Обжалование действий и решений следователя, дознавателя?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обжалование действий и решений следователя, дознавателя?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Система взаимодействия граждан с сотрудниками следственного комитета разработана на основе специальной инструкции о порядке рассмотрения обращений со стороны гражданских лиц. При изложении фактов о выявленных нарушениях заявитель должен руководствоваться правилами локальных нормативов для того, чтобы обращение было рассмотрено вовремя.

Сроки рассмотрения документа по существу

Жалоба, переданная в прокуратуру, согласно действующему законодательству должна быть рассмотрена в течение 15 рабочих дней.

По истечении этого времени выносится решение. Гражданина, который обратился с данной жалобой, должны уведомить о принятом решении.

Знайте! Иногда, в связи с необходимостью в проведении определенных следственных мероприятий, срок рассмотрения жалобы увеличивается до 30 дней.

Если вы не согласны с тем решением, которое было принято после рассмотрения направленного в прокуратуру заявления, вы имеете право его обжаловать. Чтобы пересмотреть решение и исправить недочеты, выделяется 10 рабочих дней.

Письменный ответ по обращению граждан в прокуратуру отправляется заявителю на следующий день после принятия соответствующего решения.

Выбрать способ получения ответа на жалобу может лично заявитель, и от метода передачи жалобы он не зависит.

Как написать жалобу в следственный комитет

При составлении претензионного документа рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • сформулировать суть в лаконичной и понятной форме;
  • сопроводить изложенные обстоятельства законодательными нормами, которые удостоверяют обстоятельства выявленных нарушений;
  • если обращение отправляется в электронной форме, следить за тем, чтобы документ не превышал 5 тыс. знаков (по объему памяти до 5 мб).

Структура жалобы:

  1. Введение. Раздел отражает реквизиты заявителя, а также следственного органа, куда адресована претензия.
  2. Описательная часть. Если жалоба адресована на судью, следует указать, какое дело находилось в рассмотрении, и необоснованное решение, которое было принято по нему. В остальных случаях при описании фактов неправомерных действий необходимо на каждое обстоятельство приводить нормы УПК.
  3. Прошение. В этом разделе заявитель просит у уполномоченного органа принять во внимание заявленные им обстоятельства и отреагировать должным образом.
  4. Список сопроводительных документов. Представители следственного комитета правомочны вернуть жалобу, если какие-то факты не будут подкрепленные документальными аргументами, поэтому важно собрать полный пакет бумаг.

На заметку! При выявлении обстоятельств, разрешение которых не входит в прямую компетенцию органов следственного комитета, претензия будет перенаправлена в профильное ведомство в течение 7 дней.

Порядок обжалования в порядке ст. 125 УПК РФ

Право обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц в досудебном производстве как гарантия судебной защиты прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве установлено статьей 46 Конституции Российской Федерации.

Важно! Обязательно указывать в жалобе ссылку на конкретное право либо свободу, иначе наши бюрократы «отфутболят» жалобу!

Обжаловать можно действия (бездействия) или решения должностных лиц способные причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства. Обжалование в порядке ст. 125 УПК РФ чуть более эффективнее, чем в порядке ст. 124 УПК РФ, но это не «панацея», в абсолютном большинстве в жалобе отказывают, очень многие возвращают без рассмотрения.

Административный порядок обжалования

Административный порядок обжалования нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) МВД России, его территориальных органов и их должностных лиц

На основании положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1), право на обжалование в суде решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (часть 2).

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации).

Статья 53 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» закрепляет право гражданина, считающего, что действие либо бездействие сотрудника полиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу полиции, прокурору или в суд.

Внесудебный (административный) порядок обжалования действий (бездействия) сотрудника полиции регламентируется:

— Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;

— Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

— Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Основания для обжалования действий (бездействия) сотрудника полиции определены в части 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Такими основаниями являются:

— нарушение прав и свобод гражданина;

— создание препятствий осуществлению гражданином его прав и свобод;

— незаконное возложение на гражданина какой-либо обязанности или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы содержатся в статье 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»:

— жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме;

— жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта государственного органа, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба должна содержать:

1) наименование органа либо должностного лица органа, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа либо должностного лица органа.

4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, либо должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в орган, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы орган принимает одно из следующих решений:

— удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах.

— отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Статья 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Законодательством установлен особый административный порядок обжалования гражданином действий (бездействий) вышестоящего органа, должностного лица на постановление по делу об административном правонарушении.

Порядок обращения гражданина Российской Федерации определен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комментарий к Ст. 123 УПК РФ

1. Жалоба в уголовно-процессуальной сфере — это обращение участника процесса в соответствующий орган или к соответствующему должностному лицу по поводу нарушения прав и охраняемых законом интересов.

2. Жалоба подается (иногда говорят — приносится). Подача жалобы именуется обжалованием, которое имеет своим предметом любое действие дознавателя, следователя, прокурора и суда, которое, по мнению жалобщика, является незаконным или необоснованным. В отличие от ходатайства жалоба может быть подана не только стороной в уголовном судопроизводстве, но и любым другим его участником, считающим, что в процессе нарушены его права и законные интересы (например, свидетелем, который допрошен с применением незаконных методов).

3. О понятии разумных сроков в уголовном судопроизводстве и об ответственности за их нарушение см. статью 6.1 УПК и наш комментарий к ней.

Куда пожаловаться на полицейского

Куда жаловаться Примечание
МВД Позвонить по телефону горячей линии (звонок – основание для проверки) или заполнить форму электронного обращения на сайте МВД
Территориальный ОВД Жалоба подаётся на имя начальника ОВД, обычно рассматриваются жалобы на грубое поведение полицейских, незаконное задержание
Прокуратура Рассматривает правомерность совершения действий (бездействия), связанных с возбуждением уголовного дела и проведением оперативно-розыскных мероприятий
УСБ (Управление собственной безопасности) В случае произвола, вымогательства денег, УСБ занимается борьбой с коррупцией и правонарушениями сотрудников полиции
Суд Рассматриваются жалобы на постановления об отказе в возбуждении и прекращении уголовного дела (ст. 125 УПК РФ), а также незаконные действия в отношении гражданина в рамках гражданского судопроизводства
Общественный совет МВД России Обеспечивают согласование интересов граждан для решения важных вопросов деятельности полиции
Совет по правам человека при Президенте РФ Гарантирует своевременное и точное рассмотрение жалобы
Читайте также:  Сколько платят и какие есть выплаты опекунам несовершеннолетних детей

В большинстве случаев за защитой интересов лица, чьи права были нарушены, обращаются к руководству органов полиции, вышестоящий орган или в прокуратуру. Между тем, инстанций, рассматривающих жалобы на бездействие (незаконные действия) полицейских, намного больше.

Порядок подачи рассмотрения жалобы в порядке 125 УПК РФ

Жалоба с приложенными документами подаётся в районный суд, по месту совершения деяния, которое содержит признаки преступления, либо по месту нахождения органа, в котором происходит расследование уголовного дела.

Жалоба может быть подана заявителем, защитником или представителем через органы дознания, следствия и т. д., которые выносили постановление либо самостоятельно. Рассматривается жалоба судом в течение 5 рабочих дней на основании чего, суд принимает решение признать постановление незаконным либо оставить жалобу без удовлетворения.

Результата рассмотрения жалобы по существу

В данном случае по результатам рассмотрения жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ может является:

  • Отказ в удовлетворении жалобы;
  • Удовлетворение рассматриваемой жалобы;

В случае отказного судебного акта следует учесть, что заявитель не лишен дальнейшего обжалования постановления судьи в соответствующий суд субъекта РФ в апелляционном порядке, однако для этого необходимо готовить мотивированную жалобу уже на судебный акт и без помощи опытного специалиста в данном случае не обойтись.

Комментарии к ст. 123 УПК РФ


1. По мнению Верховного Суда РФ, жалобу на процессуальные решения и действия (бездействие) дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора вправе подать любой участник уголовного судопроизводства или иное лицо в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают его интересы, а также действующий в интересах заявителя защитник, законный представитель или представитель. Представителем заявителя может быть лицо, не принимавшее участия в досудебном производстве, в связи с которым подана жалоба, но уполномоченное заявителем на подачу жалобы и (или) участие в ее рассмотрении судом.

2. Правом на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, обладают иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их права и законные интересы. Ими могут быть, например, поручитель (ст. 103 УПК), лицо, которому несовершеннолетний отдан под присмотр (ч. 1 ст. 105 УПК), залогодатель (ст. 106 УПК), заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела (ч. 5 ст. 148 УПК), лицо, чье имущество изъято или повреждено в ходе обыска или выемки. Заявителем может быть как физическое лицо, так и представитель юридического лица.

3. Недопустимы ограничения права на судебное обжалование решений и действий (бездействия), затрагивающих права и законные интересы граждан, лишь на том основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками уголовного судопроизводства, поскольку обеспечение гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина должно вытекать из фактического положения этих лиц как нуждающихся в обеспечении соответствующего права (п. 5).

4. Соответственно, Верховный Суд РФ употребленный в коммент. ст. термин «иное лицо» толкует применительно к тому правовому положению, которое следует из коммент. ст. Но при этом не учитывает требования ч. 1 ст. 125 УПК.

5. В ст. 123 УПК под «иными лицами» понимаются все те участники уголовного процесса, которые не являются сторонами. Это в первую очередь те, кого в наименовании главы 8 УПК законодатель называет «иные участники уголовного судопроизводства». Таковыми по крайней мере являются:

  • свидетель (ст. 56 УПК);
  • эксперт (ст. 57 УПК);
  • специалист (ст. 58 УПК);
  • переводчик (ст. 59 УПК);
  • понятой (ст. 60 УПК).

6. К тому же приведенный в главе 8 УПК перечень нельзя признать исчерпывающим. К «иным лицам», о которых упоминается в коммент. ст., следует также отнести:

  • заявителя (ч. 2 ст. 141 УПК);
  • очевидца (п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК);
  • врача (ч. 1 ст. 178 УПК);
  • близкого родственника (родственника) покойного, подлежащего эксгумации (ч. 3 ст. 178 УПК);
  • администрацию места захоронения (ч. 3 ст. 178 УПК);
  • адвоката свидетеля (п. 6 ч. 4 ст. 56 УПК);
  • законного представителя свидетеля (ч. 1 ст. 191 УПК);
  • педагога (ч. 1 ст. 191 УПК);
  • психолога (ч. 3 ст. 425 УПК);
  • поручителя (заслуживающее доверия лицо) (ст. 103 УПК);
  • командование воинской части (ст. 104 УПК);
  • лицо, которому несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый был отдан под присмотр (ст. 105 УПК);
  • залогодателя (ст. 106 УПК);
  • лицо, предъявляемое для опознания (ст. 193 УПК);
  • всех иных реализующих хотя бы одно свое уголовно-процессуальное право или свою уголовно-процессуальную обязанность лиц.

7. Таким образом, мы приходим к выводу, что в коммент. ст. законодателю или хотя бы в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» последовательнее было бы вместо понятия «участники уголовного судопроизводства» употреблять термин «стороны», а понятие «иные лица» заменить на «иные участники уголовного судопроизводства». В этом случае заложенная в статье основная идея была бы более четко прописана.

8. Однако не каждый «иной участник уголовного судопроизводства» и даже не любое из вышеперечисленных «иное лицо», чьи интересы решением (действием) затронуты, может рассчитывать на рассмотрение его жалобы судом в порядке ст. 125 УПК. Суд на стадии предварительного расследования рассматривает и разрешает жалобы «иных лиц», если обжалуемое решение (действие, бездействие) было «способно причинить ущерб» их «конституционным правам и свободам».

9. В первом предложении первого абзаца п. 5 вышеназванного Постановления Верховный Суд РФ ничего не пишет о бездействии, которое затрагивает права и законные интересы «иного лица». Между тем в коммент. ст., из которой проистекает разъяснение высшего органа правосудия нашего государства, речь идет не только о решениях и действиях следователя (дознавателя и др.), но и его бездействии. «Иные лица» вправе принести жалобу и на бездействие следователя (дознавателя и др.). Данный вывод следует и из рекомендации Верховного Суда РФ относить к числу обжалуемых в порядке ст. 125 УПК правовых явлений бездействие — бездействие следователя (дознавателя и др.) при проверке сообщения о преступлении (абз. 3 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1). На стадии возбуждения уголовного дела нет сторон, а значит, нет «участников уголовного судопроизводства» в том значении, которое закладывает в это понятие законодатель и проецирует на свои разъяснения Верховный Суд РФ. Соответственно, по меньшей мере такое бездействие вправе обжаловать «иное лицо», чьи права и законные интересы оно нарушает, причем такое бездействие, которое способно причинить ущерб также конституционным правам и свободам такого человека.

10. Итак, «иным лицом» в суд может быть обжаловано и некоторое бездействие следователя (дознавателя и др.). Но данным уточнением мы бы не стали ограничиваться.

11. Верховный Суд РФ в том же Постановлении, как нам представляется, зря дословно использовал употребленную законодателем в коммент. ст. характеристику обжалуемых правовых явлений, именуя таковые «процессуальными действиями и принимаемыми процессуальными решениями, затрагивающими интересы» «иного лица». Во-первых, он вновь непоследователен, так как упоминает лишь о процессуальных решениях (процессуальных действиях), хотя абзацем выше пытался доказать, что в порядке ст. 125 УПК обжалуются и решения (действия) должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Вряд ли, осуществляя оперативно-розыскную деятельность, должностное лицо (орган) принимает процессуальные решения и производит процессуальные действия. Во-вторых, в анализируемом абзаце он почему-то отошел от им же ранее в абз. 1 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 сформулированного, неоднократно примененного и, по нашему мнению, более точного выражения — «иные лица, чьи права и законные интересы нарушены».

12. Согласно абз. 1 п. 5 анализируемого Постановления помимо самих «участников уголовного судопроизводства» и «иных лиц» жалобу в порядке ст. 125 УПК в суд вправе подать также «действующий в интересах заявителя защитник, законный представитель или представитель».

13. Заявитель — это лицо, которое не только имело право подать, но и подало жалобу. Такими заявителями могут быть «участники уголовного судопроизводства», а также «иные лица» в той части, в которой производимые процессуальные действия и (или) принимаемые процессуальные решения нарушают их права и законные интересы, но только если они лично реализовали свое право на подачу заявления. Когда заявление подано «защитником, законным представителем или представителем», он и является заявителем. Поэтому избранная Верховным Судом РФ и анализируемая нами здесь формулировка представляется небезупречной. Вышеприведенные аргументы указывают на то, что «защитник, законный представитель или представитель» вправе подать жалобу в порядке ст. 125 УПК в интересах не заявителя, а своего подзащитного либо представляемого им лица, которое является «участником уголовного судопроизводства» или «иным лицом», чьи права и законные интересы нарушены обжалуемым решением (действием, бездействием).

14. Лицо, в интересах которого подается жалоба, не обратившееся в суд с таковой, заявителем вряд ли последовательно именовать. Именно такой логики придерживается и Верховный Суд РФ в абз. 1 и 2 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1. Там он не именует заявителем подозреваемого (обвиняемого), в чьих интересах подана жалоба его защитником либо законным представителем.

15. В абз. 2 п. 5 названного Постановления Верховный Суд РФ привел примеры «иных лиц», чьи права и законные интересы затронуты процессуальными действиями (процессуальными решениями). Обратил внимание правоприменителя на существующее ограничение имеющегося у «иных лиц» права обжалования. Последние, по мнению высшего органа правосудия, обладают таковым лишь в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их права и законные интересы. И, самое важное, допускает принесение жалоб «как физическим лицом, так и представителем юридического лица», будто представитель юридического лица не является физическим лицом.

16. И вновь формулировка абзаца порождает ряд вопросов. Текст коммент. ст. указывает на то, что под «иными лицами» понимаются не участники уголовного процесса. А в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 приведены примеры лиц, наделенных уголовно-процессуальным статусом, причем не просто обладающих соответствующими правами и обязанностями, но и реализовавших таковые. Именно поэтому данные примеры высшего органа правосудия нашего государства представляются небесспорными. Несомненно, указанные лица могут быть заявителями. Однако процессуалисты, которые их отнесут к категории «участники уголовного судопроизводства», а не «иные лица, чьи права и (или) законные интересы затронуты процессуальными действиями (решениями)», легко могут обосновать такой свой подход к толкованию коммент. ст. Если встать на указанную, напомним, нами не поддерживаемую точку зрения, такими «иными лицами», скорее, будут материально пострадавший супруг залогодателя (поручителя), а не сам поручитель; проживающие совместно с лицом, которому несовершеннолетний отдан под присмотр, граждане, чьи права и законные интересы нарушены процессуальным действием (решением) органа предварительного расследования.

Читайте также:  В 2023 году в России увеличат максимальный размер выплат по больничным листам

17. А вот лицо, чье имущество изъято или повреждено в ходе обыска или выемки, если оно не принимало участия в указанных следственных действиях, действительно является иным лицом, чьи права и (или) законные интересы затронуты процессуальным действием (решением).

18. Таким образом, обжаловать в суд решения (действия, бездействие) следователя (дознавателя и др.) могут как лица, наделенные уголовно-процессуальным статусом, так и те, кто может быть таковым наделен в будущем, но пока еще решения о его допуске в уголовный процесс в определенном качестве не принято. А вот о том, что суд должен принимать к рассмотрению в порядке ст. 125 УПК жалобу от лиц, которые уголовно-процессуальным статусом не только не наделены в момент принесения таковой, но и не могут быть наделены, так как отсутствуют соответствующие фактические основания, Верховный Суд РФ в своем Постановлении говорит не прямо.

19. Это не значит, что в случае нарушения прав и законных интересов указанных лиц процессуальными решениями и (или) процессуальными действиями таковые не могут обратиться в суд за их восстановлением (проверкой законности и обоснованности). Это значит лишь то, что ответ на поставленный вопрос может быть разный. По нашему мнению, то обстоятельство, что высший орган правосудия нашего государства на первое место ставит не уголовно-процессуальный статус лица, а «фактическое положение этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права», указывает на то, что в порядке ст. 125 УПК может быть рассмотрена жалоба любого лица, чьи права и законные интересы затронуты решением (действием, бездействием) следователя (дознавателя), когда данное решение (действие, бездействие) способно причинить ущерб конституционным правам и свободам участника уголовного судопроизводства либо затруднить доступ гражданина к правосудию. Теоретически таким лицом может стать и тот, кто не в состоянии обладать никаким иным, помимо данной возможности обжалования в суд решений (действий, бездействия), уголовно-процессуальным правом.

20. И еще один важный момент, характеризующий институт «иных лиц», имеющих право на рассмотрение и разрешение их жалобы в порядке ст. 125 УПК. Не становится «иным лицом» не являющийся участником уголовного судопроизводства гражданин, в отношении которого приняты решения и (или) проведены действия должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по выявлению, пресечению преступлений, а также проверке поступивших заявлений и сообщений о совершенном или готовящемся преступлении в порядке выполнения поручения следователя (дознавателя и др.). К такому выводу приходишь, потому что осуществляемые, пусть и по поручению органа предварительного расследования, но все же оперативно-розыскные, а не процессуальные меры не могут быть признаны процессуальными действиями и (или) процессуальными решениями. А в коммент. ст. и в абз. 2 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 речь идет об обжаловании именно процессуальных действий и (или) процессуальных решений.

21. Соответственно, правила абз. 2 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 распространяются лишь на участников уголовного судопроизводства. Только они вправе рассчитывать на то, что их жалоба на решения и (или) действия должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по выявлению, пресечению преступлений, а также проверке поступивших заявлений (сообщений) о совершенном или готовящемся преступлении в порядке выполнения поручения органа предварительного расследования, будет рассмотрена судом в рамках досудебного производства по уголовному делу.

22. И последнее, что хотелось бы уточнить применительно к толкованию положений, зафиксированных в абз. 2 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1. Последнее предложение здесь гласит: «Заявителем может быть как физическое лицо, так и представитель юридического лица». Заметьте, не юридическое лицо, а его представитель. Но ведь он сам является физическим лицом. В этой связи разъяснение Верховного Суда РФ скорее должно было звучать так: «Заявителем может быть физическое лицо, в том числе и представитель юридического лица».

23. Действия и решения «должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование», не могут ущемить права и законные интересы представителя юридического лица. Если они затрагивают таковые, то в этом случае данный конкретный человек выступает не представителем юридического лица, а физическим лицом, чьи права и (или) законные интересы затронуты.

24. В ч. 1 ст. 125 УПК закреплена основная идея обжалования в суд решений (действий, бездействия) следователя (дознавателя и др.). Она заключается в том, что в суд могут быть принесены жалобы лишь на те решения (действия, бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства («иных лиц») либо затруднить доступ граждан к правосудию. Юридическое лицо может быть и «участником уголовного судопроизводства», и «иным лицом». Но есть ли конституционные права и свободы у юридических лиц? Глава 2 Конституции РФ посвящена правам и свободам человека и гражданина. Юридическое лицо не наделено такими правами и свободами. И затруднение доступа к правосудию также касается граждан. Именно поэтому, нам представляется, во-первых, юридическое лицо не может быть тем «участником уголовного судопроизводства» («иным лицом»), которое вправе рассчитывать на рассмотрение его жалобы в порядке ст. 125 УПК. Во-вторых, руководитель предприятия (юрисконсульт) сам может пострадать от решения (действия, бездействия) следователя (дознавателя и др.). Но в этом случае он обжалует таковое в суд не как представитель юридического лица, а как «иное лицо», чьи права и (или) законные интересы затронуты данным решением (действием, бездействием).

25. И в-третьих, представитель участника уголовного судопроизводства не может обладать правами, которых законом лишен сам участник. Если данное положение рассматривать как аксиому, то рекомендация Верховного Суда РФ если и не является противоречащей самой идее, заложенной законодателем в ст. 125 УПК, то по крайней мере небезупречна.

26. Недаром в следующем абзаце того же пункта Верховный Суд РФ ясно ограничивает круг лиц, которые могут обжаловать решения (действия, бездействие) следователя (дознавателя и др.), лишь гражданами. При этом сам обращает внимание на то, что данная форма обжалования обеспечивает гражданам соблюдение гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина.

27. Абзацем 3 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1, с одной стороны, круг участников уголовного процесса расширен до любого физического лица, нуждающегося в обеспечении права на судебное обжалование решений (действий, бездействия) следователя (дознавателя и др.), с другой — своими разъяснениями Пленум Верховного Суда РФ прямо обращает внимание нижестоящих судей на то обстоятельство, что ст. 125 УПК ставит физическое лицо в неравное положение с юридическим лицом, государственными (муниципальными) образованиями и даже с государством в целом. Последние законодателем «лишены» права на судебное обжалование решений (действий, бездействия), затрагивающих их права и законные интересы. Причем такое право у них отсутствует вне зависимости от того, были или нет они признаны в установленном законом порядке участниками уголовного судопроизводства.

28. Разъяснение, зафиксированное в абз. 3 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1, не распространяется на защитника, законного представителя и представителя, если они лично не нуждаются в обеспечении им гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина. Обычно таковые вступают в уголовный процесс в интересах другого лица, и поэтому они должны быть наделены соответствующим уголовно-процессуальным статусом либо, исходя из того, что записано в последнем предложении абз. 1 того же пункта, представить документальное подтверждение того, что они уполномочены лицом, чьи права и законные интересы затронуты решением (действием, бездействием) следователя (дознавателя и др.), на подачу жалобы и (или) участие в ее рассмотрении судом. Указанный вывод следует из редакции абз. 2 п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1, где одним из оснований возвращения заявителю жалобы указано отсутствие у защитника или представителя документов, подтверждающих его полномочия.

29. Действия (бездействие, решения) следователя (дознавателя и др.) обжалуются не только в суд. Действия (бездействие, решения) следователя могут быть обжалованы руководителю следственного органа, действия (бездействие, решения) дознавателя (начальника подразделения дознания) — прокурору, надзирающему за исполнением законов данным лицом, производящим расследование (ст. 37 УПК).

30. Жалобы на действия (бездействие, решения) указанных органов и должностных лиц подаются руководителю следственного органа (прокурору) или в суд непосредственно либо через следователя (дознавателя и др.), на действия которого жалоба приносится.

31. Жалобы могут быть как письменные, так и устные.

32. Принесение жалобы, вплоть до ее разрешения, не приостанавливает приведение в исполнение обжалуемого действия, если этого не сочтут нужным сделать соответственно следователь, дознаватель и др.

33. На следователе (дознавателе и др.) не лежит обязанности в какой-либо форме письменно оформлять свое решение о приостановлении или неприостановлении обжалуемого действия.

34. Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в порядке гражданского судопроизводства не могут быть рассмотрены и, соответственно, рассматриваются в соответствии с нормами уголовно-процессуального права дела об оспаривании следующих решений, действий (бездействия), связанных с применением норм уголовного и уголовно-процессуального права:

— решений, действий (бездействия), совершенных указанными в коммент. ст. лицами и связанных с применением норм уголовного и уголовно-процессуального права при осуществлении производства по конкретному уголовному делу (включая досудебное производство). Вместе с тем в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены действия должностных лиц, совершенные ими при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и не подлежащие обжалованию в порядке уголовного судопроизводства, а также действия должностных лиц оперативно-розыскных органов, отказавших лицу, виновность которого не доказана в установленном законом порядке, в предоставлении сведений о полученной о нем в ходе оперативно-розыскных мероприятий информации или предоставивших такие сведения не в полном объеме (ч. ч. 3 и 4 ст. 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»);

  • решений, действий (бездействия), связанных с разрешением уполномоченными органами вопроса об освобождении от уголовной ответственности (в частности, об обжаловании лицом, отбывшим наказание, неприменения в отношении его акта об амнистии);
  • прямо названных в УПК решений и действий, которые не связаны с каким-либо возбужденным уголовным делом: постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 125 УПК), отказа в приеме сообщения о преступлении (ч. 5 ст. 144 УПК), решения Генерального прокурора РФ или его заместителя о выдаче лица (ст. 463 УПК).

Комментарий к статье 123 УПК РФ

1. Жалоба — это просьба лица о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. В УПК предусмотрены гарантии права обжалования процессуальных действий и решений. В них реализованы нормы Конституции РФ о праве каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), и праве на судебную защиту (ч. ч. 1, 2 ст. 46). Право на обжалование конкретизируется в нормах общей и особенной части применительно к различным процессуальным решениям и правовому статусу различных участников судопроизводства. Однако гл. 16 не является простым обобщением этих положений, а содержит универсальный механизм обеспечения прав личности, восполняющий возможные пробелы в правовом регулировании отдельных процессуальных отношений.

2. Право обжалования предоставлено любым лицам, интересы которых неправомерно страдают от процессуальных решений и действий. Такой универсальный подход еще до принятия УПК РФ был намечен решениями Конституционного Суда РФ .

———————————
См.: Постановления КС РФ от 29.04.1998 N 13-П (РГ. 1998. 7 мая), от 23.03.1999 N 5-П (РГ. 1999. 15 апр.).

3. Обращение с жалобой в порядке части 2 статьи 123 УПК является обязательным условием для реализации права на подачу заявления о присуждении компенсации за нарушение разумных сроков в ходе досудебного производства по уголовному делу . Прокурор при рассмотрении такой жалобы обязан тщательно проверять изложенные в ней доводы, изучая при необходимости материалы проверок сообщений о преступлениях и уголовных дел .

———————————
Пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30, Пленума ВАС РФ N 64 от 23.12.2010 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. N 3.
Пункт 1.17 Приказа Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 N 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».

Статья 124 УПК РФ. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа

  1. Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.
  2. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.
    2.1. В случае удовлетворения жалобы, поданной в соответствии с частью второй статьи 123 настоящего Кодекса, в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления.
    Положение части третьей статьи 124 в ее конституционно-правовом истолковании не допускает отказ дознавателя, следователя, прокурора, а также суда при рассмотрении заявления, ходатайства или жалобы участника уголовного судопроизводства от исследования и оценки всех приводимых в них доводов, а также мотивировки своих решений путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания, по которым эти доводы отвергаются рассматривающим соответствующее обращение органом или должностным лицом
  3. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.
  4. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора или руководителя следственного органа соответственно вышестоящему прокурору или руководителю вышестоящего следственного органа.

Как составить жалобу?

Установленной законодательно формы документа нет. Поэтому жалобу можно составить в свободном варианте.
Стоит проверить, чтобы она содержала требуемые сведения:

  1. Указывается наименование органа, куда подается жалоба. Также нужно отметить фамилию, имя, отчество и должность лица, которое будет рассматривать ее.
  2. Заявитель прописывает личные данные: фамилия, имя, отчество, паспортные сведения. Если подается коллективная жалоба, необходимы данные всех граждан.
  3. Отмечается адрес, по которому прописан или проживает заявитель.
  4. Обязательно нужно прописать контактные данные заявителя. К ним относят номер телефона, адрес электронной почты. Сведения необходимы для оперативной связи с обращающимся.
  5. Подробно описывается сложившаяся ситуация. Важно указать конкретные действия/бездействия сотрудника полиции. Особенное внимание уделяется деталям: время, место происшествия. Стоит отметить нормативно-правовые акты, отражающие права гражданина.
  6. Отмечаются сведения о нарушителе. Если гражданину известны фамилия, имя, отчество и должность сотрудника, нужно прописать их. При отсутствии сведений описывается его внешность. Если полицейский передвигался на патрульном автомобиле, следует указать номер авто. Важны любые детали, которые помогут установить личность или прояснить ситуацию.
  7. Прописываются требования признать действия/бездействия сотрудника неправомерными.
  8. К жалобе прикладываются копии подтверждающих случившееся документов. Их перечень прописывается в самом обращении.
  9. В нижней части ставится дата составления жалобы. Гражданин подписывает документ.

Комментарий к ст. 123 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.

1. Право на обжалование процессуальных действий (бездействия) и решений суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя — принцип уголовного процесса. Положения гл. 16 УПК направлены на его реализацию.

2. Действия (бездействие) органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда (единоличные и коллегиальные) могут быть обжалованы участниками уголовного судопроизводства в пределах предоставленных прав.

3. Не являющиеся участниками уголовного судопроизводства лица могут приносить жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора в той мере, в какой их интересы затрагиваются проведением обыска, выемки, наложения ареста на имущество и т.д. Круг таких лиц, физических или юридических, законом не ограничен. К ним могут относиться любые граждане, предприятия, учреждения и организации, оказавшиеся в сфере производства по уголовному делу.

Следующий комментарий к статье 123 УПК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 123 УПК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Закрепленное Конституцией РФ (ст. 46) право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти и должностных лиц — одна из важнейших гарантий соблюдения и защиты прав личности. Глава 16 Кодекса устанавливает специальный порядок обжалования действий и решений, совершенных (вынесенных) в рамках уголовного судопроизводства.

2. Право обращаться с жалобой имеют как участники уголовного судопроизводства, так и иные лица, интересы которых затрагиваются производимыми по уголовному делу процессуальными действиями и принимаемыми процессуальными решениями. Жалоба приносится в письменной форме. Устная жалоба Кодексом не предусмотрена.

3. Право выбора способа обжалования — прокурору как лицу, осуществляющему процессуальный надзор за деятельностью органов дознания и предварительного следствия, или в суд — принадлежит лицу, права которого нарушены. Жалоба прокурору может быть подана на любые действия и решения органа дознания и должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование. В судебном порядке обжалуются только те решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного производства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

Статья 125 УПК РФ. Судебный порядок рассмотрения жалоб

  1. Постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования.
  2. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора. Положение части третьей статьи 125 в его конституционно-правовом истолковании не препятствует допуску представителя к участию в рассмотрении жалобы потерпевшего на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и прокурора независимо от того, принимал ранее представитель участие в деле или нет.
  3. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.
  4. В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.
  5. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений: 1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение; 2) об оставлении жалобы без удовлетворения.
  6. Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.
  7. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *