Изменен порядок оформления кассовых операций и выдачи средств под отчет
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменен порядок оформления кассовых операций и выдачи средств под отчет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговые инспекторы вправе убедиться, что бизнес ведет учет в соответствии с законом и отражает сведения в полной мере. Для этого они устраивают проверки, причем часто без предупреждения. Лучший способ подготовиться к ним — соблюдать кассовую дисциплину регулярно.
Порядок ведения кассовых операций в РФ: документальное оформление
Любое движение денег необходимо документально обосновать. Порядок ведения кассовых операций в этом отношении предполагает регулярный и четкий контроль.
Ключевые события Банк РФ обязывает оформлять так:
Операция | Какой документ составляют | Форма |
---|---|---|
Приход денег в кассу | Приходной кассовый ордер (ПКО) | №КО-1, установлена постановлением Госкомстата РФ №88 |
Расход | Расходный кассовый ордер (РКО) | №КО-2, установлена тем же постановлением Госкомстата |
Стандартные, наиболее часто используемые в БУ корреспонденции счетов по кассе приведены ниже.
Приход:
- 50/51 – с расчетного счета оприходованы деньги.
- 50/62 – покупатель внес оплату (аванс в счет поставок).
- 50/66,67 – в кассу поступили средства по кредиту (краткосрочному, долгосрочному).
- 50/75 – учредители сделали взнос в уставный капитал наличными.
Расход:
- 51/50 – сверхлимитная сумма сдана в банк.
- 70/50 – выдана наличными зарплата.
- 71/50 – выдача наличных «подотчетнику».
- 60/50 – наличными уплачено поставщику за товар, услуги (уплачен аванс).
- 66,67/50 – погашен наличными кредит (краткосрочный, долгосрочный).
- 75/50 – дивиденды выплачены наличными.
При использовании онлайн-кассы проводки могут иметь особенности:
- 50/90-1 – выручка с розницы. Если выручка от определенного контрагента, используют Кт 62, а затем делают проводку 62/90-1. При расчетах картой вместо счета 50 используется счет 57 «Переводы в пути». В данном случае средства за товар внесены, но считаются еще не поступившими на счет фирмы.
- 41/76 (или 62), 76/50 (или 51) – от покупателя принят товар, и ему возвращены деньги; дебет и кредит формируются с учетом рабочего плана счетов фирмы. Здесь необходимо еще сторнировать проводки 76/90-1 и 90-2/76, т.е. откорректировать выручку и стоимость проданного товара.
- 76/50 и обратная проводка 50/76 применяются для различных расходных и приходных операций. Вместо 76 может применяться счет 60. Отметим, что расход и возврат могут осуществляться, помимо кассы, и на расчетный счет (51), и на карту (57).
От Порядка ведения кассовых операций к первичным документам по учету кассовых операций
Обратимся к Порядку ведения кассовых операций в РФ — документу, на который прямо ссылается ст. 346.11 НК РФ, чтобы определить, какие первичные кассовые документы предписывает оформлять данный документ.
Положение Порядка ведения кассовых операций в РФ |
Первичный документ |
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое |
Кассовая книга |
Прием наличных денег кассами предприятий производится |
Приходный кассовый |
Выдача наличных денег из касс предприятий производится |
Расходный кассовый |
Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие |
Журнал регистрации |
Что такое лимит остатка кассы и как он рассчитывается
Лимитом остатка денежных средств в кассе называется сумма наличных, которая может остаться в кассе к концу рабочего дня. Так государство пытается застраховать предприятия от больших потерь в случае ограбления или других чрезвычайных ситуаций. Для установки такого лимита руководитель организации подписывает соответствующий приказ, который должны выполнять все работники предприятия. Сверхлимитные суммы должны сдаваться в обслуживающий банк для зачисления на расчётный счёт.
Приказ для установки лимитного остатка кассы утверждается организацией каждый год. Тем не менее допускается установить лимит только один раз, поскольку в законодательстве нет жёстких требований на этот счёт. Если у организации нет установленного лимита, это значит, что в конце рабочего дня в кассе вообще не должно оставаться денег, их все нужно сдавать в банк.
Если в работе предприятия происходят какие-либо изменения, оказывающие влияние на остаток наличности в кассе (например, изменения в объёме поступлений наличных денег), необходимо установить новый лимит приказом. Это можно сделать в любое время, не дожидаясь окончания года.
Процессы, связанные с движением наличности, во всех компаниях организованы по-разному. В одних организациях наличные денежные средства поступают в кассу и не тратятся, а в других — расходуются в больших объёмах (например, для погашения задолженности перед поставщиком) и не пополняются за счёт наличной выручки. Поэтому расчёт лимита происходит в зависимости от особенностей конкретной организации.
Основные правила работы с наличными деньгами в России в 2021 году
Основные правила работы с наличными деньгами таковы:
- обязательное отражение кассовых операций в документах установленной формы (приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга);
- расходование поступивших в кассу от покупателей наличных денежных средств только на разрешенные Банком России цели (например, на выдачу зарплаты, выдачу денег под отчет, оплату за товары или услуги и т. д.);
- установка и соблюдение лимита остатка кассы (малые предприятия и микропредприятия освобождены от соблюдения этого правила);
- соблюдение лимита для расчетов наличными между организациями или ИП в рамках одного договора (максимальная сумма – 100 000 руб.).
Регулирование учета денежных средств
Организация и учет кассовых операций в бюджетном учреждении регламентируется следующими основными документами:
- Порядком, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40;
- Трудовым кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;
- Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению».
Кассовые операции связаны практически со всеми разделами бухгалтерского учета, например, с расчетами по доходам, с подотчетными лицами, поставщиками, прочими дебиторами и др.
Проведение инвентаризации активов и обязательств в бюджетной организации должно проходить согласно приказу Минфина РФ «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13.06.1995 № 49. При инвентаризации кассы ответственные лица проверяют наличие хранящихся в ней денежных средств, ценных бумаг и денежных документов.
Глава учреждения должен утвердить график проведения инвентаризаций и инвентаризационные комиссии. Существует требование об обязательной инвентаризации в следующих случаях:
- перед составлением годовой отчетности (если инвентаризация не проводилась после 1 октября отчетного года);
- при передаче дел новому материально ответственному лицу (МОЛ);
- при обнаружении недостач в результате хищений или порчи;
- после чрезвычайной ситуации;
- перед составлением ликвидационного баланса.
Желательно, чтобы перед инвентаризацией все приходные и расходные ордеры были проведены в бухгалтерском учете. В противном случае комиссия получает непроведенные первичные документы и помечает их как «оформленные до инвентаризации» — тогда при подсчете результатов инвентаризации бухгалтер сможет определить остатки денежных средств на начало процедуры. Проверка кассы обязательно должна проходить в присутствии МОЛ (кассира). При пересчете заполняется акт инвентаризации наличных денежных средств (ф. 0309014), который подписывается всеми членами комиссии и материально ответственными лицами. Для сравнения результатов инвентаризации с бухучетом составляется сличительная ведомость (ф. 0309017). Кроме того, во время проведения инвентаризации комиссия может проверить правильность оформления первичных документов, наличие всех подтверждающих документов и подписей на них, соблюдение соответствия остатков в кассе установленным лимитам.
Последние изменения к правилам ведения кассовых операций
В 2015 году были внесены изменения в перечень правил по оборудованию кассовых помещений. Они упростили ряд требований, предъявляемых к проведению операций с наличностью для представителей частного и малого бизнеса. Им разрешили не вести кассовые книги и не устанавливать лимит денежных средств. Однако тем предпринимателям, которые имеют достаточно большой денежный оборот, все же не стоит пренебрегать выполнением правил, установленных для юридических лиц покрупнее, в частности:
- Несмотря на то, что ИП не должен иметь специального помещения для хранения дензнаков и совершения с ними операций, рекомендуется его оборудовать.
- На одного из сотрудников компании приказом директора могут быть возложены обязанности кассира с заключением договора материальной ответственности.
- При проведении большого количества манипуляций с наличной валютой и постоянном наличии значительных сумм средств, руководителю бизнеса лучше позаботиться о выстраивании и соблюдении правил кассовой дисциплины.
Что такое кассовый план бюджетного учреждения
С 01.01.2022 ст. 217 дополняется п. 9 (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.01.2022 ст. 217 дополняется п. 10 (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ). См. будущую редакцию.
БК РФ Статья 217.1. Кассовый план
(введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
1. Под кассовым планом понимается прогноз поступлений в бюджет и перечислений из бюджета в текущем финансовом году в целях определения прогнозного состояния единого счета бюджета, включая временный кассовый разрыв и объем временно свободных средств.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) устанавливает порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Прогноз перечислений из бюджета по оплате государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров формируется с учетом определенных при планировании закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд сроков и объемов оплаты денежных обязательств по заключаемым государственным (муниципальным) контрактам, иным договорам.
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 418-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Составление и ведение кассового плана осуществляется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) или уполномоченным органом исполнительной власти (местной администрации).
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Составление и ведение кассового плана исполнения федерального бюджета осуществляет Федеральное казначейство.
Источник права (НПА) |
Закрепляющий полномочие Бюджетный кодекс Российской Федерации – ст. 166.1; постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе», пункт 5.10. |
Подзаконный Приказ Минфина России от 09.12.2013 № 117н «О порядке составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году» |
Актуальные бланки и образцы
Поскольку не все документы, которыми оформляются операции по наличным расчетам, были упразднены в связи с введением онлайн-касс, перечислим, какие кассовые документы отменили в 2020 году, а какие продолжают применяться. Так, к примеру, при наличных расчетах внутри учреждения придется формировать специальные бланки.
Ключевое назначение расчетов наличностью в учреждении — это выдача подотчетных денег. Например, из кассы выдается наличность на покупку материалов, командировочные расходы сотрудников и прочие выплаты. Оформление таких операций в кассе учреждения проводится особым образом.
Все расходные операции, то есть выбытие налички из кассы, оформляются расходным кассовым ордером.
Так, к примеру, следует оформить выдачу денег работнику учреждения.
Новый порядок сопровождения гособоронзаказа в 2022 году
Правительство РФ разработало проект, утвердивший новый порядок взаимоотношений организаций с Казначейством по ГОЗ:
- Контроль всех контрактов по ГОЗ стоимостью более 300 тыс. руб.
- Все финансовые действия происходят на счетах, открытых в ТОФК.
- Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после окончания контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
- За каждым соглашением закрепляется код госконтракта, который следует указывать во всех платежных документах.
- Списание производится после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления средств и их расходов.
- Действия с лицевым счетом реализуются в специальном режиме и только при наличии идентификатора госконтракта.
- Заказчик отчитывается перед ФК после полного исполнения обязательств.
→ → Актуально на: 21 декабря 2022 г.
– это соблюдение организациями и ИП правил ведения кассовых операций, правил расходования наличной выручки, правил хранения наличности, а также правил работы с ККТ. Сразу хотим отметить, что кассовая дисциплина едина для всех (за исключением некоторых моментов), то есть кассовая дисциплина в 2022 году для ООО такая же, как, например, для АО. О правилах ведения и оформления кассовых операций мы уже .
Поэтому сейчас остановимся на правилах расходования наличной выручки, хранения наличности и работы с кассовыми аппаратами.
Организациям и ИП запрещено расходовать наличную выручку (). Но из любого правила есть исключение, поэтому вышеуказанные суммы можно использовать, например, для:
- выдачи денег подотчетникам;
- возврата денег покупателям/заказчикам за оплаченные наличными деньгами, но возвращенные товары (невыполненные работы, неоказанные услуги).
- выплат работникам (различные зарплатные выплаты и социальные выплаты);
- оплаты товаров/работ/услуг (кроме ценных бумаг);
ИП, получивший в кассу наличную выручку, может тратить ее на личные нужды.
Законодательно установленных требований к помещению кассы нет – они отменены еще в 2012 году.
Поэтому руководитель компании/ИП сам решает, каким образом будут храниться наличные деньги в кассе ().
Новшества в правилах ведения кассовых операций
Из Указаний убрали требование об отметке депонирования зарплаты в платёжной ведомости. Раньше это было необходимо, если в последний день выдачи наличных работник не смог забрать деньги.
Теперь эти деньги можно не сдавать в банк, а раздать другим работникам или оставить в кассе. Но помните о лимите остатка наличных.
С нового года в учете необходимо применять обновленные коды бюджетной классификации и принимать во внимание связанные с ними изменения:
- в порядке формирования КБК № 85н – новые КВР (246, 247, 614, 624, 635 и 816);
- действующий приказ № 207н для всех участников бюджетного процесса (и региональных, и местных) заменят новые перечни КБК № 99н;
- внесены поправки в порядок применения КОСГУ № 209н. Например, добавлена подстатья 139 КОСГУ, по которой отражаются доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма, профзаболеваний и т.д.
Поправки следует учесть при обновлении учетной политики на следующий год.
- Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 98н
- Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 99н
- Приказ Минфина России от 29.09.2020 N 222н
- Приказ Минфина России от 12.10.2020 N 236н
В связи с изменением системы счетов с 1 января в налоговых платежках необходимо указывать новые реквизиты. В поле, в котором сейчас отражается номер счета УФК, нужно будет указывать новый казначейский счет, начинающийся с 03100. Новый счет УФК (начинается с 40102) вносится на строку выше, в поле для номера счета банка получателя.
Также нужно указывать новые БИК и наименование банка получателя.
- Письмо ФНС России от 08.10.2020 N КЧ-4-8/16504
- Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ
- Приказ Казначейства России от 13.05.2020 N 20н
- Приказ Казначейства России от 15.05.2020 N 22н
- Приказ Минфина России от 23.06.2020 N 119н
В 2021 году ряд отчетов в ФНС и ПФР необходимо сдавать по обновленным формам:
- 6-НДФЛ за I квартал — не позднее 30 апреля;
- РСВ за 2020 год не позже 1 февраля;
- декларацию по НДС за IV квартал 2020 года – не позже 25 января;
- декларацию по налогу на прибыль за 2020 год – до 29 марта включительно.
Бухгалтерский учет в бюджетных организациях
Появилась новая особая экономическая зона, где действуют льготный режим налогообложения. Это – Арктика.
Компании, зарегистрированные в Арктической зоне получают право на нулевую ставку налога на прибыль в федеральный бюджет и пониженную ставку налога в региональный бюджет. Поправки внесены в пункт 1.8 статьи 284 и статью 284.4 НК.
Основные условия такие же, как и для резидентов ТОСЭР и СВП, но есть особенности. Например, резиденты Арктической зоны не должны добывать полезные ископаемые, производить сжиженный природный газ, перерабатывать углеводородное сырье в продукты нефтехимии.
Вступает в силу с 1 января 2021 года.
Документы: Закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ. Закон от 13.07.2020 № 195-ФЗ, п. 7 и 8 ст. 1.
Перечень услуг, при покупке которых россиянин может получить социальный вычет дополнили новыми позициями.
В перечне теперь есть такие услуги, как медицинская эвакуация и паллиативная помощь.
Виды дорогостоящее лечение объединены в пункт медицинские услуги, оказанные в рамках высокотехнологичной помощи. Среди новых, в перечне появились услуги по ортопедическому лечению населения с врожденными и приобретенными дефектами зубов, услуги оказываемые в рамках паллиативной медицинской помощи и услуги репродуктивной технологии.
Вступает в силу с 1 января 2021 года.
Документ: Постановление Правительства от 08.04.2020 № 458.
Участниками системы казначейских платежей являются прямые и косвенные участники, определенные ст. 242.8 БК РФ (в редакции Федерального закона № 479‑ФЗ).
К прямым участникам системы казначейских платежей относятся, в частности:
- Федеральное казначейство;
- финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований);
- администраторы доходов бюджетов, получатели средств федерального бюджета, администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- федеральные бюджетные и автономные учреждения.
Косвенными участниками системы казначейских платежей считаются в том числе:
- получатели средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ (местного бюджета);
- бюджетные и автономные учреждения субъекта РФ (муниципальные бюджетные и автономные учреждения).
Федеральное казначейство является оператором системы казначейских платежей, обеспечивающим функционирование системы казначейских платежей, прием и исполнение распоряжений, осуществление операций по казначейским счетам участников системы казначейских платежей.
Казначейское обслуживание 2021 будет осуществляться территориальными органами Федерального казначейства.
В соответствии со ст. 242.14 БК РФ (в редакции Федерального закона № 479-ФЗ) денежные средства бюджетов, денежные средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств, денежные средства бюджетных и автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе (финансовом органе субъекта РФ, муниципального образования), с 01.01.2021 учитываются на казначейских счетах.
Для этих целей в Федеральном казначействе открываются казначейские счета. К ним, в частности, относятся:
- единый счет бюджета;
- казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений;
- казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение;
- казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений.
Казначейские счета открываются как в валюте РФ, так и в иностранных валютах в порядке, установленном Федеральным казначейством в Приказе № 15н.
Порядок казначейского обслуживания установлен Федеральным казначейством в Приказе № 21н.
При казначейском обслуживании информационный обмен между прямыми участниками системы казначейских платежей и территориальным органом Федерального казначейства будет осуществляться в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи лица, уполномоченного действовать от имени прямого участника системы казначейских платежей.
Обмен документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, а также при отсутствии технической возможности информационного обмена в электронном виде с применением электронной подписи производится с применением документооборота на бумажном носителе с одновременным представлением документов на машинном носителе.
При казначейском обслуживании учет операций участников системы казначейских платежей будет осуществляться на лицевых счетах, открытых прямым участникам системы казначейских платежей в территориальных органах Федерального казначейства.
Для казначейского обслуживания утверждены формы распоряжений о совершении казначейских платежей (операций). Документы будут вводиться поэтапно.
С 01.01.2021 до 31.12.2022 применяются следующие формы распоряжений (приведены в приложениях 15 – 26 к Приказу № 21н):
- заявка на кассовый расход (ф. 0531801);
- заявка на кассовый расход (сокращенная) (ф. 0531851);
- сводная заявка на кассовый расход (ф. 0531860);
- заявка на возврат (ф. 0531803);
- заявка на получение наличных денег (ф. 0531802);
- заявка на получение денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531243);
- заявка для обеспечения наличными денежными средствами в электронном виде;
- уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809);
- уведомление об уточнении операций клиента по форме (ф. 0531852);
- распоряжение финансового органа с расшифровкой (ф. 0531806);
- реквизиты распоряжения о перечислении денежных средств на банковские карты «Мир» физических лиц;
- уведомление о поступлениях в иностранной валюте (ф. 0531452); и др.
С 01.01.2023 документы нужно будет заполнять в структурированном виде по реквизитам, которые приведены в приложениях 1 – 4 к Приказу № 21н:
- реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (перечисление);
- реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (возврат);
- реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (обеспечение наличными денежными средствами, перечисление на банковские карты);
- реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (уточнение).
В целях реализации положений Федерального закона № 479‑ФЗ выпущено Письмо Минфина РФ № 09‑01‑10/66747, ЦБ РФ № 04‑45‑7/5526, Федерального казначейства № 07‑04‑05/05‑
14880 от 29.07.2020 о закрытии банковских счетов в связи с переходом на казначейское обслуживание.
В письме сообщается, что финансовым органам субъектов РФ (муниципальных образований) в срок до 01.04.2021 необходимо провести работу по закрытию счетов, открытых им в подразделениях ЦБ РФ или кредитных организациях. С 01.01.2021 не допускается совершение операций финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) по банковским счетам, открытым в подразделениях ЦБ РФ и кредитных организациях, за исключением операций по ежедневному переводу остатков денежных средств на банковские счета, входящие в состав единого казначейского счета, открытые органам Федерального казначейства в подразделениях ЦБ РФ.
В связи с вышесказанным финансовым органам субъектов РФ (муниципальных образований) необходимо будет до 01.01.2021 заключить с подразделениями ЦБ РФ и кредитными организациями (филиалами) дополнительные соглашения к договорам банковского счета, предусматривающие:
- отказ от инициирования операций по банковскому счету с первого рабочего дня 2021 года в соответствии с законодательством РФ до закрытия счета;
- ежедневный перевод с первого рабочего дня 2021 года в соответствии с законодательством РФ до закрытия счета остатков денежных средств со счета финансового органа субъекта РФ (муниципального образования) на банковский счет, входящий в состав единого казначейского счета, открытый органу Федерального казначейства в подразделении ЦБ РФ;
- необходимость представления заявления клиента на закрытие банковского счета за десять рабочих дней до даты его закрытия, но не позднее 17.03.2021;
- закрытие банковского счета не позднее 01.04.2021.
Согласно Закону от 28.11.2018 г. № 444-ФЗ, начиная с 2020 г., бухотчетность нужно подавать только в электронном виде. Переход на такой формат заканчивается, и это касается всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от их размеров или сферы деятельности.
В 2020 г. субъекты малого и среднего предпринимательства могли подавать отчетность в ИФНС на бумажных носителях. Такое право закончилось. И теперь с отчетности за 2020 г. абсолютно все компании, в т.ч. и субъекты МСП должны сдавать бухгалтерскую отчетность в электронном виде.
Внимание! Если нет возможности купить программу для сдачи электронной отчетности, ее можно заполнять на сайте ФНС в личном кабинете налогоплательщика.
В соответствии с Приказом Минфина от 19.04.2019 г. № 61н при формировании отчетности за 2020 г. нужно использовать новую форму Отчета о финансовых результатах. Ранее она только рекомендовалась, а потому не все налогоплательщики использовали ее для сдачи в ИФНС. Теперь она будет иметь обязательный характер.
В новой форме отчета содержатся корректировки, связанные с изменениями в ПБУ 18/02.
По Закону от 28.01.2020 г. № 5-ФЗ работодатели больше не должны отчитываться о среднесписочной численности отдельным документом. Эта информация будет сдаваться 1 раз в год и включаться в годовой РСВ. Впервые расчет с информацией о среднесписочной численности нужно будет сдать за 2020 г. в срок не позже 1 февраля 2021 г.
Согласно п. 8 ст. 1 Закона от 01.04.2020 г. № 90-ФЗ работодателям будет назначаться штраф, если они не представят отчет СЗВ-ТД в срок или же сдадут отчет, но с ошибками или недостоверными сведениями. Штраф составит от 300 до 500 руб.
Если нарушение совершено впервые, госорганы могут выписать предупреждение.
В бухотчетности начиная с 2020 г. нужно указывать новые показатели — о прекращаемой деятельности и активах к продаже. Это указано в Приказе Минфина от 05.04.2019 г. № 54н. По прекращаемой деятельности нужно отражать информацию до того периода, пока по ней не будут закончены все расчеты. До этого такие сведения отражались в отчетности только до того периода, в котором прекратилась деятельность. И в этом случае расчеты могли быть и не завершены.
В бухотчетности необходимо указывать информацию о прекращении использования долгосрочных активов к продаже согласно ПБУ 16/02. К ним относятся:
- ОС и другие внеоборотные активы, не используемые из-за принятия решения по их реализации (исключение — финансовые активы);
- материальные ценности для реализации, остающиеся от выбытия внеоборотных активов или полученные при реконструкции или ремонте.
Такие долгосрочные активы к реализации нужно учитывать в составе оборотных активов, но только обособленно. Если компания не использует их, то информация по ним отражается в отчетности в составе информации о прекращаемой деятельности.
На основании Закона от 09.11.2020 г. № 371-ФЗ у компаний появится новая обязанность с 1 июля 2021 г. Она будет связана с п. 2.3 ст. 23 НК РФ, а именно организации должны будут представлять отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами, а также документы, в которых фиксируются реквизиты прослеживаемости.
Представлять эту документацию должны те компании, которые проводят операции с прослеживаемыми товарами. К таким товарам относятся предметы, выпущенные в России согласно установленной таможенной процедуре выпуска для потребления внутри страны.
Учет денежных документов
Денежные документы – это целевые свидетельства, за которые уплачены денежные средства.
Для обобщения информации о наличии и движении денежных документов в организации предназначен субсчет 3 «Денежные документы» счета 50 «Касса». На субсчете 50-3 «Денежные документы», в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов, учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты, путевки на лечение и отдых и другие денежные документы.
Для их учета открывается отдельная кассовая книга с выделением для каждого вида документов отдельной страницы. Учет поступления денежных документов осуществляется на основании накладной, выписываемой кассиром в двух экземплярах в момент приема документов. Один экземпляр вручается лицу, доставившему ценные бумаги, второй служит основанием кассиру для записи прихода в кассовую книгу. Аналитический учет денежных документов ведется по номинальной стоимости. Выдача из кассы производится на основании требования, выписываемого бухгалтером. Все приходно-расходные операции с денежными документами оформляются специальными бухгалтерскими проводками.
Кассовый отчет по денежным документам с приложениями передается под расписку бухгалтеру. После визуальной и счетной проверки данные отчета заносятся в оборотную ведомость счета 50-3 с выведением оборотов по Дту, Кту и выходного сальдо по отдельному субсчету. Применяемый вариант зависит от количества первичных документов и операций по счету.
По дебету субсчета 50-3 «Денежные документы» отражается поступление денежных документов в кассу организации, по кредиту – их выдача.
Приобретение денежных документов отражается по дебету счета 50-3 «Денежные документы» и кредиту счетов расчетов: 71 «Расчеты с подотчетными лицами» (в случае приобретения проездных билетов подотчетным лицом) или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (в случае приобретения проездных билетов по безналичному расчету).
Выдача проездных билетов из кассы предприятия работникам под отчет отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и кредиту счета 50-3 «Денежные документы».
В конце месяца стоимость проездных билетов списывается с кредита счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в дебет счетов:
73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» – в случае, если работник возмещает расходы по приобретению выданного ему проездного билета;
учета затрат (20, 23, 25, 26, 29) и расходов на продажу (44) – в случае, если расходы, связанные с приобретением проездных билетов, выданных работникам за счет средств организации, признаны расходами, связанными с обычными видами деятельности;
91 «Прочие доходы и расходы» – в случае, если расходы, связанные с приобретением проездных билетов, выданных работникам за счет средств организации, не признаны расходами, связанными с обычными видами деятельности.
Путевки на лечение и отдых также являются денежными документами и подлежат хранению и учету в бухгалтерии (кассе) организации наравне с другими денежными документами и наличными денежными средствами.
Путевки, находящиеся в собственности организации, учитываются на субсчете 50.3 «Денежные документы» в сумме фактических затрат на их приобретение.