Безопасность в ОО: как и кто обеспечивает?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безопасность в ОО: как и кто обеспечивает?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Решение о привлечении специалистов ЧОП к охране школьного здания и всех в нем находящихся должны принимать родители. Школьная администрация не наделена правом требовать от родителей средства на подобную цель. При наличии потребности заключения договора на охрану следует собрать общее родительское собрание, на котором и будет принято (либо отклонено) соответствующее решение. При положительном решении и последующем заключении договора с ЧОП оплата может производиться как в разовом порядке (в начале учебного года, как правило), так и в виде ежемесячной акции.
Охрана школы: добровольные платежи
За счет предоставляемых родителями средств можно установить охранные системы и некоторые дополнительные средства той же направленности (например, контролирующая доступ в школу система либо система видеонаблюдения).
Средства на установку таковых взимаются исключительно на основе принятого на собрании родителями добровольного решения.
Как обеспечить безопасность в школе:
-
Изучение и реализация законодательных норм, посвященных вопросам безопасности, разработка локальных нормативных актов.
-
Плановая деятельность по организации и поддержанию антитеррористической защищенности.
-
Выполнение норм и правил противопожарной безопасности, которые должны знать и учащиеся школы.
-
Плановая работа по предотвращению несчастных случаев с учащимися школы и ее персоналом, профилактика производственного травматизма.
-
Обеспечение безопасной эксплуатации технического оснащения, включая соответствующие средства обучения, а также эксплуатации здания.
-
Контроль соблюдения персоналом школы и ее руководителем нормативных актов, которые касаются охраны труда.
-
Обеспечение выполнения учащимися образовательного учреждения и его персоналом законодательных и иных нормативно-правовых актов, которые регламентируют формирование безопасных условий образовательного процесса.
-
Организация регулярного проведения инструктажей.
-
Профилактика правонарушений, курения, употребления наркотических веществ, контроль поведения обучающихся.
-
Готовность школы к оказанию первой медицинской и доврачебной помощи.
-
Контроль соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и регулярное проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий.
С ответственностью образовательных учреждений за несовершеннолетних связано очень большое количество разнообразных нюансов.
К самым важным можно отнести следующие:
Показатели | Описание |
Рассматривать дела подобного рода имеют право лишь районные и областные суды | мировым не подсудны вопросы, где затрагиваются интересы несовершеннолетних |
В большинстве случаев в расследовании случаев нарушения прав ребенка, возникновения ответственности образовательного учреждения требуется обязательное участие органов опеки | компетентные в данных вопросах инспектора осуществляют осмотр ЧП, опрос свидетелей |
Родители также могут быть привлечены к ответственности | если одним из факторов, послуживших причиной травмы, противоправного поведения ребенка является уклонение от реализации воспитательной функции |
Нормативный акт ССБТ определяет, в зависимости от возникшей ситуации, виды инструктажа:
- вводный. Проводит каждый педагогический работник при первой встрече с обучающимися и при поступлении в класс новых учеников. Рассказывают об основных понятиях образовательного учреждения и процесса обучения, о правилах соблюдения ТБ в разных местах, и об обязанностях учеников соблюдать правила поведения,
- первичный. Проводится перед уроком, посвящённым выполнению новых лабораторных опытов, либо практических занятий. На уроках трудового обучения – при использовании нового оборудования и оснастки,
- повторный. Проходят раз в пол года все, кто проходил первичный, для закрепления навыков,
- внеплановый. Его проводят при изменении или введении новых нормативов, касающихся обеспечения техники безопасности, при замене материальной базы, требуемой для обучения, если произошёл несчастный случай, причиной которому стало несоблюдение требований безопасности учащихся, по требованию сотрудников контролирующих организаций, на основании решения директора.
- целевой. Относится к внеурочной деятельности: проведение массовых мероприятий (выходы в общественные места, соревнования, походы). Обязателен инструктаж по технике безопасности на осенних каникулах для учащихся, зимних, весенних и летних каникулах. В начальных классах рассматривают правила поведения на дороге, на воде, на льду.
Как улучшить школьную охрану
Предложения, направленные на повышение надёжности охраны школ, поступают отовсюду. А на местах, не тратя время на дискуссии, стали немедленно принимать свои меры.
Например, в Смоленске финансирование охранных фирм школ будет возложено строго на городской бюджет, а прямо сейчас предпринята масштабная проверка действующих в школах ЧОПов.
По её итогам произведут отбор самых квалифицированных фирм, и с 1-го марта текущего года они будут работать более профессионально, под бдительным наблюдением городских властей.
Однако вопрос охраны школ обсуждается на всех уровнях. Со стороны Госдумы говорят о вводе единых требований к безопасности учреждений образования. Росгвардия, со своей стороны, предлагает конкретные критерии для ЧОПов, специализирующихся на охране таких объектов.
Из истории школьной охраны
Охрана в школах появилась не так давно — 12 лет назад. Раньше за порядком следили дежурный администратор и сторож. Но они не всегда справлялись с наплывом незваных гостей: окрестная шпана практически безнаказанно хулиганила во многих школах, которые напоминали проходной двор. Когда страну потрясли террористические акты, один за другим были приняты несколько федеральных законов о борьбе с терроризмом. Благодаря им в школах и появились люди в форме.
За минувшие годы число охранных предприятий, которых привлекают к работе в школах, сократилось в разы. Дело в том, что несколько лет назад в большинстве российских городов для них стали проводить ежегодный конкурс (среди прочих надежность ЧОПов оценивают и представители ГУВД). По результатам конкурса школам рекомендуют проверенные ЧОПы. Через год собирают отзывы об их работе. Если нареканий нет, договор продлевают еще на год. А недобросовестных меняют.
Чем дольше конкретный ЧОП работает в конкретной школе, тем лучше: у его сотрудников уже наработаны связи с районными отделениями милиции. Кроме того, они знают в лицо всех учеников, учителей и многих родителей.
О чем говорят эксперты?
Главная проблема, которую отмечают руководители и владельцы охранных компаний, это низкая стоимость, которую предлагают заказчики. В среднем школы покупают охранные услуги за 120–170 рублей за «человекочас». После вычета налогов охраннику достается на руки от 60 до 110 рублей за час работы.
В идеале охранники должны быть подготовлены и физически, и психологически, обучены действиям в различных ситуациях, они должны владеть оружием, знать, как реагировать, быть «насмотренными, настрелянными». Но на такую низкую оплату, которую предлагают за услуги охраны бюджетные учреждения, профессионалы не пойдут. Поэтому в большинстве случаев в школах и садиках работают охранники IV категории, которые не имеют права на ношение оружия, а также пенсионеры, которые не трудоустроены в штат ЧОПов.
В Ижевске директора частного охранного предприятия «Щит» Андрея Злобина отправили под домашний арест по делу о стрельбе в школе № 88. Сотрудники правоохранительных органов выявили многочисленные нарушения в деятельности организации. Погибшие в результате нападения на школу охранники-пенсионеры не были оформлены официально. Задержанному руководителю организации грозит до 10 лет лишения свободы.
По словам генерального директора управляющей компании группы охранных предприятий «Цербер» Андрея Козеева, ситуация, когда охранное предприятие демпингует (снижает и так низкую первоначальную цену контракта), а потом нанимает неквалифицированных сотрудников на объекты, — не редкость, и в Перми есть аналогичные случаи.
Физическая безопасность детей
В наше неспокойное время охрана в школе — обычное явление. К сожалению, всем известны случаи, когда против детей и учителей в школе совершались противоправные действия. Увы, охрана не всегда в силах справиться с нештатной ситуацией, что, конечно, огорчает. Но обучение охранников или их замена на более профессиональных — вопрос, находящийся не в нашей компетенции.
Однако террористы и подростки с оружием — это экстремальные случаи и не единственная опасность, с которой сталкивается школьник. Гораздо чаще неприятности бывают связаны с мелким и не очень хулиганством, вымогательством, воровством, буллингом. Именно с этими вопросами может и должна работать администрация школы, а в ряде случаев — и каждый педагог.
Еще одна опасность — распространение среди школьников запрещенных веществ (наркотиков, курительных смесей и т.п.)
Как свести подобные ситуации к минимуму?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо задуматься:
- при каких обстоятельствах подростки с девиантным поведением нападают на жертву, чтобы ее побить, унизить или отобрать деньги и ценности?
- где и когда дилеры могут передать запрещенное вещество?
В большинстве случаев нарушители стараются совершать все эти действия тайком, выбирают места, где их не увидят педагоги:
- различные закутки в школе;
- гардероб;
- место в школьном дворе, которое не видно на камерах, загорожено кустами или какими-то постройками.
Удивительно, но факт: для решения проблемы достаточно иногда просто ликвидировать такие «опасные» места.
- В небольших «аппендиксах» коридоров можно установить теннисный стол, стеллаж с книгами и пару пуфов, ящик с игрушками, сделать яркое освещение.
- Огородить гардероб низеньким штакетником или декоративной решеткой, приспособить под него стены холла — короче, сделать его максимально просматриваемым.
- Заново переосмыслить пространство школьного двора. Вместо густого кустарника, который не столько украшает, сколько загромождает пространство и создает укромные уголки, лучше оформить газоны, клумбы, посадить небольшое количество деревьев. Конечно, здесь могут быть также игровая и спортивная площадки, скамеечки и т.п.
Благоприятный психологический климат в классе — главное условие психологической безопасности ребенка в школе.
Но не единственное. Если предотвратить буллинг педагог обычно не в силах (как правило он действует, уже будучи поставлен перед фактом), то есть и такие составляющие благоприятной атмосферы, которые зависят именно от него.
О том, что именно педагог может стать невольным инициатором буллинга, мы уже упоминали выше (случаи, когда учитель умышленно организует травлю неугодного ребенка, мы рассматривать не будем: это недопустимое поведение для педагога).
Иногда мы не замечаем, что наши слова, обращенные к ученику, несут в себе травмирующий его психику элемент. Кто-то, оказываясь раз за разом объектом мягкой и необидной объективно иронии учителя, радуется, что «не влетело по-настоящему» и старается не дразнить судьбу в дальнейшем. А кто-то с больным самолюбием воображает, что его обидел учитель, а ребята смеялись: конечно, его все презирают, не любят…
Наши нейтральные, в общем-то фразы в разы чаще несут в себе критику, нежели положительную оценку. Результатом становятся серьезные проблемы:
- неврозы;
- нежелание учиться;
- «выученная беспомощность».
Новые меры могут создать дополнительную угрозу
Лидер движения «Родители Москвы» Илона Менькова считает, что псевдомеры, которые предлагают для защиты школ от террористов московские чиновники в сфере образования, не помогут обезопасить детей, а в некоторых случаях даже, наоборот, создадут дополнительную угрозу.
– Случай с нападением на школу в Ижевске далеко не первый, однако в этот раз чиновники проявили небывалую активность в изобретении так называемых защитных мер, – рассуждает общественница. – Все они, по сути, бессмысленны и в некоторых случаях даже опасны, поэтому наше движение выступает против вредительских идей департамента образования. К примеру, школы стали организовывать вход на свою территорию через одну калитку, в результате по утрам возникает узкое горлышко с большим скоплением детей. Где гарантия, что потенциальный террорист не организует нападение в этом месте? Кроме того, рамки на входе и вовсе нарушают правила пожарной безопасности.
«Звучат и совсем дикие предложения, в частности предлагается снабдить школьных охранников оружием. Никто не задумывается, что им впоследствии может завладеть преступник».
Правила поведения ученика на переменах
Ребёнок обязан вести себя должным образом не только на уроке, но и на перемене. Это значит, что есть определённые правила, прописанные в школьном Уставе. Давайте рассмотрим, каких порядков ученик должен придерживаться в школе.
Поведение ученика на переменах:
- В то время, когда прозвенел звонок с урока, ребёнок обязан привести в порядок свое рабочее место и приготовиться к следующему уроку.
- На перемене ученик должен спокойно ходить по школе, а не бегать.
- Школьник обязан дружелюбно общаться со сверстниками (не драться и не ссориться).
- Со всеми работниками школы здороваться.
- Если ребёнок входит в помещение, а сзади находится учитель, ученик обязан пропустить старшего.
Что говорится в законе
Так как школы – учреждения образовательные, они подчиняются закону «Об образовании». И в этом законе, принятом еще в начале 90-х, черным по белому написано, что любой родитель имеет право посещать школу, в которую ходит его чадо, если это, однако, не препятствует образовательному процессу.
Именно последнюю часть формулировки в качестве лазейки и выбрали для себя администрации школ, прописав во внутренних уставах заведений запрет на вход в школу родителям во время уроков. Дескать, наличие взрослых разлагает дисциплину и делает невозможным нормальный образовательный процесс.
Внутреннему же уставу учебного заведения воспитанники школ и, соответственно, их опекуны, должны подчиняться. Вот и выходит очередная правовая коллизия: по общероссийскому закону родителям заходить в школу можно, а по локальным школьным (в большинстве случаев) – нет.
Если в администрациях школ работают более-менее толковые педагоги, они, по крайней мере, прописывают послабление (разрешение на посещение классов) для родителей начального звена, однако в большинстве школ запрет на посещения действует для всех родителей.
Правила безопасного поведения в школе
Школа – это место, где в течение учебного года дети и подростки проводят больше всего времени. Здесь они получают знания, отдыхают во время перемен, посещают кружки и внеурочные занятия. Чтобы школьная жизнь не омрачалась неприятными и опасными событиями, существуют определенные правила.
Часть требований учитывается еще при строительстве. Школьные помещения размещаются в специальных зданиях, которые из соображений пожарной безопасности не проектируются многоэтажными. Из высоко расположенных кабинетов в случае пожара труднее эвакуировать учащихся, особенно малышей. По этой же причине начальные классы располагают обычно на нижних этажах.