20. Финансовое оздоровление как процедура банкротства
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «20. Финансовое оздоровление как процедура банкротства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Точка отсчета срока финансового оздоровления начинается с вынесения судом решения о внедрении стадии, которое содержит информацию о временных рамках, об установленном графике выплат задолженностей и о назначении административного (финансового) управляющего. Первостепенной задачей стадии является покрытие организацией долговых обязательств, на втором месте находится выход деятельности юридического лица на докризисные показатели.
Пути финансового оздоровления
Финансовое оздоровление направлено на погашение кредиторской задолженности юридического лица и реанимирование его платежеспособности. Выбор возможных путей финансового оздоровления для преодоления кризисной ситуации зависит от результатов наблюдения и специфики работы организации. Причины несостоятельности организации — это взаимодействие внешних и внутренних факторов.
Причины несостоятельности юридического лица
Внешние факторы | Внутренние факторы |
Изменения в законодательстве | Некомпетентность руководства |
Спад экономики, инфляция, рост цен на сырье и оборудование | Большой управленческий аппарат |
“Цепное” банкротство ( организация становится банкротом из-за несостоятельности своих партнеров) | Высокая дебиторская задолженность |
Политическая ситуация в стране | Неэффективная инвестиционная политика |
Увеличение числа конкурентов | Открытие дополнительных филиалов |
Снижение покупательской способности потребителя | Износ техники и снижение производительности |
Изменение покупательских предпочтений | Отсутствие сбытовой стратегии и маркетинга |
Права и обязанности участников финансового оздоровления
Процедура банкротства на стадии финансового оздоровления включает 3-х основных участников процесса, обладающих законными правами и обязанностями.
Права и обязанности участников финансового оздоровления
Организация -должник | Кредиторы | Финансовый управляющий* | |
Права |
ходатайствовать о применении стадии оздоровления;
осуществлять деятельность с учетом применяемых к нему ограничений; обращаться в суд для обжалования решения. |
вернуть собственные средства в соответствии с установленной очередностью;
подавать ходатайства об отстранении руководителей или административного управляющего; ознакомиться с отчетом должника и заключением управляющего. |
запрашивать от должника любые данные;
согласовывать сделки; обращаться в суд с ходатайством. |
Обязанности |
разработка плана финансового оздоровления;
соблюдение установленных сроков и размеров выплат; подготовка отчета для управляющего. |
в соответствии с положениями Закона. |
составлять реестр требований кредиторов;
контролировать выполнение плана финансового оздоровления; составлять заключение по результатам этапа *подробнее в статье 83 Закона |
Когда вводится финансовое оздоровление
Введение финансового оздоровления возможно после стадии наблюдения, когда должник еще не признан судом несостоятельным, но у него выявлены признаки несостоятельности, которые в ходе финансового оздоровления могут быть преодолены, а платежеспособность восстановлена. Отличительной чертой финансового оздоровления по сравнению с другими процедурами, применимыми в деле о банкротстве, является то обстоятельство, что полномочия органов управления юридического лица сохраняются при установлении ограничений по распоряжению имуществом юридического лица со стороны административного управляющего.
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения первого собрания кредиторов (п.1 ст. 80 Закона о банкротстве). К первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления вправе обратиться учредители должника, собственники имущества должника – унитарного предприятия либо третьи лица.
План финансового оздоровления
План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов. График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника (ст. 84 Закона о банкротстве).
Введение финансового оздоровления предусматривает ряд последствий для должника, а именно: снимаются аресты и иные ограничения на распоряжения имуществом должника, приостанавливается взыскание по исполнительным документам, начисление неустоек и штрафных санкций, требования к должнику (за исключением текущих платежей) могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением требований Закона о банкротстве и др. (ст.81 Закона о банкротстве).
Политика и программа финансового оздоровления предприятия
Ключевой документ (план реабилитирующей санации) обычно готовят руководитель, учредители и заинтересованные участники. Он утверждается на первом общем собрании акционеров. В зависимости от конкретной ситуации, которая и привела к разорению, выбирается индивидуальный путь реабилитации. Существуют несколько внутренних негативных факторов и причин, не зависящие от должника, из-за которых произошел крах.
Внешние обстоятельства | Внутренние факторы |
Мировой экономический кризис, который приводит к росту цен на оборудование, сырье, бензин и т.д. | Некомпетентная работа управленческого органа. |
Сильная конкуренция на рынке. | Несвоевременное открытие большого количества филиалов. |
Снижение уровня покупательской способности населения. | Неэффективная инвестиционная политика. |
Негативная политическая ситуация в стране. | «Раздутый» управленческий штат. |
Изменения в действующем законодательстве. | Сильный износ оборудования, автопарка и т.д., что является причиной резкого снижения производительности труда. |
Партнеры, не выполнившие должным образом свои обязательства, тем самым поставили организацию в затруднительное положение. | Неправильная стратегия по сбыту продукции и недостатки маркетинга. |
Что входит в финансовое оздоровление
Финансовое оздоровление в деле о банкротстве включает ряд мер и процедур, к которым относится:
- возможная смена руководства компании;
- сокращение расходов на производство;
- продажа части имущества должника, к примеру, филиалов;
- сокращение лиц, которые имеют с банкротом трудовые отношения;
- строгая инвентаризация;
- повышение квалификации трудящихся;
- улучшение технического оснащения.
Также одной из мер оздоровления является продажа устаревших товаров, оборудования и других предметов, хранящихся на складах компании.
В случае если компания соблюдая все рекомендации и не может выплачивать платежи в соответствии с графиком погашения, управляющий может обратиться к третьим лицам, которые предоставили обеспечение исполнения должником взятых обязательств.
Административный управляющий в процедуре банкротства юридического лица
Административный управляющий приступает к выполнению своих обязанностей с даты принятия судом решения о введении финансового оздоровления. Выбор подходящего кандидата и его назначение является обязанностью суда, тогда как выплата вознаграждения управляющему ложится на должника. Финансовый управляющий на этой стадии необходим для контроля исполнения плана оздоровления, посредничества между участниками процедуры несостоятельности и формирования заключения о результатах этапа. Заключение вместе с бухгалтерской отчетностью передается в суд за 10 дней до завершения стадии. Деятельность административного управляющего заканчивается одновременно с решением о прекращении финансового оздоровления, если он не был отстранен или не заявил самоотвод.
Если долги были погашены не полностью или должник не подготовил отчет о результатах работы организации, то управляющий должен вынести вопрос об определения дальнейших действий в отношении юридического лица на рассмотрение собранию кредиторов.
Административный управляющий в процедуре банкротства юридического лица
Административный управленец избирается и назначается судом с момента введения ФО. После назначения он сразу приступает к выполнению своей миссии. Оплата услуг управленца ложится на плечи должника. На стадии оздоровления управляющий занимается контролем за исполнением плана реабилитационных мероприятий и деятельности юрлица.
За 10 дней до окончания процедуры управленец составляет заключение, которое вместе с отчётными документами передаёт в суд. Если по завершении процедуры должник не предоставил управленцу отчёт о проделанной работе, специалист выносит вопрос о дальнейших действиях на заседании заимодателей.
Как только заканчивается срок финансового оздоровления, управленец приостанавливает свою деятельность. Досрочное отстранение специалиста возможно из-за неисполнения им своих обязанностей либо по собственной инициативе.
Зарубежный опыт финансового оздоровления
Рассмотрим особенности в процедуре ФО при банкротстве юрлиц на примере США, где законодательство предоставляет возможность неплатёжеспособным компаниям реорганизовать производство и восстановить финансовую стабильность. Таким образом, государство получает выгоду от восстановления потенциальных налогоплательщиков.
Законодательство США стимулирует реорганизацию должников, путём смягчения последствий неудачного инвестирования. Например, законодательные нормы о несостоятельности предоставляют добросовестным должникам возможность освободиться от долгов и начать всё заново. Компания может обновить своё производство и стать платёжеспособной.
Законное временное освобождение от выплат кредиторам обычно происходит одновременно с финансовой реорганизацией должника, причём вмешиваться в эти процессы заимодателям воспрещается. Получая льготы от государства, организация обязана предоставлять всю финансовую документацию, в которой должны содержаться сведения об активах и обо всех сделках фирмы.
На потенциального банкрота накладываются ограничения по количеству заявлений о реорганизации, а должники, которые допустили фальсификации документов или обман суда, лишены льготных условий.
Таким образом, зарубежный опыт показывает, что добросовестные американские компании получают возможность нового старта, освободившись на время от своих обязательств и давления заимодателей.
Если государство будет внимательнее относиться к теории и практике финансового оздоровления предприятия, тогда условия ведения бизнеса в стране станут более лояльными и выгодными для всех субъектов.
Начало процедуры банкротства
Для того, чтобы начать процедуру банкротства, необходимо соблюдение ряда обязательных условий:
Должнику следует иметь неисполненные долговые обязательства на сумму не менее 300 тыс. рублей, а также в отдельных случаях требуется минимум 3-месячная просрочка погашения долгов или выплаты зарплаты.
Наличие данных обстоятельств подтверждается вступившим в силу судебным решением, заключением административного суда, либо исполнительным листом, по которому Третейский суд обязывает должника исполнить свои финансовые обязательства.
В отдельных ситуациях необходимые условия для начала процедуры банкротства могут отличаться. В частности, не всегда требуется соблюдение требования о наличии просроченной задолженности в сумме 300 тысяч рублей – долг может иметь иной размер либо отсутствовать. Независимо от условий и обстоятельств, а также статуса должника все дела о банкротстве рассматриваются исключительно арбитражным судом. Чтобы это процесс прошел максимально гладко и спокойно, рекомендуется доверить ведение и сопровождение процедуры банкротства квалифицированным юристам. Такую помощь вы получите, обратившись в Юридическое бюро №1.
Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:
Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;
Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;
Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;
Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.
Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.
НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.
Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@).
НДС до 01.01.2015
До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ — отменен с 01.01.2015).
Административный управляющий в процедуре банкротства юридического лица
Административный управляющий приступает к выполнению своих обязанностей с даты принятия судом решения о введении финансового оздоровления. Выбор подходящего кандидата и его назначение является обязанностью суда, тогда как выплата вознаграждения управляющему ложится на должника. Финансовый управляющий на этой стадии необходим для контроля исполнения плана оздоровления, посредничества между участниками процедуры несостоятельности и формирования заключения о результатах этапа. Заключение вместе с бухгалтерской отчетностью передается в суд за 10 дней до завершения стадии. Деятельность административного управляющего заканчивается одновременно с решением о прекращении финансового оздоровления, если он не был отстранен или не заявил самоотвод.
К сведениюЕсли долги были погашены не полностью или должник не подготовил отчет о результатах работы организации, то управляющий должен вынести вопрос об определения дальнейших действий в отношении юридического лица на рассмотрение собранию кредиторов.
Последствия введения финансового оздоровления
Последствия введения антикризисного плана наступают сразу после принятия судом решения о начале процедуры.
- Происходит отмена принятых ранее обеспечительных и ограничительных мер в банкротстве.
- С имущества снимаются наложенные ранее аресты.
- В период введения данного процесса должнику запрещается выплачивать дивиденды по акциям, выделять доли участникам, а также выкупать эмиссионные бумаги.
- В последствии проведения стадии оздоровления замораживается начисление пеней и штрафов на все обязательства должника перед его кредиторами.
- Разрешено погашать задолженность путем взаимозачета встречных требований.
Когда вводится финансовое оздоровление
Введение финансового оздоровления возможно после стадии наблюдения, когда должник еще не признан судом несостоятельным, но у него выявлены признаки несостоятельности, которые в ходе финансового оздоровления могут быть преодолены, а платежеспособность восстановлена. Отличительной чертой финансового оздоровления по сравнению с другими процедурами, применимыми в деле о банкротстве, является то обстоятельство, что полномочия органов управления юридического лица сохраняются при установлении ограничений по распоряжению имуществом юридического лица со стороны административного управляющего.
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения первого собрания кредиторов (п.1 ст. 80 Закона о банкротстве). К первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления вправе обратиться учредители должника, собственники имущества должника – унитарного предприятия либо третьи лица.