Налоговый мониторинг: с июля действуют обновленные правила

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый мониторинг: с июля действуют обновленные правила». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Система налогового мониторинга – это процесс непрерывного контроля за компанией в онлайн-режиме. Бизнес дает согласие на такое внимание, а ФНС через специальное ПО проверяет текущую отчетность. Понятно, что такая система выгодна, прежде всего, государству: мониторинг предотвращает формирование «серых схем» ухода от налогов, получает доступ к финансовой информации.

В чем суть налогового мониторинга

В основе налогового мониторинга лежат два ключевых принципа: открытость и добровольное соблюдение налогового законодательства. Налоговый мониторинг не является российским ноу-хау, у него богатая мировая практика. Проведение налогового мониторинга в РФ законодательно установлено в статье 105.29 НК РФ.

Суть налогового мониторинга можно объяснить довольно просто: компания предоставляет налоговому органу максимум информации, тот, в свою очередь, проверяет компанию в режиме реального времени, не мучает выездными проверками и не наказывает постфактум рублем, а работает на опережение – то есть указывает на риски, которые могут привести к нарушению налогового законодательства.

В ходе проведения налогового мониторинга налогоплательщик предоставляет ФНС доступ к данным бухгалтерского и налогового учета, способам их ведения, принципам формирования налоговой политики, системе начисления и уплаты налогов и страховых сборов и т.п. ФНС проверяет дистанционно весь массив информации в режиме реального времени, информируя предприятие о спорных моментах.

Ключевые характеристики налогового мониторинга:

  • Добровольный выбор. Выбрать НМ могут только крупные налогоплательщики, соответствующие заданным критериям.
  • Открытость предприятия для налоговой.
  • Взаимодействие сторон в режиме диалога.
  • Осуществление контроля в режиме реального времени по ТКС.
  • Отсутствие традиционных форм контроля в виде камеральных налоговых проверок.
  • Экспертиза сделок со стороны ФНС. В случае обнаружения факторов риска, ФНС информирует компанию через документ под названием «мотивированное мнение».
  • Срок налогового мониторинга составляет 1 год 9 месяцев, в отличии от традиционного срока проверки, достигающего 5 лет и 1 месяца.
  • Отсутствуют пени и штрафы. При устранении неточностей, указанных в мотивированном мнении, налогоплательщик освобождается от штрафных платежей.

Преимущества налогового мониторинга

  • Без камеральных и выездных проверок. Они заменяются на онлайн мониторинг сделок, документов, налогов и отчетности.
  • Взаимодействие с налоговой в режиме онлайн. Всегда можно узнать мотивированное мнение налоговой по каждой из сделок, чтобы избежать штрафов и пеней за неправильное оформление.
  • Возмещение НДС в упрощенном порядке. По заявлению, без предоставления банковских гарантий процедура занимает всего 11 дней, вместо 3 месяцев.
  • Быстрое закрытие налогового периода. Срок проведения налогового мониторинга – 1 год и 9 месяцев, тогда как налоговый период в обычном порядке может длиться до 5 лет.
  • Меньше требований от ФНС. Налоговая предъявляет меньше запросов за счет онлайн-доступа к документам, подтверждающим правильность расчета налогов.

Как проходит мониторинг

Налоговая инспекция проводит его на своей территории на основе деклараций и учётных данных из базы, куда организация даёт доступ.

Налоговики имеют право:

  • запрашивать документы, информацию по расчётам и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
  • требовать письменные или устные пояснения по существу запроса;
  • привлекать специалистов и экспертов.

Документы или информацию по запросам нужно отправлять в налоговую инспекцию в виде заверенных копий:

  • в бумажном виде — через уполномоченного представителя или по почте;
  • в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи.

Усовершенствовав систему налогового контроля, компании не только корректно ведут учет документов, но и повышают качество взаимодействия с налоговыми органами, снижают расходы на администрирование, улучшают деловую репутацию и обеспечивают престиж своего бизнеса.

При вступлении в режим налогового мониторинга профильные органы открыты к диалогу, в первую очередь, с организациями, которые уделили достаточно внимания подготовке.

Компании, которые предоставили налоговым органам комплекс документов, имеют больше шансов на успешное согласование и оценку заявки, а также вызывают больше доверия у партнеров и клиентов.

В конечном итоге это повышает инвестиционную привлекательность компании и положительно сказывается на деловом климате.

Рассматриваемый документ направлен на:

  • повышение качества и эффективности налогового контроля на основе высокотехнологичных решений;
  • упрощение и облегчение взаимодействия между налоговыми органами и организациями (налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и/или налоговыми агентами);
  • повышение прозрачности деятельности плательщиков.

Основная цель Концепции – определить пути и способы цифровизации налогового контроля на основе применения риск-ориентированного подхода, направленного на проверку высокорисковых операций плательщиков с учетом отраслевой специфики с последующей интеграцией функции государственного налогового контроля в корпоративные информационные системы плательщиков. Это позволит обеспечить:

  • добровольную, правильную и своевременную уплату налогов, сборов и страховых взносов в бюджет;
  • повышение эффективности налогового контроля;
  • снижение административного бремени для плательщиков (отказ от налоговых проверок, сокращение сроков проведения мероприятий налогового контроля).

Государство в лице Минфина и ФНС хочет глубже понимать бизнес-модели и отраслевую специфику деятельности плательщиков, а также снижения количества споров путем развития инструментов согласования налоговой базы.

Чем руководствоваться

На основании п. 7 ст. 105.26 НК РФ (Закон от 29.12.2020 № 470-ФЗ с изменениями) система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям к её организации, которые устанавливает ФНС России.

Поэтому с 7 августа 2021 года нужно руководствоваться таким приказом ФНС от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518 (далее — Приказ № ЕД-7-23/518). Он закрепил:

  • требования к организации системы внутреннего контроля;
  • формы и форматы документов, которые организации сдают в налоговую при раскрытии информации о системе внутреннего контроля.

Что мониторят налоговики

Компании, в отношении которых идёт налоговый мониторинг, обязаны соблюдать требования к системе внутреннего контроля:

  • за совершаемыми фактами хозяйственной жизни (бизнес-процессы);
  • правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Вообще, система внутреннего контроля должна работать на всех уровнях бизнес-процесса (операции). А именно:

ЭТАП

ЦЕЛЬ

До фактического начала бизнес-процесса (операции) Предупреждение или снижение негативного воздействия событий и факторов, которые могут повлиять на достижение целей организации
Непосредственно в ходе бизнес-процесса (операции) Своевременное выявление и немедленное устранение возникающих в ходе работы нарушений и отклонений от заданных параметров
После бизнес-процесса (операции) Установление достоверности отчетных данных и оценки соответствия результатов целевым (плановым) показателям
Читайте также:  Распределение имущества при ликвидации ООО

Что такое налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля, при которой выездные проверки налогоплательщиков заменяются на постоянный удаленный контроль за их деятельностью. Контроль организуется путем предоставления налоговикам онлайн-доступа к бухгалтерской и налоговой отчетности компаний, при котором контролеры практически в режиме реального времени могут отслеживать, как плательщики рассчитывают и уплачивают налоги, формируют отчетность и исполняют другие налоговые обязанности.

В рамках налогового мониторинга проверки заменяются на оперативное взаимодействие с налогоплательщиком, при котором инспекторы, выявившие какие-либо неточности или ошибки в расчетах плательщика, вправе запрашивать у последнего пояснения и требовать от него исправления допущенных ошибок. Представить пояснения организация, участвующая в мониторинге, должна в течение 5 дней, а внести исправления в свои документы – в течение 10 дней с момента получения соответствующего требования (п. 2 ст. 105.29 НК РФ).

Проводить выездные проверки в отношении компаний, участвующих в налоговом мониторинге, налоговики могут лишь в исключительных случаях (п. 5.1 ст. 89 НК РФ):

  • при проведении выездной проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
  • при невыполнении налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа (непредставление пояснений, документов, неисправление выявленных ошибок и т.д.);
  • при непредставлении уточненной декларации за период проведения налогового мониторинга, в которой была уменьшена сумма налога по сравнению с ранее представленной декларацией;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга.

Органами, осуществляющими налоговый контроль являются органы налоговой службы (Министерство по налогам и сборам и его подразделения в РФ), налоговой полиции, милиции, осуществляющие непосредственно оперативный контроль за поступлением налогов и других обязательных платежей в доход государства. Непосредственное отношение к контролю за поступлением налогов в отдельных случаях имеют финансовые органы (предоставление отсрочек по текущим налоговым платежам), органы Федерального казначейства (распределение налоговых платежей по уровням бюджетной системы; проверки банковских учреждений по соблюдению очередности зачисления платежей в бюджет), банковские органы (заполнение платежно-расчетных документов), органы внутренних дел (работа налоговых постов на предприятиях спиртоводочной промышленности, Госавтоинспекции, паспортно-визовая служба, адресный стол), Федеральная служба безопасности, таможенные органы, страховые органы, органы государственных внебюджетных фондов, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, антимонопольный комитет и т.д[12]. Поэтому особенно важным в настоящее время является вопрос не только о взаимодействии перечисленных организаций, но и разграничение функций, ответственности за исполнение обязанностей, связанных с налоговым контролем.

На основании п.1 ст.32 НК РФ на налоговые органы в рамках осуществления налогового контроля возложены следующие контрольные функции[13]:

-осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

-ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков;

-проведение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, по бесплатному информированию налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлению форм установленной отчетности и разъяснению порядка их заполнения, разъяснению порядка исчисления и уплаты налогов и сборов;

-направление налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налогового уведомления и требования об уплате налога и сбора и другие функции.

При осуществлении налогового контроля могут быть также выявлены факты, свидетельствующие о совершении должностными лицами организации, индивидуальным предпринимателем и иных действий, бездействия, за совершение которых УК РФ установлена ответственность, поэтому функцией органов налогового контроля в данном случае будет являться подготовка в десятидневный срок со дня выявления вышеуказанных обстоятельств материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

При рассмотрении обязанностей налоговых органов нельзя не принимать во внимание, что фактически реализация возложенных на налоговые органы функций осуществляется через действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.

Должностными лицами налоговых органов являются работники налоговых органов, которые на основании положений действующего законодательства постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти в рамках налоговых правоотношений.

Согласно положениям ст.33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны[14]:

1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Налоговая система Российской Федерации, к сожалению, далека от идеала. Возможно, это связано с тем, что современная российская налоговая система существует очень короткий период времени, но факт остается фактом – в ней имеется много проблем. Однако из наиболее острых и сложно разрешимых проблем является уклонение от уплаты налогов.

По данным Министерства РФ по налогам и сборам, исправно и полном объеме платят в бюджеты причитающиеся налоги примерно 16-17% налогоплательщиков. Около 60% налогоплательщиков налоги платят, но всеми доступными им законными, а чаще всего незаконными способами минимизируют свои налоговые обязательства. Остальные налогоплательщики не платят налоги вообще.

Для определения направлений реформирования налоговой системы России в деле борьбы с уклонением от уплаты налогов и сборов необходимо выявление причин уклонения от уплаты налогов. Очевидно, что важнейшей причиной уклонения от уплаты налогов и сборов являются экономические мотивы (сохранение и упрочение своего материального положения). Решением этой проблемы может стать определение и применение оптимального размера налоговой нагрузки, при которой в определенной степени будут удовлетворятся потребности государства в финансовых ресурсах, и не подрываться финансовое состояние налогоплательщика[15].

Следующими, по значимости, причинами ухода налогоплательщиков от налогообложения являются несовершенство и сложность налогового законодательства. Налоговый кодекс, как основополагающий законодательный источник, содержит очень много «проколов» и «трудных мест» для однозначного толкования. Многие выражения сами по себе содержат спорные моменты. Так, например, спорный момент возникает при определении срока, за который может быть проведена налоговая проверка.

