Рассмотрение индивидуальных трудовых споров

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рассмотрение индивидуальных трудовых споров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Под трудовыми спорами, согласно ТК РФ, понимаются не все разногласия между работодателем и работником. Они приобретают статус спора только после того, как поступили на разрешение уполномоченного органа. В этой связи важно выделит стадии возникновения рассматриваемого явления.

Понятие, виды и причины трудовых споров

Трудовые споры «зарождаются» поэтапно:

  1. Нарушение трудового права работника (или работников).
  2. Оценка ситуации сторонами, то есть возникновение разногласий.
  3. Попытка разрешить спорную ситуацию без привлечения третьей стороны (досудебный этап).
  4. Обращение в юрисдикционный орган, уполномоченный рассматривать и разрешать спорные ситуации в сфере трудовых правоотношения.

Именно на четвертой стадии возникшие разногласия приобретают статус трудового спора.

Трудовые споры и дисциплинарная ответственность

Одним из гарантов «защиты» от трудовых споров является дисциплина труда. Если работодатель выполняет все требования законодательства, а работники не нарушают дисциплину труда, то можно с уверенностью сказать, что трудовые конфликты в организации будут исключены.

Под дисциплиной труда понимается обязательное для всех сотрудников подчинение тем правилам, что определены Трудовым Кодексом РФ. Если они нарушаются, трудовые обязанности не исполняются или исполняются не в полной мере, то работнику грозит дисциплинарная ответственность. К нему может быть применен один из взысканий: замечание, выговор или увольнение. Это законные дисциплинарные меры. Все они носят нематериальный характер.

На заметку! Работодатель не имеет права применять меры, которые нет в ТК РФ. Очень часто встречаются ситуации, когда работодатель применяет взыскания, которые носят материальный характер (штрафы, например). Отметим, что этой категории мер нет в законе, поэтому действия работодателя незаконны. В этой ситуации у работника есть все основания, чтобы начать инициировать разрешение трудового спора и обратиться в суд.

Если же работником был нанесен ущерб работодателю, то материальная ответственность все же наступает. Она может быть двух видов:

  • Ограниченная. Сумма, направленная на возмещение ущерба, не может быть больше среднемесячной заработной платы.
  • Полная. Сумма компенсации равна размеру ущерба и выплачивается полностью. Это вид имеет место, когда между работником и работодателем заключен договор о материальной ответственности.

Законное применение мер дисциплинарной ответственности исключает возможность «возгорания» трудового спора.

Кто занимается разрешением индивидуальных трудовых споров

Большинство ИТС можно решить без обращения в суд. Чаще всего этим занимается комиссия по трудовым спорам (КТС). Но иногда трудовые споры могут рассматриваться и в судах – такие случаи перечислены в законодательстве.

В комиссию по трудовым спорам обязательно входят равное количество представителей обеих сторон – и работника (например, члены профсоюза), и нанимателя. Если работодатель получает запрос на создание КТС, он не может игнорировать это требование и обязан направить своих представителей. На это по закону отводится 10 дней.

Членов комиссии разрешению по трудовых споров со стороны нанимателя назначает руководитель организации. Представители работника выбираются на общем собрании. Один из вариантов – их может делегировать представительный орган, например, профсоюз, а затем утвердить на общем собрании.

У комиссии по трудовым спорам должны быть:

  • собственная печать;
  • избранный председатель, его заместитель и секретарь.

Порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров

Если у сотрудника предприятия есть претензии, он должен подать в КТС заявление. Документ обязательно нужно зарегистрировать. Комиссия его рассматривает в течение десяти дней. В это время также решается, нужно ли вызывать свидетелей или специалистов. Кроме этого, комиссия может потребовать от работника предоставить любые документы, которые помогут решить конфликт.

Важный момент: все решения принимаются только на общем заседании. Чтобы оно состоялось, должна присутствовать как минимум половина членов и со стороны нанимателя, и со стороны работника. Во время заседания обязательно ведется протокол. Документ подписывается председателем или его заместителем и заверяется печатью.

Процедура принятия решения регламентируется ст. 388 ТК РФ. Это делается с помощью тайного голосования – необходимо, чтобы за решение проголосовало большинство присутствующих. В документе указывается информация о нанимателе и работнике, а также вносятся данные членах комиссии. Там фиксируется и дата обращения в КТС, предмет спора, результаты голосования и утвержденное решение.

После этого комиссия должна вручить копии решения работнику и нанимателю. Это необходимо сделать в течение трех дней с момента принятия решения. Все документы обязательно заверяются подписями и печатями.

Можно ли обжаловать решение комиссии по трудовым спорам? Да, это можно сделать в течение 10 суток со дня получения сторонами итогов рассмотрения вопроса. Если этого невозможно сделать в отведенное время по объективным обстоятельствам, обжалование можно перенести на нужный срок.

Причины возникновения трудовых споров

Предпосылки возникновения трудовых споров могут быть различными. Иногда тут виной становится неверная трактовка положений ТК РФ, причем как со стороны наемного работника, так и его работодателем. В некоторых случаях причиной могут быть различные технические ошибки, например, сбой в программном обеспечении.

Чаще всего причины трудовых споров будут следующими:

  • неожиданное для работника изменение условий труда по договору;
  • перевод сотрудника в другое подразделение или отдел;
  • штрафы и иные виды дисциплинарного взыскания;
  • отказ в предоставлении полагающегося по трудовому договору отпуска или выходных;
  • несоблюдение условий предоставления графика (например, вместо обещанного графика 2/2 приходится работать по 6 дней в неделю);
  • задержки в выдаче заработной платы, неполная ее выплата;
  • увольнение (сокращение) работника;
  • причинение имущественного или иного вреда работодателю или работнику;
  • необоснованный, а также нарушающий права гражданина отказ в приеме на работу (например, по причине национальности).

Рассмотрение трудовых споров в суде

Перенос возникшего трудового конфликта в судебную плоскость крайняя мера. Заинтересованная сторона оставляет за собой право обратиться в суд с исковым заявлением, если:

  • Комиссия по трудовым спорам нарушила сроки вынесения решения. Согласно законодательству, этот период ограничивается 10 днями с момента обращения работника, который сделал это сам или воспользовался помощью законного представителя.
  • Работник не согласен с вынесенным комиссией решением. Важно помнить, что право обратиться в суд имеет и наниматель, который считает решение независимого органа незаконным или нарушающим законные интересы.
  • Проведена прокурорская проверка на предмет неправомерности принятого трудовой комиссией решения.

Важно! Суд не может самостоятельно назначить рассмотрение спора без обращения с заявлением одной из заинтересованных сторон. Срок подачи заявления ограничивается 3 месяцами с момента наступления спора. Мы рекомендуем не полагаться только на собственные силы, а воспользоваться консультацией юриста по трудовому законодательству. Данная сфера является сложной, а каждый конфликт рассматривается индивидуально с учетом множества обстоятельств!

Читайте также:  ВС РФ о приказном производстве

Второй комментарий к Статье 382 Трудового кодекса

1. Статья 382 ТК РФ определяет органы, полномочные рассматривать индивидуальные трудовые споры. Она указывает два юрисдикционных органа, правомочных рассматривать трудовые споры между работником и работодателем: комиссия по трудовым спорам (КТС) и суд.

Если спор рассматривается первоначально в КТС, а затем его рассмотрение может быть перенесено в суд или решение КТС обжалуется в суде, такой порядок принято называть общим порядком рассмотрения трудовых споров.

Но есть ряд споров, рассматриваемых непосредственно судом, которые не подлежат рассмотрению в КТС. Бывают индивидуальные трудовые споры, которые подведомственны вышестоящим органам и суду. Поэтому очень важно правильно определить подведомственность конкретного индивидуального трудового спора для его быстрейшего и правильного разрешения (см. ст. 391 ТК РФ и комментарий к ней).

2. Ныне расширяется корпус мировых судей. Во многих регионах они уже активно работают и решают трудовые споры, кроме споров, отнесенных к компетенции районных и вышестоящих судов общей юрисдикции (см. подп. 7 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», с последующими изменениями (СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270; 2004. N 25. Ст. 2481, N 35. Ст. 3807, N 49, Ст. 4841; 2006. N 11. Ст. 1147) и п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ).

Закон г. Москвы «О мировых судьях в городе Москве» от 30 мая 2000 г. (Вестник мэрии Москвы. 2000. N 15; 2001. N 16) предусматривает создание 384 судебных участков мировых судей. Они решают споры единолично. Срок полномочий мирового судьи — 5 лет, а при первом его назначении на должность Московской городской Думой по представлению представителя Мосгорсуда — 3 года.

Судьи при рассмотрении трудового спора руководствуются трудовым законодательством, ГПК РФ, а также обязательно используют разъяснения норм, данные в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ. Важнейшее из них новое (принятое взамен Постановления от 22 декабря 1992 г. N 16) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 (БВС РФ. 2004. N 6. С. 2).

В его п. 1 разъяснено применение норм о подведомственности и подсудности трудовых дел суду. При этом указано, что мировой судья согласно п. 6 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ рассматривает по первой инстанции все дела, вытекающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о признании забастовки незаконной. Трудовой спор об отказе в приеме на работу не является спором о восстановлении на работе, поскольку истец еще не работник и не был им. Рассматривается этот спор районным судом.

Мировому судье подсудны дела и о переводе на другую работу, поскольку здесь трудовые отношения не прекращаются (ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ).

Все дела о признании забастовки незаконной подсудны верховным судам республик, краевым, областным судам, судам других субъектов РФ (ч. 4 ст. 413 ТК РФ).

Комментарий к статье 382 ТК РФ

1. Установление законодателем органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров свидетельствует, что соглашением сторон трудового договора или локальным нормативным правовым актом организации не может решаться вопрос о создании иных органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры.

2. Комиссия по трудовым спорам (КТС) — общественный орган, уполномоченный государством на выполнение правоохранительной функции.

Суд (районный суд) — это государственный орган, обеспечивающий защиту и охрану прав и интересов сторон трудового договора.

Федеральным законом от 22.07.2008 N 147-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и статью 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» исключены из подсудности мирового судьи дела, возникающие из трудовых отношений. Мировой судья не рассматривает трудовые споры в качестве суда первой инстанции.

В случаях, определенных законодателем, в отношении некоторых категорий работников установлено, что признать действия работодателя неправомерными может вышестоящий в порядке подчиненности орган (вышестоящее должностное лицо), что не лишает работника права обратиться за разрешением индивидуального трудового спора в суд. Таким образом, в качестве органа, рассматривающего индивидуальные трудовые споры, в некоторых случаях может выступать и вышестоящий в порядке подчиненности орган.

На основании п. 4 ст. 40, п. 3 ст. 40.1 Закона о прокуратуре работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы.

Пунктом 27 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 N 621, установлено, что вышестоящий руководитель в пределах предоставленных ему полномочий имеет право отменить, смягчить или усилить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем, если найдет достаточные основания для такого решения (усиление дисциплинарного взыскания не допускается, если вопрос о взыскании рассматривается в связи с обращением виновного работника). Действие этого Положения распространено Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 11.10.1993 N 1032 на всех работников метрополитенов, за исключением работников жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, системы рабочего снабжения, общественного питания, сельского хозяйства, медико-санитарных учреждений, учебных заведений, научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений, библиотек, методических кабинетов, культурно-просветительных, спортивных и детских учреждений, пансионатов и домов отдыха.

3. Государственный инспектор труда наделен функцией по оценке правоприменительной деятельности работодателя: когда трудовой спор рассматривается КТС. Часть 2 ст. 357 ТК предоставляет право профсоюзному органу, работнику, иному лицу обращаться в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), когда обжалуется решение работодателя об увольнении работника (ст. 373 ТК).

Государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право предъявить работодателю предписание об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работника, подлежащее обязательному исполнению.

4. Обращение работника в КТС, районный суд зависит от подведомственности возникшего трудового спора.

Подведомственность трудового спора — это определение органа, который вправе принять трудовой спор к своему рассмотрению. Правильное определение подведомственности конкретного трудового спора играет большую практическую роль, поскольку решение спора некомпетентным органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.

О трудовых спорах, подведомственных КТС, см. ст. 385 ТК; о трудовых спорах, подведомственных суду, — ст. 391 ТК.

5. С 01.01.2011 введен в действие Закон о процедуре медиации, направленный на создание правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица — медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.

Данным Законом регулируются отношения, связанные с использованием процедуры медиации к спорам, возникающим также из трудовых правоотношений (ч. 2 ст. 1 Закона процедуре медиации).

Законом установлено, что альтернативная процедура урегулирования споров применяется после возникновения индивидуальных трудовых споров и не может быть реализована при разрешении коллективных трудовых споров (ч. 5 ст. 1 Закона о процедуре медиации).

Альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника (медиатора) направлена на заключение сторонами (работником и работодателем) медиативного соглашения, свидетельствующего о разрешении возникшего конфликта. Использование сторонами трудового договора альтернативной процедуры урегулирования спора предоставляет возможность работнику и работодателю устранить возникший конфликт, не обращаясь в органы по разрешению индивидуальных трудовых споров.

6. Медиатор, медиаторы — независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора (п. 3 ст. 2 Закона о процедуре медиации).

Читайте также:  Процедура развода при наличии несовершеннолетних детей

Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения (п. 2 ст. 2 Закона о процедуре медиации).

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора (ст. 3 Закона о процедуре медиации).

7. Применение процедуры медиации при рассмотрении спора судом осуществляется в случае:

— если стороны (работник и работодатель) заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд для разрешения спора, который возник или может возникнуть между сторонами, суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права;

— если спор передан на рассмотрение суда, стороны могут применить процедуру медиации в любой момент до принятия решения по спору соответствующим судом. Отложение рассмотрения дела о споре в суде, а также совершение иных процессуальных действий определяется процессуальным законодательством (ст. 4 Закона о процедуре медиации).

На основании ч. 1 ст. 169 ГПК РФ суд может отложить разбирательство дела на срок, не превышающий 60 дней, по ходатайству обеих сторон в случае принятия ими решения о проведении процедуры медиации.

Суд не вправе по собственной инициативе устанавливать срок для проведения процедуры медиации, отличный от срока, определенного сторонами в соглашении о проведении такой процедуры.

Если процедура медиации была проведена сторонами до обращения в суд, но по каким-либо обстоятельствам спор был передан на рассмотрение суда и стороны вновь приняли решение о ее проведении (ч. ч. 3 и 4 ст. 7 Закона о процедуре медиации), то в этом случае суд может отложить рассмотрение дела не более чем на 60 дней независимо от продолжительности предыдущей процедуры (ч. 3 ст. 13 Закона о процедуре медиации) (см. справку о практике применения Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», утв. Президиумом ВС РФ 06.06.2012).

8. Установлено требование конфиденциальности к информации, относящейся к процедуре медиации.

При проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином.

Другой комментарий к Ст. 382 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Еще в 1992 г. была изменена структура органов, рассматривающих индивидуальные споры, — из их числа были исключены профсоюзные комитеты. В целом это было логичное решение, так как исходя из своих уставных задач, профсоюз не может быть объективным участником процесса рассмотрения спора, а профсоюзный комитет — органом, принимающим обязательные решения по трудовым спорам. В итоге структура органов, рассматривающих трудовые споры, оказалась двухзвенной.

Это не исключает широкого использования профсоюзами своих прав по реализации уставных обязанностей. Речь идет об изменении форм и способов привлечения работниками своих представительных органов при разрешении трудовых споров. Существенное значение имеет работа представительных органов на стадии предупреждения споров и ситуаций, их создающих, при разработке и принятии локальных нормативных актов.

2. В настоящее время в деятельности судов по рассмотрению трудовых споров появляются новые аспекты. Это связано с тем, что Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено создание института мировых судей (ст. 28 Закона).

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» предусматривает, что мировой судья рассматривает в первой инстанции в том числе и дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе (подп. 7 п. 1 ст. 3 Закона).

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему России. Они осуществляют правосудие именем Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Дела, входящие в компетенцию мирового судьи, рассматриваются им непосредственно и единолично.

3. Законодательство предусматривает в определенных случаях специальный порядок досудебного рассмотрения отдельных категорий трудовых конфликтов в рамках реализации такой государственной функции, как надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и о его охране. К числу такого рода государственных органов относится федеральная инспекция труда. Органы федеральной инспекции труда, в частности, ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (ст. 356 ТК РФ). В то же время они в соответствии с комментируемой статьей не являются органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам

Статья 382 ТК РФ называет органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров: комиссии по трудовым спорам (КТС) и суд.

КТС представляет собой орган, формируемый на паритетных началах. В соответствии со ст. 384 ТК РФ комиссии образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников избираются общим собранием работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании работников организации. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.

КТС рассматривают индивидуальные трудовые споры, возникающие в организации, за исключением споров, по которым ТК РФ и иными федеральными законами установлен иной порядок их рассмотрения.

На практике непосредственно в организации разрешаются споры о переводе на другую работу, об условиях труда и отдыха, по вопросам дисциплинарной и материальной ответственности и подобные.

Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Процедурные требования к деятельности комиссии изложены в законодательстве весьма лаконично. В связи с этим в литературе высказано мнение о необходимости дополнения на локальном уровне положений ст. ст. 387, 388 ТК РФ. Статья 387 ТК РФ предусматривает порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам. Комиссия обязана рассмотреть спор в течение десяти календарных дней со дня подачи заявления. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

Рассмотрение спора происходит в присутствии заявителя и представителей работодателя. По заявлению работника спор может быть рассмотрен в его отсутствие. Для объективного и всестороннего рассмотрения дела на заседание комиссии могут быть вызваны свидетели, приглашены специалисты, затребованы необходимые документы и расчеты. Решение принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Решение комиссии должно быть оформлено в письменном виде. Как правило, решение имеет мотивировочную и резолютивную часть (ч. 2 ст. 388 ТК РФ).

Заверенные копии решения комиссии вручаются работнику и работодателю в течение трех дней со дня принятия решения. Решение КТС может быть обжаловано работником в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения.

Читайте также:  Статья 25. Преступление, совершенное умышленно

Общий порядок рассмотрения трудовых споров

При нарушении прав трудящихся индивидуальный спор предстоит попытаться решить мирно. Это позволит сэкономить время и личные денежные сбережения. Чтобы воспользоваться правом досудебного улаживания спорной ситуации, нужно пройти следующий алгоритм действий:

  1. Получение ходатайства от пострадавшей стороны, в которой подробно расписана суть претензий и законные требования по их устранению.
  2. Регистрация обращения в отчетных документах КТС. Обязательно отобразить дату получения письменных претензий, поскольку срок решения индивидуальных споров незначительный.
  3. Назначение очередной даты сбора КТС и уведомление заинтересованных участников о присутствии на заседании.
  4. Принятие окончательного решения и его скрепление печатью.
  5. Ознакомление сторон с вердиктом.

Комиссия по трудовым спорам

С целью рассмотрения индивидуальных споров, которые могут возникать между работодателем и его подчиненным в процессе трудовых отношений, уполномоченным лицом может быть создан специальный орган — комиссия. Следует отметить, что функционировать такой орган может абсолютно на различных предприятиях, включая как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.

В случае наличия в организации вышеуказанной комиссии, сотрудник, который считает, что его права были нарушены определенными действиями работодателя, сначала может обращаться именно в этот орган. Исключениями будут являться лишь такие ситуации, при которых процедура разрешения возникшего спора автоматически подразумевает под собой обращение в судебное учреждение.

Процедура создания комиссии на предприятии будет включать в себя следующие обязательные этапы:

  1. Сначала от одной из сторон трудовых отношений должна возникнуть инициатива относительно создания данного органа. Такое желание, например, могут выразить и сами сотрудники. Для этого они могут создать официальное обращение на имя своего работодателя в письменной форме. Директор организации, в свою очередь, принимает данное обращение и обязуется дать официальный ответ относительно дальнейших действий.
  2. Подготовку работодателем официального приказа о создании комиссии. В готовом документе обязательно должна содержаться следующая информация:
    • сведения о самом факте создания комиссии;
    • информация относительно каждого члена, который будет входить в состав комиссионного органа. Сюда можно отнести ФИО сотрудника, наименование занимаемой им должности, а также иные данные. Следует отметить, что нормами закона были установлены некоторые дополнительные требования относительно обязательного состава комиссии. Так, в состав ее членов обязательно должны входить как представители работодателя, так и представители самих сотрудников;
    • сведения о перечне полномочий, которыми будет наделен созданный орган. Оптимальным решением может стать создание отдельного внутреннего положения, в котором будут указаны все эти полномочия. В таком случае в соответствующий раздел приказа необходимо включить регистрационный номер данного положения, а также дату его создания.
  3. Ознакомление каждого члена будущей комиссии с созданным приказом. Сам факт ознакомления работодатель обязательно должен закрепить в письменной форме. Для этого каждому члену комиссии необходимо поставить собственную подпись в положенном месте документа.

Органы, занимающиеся разрешением индивидуальных трудовых споров. Порядок рассмотрения споров

Лекция 8 Трудовые споры

Трудовые споры — это разногласия, возникающие на предприятиях, в учреждениях, организациях между работниками (коллективом работников структурного подразделения или предприятия в целом), с одной стороны, и работодателем — с другой, по вопросам, связанным с применением законодательства о труде, коллективных, трудовых договоров; правил внутреннего трудового распорядка, нормативных актов либо установлением новых или изменением существующих условий труда.

Первую категорию составляют споры искового характера. Предметом такого спора является требование работника (или группы работников) о восстановлении или признании индивидуальных трудовых прав, которые (действительно или по его предположению) работодателем нарушены. Стороной, спорящей с работодателем, выступает либо отдельный работник, либо несколько конкретных работников. Например, спор, возникший между работниками и администрацией предприятия по поводу невыплаты заработной платы, к числу коллективных трудовых споров, регулируемых Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», не относится (Определение Верховного Суда РФ по делу № 48Г96-7 от 16 октября 1996 г.).

Вторую категорию споров составляют споры неискового характера, возникающие на почве установления новых условий труда или изменения существующих.

Среди причин, порождающих трудовые споры, называются следующие:

1. причины организационно-правового характера. К ним можно отнести пробелы законодательства, различное толкование отдельных правовых норм и т.п.;

2. причины субъективного характера. Наиболее часто встречаются такие, как бюрократизм руководителей предприятий, ведомственные интересы, незнание трудового законодательства как представителями администрации, так и работниками;

3. причины организационно-хозяйственного характера (недостатки в организации труда, практике материального и морального стимулирования, необходимость разрешения социально-экономических вопросов на производстве).

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в общем порядке: 1. комиссиями по трудовым спорам (КТС). КТС — это первичный орган по рассмотрению трудовых споров на предприятиях, в учреждениях, организациях, за исключением споров, по которым установлен иной порядок их рассмотрения. Комиссия избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия с численностью работающих не менее 15 человек. Избранными в КТС считаются кандидатуры, за которые проголосовало более половины присутствующих на общем собрании работников. Порядок избрания, численность и состав КТС, срок ее полномочий определяются общим собранием. Далее КТС избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря.

Где рассматривается спор между работником и работодателем

  • Относительно вопросов оплаты труда за бракованную продукцию, неполное выполнение обязанностей или вынужденный простой;
  • Про порядок оплаты сверхурочных, начисление компенсаций за выполнение работы в нерабочие дни, указанные в законодательстве;
  • Об оплате работ, требующих различной квалификации или совмещения специальностей, или же заместительства – данный параграф не относится к компетенции комиссии, если он подразумевает изменение тарификации межразрядной разницы;
  • Про возврат денежных средств, которые были удержаны из заработной платы сотрудника для возмещения причиненного работодателю ущерба;
  • Касательно права получения и непосредственно размера премий;
  • Про предоставление плановых отпусков, их оплату и выплату материальных средств как компенсацию за неиспользованный отпуск.

Разрешение коллективных споров

Если конфликтная ситуация сложилась между отдельной группой работников и работодателем, то урегулирование может производиться при участии примирительной комиссии, посредников, трудового арбитража.

Первоначально группа сотрудников проводит собрание или конференцию, где письменно формулируются и утверждаются большинством голосов требования коллектива к работодателю. После чего документ направляется адресату.

Если работодатель его отклоняет, то этот день считается началом коллективного спора. Смотрите подробней тут о корпоративных спорах, процедуре их рассмотрения и принятия решений.

Разрешение трудовых коллективных споров может быть проведено в три этапа.

На первом собирается примирительная комиссия, в которую входят все стороны, участвующие в кол. договоре, при этом ни одна из них не имеет права уклониться.

На локальном уровне, например, в рамках одного структурного подразделения спорный вопрос рассматривается комиссией в течение 3 дней, в случае, когда в разбирательство вовлечён весь коллектив или его большая часть, срок для рассмотрения увеличивается до 5 дней.

Если вердикт примирительной комиссии не удовлетворил одну из сторон, то конфликт может быть разрешён с участием посредника.

Для этого необходимо, чтобы все представители были согласны с участием третьей стороны в процессе урегулирования.

В случае когда одна из сторон выступает против этого или участие посредника не принесло ожидаемого примирения, рассмотрение спора производится в арбитраже.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *