Проверки онлайн-касс в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверки онлайн-касс в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под фиксацией расчетов будет подразумеваться по сути, использование ККТ или формирование расчетных чеков. Последнее – это будет первичный учетный документ, формируемый через сайт ФНС. И, казалось бы, это понятие вводится с прицелом на самозанятых – но не только: расчетные чеки смогут формировать юрлица и ИП на УСН при расчетах с другими юрлицами и ИП по безналу. Это освободит от применения ККТ.
От чего зависит размер штрафов?
Законодательством предусмотрены так называемые вилки штрафов, имеющие минимальное и максимальное значения. Итоговая сумма санкций находится между этими цифрами и зависит от следующих факторов:
- Частота нарушений. При первой ошибке штраф за неприменение ККТ в 2022 году будет минимальный. Особенно, если предприниматель ранее не привлекался к ответственности или нарушенные нормы были введены недавно.
- Юридический статус компании. Согласно общепринятой международной практике, индивидуальные предприниматели несут меньшую ответственность, чем юрлица. Это связано с отсутствием у первых ресурсов на изучение всего законодательства и с небольшим масштабом последствий от их неверных действий.
- Масштабы последствий. Иногда и простой ИП своими преднамеренными неправомерными действиями может нанести государству убытки в миллионы рублей. Величина ущерба также учитывается налоговыми органами при определении суммы штрафа в 2022 году.
- Вид нарушения. В кассовом законодательстве много различных норм, по-разному влияющих на права потребителей и налогообложение. Некоторые нарушения предпринимателей являются чисто техническими и непреднамеренными, поэтому за них могут выписываться минимальные штрафы.
Шпаргалка для тех, у кого нет времени
— Минфин ужесточает контроль за применением ККТ;
— Нормы 54-ФЗ переносятся в НК РФ;
— Кодекс дополняется разделом “Оперативный контроль”, а закон о применении ККТ с 1 января 2021 перестает действовать;
— Контроль будет осуществляться в виде оперативных проверок и мониторинга;
— Оперативные проверки проверяют период, не превышающий 3 календарных лет, число проверок и их периодичность не ограничены;
— Поводом для проверки может стать любое сообщение от граждан или компаний о нарушениях при применении ККТ;
— Срок оперативной проверки составляет 20 рабочих дней, но может быть продлен до 40 рабочих дней;
— Оперативная проверка проверяет факты фиксации расчетов, контроль полноты учета выручки;
— Расчет без его фиксации влечет взыскание штрафа: с ИП в размере 50% от суммы расчета и не менее 10 000 рублей, с организации – полную сумму расчета и не менее 30 000 рублей;
— Мониторинг собирает, обобщает, систематизирует и оценивает информацию о применении онлайн-касс. Если в ходе мониторинга выявляются нарушения, то субъекту направляется предписание об их устранении.
Кого не оштрафуют за отсутствие ККТ в 2022 году
Законодательством определены сферы, в которых разрешается работать без применения кассовых аппаратов.
Санкции не распространяются на субъекты, которые занимаются:
- ремонтом обуви;
- изготовлением ключей;
- переноской багажа пассажиров на вокзалах и в аэропортах;
- продажей в киосках безалкогольных напитков на разлив и мороженого;
- вспашкой огородов и распиловкой дров;
- торговлей на розничных рынках, ярмарках и ежегодных выставках;
- уходом за детьми и престарелыми лицами;
- продажей кваса, молока и масла из цистерн;
- организацией питания в школах, детских садах и других образовательных учреждениях;
- торговлей газетами и журналами в киосках;
- продажей изделий народного промысла собственного производства.
Правительство РФ планирует сократить список ИП, осуществляющих расчеты на рынках, ярмарках и ежегодных выставках без применения ККТ. Если проект будет принят, льготы сохранятся только для ИП и организаций на ЕСХН.
Все субъекты, которым разрешено осуществлять свою деятельность без применения онлайн-касс, перечислены в п. 2 ст. 2 Закона. От использования кассовых устройств освобождены ИП, которые работают в труднодоступных местностях. Перечень таких населенных пунктов определяют региональные власти. Без применения кассовой техники могут работать частники, облагаемые налогом на профессиональный доход (НПД), занятые в сфере: оказания услуг населению, выполнения работ, реализации товаров собственного производства.
Спецрежим ПНД позволяет ИП принимать платежи без онлайн-касс на законных основаниях. Но и здесь есть свои условия, такие как:
- отсутствие у ИП штата сотрудников;
- отсутствие дохода от имущества (например – сдача в аренду помещения);
- размер годовой выручки не должен превышать 2,4 миллиона рублей.
Чтобы избежать штрафов за отсутствие онлайн-кассы, гражданин может:
- перейти на НПД, оставаясь при этом ИП;
- стать самозанятым.
Как избежать ответственности за невыбитый кассовый чек
Есть общие, а есть специальные нормы, которые позволят избежать ответственности за неприменение ККМ. Общие это:
- прекращение административного производства,
- малозначительность административного правонарушения
- замена административного штрафа предупреждением для субъектов малого предпринимательства, если правонарушение совершено впервые (ст. 4.1.1. КоАП РФ)
- освобождение от административной ответственности
Специальные нормы: штраф не назначается, если:
- лицо добровольно сообщило в налоговый орган о нарушении
- на момент сообщения налоговый орган не знал о совершенном правонарушении
- представленные заявителем сведения и документы достаточны для установления события административного правонарушения
Нужно и исправить нарушение – пробить чеки коррекции. Срок давности привлечения к административной ответственности и назначения штрафа за непробитый чек – 1 год.
Как изменятся штрафы за нарушение законодательства о ККТ
Минфин планирует дополнить Налоговый кодекс отдельной статьей, где будут указаны размеры штрафных санкций по налоговым нарушениям, которые связаны с применением контрольно-кассовой техники.
Вид правонарушения |
ИП |
Юрлица |
осуществление расчета без его фиксации |
50% от суммы расчета, но не менее 10 000 рублей |
полная сумма расчета, но не менее 30 000 рублей |
фиксация мнимого или притворного расчета |
3 000 рублей |
10 000 рублей |
неуказание в чеке наименования товара, подлежащего обязательной маркировке |
50 000 рублей |
100 000 рублей |
невыдача чека покупателю |
2 000 рублей |
10 000 рублей |
Проверка ККТ пошагово
Рассмотрим все этапы контрольного мероприятия:
- Решение руководителя налоговой. Контрольное мероприятие проводится только в том случае, если есть соответствующее решение уполномоченного лица.
- Получение и рассмотрение бумаг. Перечень документов, которые могут запрашиваться, изложены в пункте 29 и 34 Регламента. Среди этих бумаг можно отметить журнал кассира, акты возврата средств потребителям, контрольные ленты. Это ПКО, журналы регистрации документов по ККТ, кассовая книга, отчеты по авансам. Представители налоговой могут запросить БСО, акты приемки БСО, акты о списании. Кроме того, это книги доходов и расходов, бумага об определении лимита ККТ. Проверяется карта регистрации, договор технической поддержки, паспорт ККТ. Если организация использует кассовые чеки, то запрашиваются сопутствующие документы. Исчерпывающий ли перечень изложен в Регламенте? Нет. Специалисты могут затребовать дополнительные бумаги. Однако они должны относиться к предмету проверки.
- Проверка. Проверяются хозяйственные операции и деньги, хранящиеся в кассе, проводятся осмотры и инвентаризации.
- Оформление итогов проверки. По результатам контрольного мероприятия составляется акт. В нем фиксируются обнаруженные нарушения или их отсутствие. Если найдены нарушения, инициируется дело об административном правонарушении.
При осуществлении проверки представители налоговой должны придерживаться установленных сроков. На проверку КТТ предоставляется 5 рабочих дней со дня получения решения от руководителя инспекции. Если выполняется контроль над полнотой учета выручки, срок составляет 20 дней.
Предупреждение или штраф
Многие из судебных решений отражают позиции арбитражей по процедурам назначения предупреждения пользователям ККТ вместо штрафов. В числе таких решений:
- Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2021 № 20АП-7269/2021 по делу № А54-3685/2021.
Арбитраж приходит к выводу, что если пользователь ранее нарушал правила пользования ККТ, то нет оснований для замены штрафа предупреждением. Возможность такой замены установлена для некоммерческих организаций, малых и средних предприятий при одновременном наличии двух обстоятельств (ч. 1 ст. 4.1.1, ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ):
- нарушение совершено в первый раз;
- нарушение не привело к причинению вреда ценностям, что охраняются законом.
Если вы не выдадите чек или заменяющий его документ покупателю при оплате товара или услуги, то на вас будет наложен штраф до 2 000 рублей (для должностных лиц и ИП) или 10 000 рублей (для юридических лиц). Интернет-магазины также обязаны выдавать покупателям чеки — электронные при безналичной оплате или бумажные при наличной. Чек необходимо оформить непосредственно в момент оплаты товара или услуги.
Также предусмотрен штраф за нарушение порядка передачи данных об операциях по кассе в налоговую службу. Он составляет до 3 000 рублей для ИП или должностного лица, и до 10 000 рублей для организации. Штраф взимается при отсутствии фискального накопителя, неподключении к оператору фискальных данных, а также непередаче информации в течение 30 дней с момента формирования. При повторных нарушениях штраф увеличивается до 20 000-200 000 рублей.
Какими новыми правами и обязанностями наделены налоговики при осуществлении контроля за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ? Изменилась ли административная ответственность пользователя ККТ?
15.11.2016Автор: Н. В. Александрова
Налоговые органы осуществляют свои полномочия по контролю за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, а также за полнотой учета выручки денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54‑ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее – Федеральный закон № 54‑ФЗ), Законом РФ от 21.03.1991 № 943‑1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее – Закон № 943‑1), а также Положением о Федеральной налоговой службе[1]. При этом порядок их действий прописан в административных регламентах, утвержденных приказами Минфина России от 17.10.2011 № 132н, 133н (далее – Административный регламент № 132н, 133н). Налоговики могут проконтролировать применение ККТ одновременно с проведением выездной налоговой проверки (Письмо Минфина России от 05.07.2013 № 03‑02‑08/26094).
С 15.07.2016 Федеральным законом от 03.07.2016 № 290‑ФЗ изменены большинство положений Федерального закона № 54‑ФЗ и Закона № 943‑1. Какими новыми правами и обязанностями наделены в связи с этим налоговики при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ? Изменилась ли административная ответственность пользователя ККТ? Что необходимо учесть организациям при проведении в отношении них соответствующих проверок?
Протокол об административном правонарушении по статье 14.5 КоАП РФ правомочен составлять сотрудник налоговых органов. Затем выносится постановление о наложении санкции. Привлеченному к ответственности оно направляется заказной почтой либо выдается под роспись.
Попробовать отменить наложенный штраф можно посредством его обжалования в арбитражном суде. В этом случае важно помнить о сроках: претензию необходимо подготовить и подать в течение десяти дней со дня получения копии постановления о применении санкции.
Как и какие документы у вас могут потребовать
Инспекторы вправе требовать у вас только те документы и сведения, которые относятся к предмету проверки (Пункт 35 Регламента 132н; п. 30 Регламента 133н). Поэтому если к вам пришли проверять только применение ККТ, то не должны требовать документы по учету наличных (ПКО, РКО, кассовую книгу и т.д.) (Подпункт 2 п. 7 Регламента 132н; пп. 2 п. 7 Регламента 133н).
Если инспекторы хотят ознакомиться с документами прямо у вас на месте, проще дать им оригиналы. А вот если просят принести документы в инспекцию, лучше сделать копии. Не забудьте составить опись передаваемых документов и получить на ней штамп инспекции о приеме. Если же инспекторы изымают у вас оригиналы в качестве доказательств нарушения, то они должны составить протокол (Часть 5 ст. 27.10 КоАП РФ).
В Регламентах не сказано, должны ли инспекторы составить письменный запрос на необходимые им документы. Но по устному требованию лучше документы не давать — всегда просите список требуемых бумаг.
Не определен и срок представления документов. Так что, скорее всего, его проверяющие установят вам по своему усмотрению. И если в этот срок вы не уложитесь, то налоговики, возможно, попытаются вас оштрафовать (Статья 19.7 КоАП РФ). Правда, для этого их требование о представлении документов должно быть письменным, а не устным.
Обратим ваше внимание на некоторые неоднозначные ситуации, которые могут возникнуть.
(?) В ходе проверки полноты учета выручки инспекторы могут запросить у спецрежимников и предпринимателей на ОСНО книги учета доходов и расходов. Далеко не все заполняют такую книгу ежедневно. Что, если на момент проверки в ней нет записей о принятых за последнее время суммах, которые вовремя отражены в кассовой книге? Штрафа за неполное оприходование наличной выручки в этом случае не должно быть. Ведь такую выручку учитывают по приходным ордерам сначала в кассовой книге, а уже из нее суммы попадают в перечисленные книги учета. А нарушения в их ведении являются предметом совсем другой проверки — налоговой.
(?) Регламент 133н предписывает инспекторам при проверке полноты учета выручки посмотреть и ваш приказ (распоряжение) о лимите остатка наличных в кассе. Но тут Минфин сам себе противоречит. Дело в том, что этот приказ не имеет отношения к предмету проверки — полноте учета наличной выручки, поскольку касается уже следующего этапа — расходования наличных из кассы. А, как мы уже сказали, документы, не имеющие отношения к предмету проверки, требовать недопустимо (Пункт 35 Регламента 132н; п. 30 Регламента 133н). Но на деле лучше приказ о лимите все же представить, иначе инспекторы попытаются вас оштрафовать (Статья 19.7 КоАП РФ) и вам придется оспаривать штраф в суде.
Переход на новый порядок работы
Столь масштабные изменения требуют времени. Для этого Федеральным законом № 290‑ФЗ организован плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ:
– с 15.07.2016 предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок;
– с 01.02.2017 регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку;
– с 01.07.2017 старый порядок прекратит свое действие.
При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих ПСНО и спецрежим в виде уплаты ЕНВД (имеющих на сегодняшний день право не применять ККТ), в распоряжении имеется еще целый год для перехода на новый порядок работы: для них он станет обязательным с 01.07.2018.
Как разъясняет ФНС, применять доработанную для онлайн-передачи данных ККТ можно и после 01.07.2017. Для этого ряд моделей потребуется модернизировать, установив новое программное обеспечение и фискальный накопитель. Иными словами, если кассы доработаны, организации не требуется покупать новые (Информация ФНС России «О переходе на онлайн-кассы»).
Обратите внимание
Сохраняется прежний порядок применения ККТ на территориях РФ, на которых не может быть обеспечена передача информации о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде по причине отсутствия связи. При отсутствии сетей связи пользователю ККТ предоставляется возможность не передавать, а фиксировать только в фискальном накопителе ККТ информацию о расчетах.
Подытожим сказанное:
Дата перехода на онлайн-ККТ |
Для кого важна |
Порядок действий |
01.02.2017 |
Пользователи, находящиеся на ОСНО и УСНО |
До этой даты ККТ регистрируется в прежнем порядке. Регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу ОФД каждого кассового чека или БСО в электронной форме, содержащих фискальный признак, с 01.02.2017 не допускаются |
01.07.2018 |
Пользователи, применяющие ПСНО и систему налогообложения в виде ЕНВД |
До этой даты можно осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу). С 15.07.2016 до 01.07.2018 онлайн-ККТ применяется добровольно |
01.07.2018 |
Пользователи, оказывающие бытовые услуги населению |
До названной даты вправе не применять ККТ при условии выдачи соответствующих БСО в установленном порядке. С 15.07.2016 до 01.07.2018 онлайн-ККТ применяется добровольно. С 01.07.2018 применяются только БСО, сформированные в электронной форме через автоматизированную систему для БСО |
01.07.2018 |
Пользователи, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов |
С 15.07.2016 до 01.07.2018 онлайн-ККТ применяется добровольно |
Новые полномочия налоговиков
Пункт 2 ст. 7 Федерального закона № 54‑ФЗ наделяет налоговый орган следующими полномочиями в части организации контроля за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ:
-
наблюдение за применением ККТ;
-
ведение (в том числе с помощью автоматизированной информационной системы) мониторинга расчетов с применением ККТ и полноты учета выручки, проведение анализа полученных данных;
-
проведение проверок применения ККТ, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также проверки осуществления деятельности ОФД, в том числе по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся в инспекции (удаленные проверки);
-
проведение проверок оформления и (или) выдачи (направления) пользователем кассовых чеков, БСО и иных документов, подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа, – контрольные закупки;
-
получение посредством запросов необходимых пояснений, справок, сведений и документов, в том числе через кабинет ККТ (датой получения запроса налогового органа считается день размещения такого запроса в кабинете ККТ либо шестой день со дня отправки заказного письма в случае направления налоговым органом запроса по почте заказным письмом);
-
получение (в том числе с использованием технических средств) беспрепятственного доступа к ККТ проверяемого лица и к фискальным данным, содержащимся в базе данных ОФД;
-
проведение проверки правильности учета наличных денежных средств при применении ККТ;
-
вынесение предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о применении ККТ;
-
взаимодействие с органами внутренних дел и федеральной службы безопасности при осуществлении названных функций.
24 Марта 2020
ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года
Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается
ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая
Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ
Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ
18 Марта 2020
Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок
На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!
Подглядывать, подслушивать, мониторить: новый законопроект о том, как налоговики будут проверять ККТ
Власти готовят революцию в законодательстве о контрольно-кассовой технике. Они хотят отменить Закон 54-ФЗ о применении ККТ и перенести все правила в Налоговый Кодекс. Заодно в НК добавят санкции и уберут их из Кодекса об административных правонарушениях.
Два проекта законов уже опубликованы на портале проектов НПА для обсуждения. О первом из них, про изменения в КоАП, «Клерк» писал ранее. В этой статье будет рассмотрен второй — с масштабными поправками в Налоговый кодекс.
Как избежать штрафа за отсутствие ККТ
Если предприниматель уже нарушил 54-ФЗ, например, не отправлял чеки ОФД, он может оградить себя от санкций на законных основаниях. Для этого он должен подать в ФНС заявление о нарушении и обосновать его причину, приложив подтверждающие справки, например, от управляющей компании об отключении электричества.
Штрафа за торговлю без онлайн-кассы можно избежать, если на каждый расчет без ККТ оформить чек коррекции с признаком «приход». В заявке требуется обосновать причину нарушения и прикрепить к ней все чеки коррекции. Если отправить заявление вовремя (пока ФНС не обнаружила несоблюдения норм), санкции не применяются, что обозначено в письме ФНС № ЕД-4-20/24899.
Ситуация с пандемией заставила правительство пересмотреть порядок проведения контрольных и надзорных проверок. Так, в отношении ИП и юридических лиц в 2021 году проверку могут провести дистанционно (по аудио- и видеосвязи). Впрочем, возможен и инспекционный визит.
Все это не освобождает бизнесменов от ответственности. У каждого правонарушения, совершенного до 31 декабря 2020 года, есть срок давности — 1 год. Если в 2021 году налоговая служба выявит, что в 2020-м магазин торговал без кассы, она имеет право начислить штраф за отсутствие ККМ задним числом.
Как автоматизировать расчеты без штрафов за ККМ
Законопроект об отмене 54-ФЗ еще не принят, и пока размер штрафа за работу без кассового аппарата в 2021 году остался прежним. В связи с пандемией, бизнесмены получили ряд льгот в 2020-м, например, отсрочку по проведению плановых проверок. Но временные послабления не освобождают предпринимателей от обязанности фиксировать продажи через ККМ. С 2021 года придется нести полную ответственность за отсутствие кассы, неправильное ее использование и невыдачу чеков. ФНС сможет проводить плановые проверки, а значит, предприниматели должны быть наготове.