В силу ст. 87 налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавших году проведения проверки. Мнения по поводу того, может ли быть охвачен налоговой проверкой год ее проведения, у налогоплательщиков и налоговых органов разделились. Так, по мнению одних, эта норма однозначно исключает из проверки текущий год. По мнению других, указание на три календарных года деятельности налогоплательщика, которые могут быть охвачены проверкой налогового органа в какой-то степени компенсирует отсутствие в НК РФ правил в отношении сроков, в течение которых государство вправе требовать исполнения обязанности по уплате налогов, не давая возможности выставить требования об уплате налогов за давно прошедшие налоговые периоды, что само по себе не исключает права налогового органа на проверку года деятельности налогоплательщика, в котором проводится проверка.

Читайте также:  Купить красивый номер на авто. Как купить и оформить в ГИБДД?

Таким образом, для повышения эффективности налогового контроля, сокращения продолжительности выездных налоговых проверок на время разбирательств в судах, где противоборствующими сторонами выступают налоговые органы и налогоплательщики, представительным органам власти следует пересмотреть множество норм Налогового Кодекса РФ.

Среди проблем налогового контроля хотелось бы отметить проблемы, возникающие при проверках малых предприятий.

Сфера малого бизнеса относится к числу тех сфер предпринимательской деятельности, которые наименее поддаются налоговому контролю. Если финансовые потоки организации, являющейся крупным налогоплательщиком, всегда находятся под пристальным вниманием налоговых органов, а текущие налоговые платежи являются объектом постоянного мониторинга, то в отношении малых предприятий налоговый контроль объективно не может носить столь глобального всеобъемлющего характера[16].

Лишь применение высокоэффективной системы отбора позволит обеспечить максимальную концентрацию усилий налоговых органов на проверках тех категорий налогоплательщиков, вероятность обнаружения нарушений у которых представляется наиболее реальной.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок.

Наиболее перспективным выглядит увеличение количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами налоговой полиции. Результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок[17].

Что такое «Налоговый мониторинг»?

Налоговый мониторинг — это новая форма налогового контроля. Причинами его появления стали:

  • потребность в упрощении системы налогового контроля;
  • тенденция к активной цифровизации предприятий;
  • стремление государства сделать методы администрирования более современными.

Налоговый мониторинг предполагает, что налогоплательщик предоставляет налоговым органам доступ к своим документам и своей информационной базе. Из этого следует, что:

  • бумажный документооборот сокращается и переходит в электронный формат;
  • камеральные и выездные проверки заменяются системой налогового мониторинга;
  • сокращаются затраты обеих сторон на процедуру проведения проверки;
  • снижается количество проверок, пеней и штрафов (за счет возможности предварительного согласования порядка учета операций);
  • предполагается ускорение решения спорных вопросов и минимизация рисков с помощью мотивированного мнения.

Мотивированное мнение отражает позицию налогового органа по начислению, сбору, и уплате налогов. Налогоплательщик также может запросить мотивированное мнение, если видит возможность рисков, или для того, чтобы избежать неоднозначного толкования законов. Это означает следующее:

  • появляется возможность планирования налогового учета, опираясь на позицию налоговых органов;
  • также появляется возможность «сделать работу над ошибками» — подать уточненные декларации и уплатить доначисленный налог.

Прогнозы развития «налогового мониторинга»

Сегодня налоговый мониторинг — один из приоритетных проектов, развиваемых ФНС. Тенденции налогообложения крупных компаний таковы, что внедрение налогового мониторинга расширяется с каждым годом. Это ведет к снижению требований не только к компаниям, подпадающим под критерии налогового мониторинга, но и к упрощению самой процедуры. А уже в феврале 2020 распоряжением правительства РФ была подписана концепция развития налогового мониторинга.

Результатами реализации данной концепции станут:

  • еще 52 крупных налогоплательщика планируют присоединиться к налоговому мониторингу в 2020 году;
  • к 2022 году это будут компаний, которые обеспечивают более 50 % поступления в федеральный бюджет;
  • к 2024 году количество участников мониторинга возрастет до 7,8 тыс.;
  • увеличение процента электронных документов плательщиков в общей совокупности документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов – не меньше 10% в год.

Обязательные условия для осуществления налогового мониторинга

НМ является процедурой добровольной. Но воспользоваться ее преимуществами могут не все организации. Когда предприятие проявляет интерес к подобной форме сотрудничества с налоговой, ему следует убедиться в соответствии бизнесовых показателей требуемым критериям. Условий всего три, и зафиксированы они в НК РФ (ст. 105.26, п. 3).

Чтобы компании не отказали в НМ, такие экономические показатели должны быть не ниже минимальных размеров:

№ п/п Показатели Пояснение Минимальная величина, млн. RUB
1. Налоги Общий их размер, включающий НДС, налог на прибыль, добычу ископаемых из земных недр, акцизный сбор.

Исключение – налоги, относящиеся к продвижению продукции посредством таможни стран Таможенного союза

300,00
2. Доходы Выручка от реализации суммарная и другие доходы, обозначенные в отчетных данных за прошедший год 3000,00
3. Активы Общий размер активов (по состоянию на 31.12 прошлого г.). Их стоимость зафиксирована в финотчетности 3 000,00

Пример 1. ООО «Вектор» платит НДС и налог на прибыль. Организация сотрудничает со странами, входящими в Таможенный союз. Она решила подать заявку касательно НМ на 2023 г. В 2017 г. «Вектор» уплатил в бюджет 510 млн. руб. В этой сумме 200 млн. руб. – «таможенный» НДС, который не следует учитывать. Тогда принимаемая во внимание сумма налогов составляет 310 млн. руб. (510-200), что соответствует первому критерию. Если и доходы, и стоимость активов превышают 3 млрд. руб., ООО «Вектору» не откажут в НМ.

Топ-5 популярных вопросов

Вопрос №1. Что подразумевается под понятием «мотивированное мнение».

Это мнение, отражающее воззрение специалистов-налоговиков относительно налогов, сборов, страховых взносов по конкретному соглашению: правильности их расчета, полноты, отсутствия задержек перечисления средств в казну. Оно отправляется компании после того, как НМ проведен. ММ может составляться по инициативе и фирмы, и налоговиков.

Вопрос №2. Компания подала заявку на НМ. Через некоторое время ее руководители посчитали, что им выгоднее работать без НМ. Смогут ли они отменить заявку? Что необходимо предпринять?

О решении отказаться от проведения НМ следует оповестить налоговую письменно – отозвать ранее поданное заявление. Но если решение о НМ уже принято, то отказаться можно лишь через год.

Вопрос №3. Какой период и срок охватывает НМ?

Периодом НМ выступает календарный год. Временной отрезок проведения – январь-сентябрь включительно. Окончание – 1 октября.

Вопрос №4. При прекращении НМ по вине организации налоговая уведомляет последнюю в письменном виде. Каковы сроки подачи такого сообщения?

Уведомить компанию о прекращении НМ следует не позже, чем через 10 дней после допущенного нарушения. Крайний срок – 1 сентября того года, который наступает за периодом НМ.

Читайте также:  Опекунство над недееспособным человеком

Вопрос №5. Какое основное отличие НМ от выездных проверок?

НМ проводится добровольно по инициативе компании. Он реализуется в режиме реального времени и предусматривает рассмотрение документов уже сейчас, а не через год или два.

Одно из главных преимуществ НМ состоит в том, что он способен избавить организации от налоговых проверок – и выездных, и камеральных. Но применять его вправе не все компании. НМ возможен только для крупных предприятий с миллиардным оборотом и стоимостью активов.

Может ли налоговый орган отказать организации в проведении налогового мониторинга?

Решение о возможности проведения налогового мониторинга принимается руководителем территориальной инспекции или его замом на основании полученной от компании информации и заявления. Решение должно быть принято, согласно закону, до первого ноября. И естественно, что вариантов решений два – отказать или применить к компании систему контроля в виде мониторинга. Принятое решение направляется организации в течение пяти дней, при этом отказ в проведении должен быть мотивирован. Так ФНС может отказать если:

  • Компания, претендующая на такой вид взаимодействия, не предоставила всей требуемой информации или она была неточной.
  • Если регламент взаимодействия не соответствует установленному.
  • Если система внутреннего контроля предприятия не соответствует требованиям к внутреннему контролю.

Если ФНС будет принято положительное решение, то налоговый мониторинг может проводиться и в последующие периоды без заявления налогоплательщика. Решение о продлении контроля в виде мониторинга на следующий период принимается до первого декабря. Предприятие информируется о продлении программы взаимодействия на следующий период. Компания может отказаться от продления периода мониторинга, написав соответствующее заявление.

Мотивированное мнение налоговой инспекции

Мотивированное мнение – это отражение мнения ФНС по тому или иному вопросу, касающемуся налогов, корректности их исчисления, сроков уплаты и пр. Процедура направления компании мотивированного мнения предусмотрена данным видом налогового контроля.
Мотивированное мнение имеет две формы:

  • По инициативе ФНС.
  • По запросу компании.

В первом случае мотивированное мнение направляется при обнаружении в процессе мониторинга ошибок при исчислении налогов и уплате акцизов, сборов и взносов. Направляется оно в организацию в течение пяти дней, при этом не позднее, чем за три месяца до окончания процедуры мониторинга.

Во втором случае, налогоплательщик запрашивает мотивированное мнение у инспекции, если у него возникли вопросы по налогам, сборам, акцизам или иных сфер хозяйственной деятельности предприятия. Оформляется запрос в виде изложения позиции компании по данному вопросу. Ответ на запрос должен быть направлен в адрес компании не позднее месяца со дня его получения. При этом этот срок может быть продлен решением руководства территориального органа, если для обозначения позиции ФНС по данному вопросу требуются дополнительные данные и документы. При продлении срока рассмотрения вопроса налогоплательщик извещается дополнительно.

Согласно закону, после ознакомлением с мотивированным мнением компания должна известить налоговый орган о своем согласии-несогласии с точкой зрения ФНС в течение месяца:

  • В случае согласия с мнением инспекции налогоплательщик отправляет документы, удостоверяющие, что мнение налоговой инспекции было учтено и реализовано.
  • Если налогоплательщик не согласен с мнение инспектора, он в указанный срок должен направить разногласия с предлагающимися документами. Налоговый инспектор после получения такого разногласия должен все материалы по нему направить в трехдневный срок в федеральный орган исполнительной власти. После чего может быть инициирован взаимосогласительная процедура, в которой будет участвовать представитель организации и налоговой инспекции. Срок проведения такой процедуры определен законом в один месяц, после чего компания извещается об изменении мотивированного мнения или о решении оставить его в силе.

В итоге новый метод контроля позволяет не только эффективно взаимодействовать фискальным органам и крупным налогоплательщикам, но и вводит в практику совершенно новый для России способ решения налоговых споров – не судебный, а консультативно-медиативный. К тому же он позволяет свести к минимуму вмешательство ФНС в работу предприятия и уменьшить число проверок.

Для крупных компаний такое взаимодействие поможет избежать рисковых сделок и контрактов и повысить безопасность хозяйственной и финансовой деятельности.

Как подать заявление о налоговом мониторинге

Чтобы инспекция приступила к налоговому мониторингу со следующего года, заявление о его проведении нужно подать не позднее 1 июля текущего года (п. 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

К заявлению о проведении мониторинга приложите:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2020 г. № ММВ-7-15/184;
  • информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в вашей компании, если доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • учетную политику для целей налогообложения организации на текущий год.

Это следует из положений абзаца 3 пункта 6 статьи 105.26 и пункта 2 статьи 105.27 НК РФ.

Если вы подали заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решили отказаться от такой формы налогового контроля, то сообщите об этом в инспекцию письменно. Важно успеть это сделать до того, как проверяющие примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). Если решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.

Принять решение налоговая инспекция обязана до 1 ноября года, в котором вы подали ей заявление. И в течение пяти дней после этого вам должны направить:

  • либо решение о проведении налогового мониторинга. Форма такого решения утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2020 г. № ММВ-7-15/184;
  • либо мотивированный отказ в проведении такой процедуры. Форма решения об отказе в проведении мониторинга утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2020 г. № ММВ-7-15/184.

Отказать в проведении служба налогового мониторинга может в трех случаях:

  • если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
  • если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
  • если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.

Это следует из положений пунктов 4, 5 и 6 статьи 105.27 НК РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *