Изменения в бухгалтерском учёте с 2023 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в бухгалтерском учёте с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2023 году в России проведут государственную кадастровую оценку сооружений, объектов незавершенного строительства, зданий и помещений. С этого момента переоценка будет проводиться во всех регионах раз в четыре года, а в городах федерального значения — раз в два года. Данные изменения направлены на то, чтобы сделать практику переоценки единой для всей России, а сведения о кадастровой стоимости актуальными среди всех регионов страны.
Часть предприятий познакомились с аббревиатурой «ЕНП» еще в этом году, так как в июле стартовал пилотный проект по использованию Единого налогового платежа юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Но, начиная с 1 января 2023 года, использовать ЕНП обязательно всем организациям.
Суть ЕНП состоит в том, что теперь все платежи юридические и физические лица будут перечислять на общий счет, а далее инспекция будет распределять поступившие средства по целям. Так, в Налоговом кодексе будет введено новое понятие «Совокупная обязанность», которое означает сумму всех платежей, которое лицо обязано перечислить на единый счет.
В совокупную обязанность будут включены налоги, авансовые платежи, взносы, сборы, пени, штрафы и суммы налога, подлежащие возврату.
Приоритетность зачета сумм будет происходить в следующей последовательности:
1. Недоимки, начиная с наиболее раннего момента выявления;
2. Налоги, взносы;
3. Пени;
4. Проценты;
5. Штрафы.
Переоценка кадастровой стоимости объектов недвижимости ведет к изменению суммы налога в будущем, поскольку кадастровая стоимость является основой для его расчета, пояснил Вячеслав Климов. «Но результаты этой переоценки россияне увидят в 2024 году, когда будут платить налог на имущество за 2023 год», — отметил он.
Информацию о том, как изменится кадастровая стоимость, можно узнать из выписки из ЕГРН или справки о кадастровой стоимости, которые можно получить в МФЦ или заказать в территориальных управлениях Росреестра.
Для расчета налога на имущество за налоговый период 2022 года во всех регионах (за исключением ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области) в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога действуют понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:
- 0,4 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
- 0,6 — для десяти регионов (Республики Алтай, Крыма, Алтайского и Приморского краев, Волгоградской, Иркутской, Курганской, Свердловской и Томской областей, Чукотского автономного округа), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
- 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
- 0,6 в отношении объекта, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости — применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
Помесячная уплата авансов
Для юридических лиц, которые не имеют права на поквартальную уплату, доступны 2 варианта расчёта ежемесячных платежей:
- исходя из прибыли за прошлый квартал с доплатой по итогам периода;
- исходя из фактической прибыли.
По умолчанию будет применяться первый способ. Чтобы исчислять авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, нужно не позднее конца года подать в ИФНС уведомление в свободной форме.
Суть первого способа в следующем. В текущем квартале нужно уплатить столько аванса, сколько было начислено за предыдущий. Эта сумма делится на три части и уплачивается в каждом месяце квартала. Когда он закончится, следует рассчитать сумму налога, исходя из того, сколько было получено прибыли, и произвести доплату.
Приведём пример. Пусть начисление налога за IV квартал прошлого года составило 30 000 рублей. В январе, феврале и марте текущего года компания должна была уплатить по 10 000 рублей. При этом за I квартал она заработала 160 000 рублей. Налог к уплате составляет 160 000 х 20% = 32 000 рублей. Однако 30 000 из них уже уплачено, поэтому нужно доплатить только 2 000 рублей.
При способе уплаты, исходя из фактической прибыли, сумма аванса рассчитывается по окончании каждого месяца нарастающим итогом с начала года. То есть в феврале считается и платится налог за январь, в марте — за январь + февраль с учётом уплаченного ранее и так далее.
Например, налогооблагаемый доход организации составил:
- за январь — 90 000 рублей;
- за февраль — 150 000 рублей;
- за март — 120 000 рублей.
По итогам каждого месяца следует уплатить:
- в феврале за январь: 90 000 * 20% = 18 000 рублей;
- в марте за январь и февраль: (90 000 + 150 000) * 20% — 18 000 = 30 000 рублей;
- в апреле — за январь, февраль и март: (90 000 + 150 000 + 120 000) * 20% — (18 000 + 30 000) = 24 000 рублей.
Безопасная и небезопасная доля вычетов
Как уже было сказано выше, Налоговый кодекс не содержит норм о безопасных долях вычетов. Это явление закреплено в документах ФНС. Важным в этой сфере является Приказ №ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года. Документ говорит о том, что на федеральном уровне установлен некий предел вычетов. Он составляет 89%. Кроме того, в каждом регионе установлены свои пределы вычетов, на которые нужно ориентироваться. Такие доли вычетов являются безопасными. Если вычеты компании составляют больший процент, чем указанная величина, то высока вероятность проведения выездной проверки компании. Именно поэтому применять их небезопасно для организации. Тем не менее, налоговый орган в любой ситуации сначала запросит пояснения и рассмотрит доводы налогоплательщика.
Доля вычетов может превышать установленные нормативы совершенно легально. При этом у налогового органа не будет причины привлечь налогоплательщика к ответственности за завышенную сумму вычетов. Так происходит, например, при покупке дорогостоящего оборудования. Также размер вычетов может быть больше начислений. В этом случае налоговая проверит правильность расчетов и возместит часть суммы.
Новые облагаемые выплаты и пособия
С 1 января 2023 года расширен перечень облагаемых выплат по страховым взносам. Теперь страхователи будут исчислять взносы по общему тарифу со следующих выплат персоналу:
- вознаграждений по гражданско-правовым договорам за оказание услуг или выполнение работ, авторского заказа – в 2022 году с этих выплат не платили взносы ВНиМ и на травматизм;
- выплат постоянно проживающим высококвалифицированным специалистам и временно пребывающим иностранцам – в 2022 году выплаты не облагались взносами на ОМС;
- выплат студентам, если работодатели привлекали к труду студенческие отряды – с 2023 года с выплат придется платить взносы по единому тарифу 30%.
НДС: что это, как считается и как с ним работать
Безопасная доля вычетов по НДС – это сумма, на которую компания может уменьшить свои налоги. Рассчитывается она так. Величина вычета, поделённая на сумму начисленного НДС, умноженная на 100 %. Где вычет – сумма налога, указанная поставщиками в счетах-фактурах. Полученную сумму нужно сравнить с контрольным значением и принять решение: оставлять текущие данные или переносить часть вычета на следующий квартал, если сумма вышла небезопасной.
Надо понимать, что как такового термина «безопасная доля вычета НДС» в Налоговом кодексе не существует. Но при этом все знают, что сумма вычетов за четыре квартала не должна в среднем превышать 89 % от начисленного за эти же кварталы налога. Более того, Федеральная налоговая служба регулярно обновляет данные по безопасной доле вычета. Эти данные публикуются в виде таблицы, где указан средний процент вычета по регионам, но без привязки к сфере деятельности компании.
При этом пороговые значения вычета довольно серьёзно разнятся по стране. Например, в данных за 2-й квартал 2021 года в Мурманской области безопасным значением признано 193 %, а в Астраханской и Оренбургской областях всего 72 %.
Такую статистику по регионам Федеральная налоговая служба выкладывает четыре раза в год: в начале февраля, в начале мая, в начале августа и в начале ноября. Соответственно, чтобы рассчитать долю вычета за 1-й квартал, нужно ориентироваться на данные от 1 февраля, за второй – от 1 мая и так далее. Найти данные можно на любом проверенном бухгалтерском ресурсе в интернете.
Вычет по НДС – это сумма «входного» налога, который вы платите поставщикам товаров и услуг. Сумма вычета рассчитывается за налоговый период. Для налога на добавленную стоимость таким периодом установлен квартал. Но при проверке безопасной доли вычета ФНС смотрит на данные за последние 12 месяцев.
Претендовать на налоговый вычет могут только организации, работающие на общей системе налогообложения.
Получить вычет можно в следующих случаях:
—
при экспорте товаров или оказании услуг по экспорту (услуги по хранению, транспортировке, упаковке, оформлению и т. д.);
—
при приобретении товаров и услуг у поставщиков;
—
при выполнении функций налогового агента.
Приобретённые товары должны быть использованы для деятельности компании или для дальнейшей перепродажи, то есть использоваться для операций, облагаемых НДС. Счета-фактуры должны быть оформлены поставщиками корректно.
Заявить вычет можно в течение трёх лет с момента принятия счёта-фактуры на учёт.
Все вышеперечисленное должно быть правильно оформлено и подкреплено документами.
Превышение пороговых сумм по доле вычета всего лишь один из поводов, по которым налоговая инспекция может обратить внимание на вашу компанию. Высокий показатель не означает, что автоматически к вам придёт проверка. Но при наличии дополнительных факторов риска такое вполне вероятно.
В таком случае ФНС может запросить у вас пояснения или включить вашу организацию в план камеральных проверок. Если вы превысили лимит по объективным обстоятельствам, обязательно укажите это в пояснительной записке.
Оправданным превышением доли вычета может быть:
—
сезонный характер работы;
—
расходы на ремонт, закупку сырья или продвижение в текущем квартале
—
оправданное уменьшение выручки.
Учтите, что ФНС в любом случае будет сравнивать ваши показатели с показателями похожих компаний в регионе, и если они сильно отличаются, то стоит особенно серьёзно отнестись к обоснованию вычета.
Для расчёта безопасной доли есть несколько формул. Суммы можно взять из раздела 3 декларации по НДС.
Доля вычета равна величине вычета (строка 190 раздела №3) поделённой на сумму НДС (строка 180 раздела №3) умноженные на 100 %. В результате вы получите процент, который нужно будет сравнить с рекомендованными ФНС значениями по регионам. И, если не укладываетесь в рамки, принимать решение, какие шаги предпринимать дальше.
Как рассчитать безопасную долю вычета с помощью программных средств. Если вы пользователь 1С:Бухгалтерии, то тогда можно просто установить в настройках флажок «Контролировать долю вычетов» и программа сама будет присылать предупреждения, если показатели превысят допустимую норму.
Объективных причин, по которым доля вычета НДС оказалась превышенной, может быть несколько.
Например, компания только что открылась. В этом случае затраты на закупку оборудования или товаров для перепродажи, аренду помещения и прочие платежи, скорее всего, превысят ваши доходы. Клиентура не наработана, рынок сбыта ещё не налажен.
Сезонность работы. Есть целый ряд товаров, имеющих чётко выраженную сезонность. Например, всё, что связано с дачей и огородничеством, как правило, покупается в весенне-летний период и совсем не пользуется спросом зимой. Или снаряжение для зимних видов спорта. Такой товар обычно закупается оптом не в сезон, а в розницу продаётся только спустя несколько месяцев.
Безопасная доля вычетов по НДС может быть превышена, если контрагенты долго не предоставляют документы. Принять к вычету НДС можно только после получения счёта-фактуры от контрагента. Снизить такие риски поможет ЭДО.
Если вы до сих пор работаете с бумажными документами, возможно, стоит присмотреться к электронному документообороту. Электронные документы не теряются на почте и доставляются от вас к контрагенту и обратно в считанные секунды.
Если доля вычетов оказалась превышенной, у вас есть несколько вариантов, как действовать.
Можно подать декларацию как есть и ждать вестей от налоговой инспекции. Этот вариант подходит только для тех, кто на сто процентов уверен, что заявленный объём вычетов полностью оправдан. По требованию Федеральной налоговой службы вы должны быть готовы привести неоспоримые доказательства своих затрат и подтвердить их документально.
Большинство предпочитает переносить налоговый вычет на следующий квартал. Такая возможность предусмотрена законом.
Очевидно, что проверка не постучится к вам в дверь, как только указанный показатель выйдет из «безопасной» зоны. Ведь критериев оценки налоговых рисков, как было сказано выше, существует четыре десятка. Ровно поэтому же нахождение удельного веса вычетов по НДС в «безопасной» зоне никоим образом не гарантирует отсутствие интереса ФНС к налогоплательщику.
Таким образом, если удельный вес вычетов НДС вышел за пороговое значение, можно считать, что стрелка весов немного склонилась в сторону выездной налоговой проверки вашей компании. Однако не стоит этого бояться, ведь если бизнес ведется честно, то предпринимателю, директору или бухгалтеру всегда есть что возразить на претензии сотрудников ФНС.
Стоит отметить, что формулировка «безопасный НДС» отсутствует в Налоговом кодексе РФ, а величина налога зависит от перечня факторов: вида деятельности, используемых наценок, сезонности и т.д. Под безопасной долей вычетов принято понимать порог, значение которого законом не установлено, но превышение которого привлечет к компании внимание налоговой службы.
Формула расчёта налоговой нагрузки
Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.
Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая проверка ИНФС.
Порог постановки на учет по НДС снижен.
Возникает вопрос: как посчитать долю вычетов по НДС, безопасную для конкретной компании? Для вычислений необходимо обратиться к декларации по налогу на добавленную стоимость. Напомним, сдается она ежеквартально. Для вычислений нам нужны две цифры раздела 3 отчета:
- строка 118: общая сумма налога, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога;
- строка 190: общая сумма налога, подлежащая вычитанию.
Само по себе заявление высокого процента уменьшения налога на добавленную стоимость, который превышает безопасный вычет по НДС, не является безусловным поводом для включения организации в план выездных проверок. Деятельность компании рассматривается комплексно. В ее отношении проводится тщательный предпроверочный анализ.
Вначале инспектор запросит у компании пояснения. В этот момент важно четко и обоснованно объяснить, почему компанией заявлен высокий процент уменьшения налога на добавленную стоимость.
Нередко возникает вопрос: допустимо ли превышение доли вычетов 100%? Конечно, да. Запрета на это нет. Более того, если после проведения камеральной проверки заявленную сумму налога к возврату контролирующий орган признает правильной, ИФНС обязана вернуть сумму превышения налогоплательщику. Такая ситуация возникает, если:
- компания закупила большой объем товаров, реализация по которым произойдет только в следующем квартале;
- производственное предприятие приобрело дорогостоящее оборудование;
- заказчик отказался от приобретения крупной партии продукции, а закупка комплектующих для ее производства уже была произведена;
- в иных обоснованных обстоятельствах.
При поступлении запроса от ИФНС все обстоятельства необходимо изложить и по возможности подтвердить документально. Тогда инспектор примет во внимание доводы компании, и решения будут приниматься только с их учетом.
Изменения по НДС для ИТ-компаний с 2021 года
Регион | Доля, % | |
01 | Адыгея республика | 85,8 |
02 | Башкортостан республика | 88,1 |
03 | Бурятия республика | 80,1 |
04 | Алтай республика | 92,2 |
05 | Дагестан республика | 86,4 |
06 | Ингушетия республика | 98,2 |
07 | Кабардино-Балкарская республика | 94,4 |
08 | Калмыкия республика | 74,7 |
09 | Карачаево-Черкесская республика | 95,1 |
10 | Карелия республика | 86,1 |
11 | Коми республика | 81,2 |
12 | Марий Эл республика | 92,4 |
13 | Мордовия республика | 88,5 |
14 | Саха /Якутия/ республика | 88,1 |
15 | Северная Осетия — Алания республика | 86,7 |
16 | Татарстан республика | 88,4 |
17 | Тыва республика | 78,4 |
18 | Удмуртская республика | 81,0 |
19 | Хакасия республика | 92,8 |
20 | Чеченская республика | 102,0 |
21 | Чувашская Республика — Чувашия | 82,2 |
22 | Алтайский край | 89,7 |
23 | Краснодарский край | 89,4 |
24 | Красноярский край | 78,4 |
25 | Приморский край | 95,9 |
26 | Ставропольский край | 90,4 |
27 | Хабаровский край | 87,9 |
28 | Амурская область | 113,4 |
29 | Архангельская область | 84,9 |
30 | Астраханская область | 55,7 |
31 | Белгородская область | 90,7 |
32 | Брянская область | 95,2 |
33 | Владимирская область | 83,7 |
34 | Волгоградская область | 87,3 |
35 | Вологодская область | 84,8 |
36 | Воронежская область | 92,3 |
37 | Ивановская область | 93,8 |
38 | Иркутская область | 80,4 |
39 | Калининградская область | 67,7 |
40 | Калужская область | 88,2 |
41 | Камчатский край | 90,9 |
42 | Кемеровская область | 84,1 |
43 | Кировская область | 86,7 |
44 | Костромская область | 85,1 |
45 | Курганская область | 88,8 |
46 | Курская область | 89,1 |
47 | Ленинградская область | 85,1 |
48 | Липецкая область | 91,4 |
49 | Магаданская область | 99,7 |
50 | Московская область | 90,1 |
51 | Мурманская область | 79,9 |
52 | Нижегородская область | 88,0 |
53 | Новгородская область | 84,5 |
54 | Новосибирская область | 90,0 |
55 | Омская область | 85,1 |
56 | Оренбургская область | 74,5 |
57 | Орловская область | 92,3 |
58 | Пензенская область | 89,6 |
59 | Пермский край | 79,4 |
60 | Псковская область | 90,6 |
61 | Ростовская область | 91,6 |
62 | Рязанская область | 86,9 |
63 | Самарская область | 86,0 |
64 | Саратовская область | 85,5 |
65 | Сахалинская область | 86,6 |
66 | Свердловская область | 87,4 |
67 | Смоленская область | 91,6 |
68 | Тамбовская область | 96,7 |
69 | Тверская область | 88,7 |
70 | Томская область | 74,2 |
71 | Тульская область | 93,3 |
72 | Тюменская область | 85,9 |
73 | Ульяновская область | 90,8 |
74 | Челябинская область | 88,6 |
75 | Забайкальский край | 91,2 |
76 | Ярославская область | 85,6 |
77 | Москва город | 89,0 |
78 | Санкт-Петербург город | 90,4 |
79 | Еврейская автономная область | 90,6 |
83 | Ненецкий автономный округ | 125,7 |
86 | Ханты-Мансийский Автономный округ — Югра автономный округ | 63,0 |
87 | Чукотский автономный округ | 90,9 |
89 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 71,0 |
91 | Крым республика | 87,8 |
92 | Севастополь город | 81,4 |
99 | Байконур город | 50,9 |
Компании могут заявить больше вычетов НДС, чем в прошлом периоде. Средний показатель по стране вырос на 0,4%. Однако в отдельных регионах доля вычетов наоборот снизилась. Поэтому прежде чем сдавать декларацию по НДС сверьтесь с безопасной долей вычетов за 4 квартал 2021 в своем регионе.
Налоговики уже опубликовали сведения с безопасными показателями на 1 ноября 2021 года. С данными налоговиков стоит сверить вычеты, когда будете готовить декларацию по НДС за 4 квартал 2021 года. Инспекция запросит пояснения и может вызвать на комиссию, если вычеты компании выше, чем по региону.
Налоговики рассказали, что для риск-ориентированного подхода к проверкам, доля вычетов – один из ключевых показателей “опасности” организации. Подозрения вызывают организации, которые отклоняются от общего показателя больше, чем на 5 процентов.
Какие налоги, штрафы, и сборы вырастут в 2023 году?
В грядущем году вырастут некоторые налоги, акцизы, сборы, тарифы и пошлины.
Налоги:
— В 2023 году россияне будут отдавать 13% от дохода, полученного от вклада. Налог уже ранее вводили, но заморозили с 2021 по 2022 годы.
— До 34% увеличится налог на прибыль для экспортеров СПГ.
— Вырастет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для работников газовой, нефтяной и угледобывающей отрасли. Так, в следующем году с учетом роста налога, к примеру, «Газпром» перечислит в бюджет на 600 млрд руб. больше.
Сборы:
Вырастут страховые взносы в фонд СФР. Теперь в тарифе будут объединены взносы на ОПС, ОМС и ВНиМ (страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — прим. ред.). Все это будет скомпоновано в едином тарифе, ставка которого 30%. Однако есть нюанс: повышается база для начисления взносов. Например, если сотрудник получает зарплату в размере 150 тыс. руб. в месяц, работодатель заплатит за него на 16 тыс. руб. в год больше.
Пример расчета доли вычетов по НДС с проводками
приобрела ТМЦ для перепродажи на сумму 575 300 руб. (в т.ч. входящий НДС 87 757,63 руб.). Товар был продан на сумму 690 360 руб. (в т.ч. исходящий НДС 105 309,15 руб.). К уплате 17 551,52 руб. В таблице ниже представлены проводки по получению товарно-материальных ценностей и учету НДС.
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | |
41 | 60 | 487 542,37 | Получены ТМЦ |
19 | 60 | 87 757,63 | Учтен входящий НДС |
68 | 19 | 87 757,63 | НДС принят к вычету |
62 | 90 | 690 360 | ТМЦ продан покупателю |
90 | 68 | 105 309,15 | Исходящий НДС |
К вычету заявлено 83,3% от суммы исчисленного налога (87 757,63 ÷ 105 309,15 ×100). То есть повода для проверки НДС у налоговиков в данном случае нет.
Как применяется налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость уплачивают организации и предприниматели, ведущие деятельность на ОСН, а также иные категории налогоплательщиков в соответствии с требованиями главы 21 НК РФ.
Налог к уплате рассчитывается по операциям реализации и приравненным к ним. Сумму рассчитанного налога налогоплательщик вправе уменьшить на налоговый вычет. Он представляет собой сумму налога, предъявленного налогоплательщику поставщиками товаров (работ, услуг) и указанного в счете-фактуре. Чтобы применить вычитаемую сумму, необходимо соблюсти следующие условия:
- Приобретенные товары (работы, услуги) приняты на учет.
- Приобретенные товары (работы, услуги) должны использоваться при операциях, облагаемых НДС.
- Поставщик передал корректно оформленный счет-фактуру.
- С момента принятия на учет товаров (работ, услуг) прошло не более трех лет.
Освобождение от налога на добавленную стоимость
Ряд операций, являющихся объектом обложения НДС, освобождаются законодательством от обложения НДС и относятся к категории льготируемых. При этом у плательщика остается обязанность отражения этих оборотов в налоговой декларации по НДС.
Перечень оборотов по реализации на территории Республики Беларусь, которые освобождаются от налога, приведен в ст. 118 НК, а также в отдельных указах Президента Республики Беларусь. Перечень товаров освобожденных от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь приведен в ст. 119 НК.
Указом «О совершенствовании специального правового режима китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» (далее — КБИП)» от 12.05.2017 № 166 (далее — Указ N 166) в течение срока действия специального правового режима индустриального парка освобождаются от НДС обороты резидентов КБИП, совместной белорусско-китайской компании по развитию индустриального парка (далее — совместная компания):
по безвозмездной передаче проектной документации на объекты индустриального парка, объектов незавершенного капитального строительства, расположенных на территории индустриального парка, в собственность резидентов индустриального парка, субъектов инновационной деятельности индустриального парка, совместной компании для строительства на территории данного парка зданий и сооружений;
по реализации расположенных на территории индустриального парка объектов недвижимого имущества, включая земельные участки, капитальные строения (здания, сооружения) с установленными в них в соответствии с проектной документацией предметами оснащения, в том числе мебелью, инвентарем и отдельными предметами в составе средств в обороте, резидентам индустриального парка, субъектам инновационной деятельности индустриального парка, совместной компании;
от операций по сдаче в аренду (субаренду), передаче в финансовую аренду (лизинг) объектов недвижимого имущества, включая земельные участки, расположенные на территории индустриального парка, резидентам индустриального парка, субъектам инновационной деятельности индустриального парка, совместной компании (ч. 1 п. 48 Положения о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утв. Указом № 166).
Указом «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» от 22.09.2017 № 345 (далее — Указ N 345) до 31 декабря 2022 г. освобождаются от НДС обороты от реализации товаров (работ, услуг), возникающие:
— у юридических лиц при осуществлении на территории сельской местности:
розничной торговли в торговых объектах;
розничной торговли на торговых местах на рынках;
розничной торговли на ярмарках;
общественного питания в объектах общественного питания;
оказания бытовых услуг;
— у микроорганизаций при осуществлении на территории малых городских поселений:
общественного питания в объектах общественного питания,
оказания бытовых услуг (абз. 2 подп. 1.1 Указа № 345).
Освобождение от НДС применяется при условии ведения раздельного учета оборотов по реализации товаров (работ, услуг), а также распределения налоговых вычетов по НДС методом раздельного учета (ч. 2, абз. 2, 3 ч. 4 подп. 1.2 Указа № 345).
В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2020 № 92 ввозимые организациями — производителями электромобилей на территорию Республики Беларусь автокомпоненты по 31 декабря 2025 года освобождаются от налога на добавленную стоимость.
В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2020 № 92 ввозимые юридическими лицами на территорию Республики Беларусь электромобили, с даты выпуска которых прошло не более 5 лет, по 31 декабря 2025 года освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Другие указы и Декреты Президента Республики Беларусь, направленные на реализацию конкретных проектов.
Плательщик, осуществляющий обороты по реализации, освобождаемые от налогообложения, вправе отказаться от применения льгот на срок не менее одного календарного года, подав соответствующее заявление в налоговый орган (п. 3 ст. 118 НК).
При исчислении НДС необходимо определить место реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, т.к. исчисление налога у белорусского плательщика производиться только тогда, когда они совершаются на территории Республики Беларусь. То есть для исчисления и уплаты НДС следует установить, осуществляется реализация на территории Республики Беларусь или за ее пределами, а для этого нужно определить место реализации объектов.
Местом реализации товаров признается территория Республики Беларусь, если:
— товар находится на территории Республики Беларусь и не отгружается и не транспортируется покупателю (получателю, указанному покупателем);
— товар в момент начала отгрузки или транспортировки покупателю (получателю, указанному покупателем) находится на территории Республики Беларусь (п. 1 ст. 116 НК).
Таким образом, определяющим условием для признания Республики Беларусь местом реализации товаров является их изначальное нахождение на территории Республики Беларусь, то есть, если товар в момент продажи находится на территории Республики Беларусь, местом его реализации признается территория Республики Беларусь.
С 1 января 2022 г. скорректированы понятие и состав работ, услуг, непосредственно связанных с недвижимым имуществом в целях определения места выполнения (оказания) таких работ, услуг по месту нахождения недвижимого имущества (п. 60 ст. 2, абз. 2 ст. 9 Закона «Об изменении законов по вопросам налогообложения» №141-З от 31.12.2021, далее – Закон № 141-З). Так, работы, услуги рассматриваются как непосредственно связанные с недвижимым имуществом, если они выполняются, оказываются в отношении конкретного объекта недвижимого имущества,
существующего или возводимого, в том числе в целях его физического изменения или изменения имущественных прав на него.
Определено, что место оказания услуг по проведению (услуг по организации проведения) в дистанционной форме конференций, форумов, саммитов, симпозиумов, конгрессов, а также лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов, вебинаров, иных обучающих курсов определяется по месту деятельности заказчика (п. 60 ст. 2, абз. 2 ст. 9 Закона № 141-З)
При реализации товаров плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства — члена Евразийского экономического союза, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза и завершена в другом государстве — члене Евразийского экономического союза, местом реализации такого товара признается территория Республики Беларусь, если на ее территории товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Положения ст. 117 НКиспользуются для определения места реализации по договорам по реализации работ, услуг, имущественных прав с резидентами Республики Беларусь и дальнего зарубежья. По подобным договорам с резидентами ЕАЭС для целей определения места реализации используются нормы Протокола о порядке взимания косвенных налогов (приложение 18 к Договору о ЕАЭС, ч. 2 п. 1, ч. 2 п. 2 ст. 72 Договора о ЕАЭС****.
****Договор о Евразийском экономическом союзе, вступившем в силу 1 января 2015 года, далее – Договор о ЕАЭС
С 1 июля 2022 г. вступят в силу нормы, которые установят, что:
— местом реализации товаров при их электронной дистанционной продаже является территория Республики Беларусь, если в момент завершения транспортировки товаров они находятся в Республике Беларусь(п. 59 ст. 2, абз. 4 ст. 9 Закона № 141-З).