Кто и когда платит за загрязнение окружающей среды за 2021 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто и когда платит за загрязнение окружающей среды за 2021 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Бухгалтерский календарь Экстерна — это таблица со сроками сдачи отчетов и платежей с разбивкой по месяцам. Чтобы узнать, что нужно сделать в конкретном месяце, нужно выбрать его в календаре, снизу отобразится список отчетных форм и платежей с датами.
Ставка платы в отношении пыли каменного угля
Отдельно устанавливается ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля. Её данные — в таблице ниже.
Год | Размер |
---|---|
2022 | 66,17 руб./тонна |
2021 | 61 руб./тонна |
2020 | 61 руб./тонна |
Какие штрафы могут быть, если не сдать отчётность в РПН
Если не сдать отчётность по экологии в 2022 году вовремя, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для наглядности мы подготовили таблицу.
Документ | Наказание | Регулирующие документы |
---|---|---|
Журнал движения отходов | Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | КоАП РФ, статья 8.2 |
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы | ||
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории | ||
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории | ||
Расчёт и оплата экологического сбора | ||
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2022 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) | Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ |
Внесение платы за НВОС | Штраф:
|
КоАП РФ, статья 8.41 |
Отчёт по программе ПЭК | ||
Штраф:
|
КоАП РФ, статья 8.5 | |
Декларация о количестве выпущенных товаров | ||
Отчёт о выполнении нормативов утилизации |
В чем преимущества календаря
Календарь отчетности существенно облегчает работу бухгалтеров, кадровиков и других специалистов организации. Очевидные преимущества:
- все отчеты со сроками сдачи собраны в одном месте;
- в календаре отмечены даты основных платежей в бюджет;
- учтены все переносы из-за праздников и выходных, по решению правительства и региональных властей;
- в календарь встроены удобные фильтры для детализации пользовательских запросов;
- дни отчетности выделены ярким цветом, а в самом календаре определены периоды сдачи отчетов.
С 1 марта 2023 года в природоохранном законодательстве, кроме ППП, появляется еще один термин — «вторичные ресурсы» (закон 89-ФЗ). Это отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.
Из переработанных пластиковых бутылок делают полиэстер (recycled polyester) для производства одежды. Такой эко-материал уже используют мировые бренды, например, как Nike, Levi’s, Marks&Spencer, Max Mara, H&M, Patagonia. Горячая вода при ополаскивании бутылок в пищевом производстве может быть собрана в емкости для рециркуляции и использована повторно в производственных целях.
Вторичные ресурсы подлежат только утилизации. Их захоронение не допускается.
Появление в природоохранном законодательстве таких понятий, как вторичные ресурсы и побочные продукты производства, говорит о развитии в России направления Recycle — вторичной переработки сырья и материалов. Государство стимулирует предпринимателей меньше выбрасывать, а больше возвращать в производство.
Способ представления декларации
Представить в Росприроднадзор декларацию можно как на бумаге (если плата за прошлый год составила не более 25 000 рублей), так и в электронной форме.
Для отправки декларации через интернет потребуется электронная подпись. Если декларация представляется на бумажном носителе, то сделать это можно: лично, через представителя или по почте. При оправке декларации почтой, письмо оформляется с описью вложения и уведомлением о получении.
При подаче декларации на бумаге придется приложить и ее электронную версию на флешке или диске.
Составить декларацию можно воспользовавшись сервисом «Формирование отчетности» на сайте Росприроднадзора.
При подаче декларации через интернет, бумажную версию дублировать не нужно.
Основаниями для взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду являются:
1. ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ;
2. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ;
3. ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
Расчет платы осуществляется в соответствии с:
1. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»;
2. Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, зарегистрированные Минюстом 24.03.1993 г. № 90 (применяются в части не противоречащей Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344);
3. Приказом Ростехнадзора «Об утверждении методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» от 12.09.2007 г. № 626.
Форма расчета платы и порядок ее заполнения утверждены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы негативного воздействия на окружающую среду».
Новшество 1. Новая (почти) форма декларации
Если помните, в отчётности за 2021 год были накладки. За два дня до конца отчётной кампании изменили форму декларации о плате за НВОС (новая редакция Приказа Минприроды от 09.01.2017 № 3). Кто сдавал декларацию в последние дни, делали это уже по новой форме. Но многие успели отчитаться по старой. А значит, в этот раз увидят новую декларацию впервые.
Изменились наименования столбцов в разделах 1, 1.1, 1.2 и 2:
Было | Стало |
Предельно допустимые выбросы (ПДВ) | Нормативы допустимых выбросов, технологические нормативы (НДВ, ТН) |
Временно согласованные выбросы (ВСВ) | Временно разрешённые выбросы (ВРВ) |
Нормативы допустимых сбросов (НДС) | Нормативы допустимых сбросов, технологические нормативы (НДС, ТН) |
Временно согласованные сбросы (ВСС) | Временно разрешённые сбросы (ВРС) |
Объекты налогообложения
В качестве объектов налогообложения выделяется деятельность, относящаяся к негативной для окружающей среды.
Под действие экологического налога
не попадает:
- деятельность, финансируемая из бюджета любого уровня;
- объекты, не оказывающих отрицательного действия на среду;
- упаковки и товары, используемые повторно;
- экспортные товары, произведенные на территории Российской Федерации;
- использование горных пород и отходов производства черных металлов (4-5 класс опасности) для заполнения полостей при рекультивации;
- скопление сырья для последующей утилизации или проведения обеззараживания в течение 11 месяцев после появления;
- выбросы на объекте 4 категории;
- старые транспортные средства (более 30 лет) при сохранении оригинального состояния.
Остальные производственные действия предприятия облагаются налогом, если оказывают отрицательное воздействие:
- выбросы в атмосферу на стационарных источниках;
- сброс в сточные воды;
- обработка отходов любого класса опасности.
Кроме деятельности в роли объекта выступают предметы:
- отработавшие товары и упаковки;
- транспортные упаковки (используются для упаковывания нескольких единиц);
- транспортные средства согласно перечню.
Порядок и сроки внесения платы
Сроки платежей за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 такие:
- 28 февраля – плата за 2021 год;
- 20 апреля – авансовый платеж за I кв. 2021 г.;
- 20 июля – авансовый платеж за II кв. 2021 г.;
- 20 октября – авансовый платеж за III кв. 2021 г.;
- 1 марта 2021 года – плата за 2021 год.
Отметим, что малые и средние предприятия авансовые платежи не делают (п. 3 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды).
КБК платы за НВОС в 2021 году:
За размещение отходов производства | 048 1 1200 120 |
За размещение твердых коммунальных отходов | 048 1 1200 120 |
За выбросы в атмосферный воздух | 048 1 1200 120 |
За сбросы в водные объекты | 048 1 1200 120 |
Кто обязан платить экологический сбор в 2019 году?
Обязанность по уплате экологического сбора лежит на изготовителях отдельных видов изделий, подлежащих вторичной переработке в установленном порядке. К данной категории плательщиков, относятся юрлица и ИП, занимающиеся производством продукции, указанной в перечне (распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2017 г. № 2970-р). Этот перечень установлен на товары, произведенные в 2018 и 2019 году (в 2017 – действовал другой перечень). Среди продукции встречаются картонная и бумажная упаковка, техника, ткани и одежда, резиновые изделия и много других разнообразных товаров. Вне зависимости от организационно-правовой формы субъекта, платеж уплачивается только на основании сведений об изготовлении каких-либо товаров, поименованных в распоряжении.
Экологический сбор платится в том случае, если изделия не утилизированы самим производителем таким образом, как это предписывает постановление Правительства от 08.12.2015 № 1542. То есть товары произведены и реализованы.
Таким образом, прежде чем заняться производством той или иной продукции, следует внимательно не только ознакомиться с расходами, продиктованными налоговиками, но и с платежами иного рода, в том числе по экологическому сбору за упаковку и утилизируемые товары.
Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам
В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):
- выбросы от стационарных источников;
- сбросы в водные объекты;
- хранение и захоронение отходов.
При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):
- нормативы допустимых загрязнений;
- нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
- лимиты на размещение загрязнений и их превышение.
В соответствии с нормами постановления № 255:
- нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
- предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
- сумма платы может снижаться за счет:
- вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
- применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.
Сбор вычисляется посредством сложения:
- произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
- произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.
В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.
Если плательщик занимается размещением отходов и относится к разряду крупного бизнеса, то для получения нормативов он должен предоставить в Росприроднадзор проект размещения отходов (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).
Если у фирмы или ИП образуются отходы 1–4 классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика. Заверенные копии таких паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п. 7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).
Предполагается значительное повышение стоимости указанных в Проекте категорий продукции. Полученные средства предусматривается направить на компенсирование затрат импортеров и производителей по отчислению экологического сбора. При этом разработчики всей этой схемы надеются на то, что указанные субъекты со временем смогут самостоятельно организовывать инфраструктурные объекты, на которых будет проводиться переработка товаров. Так, импортеры и производители смогут снять с себя обязательство по отчислению экологического сбора. Разработчики системы предполагают, что с каждым годом его общая сумма будет снижаться в целом на всей территории страны. Кроме этого, предусматриваются и прочие положительные последствия введения схемы взимания экологического сбора. В частности, прогнозируется развитие рынка вторсырья. Немаловажное значение придается и предполагающейся экономии земли и иных природных ресурсов, созданию новых рабочих мест на предприятиях по переработке и утилизации отходов.
Установленный экологический сбор в настоящее время не позволяет достичь тех целей, которые были поставлены разработчиками системы его взимания. Однако Правительство продолжает активную работу в данном направлении. В рамках программы экологического развития государства, утвержденной на период до 2030-го г., предусматриваются различные мероприятия по улучшению сложившейся ситуации. Сложности в реализации проектов обуславливаются недостатком финансирования. Однако предполагается, что в скором времени схема будет действовать стабильно и постоянно, способствуя непрерывному поступлению средств в федеральный бюджет. Впоследствии они будут перераспределяться в регионы на поддержание утвержденных в каждом субъекте экологических программ. Средства в том числе пойдут на софинансирование создания инфраструктурных объектов, на которых будет осуществляться переработка, уничтожение и обезвреживание отходов. Немаловажное значение будет иметь и активность частных инвесторов, импортеров и производителей продукции.
По закону, декларация по негативному воздействию на окружающую среду за 2021 год сдается в территориальное отделение уполномоченного органа не позднее 10 марта. В 2021 году 10 марта, законный срок сдачи отчета, приходится на вторник, поэтому никаких переносов или досрочной сдачи нет.
Отчитываться необходимо ежегодно, в периоде, следующем за отчетным. То есть новую форму отчета респонденты впервые использовали для отчетности в 2021 году. Предоставить этот отчет необходимо в электронном виде, заверенном электронной подписью. На бумаге декларацию разрешено сдавать в следующих случаях:
- при предоставлении данных о вредном влиянии на экологию при отсутствии у лица, обязанного вносить плату, электронной подписи;
- при годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 000 рублей;
- при отсутствии у лица, обязанного вносить плату, технической возможности подключения к интернету.
Кто является плательщиком сбора за НВОС
Плательщиками сбора за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) являются организации и индивидуальные предприниматели, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух через стационарные источники, в водные объекты или занимаются хранением и захоронением (размещением) отходов (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
В постановлении Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496 есть полный перечень видов деятельности и других критериев отнесения объектов к I–IV категориям воздействия на окружающую среду, при которых организация должна платить за НВОС. В частности, к ним относятся добывающие, металлургические, химические, пищевые производства, некоторые сельскохозяйственные компании, полигоны твердых бытовых отходов.
Если предпринимательская деятельность ведется только на объектах IV категории, то плату за негативное воздействие вносить не надо (п. 1 ст. 16.1 закона № 7-ФЗ).
К IV категории относятся объекты, на которых:
- отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
- отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и окружающую среду, поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность;
- есть сбросы загрязняющих веществ, образующихся в результате использования воды для бытовых нужд;
- есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество — не более 10 тонн в год;
- имеются только нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ.
Так, использование в предпринимательской деятельности автотранспорта не приводит к необходимости платить за негативное воздействие, поскольку плата вносится только за стационарные объекты, к которым он (автотранспорт) не относится (п. 1 ст. 16 закона № 7-ФЗ).
ВАЖНО! Обязанность по внесению платы не зависит от налогового режима, применяемого организаций или ИП, которые являются плательщиками сбора за негативное воздействие, а также от того, на собственных или арендованных объектах осуществляется деятельность, которая приводит к негативному воздействию на окружающую среду.
Плательщики сбора должны подать заявку в Росприроднадзор по каждому загрязняющему объекту и получить свидетельство о постановке на учет с указанием загрязняющей категории от I до IV.