Часто задаваемые вопросы: авторское право

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Часто задаваемые вопросы: авторское право». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Изобретения также относятся к тем объектам интеллектуальной собственности, которые могут быть унаследованы как по завещанию, так и по закону. Регулируется наследование изобретений по ГК РФ и по ст. 10 Патентного закона.

Ограничения в авторских правах

Статьей 1273 ГК РФ разрешается использовать произведение, получившее статус народного достояния, в личных целях, без согласия автора и выплат соответствующего вознаграждения. Отметим, что данная норма не распространяется на воспроизведение баз данных, архитектурных зданий и сооружений, репродуцированию книг в целом и нотных текстов, и другое. Гражданское законодательство РФ (ст. 1274-1280) предусматривает целый ряд ограничений, имеющих непосредственное отношение к использованию авторских прав. В частности, допускается использование произведений с обязательным указанием имени автора и источника заимствования:

  1. цитирование произведений, которые были обнародованы правомерным путем, в оригинальной версии либо переводе в критических, информационных или научных целях;
  2. использование произведений в виде иллюстраций, нарезок аудио- и видеозаписей в учебных целях;
  3. воспроизведение результата интеллектуального труда для всеобщего сведения посредством фото- и кинематографии путем сообщения в эфир с информационной целью;
  4. воспроизведение политических речей, произнесенных публично, с информационной целью с сохранением авторского права на опубликование их в сборниках;
  5. воспроизведение опубликованных в законном порядке произведений рельефно-точечным шрифтом либо иными способами для лиц с ограниченными возможностями по зрению.

Ответственность за нарушение авторского права

Как и в административном праве, гражданское и уголовное законодательство РФ также устанавливают определенную ответственность за нарушение авторского права. Нормы и санкции, применимые к правонарушителям, устанавливаются в зависимости от вида нарушения, и предполагают назначение не только денежных штрафов, но и исправительно-трудовые работы или лишение свободы. Так, статьей 7.12 КоАП (раздел 2, глава 7) предусмотрена ответственность за нарушение авторских и смежных прав, возникших с целью извлечения дохода, в виде штрафа: для граждан – от 1500 до 2000 рублей, для должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей, для юридических – от 30 000 до 40 000 рублей. В Уголовном кодексе РФ нарушение авторского права предполагает незаконное использование результатов интеллектуального труда в крупных размерах. Данное нарушение влечет за собой наказание в виде штрафа в размере до 200 000 рублей, исправительные работы на срок до одного года, арест на срок до 6 месяцев(ст. 146 УК РФ). Отдельно рассматривается незаконное использование объектов авторского или смежного прав в особо крупном размере, совершенные группой лиц или по предварительному сговору. Такие нарушения влекут за собой исполнение принудительных работ на срок до 5 лет, штраф размером до 500 000 рублей либо лишение свободы на срок до 6 лет. Наиболее актуальные виды нарушения авторского права:

  • невыплата либо частичная выплата авторского гонорара;
  • издание объекта интеллектуальной собственности без согласия на то автора произведения;
  • не указание имени автора произведения;
  • плагиат – выдача результата трудов чужой интеллектуальной собственности за свое;
  • контрафакция – незаконное воспроизведение любым способом результата чужого труда без согласия автора;
  • пиратство — несанкционированное изготовление контрафактных экземпляров печатных изданий, аудио- или видеозаписей с целью тайной продажи.

Что защищает авторское право

Защищать нужно не только музыку, стихотворения, картины, но и комиксы, фотографии, сценарии, дизайнерские композиции, швейные модели и т.д. Всё, что создано творческим трудом, защищено авторским правом. Авторские права автоматически возникают с момента создания произведения.

Объекты авторских прав перечислены в 1259 статье Гражданского кодекса. В статье указаны не все объекты, на самом деле их
больше. Закон не может предусмотреть все возможные произведения. Например, мем или авторская шутка не указаны в 1259 статье, но даже
они охраняются авторским правом. Ведь это результат творческого труда.

И запись и комментарий к ней можно считать авторской шуткой, которую охраняет авторское право. Однако автора шутки в интернете бывает трудно установить.

Защищает ли авторское право идею

Хорошую идею грех не использовать. Предприниматели любят заимствовать чужие идеи и на их основе строить свой бизнес. Это проще, чем придумать что-то кардинально новое. Если один предприниматель взял идею другого и создал своё дело, нет оснований его наказывать.

Но если идея обретает форму изобретения или полезной модели, то она может быть запатентована.

Например, твидовый жакет придумала легендарная Коко Шанель. Фирменные жакеты от Шанель стоят кругленькую сумму. Индивидуальный предприниматель Ольга выпускает на своей швейной фабрике твидовые жакеты, которые стоят 1 500 — 2 000 руб. Ольга вдохновилась идеей французского модельера и выпускает одежду, доступную любой девушке.

Представим, что директор швейной фабрики ночью пробрался в цех Шанель и скопировал бумаги, содержащие уникальную технологию производства. Теперь его твидовые жакеты абсолютно идентичны жакетам от Шанель. Директор не нарушил авторское право, но он нарушил патентное право. И еще совершил уголовное преступление.

Промышленные изобретения и модели охраняет патентное право. Если процесс производства какого-то товара конкретно описан, обладает новизной, его можно запатентовать как полезную модель. Украсть чертежи, значит нарушить право патентообладателя.

Есть идеи, которые не получится защитить даже патентным правом. Один предприниматель придумал упаковывать носки в консервные банки. Он хотел, чтобы никто
так больше не делал, и попытался запатентовать «консервированные носки». Тогда любой, кто повторил идею, обязан был бы платить ему вознаграждение.
Однако ничего не вышло. Начни он так делать, его окружили бы производители консервированных ананасов и консервированного горошка. И все дружно
стали бы отстаивать своё право на упаковку в банки.

Читайте также:  Порядок назначения и производство судебно-психиатрической экспертизы

НДФЛ с сумм авторских вознаграждений

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им и в денежной, и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками не только от источников в Российской Федерации, но и от источников за пределами Российской Федерации (ст. 209 НК РФ).

Доходы, полученные от использования авторских или смежных прав, могут относиться как к доходам, полученным от источников в Российской Федерации (пп. 3 п. 1 ст. 208 НК РФ), так и к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации (пп. 3 п. 3 ст. 208 НК РФ).

С учетом вышесказанного суммы авторского вознаграждения, полученные налогоплательщиками (авторами или иными правообладателями) за использование созданных ими произведений, являются объектами обложения НДФЛ. К суммам авторского вознаграждения, полученным физическими лицами – налоговыми резидентами РФ, применяется налоговая ставка в размере 13%. Для сумм авторского вознаграждения, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, установлена налоговая ставка в размере 30% (Письмо Минфина РФ от 19.02.2015 № 03-01-11/7819).

При определении облагаемой базы налогоплательщики – налоговые резиденты РФ, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (п. 3 ст. 221 НК РФ).

Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в следующих размерах:

Авторское вознаграждение

Нормативы затрат

(в % к сумме начисленного дохода)

Выплачиваемое за создание литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка

20

Выплачиваемое за создание художественно-графических произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна

30

Выплачиваемое за создание произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи, театрально- и кинодекорационного искусства и графики, выполненных в различной технике

40

Выплачиваемое за создание аудиовизуальных произведений (видео-, теле- и кинофильмов)

30

Выплачиваемое за создание музыкальных произведений: музыкально-сценических произведений (опер, балетов, музыкальных комедий), симфонических, хоровых, камерных произведений, произведений для духового оркестра, оригинальной музыки для кино-, теле- и видеофильмов и театральных постановок

40

Выплачиваемое за создание других музыкальных произведений, в том числе подготовленных к опубликованию

25

Выплачиваемое за исполнение произведений литературы и искусства

20

Выплачиваемое за создание научных трудов и разработок

20

Выплачиваемое за открытие, изобретение, полезные модели и создание промышленных образцов (к сумме дохода, полученного за первые два года использования)

30

Срок действия исключительных авторских прав / Иван Бардов

Авторское право в силу положений ст. 1226, 1255 ГК РФ есть комплекс прав, состоящий из:

  • исключительного права, являющегося имущественным;
  • личных неимущественных прав;
  • иных прав.

Некоторые из этих категорий имеют ограниченный срок правовой охраны, другие же действуют и охраняются бессрочно.

Перечень объектов авторских прав приведён в п. 1 ст. 1259 ГК РФ. Согласно ему, объектами авторских прав являются:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • программы для ЭВМ (охраняемые как литературные произведения);
  • другие произведения.

Виды интеллектуальной собственности и характер наследования

Рассмотрим виды авторских прав, их характерные черты и особенности наследования:

  1. Имущественные. Позволяют наследнику выставлять произведение на публику (публиковать, представлять на выставках, сдавать в аренду) и получать от этого доход. Наследование проводится на основании закона или завещания. При отсутствии наследника авторское право переходит в государственную собственность.
  2. Право следования. Обеспечивает получение некоторого дохода после продажи оригинала объекта искусства. Право на наследование получают только наследники.
  3. Личные неимущественные права. Подразумевается передача автору право на авторство, неприкосновенность и защиту авторской репутации. Они не могут переходить по наследству и сохраняются за их владельцем посмертно.
  4. Право на отзыв, публичное обнародование, внесение корректировок. Является разновидностью неимущественного права.

Особенности и нюансы наследования авторских прав

Специфика такого объекта гражданских прав как произведение творческого труда определяет непосредственно особенности наследования авторских прав на такое произведение.

Авторские права на конкретное произведение переходят к преемникам как единое целое и не могут быть разделены это главная их особенность. Наследники одной очереди, получившие данные права, должны действовать по взаимному согласию при реализации полученных возможностей.

Получаемые от использования произведения доходы делятся между всеми наследниками в равных долях (если иное не предусмотрено завещанием).

Следует отметить, что автор может дать определенные письменные распоряжения относительно порядка реализации конкретных авторских прав. При этом такие распоряжения необязательно должны содержаться в завещании.

Автором также могут быть заключены долгосрочные договоры с третьими лицами или даже Компаниями на реализацию или использование произведения. В этом случае договор будет определять все нюансы существования произведения.

Еще одна особенность, связанная с наследованием авторских прав затрагивает понятием «выморочное имущество».

Недвижимое имущество умершего, не востребованное, а равно при отсутствии наследников переходит в собственность муниципалитета или городов федерального значения (если недвижимость расположена в Москве или Санкт-Петербурге).

В случае с творческими произведениями правила иные. При отсутствии наследников, лишении права на наследование или когда ими заявлен отказ от наследства, имущественные авторские права по закону переходят к государству, а по сути, становятся достоянием общественности.

Читайте также:  Инструкция: как оплачивается больничный лист по новым правилам

Возникновение авторских прав

Авторское право возникает с момента появления оригинального произведения. При этом не важно, было оно обнародовано или нет.

Обычно защите не подлежат факты или идеи, не выраженные в материальной форме. Поэтому их стоит превратить в какой-либо наглядный продукт: рукопись, картину, музыкальный файл. Но помните, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Автором произведения считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется обязательная регистрация продукта или соблюдение каких-то других формальностей.

Но в случае возникновения споров об авторстве необходимо будет наглядно доказать, что автором являетесь вы.

Для оповещения о праве на произведение автор может использовать на своих произведениях знак охраны авторского права, который состоит из следующих элементов: латинской буквы «C» в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования продукта.

Договор между участниками музыкального коллектива

Если вы лично написали музыку или песню, то авторские права принадлежат только вам в объеме 100%. Чаще же всего музыкальные произведения создаются коллективом творческих людей (композитор, поэт, музыканты группы), а не одним человеком. Поэтому авторские права возникают у всех участников, которые внесли свой творческий вклад.

Оценка творческого вклада должна производиться участниками самого коллектива. Если это затруднительно, то распределение долей можно сделать равным. Например, если в музыкальной группе 4 человека, то на каждого придется 100%:4=25%. Чтобы в дальнейшем между участниками не возникли разногласия, необходимо заключить соглашение, в котором следует указать долю прав на песню для каждого из них.

Распределение прибыли также производится по договору. Для этого составляется либо отдельное соглашение, либо комплексный договор, в котором прописаны как доля прав, так и доля вознаграждения. Они могут не совпадать. Так, если один из авторов в процессе создания песни меньше участвовал в творческом процессе, но зато вложил финансовые средства, может получить бо́льшую долю вознаграждения.

Соавторство может быть делимым и неделимым. Например, если один из участников группы написал сэмпл, то в соглашении можно указать, что он имеет право передать его другому лицу. Если соавторство неделимое, то произведение нельзя раздробить на части.

Договор между авторами нужен не только для распределения долей. Он упрощает взаимодействие с инвесторами, работодателями, продюсерами, покупателями музыки. Если музыканты решат, что только один из них будет решать вопросы передачи прав на все произведение, то это можно оформить или с помощью создания юридического лица, учредителями которого являются участники группы, или заключением агентского договора на услуги.

Для получения полноценного трека авторы песен обычно пользуются услугами профессиональных аранжировщиков в звукозаписывающих студиях. Аранжировка подразумевает обработку «сырого», «чернового» варианта композиции для ее живого исполнения музыкантами. Это тоже творческий процесс, поэтому по закону у аранжировщика возникают права на продукт своей деятельности:

  • Права на фонограмму, которые относятся к смежным правам. Чтобы права на аранжировку перешли от аранжировщика к автору песни, с ним также необходимо заключить договор. При отсутствии договора он вправе подать судебный иск и потребовать возмещения компенсации за незаконное использование фонограммы без его разрешения.
  • Права соавтора, если аранжировка представляет собой значительный объем переработки музыки или текста. В этом случае должен быть заключен договор для соавторов, рассмотренный выше.

Статья 1258. Соавторство

1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

Статья 1259. Объекты авторских прав

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

литературные произведения;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

2. К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.

Читайте также:  Авансовый расчет по налогу на имущество за 3 квартал 2019

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

6. Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

Статья 1263. Аудиовизуальное произведение

1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

2. Авторами аудиовизуального произведения являются:

1) режиссер-постановщик;

2) автор сценария;

3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения.

4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание такого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.

Изготовитель вправе при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Вне зависимости от системы налогообложения, которую применяет организация, с вознаграждений гражданам по договорам о передаче авторских прав удержите НДФЛ (подп. 3 п. 1 ст. 208 НК РФ). Исключением из этого правила является тот случай, когда наследнику выплачивается вознаграждение, которое принадлежит наследодателю (автору) на день открытия наследства.

Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ с вознаграждения, выплачиваемого автору, являющемуся предпринимателем?

Да, нужно, если данная выплата не связана с предпринимательской деятельностью.

Если создание произведений и передача прав на них не являются предпринимательской деятельностью автора, то НДФЛ при выплате вознаграждения нужно удержать. Никаких исключений в отношении налогообложения выплат по авторским договорам Налоговый кодекс РФ не содержит (п. 2 ст. 226 НК РФ).

Если создание произведений и передача прав на них являются предметом предпринимательской деятельности автора, то НДФЛ с суммы вознаграждения не удерживайте. Это объясняется тем, что по доходам, полученным от предпринимательской деятельности, автор сам является плательщиком НДФЛ (подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ).

Под предпринимательской деятельностью следует понимать деятельность, направленную на систематическое получение дохода (ст. 2 ГК РФ). Таким образом, если предприниматель на систематической основе работает по авторским договорам с целью получения коммерческой выгоды, начисленные ему вознаграждения признаются доходом от предпринимательской деятельности.

Однако узнать о том, что автор получил доход в рамках предпринимательской деятельности, организация может только двумя способами:

  • либо от самого автора-предпринимателя;
  • либо от налоговой инспекции по запросу о сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей о видах деятельности (кодах по ОКВЭД) (подп. «о» п. 2 ст. 5, ст. 6 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Направлять запрос в налоговую инспекцию организация не обязана. Поэтому, если автор не предъявил документы, подтверждающие, что работа по авторскому договору является одним из видов его предпринимательской деятельности, удержите НДФЛ при выплате вознаграждения.

С выплат резидентам России налог рассчитайте по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). С выплат нерезидентам НДФЛ удержите по ставке 30 процентов (абз. 1 п. 3 ст. 224 НК РФ).

Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ с вознаграждения, выплачиваемого автору по договору авторского заказа? Автор является нерезидентом и создает произведение на территории иностранного государства.

Да, нужно, если заказчику (российской организации) предоставляется только право использования произведения.

Так, по договору авторского заказа автор может:

  • предоставить только право использования произведения в установленных договором пределах;
  • передать заказчику все исключительные права на произведение.

Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 1288 Гражданского кодекса РФ.

Доходы, полученные автором-нерезидентом от использования произведения на территории России, признаются доходами от источников в России. А доход, полученный нерезидентом от источников в России, является объектом обложения НДФЛ (п. 2 ст. 209 НК РФ). Следовательно, выплачивая такому автору вознаграждение за использование произведения в установленных договором пределах, российская организация-заказчик должна удержать налог. Это следует из положений подпункта 3 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *