Приказы в организации: виды и особенности оформления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказы в организации: виды и особенности оформления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Приказ и распоряжение – бумаги, которые очень похожи. Их часто путают между собой. Приказ – это акт с длительным действием. Действие документа не прекращается при наступлении указанного обстоятельства. Пример приказа – документ о приеме специалиста на работу. Издается этот документ директором/руководителем компании, замом директора.

Приказ о введении локально-нормативных актов

Очень важный приказ о введении локально-нормативных актов издается в первый день создания компании. Но до сих пор встречаются фирмы, в которых локально-нормативные акты не разработаны.

Тогда алгоритм действий будет таким:
Шаг 1. Приказ о том, что через 2 месяца (а если есть профсоюзная компания, то через 3 месяца) вступят в действие следующие локально-нормативные акты:

  • Правила внутреннего трудового распорядка
  • Положение о защите персональных данных
  • Положение о заработной плате и премировании.

Регламентация создания приказов

Правила создания приказов на федеральном уровне описаны в документах:

  • имеющих добровольный порядок применения:
    • ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;
    • «Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов. Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003» (далее – Методические рекомендации к ГОСТу Р 6.30-2003);
  • либо обязательных только для определенной категории организаций, в основном для госструктур, например:
    • Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76 (далее – Рекомендации для органов исполнительной власти);
    • Типовая инструкция по делопроизводству и работе архива в таможенных органах, утв. приказом ФТС от 18.10.2004 № 160 (далее – Инструкция ФТС).

Однако никто не запрещает коммерческим компаниям пользоваться всеми этими документами, чтобы довести качество своих делопроизводственных процессов до должного уровня. На основе перечисленных документов рекомендуется составить собственные правила подготовки приказов и закрепить их в Инструкции по делопроизводству (см. Пример 1).

В указанной нормативной базе содержится состав реквизитов приказа и правила их оформления. Рекомендации для органов исполнительной власти и Инструкция ФТС разъясняют также порядок подготовки совместных приказов.

Чем отличаются Приказ и Распоряжение в организации

Приказ и распоряжение — это локальные нормативные акты, которые предназначены для урегулирования внутренних вопросов в организации. За пределами компании они не имеют юридической силы. Особенность таких документов в том, что законодательство не противопоставляет их, а считает синонимами. Однако на практике принято разделять приказы и распоряжения. Следует оговориться, что так как чётких указаний, в какой ситуации издавать приказ, а в какой — распоряжение, в законах нет, то никаких штрафных санкций за «неправильный» выбор не может быть. Проще говоря, никто не оштрафует фирму за выбор той или иной формы документа.

В чем разница этих двух нормативных актов? Есть несколько критериев:

  1. Продолжительность действия. Приказ предполагает продолжительное действие, распоряжение — короткое, необходимое для воплощения поставленной задачи. Например, приказ о назначении главного бухгалтера и распоряжение о выходе главного бухгалтера на работу в выходной день.
  2. Условие утраты силы. Приказ действует либо до обозначенного срока, либо до отмены следующим приказом. Распоряжение, как правило, сохраняет силу до исполнения в нём обозначенного условия и не требует специальной отмены.
  3. Кто издаёт. Приказы подписывают генеральные директора, в редких случаях — их заместители. Начальники структурных подразделений и руководители отделов ограничиваются распоряжениями.
  4. Возможность внести изменения. Менять распоряжения не принято — проще издать новый документ. Изменения приказов очень распространены на практике и встречаются почти повсеместно.
  5. Тематика. Приказ решает глобальные задачи в долгосрочной перспективе. Например, назначает на должность или утверждает регламент работы. Распоряжение помогает решить оперативные проблемы и дела.

Таким образом, какое-либо одно отличие приказа от распоряжения на практике отсутствует — есть комплекс различий. Важно учитывать, что нормы использования таких форм нормативных актов в разных компаниях могут отличаться. Например, в одной компании может быть принято издавать приказ о выходе на работу в выходной день, а в другой аналогичный вопрос решают иначе.

С чего начинается отсчет срока исполнения?

Течение срока исполнения документа в делопроизводстве обычно начинается именно с той даты, которая указана в документе или иным образом определена (а не на следующий день, как это принято в гражданско-правовой практике).

Статья 191 «Начало срока, определенного периодом времени» Гражданского кодекса РФ

Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Кстати, в трудовых правоотношениях вообще применяются оба принципа:

Статья 14 «Исчисление сроков» Трудового кодекса РФ

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

Какие именно приказы относятся к основной деятельности?

В первую очередь, определимся, какие приказы считаются приказами по основной деятельности (ПОД). Чтобы это выяснить, лучше пойти от обратного. Помимо ПОД, в делопроизводстве встречаются такие виды документов как приказы по административно-хозяйственным вопросам и по личному составу.

Читайте также:  Налоги и недвижимость: что изменится для россиян в 2023 году

С административно-хозяйственными вопросами все понятно: к этой категории относится документация, связанная с обеспечением нормального функционирования компании (безопасность, связь, транспорт, правила внутреннего распорядка и т.д.).

Приказы по личному составу — это документы в сфере кадрового делопроизводства (ими занимаются сотрудники отделов кадров, департаментов по управлению персоналом и т.д.).

Теперь переходим к главному — приказам по профильной деятельности. На основании информации об остальных категориях документации можно сделать вывод о том, что к ПОД относят те распорядительные документы, которые касаются текущих и стратегических вопросов (за исключением кадровой и административно-хозяйственной сфер) по профилю работы компании. Различные категории приказов следует хранить отдельно.

Особенности хранения копий документов

В соответствии с действующим законодательством в области делопроизводства, храниться должны не только оригиналы бумаг. Это же касается и их заверенных вторых экземпляров. Однако срок хранения копий приказов по основной деятельности отличается. И это вполне логично. С течением времени количество обращений к документации сокращается в геометрической прогрессии, и хранить огромное количество бумаг не имеет никакого смысла, да и это довольно затратная статья. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств из архива юридического отдела запрашиваются оригиналы документов. Кроме того, в ряде случаев копии документов (пусть и заверенные печатью организации) не имеют юридической силы, а значит, их архивирование теряет всякий смысл.

В общем случае срок хранения подобных дел составляет три года. Хотя эта цифра может варьироваться. Иногда рекомендуют хранить копии вплоть до уничтожения оригиналов документов.

Дата приказа позже чем дата события

3.2. Исчисление сроков вступления в силу НПА с учетом различных формулировок, указывающих на момент вступления в силу

Нередко в самих нормативных актах определен их порядок вступления в силу. При этом используются самые разнообразные формулировки, указывающие на момент вступления в силу, из них наиболее распространенными в федеральных нормативных правовых актах являются следующие:

— со дня официального опубликования;

— по истечении. со дня официального опубликования;

— по истечении. после дня официального опубликования;

— через. со дня официального опубликования;

— через. после дня официального опубликования.

Учитывая, что Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ и Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (пункты 7 и 12) допускается установление иного по сравнению с предусмотренными в них правилами порядка вступления в силу НПА, формулировки об условиях и порядке вступления этих актов в силу следует воспринимать максимально внимательно.

В первую очередь нужно различать формулировки «со дня официального опубликования» и «после дня официального опубликования». От этого зависит решение вопроса, в какой день (в день публикации или на следующий день после публикации) вступает документ в силу или какой день считать началом течения срока, если вступление документа в силу связано с истечением определенного срока.

Сторонники одной позиции считают, что если указано «со», то первым днем следует считать день официального опубликования, если «после», то срок начинает исчисляться на следующий день после публикации. Обосновывается эта точка зрения тем, что раз законодатель по каким-то причинам использует два разных предлога, значит, они различаются по смыслу, поэтому и понимать их нужно буквально.

Сторонники другой позиции считают, что независимо от формулировки «со» или «после» срок начинает течь на следующий день после публикации. В качестве аргумента приводятся правила исчисления сроков, установленные отраслевыми законами, например: Гражданским кодексом РФ (глава 11), Налоговым кодексом РФ (статья 6.1). Также отмечается, что такой подход больше соотносится с положениями специальных нормативных актов, регулирующих общий порядок вступления в силу НПА, в числе которых Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ, Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (пункты 5, 6 и 12). В перечисленных актах при установлении общего порядка вступления в силу НПА используется предлог «после».

