Осуществление миграционного учета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Осуществление миграционного учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По правилам миграционного учета иностранцу дается срок для уведомления уполномоченной службы о прибытии. Сделать это нужно в течение 7 дней с момента пересечения государственной границы. После этого гость может оставаться в РФ 90 дней законно. Если виза в РФ выдана на многократной основе, это время в 90 дней считается суммарно в течение 180 дней нахождения в РФ.

Главные правила миграционного учета иностранцев в РФ

Основные использующиеся для постановки на учет мигрантов принципы таковы:

  1. Прибывший мигрант передает фиксирующее его прибытие уведомление в учреждение ГУВД: его зарегистрируют в качестве пребывающего на территории РФ гражданина.
  2. Иностранному гражданину вручается отрывающаяся часть уведомительного документа: в качестве удостоверения факта постановки на учет, который будет осуществлен в течение семи (с момента прибытия) дней.

Стоит отметить, что для лиц, прибывших с территорий Казахстана и Беларуси, а также Кыргызстана, Армении, постановка на учет будет оформляться в течение не 7 дней, а 15.

Некоторые категории граждан обязаны регистрироваться в РФ на следующий же после прибытия день.

К ним относятся:

  • лица, не определившиеся заранее с местом жительства;
  • лица, работа которых осуществляется вахтовым методом;
  • граждане, целью которых является лечение либо отдых (местом проживания таковых будет санаторий либо отель);
  • граждане со статусом «лишенные свободы».

От постановки на миграционный учет освобождаются:

  • члены экипажа корабля с военным статусом (цель – государственный визит);
  • то же в отношении судна гражданской категории (если период пребывания на берегу – менее суток);
  • пассажиры транзитной категории (вне зависимости от вида транспорта);
  • путешественники, если срок их визита в РФ ограничивается одной неделей.

Наказания за нарушение правил миграционного учета в РФ в 2023 году

При порче или утере документа строгой отчетности иностранца или принимающего его резидента России ждут санкции в размере штрафа от 2 000 до 5 000 руб. по делу об административном нарушении. Размер наказания зависит от региона, в котором фактически находится лицо с зарубежным паспортом.

Максимальная санкция предусмотрена за нарушение миграционного режима в Москве и Московской области. Кроме того, такие действия грозят депортацией за пределы России с запретом на посещение страны в течение нескольких лет. На должностных лиц организаций, допустивших такие нарушения, налагаются штрафы от 35 000 до 70 000 руб., в зависимости от характера нарушений и субъекта РФ, где произошло событие.

На юридических лиц налагается ответственность в размере от 400 000 до 1 000 000 руб. в отношении каждого иностранца, в отношении которого вовремя не осуществлена постановка на учет по прибытию в РФ. Также может быть введена приостановка коммерческой деятельности предприятия, остановка цехов, оборудования и др. на срок до 90 дней или до устранения обстоятельств, послуживших причиной введения таких мер.

Особенности российского законодательства о миграционном учете

Вопросы постановки на миграционный учет регламентируются ФЗ №109, который носит название «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ».

Помимо этого нормативного акта, данные правоотношения регулируются и правительственным постановлением о порядке осуществления миграционного учета в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.

В 2023 году продолжает действовать приказ МВД, который утверждает административный регламент МВД по оказанию государственных услуг в сфере миграционного учета иностранцев и апатридов. Он регулирует формы подачи заявлений, уведомления о прибытии гражданина, отметки о регистрации и других документов.

Читайте также:  Пенсия по инвалидности и ЕДВ инвалиду 2 группы в 2023 году

В 2018 году начал действовать новый закон, который внес изменения в закон №109. В соответствии с этим нормативным актом, понятие миграционного учета было конкретизировано, также было уточнено место пребывания иностранца для регистрации и перечень лиц, которые осуществляют такой учет. В новом нормативном акте указаны основания, по которым можно встать на миграционный учет по месту своего пребывания.

Вышеперечисленные нормы регламентируют особенности и схему учета иностранцев, временно проживающих в нашей стране, указывают правила регистрации людей по месту их жительства или нахождения, правомочия и обязанности иностранцев.

Какие документы нужны для временной регистрации иностранца

Для того, чтобы оформить разрешение на длительное пребывание, подготовить документы понадобится как иностранцу, так и принимающей стороне. В качестве последней могут выступать и физические, и юридические лица, предоставляющие жилье в аренду. Во всех случаях перечень требуемых бумаг универсален, однако способ их подготовки может разниться.

Гражданину иного государства необходимо будет предоставить:

  • паспорт и его ксерокопии;
  • нотариально заверенный перевод основного документа;
  • миграционную карту (кроме граждан Беларуси);
  • визу (при необходимости).

Для юридических и физических лиц существуют разные требования по необходимым бумагам.

Для юрлиц:

  • свидетельство о госрегистрации и пребывании на учете ФНС (Федеральная налоговая служба);
  • выписка из Росстата;
  • выписка из ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц), срок давности которой не превышает 40 дней;
  • паспорт руководителя компании;
  • договор об аренде недвижимости или документ, подтверждающий право собственности;
  • ксерокопия договора найма иностранца (если он приехал в Россию с целью заработка);
  • уведомление о прибытии, удостоверенное печатью компании.

Юрлицо не может принимать и регистрировать иностранцев без соответствующей государственной аккредитации. Физлицу понадобятся лишь копии документов о владении недвижимостью и разрешение на его сдачу в аренду.

Какие изменения произошли в миграционном учете на 2023 г.: на что таджикам обратить внимание

Сроки регистрации, установленные для иностранцев в РФ, в зависимости от страны могут отличаться. К примеру, белорусы, казахи, армяне должны встать на учет в течение 30 дн., но для большинства иностранцев установлен более короткий срок — 7 дн.

Прибывшие в РФ таджики могут пребывать здесь без временной регистрации до 15 суток, не больше. Данный период времени им дается для того, чтобы они проинформировали уполномоченные органы ФМС (ныне — ГУВМ МВД) о своем прибытии.

Важно! По прошествии 15 суток после прибытия в РФ таджик обязан встать на учет любым доступным способом, либо уехать из страны.

Продление миграционного учета

Для увеличения срока регистрации мигранту необходимо предоставить миграционной службе значимые основания. В их число входят:

  • Ожидание выдачи ВНЖ или других важных документов;
  • Запущенный процесс продления статуса ВКС или рабочего патента;
  • Заключение трудового договора (для граждан стран-членов Таможенного Союза);
  • Поступление в университет или институт.

Чтобы запустить процедуру продления, потребуется:

  1. Заявление в произвольной форме на русском языке (должно включать ФИО, дату рождения, родную страну, данные удостоверения личности и адрес проживания);
  2. Паспорт иностранца;
  3. Миграционная карта;
  4. Доказательства причин для продления (оригиналы и копии).

Миграционный учет при направлении иностранца в командировку или служебную поездку

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Исключения предусмотрены лишь для иностранцев, работающих по определенным профессиям и должностям, при направлении в командировку или разъездном характере работы (п. 6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ и Приказ Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н).

Длительность этих поездок ограниченна. Рассмотрим, как взаимосвязаны срок нахождения иностранного сотрудника в командировке или служебной поездке со сроком постановки его на миграционный учет.

Сроки нахождения временно пребывающего иностранного работника в командировке и служебной поездке

Если командировка по России, ее продолжительность не может превышать (пп. «а» п. 1 и пп «а» п. 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н):

  • 10 календарных дней в течение всего срока действия разрешения на работу — для иностранных работников, не относящихся к категории высококвалифицированных;
  • 30 календарных дней ежегодно в течение периода действия разрешения на работу — для высококвалифицированных иностранных специалистов.
Читайте также:  Как округлять дни отпуска при увольнении?

Если командировка за границу, ее предельный срок законом не установлен, следовательно, временно пребывающий иностранный работник может находиться в ней неограниченное количество дней. Однако следует учитывать, что работник направляется в командировку для выполнения служебного поручения по распоряжению работодателя на срок, необходимый для выполнения такого поручения.

Служебные поездки. Если условия трудового договора с иностранным работником предусматривают разъездной характер работы или работу, осуществляемую в пути, то он может находиться в разъездах (пп. «б» п. 1 и пп. «б» п. 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н):

  • до 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу — если иностранный работник не высококвалифицированный специалист;
  • без ограничения срока — если это высококвалифицированный работник.

Для подтверждения направления иностранного работника в служебную поездку при разъездном характере работы рекомендуем заполнять маршрутный лист.

Для справки. Если сотрудник выехал за границу, причем даже на один день, работодатель при въезде сотрудника обязан будет заново уведомить территориальное отделение ФМС России о его прибытии.

Сроки постановки на миграционный учет

Если в командировку или служебную поездку направлен иностранный работник, не являющийся высококвалифицированным специалистом. Как уже было сказано выше, временно пребывающий иностранец должен быть поставлен на миграционный учет в течение семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 109-ФЗ и п. 20 Правил).

Поэтому, если срок командировки или служебной поездки работника превышает семь рабочих дней, работодатель обязан поставить его на миграционный учет в новом месте пребывания, то есть в месте его командирования. Если иностранный работник останавливается в гостинице, такая обязанность лежит на администрации гостиницы.

По окончании командировки, срок которой превышает 10 дней, по прибытии к месту работы работодателю вновь нужно будет поставить иностранного сотрудника на миграционный учет.

Если в командировку или служебную поездку направлен иностранный высококвалифицированный специалист. Для этой категории сотрудников действует другое правило — находиться в новом месте пребывания без постановки на миграционный учет они вправе в течение 30 дней (ч. 4.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ и п. 20(1) Правил).

О сроках временной регистрации

Обобщая информацию о том, сколько делается регистрация по месту пребывания и в какие сроки ее необходимо оформить, мы хотим подчеркнуть следующее:

  • в течение 7 рабочих дней нужно стать на миграционный учет – правило актуально для мигрантов из практически всех стран мира, исключение есть для гостей из стран ЕАЭС (на процедуру отводится 1 месяц) и Таджикистана (15 суток);
  • 3 дня рассматриваются документы госорганами (7 дней в случае продления);
  • 90 дней – это максимальный срок, на который можно оформить временную прописку;
  • 1 год – на такой срок ее можно продлить при предоставлении трудового договора с работодателем.

Образец заполнения бланка

Документ для временной регистрации гражданина иностранного присхождения представлен в утвержденной форме, которую необходимо заполнить принимающей стороне. В нем должны отсутствовать ошибки, опечатки или неверные сведения.

После заполнения его предоставляют в УФМС. В данной службе сотрудниками проводится тщательная проверка и проставляется отметка о принятии для дальнейшей регистрации мигранта в базе данных МВД.

Бланк также имеет отрывную часть, которая остается у принимающей стороны, как свидетельство принятия гражданина иного государства. Именно она является документом, удостоверяющим постановку на миграционный учет в России.

С начала 2022 года В Министерстве юстиции была зарегистрирована новая форма по Приказу МВД № 180.

Полномочия органов миграционного учета

Первичная регистрация иностранцев – обязанность УВМ МВД (управление по вопросам миграции), в своей деятельности оно руководствуется ФЗ «О миграционном учете…» No109. Функции отделения:

  • выдача разрешений на проживание в стране;
  • выдача запретов на въезд и предписаний на выезд иностранцам, нарушившим законодательство, относительно миграционной политики;
  • проверка деятельности трудовых мигрантов;
  • прописка иностранного гражданина с видом на жительство, регистрация с РВП, временная регистрация иностранца в квартире;
  • выдача разрешений мигрантам на работу в РФ и проверка предприятий, использующих их труд;
  • миграционный учет иностранных граждан и лица без гражданства.
Читайте также:  Особенности путевого листа на месяц — образец 2021 — 2021

При возникновении спорных ситуаций за разъяснениями можно обратиться на линию круглосуточной поддержки или получить разъяснения в местном отделении органа УВМ МВД.

Нюансы снятия иностранных граждан с миграционного учета по месту пребывания

С августа 2018 г. у лиц и организаций, являющихся принимающей стороной для иностранцев, появилась новая обязанность — уведомлять органы миграции о выбытии иностранного гражданина с места пребывания. С 28.07.2019 действует унифицированная форма такого уведомления.

Миграционный учет иностранных граждан (ИГ) регулируется положениями закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 «О миграционном учете…». В частности, ст. 8 (в редакции от 2018 г.) содержит основания для снятия с миграционного учета, а ст. 23 определяет необходимость принимающей стороне подавать уведомление о выбытии ИГ с места пребывания.

В соответствии с законом, принимающей стороной для иностранцев является:

  • работодатель, если ИГ фактически проживает по месту работы или на иной, принадлежащей работодателю территории;
  • физическое или юридическое лицо — собственник жилого помещения, в котором проживает ИГ;
  • больницы, санатории и пр. — для своих иностранных пациентов;
  • дома отдыха, гостиницы, кемпинги, турбазы — для постояльцев ИГ;
  • исправительные учреждения — для осужденных иностранцев, отбывающих в них наказание;
  • дипломатические учреждения и представительства международных организаций, предоставляющее помещения для проживания иностранных граждан.

Именно они вправе как ставить иностранцев на учет, так и снимать их.

Ранее обязанность сообщать о выбытии иностранных граждан лежала только на гостиницах, больницах и тому подобных учреждениях, а работодатели и частные лица были от нее освобождены.

Ситуация изменилась в 2018 г. с принятием 28.07.2018 ФЗ № 257, внесшего изменения в ст. 8 и 23 109-ФЗ. Таким образом, с августа 2018 г. уведомлять о выбывших гражданах принимающая сторона обязана в любом случае. Чаще всего снимает их с учета то же лицо (организация), которое ставило.

Основания снятия с учета ИГ следующие:

  • постановка на учет в другом месте пребывания;
  • прекращение права ИГ пользоваться жилым помещением, например истечение срока договора аренды;
  • расторжение трудового договора (для ИГ, проживающих на территории работодателя);
  • отсутствие оснований для дальнейшего пребывания (временного или постоянного) ИГ на территории РФ;
  • признание регистрации ИГ по месту пребывания недействительной;
  • установление факта фиктивности регистрации;
  • смерть или пропажа без вести иностранного гражданина.

Нарушение миграционного учета иностранным гражданином

Если иностранец после въезда на территорию РФ:

  • не зарегистрировался по реальному адресу своего нахождения;
  • не осуществил уведомления органов государственной власти РФ о своем прибытии;
  • не имеет на руках отрывной части бланков регистрации и уведомления (в том числе, подразумевается возможная их утеря),

то в данном случае имеет место нарушение миграционного учета. Ответственными здесь являются как сам нарушитель, так и принимающая сторона:

  1. Иностранец наказывается штрафом от 2 до 5 тыс.р., а в случаях повторного нарушения он должен выехать за пределы страны (без права последующего въезда).
  2. Принимающая сторона штрафуется в размерах:
    • физические лица – 2-4 тыс.р.;
    • должностные лица – 40-50 тыс.р.;
    • лица юридические – 400-500 тыс.р. за каждого иностранного гражданина, находящегося под ответственностью пригласившей его стороны.

Нарушение миграционного учета иностранным гражданином

Если мигрант не соблюдает правила въезда и нахождения на территории РФ, он нарушает миграционный учет.

В случае потери документа, способного подтвердить право нахождения мигранта в России, или нарушения сроков нахождения имеют место нарушения.

Согласно законодательству РФ нарушения караются штрафами. Сумма штрафа может составлять от 2 до 5 тысяч рублей и зависит от региона страны. Иногда иностранца депортируют из страны без права дальнейшего въезда в Россию.

За нарушения учета мигрантов отвечает сторона, которая принимает. Виновные в отсутствии учета иностранцев физические лица оплачивают штраф, который варьируется от 2 до 4 тысяч рублей. Если виновными окажутся должностные лица, им придется платить от 40 до 50 тысяч рублей. Юридические лица при обнаружении нарушения заплатят штраф в размере минимум 400 тысяч, максимум 500 тысяч рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *