Курсы переподготовки и повышения квалификации: в чем отличие
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Курсы переподготовки и повышения квалификации: в чем отличие». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По общему правилу, установленному ч. 3 ст. 60 Федерального закона № 237-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации.
Как реализуется самостоятельная работа в Академии?
Самостоятельная работа слушателей — учебная работа, которая выполняется слушателями по заданию и под контролем преподавателя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом слушатели должны сознательно стремиться к поставленной цели, используя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия слушателей, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных преподавателем заданий, с анализом результатов работы. В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы слушателей, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. К основным видам самостоятельных работ можно отнести следующие:
- Работа с учебными изданиями.
- Выполнение практических работ.
- Проверочные контрольные работы.
- Подготовка докладов, рефератов.
Особенности профпереподготовки
Главная преследуемая цель таких курсов – обеспечить навыками, достаточными для обретения новой должности или смены рода профессиональных занятий. Переподготовка считается ускоренным вариантом получения дополнительного высшего образования. Уменьшенное количество времени в учебном плане обусловлено освоением исключительно профессиональных компетенций, без базовых дисциплин.
Длительность программы перепрофилирования определяется конкретной специализацией. Законодательно установлено, что минимально допустимый срок обучения гражданских служащих составляет от 250 академических часов. В результате успешной аттестации выпускники курсов получают диплом о профессиональной переподготовке. Документ юридически закрепляет право осуществлять в дальнейшем квалифицированную деятельность по обретенной специальности.
Курсы дополнительного профессионального образования (ДПО) — возможность обучиться дополнительной специальности, при этом не тратя время на получение полноценного среднего профессионального или высшего образования.
Вот этапы, на которых доступно получение ДПО:
- СПО — среднее профессиональное, куда можно пойти после окончания средней школы;
- бакалавриат и специалитет, доступные после окончания старшей школы, то есть курса 11 классов;
- магистратура, доступная после окончания бакалавриата или специалитета;
- аспирантура, куда поступают с дипломом магистра или специалиста.
ПП – аббревиатура «профессиональная переподготовка». ПК – «повышение квалификации»».
Профессиональная переподготовка – это вид дополнительного профессионального образования, который позволяет специалисту сменить свою профессию или специальность. Например, инженер-проектировщик может переучиться на маркшейдера. Другими словами, переподготовка – это сокращенная версия второго высшего или второго средне-специального профессионального образования. Вместо того, чтобы получать вторую специальность в ВУЗе, можно просто пройти переподготовку. Это дешевле и экономит время. Получать второе высшее образование можно, если слушатель желает заниматься наукой.
Курсы профессиональной переподготовки включают программы с нагрузкой от 250 академических часов и более. По окончании выдается диплом о профессиональной переподготовке, дающий право заниматься новой профессиональной деятельностью.
Повышение квалификации – это способ усовершенствования знаний и навыков специалистов. Технологии меняются, ежегодно в отраслях вводятся новые требования и стандарты. Для того, чтобы быть в курсе этих изменений, необходимо проходить курсы повышения квалификации. По профстандартам и квалификационным характеристикам некоторые специалисты обязаны проходить такие курсы с определённой периодичностью: например, учителя – каждые 3 года, врачи – каждые 5 лет.
Курсы повышения квалификации включают учебные программы с нагрузкой от 16 часов до 249 часов. По завершении обучения выдается удостоверение о повышении квалификации и, если это необходимо по ведомственным нормативным актам, сертификаты или аттестационные листы. Одной из разновидностей курсов повышения и усовершенствования являются семинары и вебинары.
Дистанционные обучение также носит название обучения с применением дистанционных технологий (электронное обучение). Такое обучение закреплено в Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) и Приказе Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226). Многие ведущие ВУЗы страны, в том числе и МГУ им. М.В. Ломоносова, реализуют программы обучения с применением дистанционных технологий. При этом важно иметь ввиду, что форма получения образования никак не отражается в получаемых документах об образовании.
Повышение квалификации позволяет слушателю получить продвижение по службе, новую должность, пройти проверку инспектирующих органов, получить новые знания в области профессиональной деятельности. После окончания курсов повышения квалификации выдаётся удостоверение. Помимо удостоверения также выдаются дополнительные документы, которые необходимы согласно нормативно-правовым актам в той или иной сфере деятельности.
Выданные удостоверения являются подтверждающими документами:
— о статусе специалиста
— о соответствии специалиста профессиональным стандартам.
Напомним, что для многих профессий и должностей законы или нормативные акты ведомств обязывают проходить курсы повышения квалификации с определённой периодичностью.
Перспективы ДПО в негосударственной организации
Ключевое отличие, которое пугает большинство соискателей – это получаемые документы. «Документ государственного образца» звучит надежнее и привычнее, однако не гарантирует качественных знаний, а что дает, например, удостоверение о повышении квалификации установленного образца, никому не понятно.
Негосударственные образовательные центры в условиях жесткой конкуренции вынуждены постоянно совершенствоваться и разрабатывать курсы, не уступающие по эффективности государственным.
Выдаваемые при этом документы функционально ничем не уступают государственным, также подтверждая получение новых знаний в рамках своей квалификации или новой профессии на базе имеющейся. Единственное различие – бланки и программы, разрабатываемые в конкретной организации без участия государственных надзорных органов.
Из минусов – невозможность попасть на госслужбу, для которой документы государственного образца являются одним из базовых требований для соискателей.
Из плюсов – большинство организаций предлагает выбор форм обучения, более короткие программы подготовки и широкий выбор направлений, способный удовлетворить потребности даже самой узкой отрасли.
При выборе ориентируйтесь на надежность учебного центра, его опыт работы в образовательной сфере и срок действия лицензии. Наш учебный центр отвечает всем базовым требованиям, у нас современные программы подготовки, разработанные квалифицированными преподавателями с учетом государственных профессиональных стандартов. Выбирая компанию «РостБизнесКонсалт», Вы исключаете риск работы с мошенниками и в короткие сроки получите новые знания и требуемые документ.
Пошаговый процесс профессиональной переподготовки
Разберемся, из чего состоит процесс получения второй специальности.
Шаг 1: Определитесь с учебным центром и выберите программу профпереподготовки
От того, насколько тщательно вы подойдете к решению этого вопроса, во многом зависит качество дополнительного образования и дальнейшее трудоустройство.
Для начала ознакомьтесь с представленными на сайте центра разрешительными документами – лицензией и аккредитацией.
Важно! Обязательно убедитесь, что обучающий центр имеет документально подтвержденное право на проведение курсов по профессиональной переподготовке.
Копии дипломов преподавателей курсов должны быть представлены на сайте, так же как и сведения об их профессиональной деятельности и практическом опыте. Если этой информации нет в Интернете, попросите документы для ознакомления при личном визите в образовательную организацию.
Отдавайте предпочтение тем курсам, которые самостоятельно разрабатывают методики и программы обучения. Этот факт подтверждает серьезный подход к преподаванию и гарантирует высокое качество оказываемых центром услуг.
Чем профессиональная подготовка отличается от второго высшего?
Получить второе высшее образование по традиционным программам обучения можно только в вузе. За профпереподготовку отвечают лицензированные центры ДПО. Также пройти переквалификацию можно в вузах или ссузах, обучающих специалистов преимущественно очно. Учреждения допобразования проходят аккредитацию и регулярные проверки Рособрнадзора, а также подключаются к ФИС ФРДО. Также отличиями являются:
- Требуемый базовый уровень квалификации. Пройти переподготовку можно при наличии высшего, среднего или неоконченного профобразования. В ссузе нельзя получить высшее образование, а в вузе среднее специальное.
- Итоговый документ. При получении высшего образования в вузе выдается диплом бакалавра или магистра государственного образца, а при переподготовке — диплом установленного образца.
Аттестация по требованию законодательства и независимая оценка квалификации
Есть виды деятельности, работа в которых обязывает к регулярному прохождению аттестаций. Это не пожелание работодателя, а требование закона. Без подтверждения определенных знаний и умений сотрудников могут отстранить от работы.
Например, подобный подход практикуется в сфере строительства. Правда, найти конкретный список всех попадающих по проверку профессий не получится, поскольку регулирование происходит на основе отраслевых стандартов, методик, отдельных приказов и т.д.
Кстати! Более подробно об обязательной аттестации можно прочитать в этой статье.
Затраты включаются в расходы по налогу на прибыль согласно пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ, это будут прочие расходы, связанные с реализацией. Необходимо выполнить только несколько условий для этого (п. 3 ст. 264):
- На аттестацию направляется работник, с которым заключен трудовой договор.
- Работодатель заключил договор с российской образовательной организацией, имеющей лицензию, или иностранной, имеющей соответствующий статус.
Как видите, я выделила отдельно независимую оценку квалификации (НОК). НОК проводится в соответствии с Федеральным законом № 283-ФЗ от 03.07.16. Она проводится с учетом специальных профессиональных стандартов и требований, предъявляемых теми или иными законодательными актами.
Проводить оценку могут только специальные центры, а при прохождении экзамена специалист получит свидетельство государственного образца. Найти центр, проводящий НОК в вашем регионе, можно по ссылке.
Отличия аттестации от оценки квалификации
Независимая оценка квалификации (НОК)
Это процедура подтверждения соответствия деловых качеств работника требованиям, которые закреплены работодателем на локальном уровне (должностные инструкции, положения трудового договора, ЛНА и т. д.).
Это процедура подтверждения соответствия квалификации работника требованиям профстандарта или квалификационным требованиям, установленным законами и иными нормативными правовыми актами (госслужащие, педагоги, медики и т. д.).
Проводит работодатель в лице комиссии.
Проводит независимый Центр оценки квалификации.
Оценивают деловые качества работника (в том числе квалификацию) на основании служебной деятельности (собеседование).
Оценивают квалификацию работника на основании его знаний, умений и навыков (экзамен).
Оценке подлежат только работники; работники по ГПД или кандидаты на работу не оцениваются.
Оцениваются как работники, так и соискатели.
Не требует согласия работника (при условии соответствующего оформления процедуры работодателем).
Проводится только при условии письменного согласия работника.
Проводится (как правило) в целях подтверждения соответствия занимаемой должности .
Проводится в целях подтверждения соответствия квалификации, а квалификация — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Не предполагает финансовых затрат со стороны работодателя.
Проводится по инициативе соискателя за счет собственных средств, иных физических и(или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя.
Результаты аттестации являются основанием для увольнения работника по пункту 3 части 1 статьи 81 ТК РФ.
Есть исключения, нельзя уволить:
- беременных;
- женщину с ребенком до 3 лет;
- одиноких родителей с ребенком до 14 лет (а если ребенок инвалид то до 18 лет).
Результаты независимой оценки квалификации недостаточны для увольнения работника, они не могут быть основанием для увольнения.
На уровне закона не регламентирована, но есть Типовое положение (Постановление ГКНТ СССР, Госкомтруда СССР от 05.10.1973 № 470/267).
Для отдельных категорий работников существуют свои нормы, например:
- ПП от 22.12.2011 № 1091 (спасатели);
- ФЗ от 29.07.2018 № 271-ФЗ (промышленная безопасность);
- УП от 01.02.2005 № 110 (госы) и т. д.
Проведение тематических семинаров
Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.
Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения.
В конце курса участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу.
Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.
Методы внутрифирменного повышения квалификации
К методам обучения на рабочем месте относятся:
-
Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте.
-
Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства.
-
Проектная группа. Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно.
-
Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен.
-
Ротация. Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.
-
Стротеллинг. Молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации.
-
Тьюторство. Вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания.
-
Шэдуинг. Суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.
Курсы повышения квалификации персонала
Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Организовывают их так, чтобы слушателей ничто не отвлекало от процесса и не мешало восприятию информации.
Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.
Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:
- Отзывы тех, кто уже проходил обучение;
- Состав преподавателей;
- Насколько долго центр осуществляет свою деятельность;
- Стоимость курсов.
Не случайно стоимость оказалась на последнем месте в перечне. Высокая цена прохождения курсов совершенно не гарантирует, что они будут полезны слушателю. Бывают случаи, когда стоят курсы дорого, а практической пользы приносят минимум.
На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, в составе которых от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия. Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.
Условно обучение на курсах делится на несколько групп:
- Комплексное обучение;
- Самообучение;
- Комбинированное обучение.
В каждой из этих групп есть свои плюсы и минусы, но важно то, что эти группы не исключают друг друга, а дополняют и совершенствуют.
Цели и задачи повышения квалификации персонала
Прежде чем начать свое дело, нужно задать вопрос: для чего? Итак, какие же цели повышения квалификации могут быть?
- Вооружить сотрудников новыми знаниями и навыками. Это позволит им не просто высказывать свежие идеи, но и справляться с различными сложностями в работе;
- Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у человека появляется стремление к повышению производительности труда;
- Снижение уровня текучести персонала. Повышение квалификации считается эффективным способом борьбы с этим явлением. Этот принцип действует даже в том случае, когда не помогает даже премирование.
- Внедрение новых технологий. Сейчас время компьютеров и высоких скоростей. От этого никуда не денешься, нужно развиваться, модернизировать производство. А с этим справится только команда настоящих профессионалов.
- Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, чем принимать на работу большое количество людей со стороны.