Политика защиты и обработки персональных данных: образец 2022
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Политика защиты и обработки персональных данных: образец 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проблема защищенности персональных данных от несанкционированного доступа неограниченного круга лиц очень актуальна в России. Анализ инцидентов последних лет – когда персональные данные граждан массово попадали в открытый доступ – говорит о недостаточности существующих законодательных механизмов.
Кроме того, широкое распространение получили сервисы в Интернете, занимающиеся противоправным оборотом персональных данных, где можно приобрести информацию в отношении большинства российских граждан из различных баз данных. Это адреса, недвижимость, паспорта, авиа и железнодорожные перелеты и т. п. Всё это не только нарушает право человека на неприкосновенность частной жизни, гарантированное Конституцией РФ, но и создает реальную угрозу для преступлений и правонарушений. В том числе мошенничества с использованием методов социальной инженерии, заочное оформление кредитов, кибербуллинг и т. п.
Вдобавок законодательство никак не ограничивало выдачу сведений третьим лицам о принадлежащих гражданам объектах недвижимости, включая адреса их мест проживания. В то же время такие сведения – тоже персональные данные, нуждающиеся в соответствующей защищенности.
Подобные нелегальные сервисы преимущественно размещаются в иностранном сегменте Интернета, на который не распространялись требования российского законодательства о персональных данных. При этом законодательство практически не регулировало трансграничную передачу персональных данных, что также создавало существенную угрозу.
Как передать обработку ПД третьим лицам
Операторы при определённых условиях могут поручить обработку ПД третьим лицам (ч. 3 ст. 6 Закона № 152-ФЗ). Для этого нужно заключить соответствующий договор. Также обработка может производиться на основе акта государственного или муниципального органа или на основании поручения оператора персональных данных.
В акте необходимо указать:
- перечень обрабатываемых персональных данных;
- обязанность третьего лица предоставлять по запросу оператора ПД в течение срока действия поручения документы и иную информацию, подтверждающую осуществление мер и соблюдение требований по их защите;
- обязанность третьего лица соблюдать требования ч. 5 ст. 18, ст. 18.1 Закона № 152-ФЗ, возлагаемые на оператора ПД;
- обязанность третьего лица уведомить оператора ПД о случаях неправомерной или случайной передачи персональных данных в сроки, установленные ч. 3.1 ст. 21 Закона № 152-ФЗ (в те же сроки оператор обязан уведомить об инциденте Роскомнадзор).
Что изменится с 1 марта 2023
Часть изменений, предусмотренных Законом от 14.07.2022 № 266-ФЗ, имеет отложенное действие и вступит в силу с 1 марта 2023 года. В частности, начнут действовать положения о трансграничной передаче данных (физлицам, компаниям и органам власти иностранных государств).
В зависимости от того, в какую страну планируется передать сведения, режим трансграничной передачи может быть уведомительным и разрешительным. Уведомительный режим работает в отношении передачи данных в страны, обеспечивающие адекватную защиту данных. Прежде всего, это страны — участники Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, а также страны из перечня Роскомнадзора (Приказе от 14.09.2021 № 183). Взаимодействие со странами, которые не обеспечивают адекватную защиту персональных данных, должно осуществляться через разрешительный режим.
Операторы персональных данных перед началом трансграничной передачи персональных данных должны уведомить об этом Роскомнадзор. В свою очередь, ведомство может её ограничить или запретить (п. 7 ст.1 № 266-ФЗ).
Сколько согласий запрашивать?
В статье 9 Закона № 152-ФЗ уже установлена обязанность работодателей запрашивать у работника согласие на обработку персональных данных. Эта статья содержит и требования к оформлению такого согласия. В частности, оно должно быть конкретным, информированным и сознательным. Работник может дать его в любой позволяющей подтвердить факт получения такого согласия форме (письменно или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью), если иное не предусмотрено федеральным законом.
Это согласие работодатели уже давно должны были запросить у работников.
К сведению: отдельное письменное согласие оформляется на обработку специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни (ст. 10 Закона № 152-ФЗ).
В новой ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ прямо указано, что согласие на обработку персональных данных, разрешенных их субъектом для распространения, оформляется отдельно от иных согласий субъекта ПД на обработку его данных.
Таким образом, ранее составленные согласия на обработку персональных данных в соответствии со ст. 9 Закона № 152-ФЗ продолжают свое действие, в отношении них никаких изменений нет. А для размещения ПД работников в общем доступе работодатели должны запросить у работников отдельное согласие.
Актуализация, исправление, удаление и уничтожение персональных данных, ответы на запросы субъектов на доступ к персональным данным
В случае если персональные данные указаны не точно или обнаружена их несанкционированная обработка, оператор должен актуализировать информацию или прекратить обработку персональных данных. В этой связи пропишите в политике, что ваша компания обязана внести изменения, уничтожить или блокировать данные, если субъект представит вам сведения о том, что данные устарели, недостоверны или получены незаконно. Пропишите срок, в течение которого субъект должен сообщить эти сведения.
Кроме этих разделов, в Политику рекомендуется включать регламент(ы) реагирования на запросы, обращения субъектов персональных данных и их представителей, уполномоченных органов по поводу неточности персональных данных, неправомерности их обработки, отзыва согласия и доступа субъекта персональных данных к своим данным, а также соответствующие формы запросов и обращений.
Политика утверждается приказом руководителя. Если принимается новая Политика, приказом следует отменить предыдущую и утвердить новую редакцию Политики.
С Политикой необходимо ознакомить всех работников организации под подпись. Напомним еще раз, что Политика обязательно должна быть размещена на сайте компании.
Новые штрафы за нарушение правил обработки персональных данных
Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет для организаций и ИП штрафы по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Эта норма предусматривает для ИП и должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а для самих организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.
Но уже с 27 марта 2021 года штрафы за совершение вышеуказанных нарушений будут в значительной степени увеличены (Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ). Так, штраф для ИП и должностных лиц организаций составит от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.
Повторное нарушение повлечет взыскание штрафа с должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 50 000 рублей, с ИП – в размере от 50 000 до 100 000 рублей, а с организаций – в размере от 100 000 до 300 000 рублей (новая ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ).
Одновременно будут увеличены штрафы и за саму обработку персональных данных без получения соответствующего согласия в письменной форме (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ). Сейчас обработка персональных данных без согласия гражданина грозит физлицам штрафом в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностным лицам – от 10 000 до 20 000 рублей, а организациям – от 15 000 до 75 000 рублей. Такие же штрафы назначаются и за обработку персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие.
С 27 марта обработка персональных данных без разрешения повлечет наложение на физлиц штрафа в размере от 6 000 до 10 000 рублей. Должностным лицам организаций и ИП совершение этих нарушений обойдется штрафом в размере от 20 000 до 40 000 рублей, а организациям – от 30 000 до 150 000 рублей.
Как утвердить положение о персональных данных работников?
Для этого надо издать приказ, который обычно подписывает руководитель компании.
Возможные названия приказа:
- «Об утверждении положения о персональных данных работников»,
- «Об утверждении положения об обработке и защите персональных данных работников»,
- «Об утверждении положения о защите персональных данных работников».
В приказе содержится не только информация об утверждении положения, но и дата, с которой оно действует. Например, с конкретного числа или с даты подписания приказа.
Также в приказе обычно:
- назначают лиц, которые должны ознакомить работников организации с положением о защите персональных данных (образец 2022) – как это сделать, мы объясним ниже,
- определяют для этого разумный срок.
Обеспечение сохранности машинных носителей
Требование:
Обеспечение сохранности носителей персональных данных.
(применимо для УЗ — 1-4)
Возможные способы выполнения:
-
осуществлять хранение съемных носителей ПДн в сейфах (металлических шкафах), оборудованных внутренними замками с двумя или более дубликатами ключей и приспособлениями для опечатывания замочных скважин или кодовыми замками;
-
осуществлять поэкземплярный учет машинных носителей ПДн, который достигается путем ведения журнала учета носителей ПДн с использованием регистрационных (заводских) номеров.
Можно ли использовать не сертифицированные СЗИ
Требование:
Использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз.
(применимо для УЗ — 1-4)
Возможные способы выполнения:
Следует отметить разницу подходов различных регуляторов.
Позиция ФСБ – СКЗИ подлежат обязательной сертификации.
Позиция ФСТЭК по СЗИ: Процедура оценки соответствия определена Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ.
Если следовать логике ФСТЭК, то руководствоваться надлежит положениями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Согласно статьи 20, к формам подтверждения соответствия относится:
-
обязательная сертификация;
-
декларирование соответствия.
Изменение № 4: сократились сроки реагирования на запросы
Как было раньше. Если Роскомнадзор или субъект ПДн писал компании запрос с просьбой предоставить какие-то сведения, которые касаются обработки личных данных, на ответ давалось 30 дней.
Как сейчас. Время на ответ сократили до десяти дней с возможностью продления этого срока ещё на пять дней, если нужно время на сбор данных. Такой же срок установлен и для запросов о прекращении обработки ПДн. Если человек просит удалить его из базы, это нужно сделать тоже за десять дней.
Что это значит. Реагировать на запросы органов и граждан придётся быстрее. В документах ничего менять не нужно.
Каждая организация вправе самостоятельно разработать Положение, законодатель не устанавливает его строгой формы. Обязательным является наличие следующих разделов:
- Общие положения.
Раздел должен содержать цели, для которых документ составлен, а также перечисление данных, которые относятся к персональным. Все формулировки можно перенести из ст. 3 Закона.
- Основные понятия и состав персональных данных.
Руководствуйтесь при составлении этого раздела ст. 3 Закона. Укажите также документы работников, в которых содержатся их ПД:
- документы, на основании которых оформляется трудовой контракт;
- трудовые книжки;
- личные дела работников;
- отчетность налоговая, статистическая и т.д.;
- приказы по организации и их копии.
- Обработка персональных данных.
Перечислите все условия, которые необходимо соблюдать при обращении с ПД. Соотнесите их с теми, что указаны в ст. 6 Закона.
- Передача персональных данных.
Определите правила передачи и получения ПД как внутри организации, так и третьим лицам. Здесь же укажите, как и где они хранятся (обычно это отдел кадров и бухгалтерия, где сведения о работниках хранятся в бумажном и электронном виде).
- Доступ к персональным данным.
Доступ к ПД сотрудников строго ограничен кругом лиц, которые используют их в процессе осуществления своих должностных полномочий. Перечислите должности, кто вправе получать и обрабатывать такие сведения, и их действия с ПД.
- Ответственность за нарушение норм в отношении обработки и защиты персональных данных.
Закрепите меру ответственности за работниками в случае нарушений правил данного Положения. Степень ответственности избирается в соответствии со ст. 90 ТК РФ.
Положение о персональных данных вводится в действие на основании приказа руководителя.
Обязательным является ознакомление с текстом Положения всех сотрудников организации, в том числе вновь принимаемых (ч. 2 ст. 22, ст. 68 ТК). Подтверждается этот факт одним из способов:
- личной подписью в трудовом договоре, где содержится отсылка на действующее Положение;
- личной подписью в листе ознакомления к Положению или журнале ознакомлений с приказами и распоряжениями.
При несоблюдении порядка обращения с персональными данными, если отсутствует Положения или не ознакомлен сотрудник с ним, руководитель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 5.27 КоАП.
Новые требования к персональным данным несовершеннолетних
Новый закон запрещает включать в договор с субъектом персональных данных три вида условий.
Речь о положениях, которые ограничивают права и свободы субъекта, допускают в качестве условия заключения договора бездействие субъекта, а также устанавливают случаи обработки данных несовершеннолетних.
Если первые два вида положений — не новые, то третий дополнительно ограничивает компании. Скорее всего, Роскомнадзор будет толковать его расширительно: персональные данные несовершеннолетних нельзя обрабатывать на основании договора, если иное прямо не указано в законе.
П. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»
Владельцы цифровых платформ больше не смогут ссылаться на то, что несовершеннолетний принял все правила пользования ресурса, а значит, дал основание для обработки.
Многим сервисам придется переоценить свои риски и пересмотреть подход к обработке данных. При этом важно, что предоставление согласия на обработку — односторонняя сделка. Следовательно, требования к форме согласия будут отличаться для разных возрастных групп. Что проверить в согласии на обработку данных
Как и когда необходимо информировать Роскомнадзор об утечке данных
У операторов появится новая обязанность: взаимодействовать с ГОССОПКА и информировать госорганы о компьютерных инцидентах, которые повлекли утечку персональных данных. В отношении ГОССОПКА пока не ясно, что именно будут требовать от операторов персональных данных. Порядок взаимодействия и обязанности должна будет установить ФСБ.
Ч. 12 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»
Конкретные требования закон установил к тому, как уведомлять госорганы о неправомерной или случайной передаче персональных данных. Оператор, если выявил такой факт, обязан в течение 24 часов уведомить Роскомнадзор об инциденте.
В таком уведомлении необходимо указать предполагаемые причины и вред, перечислить, какие меры приняла компания, чтобы устранить последствия. Также следует предоставить сведения о лице, которое будет взаимодействовать с Роскомнадзором.
В течение 72 часов с момента, когда выявили инцидент, оператор должен уведомить Роскомнадзор о результатах внутреннего расследования, а также предоставить сведения о лицах, чьи действия стали причиной инцидента.
Требование информировать госорганы об утечке персональных данных — новелла для российского законодательства. Однако похожие требования уже есть в законодательстве об объектах критической информационной инфраструктуры.
КоАП предусматривает штраф до 500 тыс. руб. для субъектов КИИ, если они не проинформируют об инцидентах.КоАП-1 Поэтому есть вероятность, что для операторов персональных данных тоже введут повышенный штраф. Однако пока что оператора, который не уведомит чиновников об утечке, можно оштрафовать до 5 тыс. руб. по общей норме Ко АП о непередаче сведений госорганам.
Контроль и ответственность операторов персональных данных за нарушения
Роскомнадзор контролирует операторов персональных данных в рамках контрольных мероприятий трёх типов:
- инспекционный визит;
- документарную проверку;
- выездную проверку.
За невыполнение обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ “О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, организацию могут привлечь к административной ответственности. Например, максимальный штраф для организации:
- за невыполнение в установленные сроки требования субъекта персональных данных (его представителя) либо Роскомнадзора об уточнении персональных данных в случае, когда они являются неполными, устаревшими, неточными, составляет 90 тыс. руб., за повторное правонарушение – 500 тыс. руб. (ч. 5, 5.1 ст. 13.11 КоАП РФ);
- за невыполнение при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обязанности обеспечить, в частности, хранение персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ, составляет 6 млн руб., за повторное правонарушение – 18 млн руб. (ч. 8, 9 ст. 13.11 КоАП РФ).
Если действия физлица содержат признаки преступления, то его могут привлечь к уголовной ответственности.
Хранение и использование персональных данных
В соответствии со ст. 87 ТК РФ порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем. Работодатель должен издать соответствующий локальный нормативный акт, регулирующий вопросы хранения и использования персональных данных, а также обеспечивающий защиту последних от неправомерного их использования или утраты. С соответствующим актом, а также со своими правами в сфере защиты персональных данных работники должны быть ознакомлены под подпись.
Работодатель утверждает перечень сотрудников, которые будут обрабатывать персональные данные и которые имеют к ним доступ. Чаще всего это входит в обязанности бухгалтера и кадрового специалиста. Таким сотрудникам будут доступны только те данные, которые необходимы для выполнения конкретных функций, то есть по конкретным направлениям их деятельности (ст. 88 ТК РФ).
Порядок допуска к персональным данным сотрудников закон не устанавливает. Поэтому работодатель вправе определить его самостоятельно и прописать в локальном акте организации, например, в Регламенте допуска работников к обработке персональных данных. В этом документе также необходимо указать конкретный перечень сотрудников, которые имеют доступ к персональным данным других сотрудников.
Также издайте приказ, в котором пропишите должности и фамилии сотрудников, а также закрепленные за ними объекты обработки персональных данных.
Как составить положение о персональных данных работников
Если просто, то персональные данные — это сведения о человеке. Закон № 152-ФЗ от 26.07.2006 дает более длинную формулировку, где человек именуется субъектом, который определяется по четким критериям правовых норм. Также вопрос регламентирован главой 14 Трудового кодекса Российской Федерации и Конституцией Российской Федерации.
В первую очередь тема важна для работодателей, так как трудовые правоотношения напрямую связаны с обработкой сведений о персонале. Именно поэтому на каждом предприятии утверждается Положение о работе с персональными данными работников. К этим данным относятся:
- место жительства (регистрации);
- номер телефона;
- данные о документе, удостоверяющем личность;
- доходы (зарплата, налоги);
- наличие детей;
- семейное положение;
- образование;
- состояние здоровья;
- количество проработанных лет (стаж).
Утверждая Положение об обработке и защите персональных данных, вы можете дополнить или детализировать перечень.