приостановить процедуру регистрации объекта. В этом случае отказ уполномоченного органа должен быть аргументирован, с ссылкой на соответствующие законодательные акты. Заявителю предоставляется время на устранение недочетов и повторную подачу документации. Сделать это правообладатель может в срок от 1 до 3 месяцев.
Перед началом работ застройщик должен внимательно ознакомиться с существующими документами планирования территорий, включая имеющиеся схемы. На следующем этапе необходимо изучить межевание земельных участков, при их отсутствии заказать выполнение работ лицензированным кадастровым инженерам. Обновленный проект межевания – обязательное предварительное условие начала строительных работ по ЛО.
Начинать оформление документов можно только после того, как земельный участок под линейным объектом оформлен надлежащим образом. Заявление подается в соответствующий орган, в разрешении должно подтверждаться:
• полное соответствие проекта сооружения с имеющимся планом планировки территории и существующим планом межевания земельных участков;
• возможность строительства ЛО на земельном участке с учетом имеющихся ограничений.
Кроме заявления, в уполномоченные органы предоставляются документы на право собственности землей, данные планировки территории, проекты межевания, проектная документация с указанием схемы расположения объекта.
Следует иметь в виду, что уполномоченные органы не имеют права расширять список документов и на этом основании отказывать заявителям. Разрешительные органы в течение семи рабочих дней с даты приема документации изучают и проверяют ее, отказ в выдаче разрешения доложен иметь подробное описание причин. В случае несогласия застройщик имеет право его обжаловать в установленном законом порядке.
В абсолютном большинстве случаев линейные объекты имеют большую протяженность и затрагивают несколько земельных участков, принадлежащих различным собственникам. Кроме того, эти земли могут принадлежать к той или иной категории, что накладывает дополнительные условия для получения разрешения. А эксплуатация отдельных ЛО требует, чтобы земля принадлежала одному лицу и на одинаковых условиях.
Несмотря на то, что часть ЛО не создает препятствий для использования участков владельцами по их назначению (к примеру, подземные объекты), не все из них дают разрешение на строительство. Решать такие проблемы очень сложно, никаких законодательных актов прямого действия не существует. Все зависит от личных способностей застройщика и его умения находить общий язык с заинтересованными сторонами. Это требуется даже в тех случаях, когда прокладка подземных объектов выполняется с использованием самых современных технологий без нарушения верхнего слоя земельного участка.
Приступать к регистрации можно только после решения вопросов с земельными участками. Здесь также существуют правовые коллизии. Земельное законодательство не делает различий между выделением земли под строительство инженерных коммуникаций и между коммуникациями, а это различные юридические понятия. Еще проблема. Градостроительный кодекс требует, чтобы ЗУ был обязательно вписан в стройгенплан. То есть если ЛО выходит за пределы отведенного участка, то в положительном заключении будет отказано.
Единственный выход – изменение градостроительного плана специально под линейный объект, но на практике сделать это очень сложно по нескольким причинам:
• нет нормативных документов для оформления проектов планировки;
• схемы ЛО являются частью проекта планировки, а не отдельным документом;
• перечисление обязательного присутствия проекта межевания и проекта планировки опять создает неразрешимые проблемы.
По мнению юристов, решить несоответствия можно путем принятия специального закона, регулирующего все вышеописанные вопросы. Только так появится возможность ускорить строительство ЛО, исключить вероятность отказов по надуманным причинам органами местного самоуправления и предупредить появление споров при согласовании с соседями.
Дополнительная информация по теме
Что такое геодезическая разбивочная основа для строительства
Геодезический план земельного участка и его особенности
Природоохранные зоны: законодательство и ограничения по строительству
Для регистрации в Росреестре собственник должен подготовить такие документы:
- Заявление;
- Гражданский паспорт;
- Доверенность (если интересы владельца представляет уполномоченное лицо);
- Техплан регистрируемой конструкции;
- Разрешение на введение объекта в эксплуатацию;
- Документ, на основании которого возникло право собственности;
- Выписка из ЕГРН;
- Проект.
Заявление на постановку на госучет можно подать лично в территориальном отделении Росреестра, через МФЦ, отправить заказным письмом или воспользоваться электронной почтой.
Срок регистрации зависит от способа обращения. Если документы были поданы сразу в Кадастровую палату, то постановка на учет длятся до 5 дней. При подаче заявке другими способами регистрационные действия длятся до 10 рабочих дней.
Курс 2023: земельный кодекс, оформление землепользования, строительства и регистрации недвижимости
Земельный кодекс РФ продолжает совершенствоваться и подвергается изменениям и редакции. Часть важных поправок вступила в силу в 2021 году, другая же часть будет актуальна со следующего года. Активно внедряется электронный документооборот. На семинаре будут рассмотрены правила оформления разрешительных документов в электронном виде. Задача перехода к цифровым технологиям – упрощение взаимодействия государственных органов с юридическими и физическими лицами по вопросам использования земли, а также регистрации прав собственности на построенные на ней объекты. В процессе создания электронный ресурс, который будет учитывать все земли и объекты на них.
Изменения в Земельном кодексе 2023
Земельный кодекс 2022 также содержит поправки, которые касаются земель, используемых в качестве фермерских хозяйств. В соответствии с поправками на данной категории земель разрешается индивидуальное строительство объектов жилой недвижимости.
Поправки в Земельный кодекс наделяют новыми функциями Росреестр и кадастровую палату. Росреестр будет выполнять функции надзора и контроля, а кадастровая палата получила новый функционал по оценке земель.
Большое количество изменений внесено в те статьи, которые касаются земель, находящихся в государственной собственности. Меняется порядок их предоставления в аренду и пользование без проведения торгов. Изменения коснулись и порядка расчета стоимости арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной и государственной собственности. Определён порядок изъятия земельных участков для использования.
Эти и другие актуальные вопросы, а также разбор примеров из судебной практики будут затронуты в рамках семинара.
Читать далее
Обзор изменений законодательства о кадастровой деятельности
Прежде всего, сведения, содержащиеся в Государственном земельном кадастре, используются для решения вопроса о правильном использовании земель.
На основе данных ГЗК принимаются решения о:
- Изменении целевого характера использования земель;
- Назначении задач по новому способу эксплуатации земли для увеличения продуктивности ее использования.
Также на основе данных ГЗК производится контроль использования земельных наделов и дается оценка эффективности потенциальных действий, которые могут быть проведены с данной землей.
Объектами Государственного земельного кодекса являются все земельные участки, находящиеся в границах Российской Федерации и поставленные на учет.
Помимо этого есть еще неучтенные земли, которые также находятся в границах Российской Федерации. Пока участок не будет учтен Федеральной кадастровой палатой, он не может быть продан, его нельзя взять в аренду, подарить и т.д. Учет новых земель производится по мере необходимости.
Логично, что единый земельный кадастр России нуждается в администрировании и управлении. Эти функции призвана исполнять Федеральная кадастровая палата (ФКП) – структурное подразделение Росреестра, на которое возложен ряд основных функций службы:
- ведение госреестра недвижимости (ЕГРН);
- осуществление госрегистрации объектов недвижимости и сделок с ней;
- кадастровый учет и утверждение кадастровой оценки;
- предоставление актуальных сведений из ЕГРН;
- прием заявлений от граждан и организаций о кадастровом учете, регистрации;
- определение кадастровой стоимости.
- ФКП взаимодействует с кадастровыми инженерами, оказывая им практическую и методическую помощь.
- В настоящее время палата имеет 81 филиал и осуществляет деятельность как в отдельных регионах РФ, так и по межрегиональному принципу.
- Важной задачей, поставленной перед палатой, является обеспечение работы информационных систем и схем взаимодействия с другими государственными органами.
Подробнее о ФКП в публикации «Кадастровая палата».
Основным источником кадастровой информации, администрирование которого осуществляет ФКП, является реестр недвижимости. ЕГРН содержит в себе сведения обо всех недвижимых объектах, существующих в РФ:
- строениях;
- объектах незавершенного строительства;
- земельных участках.
Как гласит ст. 7 ФЗ № 218 от 13.07.2015 (далее ФЗ № 218), реестр представляет собой свод актуальной информации из следующих баз данных:
- кадастра недвижимости;
- реестра прав и ограничений по ним;
- кадастровых карт;
- реестра границ особо охраняемых зон.
Основная же его роль – фиксация результатов кадастрового учета, возникновения и перехода прав на объекты.
Регистрация в ЕГРН – единственное, что может подтвердить наличие права собственности на землю. Подтверждается такая регистрация выпиской, которая заменяет ранее выдаваемые свидетельства госрегистрации прав на недвижимость.
Сведения в ЕГРН открыты и доступны для любого гражданина. Получить их можно даже онлайн при помощи справочного сервиса Росреестра и прочих электронных ресурсов.
Больше информации о ЕГРН в публикации «Единый государственный реестр недвижимости».
На протяжении последнего десятилетия в России активно формируется единая система кадастрового учета, в которой:
- интегрированы все существующие информационные системы;
- объединены все данные об объектах недвижимости;
- унифицированы регистрационные процедуры.
- Этот процесс проходит под началом Росреестра, в рамках которого объединены все кадастровые органы РФ.
- Результатом такой работы стало создание ЕГРН и формирование общедоступной публичной кадастровой карты, которую многие воспринимают как официальный сайт земельного кадастра.
- Эти электронные сервисы объединяют кадастровую информацию об объектах недвижимости, независимо от ее вида.
Кадастровый учет носит унифицированный характер, то есть проводится одинаково в отношении любого объекта, в том числе земельных наделов.
Об особенностях учета земли читайте в статье «Кадастровый учет земельных участков».
В последние годы само понятие о земельном кадастре претерпело значительные изменения, которые стоит обсудить подробнее.
Реформа системы кадастрового учета затронула и государственный земельный кадастр (ГЗК). В результате унификации систем государственного учета он был преобразован в государственный кадастр недвижимости (ГКН), хотя его сущность и принципы создания особо не изменились.
Согласно прежним нормативам, кадастр земельных участков – это информационная система, содержащая сведения, полученные в результате кадастрового учета участков земли:
- расположение;
- назначение;
- зарегистрированные виды прав;
- территориальные зоны, в которых они расположены;
- прочие данные, позволяющие индивидуализировать конкретный участок.
Однако с 2008 года эта система была упразднена в связи с образованием государственного кадастра недвижимости. Сегодня сложно объяснить, что такое земельный кадастр, ведь он не существует.
Пришедший ему на смену кадастр недвижимости – идентичная база данных, но содержащая сведения обо всех объектах, а не только о земле. Да и объем информации в нынешней системе значительно шире, чем в земельном кадастре.
С первого взгляда обычный человек может и не понять, что замечательного скрыто под скучным названием публикуемого документа: «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». Но новый закон не только полезный, но и во многом даже революционный.
Необходимость и структура государственного кадастра недвижимости в 2021 году
Если же, газопровод проходит по землям, правообладателями которых являются физические лица, то необходимо заключить договора аренды с каждым из них, на части земельных участков, по которым проходит линейный объект.
Если, земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, то следует опираться на Постановление Правительства РФ от 03.12.2021 г. №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».
При необходимости поставить на кадастровый учет недвижимость с большими трудностями сталкиваются владельцы линейных объектов, таких как линии электропередач, линии газификации и т.п. Межевые планы, представленные для кадастрового учета земельных участков под такими объектами, в объеме порой достигают тысячи страниц. Это большой труд и для изготовителя такого межевого плана, и для.
При необходимости поставить на кадастровый учет недвижимость с большими трудностями сталкиваются владельцы линейных объектов, таких как линии электропередач, линии газификации и т.п. Межевые планы, представленные для кадастрового учета земельных участков под такими объектами, в объеме порой достигают тысячи страниц. Это большой труд и для изготовителя такого межевого плана, и для специалистов, которые впоследствии будут осуществлять процедуру кадастрового учета. А если учет с первого раза не удалось осуществить, то есть были обнаружены причины для отказа в проведении учета, то документы возвращаются на доработку заявителю. А при следующем обращении данные вносятся в базу по новой — и снова тысячи страниц информации вбиваются терпеливыми руками сотрудников отдела ввода данных, проверяются и анализируются в отделе кадастрового учета — и так каждый раз, пока не будет принято положительное решение. Так что самый идеальный исход дела — и для заявителя, и для специалистов кадастровой палаты — это кадастровый учет на основании грамотных и в соответствии с законодательством составленных документов, в том числе межевого плана, и, как результат, — получение кадастрового паспорта земельного участка при первом же обращении с заявлением.
Земельный кадастр РФ, его функции и задачи в 2021 году
Приложение
к письму
Минэкономразвития России
от 29 мая 2013 года N 10571-ПК/Д23и
О подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных), порядке осуществления государственного кадастрового учета таких объектов и предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости о них
С учетом пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи, в том числе линейно-кабельные сооружения, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии (железнодорожные пути) и другие подобные сооружения, расположенные на территории более одного кадастрового округа (далее — линейные сооружения), относятся к объектам недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре).
Положениями части 2 статьи 18, части 10 статьи 25 Закона о кадастре предусмотрено, что место осуществления государственного кадастрового учета (далее — кадастровый учет) объектов недвижимости, расположенных в границах двух и более кадастровых округов, а также особенности осуществления кадастрового учета, в том числе отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) определяются в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В настоящее время Минэкономразвития России ведется разработка указанных нормативных правовых актов.
При этом положения Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 года N 42 (далее — Порядок ведения ГКН), не применяются в отношении сооружений (линейных и тому подобных), расположенных на территории более чем одного кадастрового округа.
Вместе с тем, до нормативно-правового урегулирования указанного вопроса считаем целесообразным отметить следующее.
По мнению Минэкономразвития России, при осуществлении государственного кадастрового учета линейных сооружений целесообразно применять нормы Порядка ведения ГКН с учетом следующих особенностей.
Все кадастровые процедуры, предусмотренные действующим законодательством (в том числе учет изменений объекта недвижимости, внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия), в отношении линейных сооружений осуществляются уполномоченным органом кадастрового учета.
Кадастровый учет линейных сооружений осуществляется в реестре объектов недвижимости кадастрового округа «Общероссийский», при этом, учитывая положения пункта 5 Порядка ведения ГКН, сведения об условных частях линейного сооружения подлежат внесению в реестры объектов недвижимости кадастровых округов, на территории которых они расположены.
Сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета (пункт 31 Порядка ведения ГКН).
Для целей проведения указанной проверки в течение двух рабочих дней со дня поступления заявления о кадастровом учете уполномоченным органом кадастрового учета в соответствующие филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра», осуществляющие ведение реестров объектов недвижимости кадастровых округов, на территории которых расположены условные части линейного сооружения (далее — подразделение ФГБУ «ФКП Росреестра»), направляются в электронном виде документы, представленные с заявлением о кадастровом учете.
Уполномоченные должностные лица подразделений ФГБУ «ФКП Росреестра» в течение десяти рабочих дней со дня поступления документов проводят проверку документов на соответствие их требованиям Закона о кадастре и направляют в уполномоченный орган кадастрового учета в электронной форме протокол проверки документов, подписанный уполномоченным должностным лицом подразделения ФГБУ «ФКП Росреестра».
По результатам проведенной проверки, в течение пяти рабочих дней со дня поступления протоколов проверки документов готовится сводный протокол проверки документов, решение о кадастровом учете или решение об отказе (приостановлении) в осуществлении кадастрового учета.
Решение о приостановлении кадастрового учета, об отказе в осуществлении кадастрового учета должно быть оформлено в соответствии с требованиями статей 26 и 27 Закона о кадастре.
В случае принятия решения об осуществлении кадастрового учета, в течение одного рабочего дня со дня принятия такого решения уполномоченным органом кадастрового учета в подразделения ФГБУ «ФКП Росреестра» направляется в электронном виде сводный протокол проверки документов, решение об осуществлении кадастрового учета и уведомление о присвоении такому объекту кадастрового номера.
В случае принятия решения о приостановлении кадастрового учета, об отказе в осуществлении кадастрового учета уполномоченный орган кадастрового учета в течение одного рабочего дня со дня принятия таких решений направляет в электронном виде в подразделения ФГБУ «ФКП Росреестра» такие решения.
Кадастровое дело линейного сооружения формируется как уполномоченным органом кадастрового учета, принявшим решение, так и подразделениями ФГБУ «ФКП Росреестра».
Согласно пункту 6 Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, пункту 3 Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 4 апреля 2011 года N 144, в целях присвоения кадастровых номеров объектам недвижимости, расположенным на территории двух и более кадастровых округов, создается кадастровый округ с учетным номером «0» и наименованием «Общероссийский», границы которого совпадают с Государственной границей Российской Федерации.
В кадастровом округе «Общероссийский» создается один кадастровый район с учетным номером «0:0» и наименованием «Условный», в котором соответственно -один кадастровый квартал с учетным номером «0:0:0», границы которого совпадают с границами кадастрового округа «Общероссийский».
В случае, если объект недвижимости располагается одновременно на территории нескольких кадастровых округов, кадастровый номер такому объекту присваивается в кадастровом квартале с учетным номером «0:0:0», границы которого совпадают с границами кадастрового округа «Общероссийский».
Присвоение кадастрового номера линейному сооружению осуществляется на основании решения об осуществлении кадастрового учета.
Кадастровый номер линейного сооружения состоит из учетного номера кадастрового квартала «0:0:0», разделителя в виде двоеточия и порядкового номера записи об объекте недвижимости в реестре объектов недвижимости кадастрового округа «Общероссийский».
Идентификация условных частей линейного сооружения в реестрах объектов недвижимости кадастровых округов, на территории которых такое линейное сооружение расположено, осуществляется по его кадастровому номеру, присвоенному уполномоченным органом кадастрового учета.
В современном земельном законодательстве выделены две группы ошибок, которые обусловливают наложение границ земельных участков при их постановке на учет: технические и кадастровые ошибки. Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка) — это ошибка, допущенная органом кадастрового учета при осуществлении ГКУ. Срок ее исправления — не более пяти рабочих дней. Если причиной пересечения границ является техническая ошибка (например, сведения реестра объектов недвижимости или кадастровой карты о местоположении границы земельного участка не соответствуют сведениям, содержащимся в документах кадастрового дела), то она устраняется в течение времени, предусмотренного для осуществления кадастрового учета, без принятия решения о приостановлении.
Кадастровая ошибка — это воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения. Перечисленные выше факторы относятся к кадастровым ошибкам. На исправление кадастровой ошибки отводится восемнадцать календарных дней. Кадастровая ошибка подлежит исправлению в процессе изменения сведений об объекте недвижимости, получении кадастрового паспорта на квартиру в порядке информационного взаимодействия или на основании вступившего в законную силу решения суда. Истцом по требованию об исправлении кадастровой ошибки может быть любое заинтересованное лицо (ч. 5 ст. 28 Закона о кадастре).
Ответчики по иску об исправлении кадастровой ошибки:
- собственник земельного участка, за счет которого может быть произведено восстановление границ земельного участка истца;
- арендатор участка, если участок находится в государственной или муниципальной собственности и сдан в аренду на срок более пяти лет;
- кадастровая палата, поскольку именно она должна совершить действия по кадастровому учету новых границ земельного участка.
В письме Министерства экономического развития (МЭР) от 27 марта 2009 г. № 4448-ИМ/Д23 «Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков» отмечено что, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 221, государственный кадастровый учет приостанавливается, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями (т.е. со сведениями государственного кадастра недвижимости, которые не имеют временного характера) пересекает одну из границ другого земельного участка. Исключением являются случаи, когда последний из указанных земельных участков является преобразуемым.
Орган кадастрового учета при принятии решения о приостановлении должен установить возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения. Если причиной пересечения границ является ошибка, допущенная кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка, кадастровый учет которого был осуществлен после вступления в силу Закона о кадастре, то она определяется как кадастровая и подлежит исправлению в порядке, установленном ст. 28 данного закона.
Воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка, допущенная лицом, выполнявшим работы по территориальному землеустройству, в отношении ранее учтенного земельного участка (земельного участка, государственный кадастровый учет которого был осуществлен до 1 марта 2008 г., или земельного участка, государственный кадастровый учет которого не осуществлен, но право собственности зарегистрировано и не прекращено, и которому присвоен органом, осуществляющим госрегистрацию прав, условный номер) может быть исправлена органом кадастрового учета с использованием процедур в соответствии с ч. 14 ст. 45 Закона о кадастре.
В письме МЭР № ОГ-Д23-4647 от 16.08.2013 дано пояснение по поводу отнесения земельного участка к ранее учтенным объектам недвижимости. В соответствии со ст. 45 Федерального закона № 221, ранее учтенными земельными участками признаются земельные участки:
- государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном действующим законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре (1 марта 2008 г.);
- государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
- Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
- Письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 21 апреля 2006 года N ВК/0556@ «О технических ошибках».
- Письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 30 июня 2006 года N ВК/0995 «О предоставлении сведений об исправленных ошибках в базах данных ПК ЕГРЗ-Т».
- Письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 21 ноября 2006 года N ВК/1897 «О внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра»
- Письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 7 июля 2008 года N ВК/2922 «О кадастровой ошибке».
- Письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 25 марта 2008 года N ВК/1376 «О направлении разъяснений».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года N 214 «Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации»
- Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 января 2012 года N 14 «Об утверждении Методики определения платы и предельных размеров платы за проведение кадастровых работ федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в целях выдачи межевого плана».
- Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 августа 2010 года N Д23-3231 «О подлежащих применению нормативных правовых актах при расчете смет на выполнение кадастровых работ».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 года N 2236-р «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Земельный надзор – это деятельность должностных лиц по выявлению и предупреждению нарушений земельного законодательства. Данная функция возложена на сотрудников Росреестра.
При службе была создана специальная профессия и учреждена должность государственного инспектора по использованию и охране земель. Он проверяет деятельность собственников и владельцев земли на предмет:
- соблюдения целевого назначения земель и использования в соответствии с разрешенными видами деятельности;
- соблюдения требований об обязательном использовании участков;
- самовольного использования земельных участков;
- выполнения обязанностей по приведению земель в надлежащий вид;
- нанесения вреда и загрязнения земель;
- исполнения предписаний по устранению нарушений законодательства и так далее.
Надзор осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок либо систематического наблюдения.
По результатам составляется акт проверки. Если в нем зафиксированы нарушения, инспектор выносит предписание об их устранении.
Законодательный аспект
Законодательство обозначает комплексные кадастровые работы, как деятельность, которая ведется на всех участках, расположенных в рамках кадастрового квартала одновременно.
К таким участкам принадлежат:
- наделы, сведения о которых в Едином государственном реестре недвижимого имущества не соответствуют законодательству в вопросе местоположения их границ (закон №218-ФЗ);
- территории, занятые объектами общего пользования (скверами, набережными, бульварами, улицами), если их размещение утвердили постановления градостроительной комиссии;
- объекты завершенного и незавершенного строительства, если права на такую деятельность дает закон №218-ФЗ.
Во время выполнения комплексных кадастровых работ преследуются такие цели:
- более точное обозначение границ надела;
- устанавливается местоположение объектов строительства на земельных участках;
- формирование новых земельных наделов, на которых располагаются здания, в том числе и жилые дома (исключением являются линейные объекты);
- образование участок земли, выделенной под общее пользование;
- исправляются ошибки, которые были сделаны в реестре.
Для выполнения комплексных кадастровых работ существует определенный порядок действий. Допускается повторное проведение процедуры для кадастрового квартала.
Что же представляет собой кадастровый номер?
Это набор цифр, определяющих определенный квартал, участок или же район. Определить кадастровый номер, ссылаясь на адрес, достаточно легко. Для этого необходимо найти нужный участок на карте.
По каждому из объектов на кадастровой карте доступна следующая информация:
• точная площадь;
• адрес;
• стоимость;
• статус;
• характеристика;
• дата взятия на учет;
• форма собственности.
Если пользоваться публичной картой Росреестра, то можно намного быстрее и легче отыскать нужную недвижимость. Здесь указаны все границы и прилегающие участки, которые также внесены в реестр. Нужный участок можно тщательно рассмотреть на цифровой топографической карте и на космическом снимке.
С помощью кадастровой карты можно проверить кадастровый номер нужного объекта по адресу.
Также карта будет отличным помощником в случае, если необходимо определить стоимость участка по адресу. Для этого необходимо найти этот участок и нужная информация станет доступной.
Порядок исправления кадастровых ошибок
Местоположение границ земельного участка определяется кадастровыми инженерами в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. Вместе с тем, в целях снижения количества приостановлений и отказов в проведении государственного кадастрового учета, на наш взгляд, необходимо провести следующие мероприятия:
- Разработать и утвердить инструкцию по определению границ недвижимого имущества и передаче межевых и технических планов на ГКУ. Данную инструкцию согласовать с работниками органа кадастрового учета и саморегулируемой организацией кадастровых инженеров.
- Значительно усилить квалификационные требования по допуску претендентов для сдачи квалификационного экзамена на аттестат кадастрового инженера. При этом существенно расширить перечень вопросов, касающихся геодезического обеспечения ведения ГКН, добавив теоретический материал по ГНСС-технологиям, методам и средствам контроля и математической обработки результатов геодезических измерений.
- Органам кадастрового учета требовать от кадастровых инженеров материалов по контролю качества результатов координирования характерных точек вновь образованных земельных участков с проверкой качества определения координат характерных точек смежных земельных участков, уже поставленных на ГКУ. В формах межевого плана необходимо приводить результаты реальной оценки точности выполненных измерений исходя из использованных методов и средств, применяемых при координировании.
- При применении картометрического способа обосновывать возможность использования соответствующей картографической основы и выполнять проверку реальной точности картографического плана или карты.
- Кадастровым инженерам в пределах одного кадастрового квартала для координирования характерных точек использовать одни и те же пункты государственной геодезической сети или опорной межевой сети, которые использовались ранее при координировании смежных земельных участков.
Реализация данных предложений могла бы существенно повысить качество кадастровой информации, в значительной степени сократив причины приостановлений или отказов в осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости.