ФНС ввела новую форму отчетности для иностранных компаний
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФНС ввела новую форму отчетности для иностранных компаний». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с российским законодательством иностранные организации, а также структуры без образования юридического лица(ИСБОЮЛ), которые являются собственниками налогооблагаемой недвижимости на территории России, обязаны наряду с предоставлением налоговой декларации сообщать в налоговую инспекцию еще некоторые сведения. Так, иностранные компании должны сообщать о своих участниках, а структуры без образования юридического лица – о бенефициарах, учредителях, управляющих. Форма сообщения предоставляется в электронном формате. Сведения передаются по состоянию на 31 декабря актуального налогового периода.
Контролирующие лица КИК и доли участия
К контролирующим субъектам относятся физические или юридические лица с долей участия в КИК более 25 %, а также юридические лица и физические лица (в том числе в совокупности с супругом и несовершеннолетними детьми) с долей участия более 10 %, если доля участия всех резидентов Российской Федерации в этой организации превышает 50 %.
Порядок определения доли участия установлен статьей 105.2 НК РФ
Согласно налоговому законодательству выделяются два вида участия организации в другой организации.
Прямое участие (принадлежность контролирующей организации долей уставного (складочного) капитала, голосующих акций контролируемой организации, а также принадлежность доли пропорциональной количеству других участников в организации).
Косвенное участие (все последовательности участия одной компании в другой, определяемые через прямое участие каждой предыдущей компании в каждой последующей в соответствующей последовательности и измеряемая через долю прямого участия каждой предыдущей компании в последующей компании)
Положения, установленные в статье 105.2 НК РФ, также используется при определении участия физлиц.
Можно заключить, что увеличился (по сравнению с изначальным проектом закона) порог процента владения до 25 % для признания лица, контролирующим иностранную компанию. Однако, если в иностранной компании налоговым резидентам Российской Федерации принадлежат более половины акций или иных составных средств уставного капитала, в зависимости от организационной формы компании, контролирующим процентом для одного резидента становится доля в размере 10 %.
Стоит отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 25.13 НК РФ лицо может считаться контролирующим даже без прямого соответствия, установленным выше признакам, если им осуществляется контроль над компанией в собственных или «семейных» (жены и несовершеннолетних детей) интересах. Следовательно, контролем является не только конкретная доля участия.
Налог КИК или из чего формируется налоговая база?
Для реализации целей НК РФ прибыль определяется посредством учета следующих доходов:
- получаемые КИК дивиденды;
- средства, которые получены в процессе распределения прибыли и иных имущественных ценностей организаций и иных лиц;
- проценты от облигаций и других долговых облигаций;
- доходы, полученные в результате использования прав на объекты интеллектуальной собственности. Например, оплата за пользование любым авторским и смежным правом на произведения искусства, литературы, науки, в том числе кинематографические произведения, телевизионные, радиовещательные и компьютерные программы, а также вознаграждение за предоставление в пользование товарного знака, патента, а также объектов промышленного права таких, как чертежи, модели, планы, секреты производства и др.;
- доходы от реализованных акций, уступок прав в иностранные организации, которые не являются юридическими лицами согласно личному закону;
- средства, полученные от операций на фондовом рынке при помощи финансовых инструментов, используемых в срочных сделках, а также их производных;
- доходы, полученные в результате операций с недвижимым имуществом;
- доходы от арендных и субарендных сделок, исключая договоры об аренде морских и воздушных судов, а также контейнеров, используемых в морских перевозках;
- доходы, полученные от реализованных инвестиционных паев ПИФов;
- вознаграждения, полученные в сфере оказания услуг, среди которых юридические, аудиторские, маркетинговые, информационные, консультационные, а также доход, полученный в результате проведенной научно-исследовательской и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
- доходы от реализации трудовых ресурсов, например, услуги по предоставлению персонала;
и другие доходы.
Ответственность за нарушение законодательства о КИК.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога посредством невключения в налоговую базу части прибыли КИК наказывается штрафом в размере 20% на сумму неуплаченного налога в отношении прибыли КИК, которая должна включаться в налоговую базу по НДФЛ для лиц, контролирующих организацию (если субъект физлицо), по налогу на прибыль организации для контролирующей организации. Однако сумма штрафа не может быть меньше 100 000 рублей.
При этом данная статья пока не применяется в отношении периодов 2015-2017 годов.
Если Вы решили укрыть сведения о КИК, то Вас также ждут санкции в размере 100 000 рублей в отношении каждой КИК, о которой вы не представили сведения или же представили недостоверные.
Также НК РФ не дозволяет скрывать сведения об участии в иностранной организации или представлять недостоверные сведения. Указанное налоговое правонарушение при его обнаружении обернется штрафом в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, о которой были скрыты сведения или были предоставлены недостоверные.
Более подробно меры налоговой ответственности описаны в ст. 129. 5 и 129.6 НК РФ. Однако специальные нормы законодательства о налогах не отменяли давно установленных положений УК РФ, посвященных уклонению от уплаты налогов. Ст. 198 и ст. 199 УК РФ применимы и контролирующим КИК лицам, если уклонение достигло крупного или даже особо крупного размера.
Крупный размер — 2 000 000 рублей за три финансовых года к ряду (в случае если не уплачено более 10% сумм, подлежащих уплате, либо неуплаченная сумма превышает 6 000 000 рублей)
Особо крупный размер – 10 000 000 рублей за три финансовых года к ряду (20% неуплаченных налогов и сборов, либо превышение 30 000 000 рублей).
Более того УК РФ в статье 199 УК РФ предусматривает особый квалифицирующий признак, выраженный в сокрытии и искажении информации о КИК.
Правила заполнения уведомления
Если вам понадобилось сформировать и отправить в налоговую инспекцию уведомление об участии в иностранных организациях, рекомендуем воспользоваться предлагаемыми ниже советами и посмотреть образец заполнения документа.
Для начала напомним о том, что бланк уведомления имеет унифицированный вид и он обязателен для применения.
Заполняя его, рекомендуем придерживаться нескольких несложных правил.
- Вносить сведения в форму можно как от руки (но только шариковой ручкой синего, черного или фиолетового цвета) так и в печатном виде на компьютере.
- Слова необходимо писать большими заглавными буквами, разборчиво, так чтобы было читаемо и понятно.
- Допускать в бланке ошибки, делать помарки нельзя. Если оплошность все же случилась, не следует исправлять ее, лучше заполнить другую форму. И уж, разумеется, запрещается указывать в уведомлении заведомо недостоверную информацию – при обнаружении таких фактов последствия могут быть самыми неприятными.
Какие штрафы грозят за непредставление сведений?
На сегодняшний день штраф за непредставление сведений либо за ее несвоевременное представление стоит 50 тысяч рублей (п.2.1 ст.129.1 НК РФ).
Какой-либо арбитражной практики, касающейся предоставления сведений, за нераскрытие какой-либо информации, нет.
В судебной практике рассматривался случай непредставления в срок сведений об одном из участников иностранной компании.
Так, компания Гринрэй Системз, которая состояла на учете в российских налоговых органах в связи с нахождением недвижимости в России, не подала сведения об участнике.
Налоговики привлекли компанию к ответственности и оштрафовали на 108,6 тыс. рублей. Тогда ст.129.1 НК РФ предусматривала более жесткие санкции. Компания пыталась в апелляции снизить сумму штрафа, но суд отклонил ходатайство (постановление 13 ААС от 29.03.2018 г. №А56-70738/2017).
Что писать в заявлении о выдаче разрешения на осуществление сделок (операций) с иностранным лицом/компанией
До подачи заявления в Минфин России необходимо заключить предварительный договор между сторонами сделки. Хотя в перечне обязательно прилагаемых документов указание на договор не содержится, однако на практике уполномоченный орган требует предоставление договора для его подробного изучения. Поэтому рекомендуется либо заключать предварительные договора/соглашения, либо составлять проекты основных договоров, которые будут заверены обеими сторонами сделки.
В самом заявлении необходимо указать:
- полные реквизиты сторон договора/соглашения
- подробно расписать цель заключения договора (например приобретение объекта недвижимости)
- указать предмет договора (например, полный адрес и характеристики объекта недвижимости)
- описать условия сделки (под условиями сделки подразумевается стоимость договора, порядок перехода прав собственности, а так же другие существенные условия, например возникновение каких-либо дополнительных обязательств в связи с заключением сделки, порядок исполнения условий договора и т.п.)
- сроки сделки (может быть просто бессрочная)
К заявлению требуется приложить следующие документы:
- документ, подтверждающий государственную регистрацию заявителя (выписка из ЕГРЮЛ)
- документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт)
- документ, подтверждающий полномочия (приказ о назначении Генерального директора)
- учредительные документы заявителя (Устав и т.д.)
- учредительные документы иностранной компании, с которой заключается договор
- документ, содержащий сведения о выгодоприобретателях. До сих пор даже сам Минфин не может объяснить, что это конкретно за документы, но пока достаточно паспорта руководителя иностранной компании
- бухгалтерский баланс Российской компании
- сведения о балансовой стоимости активов Российской компании
Понятие иностранного юридического лица
В первую очередь следует разобраться, чем юридическое лицо отличается от физического. Для этого обращаемся к ст. 48 Гражданского кодекса РФ, согласно которой юридическим лицом является организация, имеющая собственное имущество, отвечающая по собственным обязательствам и обладающая гражданской правоспособностью.
Исходя из этого, иностранными юридическими лицами по российскому законодательству считаются лица, которые созданы, зарегистрированы и действуют на территории и по законам иностранного государства. В силу действия такого определения иностранным юрлицом может быть признан достаточно широкий круг организаций, действующих или планирующих действовать на территории РФ практически во всех формах.
Нужно понимать, что основной смысл, который несет понятие иностранного юридического лица, состоит в том, что правоспособность этого субъекта возникает по законодательству других стран. Но в это же время его участие в гражданском обороте на территории РФ, в силу ГК, должна регулироваться российским законодательством.
Таким образом, несмотря на разную трактовку в международном праве понятия юридических лиц, иностранные юрлица, действующие в России, имеют те же определение и признаки, что применяются для организаций с российским происхождением.
Организационно-правовые формы зарубежных компаний
Так как иностранные компании вправе заниматься хозяйственной деятельностью, они обязаны действовать в той или иной организационно-правовой форме. Поскольку иностранные организации не имеют никаких ограничений в РФ, могут быть зарегистрированы любые организационно-правовые формы иностранных юридических лиц, соответствующих российскому законодательству.
Выбор организационно-правовой формы зависит от целей создания компании, количества инвесторов, числа учредителей, уставного капитала и иных субъективных факторов.
Иностранные компании могут создавать дочерние предприятия на территории РФ, участвовать в их создании, приобретать доли, создавать филиалы и представительства. При этом, исходя из ст. 50 ГК, эти компании могут действовать как в качестве коммерческих, так и некоммерческих организаций.
Национальность и личный статут иностранных юридических лиц
При характеристике юридических лиц в международном частном праве традиционно используются две категории – личный статут и национальность. В терминологии российского законодательства под личным статутом понимается понятие «личный закон», которым, согласно ст. 1202 ГК, является право страны, где было создана такая организация. Для ее определения необходимо подтверждение места нахождения иностранного юридического лица.
Этой же статьей определен перечень вопросов, решаемых на основе применения личного закона, а именно:
- сам статус юрлица и его организационно-правовая форма;
- требования к его наименованию;
- порядок создания, реорганизации и ликвидации;
- правоспособность и правосубъектность;
- отношения между участниками;
- ответственность учредителей и самой организации.
Соответственно, актуальным становится вопрос национальности юридического лица, который является доктринальным и в законодательных актах не упоминается. Правовая литература трактует национальность юрлиц как принадлежность их к тому или иному государству, в которых они были учреждены. Отметим, что в остальных вопросах обязательным является применение российского законодательства к иностранным компаниям, если законом не предусмотрено иное.
Отчетность иностранной организации по налогу на доходы физических лиц
Плательщиками НДФЛ являются физические лица, как резиденты Российской Федерации, так и нерезиденты. Резиденты — это физические лица, которые находятся на территории Российской Федерации более 183 дней предшествующих 12 месяцев. Резиденты платят 13 %, нерезиденты – 30 %.
Постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации (налоговые агенты) производят исчисление, удержание и уплату налога на доходы физических лиц.
Налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислить исчисленные и удержанные суммы НДФЛ, как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
Налоговые агенты обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за налоговый период и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов.
Налоговым периодом является календарный год. Соответствующую информацию необходимо представлять по месту постановки на учет постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации по ф. 2-НДФЛ, которая подается в конце года, не позднее 1 апреля следующего за истекшим налоговым периодом.
Если физическое лицо налоговый резидент, на территории России оказывает услуги иностранной компании, у которой нет постоянного представительства, то в конце года самостоятельно собирает выписки из банков с данными о полученных доходах, и до 01 апреля следующего за отчетным годом подает налоговую декларацию. С полученного дохода он должен перечислить в бюджет 13 % налога.
Ответственность за непредставление иностранной компанией налоговых деклараций
Если организация не ведет никакой деятельности, однако зарегистрирована в Российской Федерации, то ответственность за непредоставление деклараций по любым налогам с нее не снимается.
Непредставление налогоплательщиком в налоговые органы в установленный законодательством срок налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 ст. 119 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный и неполный месяц, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.
В связи с этим, даже если иностранная организация уплатила налог, но не представила декларацию, ответственность все равно не снимается. Уплата налога не освобождает налогоплательщика от сдачи декларации.
Если налоговая декларация не представлена в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленных сроков, то это влечет взыскание штрафов в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня. Причем уплата суммы исчисленного налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок не освобождает налогоплательщика от ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации.
Непредставление в установленный срок налоговым агентом налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый случай непредставления этого документа. В соответствии со ст. 15.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ нарушение установленных законодательством сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. Непредставление или отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов влечет аналогичную ответственность.
Документы и информация, необходимые для учреждения СП
При создании и регистрации совместного предприятия с иностранными инвестициями партнерам потребуется представить следующие сведения и документы:
- письменное заявление учредителей;
- наименование создаваемой компании с указанием ее организационно-правовой формы;
- планируемые виды осуществляемой хозяйственной деятельности с указанием кодов ОКВЭД;
- данные об учредителях, включая выписку из торгового реестра страны происхождения иностранной компании, а также справку из банка;
- пакет учредительных документов, включая учредительный договор и устав;
- копии учредительных документов каждого из учредителей;
- размер уставного капитала с распределением долей учредителей;
- юридический и физический адрес;
- анкетные данные директора, главного бухгалтера;
- используемая система налогообложения;
- контактные данные.
В соответствии со ст. 3 Закона № 140-ФЗ [3] физическое лицо в срок с 1 мая 2018 г. по 28 февраля 2019 г. вправе представить декларацию (далее — специальная декларация), содержащую в том числе сведения о наличии в собственности у такого лица акций (долей) иностранных компаний, а также сведения об участии в контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых физическое лицо на дату представления декларации является контролирующим лицом.
Специальная декларация представляется в двух экземплярах в любой налоговый орган либо в центральный аппарат ФНС России (по выбору декларанта), каждый экземпляр должен быть подписан непосредственно декларантом (п. 4, 9 ст. 3 Закона № 140-ФЗ). Форма специальной декларации установлена Приложением 1 к Закону № 140-ФЗ, порядок заполнения содержится в Приложении 2.
Декларация может быть представлена в налоговый орган декларантом лично либо через уполномоченного представителя, действующего на основании нотариально заверенной доверенности (п. 2 ст. 3 Закона № 140-ФЗ).
Подача специальной декларации не освобождает декларанта от подачи уведомления об участии в иностранной организации и уведомления о контролируемых иностранных компаниях. Такие уведомления подаются в территориальный налоговый орган по месту жительства физического лица — декларанта.
Как следует из п. 31 ст. 2514 НК РФ, уведомление о контролируемых иностранных компаниях и (или) уведомление об участии в иностранных организациях не считаются представленными с нарушением срока подачи, если такие уведомления были представлены вместе со специальной декларацией.
Подача уведомления об участии в иностранных организациях и контролируемых иностранных компаниях
Вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ. На этапе своей разработки и обсуждения закон получил неофициальное название «антиофшорный законопроект», «закон о деофшоризации» или «закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК)».
Согласно изменениям, внесенным в Налоговый Кодекс (глава 3.4, ст. 25.14), налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами РФ, обязаны уведомить налоговые органы:
- О своем участии в иностранных организациях (если доля такого участия превышает 10%), об учреждении иностранных структур без образования юридического лица. Необходимо представить в срок не позднее 3 месяцев с момента возникновения или изменения доли участия в такой организации.
- О контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых вы являетесь. Уведомление о контролируемых иностранных компаниях надлежит представить в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица.
Таким образом, при создании иностранной компании сначала подается Уведомление об участии, где раскрываются сведения о владельце, о порядке владения компанией и доле участия, а затем каждый год в срок, до 20 марта представляется Уведомление о КИК, где отражаются сведения о порядке владения, а доле владения, о наличии финансовой отчетности компании, аудиторского заключения.
Пример: Физическое лицо стало 100%-ым акционером компании на БВО 01.02.2018 года.
- В течение 3-х месяцев с 01.02.2018 физическому лицу необходимо подать Уведомление об участии в иностранной компании по утвержденному формату в свою территориальную инспекцию.
- Для подготовки уведомления понадобятся корпоративные документы компании.
- В случае если прибыль компании за 2020 год не распределялась, и решение о распределении такой прибыли принято не было, то прибыль контролируемой иностранной компании по итогам 2020 года учитывается у физического лица 31.12.2019 года.
- До 20.03.2020 года физическое лицо должно подать Уведомление о КИК за 2020 год по прибыли 2020 года в свою территориальную инспекцию. Для составления Уведомления о КИК за 2020 год понадобятся следующие сведения:
- Корпоративные документы компании
- Финансовая отчетность за соответствующий год в соответствии со стандартами МСФО (либо в соответствии с утвержденными местными стандартами отчетности), если компания не составляет отчетность в соответствии с главой 25 НК РФ «Налог на прибыль»
- Аудиторское заключение по данной отчетности
Работа с дистрибьюторами – оптимальный, экономически целесообразный вариант для иностранных предприятий малого бизнеса. На этом этапе у компании еще нет в России штатных сотрудников и надежных механизмов сбыта продукции. Поэтому иностранная компания обращается к дистрибьюторам, заключает с ними договоры поставки. Компания продаёт свою продукцию дистрибьютору, который затем осуществляет её сбыт на территории России.
Условия: Эта форма работы не требует открытия отдельного юрлица на территории России. Нужен надежный дистрибьютор и юридически грамотный договор поставки, которым стороны будут руководствоваться при своем сотрудничестве. При этом нужно учитывать, что клиентская база не является постоянной, так как дистрибьютор может принять решение о сотрудничестве с другими компаниями, и иностранным инвесторам может понадобиться искать другой выход на российский рынок.
Итак, мы рассмотрели основные формы выхода иностранного бизнеса на российский рынок.
Выбор способа работы зависит от размера бизнеса, намеченных целей, специфики продукции и др. На практике, малый бизнес обычно выбирает для себя работу в России через дистрибьюторов. Средний и крупный бизнес выбирает создание ООО или открытие филиала/ представительства. В мировой практике также используются эти формы ведения бизнеса, поэтому в России для иностранцев правила игры будут понятны.
Деятельность иностранных компаний в РФ
Для того, чтобы иностранная компания могла осуществлять деятельность в РФ, ей необходимо осуществить регистрацию в виде своего представительства, подразделения или филиала. Особенностью налогового статуса иностранных юрлиц является то, что полномочия РФ по обложению налогами предусматривается международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.
При рассмотрении вопроса о налогообложении иностранных организаций в РФ, возникает также такое понятие, как постоянные представительства иностранных компаний на территории нашей страны. Под постоянными представительствами понимают любое обособленное подразделение, которое на постоянной основе осуществляет деятельность в РФ. Другими словами, это может быть и подразделение, и филиал, и представительство. Выделяют 3 основных признака постоянного представительства (306 НК РФ):
- наличие обособки или иного постоянного места ведения деятельности в РФ;
- осуществление в РФ на постоянной основе предпринимательской деятельности иностранной компанией.