Ребенок получил травму в детском саду: кто будет отвечать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ребенок получил травму в детском саду: кто будет отвечать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как правило, по поводу незначительных травм родители к администрации сада не обращаются, да и воспитатели не делают «из мухи слона» — дети есть дети. На случай серьезных повреждений существует конкретный алгоритм действий, закрепленный приказом организации, с которым каждый воспитатель ознакамливается под роспись.

Как действовать воспитателю

В случае, если ребенок получил травму, находясь в группе детского сада, воспитатель обязан:

  1. Оказать первую помощь в зависимости от характера травмы.

Если это простая царапина, достаточно будет обработать ранку антисептиком и заклеить пластырем. Но иногда может потребоваться отвести малыша к медсестре, вызвать скорую или даже доставить ребенка в больницу.

  1. Исключить повтор инцидента с другими детьми.

Например, отобрать у ребят травмирующий предмет, погасить конфликт, увести детей с площадки, на которой что-то неисправно.

  1. Зафиксировать обстановку на момент происшествия.

Важно сделать фотографии или снять видео на случай административного разбирательства. Так педагог страхует себя от рисков и проясняет произошедшее для всех заинтересованных лиц.

«Для воспитателя лучше всего зафиксировать текущую обстановку, чтобы ни у руководства образовательной организации, ни у родителей впоследствии не возникло дополнительных вопросов», — советует Ольга Крылова.

Требуется сообщить о произошедшем руководителю организации, который, в свою очередь, должен:

  • проинформировать о случившемся родителей и учредителей (если сад частный);
  • принять меры к устранению причин, вызвавших травму: засыпать яму на площадке, починить сломанную кровать;
  • обеспечить расследование причин несчастного случая и оформление его материалов, если травма серьезная.

Дети любят бегать, прыгать, лезть куда не надо, изучая окружающий мир. Естественно, в таком возрасте процесс обучения нередко сопровождается ссадинами и синяками. Детский сад для этого не нужен, ведь ребенок без проблем и дома сможет найти проблемы – здесь все зависит не от места, а от того характера малыша.

Даже под присмотром родителей дети могут об что-то удариться, споткнуться и упасть на ровном месте, а потому от детского сада нелогично требовать того, чтобы подобное никогда не случалось. Ссадины и синяки — тоже часть воспитательного процесса. Ребенок полез куда-то, ударился, поэтому он в следующий раз лучше подумает о том, что делает. Но синяки — это одно дело, а вот травмы серьезного уровня — уже совсем другое.

Первое, о чем часто думают родители – виноват воспитатель, ведь именно он недосмотрел за ребенком. Логика в этом есть, ведь все же именно воспитатели отвечают за ребенка, пока тот находится в детском саду. Но это лишь один из взглядов на ситуацию. Другая больше построена на эмпатии – родители пытаются понять воспитателя, войти в его положение, ведь в государственных детских садах нередко один воспитатель отвечает за группу из 15-20 малышей. Третий сценарий больше касается людей, которые просто не знают, как поступать в подобной ситуации, а потому нередко занимают пассивную позицию.

Но родители должны думать о своем ребенке, ведь пострадавшим является он. Ссадины сами проходят, в них ничего серьезного нет. Существенные травмы же, с другой стороны, несут более серьезный вред. Они могут привести к серьезным проблемам со здоровьем в будущем, а сейчас может понадобится лечение, которое стоит дорого.

Еще не нужно забывать о том, что безнаказанность порождает беспредел. Если все же воспитатель виноват в том, что ребенок пострадал, но из-за вашей доброты он оказался безнаказанным, он не ощутит всю тяжесть проблемы, а потому в будущем, скорее всего, будет поступать абсолютно также. Это может привести к новым травмам, и хорошо, если они не окажутся более серьезными. В дальнейшем другие дети также могут пострадать.

Охрана жизни и здоровья воспитанников – одна из главных задач администрации, педагогического коллектива и других работников ДОУ. Основная обязанность возложена на воспитателя, ведь именно с ним дети находятся большую часть времени.

Жизнь дошкольника зависит о своевременных действий педагога, ведь именно он обязан оказать первую помощь пострадавшему. Зачастую педагог не владеет информацией как поступать в том или ином случае, полагается на медицинского работника. Бывает, что медсестры нет на рабочем месте или вообще в штатном расписании. В таком случае необходимо четко разобраться, где зона ответственности воспитателя и как ему действовать.

Вправе ли воспитатель оказывать первую помощь ребенку?

Цель первой помощи – спасти пострадавшего, то есть устранить угрозу его жизни, предупредить дальнейшие повреждения и возможные осложнения.

Каждый россиянин имеет право оказать первую помощь пострадавшему в экстренной ситуации, но при наличии у него специальной подготовки и (или) навыков. Если человек этого сделать не может, он должен вызвать скорую медицинскую помощь, это тоже относится к мероприятиям первой помощи. Следовательно, воспитатель вправе оказывать первую помощь, но при наличии у него соответствующей подготовки.

Специальную подготовку педагогам организовывает работодатель за счет своих средств. Порядок, форму и оформление результатов обучения определяет работодатель. Обучаться педагог должен один раз в три года.

Читайте также: 

Согласно ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья детей обеспечивается в т ч. обучением педагогических работников правилам оказания первой помощи.

В тоже время, следует помнить, что, находясь на рабочем месте, педагог обязан оказывать первую помощь пострадавшим детям. Эта обязанность педагога прописывается в локальных нормативных актах ДОУ: должностных инструкциях, приказах руководителя, инструкциях по охране труда и иных документах, с которыми педагоги должны быть ознакомлены.

Алгоритм действий педагога:

1. Осмотрите место происшествия и обеспечьте безопасные условия для оказания первой помощи пострадавшему ребенку (например, отключите электричество, если ребенок попал под действие электрического тока, переместите пострадавшего с проезжей части на тротуар или обочину).

2. Проверьте признаки сознания у ребенка (отвечает на вопрос, обращенный к нему, реагирует на прикосновение), при их отсутствии – определите, дышит ли ребенок.

3. При отсутствии дыхания вызовите скорую медицинскую помощь по телефонам 103/112 и приступите к сердечно-легочной реанимации (выполните по очереди 30 надавливаний на грудную клетку и 2 вдоха искусственного дыхания) до появления признаков жизни или до прибытия бригады скорой медицинской помощи.

4. Если ребенок без сознания, но дышит, чтобы обеспечить проходимость дыхательных путей, придайте ему устойчивое боковое положение (поворот в указанное положение производится без применения дополнительных приспособлений).

5. Если ребенок в сознании, проведите обзорный и подробный осмотры на предмет возможного кровотечения, травм и прочих состояний, которые требуют оказания первой помощи. Затем вызовите скорую медицинскую помощь, если не сделали этого ранее, и выполните необходимые действия: например, остановите кровотечение, наложите повязки и т. д.

6. Обеспечьте оптимальное положение тела пострадавшего, наблюдайте за ребенком и поддерживайте его психологически до приезда скорой медицинской помощи. Когда бригада приедет, передайте ей ребенка.

Педагог не обязан принимать решение о применении лекарств и обрабатывать рану.

Решение о применении медикаментов принимает врач или фельдшер. Воспитатель может только помочь ребенку принять лекарство, которое ранее назначил врач.

Обработка ран – дело хирурга, т. к. при осмотре ребенка может потребоваться остановка кровотечения, зашивание раны и прочие хирургические действия. Что же касается поверхностных ссадин, то они не представляют угрозы для жизни и здоровья ребенка даже без их обработки.

Поведение при травме ребенка

Первая проблема, которая настигает множество родителей – эмоциональное поведение при травме их ребенка. Для начала стоит успокоиться – да, это ваш ребенок, но вы должны здраво оценить ситуацию, которая сложилась, и выбрать правильный план действий.

Вы можете обратиться в компетентные органы, написать жалобу на преподавателя и отдать его судьбу в их руки. План может и хороший, но лучше к нему прибегать исключительно при явной и серьезной халатности со стороны преподавателя.

Например, если ребенок решил залезть на стол, и при падении с него получил травму. Виноват ли воспитатель в том, что ваш ребенок решил залезть на стол? Скорее всего, он просто не успел снять ребенка или поймать его. Опять же, учитываем то, сколько таких детей в каждой группе, да и подобные моменты в поведении больше ложатся на воспитание родителей.

Написанная жалоба может стоить воспитателю не только рабочего места, но и карьеры, если компетентные органы вдруг не захотят глубоко копаться в проблеме.

Рассмотрим один пример. Ребенок получил в садике травму подбородка и пришлось наложить швы. Не так давно сын знакомых во время застолья решил побегать по дивану, возле которого стоял стол. Ребенок споткнулся и падая, бровью ударился о стол. Рана хоть и была небольшой, но крови было довольно много, а потому пришлось накладывать швы.

при травме ребенка в ДОУ

Было бы логичным, чтобы порядок действий сотрудников образовательных организаций при травме ребенка регулировался отдельным нормативным актом. Министерство образования РФ уже несколько лет работает над этим вопросом. В настоящее время рассматривается проект Приказа Минобрнауки России «Об утверждении порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность» (номер ID 01/02/05-17/00066772). Но учитывая, что данный документ пока не утвержден, Минобрнауки РФ порекомендовал сотрудникам образовательных организаций руководствоваться нормами трудового законодательства – ст.ст. 227-231 ТК РФ (Письмо Минобрнауки РФ от 26.02.2016 года № 12-ПГ-МОН-3527).

Если ребенок получил травму в детском саду, то сотрудникам необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

  • ст.41 ФЗ об образовании – Охрана здоровья обучающихся;
  • ст. 31 ФЗ об основах охраны здоровья граждан – о первой помощи;
  • ст.ст.227-231 ТК РФ – расследование и учет несчастных случаев;
  • Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»;
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.05.2012 N 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»;
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 N 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».

Также внутри самой образовательной организации должен быть утвержден порядок, алгоритм действий сотрудников, если ребенок получил травму в детском саду.

Правовые основы действий воспитателя и руководителя при травме ребенка в ДОУ

Было бы логичным, чтобы порядок действий сотрудников образовательных организаций при травме ребенка регулировался отдельным нормативным актом. Министерство образования РФ уже несколько лет работает над этим вопросом. В настоящее время рассматривается проект Приказа Минобрнауки России «Об утверждении порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность» (номер ID 01/02/05-17/00066772). Но учитывая, что данный документ пока не утвержден, Минобрнауки РФ порекомендовал сотрудникам образовательных организаций руководствоваться нормами трудового законодательства – ст.ст. 227-231 ТК РФ (Письмо Минобрнауки РФ от 26.02.2016 года № 12-ПГ-МОН-3527).

Читайте также:  Как получить налоговый вычет по расходам на медицину

Если ребенок получил травму в детском саду, то сотрудникам необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

  • ст.41 ФЗ об образовании – Охрана здоровья обучающихся;
  • ст. 31 ФЗ об основах охраны здоровья граждан – о первой помощи;
  • ст.ст.227-231 ТК РФ – расследование и учет несчастных случаев;
  • Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»;
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.05.2012 N 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»;
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 N 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».

Также внутри самой образовательной организации должен быть утвержден порядок, алгоритм действий сотрудников, если ребенок получил травму в детском саду.

Обязанность воспитателя оказать первую помощь ребенку, получившему травму в ДОУ

Одним из главных действий педагога при травме ребенка в ДОУ является оказание первой помощи. В этом случае важно определить, когда нужно оказывать первую помощь, а когда можно и нужно дождаться медиков. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.05.2012 N 477н определил следующие ситуации, когда пострадавшему нужно оказать первую помощь:

  • у ребенка отсутствует сознание;
  • отсутствует дыхание или кровообращение;
  • имеется наружное кровотечение;
  • в верхние дыхательные пути попало инородное тело;
  • травмированы различные части тела;
  • ребенок получил ожог, подвергся тепловому излучению, воздействию высоких температур;
  • обморожение или другие последствия воздействия низких температур;
  • ребенок отравился.

Обратите внимание! Воспитатель имеет право оказывать первую помощь ребенку только, если прошел специальное обучение. Согласно закону об образовании на сотрудников образовательных организаций возлагается обязанность пройти обучение навыкам оказания первой помощи.

Если ребенок пострадал, то воспитатель должен предпринять следующие действия:

  • оценить безопасность обстановки;
  • вызвать Скорую помощь;
  • определить, находится ли ребенок в сознании;
  • провести мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и проверить наличие признаков жизни у ребенка;
  • провести мероприятия сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни;
  • осуществить мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей;
  • произвести обзорный осмотр ребенка и временно остановить наружное кровотечение;
  • подробный осмотр ребенка с целью выявления травм, отравлений и других угрожающих жизни состояний и оказание первой помощи при обнаружении таких признаков;
  • придать оптимальное положение ребенку;
  • контроль состояния ребенка и его психологическая поддержка;
  • передача пострадавшего сотрудникам бригады Скорой помощи.

Также необходимо сообщить информацию о травме ребенка в ДОУ его родителям или другим законным представителям.

Обратите внимание! При оказании помощи травмированному ребенку могут потребоваться медицинские изделия для оказания первой помощи, поэтому в ДОУ обязательно должна находиться укомплектованная аптечка. До тех пор пока не будет утвержден специальный перечень медицинский изделий для аптечек в образовательных организациях, можно воспользоваться комплектацией аптечки для работников организации, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 N 169н.

Дальнейшие действия по расследованию несчастного случая должны производиться в соответствии с нормами ТК РФ, Приказом Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73 и внутренними документами ДОУ. В данной ситуации необходимо совершить следующие действия:

  • уведомление Управления образования в письменной форме;
  • издание приказа о назначении комиссии по расследованию несчастного случая;
  • расследование несчастного случая с заполнением необходимых форм документов и получением от воспитателя объяснительной записки о травме ребенка в детском саду.

Полезная информация: сайт об оказании первой помощи, где вы сможете найти нужную информацию об оказании первой помощи.

Поведение при травме ребенка

Первая проблема, которая настигает множество родителей – эмоциональное поведение при травме их ребенка. Для начала стоит успокоиться – да, это ваш ребенок, но вы должны здраво оценить ситуацию, которая сложилась, и выбрать правильный план действий.

Вы можете обратиться в компетентные органы, написать жалобу на преподавателя и отдать его судьбу в их руки. План может и хороший, но лучше к нему прибегать исключительно при явной и серьезной халатности со стороны преподавателя.

Например, если ребенок решил залезть на стол, и при падении с него получил травму. Виноват ли воспитатель в том, что ваш ребенок решил залезть на стол? Скорее всего, он просто не успел снять ребенка или поймать его. Опять же, учитываем то, сколько таких детей в каждой группе, да и подобные моменты в поведении больше ложатся на воспитание родителей.

Написанная жалоба может стоить воспитателю не только рабочего места, но и карьеры, если компетентные органы вдруг не захотят глубоко копаться в проблеме.

Бесплатная консультация юриста по телефону

Задать вопрос юристу

По Москве и области Санкт-Петербург и область Федеральный номер

Рассмотрим один пример. Ребенок получил в садике травму подбородка и пришлось наложить швы. Не так давно сын знакомых во время застолья решил побегать по дивану, возле которого стоял стол. Ребенок споткнулся и падая, бровью ударился о стол. Рана хоть и была небольшой, но крови было довольно много, а потому пришлось накладывать швы.

Если воспитатель проявит сочувствие, будет извиняться – можно спокойно отказываться от претензий. Любая подобная ситуация учитывает человеческий фактор, это всегда надо помнить, ведь оплошность и халатность — не одно и то же. Ребенок также весьма часто виноват в травмах, которые получает.

Читайте также:  Валютный контроль 2022: что изменилось в № 173-ФЗ

Многое зависит от поведения сотрудников и представителей детского сада. Сопереживание встречается далеко не всегда – нередко сотрудники сада отрицают свою вину, списывая все на ребенка. В таком случае часто в ответ они получают более серьезную реакцию от родителей и мирно подобные споры решаются редко.

  • Пренебрежение физическими потребностями – когда ребенка недостаточно кормят, часто оставляют голодным, не одевают или одевают несоответственно погоде, когда ребенок проживает в антисанитарных условиях.
  • Пренебрежение медицинской помощью — отсутствие ухода за больным ребенком, когда ребенка не лечат, постоянно забывают давать лекарства, не могут организовать вакцинацию, не обеспечивают условий для оказания медицинской помощи.
  • Недостаточный контроль – оставление ребенка без присмотра, приводящее к высокому риску несчастного случая, частое оставление ребенка на попечение посторонних лиц из – за нежелания родителя заботиться о ребенке, случаи проживания родителей или законных представителей отдельно от ребенка в течение длительного времени.
  • Нахождение ребенка в опасной или вредной для него среде – от экологической обстановки до оставления его в асоциальной среде.
  • Пренебрежение эмоциональными потребностями ребенка в любви и внимании.
  • Пренебрежение потребностями в образовании и обучении – когда родители не обеспечивают условий для посещения ребенком ДОУ, допускают пропуски занятий в ДОУ без уважительных причин.
  • Употребление матерью во время беременности и кормления алкоголя или наркотиков.

Профилактика травматизма

В грудном возрасте (1,2%): В этом возрасте в основном имеют место бытовые травмы. Ожоги в 35%, переломы в 14% случаев. Единственной причиной всех повреждений в данном возрасте является невнимательность взрослых.

В возрасте 1-3 года (10,1%): В этом возрасте возрастает активность ребенка. Он начинает проявлять инициативу и любознательность. В связи с эти увеличивается опасность ожогов (63,2%), электротравм, химических ожогов пищевода, и др. Одной из наиболее частых травм в этом возрасте является подвывих головки лучевой кости. Он возникает, когда взрослые резко тянут за руку ребенка при падении или поднимании упавшего.

В дошкольном возрасте (28,5%): Бытовые травмы у 3-7 летних детей имеют место в 51% случаев. В основном это ожоги, ушибы, переломы, ранения острыми предметами, падения с высоты (в 10% летальный исход). Профилактика ожогов и других травм в этом и в преддошкольном возрасте заключается: в недопущении опрокидывания горячих предметов, тарелок и чашек с горячими жидкостями (на время убрать из обихода скатерти и салфетки); необходимости с осторожностью переносить посуду с горячими жидкостями в местах, где могут внезапно появиться дети; в запрещении нахождения на кухне при приготовлении пищи; в тщательном хранении (в недоступных для детей местах) спичек и едких жидкостей; в постоянном, неусыпном внимании при купании детей; в хорошем освещении мест общего пользования; в создании условий для невозможности забраться на подоконник окна или высокие предметы мебели для ребенка; быть внимательным, когда ребенок качается на качелях; застекленные проемы дверей на время дополнительно укрепить скотчем; электророзетки закрыть заглушками; острые углы мебели закрыть накладками.

В школьном возрасте (60%): В этом возрасте отмечается большое количество ожогов (36,8%). Но появляются специфические виды травм: спортивные, уличные и автотравмы. В профилактике спортивного травматизма основные моменты состоят в наличии постоянного педагогического контроля и дисциплины; неуклонного выполнения правил страховки; в строгой последовательности овладения различными навыками (в строгом соответствии навыков возрасту и физической форме ребенка); в недопущении перегрузки спортивных залов; в наличии комплектов защитной экипировки при занятиях скейтбордом, роликами, сноубордом, коньками и другими видами спорта сопряженными с риском повышенного травматизма. Отдельно следует остановиться на профилактике утопления и травмы «ныряльщика» (перелом шейного отдела позвоночника) – необходимо тщательно выбирать места для купания и ныряния и внимательно следить за детьми в это время.

Профилактика уличного травматизма базируется на постоянной воспитательной работе со школьниками, начиная с первых классов; в обучении детей навыкам безопасного передвижения по проезжей части; в планировании родителями безопасных маршрутов в школу и обратно.

Ссадины, царапины, раны.

Ссадины и царапины представляют опасность прежде всего, как входные ворота инфекции. И служат причиной для развития лимфаденита, панариция, флегмоны и абсцесса. Особую опасность представляют раны загрязненные землей при которых необходимо проводить профилактику столбняка.

При оказании первой помощи необходимо отчистить рану от загрязнения (промыть перекисью), смазать бриллиантовым зеленым, раствором калия перманганата или сделать повязку с раствором антисептика (хлоргексидин). При лечении мазями рекомендуем мази дермазин (аргосульфан). Растворы масел (облепиховое, розовое, шиповника) следует применять после полного отчищения раны (рана не имеет налетов и приобретает розовый цвет) и начале эпителизации (заживления).

При остановке кровотечения следует помнить, что венозное кровотечение (кровь имеет при нем темную окраску) останавливают методом наложения давящей повязки, а артериальное (алая, яркая кровь, бьющая из раны сруёй) с помощью жгута; эффективное наложение жгута возможно только на плечо или бедро пострадавшего; под жгут необходимо подложить бумажку с указанием времени наложения жгута; время наложения жгута не должно быть более 1 часа, по истечении которого, жгут необходимо ослабить и затем наложить вновь, но уже выше или ниже; в качестве жгута нельзя использовать провода и тонкие веревки; под жгут необходимо подкладывать одежду или ткань.

При ранении половых органов у девочек необходимо взять соответствующий документ подтверждающий характер травмы из лечебного учреждения


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *