О камеральной налоговой проверке

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О камеральной налоговой проверке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Неважно, с какой именно целью гражданин подает декларацию — за вычетом, по обязательному основанию или по иным причинам. Инспектор ФНС, получая данные в документе, должен знать, не нарушил ли налогоплательщик законодательство РФ, в том числе и налоговое.

Что такое камеральная проверка и зачем нужна?

Камеральная проверка — это комплекс мер, осуществляемых инспекторами ФНС в целях проверить реальное положение дел у декларанта. Задач у проверки несколько:

  • Выяснить, является ли правдой все, что изложено налогоплательщиком в 3-НДФЛ;
  • Проверить, есть ли у гражданина деньги, ценные бумаги либо же иные активы, сокрытые им от налогов и в целом от государства.

Камеральная проверка налоговой декларации 3-НДФЛ

Российским законодательством предусмотрена обязанность плательщика, не имеющего статус предпринимателя, подать налоговую декларацию 3-НДФЛ только в случае получения в отчетном периоде какого-либо дохода. Для получения социального или имущественного вычета гражданин может обратиться в инспекцию в порядке осуществления своих прав, а не обязанностей.

При проведении контрольных мероприятий налоговый инспектор обязан уложиться в срок, предусмотренный ст. 88 Налогового кодекса РФ. Срок камеральной проверки 3-НДФЛ в 2018 году не должен превышать 3-х месяцев с момента ее подачи. За этот период работником налогового органа проверяется:

  • Соблюдены ли сроки подачи декларации;
  • Наличие или отсутствие ошибок в представленной информации;
  • Законность и обоснованность заявленных вычетов;
  • Соответствуют ли сведения, содержащиеся в отчете, данным полученным от других источников (факультативных участников налогового контроля, таких как Регистрационная палата или органы ГИБДД).

Срок проверки декларации 3-НДФЛ для налогового вычета в 2018 году также, как и в случае отражения в отчете полученных доходов, составляет 3 месяца. Причем, если декларация была отправлена по почте, датой ее представления в налоговый орган будет считаться дата ее отправки. Несмотря на то, что начать проверочные действия должностное лицо ФНС может только с момента получения декларации, срок начала контрольных мероприятий будет исчисляться с даты календарного штемпеля места отправления отчета.

Что налоговая может затребовать дополнительно

Налоговое законодательство запрещает контролерам истребовать у налогоплательщика дополнительные документы и сведения (п. 7 ст. 88 НК РФ).

При этом законодатель делает оговорку: такие запросы будут законны только в одном случае — если Налоговый кодекс требует представлять данные документы вместе с декларацией. Обычно мы сдаем пакет подтверждающих документов при заявлении налоговых вычетов. Для каждого вида вычета предусмотрен свой набор бумаг, за полнотой и достоверностью которых зорко следят контролеры.

Какие документы вместе с 3-НДФЛ потребуются в зависимости от вида налогового вычета, узнайте из статей:

Дополнительно инспекторы запрашивают у налогоплательщика пояснения, если выявят ошибки или расхождения в 3-НДФЛ. Представить такие пояснения необходимо в течение 5 рабочих дней с момента их истребования (п. 3 ст. 88 НК РФ). Какие обстоятельства влияют на длительность камеральной проверки 3-НДФЛ, вы узнаете далее.

Порядок проведения камеральной проверки

Инспекторы откроют камеральную проверку на следующий день после предоставления налоговой отчетности в надзорный орган.

Приведем пример того, что вправе делать инспекторы на проверке. В основном это касается проверок юридических лиц. Итак, при проверке сотрудник ИФНС вправе:

  • запрашивать документы, пояснения или уточнения;
  • производить выемку документов;
  • опрашивать контрагентов и свидетелей;
  • проводить экспертизу и осматривать офисы и помещения налогоплательщика.

Камеральная проверка условно состоит из двух этапов:

  1. Автоматизированный контроль.
  2. Углубленная проверка.

Подводя итог, можно выделить несколько важных пунктов.

1. Камеральная ревизия — обязательный этап перед получением налогового вычета. Итог контрольных мероприятий напрямую зависит от того, какую сумму вы получите.

2. Срок проведения контрольных мероприятий изменить нельзя. Этот срок строго регламентирован.

3. Ревизии подвергаются все поданные документы всех налогоплательщиков.

4. 3-НДФЛ нужно подавать за каждый налоговый период по соответствующей форме.

Читайте также:  Материальная помощь к отпуску. НДФЛ и страховые взносы

5. Для увеличения времени проверочного процесса должны быть веские причины. Просто так никто не будет задерживать камеральный контроль. Это прописано в Регламенте ФНС.

6. Решение по результатам можно оспорить. Порядок оспаривания такой: сначала через вышестоящий налоговый орган, затем через суд.

Сколько проверяют 3-НДФЛ, зависит от формы отчетности и от статуса налогоплательщика — физлицо или юрлицо. Помните, в каких случаях данное мероприятие может затянуться, и чем чревато неверное заполнение документов.

Как проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.

Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.

Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.

Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.

По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.

Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Распространенные нарушения при проведении налоговых проверок

Нарушения, которые допускают налоговики при проверках, условно можно поделить на две группы:

  1. те, что влекут безусловную отмену результатов проверки;
  2. и нарушения, которые помогают отменить результаты проверки вместе с другим факторами.

Безусловных нарушений два:

  1. Неуведомление или неправильное уведомление налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки. Наиболее распространенная ошибка проверяющих — это отсутствие доказательства вручения уведомления;
  2. Непредоставление возможности налогоплательщику давать объяснения при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Нарушений проверочных процедур, позволяющих оспорить решение налогового органа с вероятностью отмены, немного больше.

  1. Незаконные доказательства, использованные налоговым органом: допрос без предупреждения о ст. 51 Конституции РФ, осмотр помещений без понятых, получение документов неофициальным путем и тому подобное.
  2. Необоснованные обвинения: когда претензии указаны в решении, а обоснования нет, отсутствуют ссылки на конкретные доказательства, документы и нормы закона.
  3. Использование налоговыми органами для обоснования своих претензий документов, не предусмотренных законом. Например, личные заметки, какие-то записи в тетрадях и т.п.
  4. Нарушение сроков проведения проверки. Очень полезная причина, которая определяется как дискриминационная по отношению к проверяемому налогоплательщику.

Как проводится камеральная проверка

Камеральная налоговая проверка – это разновидность мероприятий налогового контроля, заключающаяся в проверке представляемой компаниями налоговой отчетности. За некоторыми исключениями, обязательной проверке подлежат любые сдаваемые организациями и ИП налоговые декларации и расчеты.

До конца 2022 года установлен временный запрет (мораторий) на проведение большинства проверок, осуществляемых в рамках государственного и муниципального контроля и надзора (постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336). Согласно условиям моратория, плановые проверки в текущем году будут проводиться только в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Эти изменения не распространяются на камеральные налоговые проверки и не налагают никаких препятствий для их осуществления налоговыми органами. Мораторий их не затрагивает. Камеральные налоговые проверки в 2022 году проводятся без ограничений и в порядке, установленном соответствующими нормами НК РФ.

В отличие от выездных проверок, камеральные проверки проводятся по месту нахождения налоговой инспекции, принявшей от компании ту или иную налоговую отчетность (абз. 1 п. 1 ст. 88 НК РФ). Причем камеральные проверки проводятся по самому факту представления налоговой отчетности, без вынесения специального решения руководителя ИФНС.

Читайте также:  Доплата за совмещение должностей на время отпуска

Проведение проверки по месту расположения ИФНС не означает, что налоговики не могут вызвать должностных лиц проверяемой организации или ИП для дачи пояснений или показаний. НК РФ не предусматривает каких-либо ограничений на данный счет. При этом в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, в том числе и директор, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (письмо ФНС от 09.08.2019 № ЕД-4-15/15859@).

В ходе камеральной проверки налоговые органы имеют возможность запрашивать пояснения и документы, касающиеся, в том числе, фигурирующих в представленной налоговой отчетности льгот.

Одновременно с этим возможности налоговиков по истребованию документации в рамках камеральных проверок значительно ограничены. Так, при проведении камеральной проверки ИФНС не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией прямо не предусмотрено НК РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ). К примеру, при проверке декларации по НДС, в которой был заявлен вычет, ИФНС вправе запросить у плательщика только счета-фактуры и первичные документы, подтверждающие принятие приобретенной продукции на учет. Все остальные документы налоговики, проводящие камеральную проверку, запрашивать не вправе.

Если в ходе камеральной проверки налоговики установят факт совершения налогового правонарушения, они составят акт проверки, который впоследствии будет являться основанием для привлечения плательщика к налоговой ответственности. Оспорить акт, представив письменные возражения, плательщик может в течение 1 месяца со дня его получения (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Представление дополнительных документов

Помимо пояснений, при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе потребовать у организации и ИП предоставить и дополнительные документы, подтверждающие обоснованность отраженных в налоговой отчетности сведений. В частности, документы могут быть затребованы в случаях:

  • в налоговой декларации заявлены налоговые льготы (представляются документы, подтверждающие право на данные льготы);
  • представление уточненной налоговой декларации, в которой уменьшается сумма налога, уплачиваемого в бюджет (представляются документы, подтверждающие данные уточненной декларации);
  • в налоговой декларации заявляется налоговый вычет по НДС (представляются документы, подтверждающие такой вычет);
  • при несоответствии сведений, содержащихся в декларации, сведениям, заявленным в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (представляются счета-фактуры и первичные документы, относящиеся к прослеживаемым товарам).

Кто принимает решение о проведении выездной проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.

Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.

В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:

  • полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
  • предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Что собой представляет камеральная налоговая проверка?

Итак, камеральная налоговая проверка представляет собой меру контроля за соблюдением налогоплательщиком требований законодательства в сфере фискальной политики на основании поданной последним отчетности. Данная процедура является обязательной для всех без исключения, она проводится в отношении любой отчетности, которая сдается в ФНС.

Камеральная налоговая проверка осуществляется в несколько этапов. Первый этап этой процедуры осуществляется в виде регистрации информации из поданного налогоплательщиком отчета в специализированной информационной системе, разработанной специально для целей фискальных органов.

Далее происходит непосредственный анализ данных и контроль их корректности. Правильность сданной информации проверяется посредством сверки контрольных соотношений.

Под контрольными соотношениями понимаются правила, установленные согласно письмам ФНС, по которым одна строка декларации должна соответствовать другой или сумме строк, быть больше или меньше определенных значений внутри одного документа.

Кроме того, должны соблюдаться правильные соотношения между данными, указанными в декларациях различных форм. Следовательно, чтобы избежать проблем, стоит внимательно проверять правильность отчетности в соответствии с утвержденными соотношениями.

Читайте также:  ДСАГО – нужно ли оформлять расширенную страховку ОСАГО

До 01.01.2009 ст. 88 НК РФ было предусмотрено, что камеральная проверка начинается при поступлении в налоговый орган декларации и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны к ней прилагаться. Поэтому налоговики считали, что трехмесячный срок проведения «камералки», установленный п. 2 ст. 88 НК РФ, следует исчислять с даты представления указанных документов. Такую позицию занимали и финансисты. В частности, в Письме от 13.04.2007 N 03-02-07/2-69 Минфин России разъяснил, что началом проведения проверки нужно считать день, когда в инспекцию поданы декларация (расчет) и последний из необходимых документов.

Следует оговориться, что Налоговым кодексом предусмотрено лишь два случая, когда налогоплательщик обязан самостоятельно представить документы в налоговый орган без выставления последним соответствующего требования. Во-первых, это документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0% при реализации товаров на экспорт (п. 10 ст. 165 НК РФ); во-вторых, документы, поименованные в п. 13 ст. 167 НК РФ и необходимые для реализации налогоплательщиком — изготовителем товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом права не включать в состав налоговой базы по НДС авансы в момент их поступления на расчетный счет.

Вероятно, поскольку указанные документы налогоплательщик обязан представить одновременно с декларацией, а также с целью недопущения неправомерных действий контролеров по увеличению сроков проверки Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ в п. 2 ст. 88 НК РФ были внесены изменения: с 2009 г. начало камерального контроля связано только с датой представления декларации (расчета).

В каких случаях запрашивают документы

— в декларации заявлена льгота (например, это может быть пониженная или нулевая ставка по налогу);
— в РСВ указаны суммы, не подлежащие обложению или пониженные тарифы;
— в декларации по НДС заявлен налог к возмещению;
— представлена уточненная декларация, спустя 2 года с уменьшением суммы налога.

Не нужно ждать, когда к вам поступит запрос из ФНС, подготовьте необходимый пакет документов заранее. На запрос можно (и намного проще) отвечать в электронном виде, если вы пользуетесь услугами операторов ЭДО для сдачи отчетности. Поэтому можно сразу собрать нужные копии документов (сканы) в папку, и потом просто отправить ее в ответ налоговикам.

Кроме того, вооружитесь шаблонами ответов на частные запросы.

Пример: если у вас есть регулярные расхождения между расчетом о страховых взносах и 6-НДФЛ в части облагаемых выплат, допустим, дивидендов (они облагаются НДФЛ, но не облагаются взносами), можно сразу составить текст письма и менять в нем только динамическую информацию — номера документов, даты и суммы. Так вы быстрее и без ошибок ответите на требование.

Все случаи, когда могут быть запрошены документы в рамках камеральной проверки, предусмотрены в ст. 88 НК РФ.

Критерии отбора на проверку

Несмотря на то, что нельзя узнать заранее о предстоящей выездной проверке, вы самостоятельно может просчитать риски.

Критерии, которые учитываются при выборке налогоплательщиков в список для ВНП, перечислены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/33@. Например:

— высокий процент доли вычета по НДС по отношению к рассчитанному налогу;
— уровень заработной платы ниже по отрасли на 10% и более;
— отражение в отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
— опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

Т. е. вы можете сократить вероятность попадания в выборку по выездной проверке, просто отслеживая критерии, которые применяет ФНС.

По сравнению с выездной проверкой, у камеральной есть некоторые нюансы. В процессе ее проведения полномочия налоговых инспекторов довольно сильно ограничены.

Если во время выездных проверок они могут потребовать у вас вообще любую документацию, а также проводить ревизию и осматривать производство, то в момент камеральной проверки их возможности на порядок меньше.

В частности, инспектор может:

  • Запросить у вас дополнительную документацию, но только оговоренную в НК РФ;
  • Осмотреть имущество только с вашего согласия;
  • Проводить экспертную оценку;
  • Запрашивать помощь экспертов и переводчиков.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *