Правила перевозки пассажиров в автобусах
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки пассажиров в автобусах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такая ответственная задача требует от водителя высокого уровня профессионализма, внимательности и стрессоустойчивости. Важно четко понимать, соответствует ли рабочее место всем требованиям законодательства. Кроме того, высокому уровню безопасности должны соответствовать и транспортные средства, задействованные на городских, пригородных или междугородних маршрутах. Именно поэтому требования к пассажирским автобусам также заранее регулируются действующими правилами и нормативами.
Требования к водителю автобуса
Допуск к управлению ТС может иметь только ИП или физическое лицо, которое состоит в трудовых отношениях с перевозчиком (сведения об этом фиксируются в специальном реестре). Управляя автобусом, водитель должен уметь оперативно принимать решения в различных ситуациях на дороге и обладать хорошей концентрацией внимания. Также перед каждым выходом в рейс должно проверяться самочувствие лица, управляющего ТС.
Законодательство предусматривает ряд требований к водителю автобуса при перевозке пассажиров:
- не отклоняться от установленного маршрута, если того не требуют особые обстоятельства;
- осуществлять высадку и посадку пассажиров строго после полной остановки автотранспорта;
- проходить медицинский осмотр перед каждым выездом;
- учитывать состояние дорожного покрытия и погодных условий при движении;
- глушить двигатель, если остановка превышает 5 минут;
- соблюдать правила в отношении провоза и сбора оплаты льготных категорий граждан;
- следить за порядком в салоне и вежливо общаться с пассажирами;
- проверять техническое состояние ТС перед каждым рейсом;
- соблюдать ПДД;
- осуществлять контроль над посадкой и высадкой пассажиров при помощи бокового зеркала.
Вахтовые перевозки автобусом
Необходимо, чтобы вахтовый транспорт имел достаточно места для размещения багажа и инструментов, а также располагал складными лестницами для удобства высадки и посадки. Кроме того, модели такого автотранспорта должны справляться с преодолением труднодоступных участков дорог и иметь возможность установки профессионального оборудования.
Такой метод применяется для разных задач:
- перевозка людей от места проживания к месту работы (в свободное время транспортное средство может быть использовано для служебных поездок);
- доставка на объекты рабочих смен.
1. Провозить с собой бесплатно детей в возрасте не старше семи лет. Пассажир обязан иметь при себе документ (свидетельство о рождении или паспорт родителей с записью о рождении ребенка), который подтверждает возраст ребенка, перевозимого с предоставлением преимуществ по провозной плате и который в обязательном порядке предъявляется по первому требованию лиц, осуществляющих контроль за оплатой проезда.
Для пассажиров с детьми дошкольного возраста, беременных женщин, инвалидов и престарелых граждан в салоне автобуса отводится 6-12 передних мест в зависимости от его вместимости. Иные пассажиры, занимающие эти места, должны освободить их для указанных лиц.
2. Провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышает сто двадцать сантиметров, в том числе мелких животных и птиц в клетке, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску. Обеспечение целостности и сохранности ручной клади является обязанностью пассажира.
3. Перевозить на задних накопительных площадках охотничьих и служебных собак в намордниках при наличии поводка за плату согласно тарифу одного места багажа.
4. Провозить за плату согласно тарифу одно место клади, длина, ширина и высота которой в сумме не превышают сто восемьдесят сантиметров.
5. Сойти на остановке «по требованию», о чем предварительно подать сигнал водителю кнопкой звонка или сообщить кондуктору.
6. Проезжать без дополнительной оплаты стоимости проезда и провоза багажа по разовому проездному билету в следующем за сошедшим с линии по неисправности автобусе. Пересадка пассажиров производится кондуктором или водителем автобуса, на проезд в котором были приобретены билеты.
Водитель должен провозить пассажиров по всему маршруту. Если остановка присутствует в списке, пассажир должен иметь возможность до нее добраться и на ней выйти. Любые изменения в маршруте или его сокращение незаконны, и можно жаловаться в администрацию перевозчика, если такое происходит.
Что касается выхода из транспорта, водитель должен останавливаться на каждой остановке без дополнительных напоминаний. Особенно это касается маршруток, которые зачастую работают только «по запросу», в результате чего пассажиры, оказавшиеся на этом маршруте впервые, легко могут пропустить, когда им выходить.
Из этого правила, впрочем, есть исключение – остановки по требованию (это должно быть указано в маршруте). Однако обратите внимание, что, если на этой остановке есть люди, водитель в любом случае должен остановиться, даже если в салоне никто не просил об этом.
Как мы уже упоминали выше, перевозчик отвечает за безопасность пассажиров и багажа. В случае ДТП во время поездки пассажирам положена компенсация, причем это гарантируется обязательным страхованием гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).
Соответственно, страховая компания перевозчика должна обеспечить выплаты пострадавшим в случае аварии. Информацию о страховой перевозчика можно найти в справочной информации в салоне или интернете.
Если вдруг перевозчик находится в состоянии банкротства или у него отозвана лицензия, компенсация все равно будет выплачена, за это отвечает Национальный союз страховщиков ответственности.
В случае причинения вреда здоровью можно требовать компенсационную выплату, компенсацию лечения, а также морального ущерба.
Необходимая документация
Водители, которые работают на пассажирских автобусах по городским маршрутам, должны при себе иметь:
- сведения о наличии в компании-перевозчика соответствующей лицензии;
- водительское удостоверение с соответствующей категорией, например D, D, DE, D1;
- открытый страховой полис ОСАГО с неограниченным сроком действия;
- путевой лист на осуществление пассажирских перевозок по конкретному городскому маршруту в течение дня;
- отметку о прохождении медосмотра перед выездом на маршрут;
- диагностическая карта о проведении ежедневного технического осмотра автобуса перед выездом на маршрут;
- оригинал свидетельства о регистрации транспортного средства с указанием присвоенных госномеров;
- технический паспорт на автобус.
Если при проверке будет выявлено, что каких-то документов у водителя нет, то сотрудник дорожной Полиции может составить протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого к водителю или к перевозчику будет применен солидный штраф.
Чтобы такого не произошло, весь комплект документов должен находиться у водителя.
Отношения, связанные с оказанием услуг по перевозке регулярными маршрутами, регулируются основным законодательным актом – ФЗ № 259 от 8 ноября 2007 года “Устав…” (далее – Устав).
Подробное нормативное регулирование осуществляется Постановлением Правительства РФ № 112 от 14 февраля 2009 года “Об утверждении…” (далее – Правила).
Правоотношения, связанные с непосредственной организацией регулярных перевозок, допуском юрлиц и ИП к их осуществлению, контролем за перевозками, установлением, изменением и отменой маршрутов, регламентируются ФЗ № 220 от 13 июля 2020 года “Об организации…” (далее – ФЗ № 220).
Казалось бы, что может быть проще покупки автобусного билета на ближайший рейс? На самом деле специалистами разработано множество программ и положений, регулирующих перевозку пассажиров автобусами.
Одним из правоустанавливающих документов являются «Правила пассажирских перевозок автобусами» по постановлению Правительства РФ № 112 от 14 февраля 2009 г.
Данные правила уполномочено корректировать или отменять только Министерство транспорта РФ. Этот нормативно-правовой источник регулирует ответственность и обязанности не только пользователей общественного транспорта.
Действия исполнителей и организаторов так же прописаны, как и взаимодействие сторон во время транспортировки.
Второй источник законодательной базы – это закон «О безопасном дорожном движении» от 10 декабря 1995 г. (196-ФЗ, редактированный 26 июля 2017 года). В нем оговариваются такие вопросы, как:
- Вождение автобусов.
- Требования к водителю.
- Транспортировки в пределах Российской Федерации и международные.
- Транспортировка багажа.
- Поездки граждан по возрастным категориям (дети, взрослые).
- Техническое состояние ТС.
- Тарифные ставки на предоставление услуг с учетом государственных льгот и др.
Условия и порядок проезда пассажира
23. Посадка и высадка пассажиров может осуществляться только на остановочных пунктах. При наличии на маршруте остановок «по требованию» пассажир должен заблаговременно известить водителя о необходимости остановки транспортного средства. При нахождении пассажиров на этом остановочном пункте водитель обязан остановить транспортное средство.
24. Пассажир при поездке обязан хранить приобретенный проездной документ в течение всего времени поездки и предъявить его или документ, подтверждающий право на проезд, по первому требованию лиц, специально уполномоченных на проведение контроля.
25. Водитель (кондуктор) обязан при посадке пассажиров периодически напоминать о необходимости оплаты проезда.
26. Посадка и высадка пассажиров производится в следующей последовательности:
- в автобусах, имеющих одну дверь, — сначала высадка, а затем посадка;
- в автобусах, имеющих две двери, — высадка пассажиров через обе двери, а посадка через заднюю дверь;
- в автобусах, имеющих три двери, — высадка через все двери, а посадка через заднюю и среднюю двери.
Казалось бы, что может быть проще покупки автобусного билета на ближайший рейс? На самом деле специалистами разработано множество программ и положений, регулирующих перевозку пассажиров автобусами.
Одним из правоустанавливающих документов являются «Правила пассажирских перевозок автобусами» по постановлению Правительства РФ № 112 от 14 февраля 2009 г. Данные правила уполномочено корректировать или отменять только Министерство транспорта РФ. Этот нормативно-правовой источник регулирует ответственность и обязанности не только пользователей общественного транспорта. Действия исполнителей и организаторов так же прописаны, как и взаимодействие сторон во время транспортировки.
Второй источник законодательной базы – это закон «О безопасном дорожном движении» от 10 декабря 1995 г. (196-ФЗ, редактированный 26 июля 2017 года). В нем оговариваются такие вопросы, как:
- Вождение автобусов.
- Требования к водителю.
- Транспортировки в пределах Российской Федерации и международные.
- Транспортировка багажа.
- Поездки граждан по возрастным категориям (дети, взрослые).
- Техническое состояние ТС.
- Тарифные ставки на предоставление услуг с учетом государственных льгот и др.
Что нельзя делать в общественном транспорте
ВКОАП РФ имеется ряд статей, которые содержат запреты для лиц, присутствующих в общественных местах.
Поскольку маршрутный транспорт отнесен именно к общественным местам, пассажиры должны знать, что в нем запрещено:
- курение, которое наказывается административным штрафом от 500 до 1500 рублей;
- распитие алкогольной продукции, а также появление в состоянии опьянения, штраф за которое устанавливается в размере от 500 до 1500 рублей;
- незаконное употребление наркотических, психотропных и одурманивающих веществ, что влечет за собой назначение штрафа в сумме от 4000 до 5000 рублей;
- мелкое хулиганство, которое наказывается штрафом в сумме от 500 до 1000 рублей;
Итак, дожидаться автобуса (трамвая, троллейбуса и т. д.) следует в специально отведенной для этого зоне, выходить на проезжую часть с целью посадки в транспорт разрешается только после его остановки. Следует уступать место в транспорте пожилым людям, беременным и инвалидам.
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ
3.1. При дорожно-транспортном происшествии водители, причастные к нему обязаны: — без промедления остановиться, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки; — не трогать с места транспортное средство, а также предметы относящиеся к происшествию; — оказать первую доврачебную помощь пострадавшим и вызвать скорую помощь или доставить пострадавших в лечебное учреждение на попутном транспорте; — сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев; — если движение на дороге невозможно из-за транспортных средств, причастных к ДТП, то освободить проезд, предварительно зафиксировав положение и следы транспортных средств и предметов, относящихся к происшествию. 3.2. Сообщить о происшедшем непосредственному руководителю или диспетчеру по месту работы.
Технические требования к автобусу
Чтобы организовать поездку, нужно обязательно учесть требования к пассажирским автобусам. В первую очередь транспорт нужно провести через технический осмотр. Водителю необходимо владеть документами для доказательства исправности автобуса. Стоит отметить, что транспорт нужно застраховать. Для обеспечения безопасности нужно держать аптечку и два огнетушителя. Также в общественном транспорте нужно обязательно хранить приборы, с помощью которых можно быстро открыть вход. Видеорегистратор является устройством, которое нужно для работы. Ночью перевозки должны осуществляться очень медленно. В период зимнего времени нужно устанавливать отопление. В каждом общественном транспорте должно быть четыре выхода.
В качестве основных правил выделяют:
- наличие сертификата;
- знак для остановки в случае аварии;
- маршрут для поездки;
- наличие навигатора;
- наличие норм экологии.
Основные требования к автобусу
Согласно требованиям законодательства, у водителя в салоне автобуса должен находиться пакет документов, содержащий:
- лицензию юридического лица (компании–перевозчика), предоставляющую право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров;
- удостоверение водителя категории D;
- полис неограниченного страхования ОСАГО;
- путевой лист;
- справка, свидетельствующая о прохождении водителем медкомиссии;
- диагностическая карта технического осмотра автобуса;
- свидетельство о регистрации транспортного средства с присвоением ему государственных номеров;
- технический паспорт пассажирского автобуса.
В случае нарушения правил дорожного движения при отсутствии одного или нескольких документов из данного перечня к водителю или компании–перевозчику могут быть применены штрафные санкции.
В салоне в общем доступе должна находиться следующая информация:
- наименование и контакты перевозчика;
- ФИО водителя;
- наименование и контакты контролирующего государственного органа;
- указатели места расположения огнетушителей, аварийных выходов, кнопок экстренной остановки автобуса;
- правила пользования транспортным средством.
Водитель должен обладать способностью быстро концентрировать внимание и мгновенно принимать решения в нестандартных условиях. Кроме профессиональных навыков предъявляются также требования в отношении самочувствия шофера в день поездки.
Обязанности водителя, которые необходимо соблюдать в процессе перевозки пассажиров:
- пройти медицинский осмотр перед выездом;
- провести проверку состояния транспортного средства внутри и снаружи, осмотреть шины и убедиться в наличии топлива в баке;
- вести транспортное средство строго по установленному маршруту;
- при остановке, длительность которой превышает 5 минут, выключать двигатель;
- соблюдать все правила дорожного движения;
- выбирать скорость передвижения на основании анализа состояния дороги и погодных условий;
- контролировать посадку и высадку пассажиров с помощью зеркала бокового обзора, прежде чем закрывать двери;
- производить посадку и высадку пассажиров только при полной остановке автобуса.
В целях обеспечения безопасности водитель должен следить за порядком в салоне. Не допускается, чтобы пассажиры прислонялись к дверям транспортного средства, т. к. это может привести к их поломке.
Междугородние автоперевозки. Безопасность
В сегменте пассажирских перевозок автобус – один из самых популярных видов общественного транспорта.
Правила перевозки пассажиров в автобусах регулируются нормативными документами, начиная от правил дорожного движения до законов РФ о перевозках и, прежде всего, следующими нормативными актами:
– Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112;
– Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденными Приказом министерства транспорта РФ от 15.01.2014 № 7;
– Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.
Междугородние перевозки людей должны полностью соответствовать нормативам и правилам перевозки автобусами и должны быть безопасные и комфортные.
Регламентированные нормы, установленные законодательством, должны исполняться всеми предприятиями, оказывающими услуги междугородних перевозок:
– наличие лицензии для этого вида деятельности;
– соблюдение движения автобуса установленному расписанию, согласованному с органами местной исполнительной власти;
– требования к автобусам для перевозки пассажиров;
– соответствие маршрутам следования, расписанию следования, порядок продажи билетов и пр.;
– установленный порядок при транспортировке багажа, ручной клади;
– основные требования ответственности перевозчиков и пассажиров;
– предоставление услуг гражданам льготных категорий.
Поскольку безопасность – основной критерий при перевозке людей на междугороднем транспорте, перевозки должны осуществлять профессиональные водители, обладающие опытом работы.
Безопасность транспортных услуг по перевозке пассажиров также зависят от исправности транспортных средств. Уважающая себя транспортная компания не допустит на маршрут автобус, техническое состояние которого вызывает сомнения. Правила перевозки автобусами четко определяют, что транспортное средство, допущенное на маршрут, должно полностью соответствовать всем нормам безопасности.
Обязательные требования при перевозке пассажиров на междугородних маршрутах:
– количество пассажиров в автобусе не должно быть большим, чем число мест для сидения (перевозка пассажиров стоя на междугородних линиях категорически запрещена);
– места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности (э категорически запрещена);
– наличие подголовников сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации;
– багаж пассажиров (за исключением ручная клади), если в наличии есть отсеки багажа, размещается в этих отсеках;
– на маршрутах движения, которые имеют протяженность более 500 км, обязательно присутствие 2-х водителей;
– запрещено отклоняться от фиксированных маршрутов движения, делать остановки, не предусмотренные графиком;
– запрещено превышение скорости, установленной режимом движения общественного транспорта;
– посадка и высадка пассажиров должна производиться только после выполнения полной остановки транспорта;
– начинать движение водитель имеет право только при закрытых дверях, открывать двери до полной остановки автобуса запрещено.
В автобусах на междугородних линиях должны быть указаны:
– указатели аварийных выходов и правила пользования этими выходами;
– свод правил для пассажиров о пользовании транспортным средством.
Уважаемые пассажиры! Знайте, что Ваша безопасность зависит и от Вас.
Строго соблюдайте правила пользования общественным транспортом.
Помните, что пассажиру автобуса запрещено:
– провозить огнестрельные, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, отравляющие, зловонные и едкие вещества;
– провозить предметы и вещи габаритом более 100Х50Х30 см.;
– провозить длинномерные предметы свыше 190 см (кроме лыж);
– провозить огнестрельное оружие, колющие и режущие предметы без чехлов или в не завернутом виде;
– провозить предметы и вещи, загрязняющие одежду пассажиров и салон автобуса;
– провозить животных, птиц (кроме в клетках и корзинах);
-находиться в салоне автобуса в пачкающей одежде;
– препятствовать закрытию дверей или открывать их до полной остановки автобус;
– открывать окно без разрешения водителя, высовываться в окна,
– распивать спиртные напитки и находиться в салоне в нетрезвом состоянии;
– ставить детей и помещать на сиденья вещи;
– приводить в действие сигналы тормоза, механизмы открывания дверей (кроме необходимости предотвращения несчастных случаев);
– отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения.
Нарушение правил поведения при движении транспорта и правил перевозки опасных грузов может быть небезопасно как для самого нарушителя, так и для его попутчиков.
Не допускайте нарушения правил сами и способствуйте предупреждению нарушений другими пассажирами.
1. Провозить в автобусе огнеопасные, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, отравляющие, ядовитые, едкие и зловонные вещества, предметы и вещи, длина, ширина и высота которых в сумме превышает сто восемьдесят сантиметров, огнестрельное оружие, колющие и режущие предметы без чехлов или в не завернутом виде, предметы и вещи, загрязняющие подвижной состав или одежду пассажиров; животных и птиц (кроме мелких в клетках, корзинах), длинномерные предметы свыше 190 см (кроме лыж), велосипеды (кроме детских).
2. Проезд в салоне автобуса в пачкающей одежде. Препятствовать закрытию дверей или открывать их до полной остановки автобуса. Курить в автобусе, открывать окна без разрешения водителя (кондуктора), высовываться из окон, находиться в салоне в нетрезвом состоянии, ставить детей и помещать багаж на сидения, приводить в действие сигналы тормоза и механизмы для открывания дверей, кроме необходимости предотвращения несчастных случаев, отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения.
3. Размещать ручную кладь (багаж) на местах, предназначенных для сидения, в проходе между сидениями, возле входа и выхода транспортного средства.