Какие показатели изменятся в Казахстане с 2023 года?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие показатели изменятся в Казахстане с 2023 года?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После того, как человек зарегистрировался в качестве безработного в Центре занятости, он имеет право на получение социальной выплаты на покрытие убытков, связанных с потерей работы, из Государственного фонда социального страхования.
Выплата в связи с потерей работы
Размер социальной выплаты определяется в зависимости от дохода участника системы, из которого производятся социальные вычеты, продолжительности участия в системе и коэффициента замещения дохода. В настоящее время этот коэффициент составляет 0,4, и участники могут получать выплату от одного до шести месяцев в зависимости от срока участия в системе.
В январе 2023 года коэффициент замещения дохода для безработных лиц, ранее работавших по найму, будет увеличен с 40% до 45%. Это изменение не нарушит существующий порядок назначения выплат и будет соответствовать предыдущим протоколам.
Месячный расчётный показатель
Месячный расчётный показатель используется при вычислении размеров различных пособий, соцвыплат, штрафов и налогов. Также этот показатель применяется при определении статуса предпринимателей, вычислении предельно допустимых размеров уставного капитала. А ещё его используют при расчете суммы, которая полагается работнику при оплате больничного.
За последние 9 лет месячный расчётный показатель увеличился на 85%. Его ежегодный прирост в среднем составлял около 6%.
В 2023 году месячный расчётный показатель повысится до 3 450 тенге. Сейчас она составляет 3 180 тенге. Таким образом, показатель вырастет на 270 тенге или на величину индексации — 8,5%.
Минимальная государственная базовая пенсия
Базовая государственная пенсия выплачивается всем без исключения казахстанцам, достигшим пенсионного возраста. В 2023 году она будет составлять 21 907 тенге — повысится на 1 716 тенге или на 8,5%.
Примечательно, что за последние 9 лет показатель вырос в 2,5 раза. В среднем он увеличивался на 10% ежегодно. Самое резкое повышение было зафиксировано в 2018 году — сразу на 20% по отношению к предшествующему году.
Также в 2023 году будет проиндексирована минимальная пенсия. Она вырастет на 5 044 тенге и составит 53 076 тенге.
Пенсии по возрасту и за выслугу лет будут проиндексированы на 10,5%. А средний размер пенсии в республике достигнет 119 460 тенге.
Размер базовой пенсии с 2018 года зависит от стажа работы и продолжительности участия в пенсионной системе. Ее размер составляет от 54% до 100% от прожиточного минимума. Прожиточный минимум (ПМ) в 2022 году составляет – 36 018 тенге. Таким образом, в 2022 году сумма базовой пенсионной выплаты варьируется от 19 449,7 до 36 018 тенге (при стаже работы от 33-х лет и выше).
В стаж участия в пенсионной системе при предоставлении государственной базовой пенсионной выплаты засчитываются:
1) трудовой стаж, выработанный за период до 1 января 1998 года, исчисленный в соответствии со статьей 13 настоящего Закона;
2) период, за который осуществлялись обязательные пенсионные взносы (Подпункт 2 вводится в действие с 1 января 2023 г., с 1 июля 2018 г. до 1 января 2023 г. действует в редакции статьи 2 Закона РК от 02.08.15 г. № 342-V)
3) время ухода неработающей матери или неработающего отца (при осуществлении им фактического ухода) за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет в пределах 12 лет в общей сложности;
4) время ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет;
5) периоды воинской службы, службы в специальных государственных и правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службы;
6) период проживания за границей супруги (супруга) сотрудников дипломатических служб Республики Казахстан и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
7) период проживания супругов военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудников специальных государственных органов с супругами в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, но не более 10 лет в общей сложности;
8) периоды трудовой деятельности после 1 января 1998 года в российских организациях комплекса «Байконур»;
9) время ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим 18-летнего возраста;
Государственная базовая пенсионная выплата предоставляется независимо от получения пенсионных выплат по возрасту и (или) из единого накопительного пенсионного фонда, и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда, а также государственного социального пособия по инвалидности.
Нормативная база оформления пенсии россиянам в Казахстане в 2022 г.
Порядок оформления пенсии в Казахстане россиянам с ВНЖ регулируется несколькими нормативными актами:
-
законом №2337 от 19.06.1995 г. «О правовом положении иностранцев»;
-
законом №105-V от 21.06.2013 г. «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»;
-
Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г.
-
Договором о Евразийском экономическом союзе, вступившим в силу с 2015 г.;
-
Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза, вступившим в силу с 01.01.2021 г.;
-
Правилами предоставления государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, а также назначения и осуществления пенсионных выплат по возрасту, утвержденными Приказом Минздрава РК №223 от 14.04.2015 г.
Пенсионный возраст в Казахстане
В связи с нововведениями возраст выхода на заслуженный отдых был изменен. В 2021 году выход женщин повышен на полгода и составит 59 лет, а мужчины 63 года. Для женщин возраст выхода на пенсию будет увеличиваться с каждым годом на 6 месяцев и к 2027 году достигнет 63 года, для мужчин он останется неизменным.
Существуют некоторые льготы, которые позволяют иметь более ранние трудовые отчисления:
- если человек работал с 1949 по 1963 в экологически опасной зоне. Чтобы выйти раньше на покой мужчинам необходимо на 1997 год иметь выслугу лет равную 25 годам и возраст 50 лет, женщинам 20 лет и возраст 45 лет;
- воспитание более 4 детей до 8 лет и возрастной порог для женщин, который составляет 53 года;
- льготы пенсионерам и ветеранам войны.
Накопительная пенсия в Казахстане
Пенсионные накопления – это деньги вкладчиков (получателей выплат), учитываемые на их индивидуальных счетах, включающие отчисления — обязательные, добровольные и добровольные профессиональные, инвестиционный доход, пеню, иные поступления.
Правомочия на платежи из ЕНПФ за счет обязательных — стандартных и профессиональных отчислений по установленному графику имеют лица, имеющие вклады в ЕНПФ:
- Мужчины по достижении – 63 лет, женщины – с 1.01.2022 г. — 60,5 лет,
- Инвалиды 1,2 гр., если инвалидность установлена бессрочно.
В 2022 г. при расчете используется показатель КПД: 60 000 (ИАС) – 19 450 (ббз) = 40 550 тенге. То есть в 2022 г. минимальный ежемесячный платеж из ЕНПФ должен быть таким.
Когда повысят пенсионный возраст в Казахстане
В настоящее время в Казахстане функционирует многоуровневая пенсионная система, состоящая из базового, обязательного и добровольного уровней.
первый уровень (базовый) – государственная базовая пенсионная выплата (республиканский бюджет);
второй уровень (обязательный) – пенсии из солидарной системы (республиканский бюджет) и единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов;
третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.
На базовом уровне предусмотрена государственная базовая пенсионная выплата, которая назначается гражданам, а также лицам, постоянно проживающим на территории республики, при достижении пенсионного возраста и осуществляется независимо от получения солидарной и/или накопительной пенсии.
Получателями государственной базовой пенсионной выплаты являются более 2 млн. чел.
В реализацию Послания с 1 июля 2018 года изменена методика ее назначения. Размер ее зависит от стажа участия в пенсионной системе.
Новый механизм назначения базовой пенсии заключается в следующем:
Ее размер при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет либо его отсутствии равен 54% от величины прожиточного минимума (ПМ).
За каждый год, отработанный сверх 10 лет, базовая пенсия будет увеличивается на 2%. Например, стаж 20 лет – базовая пенсия 74% от ПМ, работал 30 лет – базовая пенсия – 94% от ПМ, при стаже 33 и более лет размер базовой пенсии составит 100% ПМ.
При этом в стаж участия в пенсионной системе включаются:
— трудовой стаж, выработанный до 1 января 1998 года,
— накопительный стаж (фактический стаж уплаты пенсионных взносов) после 1 января 1998 года;
— иные социально-значимые периоды (уход за ребенком до 3 лет – (в пределах 12-ти лет), периоды ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста, инвалидом с детства до 16 лет, время проживания супруг военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, дипломатических работников и др. (совокупно не более 10 лет).
Новая методика назначения базовой пенсии соответствует принципу социальной справедливости, так как не только улучшает материальное положение пенсионеров, но и служит усилению трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан. То есть, чем дольше человек работает – тем больше у него пенсия (как накопительная, так и базовая).
Второй уровень (обязательный) – это:
1) солидарные пенсии, выплачиваемые за счет республиканского бюджета при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года;
2) выплаты из единого накопительного пенсионного фонда (далее – ЕНПФ) за счёт пенсионных накоплений работников.
При назначении солидарной пенсии по возрасту трудовой стаж учитывается только до 1 января 1998 года, так как с этой даты начался переход к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд всеми работающими.
За трудовой стаж после 1 января 1998 года осуществляются пенсионные выплаты из ЕНПФ исходя из индивидуальных пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.
В соответствии с Законом исчисление размера пенсионных выплат по возрасту осуществляется исходя из среднемесячного дохода за любые 3 года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года. При этом размер среднемесячного дохода за период с 1 января 1998 года устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные 10-процентные пенсионные взносы в ЕНПФ.
Законом предусмотрен предельный размер среднемесячного дохода (СМД), принимаемого для исчисления солидарной пенсии (учитывается в пределах 46-кратного месячного расчетного показателя), устанавливаемого ежегодно законом о республиканском бюджете), а также ограничение максимального размера пенсионной выплаты (75 % от СМД).
В соответствии с Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2014 года № 841, для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры ежегодно индексируются с опережением уровня инфляции на два процента.
Пенсии из накопительной пенсионной системы
С переходом к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов всеми работающими, при этом каждый работодатель обязан осуществлять регулярное перечисление ОПВ в размере 10% от ежемесячного дохода работника (не более 50-кратного размера минимальной заработной платы) на индивидуальный пенсионный счет работника, открытый в ЕНПФ.
В Республике Казахстан социальная защита лиц, утративших трудоспособность либо потерявших кормильца, является многоуровневой и состоит из следующих выплат:
первый уровень (базовый) – государственные социальные пособия по инвалидности или потере кормильца из государственного бюджета.
Размеры государственных социальных пособий зависят от величины прожиточного минимума, поэтому пересматриваются в связи с изменением этой величины.
С начала 2021 года размеры указанных государственных социальных пособий были повышены еще на 5%.
второй уровень (обязательный) – социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования, если за пострадавшего работника работодатель уплачивал социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования (введены с 2005 года).
Система обязательного социального страхования направлена на создание дополнительной формы социальной защиты работников формального сектора при наступлении социальных рисков на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца.
Размеры социальных выплат напрямую зависят от дохода работника, степени утраты общей трудоспособности, количества иждивенцев умершего кормильца и продолжительности отчислений в систему обязательного социального страхования.
С 1 января 2020 года размеры социальных выплат на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца были повышены на 50%.
третий уровень (дополнительный) – предусматривает страховые выплаты из страховой организации, если утрата трудоспособности связана с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, и если в пользу пострадавшего работника был заключен договор обязательного страхования работника от несчастных случаев. Размер указанных выплат зависит от заработной платы, получаемой до увечья и степени утраты профессиональной трудоспособности.
Таким образом, если несчастный случай произошел с работником при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, то этот работник, а в случае его гибели иждивенцы, в дополнение к государственным социальным пособиям по инвалидности или потери кормильца имеет право на дополнительные виды выплат, предусмотренные законодательством об обязательном социальном страховании и страховании работника от несчастных случаев.
Право на назначение государственного специального пособия по Списку №1, №2 регулируется Законом Республики Казахстан от 13.07.1999 года № 414 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда».
Так, граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:
мужчины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;
женщины – по достижении 48 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.
Граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:
мужчины – по достижении 58 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;
женщины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.
Размер пособия зависит от месячного расчетного показателя, утверждаемого республиканским бюджетом на соответствующий финансовый год.
С 1 января 2021 года размеры государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2 с учетом повышения составили 27 479 тенге и 24 445 тенге соответственно.
Пенсионный возраст для мужчин составляет в 63 года, для женщин – 60 лет (в 2021 году). В соответствии с ст. 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» пенсионный возраст для женщин повышается ежегодно по 6 месяцев в течение 10 лет до 2027 года.
Поэтапное повышение пенсионного возраста женщин:
- с 1 января 2018 года — по достижении 58,5 лет;
- с 1 января 2019 года — по достижении 59 лет;
- с 1 января 2020 года — по достижении 59,5 лет;
- с 1 января 2021 года — по достижении 60 лет;
- с 1 января 2022 года — по достижении 60,5 лет;
- с 1 января 2023 года — по достижении 61 года;
- с 1 января 2024 года — по достижении 61,5 года;
- с 1 января 2025 года — по достижении 62 лет;
- с 1 января 2026 года — по достижении 62,5 лет;
- с 1 января 2027 года — по достижении 63 лет.
В более раннем возрасте выход предусмотрен для:
1) граждан, проживавших с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года (не менее 5 лет) в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска, пострадавших вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне;
- мужчины – по достижении 50 лет;
- женщины – по достижении 45 лет.
2) женщин, родивших (усыновивших, удочеривших) 5 и более детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста, , имеют право на пенсионные выплаты по возрасту по достижении 53 лет.
Для участниц накопительной пенсионной системы при достаточности пенсионных накоплений сохранено право назначения пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы в 52 года в случае приобретения пенсионного аннуитета.
Уважаемый пользователь!
Новое соглашение ЕАЭС
Поскольку действующие соглашения (за исключением Белоруссии) лишали граждан права на пенсию в случае работы после 2002 года в другом государстве, это было серьезной проблемой. И только в декабре 2019 года стало ясно, что проблема будет решена.
В Санкт-Петербурге было подписано соглашение между странами-членами Евразийского экономического союза, куда кроме России входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Это соглашение в течение 2020 года ратифицировали парламенты всех стран-участниц, и с января 2021 года оно вступило в силу.
Если говорить кратко, новое соглашение распространяет принцип пропорциональности на все страны ЕАЭС. По сути, теперь в любом государстве из этих пяти можно оформить пенсию, заработанную в любом другом государстве ЕАЭС, причем если стаж был в двух или более государствах, каждое будет платить свою долю пенсии.
Что такое «порог достаточности»
В соответствии с законодательством Казахстана вкладчики ЕНПФ могут снимать часть пенсионных накоплений ещё до того, как начнут получать пенсии. Но основное назначение пенсий сохраняется — накопленные средства должны обеспечить доход на уровне минимальной пенсии. Исходя из этого государственные органы разработали и утвердили порог минимальной достаточности накоплений на пенсию. Например, с первого апреля 2022 года «порог достаточности» для 20 летних граждан РК — 3,1 млн тенге; 30 летних — 4,7 млн тенге, 50 летних — 7,4 млн тенге и т. д.
«Порог достаточности» одинаковый как для мужчин, так и женщин и рассчитывается он для всех граждан, начиная с 20 летнего возраста. Цифра не фиксированная (кстати, по сравнению с 2021 годом «порог достаточности» увеличился почти в два раза) и для новых получателей её будут пересчитывать. При расчётах обращают внимание на размер минимальных выплат доходность и инфляцию.
Как изменятся размеры МРП, МЗП, базовые пенсии и ВПМ в 2021 году?
С 1.01.2020 изменен расчет базовой пенсии, если до 1.07.2018 основная часть обеспечения исчислялась 15 274 тенге (54% от прожиточного минимума) и была для всех одинакова, то теперь учитывается выслуга лет до 1998 года. И в зависимости от количества полученного стажа базисные выплаты в Казахстане могут быть увеличены до 100 % от минимальной суммы для проживания гражданина.
С 1.07.2020 будет изменен подсчет общей пенсии. Теперь будет учитываться время участия человека в пенсионном обеспечении. В учет будет браться и выслуга лет, которая была получена до 1.01.1998 года, и время поступлений пенсионных взносов в пенсионную систему после 1998 года.
В соответствии с Законом РК от 30 ноября 2018 года «О республиканском бюджете на 2019-2021 годы» базовая пенсия в 2020 году увеличилась на 5% и составила около 27 732 тенге. Пенсионные выплаты возросли на 7% и составили около 59 511 тенге. Также, по Закону о республиканском бюджете минимальный размер базовой пенсионной выплаты и пенсии составят 16 037 тенге и 36 108 тенге соответственно.
Чтобы провести примерный расчет трудового жалованья можно воспользоваться онлайн калькулятором либо же рассчитать его самостоятельно.
Для этого нужно знать некоторые переменные, такие как:
- КТС – коэффициент рабочего стажа. Как уже упоминалось выше для мужчин минимальная выслуга лет составляет 25 лет, для женщин – 20 лет. Эти показатели нужно перевести в месяцы: 25 лет – это 300 месяцев, 20 лет – 240 месяцев. Чтобы посчитать КТС нужен стаж, который установлен на этот год (в месяцах) поделить на необходимое количество месяцев. КТС не может быть больше 1;
- следующим шагом является определение ПЗ– процента от заработной платы. Если на 1998 год стаж работы составляет ровно нужное количество либо меньше необходимого, то такой ПЗ равен 0,06. За каждый «переработанный» год, то есть год стажа сверх положенного минимума, следует добавить 0,01 к 0,06. Но этот показатель не может превышать 0,75;
- далее нужно определить среднемесячный доход за любые 3 год – КСМД. КСМД – это среднемесячный доход за любые 3 года умноженный на процент от заработной платы;
- получившийся результат должен быть в рамках от 31 245 до 104 374 тг. 104 374 тг – это максимальный показатель, поэтому среднемесячный доход, выходящий за рамки этого показателя не может быть использован, следует взять граничный максимальный показатель;
- и последний шаг – расчет обеспечения. Пенсия = КТС умноженное на КСМД + основная пенсия в размере 16 037 тенге.
Ниже приведено несколько примеров расчета для более понятного объяснения:
- Некая женщина по имени К. имеет выслугу лет в размере 120 месяцев, когда минимальный стаж равен 240 месяцам. Из этого следует, что ее КТС равен 120/240 = 0,5. Так как К. не имеет 20 лет отработки до 1998 года, значит ее ПЗ равен 0,6. Учитывая среднемесячный доход К. считаем ее КСМД= 60 000*0,6= 36 000 тг. По формуле считаем трудовую пенсию КТС*КСМД= 0,5* 36 000= 18 000 тг. Прибавляем к ней основную на 2020 год= 18 000+16 034= 34 034 тг.
- Мужчина Л. имеет 28 года отработки на 1998 год, средний уровень его заработной платы за 3 года составляет 115 000 тг. Выслуга лет мужчины превышает норму, равную 25 лет, поэтому его КТС составляет 336/300=1,12. Но так как КТС не может быть больше 1, то оставляем 1.
За каждый «переработанный» год к ПЗ равному к 0,6 прибавляется 0,01. Значит ПЗ= 0,6+(0,01*3)=0,63.
Так как показатель среднемесячный зарплаты в 115 000 тг, превышает максимально допустимый показатель, равный 104 374 тенге, поэтому берется граничное значение. Из этого получается, что КСМД= 104 374*0,63= 65 755 тг. Трудовая пенсия составляет КТС*КМСД=1*65 755 тг. Размер полной же равен 65 755+ 16 034 тенге=81 789 тг.
В следующем году в Казахстане повысят размер пенсионных выплат.
“Установить, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учётом повышения их размеров с 1 января 2021 года на семь процентов”, – сказано в документе.
Закон утвердил:
- минимальный размер пенсии – 43 272 тенге;
- минимальная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге;
- минимальный размер заработной платы – 42 500 тенге;
- месячный расчётный показатель – 2 917 тенге;
- величина прожиточного минимума для исчисления социальных выплат – 34 302 тенге;
- месячный размер денежной компенсации на оплату аренды и комуслуг военнослужащим и сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, а также государственной фельдъегерской службы – 3 739 тенге (эта статья не касается солдат срочной службы).
Основными донорами республиканского бюджета по-прежнему останутся четыре региона. Атырауская и Мангистауская области, а также города Нур-Султан и Алматы пополнят главную казну страны на 451 млрд тенге:
- Атырауская область – 213 млрд тенге;
- Алматы – 190 млрд тенге;
- Нур-Султан – 34 млрд тенге;
- Мангистауская область – 13 млрд тенге.
Из областных бюджетов в республиканскую казну должны поступить 200 млрд тенге.
В свою очередь республиканский бюджет выделит регионам 2,1 трлн тенге:
- Акмолинской области – 144 млрд тенге;
- Актюбинской – 110 млрд тенге;
- Алматинской – 190 млрд тенге;
- Восточно-Казахстанской – 217 млрд тенге;
- Жамбылской – 193 млрд тенге;
- Западно-Казахстанской – 75 млрд тенге;
- Карагандинской – 134 млрд тенге;
- Кызылординской – 176 млрд тенге;
- Костанайской – 135 млрд тенге;
- Павлодарской – 54 млрд тенге;
- Северо-Казахстанской – 141 млрд тенге;
- Туркестанской – 391 млрд тенге;
- Шымкенту – 138 млрд тенге.
В законе утверждён резерв Правительства Казахстана на 2021 год в 343 млрд тенге. Лимит правительственного долга – 18,1 трлн тенге.
Доходы бюджета на 2021 годы составят 11,2 трлн тенге:
- по налоговым поступлениям – 6,6 трлн;
- по неналоговым поступлениям – 286 млрд тенге;
- поступлениям от продажи основного капитала – 3,5 млрд тенге;
- поступлениям трансфертов – 4,3 трлн тенге.
Расходы бюджета – 13,7 трлн тенге. Поэтому дефицит бюджета составит минус 2,6 трлн тенге. Это 3,4% валового внутреннего продукта (ВВП) страны.
Сумма трансферта из Нацфонда составит 2,7 трлн тенге, плюс целевой трансферт в размере 1 трлн тенге пойдёт на цели, определённые Президентом Казахстана.
Закон вводится в действие с 1 января 2021 года.
— работающие граждане, в пределах имеющейся суммы пенсионных накоплений, превышающей «порог достаточности» в соответствующем возрасте (сумма пенсионных накоплений, достаточная для обеспечения пенсионных выплат на уровне не ниже минимальной пенсии после достижения пенсионного возраста, с учетом будущего трудового периода и систематической уплаты пенсионных взносов);
— лица, заключившие договоры пенсионного аннуитета со страховыми компаниями, обеспечивающие им пожизненные аннуитетные выплаты в размере не ниже минимального размера пенсии – в пределах оставшейся в ЕНПФ суммы пенсионных накоплений;
— состоявшиеся пенсионеры (включая пенсионеров из числа силовых структур) – в пределах не более 50% оставшейся суммы пенсионных накоплений в ЕНПФ. При условии, что совокупный размер их пенсии (включая пенсию по возрасту или выслуге лет, базовую пенсию и выплаты из пенсионных накоплений) обеспечивает замещение утраченного дохода на уровне, соответствующем международным стандартам (не менее 40%).
Под «порогом достаточности» рассматривается минимальная необходимая сумма пенсионных накоплений для вкладчика определенного возраста, которая, с учетом будущих регулярных 10% пенсионных взносов в ЕНПФ от его дохода (не ниже минимальной заработной платы), позволит обеспечить пенсионными выплатами не ниже размера минимальной пенсии.
«Порог достаточности» устанавливается одинаковым для женщин и мужчин и рассчитывается для каждого возраста. При этом он будет пересчитываться для новых получателей, исходя из складывающихся параметров (доходность, инфляция, размер минимальной выплаты и т.д.);
Законопроектом также предусматривается, что вышеуказанные категории граждан могут воспользоваться частью пенсионных накоплений с целью улучшения жилищных условий или для оплаты лечения для себя, супругов или близких родственников (дедушки/бабушки, родителей, детей, внуков, братьев/сестер). Для целевого использования также можно будет объединять денежные средства указанных членов семьи.
При соответствии установленным требованиям ограничений по количеству изъятий не предусмотрено, т.е. допускается, что граждане могут повторно использовать часть пенсионных накоплений на одну и ту же либо на другую цель.
Порядок улучшения жилищных условий за счет выплат пенсионных накоплений утверждается Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК.
Правила направления граждан на получение медпомощи за счет выплат пенсионных накоплений будут определяться Министерством здравоохранения РК.
Правила передачи пенсионных активов в доверительное управление будут определены Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка.
- Пенсия в Казахстане: статистика начисления
- Что такое базовая пенсия?
- Что такое солидарная пенсия?
- Что такое накопительная пенсия?
- Минимальная пенсия в Казахстане
- Пенсия по инвалидности: начисление, размер пенсии инвалидам
- График выхода на пенсию в Казахстане: пенсионный возраст
Чем старше мы становимся, тем все больше мы начинаем думать о пенсии. И, наверное, многие из нас мечтают о беззаботной жизни по наступлению пенсионного возраста, когда не нужно работать, можно жить в свое удовольствие, а денег хватает и на хорошую жизнь, и внукам на мороженное, и на путешествия.
Сегодня речь пойдет о пенсиях, о пенсиях в Казахстане.
Согласно данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан на 2018 насчитывалось 2 192 549 человек, получающих пенсии. В 2008 году получателей пенсий было 1 640 498 человек. То есть, за 10 лет количество пенсионеров увеличилось более чем на пол миллиона (на 552 051 человек). Это говорит о том, что с каждым годом, получающих пенсии в Казахстане становится все больше и больше.
Численность получателей пенсий за последние 10 лет
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
1662877 |
1695301 |
1732412 |
1759321 |
1863615 |
1918516 |
1980847 |
2061660 |
2147942 |
2192549 |
Претендовать на пенсионные выплаты имеют право граждане республики, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РК.
Как начисляют пенсию в Казахстане?
Размер пенсии в России для пенсионера из Казахстана
Размер вашей пенсии будет напрямую зависеть от вашего трудового стажа и того, на каких именно работах вы работали. В учет идет как трудовой стаж со времен Независимости Казахстана, так и со времен СССР.
Поэтому пенсионеру нужно будет иметь при себе трудовую книгу и снять с нее ксерокопию для представителей ПФР. Они и рассчитают размер пенсии, которую по окончании процедуры регистрации пенсионер и будет получать.
Пенсия начисляется сразу же на следующий месяц. Для ее получения, пенсионер должен будет открыть собственный счет в банке, на который будет начисляться пенсия. Хотя, конечно, есть и другие способы получения. Например, через отделение почты России. За ней просто нужно будет приходить в назначенное время. Или же, пенсию может доставлять прямо на дом почтальон. Это тоже очень удобно, если пенсионер имеет проблемы с перемещением.
Пенсионный калькулятор: как посчитать свою пенсию
Основные виды пенсионных отчислений представлены в таблице.
Вид пенсии | Описание |
Базовая | Ее получают все казахстанские пенсионеры, вне зависимости от трудового стажа и отчислений. Размер базовой пенсии сегодня составляет 15,2 тыс. тенге/30 календарных суток. |
Солидарная пенсия в Казахстане | Выплачивается тем казахам и представителям других национальностей, стаж которых до 98 года составлял 6 месяцев. |
Накопительная | Это новый вид пенсии, получать который казахстанцы стали с 2014 года. Выплаты накоплений происходят как единожды, так и каждый год или месяц. В первом случае максимальная сумма не должна превышать 249 МРП. |
Сегодня размер базовых пенсионных выплат составляет 50% от ПМ. После повышения, ее процент будет варьироваться от 53 до 100% ПМ.
Социальные доплаты будут начисляться на основании трудового стажа, который был выработан до 01.01.98. А также при подсчете будет учтен период поступления пенсионных взносов в накопительную часть ПС после 1998 года.
При десятилетнем трудовом стаже размер пенсии в Казахстане составит 54% от ПМ. За каждые 12 месяцев свыше десятилетнего стажа будет добавлено по 2%.
Размеры пенсий и пособий с 1 января 2021 года
Пример. Гражданин Петров П.П. до 1 января 2021 года является получателем: пенсии по возрасту в сумме 35 925 тенге, базовой выплаты в сумме 20 931 тенге (общий стаж П.Петрова — 20 лет). Итого к выплате – 56 856 тенге.
С 1 января 2021 года с учетом повышения сумма выплат составит: пенсия по возрасту в сумме 38 440 тенге, базовая выплата в сумме 21 977 тенге (общий стаж 20 лет, 74 % от размера ПМ — прожиточного минимума). Итого к выплате – 60 417 тенге.
После реформы на начисление пенсии к влияющим факторам добавился ИПК — Индивидуальный пенсионный коэффициент. Рассчитать его достаточно просто, введя в форму на сайте зарплату до вычета НДФЛ. По другому ИПК называют пенсионными баллами. Они влияют на страховые пособия по старости, которые вычисляются путем умножения баллов на цену одного балла в конкретном году и суммированием этих значений.
Условия получения пособия по старости:
- Наличие пенсионного возраста: с 55 лет женщины и с 60 — мужчины.
- Определенное количество лет стажа уплаты страховых взносов. С 2024 года эта цифра достигнет 15 лет.
- Минимальное количество пенсионных баллов: 30.
Важно: число баллов за год ограничено. В 2021 году — это 10, а в 2021 — 10 для граждан, у которых нет пенсионных накоплений. Иначе фигурируют другие цифры: до 6,25% в 2021 году.
Стоит помнить: государство регулярно индексирует страховую пенсию, в то время как накопительная находится в НПФ или УК, в зависимости от желания гражданина, и не подлежит индексации. Проверенные фонды инвестируют эти средства в финансово выгодные проекты, увеличивая доход клиента. Если программы окажутся провальными, то клиенту остается надеяться на сумму, которую уже внес ранее.
ИПК могут начислять не только по трудовому стажу, но и в некоторых ситуациях, описанных в законе.
1,8 балла начисляется за один год ухода за следующей категорией граждан:
- инвалид I группы;
- ребенок-инвалид;
- старики старше 80 лет;
- ребенок до 1,5 лет (обоим родителям).
1,8 также начисляется за один год службы в армии по призыву. Если родитель берет годичный отпуск для ухода за вторым ребенком, то ему начислят 3,6 балла, а за третьего и четвертого — уже 5,4.
Пенсионный Фонд стимулирует людей выходить на пенсию как можно позже, предлагая увеличение фиксированных выплат и страхового денежного пособия на 36% и 45% баллов соответственно, если гражданин обращается через 5 лет после получения права на обеспечение в старости. Через 10 лет фиксированная выплата вырастет в 2,11, а страховая — в 2,32.
Военная пенсия имеет также свою формулу расчета:
- 50% х (размер оклада воинской должности и звания + надбавка за выслугу лет) + понижающий коэффициент х 3% (при службе более 20 лет за каждый год, не более 85%) + 2% (каждый год в случае не индексации денежного довольствия).
Различают три вида военной пенсии:
- по выслуге лет;
- по инвалидности;
- по потере кормильца — получают родственники, если он пропал без вести или умер.
Важно: если 20 лет выслуги не набирается, пенсию начисляют по смешанному стажу.
Порядка 10 миллионов граждан — работающие пенсионеры, и в 2021 году Правительство может оставить эту категорию без пенсий. К ним относятся лица, получающие заработную плату и делающие отчисления в фонд, а также самозанятые. Пенсионные выплаты с начала 2021 года увеличены на 3,7%. Начисление баллов за трудовой стаж возможно в размере не более 3 и в сумме это 244,47 рублей.
Как будет рассчитываться пенсия с 01.04.2021 г.
- Размер государственной базовой пенсионной выплаты — 16 037 тенге до 29 698 тенге (в зависимости от стажа участия в пенсионной системе, составляет от 54 до 100% от величины прожиточного минимума).
- Минимальный размер пенсии — 36 108 тенге.
- Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 29 698 тенге.
- Размер государственной базовой пенсионной выплаты с 1 января — 15 274 тенге, с 1 июля от 15 274 до 28 284 тенге.
- Минимальный размер пенсии — 33 745 тенге.
- Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 28 284 тенге.