Электронная транспортная накладная (ЭТрН)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Электронная транспортная накладная (ЭТрН)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Это цифровая транспортная накладная, подписанная электронной подписью (ЭП). Она является полноценным аналогом бумажного документа, может быть использована для подтверждения заключения договора на перевозку и расходов на услуги перевозчиков.

Как происходит обмен ЭТрН?

Всё достаточно просто:

  1. Грузоотправитель создаёт электронную транспортную накладную в своей учётной системе. В транспортной накладной он подписывается КЭП и передаёт её в систему ЭДО. Данные документа становятся доступными транспортной компании, водителю, а также грузополучателю.

  2. Водитель принимает груз и подтверждает приёмку, подписывая документ. Подпись водителя в транспортной накладной может быть простой (ПЭП).

  3. Грузополучатель принимает груз, подтверждает приёмку, подписывая документ КЭП.

  4. Водитель подтверждает отгрузку, снова подписывая документ ПЭП.

  5. Транспортная компания завершает оформление, подписывая документ КЭП.

Кто составляет транспортную накладную?

Рассмотрим пункты 7 и 23 правил перевозок грузов:

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, грузоотправителем по форме согласно приложению N 4 на бумажном носителе или в виде электронной транспортной накладной.

23. Оформление (формирование) транспортной накладной или заказа-наряда в случае перевозки грузов для личных, семейных, домашних или иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, может осуществлять перевозчик (фрахтовщик) по согласованию с грузоотправителем (фрахтователем), если это предусмотрено соглашением сторон.

До 1 марта 2022 года в Постановлении Правительства было прямо указано, что по умолчанию транспортную накладную составляет грузоотправитель, то есть человек или организация, которые передают груз перевозчику (транспортной компании).

В случае перевозки груза для личных, семейных или домашних нужд транспортную накладную может оформить перевозчик (транспортная компания).

С 1 марта 2022 года подобных указаний в нормативном документе нет, то есть транспортная накладная может быть составлена любым участником перевозки.

Важно понимать, что изначально транспортная накладная заполняется не полностью. Некоторые поля должны быть оставлены пустыми, т.к. они заполняются в процессе перевозки, либо при погрузке или выгрузке груза.

28. Перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает свои замечания и оговорки при приеме груза в пункте 8 транспортной накладной на бумажном носителе или в электронной транспортной накладной.

70. В случае оформления транспортной накладной на бумажном носителе при подаче транспортного средства под выгрузку грузополучатель вносит в транспортную накладную в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест и (или) информирует об отказе принять груз с обоснованием причин (при наличии). Перевозчик (водитель) вносит оговорки и замечания (при наличии) о дате и времени прибытия или убытия, о состоянии груза, тары, упаковки, маркировки, опломбирования, о массе груза и количестве грузовых мест.

Например, после завершения погрузки водитель подписывает накладную и указывает в ней свои замечания. А при разгрузке транспортного средства в накладную вносят данные и водитель, и грузополучатель.

Сколько экземпляров транспортной накладной нужно составить?

10. Транспортная накладная составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве.

Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.

В случае использования транспортной накладной как первичного учетного документа в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» составляется четвертый экземпляр (оригинал) транспортной накладной на бумажном носителе для грузоотправителя.

Минимальное количество накладных — 3 экземпляра (для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика). Если автомобиль выполняет несколько аналогичных перевозок, то для них допускается составить одну накладную.

Четвертый экземпляр накладной может быть составлен для бухгалтерии грузоотправителя, если это необходимо.

12. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется (формируется) такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

Если груз перевозится на нескольких транспортных средствах, то количество накладных должно соответствовать количеству транспортных средств. Причем каждая из накладных должна быть в 3-х экземплярах.

Преимущества электронных транспортных накладных перед бумажными

Эксперимент по применению электронных транспортных накладных был проведен еще в октябре 2020 года. По его результатам удалось понять, как функционирует схема обмена сведениями.

Участники грузоперевозок получат такие преимущества:

  • смогут отслеживать статус документа. Сторона, подписавшая свой титул электронной транспортной накладной, сможет отслеживать подписание каждого последующего титула;
  • будет иметься идентичность экземпляров. Все стороны будут работать с одним документом, в связи с чем все экземпляры будут одинаковые;
  • оплата будет производиться ускоренно — если все подписи электронные, то для оплаты не потребуется дополнительная документация. Оплата не затягивается на длительное время в связи с неверным оформлением бумажной документации, долгой доставкой или пропажей;
  • получатели могут просматривать документ. Они не вносят в него информацию и не подписывают его, однако смогут его просматривать;
  • появляется возможность детального описания транспортируемого груза. Можно будет отказаться от товарно-транспортной накладной ввиду того, что описание груза заменит товарный раздел накладной.

Электронная сопроводительная ведомость

Электронная сопроводительная ведомость оформляется при подаче порожнего контейнера грузоотправителю или груженого контейнера грузополучателю в случае, если погрузка груза в контейнер, выгрузка груза из него осуществляются посредством снятия контейнера с транспортного средства, а также при возврате порожнего контейнера.

Участниками взаимодействия при обмене электронной сопроводительной ведомостью являются:

  • грузоотправитель;

  • грузополучатель;

  • перевозчик.

Подготовка документа необходима в тех случаях, когда транспортировка товарной продукции осуществляется привлеченной логистической компанией, с которой заключен соответствующий договор, либо экспедитором, наделенным аналогичным правом, и выступающим в качестве грузоотправителя. Заполненная ТТН — товарно-транспортная накладная, образец оформления которой является единым для всех организаций — подтверждает наличие договорных отношений между субъектами права.

При внесении в форму данных важно внимательно проверить соответствие указываемой информации, включая адреса, регистрационные номера, названия юридических лиц, номенклатурное наименование груза и т.д. Правом подписи обладают только официально уполномоченные сотрудники, в отношении которых выписана доверенность. Выявление расхождений и недочетов налоговой службой — основание для признания недействительности общей отчетности, и, как следствие, поводом для отказа в предоставлении вычета по НДС.

Изменение электронных транспортных накладных с 1 марта 2022 года

В разделе несколько строк, в которые вносится следующая информация:

  • наименование груза;
  • количество грузовых мест, маркировка, вид тары и способ упаковки;
  • реквизиты документа на отгрузку товаров: наименование, номер, дата;
  • масса груза брутто в килограммах, масса груза нетто;
  • объявленная стоимость (ценность) груза.

Если перевозится опасный груз, указывается дополнительная о его состоянии, требованиях транспортировки, обеспечении целостности и т.п.

Объявленной стоимости может не быть, если стороны договора не считают нужным согласовать цену груза на случай потери или кражи. Но, если стоимость указывается, она не должна превышать действительную стоимость груза.

Если груз перевозится в контейнере, в разделе 3 в наименовании груза пишут «Контейнер» и его идентификационный номер. Если контейнеров несколько, нужно указать их количество, и в сопроводительной ведомости обязательно отметить:

  • характеристики и наименования груза (если контейнер заполнен);
  • отсутствие груза (если контейнер пустой).

В разделе несколько строк для внесения информации о сопроводительных документах. Это разного рода сертификаты, паспорта, свидетельства, разрешения и товарные накладные.

В накладную вписывают:

  • перечень прилагаемых к транспортной накладной документов,
  • перечень прилагаемых к грузу сертификатов, паспортов качества, удостоверений и т.п.
  • реквизиты документов, реквизиты сопроводительной ведомости, если перевозка в контейнерах.
Читайте также:  ​Пособие малоимущим семьям в 2023 году

Реквизиты каждого документа должны включать:

  • наименование,
  • номера,
  • дату,
  • ИНН составителя,
  • ФИО – для иностранцев.

Скачать форму Транспортной накладной, действующей с 1 марта 2022 года

Транспортная накладная — это документ, который подтверждает факт перевозки груза автомобильным транспортом. Его оформляют участники перевозок для учета оказанных транспортных услуг и расчетов с перевозчиком.

В октябре 2020 года Минтранс России провел эксперимент по переводу транспортных накладных и путевых листов в цифровой формат. Отправители грузов, перевозчики и грузополучатели оформляли и подписывали документы через операторов электронного документооборота (ЭДО). А ГИБДД и Ространснадзор контролировали процесс через тестовую информационную систему.

Эксперимент прошел успешно — новые механизмы взаимодействия участников перевозок и госорганов выполнили свои цели. Процесс грузоперевозок на время эксперимента стал быстрее и дешевле для участников и прозрачнее для государства. С 2022 года добровольное использование ЭТрН закрепили в законодательстве.

Переход на ЭДО в транспортной логистике создает преимущества для бизнеса:

  • быстрый доступ к ЭТрН с любого устройства для всех участников перевозок;
  • ускорение бизнес-процессов, перевозчик получает оплату в короткие сроки;
  • сокращение расходов на доставку и хранение документов;
  • легкий и быстрый поиск документов в электронном архиве.

На февраль 2022 года нормативная база по переходу на ЭТрН утверждена частично. Пока участники коммерческих перевозок могут оформлять транспортную накладную в электронном формате по своему желанию.

Ожидаем, что всю нормативную базу утвердят до конца февраля 2022 года, а операторы ЭДО пройдут аккредитацию в Минтрансе России и предоставят участникам сервисы по обработке ЭТрН.

Операторы ЭДО, которые получат аккредитацию, станут операторами электронных перевозочных документов (ЭПД).

Схемы обмена документами могут быть разными. Они зависят от оператора ЭПД (провайдера) и настроек сервиса, в котором участники грузоперевозок оформляют ЭТрН.

Самый простой алгоритм такой:

  1. Грузоотправитель оформляет ЭТрН в учетной системе или веб-интерфейсе, подписывает свой титул (раздел) квалифицированной электронной подписью (КЭП) и передает его через оператора ЭПД в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
  2. Провайдер передает ЭТрН перевозчику и получателю груза.
  3. Водитель заходит в сервис с планшета или смартфона и подтверждает прием груза простой электронной подписью (ПЭП).
  4. Перевозчик подписывает электронную накладную КЭП.
  5. Получатель принимает груз и подписывает свой раздел документа КЭП.
  6. Водитель подтверждает передачу груза ПЭП.
  7. Менеджер транспортной компании подписывает титул перевозчика КЭП и завершает документооборот.

Участники перевозки смогут просматривать и скачивать из сервиса оператора ЭПД оригиналы ЭТрН, которые они подписывали.

Транспортная накладная для ГИБДД в 2022 году

В этот раздел вносится информация в отношении транспортного средства (тип, марка, регистрационный номер и т.д.). Если груз перевозится автопоездом, тогда указывается информация отдельно в отношении тягача, прицепа, или полуприцепа.

В поле «Тип владения» раздела 7 указывается цифра, соответствующая типу владения транспортным средством перевозчиком:

  • «1» — если транспортное средство находится в собственности;
  • «2» — если транспортное средство находится в совместной собственности супругов. Такой тип владения определяется при использовании перевозчиком транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке на одного из супругов, не являющегося перевозчиком;
  • «3» — при аренде транспортного средства;
  • «4» — при лизинге транспортного средства;
  • «5» — если транспортное средство находится в безвозмездном пользовании у перевозчика. Этот тип владения определяется при использовании транспортного средства на безвозмездной основе на основании доверенности или договора.

В данном разделе отражается информация, подтверждающая выдачу груза перевозчиком грузополучателю/управомоченному на получение груза лицу.

В разделе 10 грузополучатель (уполномоченное грузополучателем лицо) должен поставить свою подпись.

Если грузополучателем является организация или ИП, то расписаться должно лицо, которое уполномочено организацией/ИП на действия по приемке груза и/или на оформление факта приемки груза.

Бизнес не будет напрямую работать в ГИС ЭПД. Посредниками между ними выступят операторы электронного документооборота. Оформлять и отправлять документы нужно будет с помощью решений этих операторов. Бизнес сможет подключиться только к тем операторам и использовать только те решения, которые одобрит Минтранс.

Примерная схема взаимодействия участников ЭДО:

  1. Грузоотправитель создаёт транспортную накладную на платформе оператора ЭДО или в своей учётной системе, если она интегрирована с платформой оператора. В документе грузоотправитель указывает данные о перевозчике, грузополучателе, водителе и параметрах груза. Затем кладовщик или иное ответственное за отгрузку лицо подписывает накладную квалифицированной электронной подписью (КЭП) и через оператора ЭДО отправляет в ГИС ЭПД.
  2. Система отправляет ЭТрН перевозчику и грузополучателю.
  3. Водитель при приёме груза к перевозке открывает приложение на телефоне или планшете, находит нужный документ и подтверждает приёмку, подписав документ простой электронной подписью (ПЭП). Если есть замечания, указывает их.
  4. Грузополучатель принимает товар, находит транспортную накладную в учётной системе, подтверждает приёмку и подписывает ЭТрН. При этом он может сделать замечания, указать их в комментарии при приёмке.
  5. Водитель подтверждает передачу груза в приложении с помощью ПЭП.
  6. Система отправляет подписанную накладную грузоотправителю и перевозчику, которые также ставят свои КЭП и завершают документооборот.

«>

С 1 января 2022 года юридические лица и ИП, которые так или иначе связаны с грузоперевозками, смогут плавно подключаться к ГИС ЭПД. Это грузоотправители, грузополучатели, логистические компании, фрахтовщики, фрахтователи. Обязательный обмен электронными транспортными накладными планируется с 1 января 2023 года. До этого момента участники системы могут создавать и отправлять ЭТрН на добровольной основе.

  1. Приобрести КЭП для сотрудников, отвечающих за отгрузку и приёмку грузов. Это может быть кладовщик или менеджер по логистике. В ФНС такую подпись можно получить бесплатно. Но кроме неё нужен защищённый носитель и программное обеспечение.
  2. Подключиться к оператору ЭДО. Он будет обрабатывать и передавать электронные перевозочные документы в ГИС ЭПД. Минтранс определит перечень таких операторов и занесёт в специальный реестр. Также вам нужно будет выбрать решение оператора для обмена документами: облачный сервис или интеграция сервиса с внутренними учётными системами предприятия. Если вы уже используете какие-то решения для ЭДО или учётную систему, сообщите об этом оператору. Он оценит, возможна ли интеграция с его платформой, сроки и стоимость внедрения ЭТрН. Если интеграция возможна, вы сможете работать электронными транспортными накладными в интерфейсе своей учётной системы. Если нет, то оператор предоставит вам свое решение.
  3. Подключиться к ГИС ЭПД. Она будет обеспечивать обмен электронными перевозочными документами и содержащимися в них сведениями между участниками грузоперевозок и хранить данные.
  4. Заключить соглашение об обмене электронными документами. Потребуется два соглашения: первое — между транспортной компанией и водителем, второе — между грузоотправителем, транспортной компанией и грузополучателем. Опишите текущий процесс обмена документами и возможные сценарии обмена: кто из сотрудников в какой последовательности подписывает, передаёт и проверяет документы; как выстроен процесс взаимодействия с экспедитором и перевозчиком. Также обязательно укажите, кто из сотрудников обладает правом подписи, кто и как будет подписывать документы, какие обязанности в обмене выполняет менеджер, кладовщик, водитель, бухгалтер.
  5. Позаботиться о техническом оснащении. Необходимо приобрести смартфоны или планшеты для водителей, настроить мобильные клиенты ЭДО и научить работе с ними. Поскольку груз отправляют со склада и складским работникам нужно фиксировать отгрузку, то им тоже необходимо приобрести планшеты или ноутбуки с доступом к платформе оператора ЭДО.

Автотранспортная накладная CMR гарантирует, что в случае возникновения спора между отправителем, получателем и перевозчиком, разрешен он будет с применением норм Конвенции о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом. CMR-накладная выполняет следующие функции:

  • Является универсальным товаросопроводительным документом. Накладная содержит информацию об отправителе, перевозчике и получателе груза, наименование и количественные показатели о товаре, данные о перевозчике, транспортном средстве, размере и условиях оплаты по договору и другую информацию, без которой невозможно заключить договор о перевозке.
  • В ЦМР по мере осуществления перевозки, делаются отметки о передаче товара от отправителя перевозчику или экспедитору и от перевозчика получателю. Отметки имеют значение в определении лиц, которые несут ответственность как за доставку груза, так и за выполнение условий договора перевозки в целом.
  • Накладная CMR, оформленная должным образом, служит подтверждением того, что перемещение груза от отправителя к покупателю осуществляется на законных основаниях. Это значит, что стороны при заключении договора перевозки предусмотрели в нем все существенные условия предусмотренные действующим законодательством.
  • ЦМР предъявляется на таможне в процессе оформления экспорта, импорта или транзита товара. По результатам таможенного досмотра сотрудник пункта пропуска ставит на накладной соответствующий штамп. По таможенным штампам легко отследить весь путь, который преодолел товар в процессе перевозки.
Читайте также:  Мировое соглашение при банкротстве: этапы, сроки, условия, последствия

Бумаги общего назначения

Многих водителей интересует, какие документы нужны для перевозки груза, чтобы в случае проверки с компетентными органами не возникло никаких проблем. Перечень официальных бумаг следующий:

  1. Удостоверение водителя на право управления транспортным средством соответствующей категории.
  2. Товарно-транспортная накладная (ТТН).
  3. Договор между отправителем, получателем и посредником, осуществляющим перевозку.
  4. Путевой лист.

Все вышеперечисленные документы нужны для перевозки любых видов товара, и не могут быть заменены на другие бумаги. При этом стоит отметить некоторые особенности данной документации.

Накладная при перевозке грузов является одним из самых главных свидетельств, которые необходимо будет предъявить водителем при проверке. Выписываться этот документ должен организацией или лицом, которое является отправителем. При этом официально данная бумага должна быть утверждена соответствующими печатями. Ее необходимо сделать в четырех копиях, по одной из которых получает отправитель и получатель, а две остаются в транспортной компании. Данный документ содержит две важные части:

  1. Товарный раздел. Данная часть указывает полное описание товара, которые остальные документы на перевозку груза не дают.
  2. Транспортный раздел. Этот элемент должен содержать наиболее полную информацию о маршруте, название отправителя и посредника, а также данные о водителе и технических характеристиках автомобиля.

В некоторых случаях от товарно-транспортной накладной можно отказаться. Чаще всего это бывает тогда, когда транспортировку осуществляет покупатель. Документы на перевозку груза в данном случае не требуют ТТН, так как весь процесс происходит между двумя объектами договора без посредников в виде транспортной компании.

Договор должен быть в обязательном порядке подписан. Это делает водитель, либо же экспедитор, сопровождающий машину. Не обязательно, чтобы эта бумага была оригинальной, так как можно использовать заверенные печатями копии. Таким образом подтверждается законность транспортировки. Вместо договора разрешается использовать доверенность, если на ней также стоят соответствующие печати организаций.

Требования к заполнению

Образец заполнения транспортной накладной нового образца 2020 должен учитывать требования Правил № 272.

  • Транспортная накладная является документом, подтверждающим заключение договора о транспортировке (пункт 6 Правил № 272).
  • Если иное не предусмотрено договором перевозки, накладная составляется на одну или несколько партий товара, перевозимую на одном транспортном средстве.
  • Составляется 3 экземпляра (оригиналы) накладной для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика, они подписываются грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами (пункт 9 Правил № 272).
  • Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором, составляется грузоотправителем (пункт 6 Правил № 272). Отправителем может являться как поставщик товаров, так и их покупатель, лица, уполномоченные продавцом и покупателем, а также экспедитор.
  • Если в документ вносятся исправления, они также должны быть заверены подписями как грузоотправителя, так и перевозчика или их уполномоченными лицами (пункт 9 Правил № 272).
  • В случае погрузки груза, подлежащего транспортировке, на различные транспортные средства следует составить такое количество накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств (пункт 10 Правил № 272).

Лица, которые проставляют свою подпись в документе, должны быть уполномочены действительными доверенностями или должностными обязанностями.

Товарно-транспортная накладная использовалась задолго до внедрения в оборот товарной накладной. Один документ дополняет другой, в то же время каждый является самостоятельной бумагой.

Товарно — транспортная накладная:

  • Составляется для контроля процесса товародвижения между производителем и получателем.
  • При наличии ТТН законность транспортировки не вызывает сомнений у сотрудников дорожной службы.
  • ТТН — основа для оплаты услуг перевозки.
  • Документ содержит сведения о перевозимом товаре (товарный раздел) и информацию о транспортировочном процессе (транспортный раздел). В случае возникновения изменений, коррективы вносятся перевозчиком.
  • Составляется в обязательном порядке в четырех экземплярах, чтобы обеспечить контроль проведения списания, оприходования и расчетов с поставщиком.

Транспортная накладная:

  • Гарантирует легальность перевозки.
  • ТН — основание для составления договора.
  • Существует только транспортный раздел, в который вносятся сведения как обо всех участниках соглашения, так и о товаре и этапах поездки.
  • Не содержит информации о сторонах соглашения, только сведения о компании — перевозчике.
  • Отсутствуют платежные реквизиты плательщика (номер счета, адрес, полное наименование организации).
  • Прописываются критерии грузоотправителя к: автомобилю, таре, условиям перевозки, температурному режиму, типу упаковки, а также к состоянию, в котором должен прибыть груз к покупателю.
  • Присутствуют данные об используемой таре, количеству грузовых мест, габаритах товара и маркировке.
  • Является гарантом оплаты, в случае правильного заполнения.
  • Подчеркивает, что произведены затраты на автомобильную перевозку.
  • Не может служить основанием для оприходования и/или списания товарно-материальных ценностей, так как не содержит информации о стоимости товара в единичном экземпляре и общем объеме.
  • Составляется в трех экземплярах — перевозчику, отправителю и получателю В случаях, когда поставщик и перевозчик — одно лицо, все равно при получении отдается два экземпляра.

Как заполнить транспортную накладную

Транспортную накладную последовательно заполняют все участники перевозки.

Сначала Грузоотправитель заполняет свою часть – это основная часть накладной, где фиксируется больше всего информации. Затем в нее вносит свои данные Перевозчик. И, последним в свою часть накладной вписывает свои данные Получатель груза.

По новым правилам информация о подписантах детализирована. Теперь нужно точно указывать, кто подписывает транспортную накладную от каждой из сторон: от грузоотправителя — лицо, осуществившее погрузку, от перевозчика — водитель, от грузополучателя — любое уполномоченное им лицо.

Подписывается накладная представителями трех сторон:

  • Грузоотправителя;
  • Грузополучателя;
  • Перевозчика (им может быть водитель).

Водитель может быть представителем только одной стороны. Он не вправе подписывать документ за всех участников перевозки.

Транспортная накладная составляется на автомобиль. Если в одной машине отправлено несколько партий груза, можно составить одну накладную, в которой указывается весь перечень грузов. Но, если большую партию разделили на несколько машин, нужно составить столько накладных, сколько автомобилей загружено.

Подписывается накладная:

  • В бумажном варианте «живой» подписью.
  • В электронном варианте усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).
  • Водитель может использовать простую электронную подпись либо усиленную неквалифицированную ЭП. Но только в том случае, если перевозчик впоследствии подпишет накладную своей УКЭП.

Печать не обязательна.

Скачать форму Транспортной накладной, действующей с 1 марта 2022 года

Грузоотправитель – это лицо, осуществляющее погрузку груза в транспортное средство;

Этот раздел, как следует из его названия, заполняет грузоотправитель по договору перевозки. Данные, которые вносятся в накладную, должны соответствовать договору. Поэтому, лучше их просто скопировать из договора.

Если кроме договора перевозки груза есть еще и договор на выполнение услуг по организации перевозки груза, то есть, есть экспедитор, в разделе 1 «Грузоотправитель» нужно указать:

  • лицо, которое является исполнителем услуг по организации перевозки груза и принимает груз во владение для перевозки проставляется отметка «является экспедитором»;
  • лицо, которое является заказчиком услуг по организации перевозки груза, если нет передачи груза во владение исполнителю услуг, причем даже в том случае, если экспедитор сам занимается погрузкой.

Раздел 1а нужно заполнить, если есть договора на выполнение услуг по организации перевозки груза.

А разделе 1а нужно указать реквизиты договора и данные Заказчика: ИНН, название, адрес, телефон. Если Заказчик ИП вместо названия указывается фамилия, имя, отчество.

Раздел соответственно заполняет получатель груза. Реквизиты традиционные: ИНН, название, адрес, телефон. Если Грузополучатель ИП вместо названия указывается фамилия, имя, отчество.

Транспортная накладная с 01.03.2022 в 1С — образец

В разделе несколько строк, в которые вносится следующая информация:

  • наименование груза;
  • количество грузовых мест, маркировка, вид тары и способ упаковки;
  • реквизиты документа на отгрузку товаров: наименование, номер, дата;
  • масса груза брутто в килограммах, масса груза нетто;
  • объявленная стоимость (ценность) груза.
Читайте также:  Кто может расчитывать на перерасчет пенсии за детей, рожденных до 1990 г?

Если перевозится опасный груз, указывается дополнительная о его состоянии, требованиях транспортировки, обеспечении целостности и т.п.

Объявленной стоимости может не быть, если стороны договора не считают нужным согласовать цену груза на случай потери или кражи. Но, если стоимость указывается, она не должна превышать действительную стоимость груза.

Если груз перевозится в контейнере, в разделе 3 в наименовании груза пишут «Контейнер» и его идентификационный номер. Если контейнеров несколько, нужно указать их количество, и в сопроводительной ведомости обязательно отметить:

  • характеристики и наименования груза (если контейнер заполнен);
  • отсутствие груза (если контейнер пустой).

В разделе несколько строк для внесения информации о сопроводительных документах. Это разного рода сертификаты, паспорта, свидетельства, разрешения и товарные накладные.

В накладную вписывают:

  • перечень прилагаемых к транспортной накладной документов,
  • перечень прилагаемых к грузу сертификатов, паспортов качества, удостоверений и т.п.
  • реквизиты документов, реквизиты сопроводительной ведомости, если перевозка в контейнерах.

Реквизиты каждого документа должны включать:

  • наименование,
  • номера,
  • дату,
  • ИНН составителя,
  • ФИО – для иностранцев.

Скачать форму Транспортной накладной, действующей с 1 марта 2022 года

Транспортная накладная — это документ, которым оформляют автомобильные грузоперевозки по России. В накладной грузоотправитель и перевозчик утверждают условия перевозки. Если заполнить раздел 12, транспортную накладную можно будет использовать как первичный учетный документ — подтверждать ей расходы в бухгалтерском и налоговом учете.

Если транспортной накладной нет, она утрачена или оформлена неправильно, организация может подтвердить расходы другими документами: договором, счетом-фактурой, платежными документами (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26).

Накладная понадобится, когда продавец доставляет груз покупателю на своем автотранспорте. Исключение — если цена доставки входит в цену товара. Еще накладная нужна, когда продавец или покупатель нанимают для доставки груза стороннюю транспортную компанию.

Покупатели, которые забирают груз самовывозом на своей машине, транспортную накладную не оформляют, так как услугу транспортировки никто не оказывает. Расходы на транспорт и саму перевозку можно будет подтвердить путевым листом, зарплатными ведомостями и другими документами.

Транспортные накладные обычно выписывает организация, которая заказывает перевозку груза (грузоотправитель). Заказчиком может быть продавец, поставщик или сам покупатель. К примеру, если покупатель заказал перевозку в транспортной компании, то он будет грузоотправителем и составит транспортную накладную. С 2021 года в роли грузоотправителя может выступать и экспедитор.

В договоре перевозки стороны могут выбрать, кто будет выписывать накладную. Например, поручить это самому перевозчику.

Есть несколько общих правил, которых все должны придерживаться при работе с транспортной накладной:

  1. Чтобы накладная служила первичным учетным документом и подтверждала расходы, в ней должен быть заполнен раздел 12 «Стоимость перевозки груза». Кроме того, понадобится четвертый экземпляр оригинала для грузоотправителя. Также должны быть соблюдены требования ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете.
  2. Печать на транспортной накладной не нужна, но ее наличие ошибкой не будет.
  3. В строках можно ставить прочерки, если для их заполнения нет информации. Разделы с отметкой «при необходимости» заполнять не обязательно (п. 10 Правил).
  4. Изменение условий перевозки, в том числе переадресовка, не являются ошибками. Они отражаются в Разделе 9 «Переадресовка».

Далее подробно разберем порядок заполнения накладной каждой из сторон.

Новая транспортная накладная 2021

С 1 января 2022 года юридические лица и ИП, которые так или иначе связаны с грузоперевозками, смогут плавно подключаться к ГИС ЭПД. Это грузоотправители, грузополучатели, логистические компании, фрахтовщики, фрахтователи. Обязательный обмен электронными транспортными накладными планируется с 1 января 2023 года. До этого момента участники системы могут создавать и отправлять ЭТрН на добровольной основе.

  1. Приобрести КЭП для сотрудников, отвечающих за отгрузку и приёмку грузов. Это может быть кладовщик или менеджер по логистике. В ФНС такую подпись можно получить бесплатно. Но кроме неё нужен защищённый носитель и программное обеспечение.
  2. Подключиться к оператору ЭДО. Он будет обрабатывать и передавать электронные перевозочные документы в ГИС ЭПД. Минтранс определит перечень таких операторов и занесёт в специальный реестр. Также вам нужно будет выбрать решение оператора для обмена документами: облачный сервис или интеграция сервиса с внутренними учётными системами предприятия. Если вы уже используете какие-то решения для ЭДО или учётную систему, сообщите об этом оператору. Он оценит, возможна ли интеграция с его платформой, сроки и стоимость внедрения ЭТрН. Если интеграция возможна, вы сможете работать электронными транспортными накладными в интерфейсе своей учётной системы. Если нет, то оператор предоставит вам свое решение.
  3. Подключиться к ГИС ЭПД. Она будет обеспечивать обмен электронными перевозочными документами и содержащимися в них сведениями между участниками грузоперевозок и хранить данные.
  4. Заключить соглашение об обмене электронными документами. Потребуется два соглашения: первое — между транспортной компанией и водителем, второе — между грузоотправителем, транспортной компанией и грузополучателем. Опишите текущий процесс обмена документами и возможные сценарии обмена: кто из сотрудников в какой последовательности подписывает, передаёт и проверяет документы; как выстроен процесс взаимодействия с экспедитором и перевозчиком. Также обязательно укажите, кто из сотрудников обладает правом подписи, кто и как будет подписывать документы, какие обязанности в обмене выполняет менеджер, кладовщик, водитель, бухгалтер.
  5. Позаботиться о техническом оснащении. Необходимо приобрести смартфоны или планшеты для водителей, настроить мобильные клиенты ЭДО и научить работе с ними. Поскольку груз отправляют со склада и складским работникам нужно фиксировать отгрузку, то им тоже необходимо приобрести планшеты или ноутбуки с доступом к платформе оператора ЭДО.

Небольшие компании могут обмениваться ЭТрН в облачных сервисах. После того как участники перевозок согласуют участие в электронном обмене, нужно будет настроить веб-интерфейс для работы — это занимает 2-5 дней.

Крупные компании, как правило, меняют бизнес-процесс и настраивают взаимодействие сервиса обмена с учётными системами. Обычно требуется от двух недель до нескольких месяцев в зависимости от масштабов компании и процессов, переводимых в электронный вид.

С помощью транспортной накладной оформляют перевозки товаров на автотранспорте по РФ. Это первичный документ, который подтверждает расходы на доставку груза, в нем же оговариваются условия доставки.

Если водитель везет на своем авто груз, он обязан иметь при себе транспортную накладную и предъявлять ее по требованию сотрудникам Госавтоинспекции. Если накладной на груз у водителя нет, он рискует получить штраф 500 рублей (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).

Накладная нужна в двух случаях:

  • если продавец доставляет товар на собственном транспорте (кроме тех случаев, когда стоимость доставки включена в цену товара и это отражено в договоре);
  • если товар от продавца покупателю доставляет сторонняя компания.

Накладную не оформляют в таких ситуациях:

  • если товар доставляет поставщик, но доставка включена в стоимость товара;
  • если покупатель забирает груз на собственной машине, тогда расходы на перевозку он подтверждает зарплатной ведомостью, путевым листом или другим документом.

С 1 сентября 2022 года ЭТрН применяется в добровольном порядке. Срок обязательного применения ЭТрН в настоящее время не определен, потому что переход на электронный формат накладной может вызвать серьезные сложности.

Главное препятствие — к ГИС ЭПД одновременно должны подключиться все три участника перевозки: грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель. Если один из них не подключился к системе, то сформировать ЭТрН невозможно. Сложнее всего будет убедить грузополучателя. Ему транспортная накладная для бухгалтерского и налогового учета фактически не нужны. Товар приходуется на основании накладной, УПД и пр. Транспортная накладная — лишь дополнительный документ, косвенно подтверждающий получение груза.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *