Как правильно оформить и утилизировать списанное имущество.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно оформить и утилизировать списанное имущество.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На предприятии, имеющем некие объекты основных средств, может возникнуть необходимость в их ликвидации. Такие действия, как правило, сопровождаются образованием отходов, часть из которых надлежит соответствующим образом учесть, поскольку в дальнейшем они могут стать объектами реализации. К этой категории относится, в частности, металлолом.
Оприходование металлолома от списания основных средств, бухгалтерский учет (проводки)
После оформления акта на списание бухгалтерия должна отметить, что объект ОС выбыл из числа используемых. Это делается с помощью инвентарных карточек форм ОС-6, ОС-6а и ОС-6б.
Если говорить о бухучете, то стоимость ликвидированного ОС надлежит списать с 01-го счета, тем самым отражая случившийся факт. Начисление амортизации прекращается со следующего месяца.
При образовании металлолома в результате работ по ликвидации соответствующий его объем следует оприходовать. Для отражения в учетных регистрах используется рыночная цена металлолома.
В дальнейшем руководство компании принимает решение по реализации таких материалов или их применении в производстве.
Эксперты КонсультантПлюс рекомендуют приходовать металлолом от списания основного средства в качестве долгосрочного актива к продаже (ДАП). Подробнее мнение экспертов К+ читайте в К+, получив пробный демо-доступ. Это бесплатно.
В бухучете оприходование металлолома при списании ОС следует отражать так:
Дт 10 Кт 91 — приходуем материалы, образовавшиеся при ликвидации объекта ОС (в данном случае металлолом).
Результат от реализации металлолома надлежит записывать в прочие доходы. Себестоимость металлолома, в свою очередь, записываем в прочие расходы. В результате проводки будут выглядеть так:
Дт 62 Кт 91-1 — отражаем выручку от продажи металлолома;
Дт 91-2 Кт 10 — списываем себестоимость металлолома.
Запись Дт 91 Кт 08 следует применять, когда ликвидация коснулась объекта незавершенного строительства. Дело в том, что объект незавершенки отнесен к капитальным вложениям, а не к ОС.
Дт 10 Кт 91 — отражаем металлолом, который остался после ликвидации объекта незавершенки, по цене рынка в прочих доходах.
Все бухгалтерские записи делаются на основании первичных документов. Образцы оформления пакета бумаг при списании ОС доступны в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Порядок и оформление утилизации спецтехники
Государство занимается, в основном, утилизацией отечественных машин и иной техники.
Парк тракторов и комбайнов в России довольно скуден, поэтому в 2014 году было принято решение о полном его обновлении.
Конечно, речь идёт только об отечественной технике.
Программа реализуется на основании заявок, принятых органами исполнительной власти от лица, желающего принять участие в данной программе.
Но, при реализации данной программы отсутствует обязательное условие об утилизации старой техники и снятии её с учёта Гостехнадзором.
Поэтому участие в программе утилизации тракторов отдано на решение местных властей.
Если у них есть возможности для утилизации, то РФ выделит средства, в зависимости от потребностей.
Целевая группа Программы – это российские сельхозпроизводители, а именно фермерские хозяйства, производящие сельскохозяйственную продукцию, для своего и общего потребления.
Так как именно они являются основными потребителями тракторов и другой сельскохозяйственной техники, то на них и рассчитана данная программа утилизации.
Помощь фермерам оказывают официальные дилеры, занимающиеся утилизацией тракторов и сельхозтехники.
Они предоставляют скидку на покупку нового трактора, если покупатель сдаёт в утиль старый.
Данная программа касается только сельхозтехники отечественного производства (ЛМЗ, ЮМЗ и ХТЗ), как в случае сдачи на утилизацию, так и предоставления скидки для покупки новой.
Это позволяет фермерам покупать сельхозтехнику с немалой выгодой для себя!
Утилизация трактора осуществляется в определённом порядке.
Это:
- демонтаж всех узлов и агрегатов;
- сортировка деталей по их составу;
Так как детали из разных материалов и сплавов имеют различные условия хранения, то следовательно и перерабатывают их по-разному.Кроме того, отличается и их стоимость.
- переработка металлических деталей различными способами для придания им формы, удобной для транспортировки;
- плавление металлов.
После того как трактор будет снят с учёта, его необходимо доставить на пункт утилизации.
В порядке очереди ТС разберут с помощью специального оборудования, затем придадут форму с помощью другого оборудования и вывезут для сортировки по металлам и сплавам.
После того как процесс полностью будет завершён, собственнику нужно потребовать от утилизационной компании подтверждающие документы.
Их нужно представить в контролирующую организацию. В данном случае, это Гостехнадзор.
Именно эта структура занимается контролем над техническим состоянием самоходных машин.
Согласно Приказу № 52н при списании транспортных средств оформляется акт о списании (ф. 0504105). Такой акт составляется на каждый списываемый автомобиль.
К акту о списании в обязательном порядке прилагается копия инвентарной карточки списываемого объекта.
Ранее было указано, что при списании федерального имущества к акту дополнительно формируется пакет документов согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится автономное учреждение.
К примеру, согласно Приказу Минкультуры РФ от 03.10.2011 № 956 для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры учреждениями на праве оперативного управления, учреждения, помимо акта о списании, формируют следующие документы:
1) технико-экономическое обоснование необходимости и целесообразности списания объектов федерального имущества, подписанное руководителем учреждения (уполномоченным им лицом), подготавливаемое учреждением в произвольной форме;
2) копию заключения о техническом состоянии объекта федерального имущества, подтверждающего отсутствие возможности восстановления и дальнейшего использования;
3) заверенную в установленном порядке копию инвентарной карточки списываемого объекта;
4) фотографию объекта имущества, предлагаемого к списанию, позволяющую однозначно идентифицировать такой объект.
Кроме того, для списания автотранспортных средств дополнительно к указанным документам оформляются:
-
копия технического паспорта транспортного средства;
-
копия свидетельства о государственной регистрации транспортного средства;
-
заверенная в установленном порядке копия акта (протокола) о дорожно-транспортном происшествии в случае возникновения необходимости списания автотранспортного средства в результате аварии.
Помимо этого, дополнительно представляются:
а) при списании автомобиля, выбывшего вследствие аварии, стихийного бедствия и иных чрезвычайных ситуаций:
-
копия акта о повреждениях, причиненных автомобилю;
-
копия справки уполномоченных организаций, подтверждающей факт аварии, стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации;
б) при списании автомобиля, выбывшего вследствие хищения, утраты или порчи:
-
копия постановления о возбуждении уголовного дела, копия постановления о прекращении уголовного дела или иные документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов учреждения или возмещению причиненного ущерба (в случаях хищения или нанесения ущерба имуществу);
-
копии объяснительных записок руководителя и материально ответственных лиц учреждения о факте хищения, утраты или порчи имущества и т. п.;
-
копии документов, подтверждающие наказание виновных лиц (копия приказа учреждения о принятии мер в отношении виновных лиц (работников учреждения), допустивших повреждение объекта федерального имущества;
-
копия справки о возмещении ущерба виновными лицами.
Обратите внимание: копии документов должны быть заверены уполномоченным лицом организации и печатью.
С 2013 года по 1 июля 2016 года деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации не подлежала лицензированию. В этот период сложилась практика, когда за работу по утилизации брались сервисные и ремонтные компании, предприятия, занимающиеся заготовкой лома металлов. Однако на данный момент привлечение таких организаций влечет нарушение законодательства. Как уже говорилось выше, списанное имущество это отходы, а с отходами любые действия могут совершить только лицензиаты.
Изъятие плат, содержащих драгметаллы из списанной компьютерной и оргтехники, является деятельностью по обработке отходов и не может осуществляться предприятиями не имеющими лицензии на обращение с отходами. Свидетельства Пробирной палаты на данный момент не достаточно, чтобы производить данные работы. После изъятия платы, содержащие драгоценные металлы, подлежат передаче только на аффинажные заводы, официальный перечень которых установлен законодательством РФ.
Оборудование, имеющее в своем составе черный или цветной металл, после списания становится отходом и не может собираться и транспортироваться предприятиями, имеющими лицензию на переработку (заготовку) металла, а должно передаваться как отход в установленном законом порядке на обработку и утилизацию. И только после утилизации вторичные ресурсы, в том числе и лом металлов, передаются предприятиям, имеющим лицензию на заготовку лома металлов.
Для организаций, осуществляющих деятельность по размещению отходов предусмотрены особые условия обновления лицензий. Переоформить их такие предприятия должны до 1 января 2019 года. В некоторых из этих лицензий указаны коды групп отходов, в которые включены отходы образованные при списании имущества. В связи с этим, может возникнуть ложное понимание, что списанную, например, технику можно разместить на полигоне. Однако это не так. Размещение отходов на полигоне возможно только если эти отходы не могут быть утилизированы. А отходы подлежащие обработке и утилизации только в той части, которая после обработки не подлежит утилизации.
Новые правила списания основного средства: что говорит ФСБУ 6/2020
АДМИНИСТРАЦИЯ
СУНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12.05.2012 № 108
пгт Суна
О списании и утилизации трактора Т-25
Руководствуясь статьёй 32 Устава муниципального образования Сунский муниципальный район Кировской области, Положением о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования Сунский муниципальный район Кировской области, утверждённым решением Сунской районной Думы от 26.11.2010 № 50, и на основании акта технического состояния трактора, администрация Сунского района ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Снять с учета в инспекции Гостехнадзора Сунского района Кировской области трактор колесный, серии КН № 1093, марки Т-25 А, 1981 года выпуска, двигатель 677308, цвет красный, балансовая стоимость 108854 рубля 40 копеек, остаточной стоимости нет.
2. Списать указанный в пункте 1 постановления трактор, принадлежащий на праве оперативного управления муниципальному общеобразовательному учреждению начальной общеобразовательной школе д. Краснополье.
3. Начальнику управления образования администрации района (Шутова Н.В.) оприходовать и поставить на бухгалтерский учет пригодные для дальнейшей эксплуатации узлы и агрегаты, непригодные для эксплуатации детали утилизировать, металлолом оприходовать и реализовать, денежные средства, полученные от реализации металлолома, перечислить в бюджет района.
Глава администрации
Сунского муниципального района
Кировской области Н.Н. Девятьяров
Дата создания: 27-10-2013
Дата последнего изменения: 27-10-2013
Согласно п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
В соответствии с пп. «д» п. 4 Положения № 834 решение о списании федерального движимого имущества, находящегося у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления, принимается казенными учреждениями по согласованию с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых находятся указанные учреждения.
Порядок согласования определяется каждым учреждением самостоятельно. Например, учреждения подведомственные Минобрнауки, при списании имущества руководствуются Приказом Минобрнауки РФ от 20.05.2011 № 1676. Основываясь на этот документ при рассмотрении вопроса согласования решения списания имущества подведомственным учреждением, необходимо представить в Минобрнауки следующие документы на бумажном и электронном носителях:
- сопроводительное письмо о согласовании решения о списании транспортного средства;
- заключение учреждения о возможности списания транспортного средства;
- перечень объектов транспортных средств учреждения, по которым необходимо принять решение о списании;
- инвентарные карточки учета транспортных средств, по которым необходимо принять решение о списании;
- выписка из реестра федерального имущества по транспортным средствам подлежащим списанию;
- копия приказа об утверждении комиссии по подготовке и принятию решений о списании транспортных средств с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя учреждения;
- копия протокола заседания комиссии учреждения;
- акт о списании транспортного средства;
- фотография транспортного средства, по которому необходимо принять решение о списании, подписанная и с указанием даты съемки.
При списании автотранспортного средства необходимо представить копии:
- технического паспорта;
- свидетельства о регистрации;
- документа о прохождении последнего технического осмотра;
- заключения о его техническом состоянии, подтверждающего непригодность дальнейшего использования (в случае отсутствия соответствующего специалиста в штате учреждения – копию заключения, выданную лицом, имеющим лицензию на данный вид деятельности, с приложением копии лицензии).
Документы предоставляются в прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью виде. При рассмотрении Министерство принимает решение о согласовании списания или дает отказ в списании транспортного средства. При принятии положительного решения руководитель подведомственного учреждения в течение 10 дней с момента принятия решения направляет в Минобрнауки утвержденный акт о списании транспортного средства и документы, подтверждающие его утилизацию.
Основанием для отражения в бюджетном учете выбытия автомобиля будет утвержденный акт о списании транспортного средства (ф. 0504105), к нему необходимо приложить копию инвентарной карточки списываемого автомобиля (ф. 0504031).
После того, как утвержденный руководителем оформленный акт принят, бухгалтер делает бухгалтерские записи в разделе «Отметка бухгалтерии о списании» акта. На его основании в инвентарной карточке делается отметка о выбытии объекта.
О снятии с учета самоходной техники
Налоговым Кодексом России предписано отражать расходы на списание/выбытие/ликвидацию автотранспорта как внереализационные. Учесть все затраты фирмы на данное мероприятие можно единовременно. Такое правило закреплено ст. 265 п. 1 пп. 8 документа.
Если первоначальная стоимость и амортизация в налоговом учете отличаются, эти данные нужно отразить в акте на списание.
В момент постановку машины на учет в качестве основного средства, налогоплательщик имеет право возместить НДС с ее приобретения. Обычно компания уменьшает НДС к уплате на сумму НДС к возмещению.
При выбытии с баланса не полностью самортизированного имущества, законодатель предписывает восстановить НДС с остаточной стоимости машины. При продаже актива такого требования нет. Только при списании в порядке ликвидации.
Мы советуем привлечь независимого оценщика для расчета предполагаемой стоимости продажи узлов и деталей, которые могут остаться от утилизированного авто. На сумму оценки в учете будет сделана бухгалтерская запись:
Дебет счета 10.05 «Запасные части» Кредит счета 91.01 «Прочие доходы».
Таким образом вы избавите себя от споров с налоговым инспектором при проверке правильности начисления налога на прибыль.
Мы описали общие правила оформления списания авто в компании. Пакет документов будет разниться в зависимости от конкретной причины выбытия: кража, гибель в огне, физический износ, непригодность, безвозмездная передача.
Многие думают, что перед продажей снятого с учета трактора его необходимо заново ставить на регистрацию – в чем нет вообще смысла. Трактор можно оставить на тех же номерах, если будущий покупатель проживает в том же регионе где и была ранее зарегистрирована спецтехника. Ведь техника в б/у состоянии. Другое дело новый трактор. Его следует поставить на регистрацию и только потом заниматься продажей спецтехники.
Каков порядок списания в бюджетном учреждении основных средств?
Наша компания специализируется на утилизации непригодных для использования бу тракторов.
Это позволяет сократить загрязнение окружающей среды вредными веществами сэкономить природные ресурсы и место на автостоянках.
Мы принимаем на переработку все виды тракторов (гусеничные, колесные, пропашные, трелевочные и др.) разных марок (Беларус, Кубота, ПГТ, ЛТЗ, МТЗ и др.)
До передачи трактора на утилизацию, необходимо произвести снятие ТС с учета в ГИБДД, предоставив все документы на ТС. Обращаем внимания, что налоги на ТС должны быть уплачены своевременно.
После оформления нужных бумаг, наши работники вывозят трактор в специальные места, где осуществляется его разбор.
Составные части сортируются по типу и материалу, где отдельные детали оцениваются на дальнейшую пригодность.
Утилизация трактора осуществляется в определённом порядке.
Это:
- демонтаж всех узлов и агрегатов;
- сортировка деталей по их составу; Так как детали из разных материалов и сплавов имеют различные условия хранения, то следовательно и перерабатывают их по-разному.
Кроме того, отличается и их стоимость.
- переработка металлических деталей различными способами для придания им формы, удобной для транспортировки;
- плавление металлов.
Чтобы утилизировать трактор или другую сельскохозяйственную технику, нужно сначала снять его с учёта.
Для этого нужны следующие документы:
- заявление;
- технический паспорт на ТС;
- удостоверение личности того лица, которое пишет заявление;
- свидетельство о регистрации права собственности ТС в ГИБДД;
- документы об уплате пошлины;
- государственный регистрационный знак на ТС.
Важно! Все налоги на трактор должны быть уплачены своевременно. Долгов перед государством быть не должно.
После того как все документы будут готовы, трактор нужно доставить на место разбора.
Как только процесс завершится, бывший собственник получит на руки утилизационный акт, который нужно будет предъявить в органы контроля.
Списание автомобиля: согласование, оформление, учет
Основные средства также могут выбыть в результате продажи. Например, можно реализовать морально устаревшие ОС. Или, например, компания решит обновить оборудование в цехе и сначала реализует станки, которые имеют физический износ, а затем на вырученные средства закупит новое оборудование.
При реализации основного средства важно верно оформить все документы и сделать правильные проводки.
Продажу ОС принято оформлять с помощью актов ОС или ОС-1.
Пример. ОАО «МТЗ» продает автомобиль Opel. Амортизация по Opel составляет 231 000 рублей. Первоначальная стоимость машины Opel — 783 000 рублей, остаточная — 552 000 рублей (783 000 — 231 000). Цена продажи Opel установлена в размере 512 000 рублей.
Бухгалтер ООО «МТЗ» сделал проводки:
Дебет 62 Кредит 91 — 512 000 — выручка от продажи Opel;
Дебет 91 Кредит 68 — 78 101,69 — НДС с выручки от продажи Opel (512 000 х 18/118);
Дебет 01 субсчет «Выбытие» Кредит 01 — 783 000 — списана первоначальная стоимость Opel;
Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие» — 231 000 — списана амортизация, начисленная по Opel за период эксплуатации в ООО «МТЗ»;
Дебет 91 Кредит 01 субсчет «Выбытие» — 552 000 — списана остаточная стоимость Opel.
При безвозмездной передаче важно начислить НДС. Подарить (передать) ОС можно как своему сотруднику, так и сторонней организации. Дарить ОС нужно по договору. Безвозмездная передача отражается в учете по рыночной стоимости ОС на дату дарения.
Пример. ООО «МТЗ» подарило автомобиль Opel сотруднику года А. Т. Бурову. Машина Opel до этого использовалась компанией три года. Амортизация по Opel составляет 231 000 рублей. Первоначальная стоимость машины Opel — 783 000 рублей, остаточная — 552 000 рублей (783 000 — 231 000). Рыночная стоимость автомобиля Opel на дату безвозмездной передачи — 512 000 рублей.
Проводки:
Дебет 01 субсчет «Выбытие» Кредит 01 — 783 000 — первоначальная стоимость списана;
Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие» — 231 000 — списана начисленная амортизация;
Дебет 91 Кредит 01 субсчет «Выбытие» — 552 000 списана остаточная стоимость;
Дебет 91 Кредит 68 — 92 160 — начислен НДС с рыночной стоимости (512 000 х 18 %).
Для целей списания трактора в бухгалтерском учете организации тот факт, что он по каким-то причинам не был поставлен на учет в органах Гостехнадзора, значения не имеет. Он в любом случае был в собственности организации, эксплуатировался в производственной деятельности. То есть, трактор числился в составе основных средств организации обоснованно.
ММ.ГГГГ выехало с данной территории, трактор так же был вывезен для дальнейшего хранения и использования , так как данное общество не ликвидировано, хотя в настоящее время деятельность не ведет, трактор необходим с целью дальнейшей продажи.
Новые и капитально отремонтированые машины вводят в эксплуатацию в соответствии с действующими правилами Во время приемки машин проверяют наличие пломб, состояние упаковки, комплектность согласно упаковочному листу и техническое состояние. Проверяется работа без нагрузки всех агрегатов.
То есть, должны готовиться документы, что могут подтвердить списание ОС, а также будут отражать аргументы по поводу отсутствия возможностей дальнейшего применения объекта.
На основании актов о списании сделайте отметки о выбытии основных средств в инвентарных карточках, книгах, которые используете для учета хранения и движения основных средств.
Техническое освидетельствование может быть полным или частичным. При полном грузоподъемные машины подвергают осмотру, испытаниям, а при частичном эти испытания не проводят.Статическое испытание выполняют под нагрузкой, на 25% превышающей номинальную грузоподъемность. При этом проверяют машину в целом и ее отдельные эл-ты.
Существенно, также, влияние окружающей среды — запыленности и влаги воздуха, наличия агрессивных сред, возможности столкновения с препятствиями, качества дорог. Кроме того, из-за сильной изменчивости режимов работы для транспортных машин характерен широкий диапазон силовых и температурных нагрузок.
Допускается списывать машины, если их дальнейшая эксплуатация невозможна, а модернизация технически нецелесообразна и экономически невыгодна. Списание машин ведут в соответствии с инструкцией о порядке списания сельскохозяйственной техники, оборудования и другого имущества.
Цена основного средства с вычетом амортизационного накопления считается чистым основным средством. Это остаточная стоимость. ОС должны правильно отражаться в бухучете.
Проведение процедуры списания основных средств предусматривается только в определенных ситуациях, но вне зависимости от причины должен соблюдаться определенный порядок. Перемещение любых видов имущества между несколькими структурами организации не относится к выбытию и не предусматривает возможность списания средств.
Допустимая степень износа транспортных машин связана, в первую очередь, с требованиями безопасности. Кроме того, износ влияет на параметрическую надежность машины, так как при этом снижаются скорость, тяговое усилие, КПД, маневренность, управляемость и другие характеристики машины.
В некоторых случаях компания просто принимает решение заменить устаревшее оборудование новым для того, чтобы улучшить производительность своей деятельности и обеспечить себе дополнительную прибыль, в то время как старое просто списывается.
Как поставить, снять с учета трактор — порядок, документы
Подготовка к переработке сельскохозяйственной техники очень трудоемкий процесс, состоящий из нескольких этапов:
Первый этап:
- очистка машины и оборудования от различных примесей жидкой консистенции;
- слив моторного масла;
- промывка соединительных деталей;
- разборка и детализация, согласно химическим и физическим свойствам материала;
- транспортировка его на предприятие по утилизации или переработке.
Второй этап:
- утилизация жидкостей, в том числе масел;
- переработка стальных деталей (мотор, кузов, трансмиссия, ходовая часть), которые при переплавке отлично сохраняют свои свойства с наименьшими потерями полезных свойств;
- переработка резиновых деталей (покрышки, запчасти подвески) методом мелкого дробления специальным ножом во вторсырье и дальнейшем повторном изготовлении из него, резиновых изделий, в большинстве случаев это резиновая крошка.
Воспользоваться услугами утилизаторов могут фермерские хозяйства, частные лица, организации любых форм собственности. Однако, большие расстояния и некачественные дороги деревенской глубинки создают много проблем для сбора и дальнейшей утилизации заброшенной сельскохозяйственной техники.
Как может происходить начальный этап сдачи старого трактора на металлолом в одной из российских деревень, смотрите в этом видео:
Пришедшую в негодность сельскохозяйственную технику, и оборудование к ней, запрещено вывозить на свалки. В соответствии с Законом, она подлежит утилизации после окончания срока службы. Способ утилизации не важен.
Источник: https://ecologia.life/othody/tehnika/utilizatsiya-selhoztehniki.html
Трактор сам по себе является агрегатом не менее сложным, нежели автомобиль. Несмотря на различие в функциональном применении, эта техника зачастую требует более высокой квалификации при эксплуатации, следовательно, ее утилизация есть важная задача в деле сохранности природы и улучшения экологического фона.
Трактор по своей стоимости намного превышает средний автомобиль. Его цена среди всего прочего зависит от его ТТХ. Одна из главных характеристик – его мощность, которая в итоге приводит к многократному увеличению массы. А отрицательное влияние на экологию огромная масса неподвижной горы металла оказывает сильнейшее.
Следовательно, утилизация больших объемов металлов и сплавов, из которых трактор на 90 % и состоит, необходима.
Есть и другая причина важности его утилизации, которую упускают из виду. Трактор (опять-таки в силу большого веса) невозможно переместить в пространстве, используя обычные механические средства.
Следовательно, чаще всего он становится неотъемлемой частью ландшафта на многие годы, что в перспективе становится угрозой для здоровья и жизни людей. Риск получить травму, увечье или потерять жизнь гораздо серьезнее, нежели это кажется на первый взгляд.
Отсутствие ограждений, предупреждающих знаков и освещения может привести к трагедии.
Списанная сельскохозяйственная техника должна подвергаться утилизации так же, как и обычная бытовая техника и легковые автомобили. Из-за сравнительно больших размеров и технической сложности оставлять списанный трактор без утилизации опасно для окружающей среды и человека.
Утилизация важна также и с точки зрения сохранения и повторного использования ресурсов: эти машины состоят из гораздо большего количества сложных технических деталей, корпус и металлический каркас у них также гораздо массивнее, чем у обычных легковых автомобилей. Такое количество металла, пригодного для переработки, оставлять ржаветь нецелесообразно, поэтому наметилась тенденция планировать утилизацию оборудования уже на этапе проектирования фирмой-производителем.
Существуют три основных способа утилизации тракторов и другой сельскохозяйственной техники:
- Полнокомплектный. При применении этого способа утилизации вся машина целиком помещается в дробильную установку, где происходит начальное измельчение. После дробления получившиеся фрагменты разделяют при помощи сепараторов различных конфигураций на цветные и черные металлы, пластик, резину и стекло. Разделенные фракции утилизируются как обычный мусор такого типа, а металлы уходят в переплавку. Этот способ используется чаще всего, но из представленных трёх он менее экономичный и рациональный.
- Групповой. Этот способ предполагает разборку отслужившей техники на достаточно небольшие части. Машину разбирают на детали согласно конструкции, без дополнительного измельчения. Получившиеся детали сортируют на группы исходя из их состава (цветмет, чермет, резина, пластик и др.), после чего детали отправляются на тот тип переработки, который им требуется.
- Дефектовочный. Первый этап работы с трактором, у которого закончился срок службы, при этом способе совпадает с групповым способом: машину разбирают на составляющие части. Но, в отличие от группового способа, при дефектовочном дополнительно происходит сортировка полученных деталей на пригодные к дальнейшему использованию и окончательно вышедшие из строя. Исправные и частично исправные (после починки) детали и узлы используются в качестве запасных частей для рабочих машин, нерабочие — отправляются в переработку.
Программа по утилизации с государственной поддержкой действовала с 2010 до 2019 год.
На 2022 год программа утилизации автомобилей прекращена.
В марте 2022 года в России предложили возобновить государственную программу утилизации автомобилей, с такой инициативой выступила ассоциация НСРО “Руслом.ком”.
Государственная программа утилизации была необходима для того чтобы:
- поднять отечественную промышленность на новый уровень;
Лишь сдавая в утиль отечественное авто и покупая тоже отечественное авто, можно получить скидку в размере от 50 до 35 тысяч рублей.
- помощь гражданам в приобретении машины с существенной скидкой;
- решение проблемы безработицы.
Основной документ, который запустил программу утилизации транспортных средств, в том числе, автомобилей и тракторов, это:
Приказ Минпромторга от 14. 01. 2010 года № 8.
В этом приказе приведён порядок получения скидки на приобретение нового транспортного средства.
При условии, что старое было утилизировано на законных основаниях.
Важно! Если при покупке ТС был уплачен утилизационный сбор, то услуги по утилизации должны быть предоставлены на безвозмездной основе.
Это определено Федеральным Законом РФ от 24. 06. 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Программы утилизации тракторов в России
Утилизация тракторов входит в общую программу утилизации сельскохозяйственной техники. В течение последнего десятилетия предпринимаются различные попытки улучшить положение с утилизацией сельхозтехники в стране, но они довольно бессистемны.
С 2008 года периодически выносятся предложения принять общую для всей страны программу утилизации сельхозоборудования, но пока ни одна из них не была доведена до конца.
К 2010 году ситуация со старой сельхозтехникой накалилась ещё больше, но единственным итогом снова поднятого вопроса о программе утилизации стал подъём пошлин на ввоз импортной сельхозтехники. В этом же году выдвигались предложения о предоставлении выплат или скидок на новое оборудование тем, кто сдаёт старые тракторы в утилизацию (до 500 тысяч рублей), но на уровне страны эта практика распространения не получила.
Постановка на учет (снятие с учета).
Получением регистрационных документов, номерных знаков в Гостехнадзоре (Ростехнадзоре) Санкт-Петербурга, перечень техники:
- фронтальные, вилочные и телескопические погрузчики, автопогрузчики, буровая спецтехника;
- экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, тракторы, автотракторная техника и прицепы к ним;
- гусеничная дорожно-строительная техника (дорожно-ремонтная техника, бульдозеры и т.д.);
- колесная дорожно-строительная техника, снегоуборочные машины, трубоукладчики, харвестеры;
- дорожная и карьерная техника (катки, виброкатки, асфальтоукладчики, стабилизаторы, фрезы и т.д.);
- сельскохозяйственная техника, комбайны, косилки, грейдеры, тяговые тракторы, скреперы;
- электрокары, электроштабелеры, ричтраки и другая электрическая погрузочная техника;
- снегоходы, снегоболотоходы, квадроциклы, вездеходы, тингеры и прочие внедорожные мотосредства.
Не регистрируются гоночные автомобили и мотоциклы, а также автомототранспортные средства, собранные в индивидуальном порядке из запасных частей и агрегатов, и с двигателем менее 50 куб.см. Мы не регистрируем в Гостехнадзоре конструкторы и иную нелегально ввезенную технику.
Оформление документов: Регистрация спецтехники проходит в строгом соответствии с Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно — строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденными Минсельхозпродом РФ от 16.01.1995 и Постановлением Правительства от 12.08.94 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» в Государственной Технической Инспекции (Гостехнадзоре СПб).
Снятие автомобиля с учета может потребоваться не только тогда когда автомобиль нужно утилизировать. Другие варианты рассмотрены в таблице.
Таблица 1. Варианты списания с регистрации.
Варианты снятия с учета | В каких авто случаях снимается с учета | Кто снимает |
Утилизация | Если автомобиль уже не восстановить после ДТП либо если владелец участвует в специальной государственной программе по утилизации старых авто. | Собственник транспортного средства или доверенное лицо. |
Угон | Если автомобиль угнали, то следует обратиться в ГИБДД для списания его с регистрации. Это нужно чтобы не отвечать за действия угонщиков совершенные за рулем вашего авто. В этом случае снятие происходит без автомобиля. | Собственник транспортного средства или доверенное лицо. |
Вывоз автомобиля из страны | Транзитные номера сейчас могут получить только юридические лица. При вывозе автомобиля из страны на длительный срок или навсегда нужно снять его с регистрации и получить регистрационный номер в стране назначения. | Собственник транспортного средства или доверенное лицо. |
При продаже | Если при продаже новый собственник машины не перерегистрировал авто на себя в течение десяти суток то следует снять его с учета. Это необходимо чтобы не отвечать за действия нового владельца авто за рулем ТС | Предыдущий собственник транспортного средства или доверенное лицо. |
По условиям кредитного договора | Если автомобиль находится в залоге у банка согласно условиям кредитного договора и заемщик не исполняет взятые на себя обязательства. Банк просто забирает автомобиль. При этом за владельце транспортное средство больше не закреплено. | Представители кредитной организации. |
В каждом из перечисленных способов (кроме вывоза авто за пределы страны) есть возможность снять транспортное средства с учета без машины (точней без ее представления в ГИБДД).
Также такая возможность отсутствует в случае с частичной утилизацией машины. Сотрудник ГАИ должен осмотреть машину и отдельные агрегаты, которые не будут списаны.
Основания для снятия ОПО с учета
Обратите внимание
С 1 сентября 2020 г. к ОПО не относят сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением до 0,005 МПа. Их необходимо снять с учета
Исключение опасного производственного объекта из государственного реестра ОПО регламентирует пункт 7 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. № 1371 (далее — Правила).
Оснований для снятия ОПО с учета несколько:
1. Ликвидация объекта. Имеется в виду полная ликвидация и вывод из эксплуатации.
2. Консервация объекта на срок более 12 месяцев. Например, если надо законсервировать опасный объект на 7 месяцев, а потом снова эксплуатировать, то снимать его с учета не надо.
3. Отсутствие на объекте признаков опасности. То есть если объект больше не опасный.
4. Продажа или сдача объекта в аренду. Это смена владельца или правообладателя. При смене владельца уже зарегистрированного ОПО сначала новый владелец регистрирует объект, а затем прежний владелец исключает его из реестра. Ведь реальная опасность объекта сохраняется вне зависимости от его регистрации.
5. Изменились критерии, по которым объект может быть отнесен к ОПО, или требования к идентификации ОПО.Если, например, при изменении законодательства объект больше не относится к ОПО.
Утилизация для комбайнов
Утилизационный сбор, введенный для защиты отечественного автопрома, теперь с той же целью предлагают распространить на импортную сельхозтехнику. Новый налог может появиться весной следующего года. Об этом сообщил первый зампред Комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев. Законопроект уже находится в нижней палате российского парламента. Как предположил Гутенев, в первом чтении документ могут рассмотреть в начале ноября, а полностью утвердить – до конца осенней сессии. По замыслу разработчиков законопроекта, утилизационным сбором будут облагаться импортные сельскохозяйственные машины, строительная, дорожная техника, а также оборудование, которое в своей работе используют лесники.
Рассчитывать новый налог предлагают по той же схеме, что и существующий транспортный, – при помощи базовой ставки и различных коэффициентов. Для сельхозмашин ставку хотят установить на уровне 30 тыс. рублей, а для всех остальных – 35 тысяч. По предварительным расчетам, сбор за новые комбайны, трактора, посевные комплексы будет в пределах 60-450 тыс. рублей, за лесопромышленные машины – 80-525 тысяч. К подержанной технике планируется применять повышенные коэффициенты. Они будут отличаться от обычных в два-три раза, пишет Российская газета .
Утилизационный налог собираются взимать на таможне при ввозе импортной техники в Россию. По словам Владимира Гутенева, продукция отечественных производителей, а также иностранных компаний, имеющих сборочные предприятия на территории нашей страны, будет освобождена от сбора. Но есть одно условие. “Компании должны будут гарантировать, что сами утилизируют выпущенную ими технику, когда она отслужит свой срок”, – пояснил Гутенев.
Деньги от нового сбора будут поступать в федеральный бюджет. Часть из них, как считают разработчики законопроекта, должна направляться на утилизацию техники, то есть создание всей необходимой для этого инфраструктуры. А еще часть – на модернизацию отечественных предприятий. Как сообщил Гутенев, некоторые депутаты уже заявили, что готовы поддержать инициативу. Что же касается профильных ведомств, то еще не все определились со своей позицией. К примеру, минэкономразвития пока “не сказало ни да ни нет”. Зато идею одобряет минпромторг – ведомство, которое продавило идею с утилизационным сбором на автомобили. На заседании “круглого стола”, где обсуждали возможность распространения этой практики на сельхозтехнику, начальник профильного отдела департамента автомобильной промышленности и сельхозмашиностроения министерства Сергей Киселев подтвердил, что законопроект хороший и его нужно продвигать. Он добавил, что один из партнеров России по Таможенному союзу (ТС) – Белоруссия – намерение ввести утилизационный сбор на сельхозтехнику “всячески поддерживает”.
Мнение другого участника “тройки” – Казахстана – пока неизвестно. Но в любом случае, согласно законопроекту, Россия введет утилизационный сбор отдельно от своих партнеров по ТС. Белоруссия и Казахстан сохранят прежние меры тарифной политики до своего вступления в ВТО. Отечественные машиностроители надеются, что с помощью утилизационного сбора удастся защитить российский рынок от импортной продукции. Ее и раньше было много, а сейчас, когда наша страна вступила в ВТО и должна выполнять взятые на себя обязательства по снижению ставок ввозных пошлин, может стать больше в разы.
Размеры утилизационных сборов еще будут обсуждаться, но, как обещают авторы инициативы, налог не превысит уровня падения ввозных таможенных пошлин. Напомним, что на комбайны таможенные пошлины сразу после присоединения нашей страны к ВТО снизились с 15 до 5%. На колесные тракторы ставки будут уменьшаться постепенно: с 15 до 10% в течение трех лет.
Участники рынка призывают не откладывать введение нового утилизационного сбора в долгий ящик, поскольку речь идет о выживании отрасли. “Отечественные машиностроители реализуют серьезные инвестиционные программы на всех предприятиях, выпуская технику, которая по качеству не уступает импортной, – говорит заместитель председателя профильного комитета Союза машиностроителей России, вице-президент концерна “Тракторные заводы” Наталья Партасова. – Будет правильно, если государство поддержит отрасль с помощью тех механизмов, которые разрешены ВТО. Тем более что для автопрома это уже сделали”.
Генеральный директор компании RM-Terex Александр Филатов добавляет, что машиностроители нуждаются в защитных мерах даже больше, чем автопроизводители, где игроки изначально сильнее и “не были так потрепаны промышленной политикой последних лет”. Партнер, руководитель практики таможенного права и внешнеторгового регулирования Pepeliaev group Галина Баландина замечает, что меры, которые принимаются в нашей стране для защиты рынка, часто приводят к снижению качества продукции, повышению цен и ущемлению прав потребителей. Поэтому, по ее мнению, обсуждая возможность введения утилизационного сбора, важно сразу определить сроки действия этой меры и конкретные результаты, которых с ее помощью рассчитывают добиться. “Вообще, стоило бы вести речь не только о защите, но и о развитии отрасли, чтобы через какое-то время она могла работать, не прибегая к помощи государства”, – резюмировала Галина Баландина.
По словам вице-президента Российского зернового союза Александра Корбута, аграрии сейчас покупают за границей не столько технику, сколько технологии. “Если все это смогут обеспечить отечественные машиностроители, с нормальным соотношением по цене и качеству, сельхозпроизводители будут покупать российский продукт, – уверен он. – Для этого им не нужны будут никакие другие стимулы”.
По прогнозам экспертов, в 2013 году в России нужно будет утилизировать 320 тысяч единиц сельхозтехники и еще 50 тысяч единиц лесозаготовительной и промышленной. Вместе с этим возникнет необходимость в переработке компонентов оборудования: аккумуляторных батарей (190 тысяч штук) и шин (500 тысяч штук), сообщает информационно-аналитический портал «Экономическая безопасность».
Этапы утилизации сельскохозяйственной техники
Подготовка к переработке сельскохозяйственной техники очень трудоемкий процесс, состоящий из нескольких этапов:
Первый этап:
- очистка машины и оборудования от различных примесей жидкой консистенции;
- слив моторного масла;
- промывка соединительных деталей;
- разборка и детализация, согласно химическим и физическим свойствам материала;
- транспортировка его на предприятие по утилизации или переработке.
Второй этап:
- утилизация жидкостей, в том числе отработанных масел;
- переработка стальных деталей (мотор, кузов, трансмиссия, ходовая часть), которые при переплавке отлично сохраняют свои свойства с наименьшими потерями полезных свойств;
- переработка резиновых деталей (покрышки, запчасти подвески) методом мелкого дробления специальным ножом во вторсырье и дальнейшем повторном изготовлении из него, резиновых изделий, в большинстве случаев это резиновая крошка.
Новости экономики и финансов СПб, России и мира
По данным «Росагромаша«, в 2009 году рынок новой сельхозтехники в России сократился более чем в три раза — с $5,5 млрд в 2008 году до $1,6 млрд.
Закупки сельхозтехники за первую половину сельхозгода-2010 упали в среднем на 40%. В июне 47 сельхозпроизводителей написали открытое письмо Владимиру Путину, попросив принять меры для развития спроса на отечественную технику.
Иначе отрасль, в которой работает 100 тыс., человек, может попросту не дожить до светлого будущего.
Уже в следующем году может быть запущена госпрограмма по утилизации сельхозтехники по аналогии с легковыми автомобилями, утилизационная премия, по расчетам Минпромторга, должна составить порядка 500 тыс. рублей.
Сами производители к новой волне заявлений относятся весьма сдержанно: не факт, что сказанное будет реализовано, слишком уж непредсказуема российская власть, тем более что разговоры идут уже с начала года.
«Пока это все только разговоры», — сказали в пресс-службе «Ростсельмаша».
В Союзе производителей сельхозтехники считают, если государство вдвое увеличит утилизационную премию с планируемых 500 тыс. до 1 млн рублей, то результат будет.
«500 тыс. рублей – это, безусловно, тоже деньги, на дороге они не валяются, но эффективной программа будет при премии в 1 млн рублей», — соглашается заместитель директора Торгового дома «Петербургского тракторного завода» Сергей Ростов.
Успех программы, уверен он, будет сильно зависеть и от другого важного фактора – от цены на зерно. «Спрос на технику формируют собственные доходы крестьян и госстимулирование, — говорит он. — Сейчас же одной рукой у крестьян забрали, а другой помочь собираются. Помощь государства сработает, если только будет открыт экспорт зерна».
Не дождавшись государства, некоторые производители сами решили взяться за стимулирование спроса. Еще весной собственные программы при поддержке региональных властей запустили ростовский «Ростсельмаш» и концерн «Тракторные заводы».
«На наших полях до сих пор работают комбайны 70-го года выпуска, им по 40 лет. Люди работают в нечеловеческих условиях. Сельхозтехнику нужно менять, государство же пока не обращает внимания, хотя это должно быть государственным делом», — о.