Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (действующая редакция)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязательные работы являются новым для России видом уголовного наказания. Они начали применяться только с 1 января 2005 г. после введения в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. № 177-ФЗ. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (ч. 1 ст. 49 УК РФ).
Комментарии к ст. 39 УИК РФ
1. Исправительные работы как вид наказания предусмотрены в российском законодательстве с первых лет советской власти. Менялось их название (обязательные, общественные, принудительные, исправительно-трудовые, исправительные работы), менялись правоограничения, но в основе своей данное наказание оставалось неизменным: осужденный проживает дома, с семьей, работает в обычном трудовом коллективе.
Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ существенно изменил регламентацию наказания в виде исправительных работ. С введением его в действие это наказание может назначаться только осужденным, не имеющим основного места работы. Исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.
В этом виде исправительные работы напоминают ранее применявшееся наказание в виде исправительных работ в местах, отбываемых по указанию органов, исполняющих наказание. Но в то же время действовал также другой вид наказания в виде исправительных работ — исправительные работы по месту работы, которые на практике применялись достаточно редко. Новая регламентация исправительных работ вызывает опасение дальнейшего сокращения применения этой меры, так как в большинстве своем исправительные работы применяются за преступления небольшой или средней тяжести, виновные в которых чаще всего работают и поэтому не могут быть подвергнуты этому наказанию. Между тем не следует забывать, что ныне исправительные работы — одна из немногих альтернатив лишению свободы.
Исправительные работы применяются только в качестве основного наказания к лицам, которые могут быть исправлены без изоляции от общества. Они назначаются по приговору суда либо по постановлению судьи в связи с заменой штрафа за злостное уклонение от его уплаты (ч. 5 ст. 46 УК РФ); в связи с заменой неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ); при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ч. 3 ст. 82 УК РФ). Закон разрешает применять это наказание к осужденным военнослужащим в порядке замены наказания более мягким в случае заболевания, делающего их не годными к несению военной службы (ч. 3 ст. 81 УК РФ).
Отбывание исправительных работ неразрывно связано с трудовой деятельностью осужденного. Поэтому данный вид наказания не может быть назначен нетрудоспособным. В соответствии с ч. 5 ст. 50 УК РФ исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
Рассмотрение перечня категорий осужденных, которым не могут быть назначены исправительные работы, показывает, что он не может быть признан исчерпывающим. Например, законодатель не упоминает в ч. 5 ст. 50 УК РФ мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, которые считаются нетрудоспособными по возрасту.
Поскольку ст. 63 ТК РФ установила, что лица моложе 16 лет, как правило, не принимаются на работу, к исправительным работам могут быть приговорены несовершеннолетние только начиная с этого возраста.
Если санкция статьи, по которой осуждается военнослужащий, содержит наказание в виде исправительных работ, военнослужащему может быть вместо этого в соответствии с ч. 1 ст. 51 УК РФ назначено наказание в виде ограничения по военной службе.
Рассматриваемое наказание назначается на срок от двух месяцев до двух лет. В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством срок исправительных работ исчисляется годами, месяцами и днями.
Регламентируя вопрос о месте отбывания наказания, законодатель поставил очень важное для осужденных условие: место работы должно быть в районе места жительства осужденного.
Это понятие применялось в ИТК РСФСР при регламентации исправительных работ в иных местах. Статья 91 ИТК РСФСР указывала, что данный вид исправительных работ отбывается «в пределах населенного пункта, где проживает осужденный, или в местности, откуда он имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства».
Применение рассматриваемой нормы в наше время выявило серьезные трудности по трудоустройству осужденных к исправительным работам, особенно в сельской местности и в небольших городах с ограниченными возможностями трудоустройства. Кое-где на практике в целях трудоустройства осужденных стали расширительно понимать понятие места жительства (как известно, в условиях местного железнодорожного сообщения за несколько часов можно приехать даже в соседнюю область).
Не вносит ясности и ориентация на административный район. В некоторых случаях в соседний район можно добраться за несколько десятков минут, но есть районы протяженностью в сотни километров (например, в Красноярском крае). Видимо, этот вопрос должен решаться индивидуально применительно к каждому случаю.
Известно, что трудности с трудоустройством явились одной из основных причин минимального применения данного вида исправительных работ, назначаемых по указанию органов, исполняющих наказание.
2 — 3. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией, которая находится в ведении ФСИН России и ее органов на местах. После вступления приговора в законную силу суд, вынесший приговор, направляет две копии приговора в уголовно-исполнительную инспекцию. Инспекция вызывает осужденного, проводит с ним ознакомительную беседу, ставит на учет и предлагает ему устроиться на работу в одно из мест, которое определено органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Одновременно осужденному разъясняется порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности. В процессе отбывания наказания инспекция проводит с осужденным воспитательную работу, с участием сотрудников милиции контролирует поведение осужденных. При необходимости осужденные приглашаются в инспекцию, а в случае неявки они могут быть подвергнуты приводу. Если осужденный скрылся и его местонахождение неизвестно, проводятся первоначальные мероприятия по розыску в течение одного месяца. Если установить местонахождение осужденного не удается, инспекция готовит и передает в аппарат криминальной милиции материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.
Осужденные ставятся уголовно-исполнительной инспекцией на один из следующих видов учета: оперативный, предварительный, контрольный, учет разыскиваемых.
На оперативном учете состоят работающие осужденные, из заработной платы которых производятся удержания в доход государства и наказание в отношении которых исполняется нормально.
На предварительном учете состоят осужденные:
— не приступившие к работе по истечении 30 дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления);
— уволенные во время отбывания наказания с прежнего места работы и не поступившие на новую работу по истечении 30 дней со дня увольнения;
— не работающие без уважительных причин, в том числе в связи с болезнью, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним.
Удержания из зарплаты при исправительных работах
Осужденный, при отбывании исправительных работ, за свой труд получает заработную плату, установленную работодателем, но часть ее, определенная в приговоре, ежемесячно отчисляется в доход государства.
Эта часть может составлять от 5 до 20%. При этом удержания не производятся из социальных, единовременных выплат. Корректность, своевременность удержаний работодателем контролирует УИИ.
Законом предусмотрена возможность снижения назначенного процента удержаний из зарплаты осужденному, материальное положение которого ухудшилось (учитываются все виды его доходов). Для этого в суд подается соответствующее ходатайство от самого осужденного, УИИ или администрации работодателя. Однако выйти за пределы минимально возможного удержания (5%) суд не вправе.
Воспитательная работа согласно ст. 9 УИК РФ признается одним из основных средств исправления осужденных. В Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, утвержденной 20 апреля 2000 г., воспитательная работа – это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. В соответствии с ч. 1 ст. 109 УИК РФ задачами воспитательной работы с осужденными к лишению свободы являются их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.
Основными направлениями воспитательной работы (рис. 9) выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (ч. 1 ст. 110 УИК РФ).
Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого общества, формирование на этой основе всей личности осужденного, его жизненной позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений.
Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направлено на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения.
Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни – единственно правильный и приемлемый для них дальнейший путь.
Физическое воспитание осужденных включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Оно направлено не только на организацию свободного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания лишения свободы.
Контроль за поведением условно осужденных регламентируется нормами гл. 24 УИК РФ. Он осуществляется в течение испытательного срока уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих – командованием их воинских частей. В порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, к осуществлению контроля за поведением условно осужденных привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел. Это могут быть участковые уполномоченные милиции, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних и др.
Испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. По истечении испытательного срока контроль за поведением условно осужденного прекращается, и он снимается с учета уголовно-исполнительной инспекции.
Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей. При назначении условно осужденному в качестве дополнительного наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью уголовно-исполнительная инспекция в полном объеме осуществляет мероприятия, предусмотренные ст. 33 – 38 УИК РФ (подробнее см. 8.2).
В случае призыва условно осужденного на военную службу в военный комиссариат направляются копия приговора суда, а в необходимых случаях и иные документы, требующиеся для осуществления контроля за поведением условно осужденного по месту прохождения службы. Командование воинской части обязано сообщить в 10-дневный срок в уголовно-исполнительную инспекцию о постановке условно осужденного на учет, а по окончании службы – о его убытии из воинской части.
Условно осужденные обязаны отчитываться перед уголовно-исполнительными инспекциями и командованием воинских частей о своем поведении, исполнять возложенные на них судом обязанности, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию. При неявке без уважительных причин условно осужденный может быть подвергнут приводу. В случае неисполнения условно осужденным указанных требований, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности возложения на условно осужденного других обязанностей, начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части вносит в суд соответствующее представление.
В случае уклонения условно осужденного от контроля за его поведением уголовно-исполнительная инспекция проводит первоначальные мероприятия по установлению его места нахождения и причин уклонения.
При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание, уголовно-исполнительная инспекция или командование воинской части предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного осуждения.
При наличии достаточных оснований уголовно-исполнительной инспекцией или командованием воинской части в суд направляется представление о продлении испытательного срока.
В случае систематического или злостного неисполнения условно осужденным в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей либо если условно осужденный скрылся от контроля, начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.
Систематическим неисполнением обязанностей являются совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более 2 раз в течение года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом. Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней.
Таким образом, основаниями освобождения осужденного от отбывания наказания являются: а) отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда; б) отмена приговора суда с прекращением дела производством; в) условно-досрочное освобождение от отбывания наказания; г) замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания; д) помилование или амнистия; е) тяжелая болезнь или инвалидность; ж) иные основания, предусмотренные законом. Основным видом освобождения является освобождение осужденного по отбытию срока наказания, назначенного по приговору суда. Среди досрочных видов преобладает условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом „О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации“» изменил порядок такого освобождения. Теперь правом ходатайствовать перед судом об условно-досрочном освобождении наделяются непосредственно осужденный, отбывший установленный УК РФ минимальный срок, а также его адвокат (законный представитель). При этом администрация учреждения представляет в суд необходимые документы и может в отношении положительно характеризующегося осужденного внести представление о замене лишения свободы более мягким видом наказания. Данное право сохраняется и в случае отказа суда в условно-досрочном освобождении осужденного. Контроль за поведением условно осужденных и освобожденными досрочно осуществляется в течение испытательного срока уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих – командованием их воинских частей. В порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, к осуществлению контроля за поведением условно осужденных привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел.
Как было отмечено выше, уголовная политика Российского государства в современный период ознаменована сокращением применения наказания в виде лишения свободы и существенным расширением применения альтернативных видов наказания, среди которых важнейшее место занимают исправительные работы.
Изучение института исправительных работ показывает, что при исполнении данного вида наказания существуют проблемы теоретического и прикладного характера, которые требуют скорейшего разрешения. Необходимость решения некоторых вопросов правового характера обусловила выбор рассматриваемой темы.
Исправительные работы по действующему уголовному законодательству являются основным видом наказания и предполагают дихотомическое деление осужденных на лиц, имеющих основное место работы и не имеющих его на указанный в приговоре суда срок с удержанием в доход государства части заработной платы (ст. 50 УК РФ).
Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет (ч. 2 ст. 50 УК РФ), несовершеннолетним осужденным -на срок до одного года (ч. 4 ст. 88 УК РФ).
Следует отметить, что согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» не рекомендуется назначение исправительных работ несовершеннолетним, продолжающим обучение по очной форме, так как реальное отбывание рассматриваемого наказания может создать определенные препятствия для его успешной социализации[17].
Положения данного постановления имеют спорный характер: если ребенок находится в криминогенной среде, растет среди лиц отрицательной направленности, то о какой успешной социализации может идти речь? Более того, если не применять и так гуманный вид наказания в виде исправительных работ к несовершеннолетним, то это приведет к безнаказанности и в дальнейшем к пограничному состоянию личности потенциального преступника, который может «балансировать» между законопослушным и преступным вариантами поведения.
О спорности правовой позиции Верховного Суда РФ по данному вопросу свидетельствует криминологическое исследование С.И. Кириллова, который среди криминогенных факторов, детерминирующих преступность несовершеннолетних, выделяет проблему обеспечения досуга[18]. Как правило, отмечает автор, свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в 2-3 раза больше, чем у их законопослушных сверстников. В то же время согласно результатам отдельных исследований, по мере увеличения свободного времени интересы подростков деформируются и приобретают негативный оттенок. Так, из числа подростков, имеющих за день 2-3 часа свободного времени, на учете в милиции (полиции) состояло 15 %, 5-7 часов — 47 %. Именно в досуговой сфере подростки совершают большинство преступлений[19].
Среди значимых факторов при назначении уголовного наказания выделяют: вид исправительных работ, который определяется с учетом трудоспособности осужденного, имеющейся у него специальности; расположение рабочего места, которое должно находиться в том населенном пункте, где он проживает.
На практике данная проблема актуализируется в условиях сельской местности. Действительность такова, что из-за ограниченного количества штатной численности работников не всегда имеется возможность принять на вакантные должности законопослушных граждан и исключений в отношении осужденных не предусматривается. В сложившихся условиях сотрудникам инспекций приходится прибегать к различным способам при решении задач по трудоустройству осужденных.
В одной из инспекций Пермского края попытались выйти из положения следующим образом. Некоторые сельские поселения находятся в 3-5 км от города, между ними налажено нормальное транспортное сообщение. Были случаи, когда осужденных устраивали для отбывания наказания в городскую местность, согласуя место отбывания с главой поселения и сотрудниками инспекции. Однако впоследствии вмешивалась прокуратура и выносила представления, указывая на то, что не соблюдается законность исполнения исправительных работ, то есть наказание отбывается не по месту жительства осужденного[20].
Действующее уголовно-исполнительное законодательство не устанавливает ограничений на отбывание наказания в организациях с определенной формой собственности. В настоящее время осужденные могут отбывать наказание на предприятиях любых форм собственности, предусмотренных Конституцией РФ.
В результате такого подхода могут сложиться парадоксальные ситуации. Так, Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда было принято решение в отношении П., который был осужден по приговору Красноярского краевого суда от 10 февраля 2016 г. по ч. 2 ст. 297 УК РФ к одному году исправительных работ с удержанием 5 % из заработной платы, а на основании ст. 70 УК РФ — по совокупности приговоров — к 4 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Судебная коллегия изменила приговор, смягчив назначенное П. по ч. 2 ст. 297 УК РФ наказание до штрафа в размере 50 тыс. руб., при этом на основании ст. 70 УК РФ назначила 3 года 11 месяцев лишения свободы со штрафом в размере 50 тыс. руб. В обоснование своего решения о смягчении назначенного П. наказания Судебная коллегия сослалась на обстоятельства, согласно которым П. работал в ООО, учредителем и директором которого он являлся, в связи с чем ему не могло быть назначено наказание в виде исправительных работ[21].
Процесс исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ подразумевает вступление осужденных в специфические трудовые отношения путем заключения трудового договора. Трудовой договор может заключаться с лицами четырнадцати- (при согласии одного из родителей (опекуна, попечителя) и органов опеки), пятнадцати- и шестнадцатилетнего возраста (ст. 63 ТК РФ). В свободное от учебы время такие осужденные могут заниматься легким трудом, не причиняющим вреда их здоровью и не нарушающим процесса обучения.
В ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» указывается: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается»[22]. Таким образом, исполнять наказание в отношении четырнадцатилетних подростков затруднительно и проблематично.
Следует обратить внимание на субъективную позицию Р.Ф. Галиевой в рамках вопроса об особенностях регулирования труда несовершеннолетних осужденных. Так, согласно Конвенции Международной организации труда № 138 (1973) «О минимальном возрасте для приема на работу» возраст, с наступлением которого физическое лицо признается обладающим общей трудовой правосубъектностью, не должен быть ниже 15 лет. Действующее российское законодательство о труде, допуская в порядке исключения возможность приема на работу учащихся по достижении ими 14 лет с согласия одного из родителей, отступает от международных норм[23].
Процесс исполнения наказания в виде исправительных работ предполагает осуществление комплекса различных организационных, правовых и иных средств, применяемых инспекцией, в случаях нарушения установленного порядка исполнения наказания.
Однако, как указывает И.А. Елисеева, большинство осужденных предпочитают изначально злостно уклоняться от отбывания наказания с целью последующей замены им исправительных работ лишением свободы, так как предлагаемые виды работ часто являются для осужденных унизительными. Кроме того, при замене наказания более строгим один день лишения свободы считается за три дня исправительных работ, то есть при сроке исправительных работ в 1 год в места лишения свободы осужденный направляется лишь на 4 месяца.
Об особенностях исправительных работ
Обратите вниманиеОтличие принудительных работ от исправительных в том, что первые осужденный выполняет по своему основному месту трудоустройства. Если же осужденный является безработным, то место работы выбирается местной администрацией и УИИ. Подробнее о наказание в виде обязательных работ читайте в этой статье
К исправительным работам могут привлекаться несовершеннолетние лица, виновные в совершении преступлений и достигшие 16 лет.
Никто не застрахован от того, что по каким-то причинам ему придется украсть чужую вещь или нанести легкий вред здоровью другого человека. Ситуации в жизни бывают разные, а в роли преступника, к сожалению, оказываются добропорядочные граждане, которые были вынуждены защищать себя, но просто «перегнули палку».
Поэтому за впервые совершенное преступление средней тяжести или просто преступление малой тяжести, по нормам морали несправедливо отправлять людей за решетку в колонию к преступникам и рецидивистам. По этим соображениям законодатели РФ и ввели исправительные работы как вид уголовного наказания, представляющий собой альтернативу лишения свободы. Срок принудительных работ составляет от 2 месяцев до 5 лет. Однако в России существует ряд категорий лиц, которым принудительные работы не назначаются.
Однако в России практика приговора к принудительным работам еще не набрала обороты, поскольку по мнению большинства принуждение к работе — неэффективный и дорогостоящий для государства способ наказания.
Возможные места работы осужденных
Как указывалось выше, трудоустроенные осужденные отбывают исправительные работы по месту своего трудоустройства. То есть отбывание сводится для них к исполнению своих повседневных трудовых обязанностей с изъятиями, установленными законом, о которых речь пойдет ниже (удержание части зарплаты, сокращенная продолжительность ежегодного отпуска, невозможность уволиться самому без разрешения УИИ и так далее). При этом трудоустройство должно быть исключительно официальным.
- Если осужденный работает, но его занятость не оформлена в соответствии с требованиями трудового законодательства, он считается неработающим.
- Если привлекаемый к ответственности трудоустроился во время судебного процесса до вынесения приговора, ему следует предоставить в судебном заседании справку от работодателя об официальном трудоустройстве и ходатайствовать о ее приобщении к материалам дела. В этом случае местом отбывания наказания определяется место работы. Если этих сведений нет, даже при наличии официальной работы, суд не сможет этого сделать.
Некоторые отличия от схожих наказаний
Исправительные работы | Обязательные работы | Принудительные работы |
Отбываются по месту официального трудоустройства или в местах, определяемых УИИ по согласованию с ОМСУ по месту жительства. | Исполняют УИИ по месту жительства в местах и на объектах, определяемых ОМСУ по месту жительства. | Отбывается в специальных учреждениях – исправительных центрах. Место работы определяет орган уголовно-исполнительной системы. Оно может быть за пределами населенного пункта, где живет осужденный, если в нем отсутствует специализированное учреждение. |
Отбывается в период осуществления трудовой деятельности. | Отбывается во время, свободное от работы/учебы. | Своеобразная альтернатива лишению свободы. Осужденный в течение всего срока находится в исправительном центре. |
2-24 месяца | 60-480 часов | 2 месяца – 5 лет |
Выплачивается обычная зарплата, из которой удерживается 5-20% в доход государства. | Осуществляется бесплатно. | Труд оплачивается, с заработка в пользу государства удерживается 5-20%. |
Вам помогла статья?
Таблица. Характеристика обязательных, исправительных и принудительных работ
Обязательные работы | Исправительные работы | Принудительные работы* | |
Срок работ | От 60 до 480 ч (ч. 2 ст. 49 УК РФ). При этом не более 4 ч в день (п. 2 ст. 49 УК РФ) и не менее 12 ч в неделю (ч. 2 ст. 27 УИК РФ) | От 2 мес. до 2 лет (ч. 2 ст. 50 УК РФ) | От 2 мес. до 5 лет (ч. 4 ст. 53.1 УК РФ) |
Вид работ и объекты, на которых они выполняются | Бесплатные общественно-полезные работы. Объекты определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (ч. 1 ст. 49 УК РФ) | При наличии основной работы — по основному месту работы осужденного (ч. 1 ст. 50 УК РФ) | В специальных учреждениях — исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта РФ, в котором лица, подвергающиеся наказанию, проживали или были осуждены (ч. 1 ст. 60.1 УИК РФ) |
При отсутствии основной работы — в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного (ч. 1 ст. 50 УК РФ) | |||
Оплата труда | Бесплатно (ч. 1 ст. 49 УК РФ) | Выплачивается заработная плата, из которой производятся удержания в доход государства, в размере, установленном приговором суда, в пределах 5-20% (ч. 3 ст. 50 УК РФ) | Выплачивается заработная плата, из которой производятся удержания в доход государства, в размере, установленном приговором суда, в пределах 5-20% (ч. 5 ст. 53.1 УК РФ) |
Время работы | В свободное от основной работы или учебы время (ч. 1 ст. 49 УК РФ) | Основная работа (ч. 1 ст. 50 УК РФ) | — |
Меры при уклонении от работы | Заменяются принудительными работами или лишением свободы (ч. 3 ст. 49 УК РФ) | Заменяются лишением свободы (ч. 6 ст. 53.1 УК РФ) | |
Не назначаются | — инвалидам I гр.;
— беременным женщинам; — женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет; — военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим-контрактникам на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного срока службы по призыву (ч. 4 ст. 49, ч. 5 ст. 50 УК РФ) |
— несовершеннолетним;
— инвалидам I и II гр.; — беременным женщинам; — женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет; — женщинам 55 лет и старше; — мужчинам 60 лет и старше; — военнослужащим (ч. 7 ст. 53.1 УК РФ) |
|
* Положения УК РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее — УИК РФ) в части принудительных работ применяются с 01.01.2014 (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). |
В данной статье мы подробно рассмотрим такой вид работ, как исправительные, поскольку именно с ним сталкиваются работодатели.
Продолжительность работ
Начало срока отбывания исправительных работ (ч. 2 ст. 42 УИК РФ) таково:
— осужденным, имеющим основное место работы, — день получения работодателем соответствующих документов из УИИ;
— осужденным, не имеющим основного места работы, — день выхода на работу.
Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его зарплаты производились удержания. При этом в каждом месяце установленного срока наказания должны быть отработаны все рабочие дни. Если же какие-то дни работник не работал и отсутствуют основания для зачета неотработанных дней в срок наказания, то исправительные работы продолжаются до полной отработки положенного количества дней (ч. 1 ст. 42 УИК РФ).
Срок наказания осужденным, работающим в организациях, в которых применяется суммарный учет рабочего времени, исчисляют исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов (ч. 6 ст. 42 УИК РФ).
Обратите внимание: время, в течение которого осужденный не работал, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается (ч. 3 ст. 42 УИК РФ).
Статья 56. Обязанности администрации организации по месту отбывания наказания в виде исправительных работ
1. Администрация организации по месту отбывания наказания в виде исправительных работ обязана:
1) своевременно перечислять удержания из заработной платы осужденного в Фонд компенсации потерпевшим, о чем один раз в квартал представлять в службу пробации подтверждающие документы;
2) в течение трех рабочих дней уведомлять службу пробации об уклонении осужденного от отбывания наказания;
3) предварительно уведомлять службу пробации о переводе осужденного на другие должности или увольнении.
2. Неисполнение администрацией организации по месту отбывания наказания в виде исправительных работ обязанностей, указанных в части первой настоящей статьи, влечет ответственность, установленную законом.
Исправительные и обязательные работы: отличия
Согласно ст. 49 УК РФ, обязательные работы – это бесплатная общественно полезная трудовая деятельность, которая выполнятся осуждённым в свободное от основной работы или учёбы время.
Объекты и вид обязательных работ определяются органами местной власти по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Законодатель определяет количество часов трудовой деятельности (максимально — 480 ч.).
Обязательные работы применяются в качестве наказания за преступные деяния небольшой тяжести, не представляющие значимой социальной опасности. Исполняться они могут без отрыва от учёбы или основной работы.
Исполнительная трудовая деятельность, в отличие от обязательной, не является бесплатной: осуждённому начисляется зарплата в соответствие с установленными тарифами, принятыми в каждой отдельной организации.
Часть зарплаты выдаётся осуждённым, другая (от 5 до 20%, что указано в приговоре) идёт в доход государства.
Таким образом, при назначении данного вида наказания достигается сразу 2 цели:
- Осуждённый занят и применяет свои знания, умения и навыки на благо обществу.
- На счёт государства поступают денежные средства.
Кто контролирует осуждённого?
Поведение осуждённых строго контролируется сотрудниками УИИ, которыми было определено данное наказание. Они выполняют следующее:
- ведут общий контроль;
- следят за соблюдением срока, установленного законом для отбывания наказания;
- проверяют ежедневную явку и отсутствие прогулов со стороны подучётных лиц (2-3 раза в неделю) путём телефонных звонков или личного посещения места отбывания;
- принимают меры в случае нарушений;
- направляют запросы в различные организации (больницы, СИЗО, ФМС и т.д.) в рамках работы по поиску местонахождения осуждённого, если он не является в инспекцию и не выходит на связь.
Кроме инспекции, к контролю подключены:
- Прокуратура: проверяет ежеквартально все личные дела осуждённых и условия отбывания исправительных работ.
- Полиция: призвана помогать инспекторам УИИ.
- Администрация предприятия, где осуждённый отрабатывает наказание. На неё законом возложен непосредственный контроль за осуждённым на рабочем месте. Здесь составляется табель, в котором отмечается явка и количество отработанных часов, обеспечивается охрана труда, доводятся до сведения инспекторов УИИ прогулы и нарушения со стороны трудоустроенного.