Скорректирован порядок отправки и получения требований об уплате налогов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Скорректирован порядок отправки и получения требований об уплате налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сроки в большинстве случаев считаются в рабочих днях. Отсчет любого срока начинается со дня, следующего за днем получения требования от налоговой инспекции. Поэтому сначала важно правильно определить, когда же это требование считается полученным вами.

Камеральная проверка Расчета 6-НДФЛ

Статьей 123 НК РФ установлена ответственность за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.

На основании положений ст. 100.1 НК РФ вынесение решения о привлечении к ответственности по ст. 123 НК РФ возможно только по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (письмо ФНС России от 20.01.2017 № БС-4-11/864).

Расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@ (далее – Расчет 6-НДФЛ), представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога (п. 1 ст. 80 НК РФ).

В силу положений п.п. 1, 2 ст. 88 НК РФ данные, указанные в Расчете 6-НДФЛ, подлежат камеральной проверке.

Решение о привлечении к ответственности

Если в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки (при отправке заказным письмом это шестой день, считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ)) налоговый агент не представил в налоговый орган письменные возражения по данному акту, то руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, рассматривает акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 6 ст. 100, п.п. 1, 16 ст. 101 НК РФ).

По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ, принимается, в частности, решение о привлечении налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Налоговому агенту, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в силу п. 2 ст. 24, пп. 15 п. 1 ст. 21, п. 16 ст. 101, п. 2 ст. 101 НК РФ предоставлено право участвовать в процессе рассмотрения материалов этой проверки лично и (или) через своего представителя.

При этом на налоговые органы возлагается обязанность обеспечить налоговому агенту возможность по реализации этих прав. На основании п. 2 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан известить о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Более того, в силу п. 3 ст. 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен, помимо прочего, установить факт явки проверяемого лица. А в случае его неявки на рассмотрение материалов налоговой проверки выяснить, извещен ли проверяемый налоговый агент в установленном порядке, и принять решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в его отсутствие либо об отложении указанного рассмотрения.

Обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения являются существенными условиями процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Нарушение этих условий в силу п. 14 ст. 101 НК РФ является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки.

Поэтому факт рассмотрения материалов проверки без участия проверяемого лица (его представителя), при отсутствии доказательств его надлежащего извещения о времени и месте такого рассмотрения, может явиться основанием для отмены вынесенного по ее результатам итогового решения (п. 40 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Пленум ВАС РФ в п. 41 постановления от 30.07.2013 № 57 указал, что НК РФ не содержит оговорок о необходимости извещения проверяемого лица исключительно какими-либо определенными способами, в частности, путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение о месте и времени рассмотрения указанных материалов не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи). Указанные выводы ФНС России привела в письме от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.

Сроки извещения налогоплательщика о рассмотрении материалов проведенной налоговой проверки НК РФ не определяет. Вместе с тем из смысла положений ст. 101 НК РФ следует, что такое извещение должно быть получено налогоплательщиком заблаговременно, чтобы он имел возможность обеспечить присутствие своего представителя.

В п. 4 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных тем же приказом ФНС России № ММВ-7-2/189@, установлено, что факт вручения под расписку извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки на бумажном носителе или их направления заказным письмом по почте подлежит отражению в акте проверки. Из чего следует, что предполагается вручать извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки одновременно с актом налоговой проверки.

Полагаем, что в рассматриваемой ситуации упомянутое извещение было направлено вместе с актом налоговой проверки по почте заказным письмом на действующий на момент проведения проверки и отправки акта адрес организации. Правомерность такой отправки, как мы выше пояснили, является спорной.

Абзацем 4 п. 2 ст. 101 НК РФ установлено, что неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Следовательно, если налоговый агент был извещен должным образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, но не явился, то материалы налоговой проверки могут быть рассмотрены без его участия. А по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки может быть принято решение о привлечении налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Статья 101 НК РФ не содержит требования о необходимости вынесения решения именно в день рассмотрения материалов проверки. Отсутствует и требование о необходимости известить проверяемое лицо о месте и времени вынесения решения в случае, если решение выносится в иной день. В связи с этим Пленум ВАС РФ разъяснил в п. 43 постановления от 30.07.2013 № 57, что соответствующие действия (бездействие) налогового органа не могут быть квалифицированы в качестве нарушения условий процедуры рассмотрения указанных материалов, влекущего отмену принятого решения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), в течение пяти дней со дня его вынесения (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Вручить решение налоговые органы должны непосредственно поверенному лицу (его представителю) под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем).

В случае, если решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения). В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Читайте также:  Иностранные работники 2023: какие изменения учесть работодателям

Как видим, нормы НК РФ допускают отправление решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в том числе по почте заказным письмом. Неиспользование для отправки решения ТКС, как мы выше отметили, является спорным.

Обжалование решения налогового органа

Если с учетом вышеизложенного организация считает, что ее права как налогового агента на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и по обеспечению возможности представить объяснения были нарушены (п.п. 14, 16 ст. 101 НК РФ), то организация может обжаловать вступившее в силу решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности. Акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц обжалуются в порядке, установленном главой 19 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе в порядке, предусмотренном НК РФ.

В рассматриваемой ситуации на этапе досудебного обжалования организации необходимо представить письменную жалобу в вышестоящий налоговый орган в порядке, установленном ст. 139 НК РФ.

Какие существуют правила продления срока представления документов по требованию ИФНС?

При продлении срока представления документов при проведении проверки нужно учитывать следующие моменты:

  • требуется продать уведомление по определенной форме. Если подать документ в произвольной форме, то ИФНС может его проигнорировать;
  • уведомление нужно подать на следующий рабочий день после поступления требования от ИФНС. Кроме того, сообщение об отсутствии необходимых документов по встречной проверке можно отправить в течение 5-ти рабочих дней;
  • налогоплательщику нужно сдать хотя бы часть документов, требуемых налоговой инспекцией. Такой вариант позволит повысить шанс того, что ИФНС примет положительное решение по продлению срока представления документов;
  • в уведомлении нужно детально описать обстоятельства, в связи с которыми налогоплательщик не может предоставит все требуемые документы в срок. Такой момент поможет получить отсрочку. Вне зависимости от принятого решения ИФНС отвечает в течение 2-х рабочих дней. При этом кроме причин надо указать в уведомлении и конкретные сроки исполнения налогоплательщиком требования налоговой инспекции;
  • в уведомлении нужно поставить код 10, если налогоплательщик не успевает в срок подать требуемые документы. Если же их нет, нужно использовать код 20. Если часть документов отсутствует, а по другим нужно продлить срок сдачи, требуется подать два уведомления с разными кодами;
  • к уведомлению нужно приложить оправдательные документы, подтверждающие обстоятельства, из-за которых невозможно в срок выполнить требование ИФНС. К примеру, это может быть выписка из положения об обособленных подразделениях, в котором указано, что документы хранятся по месту их нахождения. Данная информация также поможет продлить срок представления документов по требованию ИФНС.

Процедура направления документа в электронной форме

Процедура направления документа в электронной форме по ТКС описана в разделе II Порядка.

Следует отметить, что приведенный порядок корреспондирует с положениями п. 5.1 ст. 23 НК РФ.

Первоначально документ формируется на бумажном носителе, подписывается и регистрируется в налоговом органе. Не позднее следующего рабочего дня после регистрации документ формируется в электронной форме, подписывается КЭП, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган, и направляется по ТКС в адрес налогоплательщика (представителя налогоплательщика). При этом налоговым органом фиксируется дата его отправки налогоплательщику (представителю налогоплательщика).

Налоговый орган в течение следующего рабочего дня после дня отправки документа в электронной форме по ТКС должен получить от оператора электронного документооборота подтверждение даты отправки (п. 13 Порядка).

Далее при получении от налогового органа документа в электронной форме по ТКС и отсутствии оснований для отказа в приеме указанного документа налогоплательщик (представитель налогоплательщика) формирует квитанцию о приеме, подписывает ее КЭП налогоплательщика (представителя налогоплательщика) и направляет в налоговый орган.

Квитанцию о приеме налогоплательщик (представитель налогоплательщика) обязан направить налоговому органу по телекоммуникационным каналам связи в течение шести дней со дня отправки ему документа налоговым органом.

А при наличии оснований для отказа в приеме документа налогоплательщик (представитель налогоплательщика) формирует уведомление об отказе в приеме, подписывает его КЭП налогоплательщика (представителя налогоплательщика) и направляет в налоговый орган (п. 14 Порядка).

Согласно нормативам представление документов / информации в ответ на требование предусмотрено только в случае получения требования о представлении документов (информации) (КНД 1165013) или ­требования о представлении пояснений (КНД 1165050).

В зависимости от утвержденных ФНС России форматов, возможностей системы, через которую налогоплательщик взаимодействует с инспекцией, а также желания самого налогоплательщика представить ответ на требование можно в нескольких формах:

  • отправить по ТКС по утвержденным форматам с описью;
  • отправить почтой;
  • принести в инспекцию на бумаге личным визитом.

Причем важно отметить, что у налогоплательщика всегда есть возможность представления документов частями как через один из указанных каналов, так и одновременно разными каналами (например, часть документов можно отправить по ТКС, а часть отнести на бумаге). Главное, сделать это в установленный в требовании срок.

Стоит здесь отметить еще и то, что требования о представлении пояснений (КНД 1165050) стали поступать налогоплательщикам не так давно и в основном они связаны с изменившейся формой отчетности по налогу на добавленную стоимость и в первую очередь в связи с расхождениями представленных данных у контрагентов.

О новом порядке отчетности через Интернет

С 25 августа 2015 г. действует новый порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде, утвержденных приказом ФНС России от 15.04.15 г. № ММВ-7-2/149@ (далее – Порядок). Новый Порядок предусматривает обновленный перечень документов, направляемых налоговыми органами налогоплательщикам в электронном виде.

ПОРЯДОК ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДАЧИ ДОКУМЕНТОВ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

Начиная с 1 января 2015 г. у налогоплательщиков, представляющих налоговую отчетность через Интернет, появилась новая обязанность. Согласно обновленной редакции п. 5.1 ст. 23 НК РФ (п. 5.1 введен Федеральным законом от 28.06.13 г. № 134-ФЗ) такие налогоплательщики при получении по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) документов, используемых налоговыми органами для проведения мероприятий налогового контроля, обязаны передать квитанцию о приеме документов. Срок передачи – в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Как будут работать другие электронные подписи с 2023 года

Напоминаем, что пока продолжают действовать другие типы цифровых подписей, которые также оформляет наша компания.

Рассмотрим, сможет ли бизнес пользоваться ими в 2023 году:

1. ЭП на полномочного представителя (например, бухгалтера предприятия).

Действие таких подписей после 31.12.2022 пока под вопросом, так как нормативно-правовой акт о продлении их срока сейчас находится на рассмотрении. Если ЭП ФНС в организации нет, подпись представителя поможет с 2023 года продолжить подписывать документы, но только в случае принятия соответствующих поправок в закон.

2. ЭП физического лица.

Понадобится, чтобы подписывать документацию с использованием машиночитаемой доверенности (МЧД), которая также станет обязательной с 2023 года. Руководитель или ИП вправе оформить МЧД на физическое лицо уже сейчас, заверив ее своей действующей ЭП. Представитель будет пользоваться электронной подписью физического лица, а также прикладывать к ней доверенность. В новом году бизнес просто продолжит работать по такой схеме, даже если директор или предприниматель не получит подпись от ФНС.

Обновлен порядок выставления и получения электронных счетов-фактур

Статьи Налогового Кодекса не регулируют способ представления запрошенных налоговиками документов, в том случае, когда они изначально были составлены в электронном формате, но не по установленному формату (например, договоры). При этом, согласно положениям Налогового Кодекса Российской Федерации, если так называемые «неформатные» документы после составления были подписаны электронной подписью и переданы контрагенту посредством системы ЭДО, они являются юридически значимыми.

Налоговый Кодекс России регламентирует сроки предоставления документации, запрошенной налоговиками в рамках проведения камеральной, выездной или встречной проверки.

Если в отношении плательщика инициирована камеральная или выездная проверка, то вся запрошенная налоговым органом документация должна быть предоставлена в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты получения требования (п.3 ст.93 НК РФ).

Читайте также:  Бонус многодетной семье: как получить от государства 450 тыс. рублей на ипотеку

Другие требования к срокам предоставления документации – в случае проведения встречной проверки ИФНС. Здесь срок предоставления документов не должен превышать 5 рабочих дней с даты получения требования. Если же налоговые инспекторы адресовали требование касательно конкретной сделки, то срок предоставления документации также, как в случае с камеральной проверкой, не может превышать 10 рабочих дней с даты получения требования (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

  • с помощью программы «Референт»;
  • с помощью программы «Онлайн-Спринтер»;
  • с помощью программы «Такском-Доклайнер»;
  • с помощью программы «1С-Спринтер».
  • с помощью программы «Референт»;
  • с помощью программы «Онлайн-Спринтер»;
  • с помощью программы «Такском-Доклайнер»;
  • с помощью программы «1С-Спринтер».

В ходе проведения проверки налоговики могут запрашивать большой объем документов. Если налогоплательщик не может их предоставить в срок, нужно отправить в ИФНС письменное уведомление. Его нужно заполнять по форме, регламентированной Приказом ФНС от 24.04.2019 г. № ММВ-7-2/204.

При проведении камеральной и выездной проверки такое уведомление нужно направить не позже следующего дня после того, как было получено требование налоговиков представить документы.

На основании данного уведомления налоговая инспекция продлевает срок представления документов, но также может и отказать в этом. Тогда отказ она оформляет в виде отдельного решения, форма которого регламентирована Приказом ФНС от 07.11.2018 г. № ММВ-7-2/628.

Срок отправки квитанции о приеме требования по ткс

При продлении срока представления документов при проведении проверки нужно учитывать следующие моменты:

  • требуется продать уведомление по определенной форме. Если подать документ в произвольной форме, то ИФНС может его проигнорировать;
  • уведомление нужно подать на следующий рабочий день после поступления требования от ИФНС. Кроме того, сообщение об отсутствии необходимых документов по встречной проверке можно отправить в течение 5-ти рабочих дней;
  • налогоплательщику нужно сдать хотя бы часть документов, требуемых налоговой инспекцией. Такой вариант позволит повысить шанс того, что ИФНС примет положительное решение по продлению срока представления документов;
  • в уведомлении нужно детально описать обстоятельства, в связи с которыми налогоплательщик не может предоставит все требуемые документы в срок. Такой момент поможет получить отсрочку. Вне зависимости от принятого решения ИФНС отвечает в течение 2-х рабочих дней. При этом кроме причин надо указать в уведомлении и конкретные сроки исполнения налогоплательщиком требования налоговой инспекции;
  • в уведомлении нужно поставить код 10, если налогоплательщик не успевает в срок подать требуемые документы. Если же их нет, нужно использовать код 20. Если часть документов отсутствует, а по другим нужно продлить срок сдачи, требуется подать два уведомления с разными кодами;
  • к уведомлению нужно приложить оправдательные документы, подтверждающие обстоятельства, из-за которых невозможно в срок выполнить требование ИФНС. К примеру, это может быть выписка из положения об обособленных подразделениях, в котором указано, что документы хранятся по месту их нахождения. Данная информация также поможет продлить срок представления документов по требованию ИФНС.

Подать в ИФНС уведомление о продлении сроков представления документов можно как в электронном виде, так и на бумаге. Если хозяйствующий субъект не подаст это уведомление и при этом не представит требуемые документы, ИФНС может применить штрафные санкции — 200 руб. за каждый непредставленный документ на основании ст. 126 НК РФ.

Сроки ответа на требование налоговиков и представления документов зависят от того, по какой статье их требует ИФНС.

Вид налогового контроля

Норма по

НК РФ

Срок с даты поступления требования

Требование документов на основании ст. 93 НК РФ

Камеральная или выездная проверка (исключение — проверка участников консолидированной группы налогоплательщиков и иностранных компаний)

ст. 93

10 рабочих дней

Дополнительные мероприятия налогового контроля (исключение — проверка участников консолидированной группы налогоплательщиков и иностранных компаний)

ст. 93

п. 6 ст. 101

Дополнительные мероприятия налогового контроля после проверки сделок между взаимозависимыми лицами

ст. 93

п. 6 ст. 101

п. 6 ст. 105.17

Налоговый мониторинг

ст. 93

п. 3 и п. 5 ст.105.29

Камеральная проверка ставки 0% по НДС и вычетов при реализации товаров, работ, услуг (кроме проверки ставки 0% по НДС по международным авиа— и ж/д перевозкам, а также при авиасообщении с Крымом и Севастополем)

ст. 93

п. 15 ст. 165

20 календарных дней

Камеральная или выездная проверка консолидированной группы налогоплательщиков

ст. 93

20 рабочих дней

Дополнительные мероприятия налогового контроля консолидированной группы налогоплательщиков

ст. 93

п. 6 ст. 101

Камеральная проверка ставки 0% по НДС:

  • по международным воздушным перевозкам;
  • международным ж/д перевозкам;
  • внутренним авиаперевозкам, связанным с Крымом или Севастополем

ст. 93

п. 3.9 ст. 165

ст. 93

п. 5 или 5.1 ст. 165

ст. 93

п. 6.1 ст. 165

30 календарных дней

Контрольные мероприятия по сделкам между взаимозависимыми лицами

ст. 93

п. 6 ст. 105.17

30 рабочих дней

Камеральная и выездная проверка иностранных компаний

ст. 93

Дополнительные мероприятия по налоговому контролю иностранных компаний

ст. 93

п. 6. ст. 101

Камеральная или выездная проверка доходов по гос. или муниципальным ценным бумагам, эмиссионным ценным бумагам, которые выпущены российскими компаниями, если доходы выплачены иностранным компаниям, которые действуют в интересах третьих лиц:

  • по НДФЛ;
  • по налогу на прибыль

ст. 93

ст. 214.8

ст. 93

ст. 310.2

3 месяца

Требование документов на основании ст. 93.1 НК РФ

Встречная проверка, если по отношению к контрагенту проводятся:

  • камеральная или выездная проверка;
  • дополнительные мероприятия по налоговому контролю;
  • контрольные мероприятия по сделкам между взаимозависимыми лицами;
  • дополнительные мероприятия налогового контроля по сделкам между взаимозависимыми лицами

ст. 93

п. 1 ст. 93.1

ст. 93

п. 1 ст. 93.1

п. 6 ст. 101

ст. 93

ст. 93.1

п. 7 ст. 105.17

ст. 93

ст. 93.1

п. 6 ст. 101

п. 7 ст. 105.17

Для обмена документами в налоговой по ТКС нужно применять усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП):

В процессе электронного взаимодействия при направлении и получении документов также фигурируют следующие технологические электронные документы:

  • подтверждение даты отправки;
  • квитанция о приеме;
  • уведомление об отказе в приеме;
  • извещение о получении (формируется на каждый документ и технологический электронный документ);
  • информационное сообщение о представительстве в налоговых отношениях (в случае подписания представителем плательщика).

Участники электронного взаимодействия обязаны обеспечивать хранение:

  • всех отправленных и принятых документов и технологических электронных документов (кроме извещения о получении электронного документа) с УКЭП;
  • квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи.

Не реже 1 раза в сутки нужно проверять поступление документов.

Включает в общем случае следующие этапы:

1 Отправитель формирует документ в электронной форме, подписывает его УКЭП и направляет по ТКС оператору ЭДО. При этом отправитель фиксирует дату отправки.
2 Оператор ЭДО в течение 1 часа направляет отправителю извещение о получении электронного документа и не позднее следующего рабочего дня – подтверждение даты отправки.

Отправитель, получив подтверждение даты отправки, в течение 1 часа направляет оператору извещение о получении электронного документа.

3 Оператор ЭДО не позднее следующего рабочего дня после дня передачи ему отправителем документа направляет получателю документ и подтверждение даты отправки, подписанное УКЭП оператора.

Получатель, получив документ и подтверждение даты отправки, в течение 1 часа направляет оператору 2 соответствующих извещения о получении электронного документа.

4 При получении документа и отсутствии оснований для отказа в его приеме получатель формирует квитанцию о приеме, подписывает ее УКЭП и направляет оператору.

Квитанцию о приеме получатель направляет отправителю по ТКС в течение 6 рабочих дней со дня отправки документа отправителем.

5 Оператор ЭДО, получив квитанцию о приеме или уведомление об отказе, в течение 1 часа направляет получателю извещение о получении электронного документа.

Оператор ЭДО не позднее следующего рабочего дня после передачи ему квитанции о приеме или уведомления об отказе в приеме направляет квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме отправителю.

Отправитель, получив квитанцию о приеме или уведомление об отказе, в течение 1 часа направляет оператору извещение о получении электронного документа.

При наличии оснований для отказа в приеме документа получатель формирует уведомление об этом, подписывает его УКЭП и передает оператору для направления отправителю.

ТКС расшифровывается как телекоммуникационный канал связи. Он позволяет передавать большие объемы информации на любые расстояния в сжатые сроки. Такой формат взаимодействия характерен для отношений между налогоплательщиками и ФНС, внебюджетными фондами, другими контролирующими структурами. Обмен данными может производиться посредством использования специализированного программного обеспечения, устанавливаемого на ПК, или через онлайн-сервисы официальных сайтов госструктур.

Участниками электронного документооборота являются три стороны:

  • субъект хозяйствования;

  • посредник – оператор ТКС;

  • контролирующий орган.

Сроки подготовки документов на требование налоговой

Налогоплательщик обязан представить документы в течение сроков, установленных ст. 88 и 93 НК РФ. Обычно этот период составляет 5 рабочих дней с момента получения распоряжения из ФНС. Например, если требование поступило 21.12.20 (понедельник), то отсчет пяти рабочих дней начнется со вторника 22.12.20, и последним днем в этом случае является 28.12.20. За этот период следует подготовить все копии и представить их в ФНС лично, по телекоммуникационным каналам или Почтой России.

Если ФНС требует обоснования той или иной суммы в декларации, следует учитывать, что срок ответа на требование о предоставлении пояснений составляет пять рабочих дней. За этот период налогоплательщик обязан представить письмо с объяснением сумм, указанных в отчетности, либо сдать уточненную декларацию.

Если же ФНС проводит встречную ревизию с целью уточнения правомерности возмещения НДС, то в тот же период следует представить копии документов, указанных в поручении. Для этого необязательно ехать в инспекцию: НК РФ предусматривает возможность представления ответа в электронном виде (п. 2 ст. 93 НК РФ).

По требованиям, полученным в рамках налоговой проверки, надлежит подготовить ответ в течение 10 рабочих дней. Такие ревизии обычно проводятся по начислениям налога на прибыль или страховых взносов.

Обратите внимание на сроки ответа по различным видам проверок:

Вид требования Установленный срок ответа, раб. дней Нормативно-правовой акт
Пояснения (камеральная проверка) 5 8 НК РФ
Встречка (НДС) 5 П. 3 ст. 93 НК РФ
Налоговая проверка (налог на прибыль, страховые взносы и др.) 10 П. 5 ст. 93.1 НК РФ

Считаем срок ответа на требование ФНС

Главная / Полезная информация / Считаем срок ответа на требование ФНС

Срок для ответа на требование налоговой инспекции начинает течь со дня, следующего за днем получения требования и истекает в последний день срока. Для использования этой несложной формулы достаточно ответить на вопросы – что является днем получения требования и сколько дней всего налоговая дает для ответа.

Днём получения требования является день отправки квитанции о приеме требования, если Вы получили его в электронном виде: через оператора телекоммуникационных данных. В случае, если Вы получили требование на свой юридический адрес в бумажном виде, т.е. почтой, необходимо обратить внимание на конверт. Почта России отражает на штампе дату отправки, а датой получения по умолчанию считается шестой рабочий день после отправки этого письма. При этом не будет иметь значения, когда на самом деле Вы взяли в руки и распечатали письмо: отвечать придется в установленный независимо от Вас срок.

Определив дату получения, отсчитываем сроки направления ответа. Ответ на требование о предоставлении пояснений нужно дать в течение 5 рабочих дней со дня получения требования.

А вот ответ на требование о предоставлении документов (информации) зависит от основания истребования этих документов налоговым органом. Для удобства приведем таблицу.

Основание требования о предоставлении документов Срок ответа на требование
при проведении камеральной налоговой проверки ст. 93, ст. 93.1, п. 6 ст. 101, п.5 ст.105.29 НК РФ) 10 рабочих дней 20 рабочих дней (при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков)
при истребовании документов в рамках встречной проверки (п.5 ст.93.1, п. 7 ст. 105.17 НК РФ) 5 рабочих дней
подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов налогоплательщиком при реализации услуг иностранным гражданам (ст. 93, п. 3.10 ст. 165 НК РФ) 20 календарных дней
истребование документов, сведения из которых включены в реестры, указанные в п. 15 ст. 165 НК РФ и поданные для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов (ст. 93, п.п. 3.9, 5, 5.1, 6.1, 15 ст. 165 НК РФ) 30 календарных дней
при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ; при истребовании документов по сделке между взаимозависимыми лицами (ст. 93, п. 6 ст. 105.17 НК РФ) 30 рабочих дней
выплата налогов в отношении доходов (при выплате доходов) по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям (ст. 214.8, 310.2 НК РФ) 3 месяца

Отметим, что зачастую вопрос о сроке ответа на требования не возникает, поскольку его основание и сроки предоставления ответа обычно указаны в тексте документа или вынесены сноской.

Подтверждение получения требований ИФНС срок

« книга»:

— В рамках камеральной проверки (при обнаружении ошибок и/или противоречий) инспекция может затребовать у налогоплательщика представления необходимых пояснений (документов). Выполнить это требование нужно в пятидневный срок .

По общему правилу, установленномуНалоговым кодексом, течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало .

При этом срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях (если он не установлен в календарных) . Следовательно, вы должны представить пояснения, необходимые налоговому органу, в течение пяти рабочих дней.

Отсчет этого срока начинается на следующий день после получения вами требования, который определяется по дате квитанции о приеме, переданной по ТКС в налоговый орган .

На то, чтобы отправить квитанцию в инспекцию, Налоговый кодекс дает 6 рабочих дней со дня отправки требования налоговым органом . К примеру, инспекция направила вам по ТКС требование в понедельник 22 июня.

Со вторника 23 июня по вторник следующей недели (30 июня) вы обязаны направить в инспекцию квитанцию о приеме этого требования. Со дня, следующего за датой отправки такой квитанции, начинает течь пятидневный срок для представления самих сведений.

К примеру, вы отправили квитанцию в последний день – 30 июня. В этом случае именно 30 июня считается датой получения вами требования инспекции. Представить ей пояснения/документы вы должны в течение 5 рабочих дней: с 1 июля по 7 июля включительно.

Таким образом, на требование, отправленное инспекцией по ТКС 22 июня, вы можете на законных основаниях дать требуемые пояснения вплоть до 7 июля.

Прием отчетности снова откладывается

Из ИФНС не приходят протоколы о принятии деклараций, отправленных бухгалтерами.
По информации спецоператоров, из-за перехода ФНС на систему АИС3 произошел технический сбой, но после 1 февраля все должно наладиться и протоколы начнут приходить.

Однако, похоже, этот срок ликвидации технических проблем со стороны ФНС – не окончательный.
Так, «Контур» оповестил своих клиентов, что во многих регионах ждать квитанций и протоколов из ИФНС следует только после 11 февраля.

Федеральная налоговая служба на своем сайте наконец опубликовала сообщение о задержках с принятием отчетности.

Проблемы связаны с переходом на централизованное программное обеспечение налогового администрирования. В результате внедрения обещаны новые сервисы, экстерриториальный и бесконтактный принцип обслуживания.

ФНС России обращает внимание, что для подтверждения своевременной сдачи отчетности, достаточно квитанции спецоператора об её отправке через ТКС. Направлять повторно отчетность, по которой ФНС России не представила результирующие квитанции, не требуется. Соответствующие разъяснения доведены до территориальных налоговых органов.

ФНС России уверяет, что делает все возможное для скорейшего завершения всех этапов внедрения новой программы и приносит извинения за временные неудобства.

Электронная отчетность в Росстат через СБИС.

В соответствии с приказом Росстата №370 от 27 октября 2010 г., в течение 1-го рабочего дня с момента отправки отчета, абоненту высылается:

  • Подтверждение спецоператора(Компании «Тензор»), содержащее дату отправки статистических данных (обычно поступает в течение нескольких секунд).
  • Квитанция (извещение)о получении первичных статистических данных, формируемое Территориальным Органом Государственной Статистики (ТОГС).

Затем, в течение 2-х рабочих дней с момента получения отчета, ТОГС проверяет полученные от абонента данные и формирует один из документов (Рис. 6):

  • Положительный протокол (уведомление о приеме в обработку) — подтверждает факт представления отчетности. Отчет принят.
  • Отрицательный протокол (уведомление об ошибке, о несоответствии формату) — содержит описание причин, по которым статистические данные не были приняты. В этом случае следует сформировать отчет, содержащий исправленные данные, и повторно выслать его в адрес ТОГС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *