Выезд на встречку: когда лишат прав, а когда — нет
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выезд на встречку: когда лишат прав, а когда — нет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для начала разберемся, что понимается под полосой встречного движения. Это часть проезжей части, используемая для перемещения транспортных средств (далее — ТС) в направлении противоположном тому, в котором передним ходом движутся иные ТС.
Есть ли скидка на штраф?
С начала 2016 г. ГИБДД введено нововведение, которое должно способствовать своевременной выплате штрафов нарушителями. В 2023 году можно оплатить штраф за выезд на встречную полосу со скидкой 50%. На это отводится 20 суток после вынесения соответствующего постановления.
Стоит отметить, что скидка действует не на все виды нарушений ПДД. В частности, рассчитывать на поблажки не приходится в следующих ситуациях:
- систематические нарушения (например, повторный выезд на встречную полосу);
- нахождение водителя в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
- причинение пострадавшим в ДТП легкого вреди здоровью или травм средней тяжести.
В остальных случаях скидкой можно воспользоваться.
Какое наказание при выезде на встречную полосу движения за нарушение первый раз и повторный?
Чтобы уточнить, какое взыскание будет применено к водителю, покинувшему свою полосу движения и совершившему маневр по встречной, обратимся к КоАП ст. 12.15. В ней рассмотрены ситуации, являющиеся нарушением, и меры наказания.
Нарушение | Наказание | Исключение |
---|---|---|
Объезд препятствия с заездом на полосу встречного движения.
Препятствием признается объект, неподвижно стоящий на дороге и мешающий передвижению по своей стороне. Так же препятствием можно считать дефект дорожного полотна, который создает опасность движения. |
1 000 — 1 500 рублей | Объезд места аварии или сломавшегося в дороге автомобиля, стоящего на проезжей части, при организованном одностороннем движении. При этом не должна создаваться угроза аварийной ситуации для других участников. |
Заезд на сплошную дорожную разметку любым способом. Неважно одним колесом или двумя. | 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. | В случае объезда места аварии при организованном одностороннем движении. |
Маневр на нерегулируемом перекрестке (разворот, обгон) по второстепенной дороге. | 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. | Обгон или разворот совершен на перекрестке автомобилем, двигавшемся по главной дороге. При этом не нарушаются требования дорожной разметки и не созданы помехи другим. |
При обгоне по встречной полосе и возврате на свою при сплошной разметке. | 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. | — |
Приведем примеры основных ситуаций неправомерной езды по встречной полосе, которые приводят к вынесению наказания водителям:
- При перемещении по широкой дороге, имеющей 4 полосы и более, запрещается пересекать одну или две сплошные для совершения обгонного маневра. Наличие знаков запрета и разметки не влияет на запрет движения при обгоне, объезде по левой половине, что прописано в п. 9.2 ПДД. В случае выполнения поворота налево либо разворота необходимо выбирать участки дороги с соответствующей разметкой либо перекрестки.
- Если на дорожное полотно нанесена разметка, запрещающая выезд на встречку. В таком случае не имеет значения полосность дороги. Разметка может иметь вид одной, двух непрерывных линий, или двух линий, ближняя из которых к водителю непрерывная. Несоблюдение требований разметки приводит к нарушению движения по полосам.
- Наличие знака «Обгон запрещен» вводит запрет на движение по левой половине дороги. Правило распространяется на дороги любой ширины с разметкой всех типов. Исключение составляет ситуация, когда на двухполосной дороге требуется выполнить разворот либо поворот налево. ПДД его не запрещают.
- Выезд на крайнюю левую полосу трехполосного полотна.
А когда езда по встречной полосе полностью запрещена?
А рассмотрим подробно те случаи, когда любой выезд или обгон по встречной полосе запрещается.
Ситуация №1. Дорога четырехполосная
Здесь все легко. В независимости от того, имеет дорога разметку или же не имеет, есть на ней знаки или нет, выезжать водителю на встречку на дороге с четырьмя полосами, а также более, не разрешается!
Это прописано в п.9.2. ПДД.
