Правила замены зимней резины на летнюю в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила замены зимней резины на летнюю в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как часто случается с другими законами запрет был введен, но ответственности, наступающей за его нарушение, нет. На сегодняшний день законодательно не установлена какая-либо санкция за неправильное использование сезонной резины. Это связано с тем, что соответствующая статья все еще не была внесена в административное законодательство.

Когда лучше переходить на зимнюю резину?

Нет никаких требований ГИБДД относительно таких условий, как:

  • при какой температуре переобуваться,
  • с какого числа до начала официальной зимы (декабря) менять шины,
  • наличие наледи на дорожном покрытии.

Есть только обязанность эксплуатировать машину с зимними покрышками в декабре, январе и феврале.

Но по опыту автолюбителей можно выделить 2 основных этапа переходящих на зиму:

  • те, кто переобувается сразу после первого снегопада – это рационально делать, если Вы часто ездите по трассе, Ваш автомобиль не очень устойчив в поворотах и/или летняя резина уже изрядно изношена; также есть смысл, если у Вас липучки – они, после того, как первый снег оттает, не испортятся на чистом асфальте,
  • те, кто переобувается, когда начнётся настоящая зима – если Вы ездите преимущественно по городу, у Вашего авто полный привод, то этот подход для Вас.

Также важно проанализировать основные понятия, которые касаются рассматриваемой темы.

Протектор. Это один из элементов шины, так называемый скат, который предохраняет внутреннюю полость от возможных повреждений, а также гарантирует качественное сцепление колёс с дорожным полотном.

Покрышка. Это и есть шина, которая представляет собой толстый резиновый чехол. Этот чехол как бы наносится на камеру и покрывает её, напрямую контактируя с самим дорожным покрытием.

Штраф. Финансовая санкция, которая назначается представителем контролирующей службы для материального взыскания за допущенное нарушение.

Предупреждение. В рассматриваемом контексте обозначается предупреждение за нарушение правил дорожного движения. Это указание представителя ГИБДД, основанное на допущенных водителем действиях противоправного характера. Предупреждение необходимо для того, чтобы предупредить водителя и предотвратить таким способом возникновение опасных ситуаций.

КоАП. Это кодекс, в котором собраны административные правонарушения и обозначена ответственность за допущение таковых.

Далее рассмотрим более подробно, за что именно водитель может понести ответственность, почему и в каком виде.

Почему нельзя использовать резину не по сезону?

Потребность в принятии закона о зимней резине возникла из-за опасности, которую несёт себе несвоевременная замена покрышек. Водитель, продолжающий ездить на летней резине по заледенелой дороге, рискует не справиться с управлением. Он создает опасность не только для себя, но и для других автомобилей и пешеходов. Пренебрегая правилами, человек рискует столкнуться со следующими ситуациями:

  • стать участником ДТП из-за увеличившегося тормозного пути;
  • не суметь преодолеть даже не слишком крутой подъем из-за того, что машина буксует;
  • стать виновником заторов на дороге, из-за несоблюдения скоростного режима.

Что будет за несоблюдение требований?

Согласно пункт 1 статьи 12.5 КоАП РФ, нельзя использовать транспортное средство, если имеются неисправности или присутствуют условия, при которых запрещено эксплуатировать машину. Под этот пункт попадает и использование резины, не соответствующей сезону.

Если гражданин своевременно не произвел замену покрышек, в его отношении может быть применено предупреждение. Если человек не исправил сложившуюся ситуацию, при повторной остановке на него может быть наложен штраф в размере 500 руб. Аналогичное правило действует и в случае, если водитель ездит на лысых покрышках. Однако наказание применяется не за использование летней резины во время зимнего периода, а за несоответствие глубины протектора установленным требованиям.

Читайте также:  Новый КоАП введет скидку в 50% на оплату штрафов за все негрубые правонарушения

В положениях 12 главы КоАП РФ ссылки на нормы, закрепленные в техническом Регламенте таможенного союза, отсутствуют. Это значит, что оштрафовать водителя за езду на покрышках, не соответствующих сезону, нельзя. Однако подобное может рассматриваться, как неисправность. В этой ситуации и вступает в силу статья 12.5 КоАП РФ.

Сегодня разработка закона о зимней резине продолжается. Так, комитет Госдумы предложил повысить величину штрафа за использование покрышек, не соответствующих сезону, до 2.000 руб. Однако на сегодняшний день законопроект еще не принят.

Был бы нормальный доход, то понятное дело не экономил бы на резине, а так, когда денег кот наплакал, то обуваешь что есть.

Александр, 19 лет

Если изначально нормальная резина, а не ширпотреб, то и не заметишь особой разницы. Предпочитаю купить пусть дороже, но проверенную не одним годом качественную резину. Понятно, что на шипах не поедешь летом. А в целом, лучше всесезонные, чтобы нормально ездить в любую погоду.

Сергей, 52 лет

Всегда меняю колеса на лето и зиму. Мне не лень ради своей безопасности постоять на шиномонтаже. Да и не сказать, что это так уже и дорого, ведь они могут пару сезонов отслужить.

Нормативная база КоАП

Все административные правонарушения, которые касаются дорожного движения, описаны в главе 12 настоящего кодекса.

Но основания для наложения штрафных взысканий за несезонную резину являются статьи Таможенного союза, наказывающие владельцев за:

  • зимние шины, имеющие рельеф глубиной от 4 мм, эксплуатируются не по сезону, то есть май-сентябрь;
  • летние покрышки установлены на авто в холодное время года (декабрь-февраль);
  • за разные комплекты шин, находящиеся на одной автомашине, взыскание не накладывают. За исключением тех случаев, когда используются вместе покрышки с шипами и без них.

МВД РФ введет новый штраф для водителей за несезонную резину с 1 июня 2021 года

Между тем, есть среди инспекторов практика прекращения государственного учёта машины в случае несоответствия её конструкции требования того же регламента. А это, согласитесь, гораздо хуже того же штрафа ГИБДД, если бы он был.

Вообще, такая практика по своей законности очень спорна, и вместе с требованием за тонировку её правомерность буквально «притянута за уши».

Дело в том, что очень давно существовал Приказ №1001, пункт 51 которого, действительно, говорил о том, что, если вы внесли без разрешения ГАИ изменения в конструкцию автомобиля, то по инициативе ГИБДД его учёт может быть прекращён. Данный документ, однако, уже давно утратил силу.

Вместо него был введён другой Приказ – №399, но и его отменили. И в 2021 году действует Федеральный закон О регистрации ТС вместе с Постановлением Правительства №1764. В первом о регистрации говорятся 2 вещи касательно конструкции:

  • подпункт 6 пункта 1 статьи 18 указывает, что учёт машины аннулируется при обстоятельствах, перечисленных в пункте 1 статьи 20 этого же закона,
  • а в статье 20 говорится лишь, что если фактическая конструкция не соответствует указанным в регистрационных документах, то машина не подлежит постановке на учёт.

Да. И это как раз тот случай, когда езда на изношенных шинах прямо запрещена Основными положениями, а КоАП РФ в своей статье 12.5 как раз ссылается на это приложение к ПДД.

Однако, у лысой резины есть свои чётко определённые критерии. То есть не может быть такого по закону в 2021 году, что инспектор просто на глаз укажет, что покрышка слишком поношенная, и выпишет штраф.

Итак, пункт 5.1 Перечня неисправностей определяет следующие критерии.

  • Резина считается лысой, и положен штраф, если глубина протектора составляет 1,6 мм для летней шины для легковых автомобилей, грузовых до 3,5 тонн и прицепах тоже до 3,5 тонн.
  • 0,8 мм – для мотоциклов (в том числе 3-хколёсных).
  • 1 миллиметр – для всех грузовых машин свыше 3,5 тонн и их прицепов.
  • 2 мм – для всех автобусов независимо от массы.

Обратите внимание, что выше перечислены требования только для летней и всесезонной резины (так, грузовые и большинство автобусов используют почти всегда всесезонную).

Анализируя причины аварийности на дорогах, наши законодатели пришли к выводам, что большинство случаев связаны как раз с неправильным использованием специальных сезонных покрышек. Именно по этим причинам страны Таможенного Союза разработали Единый Технический Регламент, который начал свое действие с января 2019 года.

Читайте также:  Нужно ли согласие супруга на покупку земельного участка – все нюансы

Какие ограничения предусмотрены? Руководствуясь единым регламентом, предусмотрены штрафы ГИБДД за езду:

  • На зимнем типе резины в летнее время года.
  • За полностью истертые протекторы (лысые).
  • За движение в летний период с шипованными зимними протекторами.

То есть, за период с июня месяца включительно и по 31 августа того же года вводится полный запрет на передвижение в машине не на том типе покрышек. Но нет точных ограничительных мер передвигаться в период межсезонья, то есть, на каких осенью или в весеннюю пору, хотя условия климата в разных регионах сильно отличаются. Законодателем не установлена конкретная дата замены шин в соответствии с наступившим сезоном.

Особенности использования всесезонных шин

Всесезонные шины были разработаны как компромисс между зимними и летними. Переукомплектация ТС шинами в холодное время года — дорогостоящее удовольствие. Особенно для автовладельцев, которые проживают в южных регионах, где зима является непродолжительной. Производители резины искали общее решение, при котором всесезонные шины сохраняли бы важные характеристики зимней и летней резины — контакт с дорожным покрытием, глубину протектора, особый рисунок на шинах и т.д. Всесезонная резина обладает следующими качествами:

  • Минимально допустимая температура для использования -7°C;
  • Рисунок протектора асимметричный, в центре чаще всего ромбы и прямоугольники, по бокам — линии (продольные или поперечные). То есть центральная часть резины напоминает рисунок зимней, а часть, расположенная ближе к внутренней части колеса — летней;
  • Глубина протектора представляет собой нечто среднее между характеристиками зимней (до 4 мм) и летней (до 1,6 мм) и может отличаться в зависимости от производителя.

При казалось бы явных преимуществах, связанных с экономией, всесезонная резина имеет ряд недостатков. Первый из них — ограниченный температурный режим использования. Такие шины не будут эффективны при температуре ниже -7°C и малоэффективны при температуре выше +15°C. Они будут изнашиваться гораздо быстрее, если транспортное средство будет эксплуатироваться целый год. Сцепление с дорогой, покрытой рыхлым снегом, «кашей» или льдом будет практически нулевым. Все это позволяет сделать вывод, что нецелесообразно использовать транспортные средства, оборудованные такой резиной, в регионах с жарким и чрезмерно холодным климатом. Штраф за езду без зимней резины владельцу авто с всесезонными шинами инспекторы ГИБДД не выпишут, но качество эксплуатации транспорта с такими шинами позволяет высказываться скорее против, чем за.

Ответственность за неподходящую резину

Как часто случается с другими законами запрет был введен, но ответственности, наступающей за его нарушение, нет. На сегодняшний день законодательно не установлена какая-либо санкция за неправильное использование сезонной резины. Это связано с тем, что соответствующая статья все еще не была внесена в административное законодательство.

В Государственной Думе находится несколько проектов по ее внесению, но пока что невозможно говорить о сроках и возможности их принятия. В любом случае этого не произойдет ранее следующего года. Однако водителю следует отличать это нарушение от схожих, ответственность за которые уже была установлена. К таким относится использование поврежденной покрышки или резины, непригодной к использованию в связи с износом или иными факторами.

В новой редакции закона определены требования к остаточной глубине протектора на зимних шинах, которых должен придерживаться водитель. Если глубина рисунка на зимних покрышках менее 4 мм, то водителю снова придется платить штраф (500 рублей). Устанавливается он статьей КоАП РФ. В частности статья 12.5 указывает, что управление транспортным средством, которое не соответствует нормальному техническому состоянию или условиям допуска машины к эксплуатации, запрещается. В противном случае водителя привлекают к административной ответственности и требуют уплаты штрафа в размере 500 рублей.

Также стоит учитывать, что повторение подобного нарушения повлечет увеличение штрафа. Поэтому водителю после первого предупреждения инспектором желательно поменять летнюю резину на зимнюю.

Закон о зимней резине в Краснодарском крае (Краснодаре и Сочи)

В Южных районах России часто бывает мокрый снег и снежная крошка, в которых лучше себя ведет липучка. Шипованная шина хорошо гребет по заснеженной дороге, а липучка более эффективна на мокром асфальте.

Читайте также:  Почему забор без согласования с соседом окажется под запретом?

Поэтому в Краснодаре, Сочи и области рекомендуют использовать всесезонную резину, которую нет необходимости переобувать с наступлением календарной зимы. На таких шинах разрешено путешествовать круглый год.

Шипованные шины в этих районах не рекомендуется использовать. Шипы портят мокрый асфальт. Покрышки, предусмотренные для сильных морозов, теплой зимой быстрее стираются. Сотрудники ГИБДД могут оштрафовать водителя на 500 рублей за езду по обледеневшей или заснеженной дороге на лысой резине, глубина протектора у которой меньше 4 миллиметров.

Закон о зимней резине в Белгородской области

Штрафуют ли за летнюю резину зимой? Рассказы о больших штрафах за отсутствие зимней шины оказались сильно преувеличенными. Пока что максимум, грозящий автолюбителю за лысую покрышку – 500 рублей.

Повод для беспокойства – проект закона, внесенный в госдуму в январе 2013 года. Вадим Тюльпанов – член совета Федерации предложил ввести штраф на 5 тысяч рублей, если с 1 декабря по 1 марта на автомобиль не установят зимнюю резину.

В пояснительной записке сенатор отмечал, что отдельные районы страны могут установить свои сроки смены сезонной резины. Законопроект до сих пор не приняли, поэтому он не имеет юридической силы.

При этом штраф, в десять раз меньший, можно получить, если использовать в декабре, январе, феврале автомобили, на все колеса которых не установлены шины с маркировкой M+S, трех пиков горы, со снежинкой внутри, когда протектор стерт ниже 4 мм. Это правило распространяется на рисунок протектора всесезонных шин.

В остальное время водитель должен руководствоваться погодными и температурными условиями. Каждый должен помнить, что при температуре ниже 6 градусов тепла материал летних шин дубеет и автомобиль заносит. Это чревато авариями.

Как это регулируется законом?

В период весна-осень на трассах и магистралях часто встречаются легковые автомобили с липучками и шипованными протекторами. Глядя на это, у многих водителей возникает вопрос, можно ли ездить на зимней резине летом. Конкретного закона, который препятствует этому, на сегодняшний день нет. Его пытались принять еще в 2013 году, а после бурного обсуждения отклонили.

В самом начале 2015 года Таможенным союзом был разработан и принят регламент, определяющий стандартные технические параметры колёс и безопасность ТС на дорогах. Этим документом прописаны пункты, которые запрещают:

  • только шины с шипами в летний период времени;
  • летнюю резину зимой;
  • отсутствие полного комплекта одинаковых по сезону покрышек.

А вот эксплуатация протекторов без шипов возможна всегда, независимо от периода года.

ЧЕМ ЧРЕВАТА ЕЗДА НА ЗИМНЕЙ РЕЗИНЕ ЛЕТОМ?

Даже начинающим водителям известен тот факт, что разная резина обеспечивает разные сцепные свойства автомобиля с дорожным покрытием и влияет на его управляемость. Недаром существуют разные типы покрышек. Более того, данные различия значительны и предназначены для разных режимов эксплуатации автомобиля.

Различия наблюдаются не только в конструкции колес, но и в способе их изготовления. Отдельно стоит отметить такой вид, как всесезонные покрышки. У них есть, как значительные преимущества, так и недостатки. Последние связаны с тем, что «всесезонки» имеют хуже сцепление с дорожным покрытием, чем летние летом и соответственно, чем зимние зимой.

Для того, что бы понимать, чем чревата езда на зимней резине летом, важно понимать, в чем состоят различия резин. Предназначение зимних колес в том, что бы сохранять эластичность при низких температурных режимах. Основными материалами, для изготовления зимней резины служат каучук, кремнийсодержащие полимеры, активные наполнители и смягчающие вещества, а также вулканизаторы, противостарители и красители.

Благодаря всем этим компонентам резина не становиться твердой при низкой температуре и сохранят свою мягкость. Использовать зимнюю резину рекомендую уже тогда, кода температура составляет меньше 10 градусов выше нуля. Летние шины, наоборот, рассчитаны для езды при высоких температурах и разработаны таким образом, чтобы обеспечить хорошие сцепные свойства, когда асфальт горячий.

При низких температурах летней резине свойственно твердеть. В некоторых странах не только предусмотрен штраф за езду на несоответствующей резине, но и более серьезные наказание, в виде лишения прав и свободы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *