Аренда авто за рубежом: что нужно знать
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аренда авто за рубежом: что нужно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Стоит. Автотуризм — это лучший способ познакомиться со страной и интересно провести время на отдыхе. Лучшего человечество еще не придумало. Как только я получил права и съездил в первый автотрип по России, я плотно подсел на колеса и стал как сумасшедший кататься по всей нашей стране. Затем, преодолев страхи и сомнения, я впервые арендовал машину за границей. Потом — еще раз, и еще, и еще… Теперь по другому не могу и не хочу.
Стоит ли арендовать машину на отдыхе
Вот почему я люблю путешествовать на авто:
- Комфорт.
- Полная свобода перемещения.
- Дикая экономия времени в сравнении с общественным транспортом. За те же самые дни отпуска вы посмотрите вдвое больше.
- Возможность посетить небанальные и самые интересные места, а не только туристическую попсу.
- Не нужно париться насчет багажа — он смирно лежит в багажнике и не обременяет при переездах.
- Экономия денег, потому что часто поездки на общественном транспорте обходятся дороже. Например, поезда в той же Европе. Особенно это актуально для двоих и более человек.
- Ехать на хорошей машине по идеальной дороге среди красивых пейзажей да еще и под любимую музыку — это бесценно. Душа поет!
Виды страховок автомобиля
Машина, которую вы берете напрокат, всегда застрахована, однако есть несколько видов страхования.
CDW — самая простая страховка, аналог нашего ОСАГО. Она предполагает франшизу. Такая страховка базовая и всегда включена в стоимость аренды.
SCDW — полная страховка, или супер-страховка, аналог нашего КАСКО. При желании вы можете купить ее дополнительно в офисе прокатчика при получении машины. Узнать заранее, сколько будет стоить полная страховка, нельзя, потому что она рассчитывается индивидуально и зависит от марки авто, года выпуска и прочих факторов. Но обычно она дорогая, часто даже дороже стоимости самой аренды. Аренда авто может стоит всего 5€ в день, а SCDW при этом 15-20€ в сутки и больше. Также эта «полная» страховка не покрывает ущерб стеклам, дискам, днищу, крыше и зеркалам автомобиля. Неслабая такая оговорочка, верно? По этим причинам я такую страховку у прокатчика никогда не покупаю, потому что есть более надежный и недорогой способ застраховать себя от финансовых потерь.
Страховка франшизы. Вы можете самостоятельно, в обход прокатчика, купить себе страховку, которая компенсирует ваши расходы в рамках франшизы. Как это работает? Допустим, вы помяли машину на 500€. Эти деньги прокатчик спишет с вашего депозита на карте. Но если вы заранее купили страховку франшизы, то полную сумму расходов вам вернет ваш страховщик. Страховка франшизы стоит в 2-3 раза дешевле, чем SCDW у прокатчика, к тому же покрывает ущерб стеклам, дискам и всем остальным частям автомобиля. Поэтому при аренде машины я пользуюсь только этим вариантом.
Не откладывайте бронирование машины на последний момент. Если вы просто заявитесь в офис прокатной конторы, то вас могут ждать две неприятности. Первая: нужного авто может не оказаться в наличии. Например, вы рассчитывали на дешевый субкомпакт, а придется доплачивать за бизнес-седан. Вторая: сама контора может быть банально закрытой. В Европе часы работы их весьма ограничены. Например, по воскресеньям они могут вообще не работать, а в субботу работать по укороченному графику до полудня.
Внимательно осмотрите автомобиль перед поездкой на предмет повреждений и проверьте, чтобы все найденные вмятины и царапины были занесены в дефектную ведомость. Если вы этого не сделаете, не удивляйтесь потом, что на вас пытаются «повесить» чужие проступки и требуют деньги.
В какой момент брать машину
Выгоднее всего брать машины на вокзалах и в аэропортах — там их много, есть из чего выбрать. С одной стороны, в аэропорту с вас возьмут аэропортовый сбор в размере 20–30 евро. С другой — стоимость самой аренды будет ниже, и есть шанс, что вы получите машину выше классом, особенно если уже пользовались этой сетью прокатов. Начало аренды в городе скорее всего обойдётся дороже.
В некоторых городах, например в Париже или Амстердаме, проще сначала посмотреть город, а потом добраться до аэропорта на электричке и взять машину там. К тому же это будет намного быстрее, чем пытаться выбраться из незнакомого города своим ходом. В других городах (скажем, в Лимассоле) начало аренды в аэропорту в сумме будет выгоднее, даже с учётом простоя машины в городе в течение нескольких дней. Добраться до авиагавани на такси или общественном транспорте может стоить намного больше, чем лишние пара дней аренды.
Если берёте машину в одном месте, а сдаёте в другом, чаще всего приходится доплатить. Например, если взять машину в Праге, а вернуть в Мюнхене, придётся заплатить сверху около 400 евро. Поэтому лучше планировать кольцевые маршруты с завершением аренды в том же месте.
Есть исключения — иногда взять машину в центре города, а вернуть в аэропорту может быть дешевле. Например, когда прокату необходимо перегнать машину из одной точки в другую. На такие аренды всегда действует хорошая скидка.
В Америке и Канаде можно сдавать машину и в другом офисе — здесь цены за такую услугу намного ниже. Поэтому и маршруты можно строить не кольцевые.
Как правильно вернуть машину
В большинстве аэропортов и вокзалов есть специальные таблички, указывающие на места сдачи авто. В крупных аэропортах чекаут обычно круглосуточный и очень быстрый — сотрудник проката проверит, что всё в порядке, и уже через пару минут вас отпустит. В менее крупных аэропортах при сдаче в нерабочее время нужно закрыть машину и бросить ключи в специальный ящик. В этом случае стоит сфотографировать машину со всех сторон вместе с показаниями приборов. Это рекомендуется сделать на случай, если ночью кто-то поцарапает машину на парковке и уедет.
Машину при сдаче можно не мыть, мусор можно оставить внутри. Она всё равно пройдёт комплексную мойку. Загрязнения, для которых может потребоваться химчистка, лучше устранить самостоятельно.
Сдавать машину надо с полным баком, заправиться лучше недалеко от места сдачи и на всякий случай сохранить чек.
Есть стандартная страховка. Ее называют CDW (Collision Damage Waiver). В случае ДТП по вашей вине вы несете материальную ответственность за автомобиль только в рамках депозита. Правда, эта страховка не покрывает стекла, оптику, колеса и днище машины, а также совсем не покрывает угон.
Рассказываем на примере, как это работает. Сумма вашего депозита — 600 евро. Ситуация №1: вы поцарапали правое крыло, ущерб которого оценили в 100 евро. Тогда при возврате с суммы депозита удержат эти 100 евро. Ситуация №2: вы разбили автомобиль, и на его восстановление понадобится 4 тысячи евро. С вас удержат весь депозит, а оставшуюся сумму покроет страховая компания.
SCDW (или Super CDW) — улучшенная версия CDW, по-казахстански это каско. Страховка покрывает от мелких царапин до замены колес. Правда, даже эта страховка не покрывает замену стекла, дисков, днища, крыши и зеркал. Стоимость SCDW иногда бывает выше стоимости автомобиля.
TPL (Third Party Liability) — страховка перед третьими лицами. Это значит в случае ДТП со вторым участником его расходы покроет страховка, а расходы за свой ремонт будете покрывать вы.
TP (Theft Protection) — страховка в случае угона. По условиям вы возвращаете депозит, а остальным занимается страховая компания.
WWI (Wheels and Windscreen Insurance) — страховка, если повредятся лобовое стекло, колеса, диски и фары.
Дополнительные виды страховок
Super Collision Damage Waiver (SCDW). Переводя на понятный язык — это КАСКО или полная страховка, но без франшизы, расходы после ДТП покрывает страховая компания. Но в SCDW не входят случаи с угоном машины, повреждения салона, колёс, стёкол и других частей авто.
Если не уверены в себе — выбирайте этот вид страховки. Хорошая новость — депозит при покупке такой страховки не нужен совсем (или составляет что-то около 100 €). Плохая — готовьтесь к доплате от 13 € и больше в сутки в зависимости от автомобиля и сезона.
Super Loss Damage Waiver (SLDW) — страховка от повреждений и угона авто, но с франшизой. SLDW покрывает все виды повреждений (включая стёкла, колёса, эвакуацию, потерю ключа и т.д), но в случае ДТП придётся оплатить франшизу.
Договор аренды машины: на что обратить внимание?
Чаще всего причиной негативных отзывов и испорченного отдыха становится банальная невнимательность. Наши люди не привыкли читать документы прежде, чем их подписывать, а зря. Внимательно изучи все пункты, особенно те, которые набраны мелким шрифтом. Некоторые компании, например, снимают с карты предоплату в момент бронирования, и отказаться от машины без потери этой суммы можно только в течение определённого срока. Идеальный вариант — контракт, по которому не нужно ничего платить до момента прибытия в страну и получения авто. А значит, лучше всего найти прокатчика, который не запрашивает данные кредитной карты при бронировании.
Также стоит обратить внимание на то, что написано в договоре по поводу топлива. Если машину выдали с полным баком, то вернуть ее нужно в аналогичном состоянии (сохрани чек с последней заправки). Если ты об этом забудешь, придется заплатить по тарифу, установленному прокатчиком (конечно же, не самому выгодному). Кстати, на Востоке подход противоположный — получаешь авто с практически пустым баком. Обратно же, как правило, приезжаешь с определенным количеством бензина, которое даришь владельцу проката. Мелочь, а неприятно.
Какие документы нужны для аренды?
- Загранпаспорт.
- Национальное и международное водительские удостоверения. В интернете часто пишут, что машину дают и без международных прав. Действительно, в большинстве европейских стран и в США так бывает, но также бывают и отказы. В арабских странах без международных прав авто не выдадут ни при каком раскладе. Так что не рискуйте — зачем вам разочарования в путешествиях, тем более международные права теперь получают по упрощённой схеме без медицинских справок.
- Кредитная карта. Обязательно эмбоссированная, то есть имя и фамилия на карте должны быть выгравированы выпуклыми буквами — это значит, что карта не является электронной. Дебетовые карты тоже принимают, но это зависит от политики прокатчика. Лучше оформить кредитную, ведь в случае блокировки средств, заморозят деньги банка, а не ваши.
Что нужно знать при аренде авто?
Есть несколько незыблемых правил и житейских советов, которые нужно выучить перед визитом в прокатную контору:
- автомобиль предоставляется клиенту с полным баком топлива, это же касается и возврата. За нарушение этого правила с карточки будет снята плата за заправку и штраф, предусмотренный договором.
- автомобиль предоставляется в чистом и исправном состоянии. В том же виде он должен быть возвращен. Естественный износ, конечно же, не в счет.
- детские кресла и другие дополнительные услуги предоставляются по запросу и, как правило, за дополнительную плату. Всё необходимое необходимо заказать заранее, на этапе бронирования авто.
- прокатные компании, как и многие другие, работают по стандартному графику. Что-то вроде 40-часовой рабочей недели, с понедельника по пятницу. Конечно, это не касается стоек в аэропортах или отелях, но в поздний/ранний час действуют доплаты. То есть арендовать машину, например, в 11:30 (и возвращать её в такое же время) дешевле, чем, например, арендовать в 01:00, а возвращать в 21:00.
- многие компании допускают возврат автомобиля без участия сотрудника конторы. Клиент оставляет машину на специально обозначенной парковке, ключи — в почтовом ящике. В случае недостатков (пустой бак, или повреждения) расходы возмещаются с банковской карты путешественника.
Вот, пожалуй, и всё на сегодня. Я постарался осветить основные вопросы и самые «темные» места, связанные с арендой автомобиля в Европе. Надеюсь, статья была полезна. Напоследок дам ещё один совет.
Первая аренда — это всегда определенный стресс и замирание. Договор, составленный на английском языке, оставляет больше вопросов, чем ответов. Прогулка на кабриолете по набережным Ниццы кажется в мыслях кошмаром, в котором со всех сторон лезут франшизы, замороженные на карточке деньги, аварии, поломавшиеся машины и потерянные ключи. Хотя на самом деле всё не так.
Миллионы людей каждый день берут машины в прокат. Все они, вне зависимости от национальности, дохода и статуса, сделали это однажды в первый раз. Как видишь, ничего страшного с ними не произошло. Потому не стоит бояться. Аренда автомобиля — это шанс увидеть больше за меньшее время, проникнуться духом страны и почувствовать себя местным жителем. Не пренебрегай это возможностью, для этого нет ни малейших причин.
Какие машины выгоднее всего брать в Европе в аренду?
Можно воспользоваться бюджетным транспортом и отказаться от дорогостоящих автомобилей. На это есть несколько причин. Во-первых, дороги практически во всей Европе очень качественные, и поездка на небольшом хэтчбеке B-класса будет вполне комфортной. Во-вторых, авто в конторах ЕС все новые, вы получите в пользование современный автомобиль со всеми удобствами. А в-третьих, конторы очень часто делают «апгрейд» и выдают вместо оговоренных более дорогие авто без доплаты. У бюджетной машины есть ряд преимуществ:
- стоимость аренды в Восточной Европе может стартовать с 10 евро, более развитые страны предлагают услуги от 15-20 евро в день, и такая оплата не будет проблемой даже для бюджетного туриста;
- при аренде недорогих автомобилей конторы часто могут даже не брать залог, но чаще всего это встречается в небольших компаниях, которые работают локально, а не в сетевых фирмах;
- бюджетные авто самые популярные, поэтому их чаще всего меняют, так что вы получите практически новый автомобиль из последней модельной линейки, это обеспечит комфортную поездку;
- переплачивать нет смысла, так как на дорогах ЕС даже небольшой Smart ForTwo предоставит должный уровень удобства передвижения и не станет большой проблемой для арендатора;
- в больших городах на маленькой машинке проще передвигаться, чувствуя все ее габариты, а также проще найти парковочное место, это важно для каждого туриста, который в городе впервые.
Даже если за время аренды у вас не произошло никаких происшествий, осмотрите автомобиль на предмет новых царапин или вмятин. Покоцали автомобиль, а дополнительную страховку не покупали: будьте готовы к списанию денег. Обязательно сфотографируйте авто перед тем, как сдавать, просто чтобы у вас было зафиксировано, в каком он состоянии.
На приёмке операторы осмотрят автомобиль и проверят количество топлива в баке. Если в договоре указано сдать с полным баком, сдавайте с полным. Штраф за неполный бак обычно больше, чем стоит топливо на ближайшей АЗС.
Схлопотали штраф за парковку или нарушение ПДД? Не старайтесь скрыть это и при сдаче автомобиля попросите помочь его уплатить. Штрафы с камер могут прийти чуть позже — их также рекомендуется уплатить, даже если вы уже дома. Неуплаченный штраф встанет боком в будущем: данные занесут в чёрные списки как визовых центров, так и прокатных агентств.
Деньги можно одалживать, как в наличной, так и в безналичной форме, переводом на банковский счёт. От выбора формы заимствования зависит пакет документов, подтверждающий факт передачи денег.
Алиса Аверина, юрист BGP Litigation: Если сумма заёма предоставляется в безналичной форме документом, подтверждающим долг, может быть письмо заёмщика с просьбой предоставить заём и обязательством его вернуть, а также платёжное поручение, подтверждающее перечисление денег, с указанием в назначении платежа, что деньги предоставлены в долг. Если деньги передаются наличными стоит написать расписку. Однако не забывайте, что суд при наличии обоснованных сомнений может потребовать от займодавца доказать фактическое наличие или возможность предоставить в долг сумму, указанную в расписке.
Штрафы в Европе и США
Не последний вопрос – штрафы. В Европе, да и в Америке, полицейских на дорогах практически нет, зато полно всяких электронных примочек: видеокамеры, радары и прочая белиберда. Создается обманчивое впечатление бесконтрольности и безнаказанности. И порой ох как хочется прокатиться по хорошим дорогам с ветерком. Это всего лишь иллюзия. Вас видят, записывают на каждом километре дороги, фотографируют, а штрафы присылают прокатной конторе, которая списывает их с вашей банковской карты. Если суммы небольшие, списывают без уведомлений, на большие суммы вы можете получить счет по приезду домой. Меня, к счастью, всегда проносило, хотя после летнего путешествия по Европе в этом году – не факт, может еще придет какая-нибудь бумага. Своего опыта уплаты штрафов нет, но друзья называли суммы в районе 100-300 евро. Избежать штрафов можно в одном случае – не нарушать. Сюда же плюсуются штрафы за неправильную парковку.
Кроме штрафов, которые присылает полиция, каждая прокатная контора имеет свою систему штрафов, например, за неполный бак при возврате, если это предусмотрено договором, досрочную сдачу автомобиля, просрочку при сдаче автомобиля. Дополнительно вы платите франшизу при наступлении страхового случая – повреждение автомобиля, сколы на лобовом стекле, пробитая шина, вмятины на кузове и прочее. Но не все так страшно – при аккуратном вождении подобные события маловероятны, а для всех остальных случаев существует полная страховка.
При возврате автомобиля из аренды обращайте внимание на время возврата – лучше приехать заранее. Возможна очередь, и если дело происходит в аэропорту, то можно опоздать на регистрацию. Но чаще всего автомобиль оставляется на парковке – место парковки указывается в ваучере. Офис возврата в аэропорту найти легко – ищем вывеску Return rent-a-car.
Какие бывают варианты страховок?
- TLP (Third Liability Protection) или TPL (Third Party Liability) — страхование ответственности перед третьими лицами.
- CDW (Collision Damage Waiver) — страхование автомобиля от ущерба (кроме угона). Такая страховка подразумевает наличие франшизы — суммы (от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов или евро), которую в случае повреждения авто должны будете оплатить вы (остальное покроет прокатчик). Если стоимость ремонта меньше, чем франшиза, то его полностью оплачивает арендатор.
- TW (Theft Waiver) или TP (Theft Protection) — страхование на случай угона, также с франшизой.
- WWI (Wheels and Windscreen Insurance) — распространяется на повреждения лобового стекла, колёс, дисков и фар, которые не покрываются базовым полисом.
- PAI и SPAI (Personal Accident Insurance и Super Personal Accident Insurance) — страхование здоровья водителя и пассажиров. Если у вас есть полис для выезжающих за рубеж, страховка этого типа будет лишней.