Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это важнейшее условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Уважение прав и свобод других лиц
Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого — закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.
Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Конституция РФ закрепляет лишь базовые принципы института гражданства (в том числе в гл. 1 «Основы конституционного строя»), детальная же регламентация этого конституционно-правового института закреплена в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» с изм. и доп. (далее – Закон о гражданстве), принятому взамен одноименного Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1. Основные новеллы нового закона сводятся к большей жесткости его норм по вопросам приобретения российского гражданства по сравнению с правилами, предусматривавшимися прежним законом, однако 11 ноября 2003 г. в Закон о гражданстве был внесен ряд изменений и дополнений, облегчающих процедуру приобретения российского гражданства для некоторых категорий заявителей, прежде всего соотечественников из государств СНГ.
Для лиц, уже имеющих гражданство Российской Федерации на 1 июля 2002 г. (день вступления закона в силу), не требуется никакой перерегистрации или переоформления гражданства.
Конституция РФ и Закон о гражданстве закрепляют следующие принципы гражданства Российской Федерации:
• Единство гражданства. В соответствии с этим принципом республики – субъекты РФ не могут устанавливать собственное гражданство, предусматривающее изъятия из общего, единого статуса гражданина Российской Федерации (Закон о гражданстве, в отличие от Закона 1991 г., о гражданстве республик в составе РФ не говорит вообще); гражданин республики одновременно является гражданином Российской Федерации; правовой статус гражданина России, проживающего в какой-либо республике является единым и на всей территории России и ничем не отличается от статуса российского гражданина, проживающего в ином субъекте РФ; установление гражданства республикой в составе Российской Федерации не порождает двойного гражданства проживающего в этой республике человека – Российской Федерации и соответствующей республики.
• Равенство гражданства независимо от оснований приобретения гражданства, а также от пола, национальности, возраста, социального происхождения и положения и т. п. В частности, гражданство замужней женщины в России не зависит от гражданства мужа (и наоборот), заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц; изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга (ст. 8 Закона о гражданстве).
• Сохранение гражданства при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких-либо сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданство Российской Федерации. Право на изменение гражданства – неотъемлемое право любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства Российской Федерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом.
• Невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его. Данный принцип призван обеспечить беспрепятственное осуществление гражданином своих прав без боязни утратить российское гражданство (в частности, за инакомыслие, несогласие с политикой властей и т. п.). В случае осуществления российским гражданином какой бы то ни было противоправной деятельности к нему могут применяться различные виды ответственности и наказания, но такой санкции, как «лишение гражданства», российское законодательство не предусматривает и предусматривать не может.
• Невозможность высылки российского гражданина за пределы России или выдачи иностранному государству (экстрадиции). Гражданин России не может быть выслан из страны, равно как и иметь препятствия для возвращения на Родину (при этом данный принцип не ограничивает полномочия органов государственной власти РФ по выдворению за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства по предусмотренным законом основаниям). Россиянин также не может быть выдан другому государству в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствующего требования этого государства о выдаче с целью привлечения к ответственности (экстрадиция других лиц, находящихся на территории Российской Федерации, возможна на основании межгосударственных договоров о правовой помощи для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение). Однако если совершенное деяние, за которое преследуется российский гражданин, является противоправным и с точки зрения российского законодательства, то этот гражданин должен быть привлечен к ответственности по нормам законодательства РФ.
Одним из элементов конституционно-правового статуса субъектов РФ является наличие собственной системы органов государственной власти.
Самостоятельность субъектов РФ предполагает, что они самостоятельно устанавливают виды (систему) органов, их компетенцию, отношения между ними и т. п. Однако самостоятельность субъектов РФ в этом вопросе существенно ограничена. Они связаны, во-первых, нормами-принципами основ конституционного строя РФ и, во-вторых, достаточно жесткими нормами Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с изм. и доп., а также нормами других федеральных законов.
Обязанность субъектов РФ устанавливать свои системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя РФ, в частности, означает, что при установлении такой системы и ее нормативном закреплении регионы должны исходить из представлений о демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ); приоритета прав и свобод человека и гражданина, социального характера государства (ст. 2, 7); определения народа в качестве единственного источника власти в регионе (ст. 3); признания суверенитета Российской Федерации на всей ее территории (включая территории субъектов РФ), верховенства Конституции РФ и федеральных законов на своей территории, государственной целостности России, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и своими органами государственной власти, равноправия всех субъектов РФ (ст. 4, ч. 3, 4 ст. 5, ч. 3 ст. 11, ст. 15); единства гражданства в Российской Федерации (ст. 6); необходимости осуществления государственной власти на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную с обеспечением самостоятельности органов каждой из ветвей (ст. 10); самостоятельности в пределах своих полномочий органов местного самоуправления и гарантии их прав (ст. 12); признания идеологического многообразия и светского характера государства (ст. 13, 14).
Государственная власть во всех субъектах РФ организована на основе принципа разделения власти, который предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие, исключение сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти или должностного лица.
Система органов государственной власти субъекта РФ в общем плане включает:
1) законодательный (представительный) орган государственной власти;
2) высшее должностное лицо субъекта РФ (глава региона);
3) высший исполнительный орган государственной власти;
4) иные органы государственной власти.
Функционирующие на территории субъекта РФ территориальные органы федеральных органов государственной власти (исполнительных, судебных) в систему органов государственной власти субъекта РФ не входят.
Законодательный орган государственной власти в субъекте РФ один (высший и единственный). Он является постоянно действующим, хотя часть депутатов может работать и на непостоянной основе. Название законодательного органа определяется субъектом РФ самостоятельно – это может быть совет (государственный, верховный, областной и пр.), собрание (государственное, законодательное, народное и пр.), дума (краевая, областная, окружная, городская, губернская, государственная), хурал, суглан, парламент и т. п. Количественный состав законодательных органов субъектов РФ может значительно различаться от, например, 15 до несколько сотен депутатов (в последнее время наметилась тенденция к сокращению численного состава парламентов субъектов РФ например, в Татарстане, Башкортостане, Чувашии, Кабардино-Балкарии и др., Чувашии, Кабардино-Балкарии и др.). Структура региональных парламентов в основном однопалатная, но есть и двухпалатные (бикамеральные) законодательные органы (на региональном уровне – в Башкортостане, Кабардино-Балкарии и др. – также наметилась тенденция отказа от бикамеральности).
В двухпалатных парламентах одна из палат (обычно называемая верхней) формируется, как правило, из представителей территориальных единиц субъекта РФ, причем в отличие от другой (нижней) палаты здесь возможно отступление от принципа равного представительства. Однако в этом случае полномочия палат должны быть сбалансированы таким образом, чтобы решения нижней палаты, представляющей непосредственно население региона (формируемой путем выборов по избирательным округам с примерно равным числом избирателей), не блокировались верхней палатой, формируемой без обеспечения равного представительства (от территорий).
Формируются законодательные органы субъектов РФ исключительно путем выборов депутатов населением региона, при этом не менее 50 % депутатов парламента (или одной из его палат) должны избираться по пропорциональной избирательной системе (по партийным спискам), но при условии, что в данном субъекте РФ зарегистрированы региональные отделения не менее чем трех политических партий. Срок полномочий региональных парламентов не может превышать пяти лет. В некоторых субъектах РФ предусмотрена ротация (обновление) части состава через определенный срок после избрания. Полномочия законодательного органа субъекта РФ достаточно широки и направлены на реализацию основных его функций: представительства, законодательной и контрольной.
В отличие от законодательной власти исполнительную власть в субъекте РФ осуществляет система органов, включающая высший исполнительный орган государственной власти (правительство, администрацию) и иные органы исполнительной власти (министерства, департаменты, комитеты, управления и т. п.). Система исполнительных органов государственной власти устанавливается законом субъекта РФ, а их структура в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ и указанным законом определяется главой региона. В отличие от федеральной схемы институциональной организации государственной власти высшее должностное лицо субъекта РФ (глава региона) однозначно определен в качестве главы (руководителя) высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта.
После внесения изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в декабре 2004 года (Федеральный закон от 11.12.2004 № 159-ФЗ) существенно изменился статус высшего должностного лица субъекта РФ. Теперь он не избирается населением региона, а наделяется полномочиями законодательным органом субъекта РФ по представлению Президента РФ на срок до 5 лет (при этом исключен запрет занимать должность главы региона одному и тому же лицу более двух сроков подряд). Порядок рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ установлен Указом Президента РФ от 27.12.2004 № 1603. В новой схеме наделения властными полномочиями глав субъектов РФ определяющая роль отведена Президенту РФ, так как в случае трехкратного (а в отдельных ситуациях – двукратного) отклонения региональным парламентом представленных главой государства кандидатур (представленной кандидатуры) Президент РФ вправе распустить законодательный орган субъекта РФ и назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица региона своим указом.
Высший исполнительный орган субъекта РФ формируется главой региона, но законодательством субъекта РФ может быть установлена необходимость получения согласия на назначение некоторых должностных лиц парламента субъекта РФ. Однако ситуация, при которой весь состав регионального правительства формируется с участием законодательного органа, недопустима. Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ являются традиционными исходя из того, что он является органом общей компетенции и осуществляет управление всеми основными сферами жизнедеятельности на региональном уровне.
Что относится к обязанностям гражданина РФ
Конституционные обязанности являются неотъемлемой частью правового статуса личности и делятся на две группы:
- общие;
- частные.
- К общим обязанностям следует отнести те, которые применяются ко всем лицам: соблюдение Конституции Российской Федерации и федерального законодательства; уважение прав и свобод других лиц; охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным ресурсам, забота о сохранении природного и культурного наследия, бережное отношение к памятникам истории, культуры и природы. Эти обязанности обязательны для всех категорий граждан.
- Группа частных обязанностей, состоящая только из обязанностей, относящихся к определенным категориям населения: родительские обязанности; обязанности по уходу за детьми, по уходу за родителями-инвалидами; уплата установленных законом налогов; воинская обязанность. Эти обязанности должны выполнять родители, дееспособные взрослые дети, налогоплательщики, военнослужащие и другие особые категории людей.
В соответствии с Конституцией РФ основными задачами являются:
- соблюдение Конституции и федеральных законов;
- уважение прав и свобод других лиц;
- охрана природы и окружающей среды, рачительное отношение к природным ресурсам;
- забота о сохранении исторических и культурных традиций, охрана исторических, культурных и природных памятников;
- уплата установленных налогов и сборов;
- воспитание и обеспечение образования детей;
- уход за родителями-инвалидами;
- защита нашей страны.
- Обязательство соблюдать Конституцию РФ и законы. Статья 15. Конституции РФ обязывает органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан не нарушать Конституцию РФ и закон. Это также означает обязанность гражданина содействовать осуществлению конституционного принципа и закона посредством своих действий. Ответственность за нарушение Конституции РФ и закона гарантируется.
- Уважение прав и свобод других людей. Конституция РФ предусматривает, чтобы при осуществлении своих прав и свобод граждане не нарушали права и свободы других лиц. Осуществляя свои права и свободы люди взаимодействуют друг с другом, и иногда вступают в конфликт с интересами, правами и действиями других людей. И здесь самая важная задача — согласовать эти интересы и достичь компромиссов. Неприемлемо осуществлять свои права и обязанности за счет других граждан, проявлять эгоизм, своеволие и анархию.
- Забота о детях и родителях-инвалидах. Забота о детях и их образовании является правом и обязанностью родителей, и в соответствии с частью 4 статьи 434 Конституции РФ родитель или лицо, заменяющее его, обязаны предоставлять детям возможность получать основное общее образование. Когда ребенок достигает 18-летнего возраста и вступает в брак, осуществление родительских прав прекращается. Права и обязанности родителей, связанные с воспитанием и воспитанием их детей, прописаны в Семейном кодексе РФ и регулируются Федеральным законом «Об образовании». Конституция РФ также налагает обязанность на детей, достигших 18-летнего возраста, ухаживать за родителями-инвалидами. Эти отношения очень личные и зависят от чувства долга взрослых детей, их воспитания, моральных и человеческих качеств. Если суд установит, что родители уклонялись от выполнения своих родительских обязанностей или были лишены родительских прав, совершеннолетние трудоспособные дети могут быть освобождены от обязанности содержать своих родителей-инвалидов.
- Забота об исторических и культурных памятниках. Конституция РФ (часть 3 статьи 44) предусматривает обязанность каждого человека заботиться о сохранении природного и культурного наследия, об охране памятников истории и культуры. Объекты культурного наследия являются уникальной ценностью для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью мирового культурного наследия.
- Уплата налогов и сборов. Согласно 57 статье Конституции РФ каждый гражданин обязан платить установленные законом налоги и сборы. Налогоплательщиками являются физические лица: граждане РФ и иностранные лица, лица без гражданства; индивидуальные предприниматели; юридические лица. Налоговые условия регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.
- Охрана природы и окружающей среды. Конституция РФ (статья 58) гласит, что каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду и бережно использовать природные ресурсы. Обязанность охранять природную среду лежит не только на людях, но и на государственных органах и органах местного самоуправления, государственных и частных некоммерческих организациях, юридических и физических лицах. За нарушение природоохранного законодательства предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
- Защита нашей страны. Главная обязанность и долг гражданина Российской Федерации — защищать Родину. Это моральный долг и юридическая обязанность каждого гражданина. В понятие защиты Родины включено обеспечение национальной обороны, безопасности государства, а также защита общества, его материальных и духовных ценностей.
В Конституции РФ указано, что гражданин Российской Федерации должен проходить армейскую службу в соответствии с федеральными законами.
Воинская обязанность граждан состоит в:
- постановке на военный учет;
- обязательной начальной военной подготовке к службе;
- призыве на военную службу;
- срочной военной службе;
- зачислении в запас после увольнения с военной службы;
- в военной подготовке во время пребывания в запасе.
Понятие и особенности конституционных обязанностей человека и гражданина
Соблюдение основных прав человека, реализация конституционных ценностей требуют не только мобилизации усилий государства, его органов и должностных лиц, но и выполнения гражданином определенных обязанностей, а в некоторых случаях — отказа от осуществления своих прав или их самоограничения.
Под обязанностью понимается мера должного поведения. Конституционные обязанности представляют собой основные обязанности, закрепленные в Конституции РФ.
Конституционные обязанности имеют следующие особенности: 1) направлены на реализацию конституционных ценностей; 2) закреплены на высшем юридическом уровне — конституционном и оказывают определяющее воздействие на все иные обязанности, закрепленные законодательством; 3) призваны обеспечить баланс личных и общественных интересов. Конституционные обязанности характеризуются всеобщностью, поскольку возлагаются на каждого гражданина, а также равенством их выполнения всеми гражданами.
Popova (2008) — Panov A.P. The system of constitutional duties of citizens of the Russian Federation [Sistema konstitucionnyh obyazannostej grazhdan Rossijskoj Federacii] // Thesis for a scientific degree of candidate of legal sciences. [Dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata yuridicheskih nauk] Saratov. 2008 g.
Pashencev (2008) — Pashencev D.A. Rights and obligations in the legal status of the individual: the problem of relations [Prava i obyazannosti v pravovom statuse lichnosti: problemy vzaimootnoshenij] Eurasian Law Journal number 3 [Evrazijskij yuridicheskij zhurnal] 2008, N 3. S. 38, 40.
Popova (2014) — Popova O.V. The main aspects of cooperation between national and international law in the sphere of enforcement of court decisions (for example, Russia and the United Kingdom) [Osnovnye aspekty vzaimodejstviya nacional’nogo i mezhdunarodnogo prava v sfere ispolneniya sudebnyh reshenij (na primere Rossii i Velikobritanii)] Government and local self-government. N 5 [Gosudarstvennaya vlast’ i mestnoe samoupravlenie] 2014. N 5. S. 53 — 59.
Popova (2014) — Popova O.V. Some aspects of legal regulation of the execution of judgments in the countries of the Eurasian Economic Union [Otdel’nye aspekty pravovogo regulirovaniya ispolneniya sudebnyh reshenij v stranah Evrazijskogo ehkonomicheskogo soyuza] Scientific works of the Russian Academy of lawyers and notaries. Number 1 [Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata] 2014, N 1 (32). S. 19 — 22.
Конституционные обязанности личности в РФ
Конституционно-правовой статус граждан РФ складывается не только из прав и свобод, но и их обязанностей перед РФ. Различаются обязанности перед РФ человека и гражданина. Так, только обязанности граждан РФ являются официально признанными и закрепляются в Конституции РФ и федеральных законах.
Признаки конституционных обязанностей граждан РФ: 1) они имеют своей целью охрану, защиту и развитие социальных ценностей; 2) обеспечивают реализацию личных и общественных интересов; 3) имеют высшую юридическую силу.
Виды конституционных обязанностей: 1) общие конституционные обязанности (соблюдение Конституции РФ и федерального законодательства, сохранение нормальной окружающей среды на территории РФ, сохранение исторического и культурного наследия, памятников истории, культуры и природы); 2) специальные конституционные обязанности (взаимные обязанности родителей и детей, уплата установленных законодательством налогов и сборов, воинская обязанность).
Общие обязанности несут все лица, находящиеся на территории РФ. Эти обязанности обеспечивают сохранение нормального общежития в РФ.
Выполнение общих обязанностей обеспечивается: 1) мерами воспитательного воздействия; 2) в крайних случаях нормами уголовного и административного права.
Специальные обязанности возлагаются только на граждан РФ, отдельные категории граждан. В зависимости от этого и устанавливаются обязанности отдельных категорий граждан. Например, родительские обязанности установлены только для граждан-родителей, обязанность уплачивать налоги лежит на гражданах-налогоплательщиках и т. д. Исполнение этих специальных обязанностей обеспечивается нормами специального законодательства (налогового, семейного) и установленной федеральными законами ответственностью. Особой гражданской обязанностью является воинская обязанность всех граждан РФ мужского пола старше 18 лет, если они не относятся к категории лиц, освобожденных от этой обязанности по состоянию здоровья и иным обстоятельствам.
Воинская обязанность граждан РФ включает в себя: 1) воинский учет; 2) обязательную подготовку к военной службе; 3) призыв на военную службу; 4) прохождение военной службы по призыву; 5) пребывание в запасе; 6) призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Граждане РФ могут исполнять воинский долг путем добровольного поступления на военную службу. Гражданам РФ предоставлено право заменить военную службу альтернативной гражданской службой.
На военную службу не призываются граждане РФ: 1) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; 2) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; 3) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело передано в суд.
Граждане РФ могут быть освобождены от прохождения военной службы по основаниям, указанным в ФЗ от 28 марта 1998 г. 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с последними изменениями от 22 февраля 2004 г.). Призыв на военную службу граждан РФ может быть отстрочен в случаях, установленных федеральным законодательством.
Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации
Конституционные обязанности человека и гражданина.
|
Основы конституционно-правового статуса личности
Сочетание прав и обязанностей, предусмотренных законодательными актами всевозможных областей права, представляет собой правовой статус (положение) личности, человека, гражданина, который рассматривают в качестве субъекта правоотношений, складывающихся в ходе исполнения законов разных сфер права, и в полной мере наделен всеми положенными ему своих прав, свобод и обязанностей.
Основы правового статуса граждан зкреплены Конституцией России, а конституционное право играет большую роль в координации общественных вопросов.
К основам правового статуса относят:
- иметь гражданство;
- общую правоспособность;
- нормы правового статуса человека и гражданина;
- наличие главных прав и свобод (экономических, гражданских, социально-культурных, политических)
- наличие гарантий соблюдения главных прав и свобод человека и гражданина;
- выполнение человеком и гражданином своих обязанностей.
Выше перечисленные основы являются центром правового статуса личности, обуславливают основное место индивидума в социуме. Они законодательно прописаны в главе 2 Конституции Российской Федерации. Многозначимо провозглашение всего объема прав и свобод граждан, их правовое равенство. К примеру, каждый гражданин на территории РФ имеет все права и свободы, а также несет равнозначные обязанности, исходя из принципов Конституции (п. 2 ст. 6 Конституции РФ).
Принципы правового статуса личности регламентируют основные права и обязанности личности перед другими людьми, сообществами, социумом, страной, они являются юридическими, находятся под государственной и правовой охраной. Данные принципы определяют подробную регламентацию правового статуса личности.
В ряде принципов конституционно-правового статуса личности в РФ рассматривают:
- комплекс прав и обязанностей человека, который обладает правами и имеет обязанности относительно других личностей, сообществ, страны и социума;
- неотделимость главных прав и свобод, невозможность самовольного отказа от выполнения обязанностей, предписанных Конституцией РФ, в одностороннем порядке;
- равенство прав и обязанностей человека и гражданина;
- гарантия реализации прав и выполнения обязанностей.
Сочетание прав и обязанностей подразумевает для каждого конституционного права человека возникновение обязанности у другого человека, государства или социума. (К примеру, каждый человек имеет право на заработанную пенсию по старости, а на соответствующие государственные структуры возлагается обязанность по выплате заработанной пенсии, используя накопленные обществом активы). Но не в каждой ситуации право соответствует появлению обязанности. (К примеру, по ч.1 ст.37 Конституции РФ каждый может реализовать свое право на труд, однако, ни у кого нет обязанности каждого трудоустраивать и прочее).
Обязанности гражданина в заботе о детях и родителях, которые стали нетрудоспособными
Рассматриваемое положение имеет сразу две стороны, которые закреплены в Конституции. Таким образом, конституционные обязанности граждан можно разделить на две части. Так в первой идет речь о том, что обязанностью родителей является забора о том, чтобы дети имели все необходимое для их нормального развития. Помимо обязанности эту задачу можно считать правом каждого родителя. Не важно, речь о биологическом факте родства или полученного в результате усыновления. Вторая часть гласит о том, что дети, ставшие совершеннолетними, должны выказывать заботу о своих родителях, если они потеряли трудоспособность. Подробнее о нюансах рассматриваемых требований можно почитать в Семейном кодексе.
Статья 59 — Болезни печени, желчевыводящих путей, поджелудочной железы
Статья расписания болезней | Наименования болезней, степень нарушения функций | Категория годности к военной службе | |
графа I | графа II | графа III | |
59 | Болезни печени, желчевыводящих путей, поджелудочной железы: | ||
а) со значительным нарушением функций | НГИ | НГИ | НГИ |
б) с умеренным нарушением функций | НГМ | НГМ | НГМ, ГНС – ИНД |
в) с незначительным нарушением функций | НГМ | НГМ | ГО |
г) при наличии объективных данных без нарушения функций | ГО | ГО | Г ССО – ИНД |
Пояснения к статье 59 расписания болезней.
Понятие и суть гражданства
Под термином «гражданство» понимают правовые отношения между гражданином и государством. Любые правовые отношения подкрепляются совокупностью норм и правил с обеих сторон. Связь между гражданином и государством основана на соблюдении законов, норм поведения, уважении человеческой свободы и достоинства.
Человек, являющийся гражданином той или иной страны, получает данный статус из-за сложившихся отношений с государством, которые и определяют сущность гражданства. Всё эти отношения заверены в юридической форме. Понятие «гражданство» не связано с постоянным проживанием индивида на территории конкретного государства.
Гражданство каждого индивида подтверждается документально. Например, паспортом или иными справками, указывающими на принадлежность к конкретной стране.
Категории прав человека
Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:
- естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
- права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).
Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:
- гражданские (личные)
- политические
- экономические
- социальные
- культурные