Советские облигации 1982 года: что с ними делать?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Советские облигации 1982 года: что с ними делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Выпуск облигаций внутреннего выигрышного займа 1982 года был по сути дела предагонизирующей попыткой продлить последние годы существования Советского Союза в условиях всесторонних санкций и снижения цен на нефть. Государство как всегда ловко привлекло накопленные средства своих же граждан для оплаты закупок пшеницы и импортной техники. А фактически это всё было вселенским надувательством, с дирижерской точностью выполненным для латания дыр в финансовом кармане страны, из которого уже вытащили все деньги на агрессию в Афганистане и для «помощи» бесчисленным «братским» народам.
Впервые после очень долгого затишья тема ОГВВЗ всплыла снова в связи с событиями вокруг банка «Витас» летом 2012. На балансе банка внезапно оказалось большое количество этих ценных бумаг, с которыми операции вроде бы давно прекратились. Соответственно постановлению Правительства № 549 за 1992 год эти облигации выкупались с 1 октября 1992 до 1 октября 1993, и по ничтожной цене — за 100 советских рублей (это 150 долларов) выдавались 160 российских рублей (на тот момент около 10 центов США). Закономерно, что многие на этот грабёж не согласились и попрятали бумаги подальше — вдруг что-то когда-то изменится. Некоторые с досады их просто выбрасывали — и зря.
Стоит отметить, что наряду с суммой в 160 рублей в 1992 году желающим избавиться от облигаций «брежневского» займа предлагалось обменять их на уже российские облигации 1992 года курсом «один к одному».
На деле Сбербанк выкупал ОГВВЗ не до 1993, а аж до ноября 2008, но потом, видимо, из-за мирового финансового кризиса, денег в госбюджете на это не стало. Причём эти облигации ещё по обязательствам советского времени погасить должны были в 2012, поскольку РФ объявлена правопреемником СССР.
Облигации 1982 года: варианты их использования
Облигации — рыночный инструмент: они торгуются на бирже, и их цена постоянно меняется. К примеру, номинал ОФЗ 26207 равен тысяче рублей, но в 2019 году бумагу можно было купить за 979,5 рубля, а в 2020 — за 1173,8.
Помимо этого, инвестор должен заплатить «накопленный купонный доход» предыдущему владельцу бумаги. Например, 16 августа 2021 года придётся отдать 1069,3 рубля за саму облигацию и ещё 13,4 за купоны.
Облигации федерального займа (ОФЗ) — один из самых надежных способов вложения денег. Как правило, эти ценные бумаги выбирают консервативные инвесторы, которые предпочитают не самый высокий, но относительно надежный доход в виде купона.
Купон – это доход в виде фиксированного процента от номинальной стоимости облигации, который выплачивается эмитентом ее владельцу (держателю) с определенной периодичностью.
На купонный доход по муниципальным облигациям до конца 2020 года аналогичным образом распространялось освобождение от уплаты налога. Но, как и для ОФЗ, с 01.01.2021 года льгота по НДФЛ на купонный доход по ст. 217 НК РФ по муниципальным облигациям больше не действует, и налогообложение происходит по общим правилам для доходов физлиц, предусмотренных НК РФ: 13% или 15% (в случае применения прогрессивной ставки) для налоговых резидентов РФ и 30% — для нерезидентов.
Доля иностранных инвесторов в этом сегменте рынка российских облигаций заметно ниже. Поэтому сильных колебаний стоимости и спроса по облигациям, выпущенным региональными и местными властями, ждать не стоит.
Важно помнить, что момент приобретения федеральной или муниципальной облигации при этом роли не играет. Как и дата, на которую объявлен расчет по купону. Главным критерием для налогообложения является то, что выплата дохода состоялась в 2021 году.
Инвестор, налоговый резидент РФ, в 2020 году приобрел облигации, подпадающие под льготу, предусмотренную ст. 217 НК РФ. Купонный доход выплачивается каждые полгода, в течение 7 дней после указанных дат: 30 июня, 31 декабря.
Купон, выплаченный 30 июня 2020 года, попадает под льготу, соответственно, налог с него удерживаться не будет.
Выплата купона на 31.12.2020 состоится уже в 2021 году. С этой суммы налоговый агент обязан удержать НДФЛ.
Допустим, у инвестора 500 облигаций номиналом по 1000 руб., по каждой из которых должны выплатить купонный доход в размере 50 руб.
НДФЛ с купонного дохода составит: (50 × 500) × 13% = 3 250 руб.
Налог будет удержан в момент выплаты дохода. Клиенту будет перечислен купонный доход в размере: 50 × 500 – 3 250 = 21 750 руб.
Налогообложение купонного дохода по еврооблигациям не сильно отличается от процедуры налогообложения дохода по российским ценным бумагам. Разница заключается в том, что в целях налогообложения доход в иностранной валюте подлежит пересчету в рубли по курсу ЦБ РФ на дату выплаты такого дохода.
Налоговые резиденты РФ платят 13% или 15% (в случае применения прогрессивной ставки) от купонного дохода или разницы между ценой приобретения и ценой продажи, нерезиденты – 30%.
Важным нюансом при расчете налога на такие облигации является возможность исключить двойное налогообложение. Дело в том, что в некоторых странах удерживается свой аналог налога на доходы. Если у Российской Федерации со страной эмитента есть соглашение об избежании двойного налогообложения в части доходов физлиц, то на уплаченный в другой стране налог можно уменьшить НДФЛ к уплате в РФ.
Инвестор купил облигацию за $1000 в тот момент, когда курс был 60 руб. за $1. А продал за те же $1000, но курс на дату продажи поднялся до 70 руб. за $1.
Доход инвестора для целей налогообложения в РФ составит:
1000 × 70 — 1000 × 60 = 10 000 руб.
НДФЛ к уплате (по ставке 13%) = 10 000 × 13% = 1 300 руб.
Говоря про вычет типа «А» важно понимать, что данный вычет можно применить только в отношении инвестиционного дохода от сделок с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, полученного в рамках стандартного брокерского договора без признака ИИС.
При этом данное правило распространяется только на доходы, полученные до 01.01.2021 года. С 01.01.2021 года вычет типа «А» нельзя применить к доходам от сделок с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, к доходам от операций займа ЦБ, РЕПО и прочих доходов в рамках брокерского счета.
Налоговый вычет можно получить в течение 3-х лет, начиная с 1 января года, следующего за отчетным (в котором возникло право на вычет). Так, за 2020-й год налогоплательщик может получить вычет в период с 01.01.2022 по 31.12.2023 года.
Так как к инвестиционному доходу за 2020-й год ещё можно применить вычет типа «А», рассмотрим пример расчета суммы налогового вычета по отношению к ценным бумагам.
Допустим, у клиента есть 2 официальных источника дохода — заработная плата и доход от инвестиционной деятельности в рамках стандартного брокерского счета (без признака ИИС). По итогам 2020-го года доход в виде заработной платы составил 300 тыс. руб., а от инвестиционной деятельности – 200 тыс. руб.
С этого дохода клиент заплатил налог в размере 13% на общую сумму 65 000 руб. (300 000*13% + 200 000*13%).
Если у клиента в 2020-м году было пополнение индивидуального инвестиционного счета (ИИС) на 400 тыс. руб., он сможет претендовать на максимальный размер вычета в размере 400 тыс. руб. и вернуть ранее уплаченный налог в сумме 52 000 руб. (13% от 400 000 руб.).
Если те же условия задачи перенести на 2021-й год, то к доходу от инвестиционной деятельности налоговый вычет по типу «А» применить уже будет нельзя. И при условии пополнения ИИС на те же 400 тыс. руб. клиент сможет вернуть ранее уплаченный налог только с заработной платны в размере 39 000 руб. (13% от 300 тыс. руб.)
Чтобы получить возврат НДФЛ по типу «А», клиенту понадобится сдать в ИФНС
- декларацию 3-НДФЛ, в которой показан вычет по инвестиционному счету типа «А»;
- справку 2-НДФЛ от налогового агента о сумме выплаченного дохода и удержанного НДФЛ;
- договор об открытии ИИС (он заключается с управляющим или брокером);
- документы, подтверждающие пополнение ИИС налогоплательщиком (платежные поручения, выписки);
- заявление о возврате НДФЛ с указанием банковских реквизитов, на которые следует перечислить сумму возврата.
- Важно! Если клиент закроет ИИС до истечения 3-х летнего срока, полученный ранее по вычету НДФЛ придется вернуть в бюджет, а также уплатить пени за несвоевременную уплату налога.
Почему же возрос интерес общественности к ценным бумагам, выпущенным десятки лет назад? Популярность к ним вернулась благодаря действиям российского 74-летнего пенсионера, жителя Ивановской области Ю. Лобанова.
Мужчина, как и многие граждане бывшего Советского Союза, являлся обладателем облигаций 1982 года. Однако он начал активно решать вопрос по получению положенных средств по ценным бумагам. Изначально пенсионер обращался в различные судебные инстанции. Но какого-либо удовлетворительного ответа не получил.
В результате Ю. Лобанов решил обратиться за помощью в Европейский суд по правам человека. Дело было рассмотрено и, более того, решено в пользу пенсионера. Облигации 1982 года, имеющиеся у Ю. Лобанова, были оценены в сумму порядка 1,5 млн рублей. Она была выплачена пенсионеру в качестве материальной компенсации.
Периодичность и размер выпусков облигаций Госзаймов в РСФСР и СССР по годам
Год | Название займа | Тип | Срок, лет | Общая сумма в рублях |
1922 | Первый внутренний краткосрочный государственный хлебный заём | беспроцентный, безвыигрышный | 8 мес. | 10 млн пудов ржи |
1922 | Государственный 6% выигрышный заём | 6-процентно-выигрышный | 10 | 100 млн |
1923 | Второй внутренний краткосрочный государственный хлебный заём | беспроцентный, безвыигрышный | 11 мес. | 100 млн пудов ржи |
1923 | Государственный краткосрочный сахарный заём | беспроцентный, безвыигрышный | 11 мес | 1 млн пудов сахара-рафинада |
1924 | 8% внутренний золотой заём | выигрышный | 6 | 100 млн |
1924 | Второй государственный выигрышный заём | 6-процентно-выигрышный | 5 | 100 млн |
1924 | Крестьянский выигрышный заём | 5-процентно-выигрышный | 21 мес. | 50 млн |
1925 | Государственный краткосрочный 5% внутренний заём | 5% | 1 | 10 млн |
1925 | Государственный внутренний заём хозяйственного восстановления | процентный | 4,5 | 300 млн |
1925 | Второй крестьянский выигрышный заём | 1-процентно-выигрышный | 2 | 100 млн |
1926 | Второй государственный 8% внутренний заём | 8% | 5 | 100 млн |
1926 | Государственный внутренний выигрышный заём | выигрышный | 5 | 30 млн |
1927 | Государственный внутренний 10% выигрышный заём | 10-процентно-выигрышный | 8 | 100 млн |
1927 | Третий государственный 8% внутренний заём | 8% | 10 | 200 млн |
1927 | Третий крестьянский выигрышный заём | 1-процентно-выигрышный | 3 | 25 млн. |
1927 | Государственный внутренний 12% заём | 12% | 10 | 200 млн. |
1927 | Государственный внутренний 6% выигрышный заем индустриализации народного хозяйства СССР | 6-процентно-выигрышный | 10 | 200 млн |
1928 | Государственный внутренний выигрышный заем укрепления крестьянского хозяйства | 6-процентно-выигрышный | 3 | 100 млн |
1928 | Второй государственный внутренний выигрышный заем индустриализации народного хозяйства СССР | два варианта: выигрышный и 6-процентно-выигрышный | 10 | 50 млн |
1928 | Государственный внутренний 11% заём | 11% | 10 | 300 млн |
1928 | Четвертый государственный 8% внутренний заём | 8% | 15 | 400 млн |
1929 | Третий государственный внутренний выигрышный заем индустриализации народного хозяйства СССР | два варианта: выигрышный и 6-процентно-выигрышный | 10 | 750 млн |
1929 | Государственный внутренний заём | выигрышный | 5 | 125 млн |
1930 | Государственный внутренний 9% выигрышный заём | процентно-выигрышный | 10 | 50 млн |
1930 | Государственный внутренний выигрышный заём «Пятилетка в четыре года» | два варианта: выигрышный и 6-процентно-выигрышный | 10 | 1,2 млрд |
1931 | Государственный внутренний заём «Пятилетка в четыре года» | 2 варианта: выигрышный и 10% | 10 | 1,6 млрд |
1932 | Государственный внутренний выигрышный заём | выигрышный | 10 | 100 млн |
1932 | Государственный внутренний заём четвертого завершающего года пятилетки | 2 варианта: выигрышный и 10% | 10 | 3,2 млрд |
1933 | Государственный внутренний заём второй пятилетки | три варианта: выигрышный, 7-процентный и 10-процентный | 10 | 3 млрд |
1934 | Государственный внутренний заём второй пятилетки | 2 варианта: выигрышный и 10% | 10 | 3,5 млрд |
1935 | Государственный внутренний выигрышный заём | выигрышный | 10 | 300 млн |
1935 | Государственный внутренний заём второй пятилетки | 2 варианта: выигрышный и 8% | 10 | 3,5 млрд |
1936 | Государственный внутренний заём второй пятилетки | 2 варианта: выигрышный и 4% | 20 | 4 млрд |
1937 | Государственный внутренний заем укрепления обороны СССР | 2 варианта: выигрышный и 4% | 20 | 4 млрд |
1938 | Государственный внутренний выигрышный заём | выигрышный | 20 | 600 млн |
1938 | Государственный внутренний заём третьей пятилетки | 2 варианта: выигрышный и 4% | 20 | 5,9 млрд |
1939 | Государственный внутренний заём третьей пятилетки | 2 варианта: выигрышный и 4% | 20 | 6 млрд |
1940 | Государственный внутренний заём третьей пятилетки | 2 варианта: выигрышный и 4% | 20 | 8 млрд |
1941 | Государственный внутренний заём третьей пятилетки | 2 варианта: выигрышный и 4% | 20 | 9,5 млрд |
1942 | Государственный военный заём | 2 варианта: выигрышный и 2% | 20 | 10 млрд |
1943 | Второй государственный военный заём | 2 варианта: выигрышный и 2% | 20 | 12 млрд |
1944 | Третий государственный военный заём | 2 варианта: выигрышный и 2% | 20 | 25 млрд |
1945 | Четвёртый государственный военный заём | 2 варианта: выигрышный и 2% | 20 | 25 млрд |
1946 | Государственный заём восстановления и развития народного хозяйства СССР | выигрышный | 20 | 20 млрд |
1947 | Государственный заём восстановления и развития народного хозяйства СССР | выигрышный | 20 | 20 млрд. р. |
1947 | Государственный 3% внутренний выигрышный заем | два варианта: выигрышный и 3-процентный | 20 | 20 млрд |
1948 | Государственный заём восстановления и развития народного хозяйства СССР | выигрышный | 20 | 20 млрд |
1947 | Государственный 2% заём | 2 варианта: выигрышный и 2% | 20 | 20 млрд |
1949 | Государственный заём восстановления и развития народного хозяйства СССР | выигрышный | 20 | 20 млрд |
1950 | Государственный заём восстановления и развития народного хозяйства СССР | выигрышный | 20 | 20 млрд |
1951 | Государственный заём развития народного хозяйства СССР | выигрышный | 20 | 30 млрд |
1952 | Государственный заём развития народного хозяйства СССР | выигрышный | 20 | 30 млрд |
1953 | Государственный заём развития народного хозяйства СССР | выигрышный | 20 | 30 млрд |
1954 | Государственный заём развития народного хозяйства СССР | выигрышный | 20 | 30 млрд |
1955 | Государственный заём развития народного хозяйства СССР | выигрышный | 20 | 30 млрд |
1956 | Государственный заём развития народного хозяйства СССР | выигрышный | 20 | 30 млрд |
1957 | Государственный заём развития народного хозяйства СССР | выигрышный | 20 | 30 млрд |
1966 | Государственный 3-процентный внутренний выигрышный заём | 3-процентно-выигрышный | 20 | |
1982 | Государственный внутренний выигрышный заём | выигрышный | 20 |
Что стало причиной интереса
Облигации 1982 года, о которых власти старались забыть, стали набирать популярность благодаря действиям российского пенсионера. Ю. Лобанов, именно так зовут 74-летнего пенсионера, решил предпринять серьезные меры относительно возврата долга по бумагам. Изначально житель Ивановской области писал заявления в разные судейские инстанции страны, однако желаемого результата так и не дождался.
Поразмыслив, что делать дальше с ценными бумагами, пенсионер решил обратиться в Европейское судейство, которое признано в качестве защитника прав человека. Его дело было рассмотрено и одобрено судом. В итоге его облигации 1982 года были оценены в полтора миллиона рублей. Именно такая сумма была выплачена пенсионеру в качестве материальной компенсации.
Облигационный заем — это вид спонсирования деятельности государственных структур, а во времена Советского Союза за счет таких выигрышных займов достаточно ощутимо финансировали госбюджет. Сама облигация предполагает долговой документ, который выдается властями в обмен на деньги гражданина, и впоследствии именно эта бумага выступает доказательством наличия вклада.
По программе облигационного займа государство берет у клиента денег, но при этом кроме номинала выплачивает еще и процентный доход, который является регулярным. За счет вложенных в облигацию средств государство может получить дополнительный приток финансов, а гражданин при этом будет получать стабильный доход, пропорциональный объему его вложений.
Ценные бумаги в своем большинстве выпускаются государством для финансирования бюджета в целом, при этом существуют и внешние бумаги, рассчитанные на спонсорство людей, проживающих за рубежом. Также в СССР пользовались популярностью облигации госпредприятий, которые распространялись преимущественно среди рабочего коллектива и служили источником финансов для пополнения бюджета предприятия или ведомства.
В 1966 году вновь был выпущен 3% заём, но на этот раз он был полностью добровольным. Срок вклада составлял 20 лет, а номиналы были только 10 и 20 рублей. Вклад был удобным для тех, кому не хватало денег на крупную покупку (например автомобиль), а дефицит товаров не позволял тратить сбережения.
Через 16 лет, в 1982 году выпускается последний заём, который был выигрышным и рассчитывался на 20 лет. По истечении срока 32% облигаций получали выигрыш, условия которого были описаны на оборотной стороне, остальные должны были погашаться по себестоимости. Некоторые крупные вклады давали преимущества при покупке автомобиля. В 1990 в дополнение к этому займу произведён выпуск 5% облигаций с купонами, рассчитанными на 12 лет.
Стоит отметить, что наряду с суммой в 160 рублей в 1992 году желающим избавиться от облигаций «брежневского» займа предлагалось обменять их на уже российские облигации 1992 года курсом «один к одному».
На деле Сбербанк выкупал ОГВВЗ не до 1993, а аж до ноября 2008, но потом, видимо, из-за мирового финансового кризиса, денег в госбюджете на это не стало. Причём эти облигации ещё по обязательствам советского времени погасить должны были в 2012, поскольку РФ объявлена правопреемником СССР.
Ожидая государственную отмашку, некоторые фирмы на собственный риск (либо зная какую-либо инсайдерскую информацию) уже скупают эти облигации. Продать их в 2, 3, а то и 5 раз дороже номинала сейчас нетрудно.
Причём Межведомственная комиссия по вопросам дореформенных сбережений российских граждан подготовила законопроект о выплате компенсаций россиянам по их дореформенным вкладам в Сбербанке, их взносам в «Росгосстрахе» и по ценным государственным бумагам СССР. Если будут приняты такие предложения Минфина, россияне начнут получать компенсации в 2014, а целиком государство рассчитается в конце 2020.
Нашел на антресолях старые советские облигации
Юрий Лобанов стал примером, что можно получить за облигации внушительную сумму. Но это единственная история. В интернете можно найти множество слухов, согласно которым до сих пор выкупом облигаций занимается государство. Но все организации опровергают подобную информацию.
Некоторые специалисты советуют просто ждать. По их мнению, ценные бумаги продолжают расти в цене. Можно также найти статьи, в которых приводится точная стоимость каждой облигации различным номиналом. Но официальной информации на сайте Агентства по страхованию вкладов и Сбербанка нет.
По мнению экспертов, заработать больших сумм не получится. Поэтому можно оставить облигации в качестве сувенира.
Что делать с облигациями 1982 года – это вопрос, который интересует многих граждан. Единого ответа на него не существует, так как каждый человек должен принять самостоятельное решение. Пока нет информации, как можно очень выгодно продать ценные бумаги. Государственные учреждения также официально не занимаются выкупом документов. Некоторые просто оставляют их, другие продают на различных сервисах и «досках объяслений».
Сумма выплат по полису Госстраха рассчитывается индивидуально и зависит от нескольких факторов.
Сумма уплаченных взносов
Чтобы посчитать, умножьте ежемесячный взнос по полису на количество месяцев, в течение которых полис действовал (до 1 января 1992 года).
В июне 1991 года страховые взносы были проиндексированы на 40%. Если вы не получали компенсацию, то сейчас сумма выплат увеличится.
Возраст получателя
В зависимости от возраста получателя сумма выплат увеличивается.
- Гражданам по 1945 год рождения включительно компенсация выплачивается в трёхкратном размере.
- Гражданам 1946 — 1991 года рождения компенсация выплачивается в двухкратном размере.
За компенсацией может обратиться как страхователь, так и застрахованный — в этом закон не ограничивает граждан. Например, бабушка 1944 года рождения застраховала внучку 1987 года рождения. За выплатой выгоднее обратиться бабушке, а не внучке.
Если компенсации по полису уже получались, то они вычтутся из выплат.
Пример расчёта
Родители Ольги 1982 года рождения оформили для неё полис к бракосочетанию. Срок действия страхования с января 1985 года по декабрь 1999 года. Ежемесячный взнос — 7,5 рублей.
Считаем, сколько денег было внесено:
- В год семья вносила: 7,5*12=90
- Выплаты делались в течение 7 лет: 90*7=630 рублей.
К получившейся сумме прибавляем 40% — компенсация. Получаем 882 рубля. Поскольку Ольга относится к категории граждан, которым выплачивается компенсация в двукратном размере, умножаем получившуюся сумму на 2. Получаем 1764 рубля. Если ранее выплаты не были сделаны, то Ольга получит всю сумму.
На тот момент граждане покупали билеты облигационного займа, чтобы помочь государству и благодаря патриотическому воспитанию бюджет постоянно пополнялся на приличные суммы. Но не последним аспектом при передаче денег взаймы государству являлся и процент, который начислялся человеку. К тому же, граждане понимали, что ценные бумаги могут продаваться другим людям, если такая необходимость возникнет.
Учитывая, что в то время никто не мог спрогнозировать поведение облигаций и их стоимость на момент погашения, они выбирались народом не из-за того, что они видели потенциал, а банально по причине добровольно-принудительной системы распространения. При этом никто не подозревал, что СССР ожидает развал, и вернуть деньги, выданные взаймы государству, станет проблематично, а специалисты не смогут сказать, сколько они будут стоить.
Каждый выпуск облигаций сопровождался массированной рекламной кампанией, основными тезисами которой была польза бумаг государственного займа:
- укрепление рубля на внутренней и международной арене;
- предоставление гражданам возможности заработать в эпоху запрета банковских вкладов;
- бюджет получал дополнительные деньги, которые мог тратить на улучшение различных сфер экономики.
Под влиянием такой агитации в сочетании с привлекательной процентной ставкой многие люди вкладывали средства в государство, при этом не надеясь на высокие прибыли. Основные проблемы возникли у тех людей, которые не распрощались с облигациями до развала Союза и перспектива получения собственных денег стала по-настоящему туманной. Кроме процентов, каждый гражданин мог выиграть до 10 тысяч рублей или новый автомобиль Волга, который был главным призом в своеобразной лотерее, второй выигрыш предполагался в виде «Жигулей».
В каком виде выдавались займы
Госзаем предоставлялся гражданами под долговую расписку, которая у государства имела документарный вид, причем стоять на бумагах могло три номинала: 25, 50 и 75 руб. Они выдавались не лично, а на предъявителя. Это означает, что погасить облигационные документы мог любой, кто получил доступ к ним. Ежегодно можно было заработать 3% от номинала имеющихся у человека бумаг. При этом выплаты постоянно переносились, а при продаже владелец получал гораздо меньше, чем вложил изначально.
Ценные бумаги, выпущенные в 1982 году, распространялись крупными тиражами, и поэтому даже считались дополнительной валютой. В народе данный выпуск назывался «брежневским», и из-за широкого распространения, именно этот долг перерос во внушительную статью расходов уже современной России, как правопреемницы Советского Союза.
Зачем государство вообще выпускало облигации для населения
Власть в России всегда испытывала потребность в дополнительных источниках пополнения бюджета. Привлечение денег населения — проверенный способ. И в царские, и в советские годы у нас в стране выпускались облигации, которые распространялись среди граждан. По сути, население покупало долговые расписки государства. Причем далеко не всегда добровольно.
Проценты по советским облигациям были не слишком велики, но основная проблема в другом. Дело в том, что государство по ним практически не платило. Когда приближался срок массового погашения облигаций, то «по многочисленным просьбам трудящихся» срок выплат по ним переносился еще на 20 лет. Большей части людей покупка этих ценных бумаг не принесла ничего.
Практически единственный способ, которым можно было заработать на таких гособлигациях, — это выиграть по ним в лотерею. У каждой бумаги был номер, и он участвовал в регулярных розыгрышах. Пример такой ситуации вы можете найти в фильме «Зигзаг удачи» 1968 года. Поэтому в названиях облигаций часто фигурировало слово «выигрышный заем».
Облигации, которые могут обогнать депозит в 2021
Впервые после очень долгого затишья тема ОГВВЗ всплыла снова в связи с событиями вокруг банка «Витас» летом 2012. На балансе банка внезапно оказалось большое количество этих ценных бумаг, с которыми операции вроде бы давно прекратились. Соответственно постановлению Правительства № 549 за 1992 год эти облигации выкупались с 1 октября 1992 до 1 октября 1993, и по ничтожной цене — за 100 советских рублей (это 150 долларов) выдавались 160 российских рублей (на тот момент около 10 центов США). Закономерно, что многие на этот грабёж не согласились и попрятали бумаги подальше — вдруг что-то когда-то изменится. Некоторые с досады их просто выбрасывали — и зря.
Стоит отметить, что наряду с суммой в 160 рублей в 1992 году желающим избавиться от облигаций «брежневского» займа предлагалось обменять их на уже российские облигации 1992 года курсом «один к одному».
На деле Сбербанк выкупал ОГВВЗ не до 1993, а аж до ноября 2008, но потом, видимо, из-за мирового финансового кризиса, денег в госбюджете на это не стало. Причём эти облигации ещё по обязательствам советского времени погасить должны были в 2012, поскольку РФ объявлена правопреемником СССР.
Облигации 1982 года — цена, как их продать? Сколько же может стоить сегодня облигация СССР, номинал которой 100 рублей? Это, кстати, были серьёзные деньги в то время, можно было на них безбедно жить месяц, а тогдашние студенты умудрялись на 40 рублей стипендии не только закусывать, а и выпивать, как тогда шутили. «Агентство по страхованию вкладов» — корпорация, проводящая ликвидацию разорившегося «Витас-банка», 100-рублёвые облигации выставила за 49 359 современных рублей, 50-рублёвые — за 24 679. С учётом дисконта (плата за риск, неопределённость — ведь неизвестно, когда начнут выплачивать) — выходит, что 1 советский рубль равен примерно тысяче современных. Вполне правдоподобно.
Не следует поддаваться на уговоры ловкачей, продавая свои «сотенные» облигации за 200-250 рублей. Возможно, годика через 2 они вернут свою справедливую «советскую» стоимость, и вы за них получите 100 000 нынешних.
P.S. Министерство Финансов Российской Федерации озаботилось активной вторичной торговлей ОГВВЗ-1982 в последнее время и поспешило сделать заявление, что выпуск гособлигаций 1982 года следует считать погашенным, а оставшиеся на руках у населения облигации никакой ценности, кроме коллекционной, не представляют.
Правительство СССР активно использовало облигации государственного внутреннего займа (ОГВЗ) для того, чтобы привлекать деньги населения в бюджет. По оценке различных источников, за время существования Союза было выпущено более 65 займов. Среди них имелись бумаги, рассчитанные на 5, 10 лет и более лет.
Несмотря на то, что большая часть тиражей советских облигаций пришлась на период до 1957 г., самым популярным стал выпуск 1982 г. Эти ценные бумаги не только предлагали купонный доход, но и давали право на участие в розыгрыше ценных призов. Они получили название облигации государственного займа (ОГВВЗ). Они оформлялись на предъявителя, предполагали доходность в 3% годовых и имели 3 различных номинала: на 25, на 50 рублей и на 100. Однако, зачастую кредитование государства путем покупки таких бумаг оказывалось не совсем добровольным со стороны граждан. Это было вызвано тем, что выплаты могли производиться с нарушением сроков и не в полном объеме. После распада СССР сложилось впечатление, что вложенные таким образом деньги, окончательно потеряны.
Но в 1992 г. банк России начал программу по выкупу этих ОГВВЗ по курсу 160 рублей за бумагу номиналом в 100 рублей. Можно было как получить наличные деньги, так и обменять имеющуюся облигацию на выпущенную в этом году. Эти условия действовали до 31.12.1994 г. Граждане, отдавшие предпочтение обмену, могли сдать выпуск 1992 г. вплоть до 26.12.2005 г. После деноминации 1998 г. выкуп производился по соотношению 1000:1, т. е. за ценную бумагу номиналом 1000 рублей можно было получить 1 рубль. С 2006 г. погашение было прекращено. На текущий момент возврат денег по этим ОГВЗ невозможен.
В 1995 г. был издан закон, согласно которому облигации 1982 г. переводились в «долговые» рубли с переоценкой номинала. Максимальная сумма при этом составляла 10 000 рублей на одного человека. Для ветеранов ВОВ было сделано исключение, они могли получить до 50 000 рублей. Впоследствии и эти выплаты по ОГВЗ были прекращены. Возобновление погашения облигаций государственного займа СССР в 2018 г. правительством РФ не планируется.
В 1995 г. был произведен первый выпуск облигаций сберегательного займа (ОГСЗ). Благодаря соблюдению Минфином правил, установленных для этой бумаги, и своевременным выплатам, доверие населения к подобным активам возросло. Сейчас облигации федерального займа (ОФЗ) — популярный инструмент инвестиций.
Вопрос о погашении облигаций, выпущенных в 1982 г., не был забыт во многом благодаря усилиям Ю. Лобанова, который, не добившись справедливого возмещения долга в российских инстанциях, решился на обращение в ЕСПЧ. Результатом рассмотрения его дела стало решение о выплате ему 1 500 000 рублей, именно так европейский суд в 2012 г. оценил имеющиеся у него на руках ОГВВЗ.
Кроме этого наиболее резонансного решения, в течение последних 6 лет ЕСПЧ был принят и ряд других постановлений об обязанности РФ рассчитаться по долгам СССР.
Нашел на антресолях старые советские облигации
Юрий Лобанов стал примером, что можно получить за облигации внушительную сумму. Но это единственная история. В интернете можно найти множество слухов, согласно которым до сих пор выкупом облигаций занимается государство. Но все организации опровергают подобную информацию.
Некоторые специалисты советуют просто ждать. По их мнению, ценные бумаги продолжают расти в цене. Можно также найти статьи, в которых приводится точная стоимость каждой облигации различным номиналом. Но официальной информации на сайте Агентства по страхованию вкладов и Сбербанка нет.
По мнению экспертов, заработать больших сумм не получится. Поэтому можно оставить облигации в качестве сувенира.
Что делать с облигациями 1982 года – это вопрос, который интересует многих граждан. Единого ответа на него не существует, так как каждый человек должен принять самостоятельное решение. Пока нет информации, как можно очень выгодно продать ценные бумаги. Государственные учреждения также официально не занимаются выкупом документов. Некоторые просто оставляют их, другие продают на различных сервисах и «досках объяслений».