Таким образом, на дороге четырехполосной на встречную полосу выезжать можно только в случае, если водитель осуществляет разворот либо поворот налево, которые не запрещаются другими дополнительными знаками или же дорожной разметкой.
Обгон либо движение по встречной в любом случае запрещаются ПДД.
Ситуация №2. Запрещающая разметка
Эта та ситуация, когда на дороге имеется разметка, которая запрещает водителю выезд на встречную полосу. Не имеет значение в таком случае число полос, всегда выезд непосредственно на встречную полосу запрещен, так же не имеет значения и вид дорожной разметки.
Ситуация №3. Наличие знака «Обгон запрещен»
Не имеет значение в этой ситуации количество полос, не имеет значение и разметка. Однако, особенностью в этом случае является то, что когда дорога имеет 2 полосы, то разрешается выполнять разворот или же поворот налево. Если говорить об обгоне, то он запрещается, и за выезд на встречку водитель может понести очень существенное наказание, но мы это обсудим немного позже.
На встречке и с правами
Документом предлагается убрать из Кодекса об административных правонарушениях лишение права управления транспортными средствами за не связанный с объездом препятствия выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, а также за движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.
Разработчики законопроекта предлагают оставить за такое нарушение безальтернативное наказание в виде денежного штрафа в размере 5 тысяч рублей.
Согласно действующему законодательству, выезд на встречную полосу влечет наложение административного штрафа либо лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. Повторный выезд на встречку карается уже лишением прав на год.
При этом сотрудники ГИБДД, как правило, за встречку предпочитают отправлять материалы в суд. Отделаться денежным штрафом за подобное нарушение получается очень редко. Более того, некоторые бойкие инспекторы устраивают засады в тех местах, где водители часто ошибаются, не увидев малозаметный знак, и выезжают на одностороннюю дорогу против потока.
Нередко сотрудники дорожной полиции устраивают облавы и на перекрестках, где водители при повороте налево или развороте цепляют левыми колесами своих машин сплошную осевую разметку.
А вот если речь идет о фиксации нарушения видеокамерой, то однозначно будет выписан штраф в 5 тысяч рублей. Поскольку согласно КоАП автофиксация не может быть причиной для лишения прав. Причем даже при многократном нарушении.
«Необходимость смягчения санкций обусловлена тем, что на практике подобные деяния не всегда отличаются высокой степенью общественной опасности, — говорится в пояснительной записке. — При этом могут быть наказаны лишением прав как водители, совершившие правонарушение впервые, не создав аварийной ситуации и нарушив требования дорожной разметки в местах, где встречное движение крайне редко либо отсутствует вовсе, так и водители, неоднократно совершавшие подобное деяние на дорогах с интенсивным движением, подвергая опасности жизни и здоровье других участников движения».
Иными словами, депутаты предлагают не грести всех под одну гребенку. А отличать лихачей, любящих погонять по встречке, и разок отвлекшегося водителя.
Параллельно депутаты предлагают пересмотреть подходы к лишению прав за повторный выезд на полосу встречного движения. В настоящее время за это предусматривается единственное наказание — лишение водительских прав сроком на один год.
Авторы законопроекта считают, что судам нужно дать большую гибкость при выборе величины наказания. И вместо безальтернативной формулировки «год лишения» установить «вилку» наказаний — от двух месяцев до года «пешком».
В 2019 г. выезд на встречку запрещается при таких обстоятельствах – для обгона, при движении на 2-х или 4-полосной дороге. Этот момент определяется пунктом 9.2 Правил.
Здесь же обозначаются и следующие моменты – исключения из обозначенного правила:
- автомобилист вправе обогнать транспорт при движении на 2-х или 4-полосной дороге, но при наличии знака, разрешающего эти действия;
- нельзя обгонять ТС, если на участке действуют запрещающие знаки, независимо от количества полос;
- недопустимо обгонять на крайней стороне полосы, где движутся транспортные средства по встречке.
- запрещается обгонять ТС на спец. участках: в тоннелях, на мостах, пешеходных переходах, регулируемых перекрестках, переездах ж/д (и на отдалении 100 м от них) и прочих небезопасных фрагментах дороги.
При нарушении подобных правил финансовые санкции обеспечены.
Можно ли обжаловать постановление
Если никакие обстоятельства не убедили сотрудника ГИБДД отказаться от возбуждения административного дела, и обвиняемая сторона все равно уехала с выписанным постановлением, то спешить оплачивать штраф не нужно. Ведь законодательство РФ предусматривает возможность обжалования спорных ситуаций в суде, куда нарушителю и следует обратиться в течение 10 дней с момента получения протокола на руки.
Самым простым вариантом разрешения проблемы в пользу виновника окажется отсутствие у сотрудника ГАИ материалов по совершенному правонарушению. В противном случае водителю придется также подготавливать доказательства с места происшествия, чтобы судья смог убедиться в несоответствии дорожного указателя или разметки установленному ГОСТу.
Довольно часто на дороге встречаются ситуации, которые сложно интерпретировать неопытному водителю. К ним относится выезд на встречную полосу при повороте налево. Поворот налево – это достаточно опасный маневр, которые нередко осложняется встречными поворачивающими машинами, за которыми не видно едущего потока. В результате водитель вынужден выезжать на встречную полосу, чтобы разглядеть, если ли помеха его движению, или нет. В этот момент едущие прямо машины с легкостью могут на большой скорости врезаться в поворачивающий автомобиль.
За встречную полосу штраф при таком нарушении будет серьезным. Ведь дорога, по которой едет водитель, не является главной. А значит,виноват в столкновении будет именно он. Приехавший инспектор ГИБДД также может оштрафовать водителя за выезд на встречную полосу. Так что, помимо дорогостоящего ремонта, на перекрестке можно нарваться и на крупный штраф. Чтобы этого не произошло, постарайтесь оставаться на своей полосе на время ожидания пустой дороги. Если вам не видны машины, которые движутся прямо, просто дождитесь запрещающего им движение сигнала, и только затем поверните.
Когда выезд на встречку запрещен
В 2018 году штраф полагается за следующие маневры:
- Обгон транспортных средств был совершен при наличии запрещающих знаков. В этом случае стоимость штрафа может достигать 5000 рублей.
- При развороте с заездом на встречную полосу в том случае, если на данном участке дороги он запрещен.
- Присутствует разметка, запрещающая обгон. Нередко на опасных участках дороги можно увидеть сплошную разметку или нанесенный на асфальт знак «Обгон запрещен».
- На встречные трамвайные пути выезд также запрещен, независимо от того, какой маневр вы совершаете.
- Выезда на полосу встречного движения также стоит избегать и при повороте налево.
- На полосе с односторонним движением встречное направление запрещено.
Многие водители спрашивают, что им делать, если выехал на встречную полосу и какой штраф при этом грозит? Это зависит от ситуации и обстоятельств. В большинстве случаев денежное наказание довольно большое, поэтому правилами не стоит пренебрегать.
Выезд на встречку — лишение или штраф с 1 января 2020 года — полосу, движения, какой, КОАП РФ, статья
Выезд машины на встречную полосу движения — это грубое нарушение. Таким оно считается хотя бы потому, что подвергает опасности других участников движения, которые могут не среагировать на угрозу, а также создают помехи в движении по автомобильной дороге.
- Поэтому важно выяснить, что предусмотрено законом за въезд на встречку — лишение или штраф с 1 января 2020 года.
- Это может заставить одуматься некоторых водителей и помешать им нарушать установленные правила.
- В некоторых случаях выезд на встречную полосу разрешен и наказываться не может, но таких моментов очень немного и практически всегда за подобное нарушение следует штраф или более жесткое наказание — лишение права водить автомобиль.
- Нужно помнить, что административное наказание действует только в ситуации, когда водитель выездом на встречку не спровоцировал аварию и не сбил человека.
Когда это происходит, то ситуация характеризуется уже по Уголовному кодексу, а это совсем другая ответственность — вплоть до тюремного заключения.
Гаи впервые дала разъяснение, когда выезд на встречную полосу не карается лишением прав
Ужесточение ответственности за нарушения дорожных правил породило огромное количество спорных случаев. Одной из самых суровых для водителей стала кара за пересечение сплошной разделительной линии. Всех поголовно, кто попался на этой опасной черте, гаишники отправляют в суд, а там автоматически штампуют решение — лишить прав.
Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД специально для «Российской газеты» разъяснил, какие статьи обновленного Кодекса об административных правонарушениях должны применяться в различных случаях проезда через сплошную. Этот правовой комментарий в равной степени важен и для водителей, и для автоинспекторов.
Никакой закон не может предусмотреть всех возможных ситуаций на дороге. Инспекторы зачастую трактуют его так, как им удобнее, а может быть, и выгоднее. Проблема еще и в том, что состояние российских дорог и организация движения зачастую вынуждают водителя отступать от правил. Хочешь, не хочешь, а нарушишь.
В некоторых местах встречаются такие ямы, которые безопаснее объехать по встречной, если, конечно, там свободно, чтобы не остаться без колес. Встречаются участки, где на протяжении десятков километров нет ни одного разрыва в сплошной. Причем без видимых на то причин.
Ощущение, что в той машине, которая рисовала разметку, попросту испортился подъемный механизм, отрывающий кисть от асфальта.
В результате водители, долгое время ползущие за трактором, увидев возможность для обгона, на свой страх и риск нарушают правила.
Если учесть, что законодательство в сфере безопасности дорожного движения у нас меняется по несколько раз в год, то не у каждого автолюбителя получается отследить все нововведения. Поэтому когда ему говорят, что он совершил нарушение, за которое грозит лишение прав, он в большинстве случаев верит. А некоторые недобросовестные сотрудники ДПС этим пользуются.
Раньше выездом на встречную полосу считался любой маневр, когда колеса автомобиля пересекали сплошную: разворот, поворот, обгон. И все однозначно каралось лишением прав или штрафом.
Такое жесткое определение вынес Верховный суд. Но с 1 июля ситуация изменилась.
И в обновленном Кодексе об административных правонарушениях четко прописано, за что лишать прав, а какое пересечение сплошной (или двойной сплошной — разницы нет) карать штрафом.
Заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин дал официальные разъяснения правоприменения тех или иных статей КоАП. Он на бумаге и по схемам показал, за какое нарушение водитель останется без прав, а какое грозит ему только штрафом. Эти пояснения- своеобразная помощь автолюбителю в трудных ситуациях общения с автоинспекторами.
Ответственноcть за въезд на встречную предусмотрена статьей 12.15 КоАП. До сих пор наиболее частое нарушение — это обгон по встречной полосе (ситуация 1). И эта ситуация прописана однозначно в части 4 этой статьи. За такое нарушение положено безальтернативное лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.
Не спасет даже уверение в том, что вы обгоняли трактор, который ехал со скоростью 20 километров в час. Конечно, водитель трактора виноват в том, что не съехал на обочину и не пропустил все машины, которым он мешал. А это его обязанность, прописанная в правилах.
Но ссылка на чужое нарушение не спасет от лишения прав того, кто обгонял тихоходный транспорт по встречке.
Ситуация 2 — тоже квалифицируется по части 4 статьи 12.15. При повороте налево водители часто начинают маневр, не доехав до прерывистой линии.
Объяснение простое — остался метр-другой до разрыва в сплошной, а хочется успеть проскочить под горящую стрелку. Но фактически водитель выезжает на полосу встречного движения. И тем самым создает опасную ситуацию.
Ведь из поворота навстречу мог выезжать другой автомобиль. Сэкономленный метр на повороте также без вариантов оставит нарушителя без прав.
Все другие случаи пересечения сплошной оставляют водителю шанс отделаться штрафом.
Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль (ситуация 3). Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет — то вы можете объехать ее и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам.
И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 — выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия.
За такое нарушение положен штраф — от 1000 до 1500 рублей.
Особый разговор — о развороте через сплошную (ситуация 4). Большинство водителей убеждены, что за такой грубый маневр без альтернативы отберут права. Автоинспекторы нередко поддерживают это заблуждение.
Однако по новым правилам, если водитель развернулся через сплошную, то он «совершил выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом». Ему грозит ответственность по части 3 статьи 12.15.
Но это не лишение прав, а штраф от 1000 до 1500 рублей.
Точно также карается другое распространенное нарушение — поворот налево через сплошную (ситуация 5). В таких случаях водитель пересекает сплошную линию и встречную полосу. И попадает под часть 3 статьи 12.15. Подобное нарушение считается выездом на встречную полосу, соединенным с поворотом налево. Оно карается только штрафом. Правда, тоже существенным: от 1000 до 1500 рублей.
Нередко проблему составляет выезд со двора или из переулка на улицу с двусторонним движением. Если на ней — сплошная линия, то левый поворот будет грубым нарушением (ситуация 6).
Однако права за такой опасный маневр не отберут. Отвечать вам придется по статье 12.16 — за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой.
За это нарушение предусмотрен штраф в размере 100 рублей.
Подробный разбор других случаев, связанных с выездом на встречную полосу, будет опубликован в ближайших номерах «Российской газеты».
В качестве признаков нарушения выделяют объективные и субъективные признаки. Лишь при наличии комплекта признаков, возможно применение наказания.
Объективные признаки нарушения описаны в норме закона.
Вменяемость правонарушителя означает его способность осознавать суть своих действий и руководить ими в полной мере, на момент совершения нарушения. Невменяемость является, как правило, результатом психиатрических заболеваний и устанавливается на основании врачебного заключения.
По практике административных дел, при наличии объективных признаков нарушения, вина правонарушителя презюмируется и доказать отсутствие вины крайне затруднительно. Для освобождения от ответственности, необходимо доказать что правонарушитель действовал в условиях крайней необходимости.
Срок давности по штрафу установлен в два месяца, а по лишению прав — три месяца, исчисляемых со дня совершения нарушения.
Для инициализации процедуры, по результатам которой Вас могут лишить прав, должен быть составлен протокол об административном правонарушении. Вам обязаны вручить копию протокола, а также Вы вправе ознакомиться и сделать самостоятельно копию иных материалов, например, схемы совершения нарушения. Протокол, с иными материалами, направляется на рассмотрение мировому судье по месту совершения правонарушения. В суде или в протоколе вы можете ходатайствовать о рассмотрении дела по Вашему месту жительства.
Лишать прав вождения уполномочен только мировой судья. Обвиняемое лицо, подлежит вызову на открытое судебное заседание, на котором судья заслушивает его устные или письменные объяснения и исследует представленные им доказательства невиновности или смягчения вины, если они относятся к сути дела.
Если мировой судья вынес не устраивающее Вас постановления, то вы вправе подать жалобу. С момента разрешения жалобы районным судом, постановление вступает в силу и подлежит исполнению.
Порядок назначения штрафа
Если правила нарушены, отвечать придется в одном из двух случаев. Поступок мог попасть на камеру. Через какое-то время по почте придет требование оплатить штраф за выезд на встречную полосу. Собираясь опротестовать произошедшее, следует обратиться в суд или ГИБДД. На обжалование штрафа есть 10 суток. Отсчет начинается со дня получения копии постановления (статья 30.3 КоАП).
Вторая ситуация – машину останавливает инспектор, который непосредственно присутствовал при совершении правонарушения.
Стоит отметить, что в 2020 году у инспектора должны иметься веские причины для остановки ТС (пункт 84 Административного регламента исполнения МВД). К ним относятся:
- нарушение ПДД;
- появление сведений о вероятной причастности человека, находящегося в машине, к преступлению;
- наличие сведений о том, что автомобиль находится в розыске;
- необходимость провести опрос о произошедшей аварии;
- ограничение или запрет движения;
- привлечение автомобилиста или его машины к оказанию срочной помощи;
- осмотр транспортного средства и документов (разрешается проводить лишь на КПП или стационарном посту).
Полицейский обязан полностью представиться. Сразу отметить, из-за чего был остановлен автомобиль (пункт 1 части 4 статьи 5 закона «О полиции»). Водителю разрешается не покидать транспортное средство. В пункте 93 Административного регламента ГИБДД указано, что инспектор только предлагает покинуть ТС. Как правило, это требуется в следующих случаях:
- осмотр груза;
- устранение технических неисправностей;
- подозрения, что водитель пьян или под действием наркотических веществ.
Водитель сам решает подчиняться или нет.
Далее оформляется протокол. Это официальный документ, составляющийся при административном правонарушении. Он заполняется инспектором на месте. В нем подробно описывается совершенное административное правонарушение – выезд на встречную полосу. Если правонарушение было мелким, инспектор сразу выносит постановление по делу. Можно согласиться со штрафом или обжаловать его. Согласно статье 1.5 КоАП гражданина нельзя признать виновным, пока это не доказано.
Протокол оформляется немедленно после того, как был допущен выезд на встречную полосу предполагаемым виновником. Это прописано в статье 28.5 КоАП.
Если следует выяснить дополнительные факты, связанные с произошедшим, срок оформления протокола увеличивается до 2-х суток. Также может потребоваться так называемое административное расследование. В этом случае сроки устанавливаются особо.
Есть несколько моментов, которые важно отразить в протоколе. К ним относятся следующие сведения:
- действия инспектора ГИБДД и других должностных лиц;
- состояние дороги и ее качество, особенности разметки, а также наличие освещения на отрезке, где произошло вероятное нарушение правил;
- особенности перекрестка, важные детали: знаки приоритета при движении, работал ли светофор и т. п.;
- иные значимые детали.
В протокол заносятся фамилии и контактные данные свидетелей и пострадавших, если таковые имеются. С каждого, в том числе и с виновника, берется разъяснение. Обязательно указывается статья КоАП, которая была нарушена при выезде на встречную полосу. Во всех подробностях описывается ситуация, которая привела к произошедшему.
Что делать водителю в случае назначения штрафа за выезд на встречную полосу?
Если автомобилиста подозревают в совершении правонарушения и назначают штраф за выезд на встречную полосу, следует знать, как отстаивать права. Нужно изучить составленный протокол, особенно то, как сотрудник полиции описал дорожную ситуацию.
Если водитель не согласен c назначенным штрафом за выезд на встречную полосу, необходимо подробно написать об этом. Ведь именно на протокол будет опираться суд при вынесении решения.
Далее зафиксировать на видео дорожные условия, окружающие обстоятельства. Например, наличие препятствий, состояние дороги. Эти факты могут стать доказательством правоты, послужить основанием для смягчения приговора.
После получения копии составленного документа есть 10 суток, чтобы его обжаловать (часть 1 статьи 30.3 КоАП). Если сделать этого не удалось по уважительным причинам, следует подать ходатайство, чтобы восстановить срок на обжалование. Учтите, что помешать должны только объективные причины.
Гаи впервые дала разъяснение, когда выезд на встречную полосу не карается лишением прав
Ужесточение ответственности за нарушения дорожных правил породило огромное количество спорных случаев. Одной из самых суровых для водителей стала кара за пересечение сплошной разделительной линии. Всех поголовно, кто попался на этой опасной черте, гаишники отправляют в суд, а там автоматически штампуют решение — лишить прав.
Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД специально для «Российской газеты» разъяснил, какие статьи обновленного Кодекса об административных правонарушениях должны применяться в различных случаях проезда через сплошную. Этот правовой комментарий в равной степени важен и для водителей, и для автоинспекторов.
Никакой закон не может предусмотреть всех возможных ситуаций на дороге. Инспекторы зачастую трактуют его так, как им удобнее, а может быть, и выгоднее. Проблема еще и в том, что состояние российских дорог и организация движения зачастую вынуждают водителя отступать от правил. Хочешь, не хочешь, а нарушишь.
В некоторых местах встречаются такие ямы, которые безопаснее объехать по встречной, если, конечно, там свободно, чтобы не остаться без колес. Встречаются участки, где на протяжении десятков километров нет ни одного разрыва в сплошной. Причем без видимых на то причин.
