Церковный праздник 4 ноября 2022: что нельзя делать, приметы, что можно делать
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Церковный праздник 4 ноября 2022: что нельзя делать, приметы, что можно делать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обретена она была чудесным образом в 1572 году в Казани. Город незадолго до этого события был взят войсками Ивана Грозного. После пожара, из-за которого была уничтожена почти вся христианская часть Казани, Богоматерь три раза являлась во сне девятилетней девочке Матроне и велела отыскать на пепелище Её икону.
Этот день считается переломным. Именно после него в свои владения вступает зима.
Казанская осенняя – время расчетов за выполненные строительные работы. Этот день являлся последним, когда хозяева могли рассчитаться со всеми рабочими: малярами, плотниками, штукатурами, каменщиками, простыми наемниками и другими. Мужики возвращались домой с деньгами, где их ждали жены и накрытые столы, ломившиеся от яств и пива.
К празднику Казанской иконы приурочивали свадьбы. «Кто на Казанской женится, тот счастлив будет», — верили люди. Об удачном браке складывали поговорки и приметы: «Выбирай корову по рогам, а девку по родам (по родителям)»; «Добрая жена да жирные щи — другого добра не ищи»; «Жениться скорее — в дому прибыльнее».
Если же девушку замуж никто не звал, она совершала специальный обряд. На Казанскую она вставала рано утром и отправлялась в березовую рощу, чтобы найти лист, обернутый в иней. В такой лист нужно было глянуть, словно в зеркало, чтобы стать привлекательной для женихов.
Застолья устраивали не только в честь молодоженов, но и по другому поводу — встречали мужчин, вернувшихся с работ из города. Для них накрывали столы, пекли пироги, блины и созывали гостей на пивные праздники. Интересно, что в рецептуру крестьянского пива нередко кроме можжевеловых ягод и хмеля входили свекла и морковь.
Традиционно в этот день проветривали подвал, подпаливали можжевельник и окуривали им данное помещение. Делалось это с целью сохранения запасов: чтобы они не гнили и не заканчивались.
Чудотворные проявления образа Казанской Божьей матери начались с первых дней ее обнаружения. Первое богослужение у иконы провел Ермоген, вскоре получивший чин патриарха. Чудеса прозрения проявились у слепцов Никиты и Фомы в первые дни явления Святой иконы. Исцелялись маленькие дети и взрослые: начинали видеть белый свет, вставать на ноги.
Икона оказывала чудотворные влияния на многие исторические события:
- помощь в освобождении от польских захватчиков;
- изгнание французских войск в 1812 г. (образу молился М.И. Кутузов с офицерами и солдатами);
- помощь в победе над фашистами в период Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 г. г.
- (молились за снятие блокады Ленинграда, перед Сталинградской битвой, за Москву).
Как правильно молиться
Существуют правила совершения молитв. Вступая в общение с Богом, верующий человек должен очистить душу от зла, плохих помыслов, обид, ненависти. Нельзя относиться к молитве, как источнику исполнения желаний, чудес.
Ритуал проведения молитвы в полной мере отражается при ведении церковного Богослужения.
Молитвы написаны на старославянском языке, для понимания их смысла, необходимо сначала ознакомиться с изданиями на современном языке. Существуют ежедневные молитвы, которые необходимо знать наизусть: утренняя молитва, вечерняя, в продолжение дня, перед началом дела, за здравие близких и знакомых людей, за врагов и недругов. Молитва должна стать неотъемлемой частью жизни православного, что приведет к развитию души, ее раскрытию для вселения Святого Духа и единения с ним.
Текст первой молитвы:
«О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице! Со стра́хом, ве́рою и любо́вию пред честно́ю ико́ною Твое́ю припа́дающе, мо́лим Тя: не отврати́ лица́ Твоего́ от прибега́ющих к Тебе́, умоли́, Милосе́рдая Ма́ти, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́, да сохрани́т ми́рну страну́ на́шу, Це́рковь же Свою́ святу́ю непоколеби́му да соблюде́т и от неве́рия, ересе́й и раско́ла да изба́вит. Не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во: Ты еси́ всеси́льная христиа́н Помо́щница и Засту́пница. Изба́ви же и всех с ве́рою Тебе́ моля́щихся от паде́ний грехо́вных, от наве́та злых челове́к, от вся́ких искуше́ний, скорбе́й, боле́зней, бед и от внеза́пныя сме́рти; да́руй нам дух сокруше́ния, смире́ния се́рдца, чистоту́ помышле́ний, исправле́ния грехо́вныя жи́зни и оставле́ние прегреше́ний, да вси, благода́рне воспева́юще вели́чия и ми́лости Твоя́, явля́емыя над на́ми зде на земли́, сподо́бимся и Небе́снаго Ца́рствия и та́мо со все́ми святы́ми просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь».
Казанская икона Божьей Матери: история
21 июля – день Казанской иконы Божией Матери
1579 год. Белое немилосердно палящее солнце, пыль столбом по дорогам Казани. Пыль и пепел от недавнего пожара – неделю назад здесь полыхал страшный пожар. Начался он около церкви Николы, перекинулся на Кремль Казанский. Долгие часы полыхало зарево, причитали женщины, плакали дети – а ну как на дома перекинется, что будет?! А многие злорадно посмеивались – где же ваш Бог был, что церковь-то сгорела? Видно, врут все попы ваши – вон полыхало-то как. И что скажешь на это? И ведь правда, многие в те дни в вере своей усомнились – может быть, неугодно Богу, что обращаются ко Христу из ислама ? «Вера Христова, — говорит летописец, — сделалась притчею и поруганием»…
В том огне остались без крова многие семьи, но – делать нечего, никто сгоревшего не вернет, а строить надо скоро – к зиме успеть. Спешил с постройкой в числе прочих погорельцев и стрелец Даниил Онучин. У Даниила была дочка Матрона. Ей родительские скорби были меньше понятны – для детей и пожар – вполне забавно – столько всего остается после – где стеклышко красивое, где камешек невиданный. Только к вечеру, когда спать ложиться, вспоминается, что после пожара все не так, непривычно.
В 1579 году город Казань настиг свирепый пожар. Огонь бушевал два дня, он быстро распространялся на деревянные церкви. Люди долго отстраивали поселение после пожара. Вместе со всеми дом строил и стрелец Даниил Онучин, у которого была 10-летняя дочь Матрона. Именно ей во сне явилась Богородица и указала на место, где в земле нашли чудотворную икону, которая сохранилась в целости.
Слава о чудесах, которые приписывали иконе, ширилась православным миром. Ее переносили из одного храма в другой. Рассказывали, что она избавляла от слабоумия, помогала прозреть слепым. Икону привозили Иоанну IV Грозному. Считается, что с помощью ее защиты Москву удалось отбить у поляков.
С чудотворной иконы делали копии. А сама она однажды была похищена из монастыря 28-летним крестьянином Варфоломеем Чайкой — в 1904 гду. С этого дня ее судьба неизвестна. На суде грабитель заявил, что продал драгоценный оклад образа, а саму икону порубил и сжег. Следствие признало слова Чайкина правдой. Есть и другая версия, что вор продал икону старообрядцам. Поэтому есть много верующих, которые до сих пор ждут повторного появления иконы Казанской Божией Матери.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Когда мы в праздник Божией Матери склоняемся перед Ее образом, нам предстоит Царица Небесная во славе. И нам трудно представить, насколько Она была проста, насколько уничижена, но ведь именно такой образ Пречистой и есть Ее подлинный образ. И даже сегодня, во славе предстоя Сыну Своему, Она в смирении предстоит Ему. Потому и слышит Она молитвы всех, кто алчет, кто жаждет, страдает, кто болеет, кто просто нуждается в помощи. Она слышит эту молитву и возносит ее к Престолу Сына Своего. Вот почему так почитается Царица Небесная. Вот почему так много образов написано в Ее память. Вот почему такое большое количество праздников – потому что Она, будучи Царицей неба и земли, Матерью Сына Божия, явила нам пример той жизни, которая должна стать и нашей жизнью. Она открыла нам силу смирения и кротости, Она помогает нам понять смысл человеческой жизни. Она помогает нам усвоить Божественную систему ценностей, воспринимая которую человек только и может обладать полнотой жизни.
С праздником казанской иконы в жизнь православных христиан пришли новые обряды и приметы. В два торжественных дня верующие обязательно шли в церковь всей семьей, где просили у Заступницы покровительства, защиты и наставлений. Поздравление проходило с размахом: после церковной службы люди совершали крестный ход – с ликами Богородицы они обходили города с селами. Этот процесс символизировал защиту от напасти и смутного времени. Сегодня христиане не отправляются в ходы, а ограничиваются проходом по главным улицам города. Некоторые верующие просто шлют открытки со святым образом своим родственникам и друзьям.
В древние времена Богородицу считали исключительно женской защитницей. Поэтому существовало много обрядов, которые женщины должны были сделать в эти дни. Например, уход за своей красотой. Считалось, что нужно в праздник Казанской Богородицы сорвать березовый листок. Главное условие – тот, что уже подернут инеем. Его следовало принести домой и посмотреться в него, как в зеркало. Считалось, таким образом, женщина станет еще краше, не будет стареть.
Праздник считался отличным временем для заключения браков и венчания. По поверьям, новая семья, созданная в этот период, будет счастливой. Те, кто хотел соединить свои судьбы перед Богом, старались приурочить торжество к осеннему празднику. Это сулило безоблачную жизнь.
«День Казанской иконы Богородицы – предмет гордости как для русских, так и для мусульман»
Поздравить верующих с православным праздником в собор Казанской иконы Божией Матери приехал Государственный Советник Татарстана Минтимер Шаймиев. Он обратился к православному духовенству и прихожанам и от всей души поздравил их с праздником.
«Ровно год назад мы стали участниками исторического события – освящения воссозданного собора Казанской иконы Божией Матери. И сегодня этот величественный храм вновь наполнен верующими и духовенством. Я всех вас поздравляю с этим величайшим событием. Это очень важный и радостный праздник для вас», – обратился ко всем присутствующим в храме Государственный Советник Татарстана.
Он отметил, что праздник в честь явления образа Пресвятой Богородицы – предмет особой гордости как для православных жителей Казани, так и для мусульман.
В завершение митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл рассказал, что в Казани есть еще один храм, который нужно восстановить, – это церковь Николы Тульского.
«Мы хотим пригласить всех к участию к восстановлению храма Николая Тульского. Он стоит здесь, в нескольких шагах от нас. Это величественный храм. Надеюсь, что никто не останется в стороне и добрые люди нам помогут», – обратился ко всем верующим митрополит Кирилл.
Почему так важна дата рождения?
Человеческое имя всегда было чем-то драгоценным. Нарекать нового человека — всегда большая привилегия. Все это связано с тем, что имя — не просто набор звуков. Оно всегда давалось в честь святого. Для этого использовался церковный календарь, так называемые «святцы». Каждый день Церковь празднует память одного или нескольких мучеников за веру, чудотворцев, которые служили Богу при жизни и были затем объявлены святыми.
В день рождения ребенка выбирали одного из божиих угодников, он и становился заступником на всю жизнь.
- Современные люди часто смешивают именины (день памяти праведника) и День ангела, но эти даты не следует путать.
- На протяжении всей жизни надо обращаться с молитвой к Ангелу. Ведь именно он встретит душу после смерти и будет сопровождать ее на небеса.
Ангел дается Богом при крещении, его задача — быть духовным наставником. Именно этот бесплотный дух наставляет на путь истины. Он помогает подопечному следовать Божиим заповедям, охраняет не только душу, но и тело. Наверное, каждый может вспомнить случай, когда чудесным образом он избежал опасности. Спасибо за это надо сказать своему небесному покровителю. Также следует завести в красном углу образ своего святого, просить его помощи в каждой сложной ситуации.
К началу XX в. чудотворных списков было такое количество, что многие затруднялись сказать, где же первый образ. Впрочем, большинство считали, что он так и пребывает в Казани.
Эта икона, окруженная почетом и любовью горожан и множества паломников, имела дорогой оклад, ризы, украшенные драгоценными камнями. Стоимость украшений, пожертвованных благодарными верующими, оценивалась тогда в 100000 рублей. Это и привлекло грабителей. 29 июня 1904 г., ночью, пробравшиеся в Казанский собор воры похитили и богатый убор, и сам образ. Похитителей нашли. Главарь, крестьянин, Варфоломей Чайкин, рассказал то, во что никто не хотел верить. Драгоценности он сбыл, а сам образ… разрубив на части, спалил в печке!
Впрочем, сам вор постоянно менял свои показания, то признавая сожжение, то отрицая. Поэтому возникло много версий – от продажи подлинника старообрядцам, до сокрытия его в одной из городских церквей. Во всяком случае, подлинник не был найден.
Явление Казанской иконы
Так произошло появление. Вскоре после опустошительного пожара Богородица явилась Матроне, девятилетней дочери стрельца [военнослужащий пехотных полков в России шестнадцатого и семнадцатого веков] и велел ей найти Ее икону среди пепла сгоревшего дома.
После первого видения девочке никто не поверил. Но явления Царицы Небесной продолжались, и девочка все просила взрослых найти икону. Вскоре мать Матроны обратилась к православным священникам с просьбой помочь ей.
Однако священнослужители не поверили ее рассказу и не захотели искать икону. Только после многочисленных обращений к епископу Казанскому было решено попытаться найти святыню. Наконец Казанская икона Божией Матери (завернутая в старую ткань) была найдена.
По преданию, как только Матрона начала копать, она его обнаружила. По приказу царя Ивана IV на этом месте были построены женский монастырь в честь Богородицы и церковь,
Икона Казанской Божьей Матери
После пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, десятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать ее икону на пепелище.
И действительно – икона была найдена в указанном месте на глубине около метра. День явления Казанской иконы — 8 июля 1579 года (21 июля по новому стилю) — сейчас ежегодный общецерковный праздник в Православной Церкви. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.
Впоследствии десятки официально чтимых местных списков Казанской иконы распространились по многим епархиям Православной церкви. Уже в XIX веке не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство авторов склонялось к тому, что он оставался в Казанском Богородицком монастыре.
Казанская икона в истории Российского государства
Весть о явления иконы в городе Казани облетела всю страну и с неё стали делать многочисленные списки (копии). Казанская икона вдохновляла русских ратников в период Смутного времени при освобождении страны от польской оккупации. В память избавления Москвы и России от поляков 22 октября по старому стилю (а это 4 ноября по стилю новому) был установлен второй, осенний, праздник Казанской иконе Божией Матери.
Осенний день празднования Казанской иконы Божией Матери в дореволюционной России был включён в список неприсутственных дней, то есть был нерабочим. А с 2005 года он стал нерабочим и в современной России, так как в день празднования Казанской иконе Божией Матери россияне также празднуют День народного единства.
После освобождения Москвы Казанская икона стала в России одной из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы. Она стала считаться не только охранительницей Восточных рубежей страны, но и вообще символом несгибаемости русского войска. Перед ней в 1709 году, накануне Полтавской битвы, император Пётр I молился о даровании победы русскому войску (этот список в настоящее время находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга). А в 1812 году накануне отъезда в действующую армию перед этой иконой молился князь Михаил Кутузов.
Прославившиеся в разных местностях списки иконы стали почитаться как чудотворные и были внесены в православный месяцеслов с добавлением названия местности, где они прославились. Например, Казанская Витебская, Казанская Коробейниковская и т.д. К настоящему времени их уже насчитывается пятнадцать и все они чтутся в день осенней Казанской, то есть 4 ноября.