Права и обязанности владельцев парковочных мест
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности владельцев парковочных мест». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Преимущество покупки машино-места у города заключается в прозрачной и понятной процедуре. «Город — надежный продавец (и арендодатель), реализация машино-мест проводится напрямую и без посредников. А продажа машино-мест по преимущественному праву позволяет выкупить места ниже рыночной стоимости на 40%», — отметили в пресс-службе ГУП «ЦУГИ».
Где найти сведения о машино-месте
По общим правилам, регистрация машиноместа в Росреестре, а если быть точнее, его постановка на кадастровый учет осуществляется ведомством, которое выдало разрешение на введение в эксплуатацию здания или дома, в котором оно расположено.
Но данное правило касается только тех случаев, когда объект возведен в январе 2017 года или после данного периода.
Если машино-место расположено в доме, который построен до 2017 г., то постановкой на кадастровый учет занимается его владелец. При этом в реестр вносят следующую информацию:
- тип объекта;
- кадастровый номер;
- площадь и этаж.
Какое количество парковочных мест должно быть у жилого дома по закону рф
Статья 12. Требования к парковке общего пользования
1. Парковка общего пользования может быть размещена на части автомобильной дороги и (или) территории, примыкающей к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющейся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, а также в здании, строении или сооружении либо части здания, строения, сооружения.
2. Решения о создании парковок общего пользования на территориях общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, принимаются органами местного самоуправления в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также с учетом мнения собственников помещений в данных многоквартирных домах, расположенных на земельных участках, прилегающих к таким территориям общего пользования. Выявление и учет мнения собственников помещений в многоквартирных домах, а также установление границ элемента планировочной структуры осуществляется в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами.
3. Решения о создании парковок общего пользования в границах земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются в соответствии с жилищным законодательством и земельным законодательством.
4. Размещение парковок общего пользования должно осуществляться с учетом обеспечения экологической безопасности и снижения негативного воздействия на окружающую среду, здоровье и благополучие населения.
5. Назначение и вместительность (количество машино-мест) парковок общего пользования определяются в соответствии с нормативами градостроительного проектирования.
6. При размещении парковок общего пользования на территориях муниципальных образований, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя должны быть предусмотрены парковки общего пользования для грузовых транспортных средств, автобусов и легковых автомобилей в количестве, соответствующем потребности, определенной в документации по организации дорожного движения.
7. Реестр парковок общего пользования представляет собой общедоступный информационный ресурс, содержащий сведения о парковках общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, вне зависимости от их назначения и формы собственности.
8. Ведение реестра парковок общего пользования осуществляется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, в том числе уполномоченным органом города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
9. На парковках общего пользования должны выделяться места для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих инвалидов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Установка ограждений и иных конструкций, препятствующих использованию парковок общего пользования, за исключением платных парковок, не допускается.
11. Организация въезда транспортных средств на парковку общего пользования и выезда с нее, движение транспортных средств на парковке общего пользования должны осуществляться в соответствии с проектом организации дорожного движения.
12. Пользователи парковок общего пользования при размещении транспортных средств обязаны соблюдать правила пользования парковками общего пользования, установленные владельцами парковок. Владельцы парковок общего пользования обязаны размещать правила пользования парковками общего пользования в общедоступных местах для ознакомления.
13. Контроль за соблюдением правил пользования парковками общего пользования осуществляется владельцами таких парковок.
14. Контроль за соблюдением требований к парковкам общего пользования, установленных настоящей статьей, осуществляется органами, осуществляющими региональный государственный контроль в области организации дорожного движения.
Перед сбором документации нужно выяснить, кому принадлежит земля, на которой планируется размещение автостоянки. Необходимо, чтобы участок стоял на кадастровом учете и относился к придомовой территории многоквартирного дома. Иначе действия будут выглядеть как самозахват территории.
Если жильцы по какой-то причине не имеют общих прав на участок, на котором построен их дом, сначала придется провести межевание и оформить право собственности на землю. После этого собственники жилья могут подать заявление на организацию парковки (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).
Важно! Придомовая территория оформляется в собственность только после того, как дом вводится в эксплуатацию.
Собранный пакет документов нужно отнести в службу Росреестра. Если никаких проблем не возникнет, собственникам выдадут разрешение на оформление автостоянки. Участок, на котором она расположена, вносится в единый реестр.
В некоторых случаях после одобрения Росреестра нужно обратиться в Роспотребнадзор и МЧС, чтобы они выдали положительное заключение на организацию парковочных мест. Необходимость обращений в эти организации можно узнать в совете депутатов или администрации муниципального образования.
Если жильцы хотят узаконить автостоянку на территории, которая расположена рядом с многоквартирным домом, им нужно подать в администрацию района следующий пакет документов:
- заявление собственников с просьбой согласовать проект;
- сам проект, который разработан в соответствии с требованиями жильцов многоквартирного дома;
- решение собрания собственников помещений МКД;
- справку из Росреестра о характеристиках придомовой территории.
Заявку на размещение автостоянки во дворе многоквартирного дома обязаны рассмотреть в течение 30 дней. Жильцы могут получить как положительный, так и отрицательный ответ. Во втором случае органы власти должны объяснить причины принятого решения.
Может быть несколько оснований для отказа:
- наличие ошибочных сведений в проектной документации: нарушены правила беспрепятственного въезда на придомовую территорию, границы участка затрагивают территорию соседнего многоквартирного дома и т д.;
- несоответствие проектной документации градостроительным нормам;
- несоответствие целевого назначения проекта и придомовой территории: в этом случае нужен дополнительный проект по изменению вида использования участка.
Нюансы парковки во дворе
Нормативные акты жестко регламентируют правила парковки автомобилей во дворах. Но существует несколько нюансов, которые необходимо учитывать автовладельцам. Это позволит отстаивать свои права в случае неправомерных действий других собственников или же представителей власти. К таким моментам следует отнести:
- Штраф за парковку на тротуаре составляет 2000р и грозит эвакуацией ТС. Но ПДД разрешают парковку на тротуаре в том случае, если расстояние для прохода пешеходов составляет не менее 2 м между домом и припаркованной машиной.
- Также КоАП запрещает сквозное движение через придомовую территорию. Но чтобы избежать штрафа за принятое решение необходимо двигаться со скоростью не более 20 км/ч. А также совершить остановку на несколько секунд в разрешенном для этого месте. В этом случае автомобилист не попадает под классификацию нарушения «сквозная езда». А лишь двигается с разрешенной скоростью по придомовой территории, соблюдая правила стоянки во дворах многоквартирных домов.
Как узаконить стоянку автомобилей около своего дома
На сегодняшний день проблема ограниченного количества мест для парковки актуальна во многих городах России. Казалось бы, самый простой вариант – создать стояночные площадки во дворах – и идти до автомобиля недалеко, и машину из окон видно – безопасно. Но не все так легко, как кажется на первый взгляд. Без специальной разрешающей документации организовывать парковку автотранспорта во дворах запрещено.
Если вы поставите машину на газон, вам придется недешево заплатить за свой проступок – ведь существует статья 4.18 КоАП города Москвы, исходя из которой парковка любого механизма на озелененной территории карается штрафом от 4000 до 4500 рублей для частных лиц, и от 50000 до 300000 рублей для должностных и юридических лиц.
Поэтому лучше пойти путем официальным, получив все требуемые разрешения от властей. Для того чтобы создать парковку в своем собственном дворе, необходимо пройти через процедуру ее согласования, проектировки и оформления.
Раньше проектировщики снабжали новостройки лишь узкими проездами вдоль домов и карманами на несколько машин. Другие строили подземные паркинги или многоуровневые наземные гаражи, но их стоимость далеко не каждому по карману. В итоге, запланированные по проекту, места пустуют, а поставить машину по-прежнему некуда.
Не так давно действовали областные и муниципальные программы по благоустройству дворового пространства, в том числе расширялись парковки. Приведены в порядок были сотни жилых зданий и пространство вокруг них, но обустроить все не успели. В нынешней экономической ситуации подобные программы приостановлены.
Внимание! Сегодня реальным способом устранения проблемы, является строительство, планирование, как и предварительный расчет парковочных мест, непосредственно силами жильцов. Ведь придомовая территория также является их собственностью и зоной ответственности.
Гостевая и постоянная парковка
При этом существует СанПин 2.1.2.2645-10, а конкретно п. 2.3, который предусматривает возможность создания на территории жилых дворов автостоянок, но только гостевых. А п. 2.10 конкретно запрещает создание любых автостоянок, кроме гостевых. Как организовать придомовую парковку собственникам жилья и автомобилей, если есть такие запреты?
В действительности, данные СанПины друг другу не противоречат. Просто понятие «постоянная» парковка находится вне закона. Парковка должна быть только гостевой. При этом неоднократно граждане подавали иски в Верховный суд, для того чтобы запретить все парковки до единой. Ведь все мы понимаем, что организуют их жильцы не для кого-то, а для себя. Но было вынесено несколько определений, в которых суд отказывал истцам и разъяснял, что запретить парковки, соответствующие СанПину 2.2.1/2.1.1.1200-03, нельзя. А доказать, является ли парковка постоянной или гостевой, практически невозможно.
Таким образом, можно сказать, что Верховный суд просто закрывает глаза на небольшие нарушения законодательства. При этом указывая, что практика постоянной парковки – прямое нарушение санитарных правил.
Правовое регулирование, уходящее в прошлое
До сих пор законодательство не определяло понятие машино-места. Только в п. 21 ст. 1 ГрК РФ есть понятие парковки (парковочного места). Приведем его здесь.
Парковка (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Курсивом выделены словосочетания, которые с 1 января 2017 года исключаются из формулировки п. 21 ст. 1 ГрК РФ.
Кадастровый учет машино-места
Согласно новой редакции п. 1 ст. 130 машино-места относятся к недвижимым вещам. Понятие машино-места закрепляется во введенном в ст. 1 ГрК РФ пункте 29. Итак, что это такое с учетом изменений законодательства?
Машино-место — предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
В соответствии с ч. 10 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (кстати, вступает в силу закон 2 января 2017 года) кадастровый учет машино-места осуществляется на основе технического плана. Составляется он на основании сведений, содержащихся:
- в разрешении на ввод в эксплуатацию здания (сооружения), в котором расположено машино-место;
- в проектной документации здания (сооружения), в котором расположено машино-место;
- в проекте перепланировки и акте приемочной комиссии, подтверждающем завершение перепланировки.
Согласно ч. 6.1 ст. 24 Закона № 218-ФЗ местоположение машино-места устанавливается посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания (сооружения) геометрической фигуры, соответствующей границам этого машино-места.
Это в техплане, а в реальности границы фигуры машино-места в помещении устанавливаются путем определения расстояния как минимум от двух точек, находящихся в прямой видимости и закрепленных долговременными специальными метками на внутренней поверхности строительных конструкций этажа (стенах, перегородках, колоннах, на поверхности пола, до точек границ машино-места или точек деления границ на части), а также расстояний между точками границ машино-места.
Названа новостройка, в которой на одну квартиру приходится до 5 машино-мест
Новостройка расположена на Безымянном острове в Петроградском районе Петербурга. На территории площадью 3 гектара возводятся два 5-этажных корпуса и объекты инфраструктуры. В одном доме запроектировано 53 апартамента, а во втором – 8 комфортабельных квартир с высотой потолков до 4,1 метра. Застройщик ЖК – СК «Императорский яхтъ-клуб».
Как говорится в исследовании «Талан», в большинстве элитных проектов, а также в бизнес-классе обеспеченность машино-местами составляет 1-1,5 м/м на одну квартиру, но часто может доходить и до 2-2,5 м/м на одну квартиру. В эконом-классе обеспеченность машино-местами в среднем – около 0,2-0,5 м/м на одну квартиру. В комфорт-классе данный показатель увеличивается до 0,4-0,8 м/м на одну квартиру.
Участок под жилой дом, с разрешением на строительство, на ул
Земельный участок площадью 4173 м 2 под реконструкцию объекта капитального строительства под многоэтажное жилое здание со встроенными помещениями — многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями на ул. Жерновская.
- На участке запроектировано 25-этажное жилое здание, на первых двух этажах которого предполагается разместить встроенные помещения, в том числе СПА центр 400 м 2 , а также подземную механизированную автостоянку на 68 машиномест.
- Контур наружных стен здания расположен в пределах площади застройки существующей бани, которая подлежит сносу.
- Заезд на территорию проектируемого здания предполагается с ул. 2-ая Жерновская. В зоне заезда планируется устройство зоны открытой автостоянки на 18 м/мест, а также мусоросборная площадка и въезд в подземный паркинг.
- Свободная от застройки территория будет благоустроена. Предусмотрено устройство детских игровых площадок и зон отдыха.
Выдел доли в гаражном комплексе через суд
В случае, если Вы намерены зарегистрировать право собственности на машиноместо через суд необходимо придерживаться следующего порядка:
- Направить всем сособственникам гаражного комплекса предложение дать Вам согласие на оформление в Вашу личную собственность машиноместа. Это необходимо для доказывания факта Вашего намерения в досудебном порядке выделить в личную собственность машиноместо
- Получить отказ или не получить ответ на Ваши предложения. Это необходимо для обоснования Вашего обращения именно в суд, а не в Росреестр, в случае отсутствия подтверждения невозможности выдела машиноместа в Вашу личную собственность в досудебном порядке, суд возвратит Вам заявление с указанием несоблюдения досудебного и административного порядка регистрации прав собственности
- Провести кадастровые работы для определения координат и размера Вашего машиноместа. Это позволит Вам идентифицировать Ваше машиноместо в целях регистрации на него прав и удовлетворения Ваших требований судом
- Обратиться в суд с требованием выдела из общей долевой собственности Вашего машиноместа и компенсации остальным сособственникам общего имущества гаражного комплекса в сумме, равной стоимости доли общего имущества, выделяемого в Вашу личную собственность
- После вынесения решения судом, Вам следует обратиться в Росреестр с заявлением о регистрации прав собсвенности на машиноместо, заверенной копией вступившего в силу решения суда и кадастровым планом.
Помощь адвоката по выделу доли в паркинге в Екатеринбурге
Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» готовы оказать Вам качественную профессиональную помощь в вопросе защиты Ваших прав и законных интересов при регистрации недвижимости. В частности, мы:
- проведем профессиональную консультацию Вашей ситуации, что позволит выявить проблемы регистрации мишиноместа и определить задачи для их разрешения
- подготовим необходимые документы и окажем содействие в решении конкретных препятствий в регистрации Вашего имущества
- поможем в выборе специалиста в кадастровых работах и проанализируем результаты кадастровых работ
- защитим Ваши интересы в суде и добьемся вынесения решения в Вашу пользу
- окажем Вам помощь в регистрации Вашего имущества в органах Росреестра и МФЦ
Регистрация права собственности на машиноместо является сложной юридической процедурой, поэтому мы рекомендуем обратиться к специалистам, обладающими высоким профессионализмом в юридической сфере.
: Жилищно-коммунальное хозяйство :: BlogStroiki
Расстояние от автомобильной стоянки до жилого многоквартирного дома регламентируется нормативным документом СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». В п. 2.9* этого СНиП говорится, что «для подъезда к группам жилых зданий… следует предусматривать основные проезды, а к отдельно стоящим зданиям – второстепенные проезды, размеры которых следует принимать в соответствии с табл. 8 настоящих норм. В 6.39* указывается, что расстояния от наземных и наземно-подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей, и станций технического обслуживания до жилых домов и общественных зданий, а также до участков школ, детских яслей-садов и лечебных учреждений стационарного типа, размещаемых на селитебных территориях, следует принимать не менее приведенных в табл. 10*. Таблица 10*
Здания, до которых определяется расстояние |
Расстояние, м |
|||||
от гаражей и открытых стоянок при числе легковых автомобилей |
от станций технического обслуживания при числе постов |
|||||
10 и менее |
11-50 |
51-100 |
101-300 |
10 и менее |
11-30 |
|
Жилые дома |
10** |
15 |
25 |
35 |
15 |
25 |
В том числе торцы жилых домов без окон |
10** |
10** |
15 |
25 |
15 |
25 |
Общественные здания |
10** |
10** |
15 |
25 |
15 |
20 |
Общеобразовательные школы и детские дошкольные учреждения |
15 |
25 |
25 |
50 |
50 |
* |
Лечебные учреждения со стационаром |
25 |
50 |
* |
* |
50 |
* |
* Определяется по согласованию с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора. |
||||||
** Для зданий гаражей III-V степеней огнестойкости расстояния следует принимать не менее12 м. |
Как оформить машиноместо в подземном паркинге — в 2020 году
В январе 2020 года в перечень недвижимых объектов, которые могут быть переданы в собственность, добавлены участки для размещения транспортных средств. В связи с этим в Градостроительный кодексе РФ (ГрК РФ) введено понятие «машино-место».
Главное отличие парковки заключается в том, что она не входит в состав недвижимого имущества.
Основные характеристики машиноместа:
- предназначено для хранения транспортного средства;
- является частью автомобильной стоянки внутри многоэтажного или подземного паркинга;
- имеет границы в виде конструктивных элементов или линии разметки;
- местоположение отражается на графическом плане здания;
- координаты границ зафиксированы Федеральной службой регистрации и картографии (Росреестром).
Территорию парковки ГрК РФ определяет как элемент улично-дорожной сети. Чтобы автостоянка была комфортной, разработаны санитарные нормы и специальный ГОСТ.
- Размеры отдельного машиноместа установлены Приказом Министерства экономического развития РФ:
- 5,3 х 2,5 м – минимальная площадь; 6,2 х 3,6 м – максимальная площадь.
Плюсы и минусы приобретения
Каждый автовладелец должен самостоятельно решить, стоит ли покупать машиноместо в подземном паркинге или на выделенной открытой площадке. После вступления в силу нововведений в законодательстве подобное приобретение имеет больше преимуществ, чем недостатков.
Перечислим положительные стороны сделки:
- Парковочным местом, находящимся в собственности, проще распоряжаться. Нет необходимости получать согласие дольщиков при желании продать или подарить объект недвижимости. Нужно заручиться лишь согласием законного супруга, если имущество было куплено в браке.
- Покупка парковочного места в собственность дает автовладельцу больше уверенности в том, что площадку для машины никто не займет без его ведома.
- Границы собственного парковочного пространства определены практически навечно, их никто не сможет отодвинуть, ведь они внесены в государственный реестр и указаны в кадастровом паспорте. Регистрация объекта недвижимости в Росреестре надежно его закрепляет в качестве частной собственности гражданина.
Среди незначительных минусов можно отметить высокую стоимость машиноместа, неизбежные затраты на кадастровый учет и оформление, а также ежемесячные расходы на обслуживание коммунальщиками.