Как изменятся тарифы страховых взносов с 2023 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменятся тарифы страховых взносов с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основная причина ввода единого тарифа по страховым взносам – объединение двух государственных внебюджетных фондов: ПФР и ФСС. В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 239-ФЗ, изменения вступят в силу с 1 января 2023 г. Обновленное название будет звучать так: Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Такие нововведения связаны со стремлением государства оптимизировать расчет страховых взносов, а также упростить их перечисление в бюджет. Таким образом, будет действовать единый тариф взносов и единая предельная величина базы, необходимая для их исчисления. При этом на основании Федеральный закон от 14.07.2022 № 237-ФЗ для приведения базы для исчисления взносов к единой форме на все виды обязательного социального страхования определен единый круг застрахованных лиц.
Помимо этого, начиная с 2023 г., в расчетную базу страховых взносов по всем видам обязательного социального страхования будут входить следующие выплаты:
-
работникам, с которыми заключены договоры ГПХ;
-
проживающим в РФ иностранным высококвалифицированным специалистам;
-
иностранцам, временно проживающим в РФ, за исключением высококвалифицированных;
-
студентам за работу в студенческих отрядах по договорам ГПД, при этом данные отряды должны входить в федеральный или региональный реестр детских объединений и молодежи, пользующихся поддержкой со стороны государства.
Льготный тариф страховых взносов
Первая льготная группа плательщиков страховых взносов является самой многочисленной. Входящие в эту группу организации и ИП смогут на бессрочной основе (за рядом исключений) уплачивать страховые взносы по единому льготному тарифу 7,6%. Причем данный тариф будет установлен для взносов, уплачиваемых в пределах единой предельной величины базы для их исчисления. Свыше единой предельной величины тариф взносов для организаций и ИП, входящих в данную группу, составит 0%.
В число организаций и ИП, уплачивающих страховые взносы по единому льготному тарифу 7,6%, с 2023 года войдут (п. 2.2 ст. 427 НК РФ):
- российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (IT-компании);
- российские организации, которые включены в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности;
- российские организации, осуществляющие производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции;
- организации и ИП, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития;
- организации и ИП, получившие статус участника свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе;
- организации и ИП, получившие статус резидента свободного порта Владивосток;
- организации, включенные в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области;
- НКО, применяющие УСН и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);
- благотворительные организации, применяющие УСН;
- организации, зарегистрированные на территории Курильских островов;
- студенческие отряды, включенные в реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.
Иностранные работники
С 2023 года придется уплачивать единый тариф страховых взносов, в том числе в ФОМС России, с заработной платы по трудовым договорам и вознаграждений по договорам ГПХ постоянно проживающим на территории РФ высококвалифицированным специалистам и временно пребывающим иностранным гражданам. Сейчас же, напомним, взносы на обязательное медицинское страхование за иностранных сотрудников работодатели не платят.
Данное изменение позволит иностранным гражданам получать медицинскую помощь по ОМС, но только через три года. К тому же в связи с изменениями работодатели больше не будут обязаны требовать представления полиса ДМС и указывать его реквизиты в трудовом договоре.
База для начисления страховых взносов
Индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой, уплачивают за самих себя страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
См. Постановление Правительства России от 27 января 2014 г. № 57 «О стоимости страхового года на 2014 год»
С 1 января 2014 года изменен порядок определения фиксированного размера пенсионных взносов для предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой. Размер взносов будет определяться в зависимости от дохода, получаемого «самозанятыми» лицами.
24 июля этого года был опубликован Федеральный закон от 23.07.2013 № 237-ФЗ, изменяющий порядок определения фиксированного размера пенсионных взносов для предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой. Теперь размер взносов будет определяться в зависимости от дохода, получаемого самозанятыми лицами. Изменения действуют с 1 января 2014 года.
Порядок определения размера пенсионных взносов
Фиксированный размер пенсионных взносов, перечисляемых самозанятыми гражданами, определяется исходя из увеличенного в 12 раз двукратного размера МРОТ и страхового тарифа.
См. ч. 1.1 ст. 14 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ
В 2013 году вышеуказанные лица должны уплатить в ПФР за себя 32 479 руб. 20 коп. Причем эта сумма постоянная и не изменялась в зависимости от величины полученного дохода.
С 1 января 2014 года размер страхового взноса, перечисляемого в ПФР предпринимателями, адвокатами и нотариусами за себя, будет определяться в зависимости от того, превысила ли величина доходов пороговую сумму в 300 000 руб.
Если доходы плательщика взносов за расчетный период не превышают указанную сумму, то в ПФР необходимо будет перечислить фиксированный платеж.
О применении адвокатом налога на профессиональный доход
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» (далее – Федеральный закон № 422-ФЗ) физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном Федеральным законом, признаются налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее – НПД). Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ применять НПД вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Ограничения, связанные с применением Федерального закона, установлены ч. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона. При этом согласно п. 5 ч. 2 ст. 4 Федерального закона лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, не вправе применять специальный налоговый режим НПД, если иное не предусмотрено п. 6 ч. 2 ст. 4 Федерального закона. Таким образом, не вправе применять специальный налоговый режим НПД лица, являющиеся поверенными, комиссионерами, агентами и осуществляющие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе соответствующих договоров.
Частью 8 ст. 2 Федерального закона установлено, что физические лица, применяющие специальный налоговый режим НПД, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения НПД. Таким образом, в случае, если адвокат приобретает у плательщика НПД товары, работы и услуги, то он как налоговый агент (являющийся таковым в соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ) не должен удерживать с него НДФЛ по этим договорам.[1]
Минфин разъяснял, что положения Федерального закона не предусматривают запрета на применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» для физических лиц, не имеющих статуса адвоката, оказывающих юридические услуги, при условии соблюдения норм указанного Федерального закона[2].
Согласно подп. 12) п. 2 ст. 6 для целей настоящего Федерального закона не признаются объектом налогообложения доходы от адвокатской деятельности. Следовательно, эти доходы облагать НПД адвокат не вправе[3].
Однако это не означает, что адвокат не вправе облагать НПД иные доходы, не связанные с его адвокатской деятельностью. Например, адвокат, который получает доход от сдачи в аренду (внаем) жилого помещения, может применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в отношении доходов от сдачи в аренду (внаем) жилого помещения[4].
Минфин пока не отвечал на вопрос о том, вправе ли адвокат применять режим НПД к доходам от научной и образовательной деятельности.
Представляется, что такое право у него имеется по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Эта деятельность по правилам ст. 2 ГК РФ не является предпринимательской, если не ведется систематически для целей извлечения прибыли.
Федеральный закон № 422-ФЗ не устанавливает ограничений для таких видов деятельности, если их осуществляют адвокаты не на условиях предпринимательства.
Пока не снятым остается вопрос о том, как адвокату в этом случае учитывать суммовые ограничения, установленные п. 8) ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 422-ФЗ: распространять их на размер совокупных годовых доходов адвоката, или только на размер доходов, учитываемых при определении налоговой базы налога на профессиональный доход?
Если допустить, что суммовые ограничения, установленные п. 8) ст. 4 Федерального закона № 422-ФЗ, распространяются на размер совокупных годовых доходов адвоката, то в случае их превышения также неясно, каков порядок снятия налогоплательщика с налогового учета. Это может быть сделано налоговым органом в порядке, предусмотренным п. 8 ст. 5 Федерального закона № 422-ФЗ, либо налогоплательщиком в порядке, предусмотренным п. 12 ст. 5 Федерального закона № 422-ФЗ.
Попытка ответить на эти вопросы самостоятельно с учетом положений п. 7 ст. 3 НК РФ приводит к выводу о том, что предельный размер доходов для целей обложения НПД адвокату следует определять только от той деятельности, что является объектом обложения этим налогом.
В пользу этого вывода свидетельствует наличие законного допущения о возможности применения налогового режима НПД лицом, получающим доходы от разных видов деятельности (как облагаемых НПД, так и необлагаемых) и отсутствие в законе прямого указания, что суммовой порог установлен для выручки по всем видам деятельности этого лица.
Поскольку адвокат не обязан вести бухгалтерский и налоговый учеты выручки, облагаемой НПД (эту функцию за него осуществляет налоговый орган посредством мобильного приложения «Мой налог» – программного обеспечения федерального органа исполнительной власти), то и контроль за превышением размера такой выручки для целей своевременного снятия его с налогового учета по НПД налогоплательщик вести не обязан.
Следовательно, снятие налогоплательщика с налогового учета должно осуществляться налоговым органом в порядке, предусмотренным п. 8 ст. 5 Федерального закона № 422-ФЗ: в момент, когда выручка адвоката от деятельности, облагаемой НПД, достигнет предельного размера (2,4 млн руб. в год).
[1] См. Письмо Минфина РФ от 30 апреля 2019 г. N 03-11-06/32440.
[2] См.: Письмо Минфина России от 30 апреля 2019 г. № 03-11-06/32440.
[3] На это положение закона ссылался Минфин России в письме от 6 сентября 2019 г. № 03-11-11/68813, отвечая на вопрос о применении НПД в отношении доходов от адвокатской деятельности.
[4] См.: Письмо Минфина России от 24 мая 2019 г. № 03-11-11/37596.
Что изменится в отношении страховых взносов в 2023 году?
Страховые взносы – это обязательные платежи, которые работодатели (юрлица и ИП) выплачивают из собственных средств на страхование сотрудников. Поэтому нанимателей и называют страхователями. Страховые платежи включают взносы на пенсионное и медицинское страхование, страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. С 2023 года все страховые взносы будут уплачиваться в составе единого налогового платежа.
С начала 2023 года планируется объединение ПФР и ФСС. Новая организация будет носить название СФР – Социальный Фонд России. В ведение этой инстанции перейдет обязанность выплаты гражданам всех существующих социальных выплат – пенсии, пособия в связи с материнством, больничные и т.д.
Реорганизация регламентирована законами «О внесении изменений…» от 14.07.2022 № 237-ФЗ и «О фонде пенсионного и социального страхования РФ» № 239-ФЗ от 14.07.2022. Данное преобразование повлечет за собой ряд изменений, касающихся, в том числе, исчисления и уплаты страховых взносов с 2023 года.
Основные и льготные тарифы страховых взносов на 2022 год
Фиксированные суммы взносов установлены в рамках ОМС и ОПС:
- взнос на обязательное пенсионное страхование – 26 545 руб.;
- взнос на обязательное медицинское страхование – 5 840 руб.;
- социальное страхование – обязанность отсутствует.
Оплата взносов осуществляется не позднее 31 декабря каждого года за текущий год. Если 31 число выпадает на выходной день, то последний день платежного периода переносится на ближайший рабочий день.
Социальное страхование не является обязательным условием ведения адвокатской деятельности. Делать взносы на социальное страхование или нет – выбор каждого адвоката.
Если адвокат заработал за отчетный год сумму, превышающую 300 000 рублей, то он обязан заплатить дополнительный взнос в размере 1% от разницы между полученным доходом и 300 тыс. руб. Например, если заработал 500 тысяч рублей, то нужно доплатить 1%*(500 тыс.руб. – 300 тыс. руб.) = 2000 руб.
Адвокаты могут применять в своей деятельности только общий режим налогообложения, спецрежимы им не положены. Поэтому сумма дохода = сумма выручки. От уплаты НДС адвокатская деятельность освобождена по закону.
Основной взнос нужно платить до 31 декабря текущего года, а дополнительный — уже в следующем году.
Взнос с суммы, превышающей 300 тыс. руб. заработка, нужно заплатить до 1 июля следующего года. Есть ограничение – максимальная сумма дополнительного взноса не может превышать размер фиксированного взноса, умноженного на 8.
Если адвокат трудится в объединении (в коллегии, бюро, консультации), то именно оно является налоговым агентом. Отчисления взносов в такой ситуации имеют следующие характеристики:
- взносы, установленные законом в виде фиксированной величины, адвокат платит сам за себя;
- по тем доходам (вознаграждениям), которые адвокат получил, выполняя работу в рамках объединения, организация платит взнос за адвоката сама в срок до 15 числа следующего месяца;
- при выплатах адвокатские объединения обязаны предоставлять отчеты по страховым взносам (начисленным и уплаченным), если их не было – нулевую отчетность.
Остаётся ли на 2022 г. пониженный процент по страховым взносам для компаний малого и среднего бизнеса?
Страховые взносы ИП в 2021, 2022 и 2023 годах
Взносы для ИП без работников платятся в налоговую инспекцию:
- Фиксированные — не позже 31 декабря соответствующего года (а если он выпадает на официальный нерабочий, то не позже первого рабочего).
- 1% — не позже 1 июля следующего года (аналогичное правило с нерабочим днём).
ИП вправе заплатить взносы в течение года частями, или разово всю сумму.
Пример
Взносы за 2021 год уплачиваются:
- фиксированные — до 31 декабря 2021 г. включительно.
- 1% — не позже 1 июля 2021 г.
Актуальные КБК можно посмотреть на сайте налоговой инспекции. Платежное поручение на уплату налогов можно заполнить через сайт ФНС.
Если человек в середине года зарегистрировался как ИП или, наоборот, снялся с регистрации, либо присутствовали льготные периоды — взносы рассчитываются только за время деятельности как ИП. За каждый полный месяц — в размере 1/12 тарифа. В неполных месяцах — пропорционально отработанному количеству календарных дней.
ПримерДата регистрации ИП — 23 октября 2020 г. Доходы — 400 000 р.
Фиксированный платеж на пенсионное страхование:
- 32 448 / 12 = 2 704 р.
- (2 704 х 2 мес. + 2 704 х 9 дн. / 31 дн.) = 6 193,03 р.
Фиксированный платеж на медстрахование:
- (8 426 / 12 мес х 2 мес + 8 426 х 9 дн. / 366 дн.) = 1 611,53 р.
1% с превышения:
- (400 000 — 300 000) x 1% = 1 000 р.
Итого за 2020 г.: 6 193,03 + 1 611,53 + 1 000 = 8 804,56 р.
Раньше статус адвоката давал преимущество на рынке, говорит Зазулин: «Частные клиенты обращались к адвокатам охотнее и чаще, чем к другим юристам. Подразумевая, вероятно, что статус означает большую квалифицированность, опыт и контроль со стороны государства за качеством услуг». Сейчас, по словам эксперта, ситуация изменилась. Люди полагаются не на статус, а на репутацию юриста, публичные рейтинги и отзывы в интернете.
Большинству клиентов все равно, представляет их юрист или адвокат, подтверждает Коршунов. Но добавляет, что «в плане конфиденциальности» адвокатам доверяют больше. Гришин считает «маркетинговую составляющую» основным плюсом статуса: как говорят некоторые клиенты, «звучит солиднее». Сам юрист уверен, что статус не гарантирует высокий профессионализм и порядочность. И вспоминает историю Пашаева.
В договоре на оказание юридической помощи адвоката нет НДС, напоминает Радченко. Отсутствие этого налога может стать лишним аргументом для того, чтобы предпочесть адвоката, а не юриста без статуса, соглашается Коршунов. Без адвокатской монополии для юристов-инхаусов или сотрудников юрфирм адвокатский статус практически не дает дополнительных преимуществ, резюмирует Зазулин: «Скорее есть дополнительные проблемы от риска привлечения к дисциплинарной ответственности до необходимости сдавать отчетность и платить взносы в коллегию».
Новый налоговый режим УСН ориентирован на микробизнес, индивидуальных предпринимателей с доходом ниже 60 млн руб., предприятия, где трудится меньше 5 человек. Пользователи АУСН не будут платить налог на прибыль, имущество организаций, НДС, а ИП – НДФЛ, НДС.
Проект предусматривает сокращение выплат благодаря учету расходов на свое дело. Данные о расходах будут поступать в ФНС при помощи онлайн-ККТ, банковских платежей. Увеличение нагрузки, по замыслу создателей системы, сбалансируется благодаря отмене страховых взносов как за самих предпринимателей, так и за работников.
Кто будет рассчитывать налоговую базу:
- плательщик (компания, ИП);
- налоговая инспекция;
- банки;
- операторы фискальных данных.
Сумма взносов рассчитывается ежемесячно на базе данных онлайн-касс и информации о банковских операциях, что упрощает ведение отчетности. Предприниматель отчисляет в ФНС небольшие ежемесячные взносы.
Под действие нового типа налогообложения попадают малые предприятия, организации с годовым доходом до 60 млн руб., суммарными основными средствами не более 150 млн руб. и численностью работников до 5 чел. Схема подходит ИП, малому и микробизнесу.
Кто не может применять автоматическую систему:
- микрокредитные организации;
- страховые компании;
- инвестиционные фонды;
- ломбарды;
- производители товаров, которые должны платить за использование акциза;
- НКО;
- фермы;
- компании с работниками-иностранцами;
- нотариусы, адвокаты;
- некоммерческие пенсионные фонды;
- и другие типы бизнеса, не имеющие права применять УСН.
Переход на АУСН происходит через уполномоченный банк из специального перечня (находится на рассмотрении): предприниматель должен поручить ему передавать информацию об операциях налоговым органам. Уведомить об этом налоговую предприниматель должен самостоятельно, в личном кабинете.
Когда проект примут официально, перейти на него можно будет 31 декабря текущего года. Когда подавать заявку, чтобы перейти на автоматическую упрощенку к июлю 2022 г., пока не уточняется. Только открывшиеся компании подают заявку на АУСН на протяжении месяца с момента регистрации фирмы.
Важно: не получится совмещать новый налоговый режим с другими. Те, кто выбрал автоматическую систему, оплачивают труд наемных работников по карте, иначе это будет расценено как преступление.
Сравним по основным параметрам экспериментальную и привычную системы. Так станет понятно, кому какой вариант подходит.
Параметр | Традиционная упрощенка | Новый проект |
Ставка |
6% – от доходов, 15% – от доходов за вычетом расходов 8% или 20% соответственно при более высокой прибыли или увеличении штата |
8% от доходов, 20% от доходов минус расходы |
Минимальные отчисления | 1% | 3% |
Штат | До 130 чел. | До 5 чел. |
НДФЛ |
13% 15% (ведет бухгалтерия) |
— |
Доходный максимум | 200 млн руб. | 60 млн руб. |
Льготы от регионов | Есть | Нет |
Расходы | Закрытый перечень | Расходы, направленные на получение дохода в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, кроме предусмотренных ст. 270 НК РФ |
Как можно уменьшить взносы | При уплате налогов по схеме «Доходы» уменьшаются страховые взносы, торговый сбор | Снижается торговый сбор |
Рассмотрим два примера.
Допустим, индивидуальный предприниматель работает один, выбирает вариант «УСН Доходы».
Заявление на освобождение от уплаты страхвзносов
Подать заявление на освобождение от страхвзносов нужно по месту учета. Документ можно подать лично в отделении ИФНС или через личный кабинет налогоплательщика.
Заявление подается по форме, регламентированной Письмом ФНС от 19.10.2021 г. № БС-4-11/14780@. Кроме того, разрешено представлять этот документ в свободной форме. В заявлении обязательно нужно указать такую информацию:
- ФИО и СНИЛС плательщика страхвзносов;
- основание для освобождения от уплаты страхвзносов;
- даты начала и конца периода освобождения;
- количество документов и их листов, которые удостоверяют право на указанное освобождение.
Фнс уточнила нюансы уплаты адвокатами страховых взносов
Федеральная налоговая служба опубликовала Письмо от 23 января № БС-4-11/965@ об определении периода начала (окончания) деятельности адвокатов, а также периода приостановления статуса адвоката в целях формирования обязательств по страховым взносам.
В письме указывается, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 430 Налогового кодекса адвокаты уплачивают страховые взносы в фиксированном размере на обязательное пенсионное и медицинское страхование за себя. Уплата осуществляется с момента присвоения статуса адвоката и до момента его прекращения.
При этом отмечается, что в соответствии с п. 7 ст. 430 Налогового кодекса адвокаты не исчисляют и не уплачивают страховые взносы за периоды, указанные в п. 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6–8 ч. 1 ст.
12 Закона о страховых пенсиях, а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.
Подчеркивается, что согласно п. 1 ст. 12 Закона об адвокатуре квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта РФ в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении статуса. Решение квалифкомиссии о присвоении статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката.
Пунктом 2 ст. 13 Закона об адвокатуре определено, что со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты субъекта РФ. В п. 1 ст.
15 закона указывается, что квалифкомиссия в течение недели со дня принятия присяги уведомляет об этом и о присвоении претенденту статуса адвоката территориальный орган юстиции, который в месячный срок вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение.
Отмечается, что согласно п. «б» ст.
16 Закона об адвокатуре Совет адвокатской палаты субъекта РФ в 10-дневный срок со дня принятия им решения о приостановлении либо возобновлении статуса адвоката уведомляет территориальный орган юстиции для внесения соответствующих сведений в региональный реестр, а также лицо, статус адвоката которого приостановлен или возобновлен, и адвокатское образование, в котором данное лицо осуществляло адвокатскую деятельность. Территориальный орган юстиции в течение 10 дней со дня получения уведомления вносит соответствующие сведения в реестр. В соответствии с п. 4 ст. 17 Закона об адвокатуре решение о прекращении статуса адвоката Советом адвокатской палаты субъекта РФ направляется тем же субъектам в течение 10 дней.
Таким образом, резюмируется в письме, исходя из положений Закона об адвокатской деятельности и ст.
430 НК РФ, в целях корректного формирования налоговыми органами обязательств по страховым взносам период начала (окончания) деятельности адвоката, а также период приостановления (возобновления) статуса адвоката необходимо исчислять с момента вынесения соответствующего решения Советом адвокатской палаты субъекта РФ. В документе отмечается, что данная позиция согласована с Минюстом России.
В комментарии «АГ» вице-президент ФПА Михаил Толчеев посчитал, что позиция ФНС является обоснованной и взвешенной, отвечающей требованиям определенности.
«Действительно, решения Совета адвокатской палаты о принятии присяги адвоката, о приостановлении статуса адвоката или его приостановлении являются объективным подтверждением правопорождающих обстоятельств возникновения или изменения статуса адвоката.
Они не требуют какого-либо подтверждения и вступают в силу немедленно. Такая же позиция высказывалась в свое время и Конституционным Судом РФ», – указал Михаил Толчеев.
Руководитель налоговой практики юридической фирмы Five Stones Consulting, адвокат Екатерина Болдинова отметила, что данное письмо более четко описывает моменты определения начала и окончания деятельности адвоката со ссылками на действующее законодательство. По ее мнению, не менее важным является то, что эта позиция согласована с Минюстом РФ и соответствует Закону об адвокатуре.
ФПА не согласна с Минфином в вопросе уплаты страховых взносов лицом, чей статус адвоката прекращенНа адвокате лежит обязанность по уплате страховых взносов до момента прекращения статуса, а не до снятия с налогового учета, указала ФПА
«Ранее, в письмах ФНС указывалось, что “уплата страховых взносов адвокатом осуществляется с момента присвоения ему статуса адвоката и до момента прекращения статуса адвоката”, причем точно эти моменты не описывались и не определялись (см., например, Письмо ФНС России от 4 октября 2019 г.
№ БС-4-11/20292@). Также в отдельных письмах упоминалось, что “обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у физического лица – адвоката сохраняется до момента снятия его с учета в налоговом органе в качестве адвоката” (см.
, например, Письмо Минфина России от 3 декабря 2018 г. № 03-15-05/87233).
Если следовать позиции, изложенной в последнем письме, о том, что обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и ОМС у адвоката сохраняется до момента его снятия с учета в налоговом органе в качестве адвоката, то это может привести к заметным переплатам адвокатами в бюджет, поскольку получается, что статус адвоката у физического лица может быть прекращен решением Совета адвокатской палаты, а данные о таком решении будут переданы лишь спустя 15 дней или могут быть переданы с опозданием», – отметила Екатерина Болдинова.
Она подчеркнула, что такой подход не соответствовал Закону об адвокатуре, который четко определяет момент присвоения статуса адвоката и его прекращения.
«С учетом этого представляется, что комментируемое письмо положит конец разночтениям и станет отправной точкой единого подхода налоговых органов к определению момента начала и прекращения уплаты адвокатами обязательных платежей», – резюмировала она.
Партнер и руководитель практики «Арбитражное, налоговое и банкротное право» КА г. Москвы № 5 Вячеслав Голенев указал, что ранее существовала неопределенность в вопросе о том, с какого момента исчисляются взносы.
«Вызвано это было расхождением трех дат: первая – это дата сдачи экзамена на статус адвоката, вторая – дата принесения присяги адвокатом в Совете, а третья – дата выдачи удостоверения адвокату в территориальном управлении Минюста РФ.
До конца не было понятно, в какой момент для целей налогообложения и обложения страховыми взносами возникает статус адвоката, при этом в соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона об адвокатуре статус адвоката приобретается лицом со дня принятия присяги», – пояснил Вячеслав Голенев.
Адвокат указал, что письмом ФНС данный аспект разъяснен со ссылкой именно на ч. 2 ст. 13 Закона об адвокатуре. «Хотя указанная ссылка терминологически не совсем корректна, поскольку закон не регулирует, где именно принимает присягу адвокат.
Указано, что принимает он ее согласно порядку, установленному в своей адвокатской палате. По смыслу, практике и духу это верно, так как именно решениями Совета адвокатской палаты субъекта РФ оформляется факт принесения присяги», – отметил эксперт.
«С подходом, изложенным в письме относительно прекращения и приостановления статуса для целей налогообложения, следует согласиться, так как решение о прекращении и приостановлении статуса принимается именно Советом адвокатской палаты субъекта РФ. С этой даты и следует считать налоговую обязанность лица, возникшую в связи с его статусом адвоката, прекращенной», – заключил Вячеслав Голенев.
Общие изменения в отчетности
С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:
- расчет по страховым взносам (РСВ) и
- единый отчет по сотрудникам.
Единый отчет заменит сразу четыре формы – СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:
- часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
- если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
- часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.
Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:
- ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
- а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.
Единый тариф для страховых взносов.
Учитывая нововведения, которые вступят в силу с 1 января 2023 года страховые взносы по ОМС, ОПС, ОСС и ВНиМ будут установлены со следующей тарификацией:
- в рамках единой предельной базы для исчисления страховых взносов размер 30%;
- свыше размера единой предельной базы – 15,1%.
Существует некая недосказанность о размерах предельной величины базы взносов на медицинское страхование, но тут нужно понимать, что ее определение для расчетов необходимо, так как единый тариф зависит непосредственно от величины базы и одинаков для всех взносов.
Отметим, что законодательством предусмотрена отдельная тарифная сетка для следователей, прокуроров и судей. Существуют так называемые «нулевые» тарифы для обязательного пенсионного страхования и сниженные тарифы на ОСС (на основании п.10,ст.2 №239-ФЗ) для следующих категорий чиновников:
- прокуроры;
- федеральные и мировые судьи;
- сотрудники Следственного комитета Российской Федерации.
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).