Ощущение, что в той машине, которая рисовала разметку, попросту испортился подъемный механизм, отрывающий кисть от асфальта.
В результате водители, долгое время ползущие за трактором, увидев возможность для обгона, на свой страх и риск нарушают правила.
Если учесть, что законодательство в сфере безопасности дорожного движения у нас меняется по несколько раз в год, то не у каждого автолюбителя получается отследить все нововведения. Поэтому когда ему говорят, что он совершил нарушение, за которое грозит лишение прав, он в большинстве случаев верит. А некоторые недобросовестные сотрудники ДПС этим пользуются.
Раньше выездом на встречную полосу считался любой маневр, когда колеса автомобиля пересекали сплошную: разворот, поворот, обгон. И все однозначно каралось лишением прав или штрафом.
Такое жесткое определение вынес Верховный суд. Но с 1 июля ситуация изменилась.
И в обновленном Кодексе об административных правонарушениях четко прописано, за что лишать прав, а какое пересечение сплошной (или двойной сплошной — разницы нет) карать штрафом.
Заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин дал официальные разъяснения правоприменения тех или иных статей КоАП. Он на бумаге и по схемам показал, за какое нарушение водитель останется без прав, а какое грозит ему только штрафом. Эти пояснения- своеобразная помощь автолюбителю в трудных ситуациях общения с автоинспекторами.
Ответственноcть за въезд на встречную предусмотрена статьей 12.15 КоАП. До сих пор наиболее частое нарушение — это обгон по встречной полосе (ситуация 1). И эта ситуация прописана однозначно в части 4 этой статьи. За такое нарушение положено безальтернативное лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.
Не спасет даже уверение в том, что вы обгоняли трактор, который ехал со скоростью 20 километров в час. Конечно, водитель трактора виноват в том, что не съехал на обочину и не пропустил все машины, которым он мешал. А это его обязанность, прописанная в правилах.
Но ссылка на чужое нарушение не спасет от лишения прав того, кто обгонял тихоходный транспорт по встречке.
Ситуация 2 — тоже квалифицируется по части 4 статьи 12.15. При повороте налево водители часто начинают маневр, не доехав до прерывистой линии.
Объяснение простое — остался метр-другой до разрыва в сплошной, а хочется успеть проскочить под горящую стрелку. Но фактически водитель выезжает на полосу встречного движения. И тем самым создает опасную ситуацию.
Ведь из поворота навстречу мог выезжать другой автомобиль. Сэкономленный метр на повороте также без вариантов оставит нарушителя без прав.
Все другие случаи пересечения сплошной оставляют водителю шанс отделаться штрафом.
Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль (ситуация 3). Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет — то вы можете объехать ее и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам.
И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 — выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия.
За такое нарушение положен штраф — от 1000 до 1500 рублей.
Особый разговор — о развороте через сплошную (ситуация 4). Большинство водителей убеждены, что за такой грубый маневр без альтернативы отберут права. Автоинспекторы нередко поддерживают это заблуждение.
Однако по новым правилам, если водитель развернулся через сплошную, то он «совершил выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом». Ему грозит ответственность по части 3 статьи 12.15.
Но это не лишение прав, а штраф от 1000 до 1500 рублей.
Точно также карается другое распространенное нарушение — поворот налево через сплошную (ситуация 5). В таких случаях водитель пересекает сплошную линию и встречную полосу. И попадает под часть 3 статьи 12.15. Подобное нарушение считается выездом на встречную полосу, соединенным с поворотом налево. Оно карается только штрафом. Правда, тоже существенным: от 1000 до 1500 рублей.
Нередко проблему составляет выезд со двора или из переулка на улицу с двусторонним движением. Если на ней — сплошная линия, то левый поворот будет грубым нарушением (ситуация 6).
Однако права за такой опасный маневр не отберут. Отвечать вам придется по статье 12.16 — за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой.
За это нарушение предусмотрен штраф в размере 100 рублей.
Подробный разбор других случаев, связанных с выездом на встречную полосу, будет опубликован в ближайших номерах «Российской газеты».