Поскольку в настоящее время законодательством не урегулирован вопрос, когда начинается и когда заканчивается течение срока, связанного с введением в действие документов, возможность привлекать для определения этих сроков существующие кодексы необходимо обсудить подробнее. Корректно ли в данном случае применение норм права по аналогии?

Для иллюстрации неоднозначности в вопросе исчисления сроков вступления в силу НПА приведем примеры различных определений даты вступления в силу одного и того же документа.

Пример 1.

Параграф 1 «Подведомственность» главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был введен в действие через десять дней со дня его официального опубликования. Кодекс был опубликован в «Российской газете» 27.07.2002.

Пример 2.

Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Закон опубликован в «Российской газете» 31.05.2002.

Рассмотрим ситуацию, которая недавно довольно бурно осуждалась на одном из профессиональных форумов.

Исполнитель передал Заказчику созданный по его техническому заданию комплекс программного обеспечения.

При этом ПО, согласно приемопередаточному акту Исполнитель передал Заказчику в последних числах декабря прошлого года, а тот подписал акт только в середине января года текущего.

Претензий у Заказчика нет, все расчеты он в этом году произвел.

Внимание, вопрос. В каком периоде Исполнитель должен показать у себя реализацию, в 2020 году, или уже в 2021?

Обсуждение (оно длилось дней пять, не меньше), как всегда, было бурным. Затронули и сопутствующие темы, и пообвиняли, как водится, коллег в некомпетентности, в нарушении профессиональной этики, неумении себя вести, чересчур вызывающем тоне, и т. д., и т. п., и пр. Всё, как обычно. Ну и к единому мнению тоже, как обычно, не пришли.

Читайте также:  Единый налоговый платеж: что нас ждет в 2023 году

Лично мои выводы были следующими (хотя с ними не все согласились).

Разработка программного обеспечения для целей налогообложения прибыли вроде бы является услугой, так как результат этот деятельности не имеет материального выражения (см. п. 5 ст. 39 НК РФ). Однако там же сказано, что услуга потребляется заказчиком непосредственно в процессе её оказания.

Но заказчик не может принять себе и использовать сам процесс разработки ПО. До тех пор, пока исполнитель не получит устраивающий заказчика результат, передавать последнему и нечего. То есть заказчик может использовать разработанное ПО только после того, как исполнитель закончит его разработку, а полученный результат полностью устроит заказчика.

Здесь разработка ПО, получается, ближе к работе.

Наше действующее законодательство не успевает за столь бурным развитием цифровой экономики, поэтому напрямую ссылаться на него, это самое законодательство, не получается. Вот и приходиться прибегать к логике, здравому смыслу и прочим вещам, которыми не могут (а точнее, не хотят) руководствоваться ни законодатели, ни чиновники финансовых ведомств.

И когда результат, то есть разработанное ПО заказчику передан, то последний имеет полное на то право не поверить на слово исполнителю: — да все отлично работает, сам вчера проверял, подпиши.

Точно также он вправе запустить свой процесс проверки, например, загрузив это ПО на свои компы, погонять их в тестовом режиме какое-то время. Вот тут ключевое слово «какое-то». Это может быть и несколько часов, и несколько дней, и несколько недель.

И только после этого, когда заказчик не обнаружит косяков, и убедится, что ПО нормально работает, техника не виснет каждые полтора-два часа, требуя перезагрузки, а получаемые результаты соответствуют ожиданию, он примет предъявленный исполнителем результат и подпишет сей злополучный акт, который исполнитель подписал в прошлом году.

То, что и торопыга надеялся получить подпись раньше — ну, это, в принципе, его проблемы.

На наш взгляд, в этой ситуации исполнитель должен ориентироваться не на свою дату передачи — декабрь 2020 года, а на дату приемки заказчиком — январь 2021 года.

Да, у него полетел план, финансовый результат, обещанные персоналу премии. Но он должен был предполагать (если давно работает с этим заказчиком), что тот товарищ недоверчивый, и за красивые глазки и обещания, что если что и вылезет, так мы в сей же миг, не успеете и глазом моргнуть. акт не подпишет.

Следовательно, реализации у исполнителя следует отразить уже январем 2021 года. Но если уж очень надо, и без этого никуда, то можно и декабрем 2020.

Что за это будет, тем более, что в январе есть в наличии подписанный (пусть и январем) акт, спустя неделю там, ну, пусть и месяц, деньги полностью получены, и претензий нет?

Да, по большому счету, ничего. Раньше — не позже.

Только отвлекли свои оборотные средства.

Могли бы соответствующие суммы налога на прибыль и НДС заплатить в апреле-июне, а пришлось — в январе-марте.

Хотя это может быть компенсировано чем-то другим: — более красивыми показателями баланса, выполнением в срок поставленных вышестоящим руководством задач, получением премии (или похвальной грамоты, или поощрительным похлопыванием тем же самым вышестоящим по плечу).

Но все эти вопросы, повторю и буду неоднократно повторять, должна решать не бухгалтерия, а руководство организации.

Хватит гуглить ответы на профессиональные вопросы! Доверьте их экспертам «Клерка». Завалите лучших экспертов своими вопросами, они это любят!

Ответ за 24 часа (обычно раньше).

Вся информация про безлимитные консультации здесь.

Приказ о противопожарном режиме и назначении ответственных за его соблюдение.

Особое значение и обязательность проведения предусмотрена для объектов с массовым пребыванием людей и для детских учреждений.

Когда издается распоряжение об установлении ответственных лиц по пожарной безопасности, в нем обязательно должны быть определены все ответственные в компании лица. Их число зависит от размера субъекта хозяйствования.

Документация администрации организаций по вопросам пожарной безопасности, должна включать все вопросы пожарной опасности, в том числе обеспечения противопожарного режима при эксплуатации, приказы, инструкции, правила, планы эвакуации и другие документы, а также документацию ПТК, ДПД.

Таким образом, нормативного акта, который предписывал бы требование обновлять приказы по охране труда с определенной периодичностью нет. Если изменились условия или должностные лица, которые упомянуты в приказе, изменились нормативные документы, которые есть в приказе, то приказ нужно обновить.

При переводе название должности меняют. Также это может кардинально изменить и род деятельности сотрудника. Поэтому встает вопрос о том, чтобы сохранить ответственность за работником, который был назначен ранее, и после его перевода.

Также на каждом предприятии должны присутствовать все необходимые инструкции, которыми охарактеризован соответствующий режим соблюдения пожарной безопасности в мастерских, лабораторных помещениях, кабинетах, на складах.

Особенности хранения копий документов

В соответствии с действующим законодательством в области делопроизводства, храниться должны не только оригиналы бумаг. Это же касается и их заверенных вторых экземпляров. Однако срок хранения копий приказов по основной деятельности отличается. И это вполне логично. С течением времени количество обращений к документации сокращается в геометрической прогрессии, и хранить огромное количество бумаг не имеет никакого смысла, да и это довольно затратная статья. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств из архива юридического отдела запрашиваются оригиналы документов. Кроме того, в ряде случаев копии документов (пусть и заверенные печатью организации) не имеют юридической силы, а значит, их архивирование теряет всякий смысл.

Читайте также:  Как получить визу в Венгрию в 2022: правила въезда и документы

В общем случае срок хранения подобных дел составляет три года. Хотя эта цифра может варьироваться. Иногда рекомендуют хранить копии вплоть до уничтожения оригиналов документов.

Приказ — это еще один нормативно-правовой акт управления. Он представляет собой официальное письменное или устное распоряжение руководителя, командира или начальника, которое обязательно для исполнения подчиненными. В отличие от распоряжения приказ имеет большую силу в качестве акта управления.

Приказы активно используются в армии. Согласно указу президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации», письменный приказ является основным распорядительным служебным документом военного управления, который может издавать командир воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры. Приказ должен выполняться беспрекословно, точно и в срок. Если военнослужащий с ним не согласен, он может обжаловать приказ после его выполнения. В мирное время невыполнение приказа влечет наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, а в военное время или в боевой обстановке может привести к уголовной ответственности.

Приказы используются и в иных государственных органах, организациях и частных фирмах. Они издаются начальником, например, директором фирмы, для решения каких-либо производственных задач. Невыполнение такого приказа рассматривается как нарушение служебной или трудовой дисциплины и может привести к привлечению к дисциплинарной ответственности (выговор, увольнение и др.).

Документы о противодействии коррупции

ВИД ДОКУМЕНТА

СРОК ХРАНЕНИЯ

ПРИМЕЧАНИЕ

Планы противодействия коррупции Постоянно
Локальные нормативные правовые акты (порядки, перечни должностей, положения) по противодействию коррупции Постоянно
Методические документы (рекомендации, памятки, разъяснения) по противодействию коррупции 3 года (1) (1) После замены новыми
Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера 50/75 лет
Документы (акты, заключения, возражения, пояснения) проверок соблюдения государственными и муниципальными служащими положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции 5 лет
Документы (заявления, докладные, служебные, объяснительные записки, заключения) комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих, урегулированию конфликта интересов 5 лет
Документы (служебные, объяснительные записки, заключения, протоколы, заявления) о фактах обращения в целях склонения государственных и муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений 5 лет
Документы (акты, справки, служебные записки), связанные с применением взысканий за коррупционные правонарушения, совершенные государственными и муниципальными служащими 5 лет
Уведомления работодателя работниками:
а) о намерении выполнять иную оплачиваемую работу государственными гражданскими и муниципальными служащими; 5 лет
б) о получении подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей; 5 лет
в) о фактах обращения в целях склонения государственных и муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений; 5 лет
г) о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов 5 лет
Журналы, базы данных регистрации:
а) уведомлений о фактах обращения в целях склонения государственных и муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений; 5 лет
б) уведомлений о намерении выполнять иную оплачиваемую работу государственными и муниципальными служащими; 5 лет
в) служебных проверок государственных и муниципальных служащих; 5 лет
г) уведомлений о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов; 5 лет
д) уведомлений о получении подарков в связи с протокольными служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей; 5 лет
е) протоколов комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих, урегулированию конфликта интересов; 5 лет
ж) обращений граждан и организаций, поступивших по “телефону доверия” по вопросам противодействия коррупции 5 лет
Переписка по вопросам противодействия коррупции 5 лет

Приказ – это правовой акт, издаваемый руководителем государственного органа или организации в пределах его компетенции. Требования, изложенные в документе, обязательны для исполнения. Приказ может издаваться государственными органами и, как правило, имеет неограниченный срок действия. Он касается принципиальных вопросов работы предприятия или организации, на него можно ссылаться при исполнении своих полномочий.

Распоряжение – это правовой акт, который издаётся руководителем предприятия или организации единолично и решает оперативные вопросы, стоящие перед юридическим лицом. Как и приказ, он обязателен для исполнения. По сложившейся практике, распоряжение наделяет лицо временными полномочиями, и ссылаться на него можно лишь в единичных случаях, а не постоянно, как на приказ.

Порядок ознакомления с распорядительным актом

При рассмотрении вопроса о том, как правильно отменить приказ или признать утратившим силу, нельзя забывать о важном моменте. Чтобы указ выполнялся, с ним следует ознакомить упомянутых в нем лиц. Для этого сотруднику предлагается его подписать. Это и работника дисциплинирует, и вам даст уверенность, что никто потом не скажет «а я не знал». Обычно тот, кто готовит распорядительный акт, тот с ним и знакомит. Сотрудники либо лично расписываются, либо — если есть такая возможность — применяется электронный документооборот. В этом случае предстоит иметь дело с усиленной квалифицированной электронной подписью. Узнайте, есть ли возможность применения такого метода. Если у работника электронная подпись не оформлена, придется его «вылавливать», другого способа нет. Сроки ознакомления регламентированы не всегда. Следует понимать, с какой категорией распорядительных бумаг вы работаете и, исходя из этого, укладываться в сроки. Если законодательно срок не урегулирован, старайтесь делать это в день издания указа.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *