Транспортный налог в Беларуси — его размер, льготы и оплата
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог в Беларуси — его размер, льготы и оплата». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.
Плательщиками транспортного налога являются:
1) организации;
2) физические лица;
3) индивидуальные предприниматели (далее – ИП).
Не являются плательщиками налога:
1) республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и органы государственного управления, их структурные подразделения с правами юридического лица и территориальные органы;
2) суды;
3) органы прокуратуры;
4) местные исполнительные и распорядительные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица);
5) государственные учреждения, созданные местными исполнительными и распорядительными органами для обеспечения деятельности бюджетных организаций;
6) организации-перевозчики, включенные в перечни автомобильных перевозчиков, обязанных выполнять автомобильные перевозки транспортом общего пользования;
7) войска и воинские формирования.
Порядок исчисления налога
Годовая сумма транспортного налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (ст. 307-7 НК).
При возникновении (наличии) в течение налогового периода объекта налогообложения транспортный налог исчисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором:
-
произведена государственная регистрация транспортного средства;
-
истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина.
Исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором транспортное средство было снято с учета.
Плательщики-организации за I–III кварталы текущего налогового периода исчисляют и уплачивают авансовые платежи в размере 1/4 суммы транспортного налога, исчисленной исходя из ставки транспортного налога и наличия транспортных средств:
- на 1 января текущего года – за I квартал;
- на 1 апреля текущего года – за II квартал;
- на 1 июля текущего года – за III квартал.
Ответственность за неуплату налога
В случае неуплаты (неполной уплаты) авансовых платежей начисляются пени в порядке, установленном ст. 55 НК (ст. 307-8 НК).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты пеней, а также для применения к плательщику мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательными актами (п. 8 ст. 42 НК). |
Что делать собственникам «автохлама», чтобы не платить налог
Владельцам годами простаивающего без движения «автохлама», чтобы не платить транспортный налог, необходимо до 1 июля 2021 года снять машину с регистрационного учета. Как уточнил Дмитрий Кийко до этой даты предполагается установление упрощенной процедуры снятия с учета транспортных средств, по объективным причинам выбывших из дорожного движения. Поэтому не стоит затягивать и откладывать поход в ближайший МРЭО ГАИ.
Как снять с учета автомобиль на утилизацию для частных автовладельцев, списать и сдать в утиль транспорт, принадлежащий организациям, смотрите по ссылке.
Если машина в аварийном состоянии или не исправна, но пригодна к восстановлению, то её можно продать в таком виде как она есть. Как правильно снять с учета неисправный автомобиль для продажи, информация по ссылке.
Размер (ставка) транспортного налога для физических лиц в 2022 году
Категория транспортных средств |
Ставка налога, рублей |
Легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой (в тоннах): | |
до 1,5 т. (включительно) | 61,0 |
от 1,5 т. до 1,75 т. | 81,0 |
от 1,75 т. до 2,0 т. | 102,0 |
от 2,0 т. до 2,25 т. | 122,0 |
от 2,25 т. до 2,5 т. | 142,0 |
от 2,25 т. до 3,0 т. | 162,0 |
свыше 3,0 т. | 223,0 |
Прицеп с разрешенной максимальной массой (в тоннах): | |
до 0,75 т. | 41,0 |
свыше 0,75 т. | 223,0 |
прицеп-дача (караван) | 41,0 |
Грузовой автомобиль (автомобиль-тягач) седельный тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой: | |
до 2,5 т. | 162,0 |
от 2,5 т. до 3,5 т. | 345,0 |
от 3,5 т. до 12 т. | 447,0 |
более 12 т. | 508,0 |
седельный тягач | 406,0 |
Автобусы с числом посадочных мест: | |
до 20 мест (включительно) | 244,0 |
от 21 до 40 мест (включительно) | 345,0 |
свыше 40 мест | 447,0 |
Мотоцикл (всех видов) | 41,0 |
Размер (ставка) транспортного налога для юридических лиц в 2022 году
Категория транспортных средств |
Ставка налога, рублей |
Легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой (в тоннах): | |
до 1,0 т. (включительно) | 162,0 |
от 1,0 т. до 2,0 т. | 209,0 |
от 2,0 т. до 3,0 т. | 255,0 |
свыше 3,0 т. | 325,0 |
Прицеп с разрешенной максимальной массой (в тоннах): | |
до 0,75 т. | 116,0 |
свыше 0,75 т. | 278,0 |
прицеп-дача (караван) | 116,0 |
Грузовой автомобиль (автомобиль-тягач) седельный тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой: | |
до 2,5 т. | 278,0 |
от 2,5 т. до 3,5 т. | 394,0 |
от 3,5 т. до 12,0 т. | 510,0 |
свыше 12,0 т. | 580,0 |
седельный тягач | 464,0 |
Автобусы с числом посадочных мест: | |
до 20 мест (включительно) | 278,0 |
от 21 до 40 мест | 394,0 |
свыше 40 мест | 510,0 |
Мотоцикл (всех видов): | 70 |
Какие льготы предусмотрены по транспортному налогу
Многих интересует, как не платить транспортный налог в Беларуси и какие льготы в этом году по нему предусмотрены. В 285, 286 статьях НК РБ перечислены льготные категории юр. и физ.лиц, имеющие право в 2021 году оплачивать госпошлину на дороги по сниженным ставкам или не оплачивать вовсе.
Скидка 50% применяется для инвалидов 1-й и 2-й групп, а также ветеранов Великой Отечественной войны.
Не платят транспортный налог:
- собственники ТС, предоставляющих транспортные услуги по перевозке инвалидов или полученных через госучреждения соцзащиты;
- юрлица, использующие транспорт для предоставления бесплатных медицинских услуг (скорая помощь);
- предприятия, осуществляющие с помощью автомобиля функции соцзащиты;
- организации, подведомственные силовым, оборонным структурам государства, использующие государственные ТС по назначению;
- владельцы транспорта общего пользования.
Негативным моментом считается отсутствие в 2021 году в Беларуси льгот по транспортному налогу для пенсионеров и многодетных семей. Только в 2014-2015 гг белорусские пенсионеры считались льготниками по дорожному сбору.
В Минфин поступило много писем от населения РБ с предложениями об отмене госпошлины или снижения ее размера до 1 базовой ставки. Людей интересует, когда отменят транспортный налог и есть ли шанс, что произойдут хотя бы обещанные в 2018 году изменения.
Осенью 2019 года в Министерстве финансов готовится Указ Президента «О плате за пользование автомобильными дорогами Республики Беларусь и отдельными элементами улично-дорожной сети». По нему уплату пошлины должны отделить от процедуры прохождения техосмотра. Автолюбители смогут разделить оплату дорожного сбора по месяцам и уплачивать его по собственным заявлениям.
То есть, каждый собственник авто сможет вносить налоговый сбор за тот период, когда он непосредственно пользовался транспортным средством, в другие же периоды – не уплачивать его. А к тем, кто внесет сразу всю сумму за год, будет применен понижающий коэффициент транспортного налога 0,8 (годовая оплата будет снижена на 20%).
Изменится и система штрафных санкций за невыполнение налоговых обязательств – при неуплате будет назначен штраф в двойном размере.
Контроль за выполнением налоговых обязательств будет обеспечиваться за счет установленных на дорогах камер фото- и видеофиксации, а также информации о фактической оплате из базы системы ЕРИП.
Указ вступит в силу не раньше, чем с 1 января 2020 года. Насколько правдоподобны намерения Правительства и как скоро произойдут реальные изменения, понять сложно. Ведь, помимо простого желания ввести закон в силу, необходима подготовленность технической базы контроля за исполнением всех прописанных в нем пунктов.
Должностное лицо оператора системы контроля не позднее двух месяцев со дня фиксации факта участия транспортного средства в дорожном движении без внесения платы составляет требование о внесении платы, которое является исполнительным документом. В данном требовании должна быть следующая информация: дата, время, обстоятельства, изображение транспортного средства, зафиксированное техническими средствами, сумма, реквизиты и т.п. по списку (п.10 указа). Такое требование является основанием для формирования базы данных о суммах, подлежащих внесению плательщиками в увеличенном размере. Причем “письмо счастья” может быть как в бумажном виде, так и в электронном, даже в факсимильном – о способе пересылки можно заявить ходатайство. Но здесь есть своя “фишка”. Поскольку требование, как вы прочитали, документ исполнительный, то и предъявить его к исполнению в орган принудительного исполнения можно в течение трех лет со дня составления. По такому принципу работает система платных дорог BelToll.
Наконец, удивляют сроки воплощения документа в жизнь. По проекту новая система взимания платы за дороги может быть введена уже 1 апреля, то есть через без малого три месяца. Учитывая, что понадобится внесение изменений и дополнений в ряд нормативно-правовых актов, плюс создание и объединение электронных баз данных, плюс организация исполнителей всего процесса, просто не верится, что заявленные сроки будут выполнены.
Тем временем в СЗАО “Безопасные дороги Беларуси”, которое является оператором Единой системы фотофиксации нарушений скоростного режима на территории Республики Беларусь, нам пояснили, что по вопросам указа ничем помочь не могут: поскольку в качестве технического исполнителя эта организация на данный момент не определена, то и комментарии давать излишне.
В Министерстве финансов Республики Беларусь, которое является одним из разработчиков проекта документа, посоветовали все предложения и пожелания писать на предназначенную для этого электронную почту, они будут изучаться специалистами министерства.
Свои замечания мы изложили здесь, а пожелание у нас только одно: семь раз подумать и один раз принять.
После детального разбора проекта указа “О платежах за участие в дорожном движении” только и разговоров, что о нем. Скажем так, не совсем этого хотели белорусы, взывавшие к благоразумию властей и принципам справедливости. После “прочтения” документа глазами юриста стало понятно, что, взявшись за совершенствование имеющейся системы, государственная машина преследует прежде всего свой интерес в части повышения собираемости налога. Поэтому главное, на что направлены нововведения, – это реализация принципа неотвратимости наказания, а уж потом всего остального.
За последние годы отказ многих автовладельцев от прохождения техосмотра из-за необходимости платить госпошлину приобрел массовый и даже принципиальный характер. И если поначалу люди высказывались о неприемлемости привязки госпошлины к ТО и установлении “единого тарифа” для всех, включая пенсионеров, то последнее время речь идет уже просто о нежелании платить “этот побор”. И вот появляется проект указа, который, мягко говоря, не добавил справедливости в ощущения, а многих и вовсе загнал в тупик. Ознакомив граждан с новой концепцией заранее, авторы проекта рассчитывают на то, что к дате “икс” те, кто принципиально против сбора, пройдут все стадии принятия неизбежного и все-таки примут новые условия. Пока же люди “зависли” где-то между первыми двумя стадиями – отрицанием и гневом. А это, как известно, хороший мотиватор для поиска альтернативных решений. Неужели изворотливый белорус не придумает для этого хитрого болта свой не менее хитрый ключ? Мы почитали мнения людей на нашем форуме, поговорили с теми, кто сейчас предпочитает не платить, и пришли к выводу, что без боя сдаваться белорусы не намерены. Во всяком случае не сразу.
Пошаговая инструкция растаможки авто из Белоруссии
Растаможка автомобиля из Белоруссии требует выполнения следующих действий:
- Гражданин выполняет оценку транспортного средства. Узнать информацию необходимо для того, чтобы понимать, какое количество денежных средств потребуется потратить на прохождение растаможки.
- Лицо вносит депозит. Действие необходимо провести до начала растаможки. Сумму перечисляют в адрес таможни. Допустимо предоставление большего количества средств. Избыток можно вернуть. Перечисление производится банковским переводом. Плательщику предоставят расписку. Она выступает подтверждением факта внесения денежных средств.
- Человек пересекает границу и направляется в таможенный пункт по месту регистрации. Здесь нужно обратиться к представителям службы и сообщить о желание ввезти автомобиль в РФ для личного пользования. Машину осмотрят и проверят документы.
- Выполняется оформление декларации. Бумаги помогут подготовить представители таможенной службы.
- Если в процессе проверок не было найдено нарушений, лицу выдадут документацию, предварительно проставив на ней подписи и печати.
- Потребуется обратиться в подразделение ГИБДД РФ и поставить авто на учёт. Обращаться можно в любое подразделение. Пройдя процедуру оформления, лицо сможет легально использовать автомобиль из Белоруссии и совершать с ним юридически значимые операции.
Сколько платить физлицу и юрлицу?
Транспортный налог в Беларуси с 1 января 2021 полностью зависит от характеристик транспортного средства. Для наглядности мы приводим таблицу:
Вид транспорта | Сумма налога в год |
Легковой автомобиль с максимальной массой: | |
1,5т -1,75 т | 81 рубль |
1,75т – 2 т | 102 рубля |
2т – 2,25т | 122 рубля |
2,25т -2,5т | 142 рубля |
Прицеп с максимальной массой: | |
До 0,75т | 41 рубль |
Более 0,75 т | 223 рубля |
Льготы по уплате транспортного налога
В отношении транспортного средства, зарегистрированного за инвалидом III группы, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории, ставка транспортного налога снижена на 25% (за исключением случаев, при которых предусмотрено их полное освобождение от уплаты транспортного налога, либо ставка транспортного налога применяется в размере 50 процентов от установленной ставки).
Ставки транспортного налога применяются в размере 50 процентов от установленной ставки в отношении транспортного средства, зарегистрированного за ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом I или II группы, лицом, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, или лицом, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории.
Как и кто будет контролировать уплату налогового платежа
Ранее, когда планировалось отвязать дорожный сбор от техосмотра и рассматривались различные варианты взимания налога за дороги, самой большой проблемой была система контроля за уплатой.
Предполагалось выявлять неплательщиков с помощью камер фото и видео фиксации. Нарушителям, участвующим в дорожном движении без уплаты налога за дороги, планировали присылать «письма счастья» по аналогии со штрафами за превышение скоростного режима.
Но поскольку сейчас речь идет именно о налоге, а не госпошлине, то и контролировать уплату будут налоговые органы. Здесь схема проста: если у вас есть автомобиль, вы плательщик налога. При неуплате начисляется пеня.
Не исключено и привлечение к административной ответственности за неуплату или неполную уплату суммы налога. В отношении злостных неплательщиков будет возбуждаться исполнительное производство: на машину могут накладывать арест.
Размер (ставка) транспортного налога для физических лиц в 2022 году
Категория транспортных средств |
Ставка налога, рублей |
Легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой (в тоннах): | |
до 1,5 т. (включительно) | 61,0 |
от 1,5 т. до 1,75 т. | 81,0 |
от 1,75 т. до 2,0 т. | 102,0 |
от 2,0 т. до 2,25 т. | 122,0 |
от 2,25 т. до 2,5 т. | 142,0 |
от 2,25 т. до 3,0 т. | 162,0 |
свыше 3,0 т. | 223,0 |
Прицеп с разрешенной максимальной массой (в тоннах): | |
до 0,75 т. | 41,0 |
свыше 0,75 т. | 223,0 |
прицеп-дача (караван) | 41,0 |
Грузовой автомобиль (автомобиль-тягач) седельный тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой: | |
до 2,5 т. | 162,0 |
от 2,5 т. до 3,5 т. | 345,0 |
от 3,5 т. до 12 т. | 447,0 |
более 12 т. | 508,0 |
седельный тягач | 406,0 |
Автобусы с числом посадочных мест: | |
до 20 мест (включительно) | 244,0 |
от 21 до 40 мест (включительно) | 345,0 |
свыше 40 мест | 447,0 |
Мотоцикл (всех видов) | 41,0 |