Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе «Преступление и наказание»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» стал учебником в мире психологии преступления. На примере Раскольникова мы можем проследить развитие «болезни преступника», апофеозом которой становится раскаяние и наказание. Но что побудило Родиона пойти на столь ужасающий поступок? Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе.
Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе Достоевского Преступление и наказание с цитатами
Быть может, причиной стали голод и нищета? Обратимся к тексту. Раскольников в части 5 в диалоге с Соней сам обращает её внимание на то, что не голод, не нищета стали причиной убийства. Более того, он был бы даже рад, если бы он пошёл на преступление чтобы прокормить себя.
К тому же, Раскольников, несмотря на своё бедственное положение, мог бы легко восстановиться. На это нам указывает сцена с Разумихиным, когда тот предлагает работу по переводу главному герою. Родион прекрасно разбирался в немецком языке, поэтому мог бы отозваться на предложение друга, но всё же он предпочёл отказаться.
Также стоит вспомнить сцену из 2 части, когда Раскольников хотел избавиться от награбленного имущества старухи совсем, утопив его в реке. Это говорит нам о том, что главный герой пошёл на убийство не ради пропитания или улучшений собственного имущественного положения.
Что же тогда стало причиной преступления? Ответ прост – теория. Раскольников попал под её влияние, об этом свидетельствует его статья в журнале, которую он также обсуждал с Порфирием Петровичем. Пытаясь доказать, что он не «тварь дрожащая» и имеет право убить ради «великих дел», Раскольников начинает искать свою жертву, которой стала Алёна Ивановна. Казалось бы, что всё очень просто – надо просто убить и дело в шляпе. Но, к сожалению для главного героя, это не так. Убив старуху, он «убивает и себя». Это значит, что он не подтвердил свой статус, свою теорию.
Таким образом, Родион Раскольников решился на преступление не из-за нищеты или голода. Причиной стала теория, сломавшая жизнь не только Раскольникову, но и многим другим людям, среди которых его собственная мать, которая не смогла перенести такого шока. Невольно вспоминается Базаров из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», который подвёл свою жизнь под жёсткие рамки теории нигилизма и тоже потерпел крах.
«Преступление и наказание» — величайшее произведение русской литературы о борьбе человека с принципами морали и нравственности в стремлении получить недосягаемое.[BR]Главный герой романа — бедный студент Родион Раскольников, идущий на убийство ради доказательства справедливости своей собственной философии. Философия эта основывается на том, что существует две различные категории людей: «необыкновенные» люди — те, которым позволено все для достижения своих целей и бесправное большинство рядовых людишек.
Теория эта зарождается в голове Раскольникова в результате долгих размышлений о классовом неравенстве. В то время как миллионы людей влачат бедное существование, покорно покоряясь судьбе, существуют немногие «избранные», которые и являются настоящим двигателем прогресса и имеют право приступать законы нравственности. Естественно, что сам он хочет принадлежать именно к касте правящих и могущественных и, поэтому решает, что убийство растовщицы Алены Ивановны будет хорошим доказательством самому себе и всем окружающим, что он достоин быть среди числа «избранных».
Теория Раскольникова появляется под влиянием нищеты, которая сопровождает всю его семью. Мать и сестра Дуня изо всех сил пытаются помочь ему, хотя сами живут очень бедно. Отсутствие средств вынуждает его оставить учебу. Он понимает, что он сам и многие другие люди обречены на голодную смерть, в то время, как есть часть людей, которые пируют, развлекаются и при этом смотрят с высока на тех, у кого нет денег. Однако, его теория противоречива. С одной стороны, он осуждает классовое неравенство, считает его несправедливым и ненавидит тех, кто богат. С другой стороны, он желает примкнуть к рядам ненавистных ему богачей. При этом выбирает для этого самый жестокий способ, не осознавая даже, что его теория только усугубляет положение.
Совершив преступление, Раскольников понимает, что не добился поставленной цели. Раскованность и непоколебимость «сильных мира сего» оказались ему не по плечу. Его раскаяние по поводу совершенного действия подрывает веру в «мораль избранных» и вызывает отвращение к злу, насилию и самому себе. Истинную красоту и нравственность он теперь видит в тех людях, которые несмотря на жизненные трудности, сохраняют веру в человеколюбие и сострадание.
Достоевский проводит своего героя трудной тропой от аморальности к чистоте души, искренности и гуманизму, помогает понять истинные ценности о любви к людям и, что гордыня грешна и ведет к нравственной гибели человеческой души.
Преступление и наказание родиона раскольникова (достоевский ф. м.)
Он говорит сестре и матери: «Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!» Но Раскольников в то же время не может помочь ни им, ни себе.
И эго снова осложняет конфликт Раскольникова с окружающим его миром.
Но есть еще одна, весьма немаловажная причина, толкнувшая Раскольникова на преступление.
Это его теория, философская идея, которая оправдывает преступления вообще. Суть её доносится до читателя сначала в статье героя, затем в его размышлениях и, наконец, в спорах с Порфирием Петровичем.
Что же это за идея? Герой романа убежден, что все люди разделяются на два разряда: на низший (людей обыкновенных), то есть на материал, служащий для зарождения себе подобных, и высший, то есть людей необыкновенных, имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.
Каковы причины преступления Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
«Преступление и наказание» — одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского. Автор попытался решить в нем множество проблем: от социальных и нравственных до философских.
Как отмечал Фёдор Михайлович, его новый роман – это «психологический отчет одного преступления», которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако в романе речь идет не об обычном уголовном преступлении. Раскольников — не просто убийца.
Это «идеологическое» преступление, где преступник – мыслитель и философ. Мир Достоевского противоречив, «за» и «против» находятся в постоянной борьбе — и в душах героев, и в отношении к ним автора.
Двойственно относится к Раскольникову и сам автор. С одной стороны, он сочувствует способности героя глобально ставить вопросы бытия, исследовать самого себя и наделяет Раскольникова впечатлениями, которые были родственны его собственной душе.
Честность Раскольникова помогает нам понять, что причины его преступления кроются не только в страшных социальных условиях, которые действительно угнетают человека, но и в отчуждении от людей, от которых он ожидает зла, и в добрые их намерения не верит.
Сестру и мать Родион обвиняет в шиллеровском прекраснодушии. Таким образом, мы видим, что на преступление Раскольников идет не из героического желания осчастливить бедных, хотя он им сочувствует, и не из любви к человечеству.
У Раскольникова есть своя вина, которая ведет к преступлению. Она противоположна вине Мармеладова, который хочет, чтобы его любили. Раскольников исходит из презрения к людям, которых он считает «тварями дрожащими». Он человек отдельный, отчужденный от других людей, интересующийся больше не миром, а собой.
Почему Достоевский дал ему эту фамилию и такое имя? Отчуждение от людей, обрубание связей с ними, раскол – вот суть героя. Совершив убийство, Раскольников ещё более отделён от человечества: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его…».
Жестокое неприятие друзей, даже таких преданных, как Разумихин, приводит Раскольникова к жажде одиночества. «Вы все надоели мне смертельно, и я хочу быть один», — спокойно отвечает Раскольников на взволнованную речь Разумихина, в смятении и беспокойстве за друга ищущего выход.
Раскольников грубо отказывается от благодеяний не только из гордости, но и из-за равнодушия к жизни. Раскольников «никого не любит, может, и никого не полюбит».
Разумихин, любя друга, возмущён его отщепенством: «Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорее жестокость сделает, чем словами выскажет сердце.
Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нём два противоположные характера сменяются».
Закрытость, жизнь «про себя» – признак гордости и недоверия к людям – сопровождают всю жизнь Раскольникова в романе. Выходя из дома, задумав чёрное дело, он крадётся осторожно, неслышно, как кошка. Но так было и раньше, когда он учился в университете.
Примечательно, что Раскольников, пребывая в университете, почти не имел друзей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него вскоре все отвернулись. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это героя уважали, но никто не любил.
Впрочем, рассудочность, жестокий рационализм героя не отменяют трепет чувств, который рождается из несогласованности его побуждений.
Теория, основу которой Родион подслушал в трактире у студента, сродни натуре Раскольникова. Отчуждение от людей, презрение к ним и сухой рационализм говорят о неслучайности идеи, которая так захватила Раскольникова, что странная мысль «наклёвывалась в его голове, как из яйца цыплёнок».
О теории Раскольникова мы поначалу узнаём из уст Порфирия Петровича, заинтересовавшегося статьёй Раскольникова: «Все люди как-то разделяются на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенные должны жить в послушании и не иметь права преступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные.
А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон – собственно, потому что они необыкновенные». Право на преступление, по теории Раскольникова, даётся природным неравенством людей. Но Родион не соглашается с этим примитивом, он тут же вступает в спор с Порфирием, выдвигая более высокие причины права на преступление.
Высокие цели оправдывают в глазах героя любые средства, вплоть до кровопролития.
И в конце романа Раскольников остаётся пылким приверженцем своей теории, даже готовясь сделать явку с повинной. Объясняя Дуне, почему его великолепный замысел обратился в глупость, Раскольников оправдывает себя. Он хотел добра людям, хотел сделать тысячи добрых дел: «…ну, я решительно не понимаю: почему лупить в людей бомбами, правильною осадой, более почётная форма?..».
В эпилоге романа, через полтора года после преступления, эгоцентризм Раскольникова, скрывшего на суде истинные причины преступления, не развеян случившимся. Герой «углублён в самого себя и ото всех как бы заперся». Таким образом, роман Достоевского убеждает нас в том, что не столько социальные условия, сколько нравственное заблуждение, утрата человечности ведут к преступлению.
Данное гениальное произведение, вошедшее в число лучших литературных творений мира, написано Федором Михайловичем Достоевским.
Главный герой – это бедный студент Родион Романович Раскольников. Живет он в Петербурге и еле сводит концы с концами. Потому он совершает преступление – убивает старушку и ее сводную сестру, которая не вовремя зашла в комнату, когда герой стирал кровь с топора.
Но почему на самом-то деле Раскольников совершил преступление, которое повлекло за собой цепь различных событий? Из-за бедности или причина другая? Не очевидно, но причина более глубока.
Раскольников хотел проверить теорию Ницше о сверхчеловеке. Сможет ли он убить человека и не испытывать за это чувств вины. И он думал, что спас людей, убив одного человека.
Внутренние переживания и отчуждение
После того, как совершено фактическое преступление – убийство старухи-процентщицы – наказание начинается сразу же. Заключается оно во внутренних переживаниях героя. Несмотря на то, что совесть его остается спокойной до самой каторги, его состояние мечется из одного края в другой. Он то готов пойти и сдаться полиции, то радуется, что подозрения отводятся от него.
Сразу же после совершения убийства Раскольников осознает, что жизнь уже не будет прежней. Он больше не сможет чувствовать себя наравне со всеми. Мучительное чувство отчужденности, разъединенности со всем человечеством одолевает героя. Даже самые близкие и любимые люди – мать и сестра, теперь мучительны для него. Он видит их любовь, но не способен принять ее, ведь он – убийца. Раскольников сознательно отрезает себя от мира любимых людей, сам наказывая себя за свое преступление.
Преступление Раскольникова
Раскольников — студент, которому пришлось бросить учебу по причине недостатка средств. Сестра героя, Дуня, пытается помочь Родиону, устраивается на должность гувернантки к зажиточным помещикам и терпит от них постоянные унижения.
Главный повод для преступления кроется в тяжком материальном положении героя и его семьи. Признав, что старуха-процентщица ужасный человек и без нее мир станет лучше, он берет топор и приходит к ростовщице домой. Незадолго до этого происшествия Родион услышал беседу о том, что старуха ужасно обращается со своей сестрой, а завещание написала на церковный приход. Герой убеждается в правильности своего решения убить ростовщицу. Но ее сестра Лизавета неожиданно возвращается домой и почти уничтожает его задумку. Не понимающий, как лучше поступить, Раскольников убивает обеих.
Причины преступления Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)
Причины преступления Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» заключаются в нем самом, в его попытке доказать себе, что «право имеет».
Романы Ф. М. Достоевского отличаются наличием в них великой идеи. Это может быть христианская идея всепрощения или идея разбогатеть так же, как Ротшильд. В «Преступлении и наказании» это идея о необыкновенных людях.
Главным героем произведения является Родион Романович Раскольников. Это молодой человек приятной наружности, оказавшийся в сложной жизненной ситуации. Он живет в Петербурге. У него нет денег, для того чтобы продолжать обучение в университете, зарабатывать ему не хочется. Он очень плохо одет, ему нечем платить за жилье. Все эти обстоятельства заставляют его испытывать душевные страдания.
Семья Раскольникова состоит из матери и младшей сестры Дуни. Они очень любят его, возлагают на него большие надежды, готовы на большие жертвы, чтобы у Родиона была возможность учиться в университете.
Достоевский не говорит о том, как проходили дни героя до того, как ему пришла идея совершить преступление. Можно только предположить, что он лежал в своей комнате, похожей на шкаф, и думал. Его раздумья вылились в статью, которой он решил поделиться с читателями. В этой статье речь шла о психологических характеристиках преступника во весь период совершения преступления.
В конце статьи молодой человек мимоходом заметил, что есть люди, которые имеют право творить бесчинства. Эта мысль составляла главную часть теории Раскольникова. По его мнению, все люди подразделяются на две категории: обыкновенных и необыкновенных. Первые служат материалом, биологической массой для воспроизводства, работы, обеспечения жизни необыкновенных. Им нельзя нарушать закон. Последние – это люди с большими способностями в разных сферах деятельности. Их предназначение в том, что они двигают человечество вперед, способствуют прогрессу, развитию цивилизации. Часто движение вперед невозможно без человеческих жертв, поэтому ради лучшего будущего, необыкновенным разрешается убивать, разрушать, то есть нарушать законы, совершать преступления. Если бы Ньютону для его открытия потребовалось убить десять или сто человек, то он не просто бы имел на это право, он обязан был бы их устранить.
Раскольников подтверждает верность своей теории историческими примерами. Ликург, Наполеон, Магомет были преступниками в общечеловеческом смысле слова. Устанавливая свои законы, они нарушали существовавшие до них. Великие люди должны быть преступниками, только это позволит им выйти из колеи. Не нарушая шаблонов, невозможно совершать выдающиеся поступки, делать открытия. Они разрушают во имя лучшего, и это их оправдывает.
Причины преступления Раскольникова
Сначала Родион спокоен по поводу удавшегося ему убийства. Он считал, что поступает единственно верным способом. Герой уверен в своей исключительности и самобытности. Он считает, что в убийстве ростовщицы нет ничего «такого». Ведь, по его мнению, ему удалось уничтожить лишь одну «вошь из всех, самую наибесполезнейшую». Но постепенно, анализируя свои действия, он дает различные объяснения. Так, например, он говорит о том, что «хотел сделаться Наполеоном», был озлоблен, безумен, стремился помочь матери, жаждал утвердить собственную личность, бунтовал против всего и всех. В итоге, герой мучается угрызениями совести. Он понимает, что нарушил нравственный закон. Раскольников видит причину зла в самой человеческой природе. При этом закон, позволяющий «сильным мира» совершать бесчеловечные поступки, считает извечным.
Идея романа «Преступление и наказание» зародилась в эпоху больших перемен, когда в обществе произошёл социальный перелом и возникли новые мировоззрения. Многие люди оказались перед выбором: новая ситуация требовала существенных изменений в духовных ориентирах, так как героем времени становился человек деловой, а не духовно богатый.
Главный герой романа, бывший студент Родион Раскольников, находится в поиске ответа на философско-нравственный вопрос о свободе личности, о ее «суверенности» и, в то же время, о внутренних границах этой свободы. Движущей силой поиска становится взращённая им идея о сильной личности, обладающей правом вершить историю по своему усмотрению.
Идея Раскольникова вырастает из глубины исторического разочарования, пережитого молодым поколением после крушения революционной ситуации 60-х годов, на почве кризиса утопических теорий. Его яростный бунт одновременно и наследует силу социального отрицания шестидесятников, и отпадает от их движения в своем сосредоточенном индивидуализме.
К Раскольникову сходятся все нити повествования. Все окружающее (горе, беды и несправедливости) он впитывает в себя: именно в этом смысл первой части «Преступления и наказания». Мы видим, как человеческие трагедии, крушения — и совсем дальние (девочка на бульваре), и такие, которые серьезно входят в его жизнь (семья Мармеладовых), и самые близкие ему (история Дуни) — заряжают героя протестом, переполняют решимостью. Это происходит с ним не только сейчас: способность вобрать в свою душу боль другого существа, ощутить ее как собственное живое горе Достоевский открывает в герое с детства (знаменитый потрясающий каждого читателя сон Раскольникова о забитой лошади). Всей первой частью романа писатель ясно дает понять: для Раскольникова проблема не в поправлении собственных «крайних» обстоятельств.
Конечно, Раскольников не из множества тех, кто способен «потянуть свое кое-как куда следует». Но этого мало: он не смиряется не только за себя одного, но и за других — за уже смиренных и сломленных. Для Раскольникова послушно принять судьбу, как она есть, значит отказаться от всякого права действовать, жить и любить.
В главном герое нет той эгоцентрической сосредоточенности, которая целиком образует в романе личность Лужина. Раскольников — натура из тех, которые в первую очередь не берут от окружающих, а дают им. Чтобы чувствовать себя сильным человеком, он должен ощущать, что кто-то нуждается в нем, ждет его защиты, что ему есть кому отдать себя (вспомним прилив счастья, который испытал он после благодарности Полечки). В Раскольникове есть эта способность нести огонь другим. Однако он готов это делать и не спрашивая — диктаторски, против воли другого человека. Энергия добра готова перейти у него в своеволие, «насилие добра».
В романе не раз возникает речь о том, что, преступление есть протест против ненормальности социального устройства — и только, и ничего больше. Эта идея слегка затронула и Раскольникова: недаром он «рассеянно» отвечает Разумихину, что вопрос о преступлении — «обыкновенный социальный вопрос», а еще раньше на том же основании успокаивает себя тем, «что задуманное им — не преступление…». И разговор в трактире, подслушанный им (мнение студента), развивает ту же мысль: устранить вошь, подобную Алене Ивановне, не преступление, а как бы поправка неправильного современного хода вещей.
Но эта возможность переложить ответственность на внешний «закон обстоятельств» приходит в противоречие с требованием гордой индивидуальной самостоятельности. Раскольникова в общем не прячется в эту лазейку, не принимает оправдания своего поступка общей социальной ненормальностью, поставившей его в безвыходное наложение. Он понимает, что за все содеянное он должен отвечать сам — пролитую им кровь «взять на себя».
У преступления Раскольникова не один мотив, а сложный клубок мотивов. Эта, конечно, отчасти социальный бунт и своего рода социальная месть, попытка выйти из предначертанного круга жизни, ограбленной и суженной неумолимой силой общественной несправедливости. Но не только. Глубинная причина преступления Раскольникова, конечно, «разлаженный», «вывихнутый» век.
Попытка Раскольникова претендовать на роль Бога приносит ему ужасные страдания. Наказание в виде приступов ужаса, страха разоблачения, кошмарных снов и стоических усилий воли, чтобы не сойти с ума – это только начало. Осознание героем своей “чинности”, обыкновенности, принадлежности к “материалу” приносит ему гораздо большие терзания. Только отказ от своего детища, который приходит в конце романа, помогает Раскольникову найти мир в себе. Любовь к Соне – та ниточка, которая способна соединить его с прежним миром, вернуть душевность и теплоту. Родион возвращается к нормальной жизни, отказавшись от своей теории, видит себя со стороны, не верит, что когда-то мог совершить подобное.
В нашей статье подробно анализируются мотивы преступления Раскольникова, что будет хорошим подспорьем при подготовке к сочинению или другой творческой работе.
Сочинение Причины преступления Раскольникова
В данной статье мы разберемся в причинах и мотивах, основываясь на которые, главный герой романа «Преступление и наказание» Раскольников решился на совершение преступления. Оправдывать главного героя мы не будем, как и других преступников.
В начале романа, можно предположить, что Раскольников идет на преступления ради получения материальных благ старухи. Финансовое положение Раскольникова очень скудно, и он хочет стать богаче. Но, все равно, это не главная причина убийства. Он внушил себе в голову гипотезу, что люди делятся на два класса. Есть простолюдины и необычные люди, которым дано большее чем остальным. Себя он относит к гениальным людям, которым присуще стать великим. Решившись на убийство, он хочет проверить свою теорию. Таким образом, пытается доказать себе и окружающим, что относится к элитному обществу, которое обычные люди понять не в состоянии. Главном кумиром для Раскольникова является Наполеон, который ни перед кем не преклонялся и жаждал захватить весь мир.
Все эти противоречия набирали силу в душе главного героя. Давайте выясним, что подтолкнуло главного герою к такому шагу. Старуха, которой он платит за комнату, вызывало отвращение и неуважение. Раскольников сделал вывод, что она не достойна жить на этой земле и в его руках ее судьба. Старуху он считает жадной, алчной женщиной, которая отличалась жестокостью и преследовала постоянно свои цели. Такие выводы он делает из того, что старуха дает деньги людям в кредит под большой процент, в качестве залога оставляя, при этом, свою сестру. Старуха составила завещание, в котором после ее смерти все средства переходят в собственность монастыря. При таком исходе родная сестра остается ни с чем.
Перед как решится на убийство, Раскольников становится свидетелем разговора двоих мужчин в трактирном доме. Из разговора он узнает, что старуха, всячески, пытается обмануть людей любым способом ради получения собственной выгоды. Постоянно подвергает издевательствам свою родную сестру. Он делает вывод, что ненависть к старухе испытывают все окружающие. Незадолго до злодеяния Раскольников знакомится с Мармеладовым. Тот рассказывает ему, про историю Сони.
Соня зарабатывает на жизнь низменным ремеслом. Этот рассказ производит на главного героя огромное впечатление и вызывает жалость к Соне. Раскольникову приходит письмо от матери. Из этого письма, он узнает, что его родная сестра выходит замуж за Лужина, которого он считает негодяем и подлецом. Раскольников знает о том, что он издевается над его сестрой и постоянно ее унижает. Он считает себя виноватым в том, что события так развиваются. Раскольников осуждает свою сестру за то, что она выходит замуж ради денежных средств.
«Наполеоном сделаться»
Сам Раскольников подчеркивает, что главной причиной его преступления являются не деньги, и не благородные мотивы, а желание доказать самому себе, что согласно его теории он относится к «необыкновенным» людям:
«Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного: а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, всё равно должно было быть!.. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это всё теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»
— Раскольников. Часть 5, глава IV
Главным мотивом его притупления, становится желание доказать самому себе, что он «право имеет»:
«— А что и в самом деле! — сказал он, как бы надумавшись, — ведь это ж так и было! Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Ну, понятно теперь?»
— Раскольников. Часть 5, глава IV
Социальные и философские основы бунта Раскольникова легли в основу повествования Достоевского. Он условно разделил окружающих на классы в глазах Раскольникова, который причислил себя к касте великих. Великим личностям разрешалось убивать, иметь собственное мнение, подчинять обыкновенных людей. Основы теории:
- Пролитие крови второй категорией правителей – благодетель. Родион приравнивает себя к Наполеону;
- Герой бунтует в борьбе с мучениями, лишениями, выпавшими на его долю;
- Писатель выделяет чрезмерную гордыню молодого человека. Он восстает против принятых норм человечества, позволяющих отличать зло от добра;
- Просматривается стремление к власти главного героя. Он уверен, что определенные люди должны его боготворить, подчиняться.
Достоевский не соглашается с теорией персонажа. Он разрушает ее смысл в корне, опираясь на нравственные, логические принципы. Для выражения нравственной критики автор использует персонаж Сони. Логические доводы приводит Порфирий Петрович.