Статья 102. Земли водного фонда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 102. Земли водного фонда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее — земли промышленности и иного специального назначения) или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется без ограничений.

Правовая охрана водных объектов

Глава 6 Водного кодекса РФ, осуществляя специальное природоохранное правовое регулирование, непосредственно посвящена охране отдельных видов водных объектов.

Как установлено в ст. 55 ВК РФ, мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений должны осуществлять собственники водных объектов, находящихся в частной собственности, исполнительные органы государственной федеральной власти в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, органы исполнительной власти субъектов РФ в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, и органы местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Как указывалось выше, полномочия органов государственной федеральной власти в данной сфере переданы органам государственной власти субъектов РФ, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ. Перечень таких водоемов (обычно это водохранилища) утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 2054-р.

Виды разрешенного использования

Далее изучим правовой режим земель водного фонда. Категория его земель выделена для того, чтобы принимать те или иные меры по их рациональному использованию, а также с целью защиты ресурсов воды. Главные собственники тут — государство и муниципальная власть.

Одна из мер защиты такого фонда — это выделение отдельных зон, подлежащих охране государством. Это дает возможность защитить источники воды, требуемой для удовлетворения бытовых и хозяйственных нужд граждан. Особенный правовой режим устанавливается специально для эффективности охранных мер при использовании земель.

Что касается особенностей правового режима земель водного фонда, то на водоохранных территориях поддерживается особенное положение, соответствующее экологическим нормативам. Для защиты экологии водоохранного участка используются установка береговой линии и запрет на возделывание земель. Кроме того, на таких территориях нельзя возводить животноводческие комплексы, поскольку их деятельность может негативно повлиять на качество воды.

Специальный правовой режим земель водного фонда

Помимо общего порядка использования земель водного фонда существует и специальный правовой режим, вызванный наличием особых целей назначения выделенной земли или водоема. К этим случаям можно отнести:

  • реализацию водного объекта для потребностей энергетики предприятия. В данном случае гидросооружения, которые используют на водоемах, должны обеспечивать режим наполнения и сработки водохранилищ, учитывая всех водопользователей, находящихся в зоне их влияния;
  • осуществление рыбохозяйственной деятельности. Здесь другие водопользователи могут быть ограничены в правах, исходя из интересов рыболовного хозяйства, но только если это не относится к питьевому водоснабжению;
  • передача в пользование водоема для потребностей сельского хозяйства. Этот случай создает ряд обязательств по предотвращению попадания воды в мелиоративные системы из источников водозабора, а также по созданию благоприятного режима почвенной влаги.

Говоря о специальном правовом режиме, можно сделать вывод о том, что он определен естественной взаимосвязью природных объектов, которые оставляют свой след на правовом регулировании данных земель. Таким образом выходит, что режим хозяйственной деятельности в лесах водоохранных зон сосредоточен на сохранение природных свойств водных объектов, так как природная подпитка и защита водоемов реализуется через водоохранные леса. В данном случае отчетливо видно взаимодействие между водным и лесным пользованием.

Запрещенное использование: можно ли выделить земельный участок?

Справка! Закон запрещает выделение земельных участков на водопокрытых землях, а также отчуждение обособленного водного объекта без земельного участка, в границах которых он расположен.

Земельный участок, в границах которого находится водный объект нельзя разделить, если для этого потребуется разграничение пруда или обводненного карьера.

Закон может устанавливать особые водоохранные зоны на участках, примыкающих к береговой линии морей, рек, озер, водохранилищ.
В зонах водоохраны запрещено:

  • распахивать земли;
  • производить вырубку или корчевку деревьев (кроме предусмотренных законом санитарных нужд);
  • устраивать животноводческие фермы;
  • размещать кладбища, иные захоронения и скотомогильники;
  • проводить химические работы, использовать ядохимикаты, удобрения, препараты для борьбы с сорняками и вредителями;
  • мыть и заправлять автотранспорт, устраивать автостоянки;
  • организовывать сбор и хранение мусора.
Читайте также:  Что нужно знать начинающему бухгалтеру?

Охраняемые водные зоны подразделяют на три пояса:

  1. Пояс зоны строгого режима — охраняемая территория водозабора и гидротехнических сооружений. Здесь запрещено постоянное или временное нахождение посторонних лиц, допускаются только люди, работающие на водопроводных станциях.
  2. Пояс зоны ограничений — земли, примыкающие к источникам воды. На данной территории требуется особое разрешение санитарного надзора на такие виды деятельности как строительство, прокладка дорог, использование земель для сельскохозяйственных целей и так далее.
  3. Пояс зоны наблюдений — смежная территория, на которой проводится учет инфекционных заболеваний для предотвращения их распространения через водопровод.

Земли водного фонда за исключением береговой полосы, предназначенной для общего пользования, физические и юридические лица могут использовать для своих потребностей, но в зависимости от целей водопользования может потребоваться заключение договора.

Не требуется заключать договор или получать специальное разрешение органа власти на водопользование в следующих случаях:

  1. Деятельность, связанная с использованием водных транспортных средств (может потребоваться наличие лицензии):
    • плавание маломерных судов, таких как гидроциклы, лодки, катера, байдарки, катамараны, парусные суда длиной менее 20 метров;
    • речное и морское судоходство;
    • разовый взлет и посадка воздушных судов (например, гидросамолетов, амфибий);
    • забор воды судами для технических нужд.
  2. Традиционное природопользование и охрана природных ресурсов:
    • охота, рыболовство;
    • рыбоводство и аквакультура (если при этом не происходит забор воды из водоема или сброс сточных вод).
  3. Научно-исследовательские и учебные цели:
    • геологическое изучение;
    • гидрографическая и топографическая деятельность;
    • геофизические, геодезические и водолазные работы.
  4. Иные, предусмотренные законом, случаи:
    • полив садовых, дачных или огородных участков;
    • водопой скота (вне пределов зон санитарной охраны);
    • купание, занятия спортом, отдых, бытовые и лечебные нужды граждан (если санитарно-эпидемиологическая экспертиза признала водоем безопасным).

Перевод в другую категорию

Правовой статус таким землям дается с целью их эффективной защиты. И согласно такому статусу большинство площадей фонда находится в собственности муниципалитета или государства. Только небольшое количество территорий является собственностью лиц частных или юридических.

ВНИМАНИЕ! Законом предусмотрена возможность отчуждения площадей водного фонда в пользу государства. Отчуждается водный объект и прилегающая к нему земля.

Причиной такого отчуждения и перевода может быть потребность государственных интересов. Владелец предупреждается о том, что его собственность становится землей водного фонда. Аренда площадей категории возможна, если она не приносит вред ресурсам, экологическому состоянию земельного участка.

Если водные объекты утрачивают статус «водных», земля, где они расположены, может быть переведена в другую категорию. Все действия выполняются с учетом действующих норм законодательства.

Какие территории относятся к этой категории?

Итак, в составе водного фонда можно выделить земли двух видов:

  1. Земли, постоянно покрытые водой (их еще называют водопокрытыми). Составляют около 99% земель водного фонда. Это земли, занятые реками, озерами, внутренними и территориальными морями (и их отдельными частями, такими как бухты, заливы, лиманы и т.д.), водохранилищами, каналами, болотами, ледниками и снежниками (за исключением тундровой и лесотундровой природных зон).
  2. Земли, прилегающие к водным объектам. Береговые полосы, полосы отвода каналов и водоемов, охранные зоны, прилегающие к водоемам земельные участки, выделенные для установления водозаборов, гидротехнических и водохозяйственных конструкций.

Справка! Водный объект во взаимосвязи с установленным на нем гидротехническим комплексом образует единую водохозяйственную систему.

Границы поверхностного водного объекта определяются следующим образом:

  • для морей — по линии максимального отлива;
  • для рек, озер — по среднемноголетнему уровню вод;
  • для прудов и водохранилищ — по нормальному уровню воды, не покрытой льдом;
  • для болот — по границам залежей торфа.

Береговая полоса поверхностного водного объекта общего пользования предназначается также для общего пользования (ч. 6 ст. 6 ВК РФ). Закон запрещает приватизацию земли в пределах береговой полосы, а также участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8 ст. 27 ЗК РФ).

Запрещенное использование: можно ли выделить земельный участок?

Справка! Закон запрещает выделение земельных участков на водопокрытых землях, а также отчуждение обособленного водного объекта без земельного участка, в границах которых он расположен.

Земельный участок, в границах которого находится водный объект нельзя разделить, если для этого потребуется разграничение пруда или обводненного карьера.

Закон может устанавливать особые водоохранные зоны на участках, примыкающих к береговой линии морей, рек, озер, водохранилищ. В зонах водоохраны запрещено:

  • распахивать земли;
  • производить вырубку или корчевку деревьев (кроме предусмотренных законом санитарных нужд);
  • устраивать животноводческие фермы;
  • размещать кладбища, иные захоронения и скотомогильники;
  • проводить химические работы, использовать ядохимикаты, удобрения, препараты для борьбы с сорняками и вредителями;
  • мыть и заправлять автотранспорт, устраивать автостоянки;
  • организовывать сбор и хранение мусора.

Охраняемые водные зоны подразделяют на три пояса:

  1. Пояс зоны строгого режима — охраняемая территория водозабора и гидротехнических сооружений. Здесь запрещено постоянное или временное нахождение посторонних лиц, допускаются только люди, работающие на водопроводных станциях.
  2. Пояс зоны ограничений — земли, примыкающие к источникам воды. На данной территории требуется особое разрешение санитарного надзора на такие виды деятельности как строительство, прокладка дорог, использование земель для сельскохозяйственных целей и так далее.
  3. Пояс зоны наблюдений — смежная территория, на которой проводится учет инфекционных заболеваний для предотвращения их распространения через водопровод.
Читайте также:  Все изменения по УСН с 2023 года

К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, или занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

1. Земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах. Водный объект – природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. К поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.

2. Земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Водные объекты могут быть использованы для размещения таких сооружений, как: плотины, водосбросы, водозаборные, водовыпускные и другие гидротехнические сооружения, мосты, подводные и подземные переходы, очистные сооружения, причалы, судоподъемные, судопропускные и судоремонтные сооружения, рыбозащитные и рыбопропускные сооружения, насосные станции, дамбы, берегозащитные сооружения и др.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Право собственности на земли водного фонда подчинено праву собственности на водные объекты. В качестве общего положения Водный кодекс РФ закрепляет, что на водные объекты устанавливается федеральная собственность. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.

По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на: водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты; водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты; водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов. Естественное изменение русла реки не влечет за собой изменение или прекращение права пользования этим водным объектом, если из существа правоотношения и Водного кодекса РФ не следует иное.

Перевод в другую категорию

Большинство земель фонда является государственной или федеральною собственностью, но часть его имеет таких собственников, как муниципалитет, юридические или физические лица. Муниципалитету или частному лицу может принадлежать участок с небольшим прудом, например, который включен в границы надела.

Часто производится процедура отчуждения земли и водного объекта на ней в пользу государства. Такое действие разрешено статье 6 ФЗ РФ под номером 172, регулируется нормами данного законодательства. При переводе обязательно осуществляется перевод земли из одной категории в другую, собственник уведомляется о переходе участка.

ВНИМАНИЕ! Но получить участок государство или субъект федерации по данному закону может тогда, когда объект на участке официально зарегистрирован как водный в водном госкадастре.

Если необходимо на участке земли создать искусственный водоем (это может быть водохранилище), не обязательно забирать участок у собственника – можно взять его во временное пользование.

По окончанию строительства водоема местные власти проводят отчуждение участка, если в этом возникает необходимость, ведь резервирование его может действовать на протяжении даже двадцати лет. Возможно, потом необходимость в водохранилище пропадет, оно останется владельцу участка.

Что можно делать и что нельзя на водных территориях, находящихся под охраной?

ВК РФ определяет основные моменты охраняемых гидроучастков с установкой специального правового режима. На каждой такой зоне воды производятся работы, которые связаны с сохранением ресурсов и проведением их очистки. По этой причине на строго охраняемых гидроучастках водного фонда запрещены:

  • Эксплуатация слива для водоснабжения земель.
  • Созданиехозбытпромстоков, отстойников, мест захоронений, отходников и т. д.
  • Осуществление опыления вредными веществами и составами.
  • Организация нерегулируемого движения автомобилей, парковок без специального созданного места.
  • Размещение ГСМ, осуществление помывки и ремонтных работ ТС.
  • Противозаконные добыча, хранение и эксплуатация полезных ископаемых.
  • Противозаконное создание и эксплуатация сооружений, относящихся к водному пути, судостроительных учреждений.
  • Организация пищеотходников и свалок.
  • Ведение некоторых разновидностей хоздеятельности.

Однако, участки земель, относящиеся к водному фонду, разрешено по закону эксплуатировать для проектирования с последующей постройкой и использованием под разрешенный вид хоздеятельности. Это возможно только в случае, если строящееся здание будет снабжено специальным оборудованием:

  • Централизованнымиканализационными ответвлениями.
  • Системами водоотводов.
  • Техническими возможностями для полноценной уборки отходов и фильтрации воды из стока.

Официально к землям водного фонда относятся земли, которые имеют в своих чертах определённый объект или несколько таковых. Кроме того, они разделяются на две большие категории:

  • Особо охранные, не передающиеся в пользование физическим лицам. Государство их держит под особым контролем. Как правило, здесь располагаются какие-либо технические объекты, осуществляющие работу водозабора, исследований воды, научной или культурной деятельности, имеют эстетическое или рекреационное значение;
  • Общего пользования – территории, находящиеся во владении муниципалитета, федеральных органов или государства, которые могут использоваться для бытовых целей всеми желающими. При этом беспрепятственно доступ открыт только физическим лицам. В соответствии с Водным кодексом, юридические лица вести здесь коммерческую деятельность не имеют права.
Читайте также:  ​Субсидия на отопление в 2023 году

Направление деятельности охраны участков

Охранная деятельность содержит в себе особые мероприятия с направленностью на регулирование, восстановление и сохранение охранного объекта. Отношения, связанные с регулированием земли водного фонда состоят из зафиксированных прав и обязательств, наложенных на каждого участника.

Основные направления деятельности охраны:

  • Соблюдение регламентированных требований к эксплуатации в соответствии с целью и категорией;
  • Введение санкций нарушителям норм земельного и водного действующего законодательства;
  • Осуществление действий, направленных на работу по восстановлению водного ресурса и прилегающей к нему земли.

Относящимися к водному фонду земли считаются те, на которых расположены гидротехнические сооружения, поверхностные воды в водных объектах. К таким землям относятся площади, которые располагаются на территории моря, пруда, водохранилища.

Также это полосы отвода водных объектов, сооружения и здания водоохранного типа, различные технические строения, имеющие непосредственное отношение к использованию водных ресурсов.

ВНИМАНИЕ! Водный Кодекс Российской Федерации уделяет большое внимание ценности водных ресурсов и их сохранению. Согласно ВК вода является ресурсом ограниченным, поэтому уязвимым и требующим защиты.

Водные отношения относительно вопросов регулирования эксплуатации близки к отношениям в сфере земельной. Попадают под водные отношения и водные объекты, и их отдельные элементы. В данную категорию отнесены и земли, на которых находится, например, водохранилище, и вода в нем.

Структура земель водного фонда сложная, в нее включен сам водный фонд, режим, хозяйство, объекты, акватории, ресурсы. Это все объекты, имеющие отношение к воде, находящиеся на территории РФ.

  • Понятие «акватория» обозначает водные просторы, находящиеся в пределах одного водоема, природного или искусственного.
  • Объекты – это искусственные и природные водоемы, которые по всем признакам можно отнести к водным землям.
  • По утверждению Водного Кодекса страны водные ресурсы – это ресурсы воды, которые используются с разными целями. Для их охраны принимаются различные меры на государственном уровне.
  • Что такое водное хозяйство? Это деятельность, тесно связанная с водой. Под этим понятием подразумевается и изучение водных ресурсов и объектов, предотвращение и ликвидация водных катастроф.
  • Под «режимом» понимают уровень жидкости в любом водоеме. Он может меняться в сторону уменьшения и увеличения.

При рассмотрении земель водного фонда встречается еще и такое понятие, как правовой режим территории. Такой режим определяется на уровне законодательства и обязательно контролируется государственными органами.

Поэтому никто не может в обход закона присваивать себе водные объекты и земли фонда. Право пользования землями устанавливается только законом и учитывает особенности этой категории земляных ресурсов.

На территориях фонда действует введенный Земельным Кодесом правовой режим, заключающийся в требовании соблюдения установленных норм. Они регулируют правоотношения между государством и лицами, которые осуществляют хозяйственную деятельность на выделенных участках данной категории.

Перевод земель водного фонда в иные категории может быть осуществлен в следующих случаях:

  • при формировании участка с особо охраняемой зоной;
  • при расширении площади городов и поселков;
  • при переносе федеральных или муниципальных объектов;
  • при наличии территориальных изменений, делающих использование водного объекта невозможным.

Не все земли, принадлежащие к фонду, разрешено переводить в иные категории. Запрет на переход наложен законодательством на следующие объекты:

  • изъятые из оборота площади (например, имеющие культурно-историческую ценность);
  • земли, на оборот которых наложено временное ограничение;
  • земли, находящиеся в распоряжении организаций, осуществляющих обслуживание населения (например, ГЭС или очистные сооружения);
  • территории, перемещенные в резерв.

Что нужно знать о водных объектах?

Земли водного фонда включают в себя множество самостоятельных и отдельных объектов, находящихся под строгим контролем государственных органов и внесенных в действующее ныне российское принятое законодательство. Помимо указанных категорий, свои подкатегории имеют и объекты, которые в соответствии с Водным кодексом разделены на поверхностные и подземные. Чтобы узнать подробнее об их правовом положении, стоит обратить внимание на пятую статью Водного кодекса.

Вкратце, оглядываясь на данную статью и рассматривая понятие и состав земель водного фонда, стоит отметить, что к надземным водным объектам отнесены:

  • Объекты со снегом и льдом (включая ледники на горах);
  • Водоёмы и водотоки (река, пруд, заводь, ручей, болото, водохранилище);
  • Морские части (включая и сами моря, каждый пролив, залив, порт, пристань и так далее);
  • Каждый выход подземного водотока (родник, ключ, колодец, гейзер).

Перечисленные категории являются собственностью государства, за исключением некоторых нормативно-правовых актов в отдельных регионах страны. Границы таких объектов установлены в соответствии с действующим законодательством. При этом берутся во внимание не только границы воды, но и территория, называемая береговой линией. Унифицированных границ не существует. В каждом отдельном случае их устанавливают индивидуально и в зависимости от категории.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *