Проект по обществознанию на тему «Социальное обеспечение беженцев в России»
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проект по обществознанию на тему «Социальное обеспечение беженцев в России»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Российское законодательство наделяет беженцев рядом прав и обязанностей. Но только в том случае, если гражданин уже получил соответствующее свидетельство о заявлении на получение статуса беженца на территории РФ.
На какую помощь могут рассчитывать беженцы
Тщательный подход в вопросах присвоения статуса объясняется тем, что данная категория лиц получает значительные права и свободы на территории РФ. Предусмотренные отечественным законодательством меры социальной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев в России включают:
- временное проживание на первых этапах в специальном лагере, где их обеспечивают питанием и средствами первой необходимости;
- денежные выплаты (единовременные и суточные);
- бесплатный доступ к медицинскому обслуживанию;
- юридические консультации и психологическая помощь;
- льготные условия для трудоустройства (по сравнению с другими иностранцами) – не нужен патент;
- возможность детям беспрепятственно посещать детские сады и школы.
Условия предоставления беженцам и вынужденным переселенцам жилых помещений временного пользования
Статьей 92 Жилищного кодекса предусматривается, что в специализированном фонде жилых помещений происходит выделение временного жилья, которое предназначено исключительно для временного поселения таких категорий, как беженцы и вынужденные переселенцы. Статья 97 ЖК России определяет, что жилье, предназначенное для временного поселения лиц, относящихся к вынужденным переселенцам или имеющих статус беженца, должно использоваться для проживания этих граждан.
Условия, на которых происходит предоставление помещений из фондов временного поселения данной категории, устанавливаются двумя законами «О вынужденных переселенцах» и ФЗ «О беженцах». Заполучить такое жилище может семейство беженца или же переселенной особы в порядке очереди, за формирование которой отвечает территориальная структура миграционной службы.
Единовременное пособие
Выдача единовременного пособия также регламентируется постановлением № 484. Для его выплаты необходимо подать заявление в местное УВМ, подав заявление по стандартной форме и удостоверение личности. Для малообеспеченных семей придется предоставить дополнительные документы, подтверждающие факт низких доходов.
УВМ решает вопрос в течение одного рабочего дня, выдав подавшему заявление справку на получение пособия или проинформировав об отказе. Справка заверяется подписью и печатью руководителя отдела миграционной службы, действительна в течении двух дней со дня выдачи.
К сожалению, закон 1998 года выпуска безнадежно устарел, а выплаты, не привязанные к МРОТ делают это пособие практически бессмысленным. Обычный беженец получит 100 рублей за себя и еще по 100 за каждого несовершеннолетнего члена семьи. Для малоимущих сумма составит 150 рублей.
Российское государство помогает вынужденным переселенцам и беженцам решать один из самых насущных вопросов – жилищный. С момента прибытия они поселяются в специальных временных лагерях. Здесь организована медицинская помощь, их обеспечивают питанием и предоставляют личные средства первой необходимости.
В Российской Федерации создан специальный Фонд жилья, на балансе которого находятся квартиры, дома, общежития. Из этого фонда выделяются впоследствии площади для расселения иностранцев и членов их семей, которым присвоен статус беженца. Естественно, при этом данные лица не должны иметь недвижимого имущества в России.
Чтобы получить жилищную площадь из данного фонда, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальное подразделение ГУВМ МВД РФ: именно эти органы занимаются всеми вопросами, связанными с беженцами. «Социальная» квартира выделяется в порядке очереди, причем она может находиться в другом городе и даже регионе в зависимости от наличия жилья.
Но все это – прописанные в нормативных документах правила. На самом же деле жилья для всех нуждающихся очень часто не хватает.
Иногда навстречу иностранным гражданам идут и местные жители, предлагая им приют в своих домах.
Описанные ранее льготы положены по закону всем иностранным гражданам (или лицам без гражданства), которым присвоен статус беженца (или заявление находится в стадии рассмотрения).
Однако государственные органы могут отказать в предоставлении социальной помощи в таких случаях:
- отсутствие оснований для признания беженцем;
- против мигранта возбуждено уголовное дело;
- у иностранца есть гражданство еще одного государства и возможность воспользоваться его защитой;
- прибытие не из той страны, где существовала угроза его жизни и здоровью;
- незаконное пересечение государственной границы России;
- предоставление неполной или неправдивой информации;
- брак с россиянином (в таком случае можно оформить РВП);
- уже есть разрешение на временное проживание;
- лицо уже находится под защитой ООН.
По определению Женевской конвенции «беженец» – человек, покинувший страну проживания из-за опасения стать жертвой по культурным, расовым, религиозным или политическим взглядам. За последние пять лет Россия приняла немало беженцев от конфликтов на Украине и Ближнем Востоке. Тысячи обескровленных людей получили убежище и помощь.
Порядок присвоения статуса беженца регламентируется федеральным законом №4528-1, который устанавливает гарантии социальной защиты и представление интересов вынужденного переселенца. Помимо закона, Российская Федерация ратифицировала конвенцию «О статусе беженцев» ООН от 1951 года, которая также является частью правовой системы страны.
Получить консультации по пособиям, гражданству, статусу беженца и другим вопросам можно в любом региональном отделении УВМ МВД.
Процедура получения статуса беженца описана в третьей статье федерального закона. Соискателю следует обратиться в диппредставительство, консульство РФ, ГУВМ (в случае нахождения на территории России) или органы пограничного контроля.
Ходатайство подается только в письменной форме, образец установлен приложением 1 приказа МВД №838. В форме должны находиться анкетные данные соискателя, информация о прибывших с ним лицах и просьбу о признании беженцем. Такое заявление должно быть заполнено каждым дееспособным членом семьи на русском языке.
Принятие и рассмотрение ходатайства проходит в два этапа. На первом сотрудник УВМ проводит поверхностную проверку данных и их предварительное рассмотрение. По регламенту, этот этап длится пять дней. Далее принимается окончательно решение по присвоению иностранцу статуса беженца. Полный срок рассмотрения ходатайства занимает от двух (на территории РФ) до трех месяцев (за ее пределами).
Проблема беженцев и вынужденных переселенцев в России. Справка
Предоставление временного убежища осуществляется в порядке, определяемом правительством Российской Федерации. Источниками финансирования расходов на прием, проезд, размещение и обустройство беженцев и вынужденных переселенцев являются средства федерального бюджета, выделяемые на реализацию федеральных миграционных программ, а также средства бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемые на реализацию региональных миграционных программ. Законодательством РФ также предусмотрено создание фондов помощи беженцам, которые являются некоммерческими организациями, создаваемыми в соответствии с федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации на федеральном и (или) на региональном (межрегиональном) уровнях и преследующими социальные, благотворительные и иные общественно полезные цели. Для регулирования процессов миграции населения на территории Российской Федерации правительством Российской Федерации заключен ряд соглашений с правительствами стран ближнего зарубежья, которыми предусматривается, например, возможность беспрепятственного приобретения в собственность занимаемого вынужденным мигрантом жилья в государстве выезда с правом свободного распоряжения жильем и другим имуществом, в том числе и их продажи. Предусматривается перевод денежных средств в государства выезда без уплаты налогов и пошлин и др. 24 сентября 1993 года странами СНГ было подписано «Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам», в соответствии с которым сторона, принявшая беженцев и вынужденных переселенцев берет на себя обязательства обеспечивать им в местах их временного размещения необходимые социально бытовые условия; оказывать содействие в трудоустройстве, содействовать в истребовании и выдаче документов, необходимых для решения вопросов, связанных с гражданством; содействовать в получении по месту прежнего жительства свидетельств о браке, рождении, трудовых книжек и других документов, необходимых для решения вопросов пенсионного обеспечения, подтверждения трудового стажа, выезда за границу и т.д.; оказывать содействие в получении сведений о родственниках, проживающих на территории государства, покинутого беженцем или вынужденным переселенцем, а также о его оставленном там имуществе. Практическое содействие в реализации договоренностей оказывает Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения государств-участников Содружества Независимых Государств.
Необходимые процедуры
Согласно неоднократно упомянутому в статье федеральному закону 4528-1, статья 3, соискатель статуса беженца в день подачи заявления обязан пройти дактилоскопическую экспертизу и сделать фотографию. Процедуру проводит сотрудник УВМ, результаты подшиваются в личное дело иностранца. Шестая статья закона указывает на необходимость пройти медосмотр и получить сертификат, подтверждающий отсутствие ВИЧ.
По административному регламенту, иностранец должен ответить на вопросы опросного листа или заполнить анкету. В первом случае данные заполняются уполномоченным сотрудником на русском языке, если необходимо — используются услуги переводчика. После опроса проводится собеседование, в котором миграционная служба решает вопросы, оставшиеся неотвеченными в опросном листе.
Как оформить пособие беженцам
Российским государством предусмотрен довольно широкий спектр мер поддержки беженцам и переселенцам. Чтобы получить доступ к этой госпомощи, необходимо пройти процедуру соответствующего документального оформления. По всем вопросам, связанным с миграцией, нужно обращаться в ГУВМ МВД.
Для оформления пособия в миграционный орган подается соответствующее ходатайство (см. Образец). В нем должны содержаться сведения о самом гражданине, подающем заявление, а также обо всех несовершеннолетних, что прибыли вместе с ним.
Рассмотрение заявления производится в течение суток, после чего при положительном решении вопроса выдается справка для получения денег через Сбербанк. Такая справка действительна в течение 7 календарных дней.
Проблема социальной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев остро встала перед Россией в связи с распадом СССР, сопровождаемом взрывом сепаратизма, вооруженными конфликтами, ломкой прежнего уклада жизни миллионов людей. Эти события спровоцировали потоки вынужденных переселенцев, резко обострил миграционные процессы в России.
Вынужденная миграция второй половины 90-х годов, на фоне усиления роли экономического кризиса, была вызвана следующими комплексными факторами: пронациональным законотворчеством, предполагающим дискриминацию по языковому и национальному признакам; резким снижением уровня жизни (в большей степени у лиц некоренных национальностей); усилением этнокультурной дистанции; высоким напряжением на рынке труда; ухудшением экологии (образованием зон природных и техногенных катастроф).
Первые беженцы появились уже в 1989 году. Из Узбекистана на территорию РФ прибыло 20 тыс. турок — месхетинцев. В 1990 году из Баку прибыло 90 тыс. человек, из них около двух третей – русские. В 1991 году из Грузии в Северную Осетию прибыли 100 тыс. осетин.
Характерной особенностью миграционной ситуации в эти годы являлось преобладание концентрации мигрантов в центральных, достаточно густонаселенных старо обжитых регионах с благоприятными природными условиями, относительно высоким уровнем социально-экономического развития и спокойной политической обстановкой. Серьезное воздействие на ситуацию оказывало наличие очагов, способствующих возникновению вынужденной миграции в Чеченской республике и в районе Осетино-ингушского конфликта.
Сложившаяся ситуация привела к необходимости принятия Правительством РФ срочных мер, обеспечивающих помощь и поддержку людям, которые вынуждены были покинуть места своего прежнего проживания.
Основными руководящими документами в работе с вынужденными переселенцами и беженцами являются законы Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» (1995) и «О беженцах» (1997), предусматривающие решение вопросов, связанных с предоставлением статуса вынужденного переселенца и беженца, реализацией комплекса организационных, экономических, правовых, финансовых, информационных и других мероприятий, направленных на оказание помощи вынужденным мигрантам в обустройстве на новом месте жительства.
Вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо в следствие реальной опасности подвергнуться насилию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 28.12.1995.).
Беженец – лицо, которое является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой в следствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (Закон РФ «О беженцах» от 28.06.1997.).
Таким образом, беженцем обычно считается человек, который пересек границу другого государства, убегая от опасности. В России беженцами называют людей, находящихся на территории РФ и не имеющих российского гражданства, которые по некоторым дискриминирующим причинам не имеют возможности вернуться к себе на Родину.
Вынужденные переселенцы – это те же беженцы, но являющиеся гражданами России. Они имеют гражданство РФ и подверглись дискриминации по пяти признакам: расовому, этническому, конфессиональному, социальному и политическому. Международное право не знает такой категории населения. В других странах существуют «внутри перемещенные лица». Это люди, которые вынужденно перемещаются внутри одной страны из-за природных катаклизмов, техногенных катастроф, либо военных действий. В РФ такого понятия в праве не существует. Хотя, именно под него попадают, например, беженцы из Чечни.
Работа для беженцев в России
Поиск работы следует начать с исключения тех предложений, которые сулят большую заработную плату. Такие вакансии размещают, как правило, мошенники, а на самом деле обещанную зарплату получить будет невозможно. Обратить внимание стоит на те предложения, по которым помимо самой работы гарантируется также предоставление жилья в общежитии. Поиск можно начать со специализированных ярмарок вакансий, например:
- Действующие в регионе специализированные ярмарки;
- Биржа труда;
- Органы соцзащиты, а также местное самоуправление.
Проблемы, с которыми сталкиваются вынужденные мигранты
Проблемы обеих категорий вынужденных мигрантов связаны с переездом и могут носить разнообразный характер. В первую очередь лиц беспокоят бюрократические препоны. Получение и подтверждение статуса требуют от мигранта многократного посещения государственных органов, сбора документов и готовности к временным затратам.
Почти каждый мигрант сталкивается с психологическими трудностями. Смена места жительства, а зачастую культурной и языковой среды, приводит к психологическому отчуждению переселенцев и беженцев, проблемам с адаптацией, интеграцией в новое общество, поиском работы и нового круга общения. Зачастую многие мигранты не справляются с психологическим давлением и возвращаются в регион или страну убытия.
Еще одна проблема носит бытовой характер. Обустройство быта на новом месте жительства требует больших финансовых затрат и личных усилий. Многим мигрантам требуются годы, чтобы создать сопоставимый с прежним местом проживания уровень достатка и бытовых условий.
Какая будет оказана помощь переселенцам в 2022 году от властей РФ
В России выделяется 2 категории переселенцев – вынужденные переселенцы, которые не по своему желанию перебрались с постоянного места жительства внутри страны в другой регион РФ или в Россию из-за рубежа, а также добровольные переселенцы, то есть участники программы по содействию добровольному переселению соотечественников в Россию. И те и другие могут претендовать на помощь переселенцам в 2022 году от Правительства РФ и региональных властей страны. В данной статье мы расскажем, когда переселенцы могут получить поддержку от властей России, в чем преимущество участия в программе по переселению соотечественников, какая помощь оказывается переселенцам в различных регионах страны, какие им положены выплаты, льготы, консультации, социальные меры помощи, содействие в покупке жилья.
Конституции РФ провозгласила наше государство социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Как отмечают А. М. Лушников и М. В. Лушникова, «Задачи государства в социальной сфере сегодня осуществляются не только через распределение социальных благ, компенсацию материальных потерь в связи с утратой (отсутствием) заработка, иного дохода, но и через защиту членов общества от социального отторжения, обеспечение условий для социальной интеграции в общество в русле идей социальной солидарности и социальной безопасности»73. Автор также считает, что социальное государство должно обеспечить членам общества эффективный доступ к услугам в области здравоохранения, образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности. Все это регламентируется множеством законов и иными нормативными актами, в которых выделены задачи социально-правовой защиты населения. Н. И. Матузов, А.В. Малько пишут: «Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи — средства ее достижения, то функции -это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции»74.
Как уже отмечалось ранее, в научной литературе, вопросы именно социально-правовой защиты лиц исследованы слабо, в основном речь идет о социальной помощи и социальном обеспечении, т.е. о слагаемых социально-правовой защиты. В связи с этим, целесообразно определить в первую очередь функции и задачи социального обеспечения, а затем перейти к задачам, стоящим перед институтом социально-правовой защиты непосредственно беженцев и вынужденных переселенцев. Функции социального обеспечения как общественно полезной деятельности формулировались исходя из функций государства и целей социальной политики Российской Федерации. Д. А. Никонов, А. В. Стремоухов выделяют следующие функции социального обеспечения: экономическую, защитную, политическую, социально-реабилитационную, демографическую и производственную75. Социальное обеспечение является частью социальной политики государства и в свою очередь имеет свои задачи. Исходя из приведенного выше соотношения функций и задач, представляется возможным выделить задачи социального обеспечения: 1) соблюдение прав человека и реализация конституционных положений. Недопущение нарушения социальных прав населения, гарантированных конституцией РФ; 2) выравнивание личных доходов населения. Достижение социально-приемлемого уровня жизни населения, в соответствии с конкретными условиями общественного развития; 3) регулирование занятости; 4) поддержание демографии; 5) восстановление полноценной жизнедеятельности при наступлении социальных рисков, установление нижней границы уровня социальной защищенности граждан; 6) социально-психологическая поддержка. Ранее были рассмотрены определения, а также соотношение социального обеспечения и социально-правовой защиты, как части и целого. Вследствие этого и на основании приведенных задач социального обеспечения можно выделить задачи социально-правовой защиты. В целях конкретизации задач, стоящих перед социально-правовой защитой различных слоев населения предлагается выделить основные задачи. Их целесообразно разделить на общие и специальные. Общие (общесоциальные) — это задачи по социально-правовой защите населения в целом. Специальные (узкосоциальные) — это задачи по социально-правовой защите отдельных категорий населения (в контексте данной работы — беженцев и вынужденных переселенцев). Общесоциальные задачи социально-правовой защиты включают в себя задачи социального обеспечения, а также: 1. Правовое обеспечение социальной защиты населения. 2. Установление обязательной правовой ответственности за несоблюдение положений законодательства регулирующего социально-правовую защиту. Специальные задачи социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев: 1. Соблюдение прав человека и реализация конституционных положений. 2. Выравнивание личных доходов беженцев и вынужденных переселенцев, достижение социально-приемлемого уровня жизни. 3. Обеспечение занятости беженцев и вынужденных переселенцев. Трудовая поддержка беженцев и вынужденных переселенцев позволит им скорее интегрироваться в новую действительность, выделение дополнительных трудовых мест позволит им быстрее социально адаптироваться на новой местности и скорее стать полноправным членом общества; 4. Помощь семье, поддержание уровня рождаемости. 5. Восстановление полноценной жизнедеятельности при наступлении социальных рисков. 6. Социально-психологическая поддержка. Необходимо учитывать, что прибывающие в новую местность вынужденные переселенцы, а особенно беженцы, нуждаются в скорейшей социальной адаптации. Она может произойти при условии, когда не только сами вынужденные мигранты, но и члены их семей надежно защищены. А для этого необходимо в местах их предполагаемого поселения строить, школы, детские сады библиотеки и другие, объекты социально-культурного плана. Целесообразно строительство культовых сооружений, в местах массового этнического скопления вынужденных мигрантов, либо обеспечение обрядоотправления служителями культа, в местах, где отсутствуют соответствующие храмовые сооружения. Все эти положения необходимо принять на законодательном уровне. 7. Обеспечение соблюдения законности реализуемых мер социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев 8. Обеспечение соблюдения мер ответственности за несоблюдение закона. Г. И. Литвинова, Н. А. Михалева справедливо отмечают, что данная категория населения рассматривается как объект социальной защиты только в узко теоретическом плане, на практике социальная защищенность беженцев и вынужденных переселенцев находится на самом низком уровне76. Возможно, выделение приведенных задач по социально-правовой защите конкретно беженцев и вынужденных переселенцев, помогут качественнее реализовывать свои функции субъектам, уполномоченным на осуществление социально-правовой защиты этих особо нуждающихся, в силу специфичности их социального статуса.
Правовой статус беженцев
В России насчитывается около 16 тыс. беженцев и 500 тыс. вынужденных переселенцев. Их положение регулируется специальными законами «О беженцах» (в ред. Федерального закона от 28 июня 1997 г.) и от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах».
Беженец — это иностранец или лицо без гражданства, которое покинуло страну своего гражданства (прежнего обычного места жительства) в силу того, что подвергалось преследованиям или имеет обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и не может или не желает пользоваться защитой своей страны или вернуться в нее по указанным причинам.
Понятие «беженец» по российскому законодательству. Особенности их правового статуса
В современном международном праве, в отличие от классического международного права, имеется целая отрасль, посвященная правам человека. Современное международное право содержит общепризнанные, и, следовательно, обязательные для всех государств нормы, определяющие основные права и свободы человека независимо от гражданства, пола, расы и т.д.
Существует ряд международно-правовых норм, договорных и обычных, прямо или косвенно относящихся к индивидам, в частности, по вопросам защиты прав человека, приобретения и утраты гражданства, режима иностранных граждан, предоставления политического убежища и другие.
Войны между государствами, конфликты немеждународного характера, политические преследования ведут к массовому исходу населения в другие страны. Это сделало необходимым урегулирование правового положения беженцев, поскольку зачастую они оказываются в бесправном состоянии. Первые акты были приняты после Первой мировой войны
Безусловно, Конвенция 1951 г. позитивно повлияла на решение проблем беженцев. Вместе с тем она содержит ряд ограничений, препятствующих своевременному оказанию помощи всем лицам, нуждающимся в политической, правовой и социальной защите.
Ныне основным актом является универсальная Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 г. Учитывая актуальность для себя этой проблемы, Россия стала ее участницей в 1992 г.
В статье 1 Конвенции содержится следующее определение понятия «беженец». Таковым считается лицо, находящееся вне страны гражданской принадлежности в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может или не желает пользоваться защитой этой страны или вернуться в нее вследствие опасений стать жертвой преследования. Таким образом, правовое регулирование положения беженцев согласно Конвенции охватывает несколько аспектов:
- – определение понятия «беженец» и закрепление принципов их невысылки и невыдачи;
- – предоставление беженцам по ряду вопросов правового режима иностранцев (например, в отношении гражданских, гражданско-процессуальных, уголовно-процессуальных, трудовых прав);
- – предоставление беженцам по определенным вопросам национального режима (так, беженцы, как и граждане данного государства, уравнены в праве обращения в суд, в получении начального образования, правительственной помощи, в вопросах налогообложения, защиты интеллектуальной собственности).
Вступление России в Совет Европы придало новый импульс работе по обеспечению прав человека в Российской Федерации.
Для Российской Федерации стало обязательно руководствоваться в своей практической деятельности положениями, содержащимися в основных нормативно-правовых актах Совета Европы о правах человека. Особо отметим появившуюся необходимость соблюдения требований, содержащихся в Европейской конвенции о выдаче, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколах к ней, Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего обращения или наказания.
Региональные соглашения по правам человека, совпадая с универсальными в трактовке прав и свобод, имеют более эффективную судебную систему контроля за их соблюдением государствами в отличие от механизма контроля за соблюдением универсальных конвенций, осуществляемых квазисудебными органами – комитетами, заключения которых не имеют обязательной юридической силы для государств.
Следует иметь в виду, что к беженцам относятся не только лица, имеющие гражданство определенного государства, но и лица, не имеющие гражданства. Сохранение или утрата лицом своего гражданства в момент признания его беженцем не влияет на его правовой статус беженца.
Понятие «беженец» применяется к лицу, которое:
- 1) не является гражданином Российской Федерации;
- 2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства – вне страны своего прежнего обычного места жительства);
- 3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
- 4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.
К беженцам не относятся так называемые экономические беженцы, которые покидают свою страну по экономическим соображениям. Не может претендовать на статус беженца лицо, совершившее преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности; совершившее ранее тяжкое преступление неполитического характера.
В принципе, государство обязано предоставить беженцам статус, которым пользуются иностранцы вообще. Что же касается правительственной помощи, то они приравниваются к местным гражданам. Запрещено накладывать взыскание на беженца за незаконный въезд. Государства по возможности облегчают ассимиляцию беженцев. Особое значение имеет правило о недопустимости высылки беженцев в страну, в которой их жизни или свободе угрожает опасность.
Беженцам предоставлен национальный режим. Кроме того, на них распространяются льготы, установленные для вынужденных переселенцев. (1),Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» //СЗ РФ. 1995. № 52. Ст. 5110 им оказывается содействие в приобретении гражданства РФ.